УДК 02:061.1(100)
Л.Х. Хабибуллина
Руководящие принципы Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) для программ библиотечно-информационного образования - 2012
В статье дается обзор деятельности секции образования и переподготовки, которая работает в структуре Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). В качестве анализируемого материала был взят один из немногих переведенных на русский язык документ, разработанный для введения в практику реализации подготовки студентов по программе библиотечно-информационной деятельности в разных странах. В анализируемом документе рассмотрены основные требования, предъявляемые к студентам, профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам и материально-технической базе.
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, ИФЛА, образование и профессиональная подготовка, нормативные документы, самостоятельная работа
Шага К. КИаЫЬиШпа
Guidelines for Professional Library / Information Educational Programs - 2012
This article is about activity of section «Education and training», which is working in the frame of International Federation of Library Associations (IFLA). Author focuses on the document which was one of the few translated into Russian. It's developedping to involve in educational process for library and information programs in different countries. Basic requirements to students, faculty, staff, instructional resources and facilities are overviewed in this paper.
Keywords: LIS education, IFLA, education and training, requirements document, self-guided work
Библиотеки и информационные службы являются неотъемлемой частью жизни каждого образованного человека, предоставляя доступ ко всем богатствам человеческой мысли и раскрывая культурное многообразие, представленное на любых носителях. Говоря о библиотеке, не стоит забывать о библиотечном персонале, который обучает и помогает искать необходимую информацию.
Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) - всемирная независимая неправительственная международная профессиональная организация, оказывающая содействие в сотрудничестве в области исследований и развития различных сфер библиотечной деятельности. В качестве неправительственной организации ИФЛА представляет собой орган, с помощью которого всемирное библиотечное сообщество может быть представлено при рассмотрении вопросов международной значимости.
С самого начала своего существования профессиональная организация - федерация библиотечных ассоциаций - стала рабочим органом лидеров библиотечного дела с разных континентов и разных стран. Ежегодно ИФЛА проводит Международный библиотечно-информационный конгресс в самых разных уголках мира. Для того чтобы четко понимать масштабы мероприятий, проводимых ИФЛА, можно обратиться к статистическим данным последнего конгресса (2013 г.), который проходил на островах Юго-Восточной Азии в Сингапуре.
На выставочном пространстве площадью 985 кв. м, 122 страны-участницы, свыше 2092 представителей и 309 волонтеров приняли участие в событии мирового значения для профессионального библиотечного сообщества.
В настоящее время в ИФЛА постоянно функционируют 43 секции, например, Академические и исследовательские библиотеки, Классификация и индексирование, Информационная литература, Управление знаниями, Школьные библиотеки, Национальные библиотеки, Научные и технические библиотеки и пр.1 Особое внимание следует уделить тому факту, что в структуре ИФЛА выделены постоянные секции, ориентированные на профессиональную подготовку и переподготовку кадров для библиотечно-информационных учреждений.
В данной статье предполагается рассмотреть деятельность одной из секций: Education and Training (Образование и профессиональная подготовка). Секция ориентирована на специалистов в области библиотечно-информационного образования, специализирующихся на исследованиях и профессиональной практике. Данная секция в структуре ИФЛА функционирует на протяжении 40 лет (в 2014 г. отмечается юбилей секции) и в процессе своей деятельности пытается рассмотреть и решить наиболее важные задачи, стоящие перед библиотечно-информационным образованием. Деятельность секции призвана помочь преподавателям библиотечно-информа-
34
Вестник СПбГУКИ • № 3 (20) сентябрь • 2014
Руководящие принципы Международной федерации библиотечных ассоциаций..
ционных дисциплин, практикам и руководителям соответствующих подразделений в организации учебного процесса путем разработки и принятия документов общемирового уровня и значения. Надлежащее качество обучения, актуальность учебно-методического обеспечения преподавания, постоянное совершенствование своих навыков и знаний - все это является неотъемлемой частью библиотечно-информационного образования. Особый интерес в деятельности секции представляют вопросы, связанные с преподаванием библиотечно-информационных наук и подготовкой кадров в развивающихся странах.
