БИБЛИОСФЕРА, 2018, № 1, с. 51-56 / BIBLIOSPHERE, 2018, no. 1, pp. 51-56
Библиотековедение
УДК 378.6G2 ББК 74.48+78.3р
DOI 1G.2G913/1815-3186-2G18-1 -51-5б
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОЕЗДКИ СТУДЕНТОВ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: ИЗ ОПЫТА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ФАКУЛЬТЕТА СПбГИК
© А. С. Крымская, 2018
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
В статье рассматривается методика организации самостоятельной работы студентов библиотечно-информа-ционного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК) в рамках реализации образовательных поездок за рубеж. Выделенные этапы поездок сопровождаются описанием профессиональных задач и компетенций федерального государственного образовательного стандарта высшего образования «Библиотечно-информационная деятельность», которые формируются у студентов в ходе выполнения самостоятельной работы.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, образовательные поездки, библиотечно-информацион-ная деятельность, библиотечно-информационный факультет СПбГИК, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «Библиотечно-информационная деятельность»
Для цитирования: Крымская А. С. Образовательные поездки студентов как форма самостоятельной работы: из опыта библиотечно-информационного факультета СПбГИК // Библиосфера. 2G18. № 1. С. 51-56. DOI: 1G.2G913/ 1815-3186-2G18-1-51-56.
Student educational travels as a form of independent study activity: the experience of the Library and Information Sciences Department of St. Petersburg State Institute of Culture A. S. Krymskaya
Saint Petersburg State Institute of Culture, Saint Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
A part of international congresses programs are professional visits (trips). Foreign publications pay a special attention to professional trips, which considers them as an instrument of cultural diplomacy. In Russia there are a few examples of organizing professional (or study) trips for students. Publications dedicated to this theme are usually of descriptive character. The experience of St. Petersburg State Institute of Culture, as well as other Russian and non-Russian universities, confirms that educational trips should be regarded as a form of independent study activity. This article attempts to determine how the tasks of study trips for students of library departments correlate with competences of the educational standard.
The paper considers the experience of organizing independent student work at the Library and Information Sciences Department of St. Petersburg State Institute of Culture within the framework of educational trips to other countries. It highlights the trips objectives in the context of library and information science education as the following: establishing and developing professional and interpersonal contacts between foreign and Russian educational organizations and libraries; involving students in intercultural communication; getting professional knowledge by visits to institutions, informational conversations, excursions to organizations and institutions of professional interest; exchanging professional knowledge in the field of librarianship and the experience in library practice; meetings with foreign students, scholars and specialists; acquainting with the economic, political and cultural life of foreign countries. By providing information about educational trips «The role of the book in Gutenberg's homeland (Germany)» and «Baltic libraries as centers of science, culture, and education (Estonia, Latvia, Lithuania)», the author demonstrates how these tasks are correlated with the competencies required by the Russian educational standard of higher education «51.G3.G6. Library and information activities (bachelor's level)»; outlines the stages of study trips followed by a description of the professional tasks and competencies required by the federal state educational standard of higher education mentioned above. Thus, students develop competencies through independent work. The article sums that study trips as a form of independent activity accomplish professional tasks required by the Russian educational standard of higher education, such as research and methodological work, information and analytical work, management.
Keywords: independent student work, educational visits, library and information science, Library and Information Sciences Department of St. Petersburg State Institute of Culture, Federal state educational standard of higher education «Library and information activities»
Citation: Krymskaya A. S. Student educational travels as a form of independent study activity: the experience of the Library and Information Sciences Department of St. Petersburg State Institute of Culture // Bibliosphere. 2018. № 1. P. 51-56. DOI: 1 G.2G913/1815-3186-2G18-1-51-56.
Неотъемлемой частью программ крупнейших международных конгрессов являются профессиональные туры, или поездки. В библиотечном сообществе среди ярких примеров - ежегодные конгрессы ИФЛА и Международной ассоциации библиофилов [4], Международный библиографический конгресс, Всероссийский форум публичных библиотек [12]. В первых двух случаях профессиональные туры уже заложены в стоимость участия (организационный взнос) в конгрессах. В двух последних - они предлагаются дополнительно и оплачиваются либо самим участником как физическим лицом, либо организацией, в которой участник работает, то есть за счет бюджетных или внебюджетных средств организации.
В российских библиотеках также организуются в форме самостоятельных мероприятий профессиональные поездки в зарубежные библиотеки. Из известных нам - программы ГПНТБ России [8] и Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино [9]. Их участниками являются в основном руководители и специалисты библиотек, научных и образовательных учреждений, а также других организаций. Оплата за участие в этих программах также осуществляется либо за счет личных средств участника, либо за счет бюджетных или внебюджетных средств организации - библиотеки, информационного центра и т. п.
За рубежом профессиональные туры выступают инструментом культурной дипломатии. Его активно используют, например, учреждение культуры Федеративной Республики Германия Гете-Институт и дипломатические миссии Соединенных Штатов Америки, формирующие группы из библиотекарей зарубежных стран для участия в программе профессиональных визитов «Американские библиотеки».