Вопросы, рассматриваемые в рамках секции по образованию и профессиональной подготовке специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, касаются всех структурных подразделений ИФЛА, что предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие как между секциями внутри ИФЛА, так и с другими международными объединениями, связанными между собой одной миссией.
В августе 2012 г. на заседании постоянного профессионального комитета секции «Образование и профессиональная подготовка» был принят документ «Guidelines for Professional Library» («Руководящие принципы для подготовки библиотечноинформационных программ»)2. Данная редакция является своего рода переосмыслением предыдущего руководства, опубликованного в 2000 г.
Данный документ носит рекомендательный характер, но при этом на него ориентируются все страны, поскольку он устанавливает рамки, необходимые для достижения целей в области библиотечно-информационного образования.
Этот документ можно рассматривать как своего рода настольную книгу руководителя структурного подразделения (факультета или отделения, кафедры).
Текст документа обобщает опыт, накопленный библиотечными школами различных стран, с учетом тенденций развития библиотечно-информационной деятельности в XXI в. (под школами подразумеваются различные учреждения и организации, в которых осуществляется подготовка библиотечных кадров).
В нашей стране высшее образование в целом, и профессиональное библиотечно-информационное образование в частности, регулируется целым рядом документов: Федеральным законом «Об образовании», Положением о лицензировании и аккредитации, Федеральным государственным образовательным стандартом, Положением о высшем учебном заведении, учебным планом, основной образовательной программой и многими другими. В большинстве зарубежных стран количество нормативных документов значительно меньше. Представляется, что рассматриваемый
нами документ ИФГ^ можно соотнести одновременно с несколькими отечественными нормативными документами, в результате чего получилось своего рода руководство пользователя процесса «библиотечно-информационное образование».
В состав документа входит несколько разделов: аналитическая записка, введение, структура, цели и задачи, принципы (всего семь). Принципы или разделы включают в себя требования: к основной базе, к основным элементам библиотечноинформационных программ, к учебному плану, к профессорско-преподавательскому составу и штату, к студентам, к материально-техническому обеспечению и ресурсам, необходимым для освоения программы.
Одним из аспектов, рассматриваемых в данном документе, являются требования к студентам. Студент, осваивающий библиотечно-информационную программу, должен быть достаточно образован по общим предметам, высокоинтеллектуален, сообразителен, способен к научным исследованиям. Эти требования к студентам можно отнести к освоению любой образовательной программы. Основная мысль заключается в том, что студенты, поступающие или обучающиеся по программе библиотечно-информационной деятельности, должны иметь равные права и условия освоения программы, следовательно, и уровень их подготовки должен быть соответствующим.
Познакомиться с данным документом на английском языке можно на официальном сайте ИФЛA, где регулярно публикуются все проекты, обсуждения и принимаемые документы, касающиеся библиотечно-информационной сферы. На сайте есть возможность познакомиться с текстом некоторых документов и на других языках, но только при условии, что он был переведен на соответствующий язык. Как правило, эту работу выполняют волонтеры - члены профессионального библиотечно-информационного сообщества. В частности, Руководство переведено на арабский, болгарский, немецкий, турецкий и японский языки.
Несомненно, чтение, перевод и анализ документов - разные процессы и занимают разное количество времени и сил. Быть может активная самостоятельная работа студентов, интерес к международному опыту подготовки кадров, личностная мотивация могут способствовать переводу других документов, принимаемых на мировом уровне, на русский язык.
Примечания
1 Activities and groups I IFLA. URL: http: II ifla. org (дата обращения: 15. GB. 2G14).
2 Guidelines for Professional Library II Information Educational Programs-2G12 I IFLA. URL: http: II ifla. org (дата обращения: 15. GB. 2G14).