В зарубежных вузах образовательные поездки для студентов рассматриваются как один из важных факторов профессионального развития. На 83-м Всемирном библиотечно-информационном конгрессе Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА, 2017 г.) Секция по образованию и подготовке кадров выступила организатором сессии «Преодолевая разрыв между школой и библиотекой: лучший опыт по планированию, участию и оценке стажировок, практик, полевых исследований и наставничества в библиотечно-информацион-ном образовании»1. Один из представленных докладов был посвящен проекту Школы информации Университета Северного Техаса по организации профессиональных туров для студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в разных штатах страны [15]. Аналогичные проекты реализуются в Колледже информационных наук Университета Мэриленда [5, 14].
В России существуют единичные примеры программ профессиональных поездок для студентов вузов культуры. В частности, следует назвать образовательный тур «Четыре скандинавские столицы», организованный кафедрой библиотечно-информацион-
1 Имеются в виду школы как структурные подразделения вузов, то есть факультеты или институты.
ной деятельности Челябинского государственного института культуры [7]. Основная трудность в реализации подобных студенческих программ в России состоит в отсутствии в вузах финансирования на их организацию. Решением этой проблемы может стать поиск грантовой поддержки или стипендий на их осуществление. Одна из ведущих организаций, предлагающих подобные стипендиальные программы, -Германская служба академических обменов (DAAD -Deutscher Akademischer Austauschdienst). В 2016 г. библиотечно-информационный факультет Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК) впервые участвовал в программе «Ознакомительные поездки студенческих групп в Германию» [3]. Опыт СПбГИК, а также других отечественных и зарубежных вузов показывает, что образовательные (профессиональные) поездки могут рассматриваться как одна из форм организации самостоятельной работы. Публикации, посвященные этой теме, носят в основном описательный характер. В данной статье предпринята попытка показать, как задачи программ образовательных поездок для студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-инфор-мационная деятельность», соотносятся с общекультурными и профессиональными компетенциями (далее - ОК, ПК) образовательного стандарта.
В профессиональной литературе образовательные поездки (или ознакомительные поездки в учреждения, организации и на предприятия) рассматриваются как вид образовательного туризма. Чаще всего используются следующие определения:
• познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений [11, с. 91];
• поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации -в форме курсов, стажировок [6, с. 13].
Рассматривая образовательные поездки в рамках обучения по направлению «Библиотечно-инфор-мационная деятельность», можно выделить следующие задачи:
• установление и поддержание профессиональных и межличностных контактов между зарубежными и российскими образовательными организациями и библиотеками;
• вовлечение студентов в межкультурное общение;
• получение профессиональных знаний в результате посещения других стран, а также проведения информационных бесед, экскурсий в организациях и учреждениях, представляющих интерес с профессиональной точки зрения;
• организация обмена профессиональными знаниями в сфере библиотечного дела;
• обмен опытом библиотечной практики;
• встречи с зарубежными студентами, учеными и специалистами;
• знакомство с экономической, политической и культурной жизнью за рубежом.
Как данные задачи коррелируют с компетенциями, закрепленными во ФГОС высшего образования
А. С. Крымская, 2Q1S, № 1, с. 51-56 J A. S. Krymskaya, 2Q1S, no. 1, pp. 51-56
51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата)», продемонстрируем на примере реализации образовательных поездок.
В 2016-2017 гг. на библиотечно-информацион-ном факультете были реализованы две программы образовательных поездок: «Место книги на родине Гутенберга» (Германия) и «Библиотеки Балтии - центры науки, культуры, образования» (Эстония, Латвия, Литва). Несколько слов о программах.
Первая поездка по программе «Место книги на родине Гутенберга» (18-28 апреля 2016 г.) была поддержана Германской службой академических обменов (проект 57248911, «Der Stellenwert des Buches im Geburtsland Gutenbergs») [3]. В ней участвовали 14 студентов. За время поездки группа студентов познакомилась с тремя вузами, где осуществляется подготовка библиотечно-информационных кадров: Институтом библиотечно-информационных наук Берлинского университета Гумбольдта; Институтом техники, экономики и культуры в Лейпциге; Институтом прикладных наук и искусств в Ганновере. Студенты не только приняли участие в экскурсии по вузам и ознакомились с презентациями программ обучения, но и прослушали лекции профессора Майкла Сидла (Берлин) о цифровых библиотеках и управлении знаниями, приняли участие в работе семинара «Международное библиотековедение» профессора Герарда Хакера (Лейпциг), имели возможность познакомиться с немецкими студентами. Во всемирно известных библиотеках - Центре имени Якоба и Вильгельма Гриммов в Университете Гумбольдта, Библиотеке Аль-бертина в Лейпцигском университете, Национальной библиотеке Германии в Лейпциге, Дрезденской молодежной библиотеке, Национальной научно-технической библиотеке в Ганновере, библиотеке Технического университета в Берлине - студентов также ожидали экскурсии и профессиональное общение со специалистами.
Во второй программе «Библиотеки Балтии -центры науки, культуры, образования» (6-10 марта 2017 г.) приняли участие 9 человек [1, 2]. Программа включала посещение библиотеки Тартуского университета, Академической библиотеки Латвийского университета, Национальной библиотеки Латвии, Литовской национальной библиотеки им. Мартинаса Мажвидаса, библиотеки Вильнюсского университета, а также факультета коммуникации Вильнюсского университета.
В реализации образовательной поездки в рамках конкурсных программ условно можно выделить четыре этапа:
1. Предварительный этап, связанный с решением организационных вопросов (разработка программы поездки, согласование вопросов, связанных с посещением образовательных организаций и учре-
ждений, объявление внутри вуза (факультета) конкурса на отбор студентов для участия в программе, подача документов на конкурс).
2. Подготовительный этап (организация и проведение мероприятий для подготовки группы к поездке - лекций, семинаров и т. д.).
3. Проведение образовательной поездки (пребывание группы за рубежом).
4. Заключительный этап - подготовка и сдача отчетности (в грантодающий фонд, образовательную организацию (руководителю по направлению деятельности)), материалов для выступлений на научных мероприятиях, для публикации (на сайте, в научных изданиях).
Оставив за рамками статьи вопрос подготовки документов для участия в конкурсе, в том числе разработку содержательной части программы, рассмотрим лишь те моменты, которые связаны с отбором студентов для участия в программе, а главное -с организацией самостоятельной работы студентов в процессе реализации образовательной поездки.
На первом этапе - предварительном, который по продолжительности длится около одного месяца, -производится отбор студентов для участия в программе. Учитываются достижения студентов в учебной, научно-исследовательской, общественной и культурно-творческой деятельности. Участие в поездке выступает как форма поощрения, но в то же время предполагает соблюдение ряда важных условий: владение иностранным языком (как правило, английским) на уровне Upper Intermediate, готовность к самостоятельной работе на протяжении всего времени участия в образовательной поездке (которая не ограничивается лишь 1-2 неделями непосредственной поездки), готовность к научно-исследовательской работе, наличие мотивации к приобретению дополнительных профессиональных знаний.
Преподаватель (руководитель образовательной поездки) должен подготовить задания для самостоятельной работы студентов, составить график и установить формы контроля, подготовить материалы для самостоятельного изучения студентами. Студенты-участники знакомятся с содержанием программы образовательной поездки, формами самостоятельной работы и ее контроля, требованиями к оформлению отчетной документации (об этом мы скажем ниже).
Второй этап - подготовительный (не менее двух месяцев) - может быть представлен в виде блок-схемы (рисунок).
В этот период студенты осуществляют поиск литературы страноведческого характера и профессиональной литературы как на русском, так и на иностранных языках, используя традиционные и электронные информационные ресурсы. Обязательным является просмотр отечественных и зарубежных
Второй (подготовительный) этап поездки The second (preparatory) stage of the trip
профессиональных периодических изданий с глубокой ретроспекцией. Таким образом, формируются следующие компетенции: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6), способность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11), способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества (ПК-5).
Студенты изучают профессиональную литературу, а также информационные ресурсы организаций, запланированных для посещения (сайты библиотек, вузов и др.). При этом целесообразной представляется подготовка рефератов на публикации, что позволяет глубже изучить и понять тот или иной вопрос, и обзоров литературы по объектам посещения (библиотекам, информационным центрам, вузам) и разным аспектам библиотечно-информационной деятельности в конкретной стране. В процессе выполнения этих заданий формируются следующие компетенции: способность к изучению и анализу библио-течно-информационной деятельности (ПК-1), готовность к аналитико-синтетической переработке информации (ПК-6). Формирование данных компетенций проверяется при обсуждении изученной литературы на регулярных встречах группы.
В ходе анализа профессиональной литературы, связанной с библиотечно-информационной деятельностью зарубежных стран, планируемых для посещения, студенты выбирают тему для подробного самостоятельного изучения и дальнейшей разработки в ходе поездки и по ее результатам (допускается выбор темы для разработки в соавторстве). Осуществляется сбор документов по избранной теме с использованием первичных и вторичных источников информации с последующим анализом отобранной литературы. Формируются следующие компетенции: способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества (ПК-5), способность к информационной диагностике профессиональной области и информационному моделированию (ПК-7), готовность к применению методов и процедур информационного анализа текстов (ПК-10). В случае коллективной работы над темой происходит формирование способности работать в коллективе, толе-рантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7).
Важной стороной самостоятельной работы студентов на втором этапе является подготовка вопросов для обсуждения с профессиональным сообществом в стране пребывания. Во избежание вопросов на уровне библиотечного ликбеза - сколько книг в фонде, какова посещаемость, часы работы библиотеки -студенты согласовывают вопросы с преподавателем. При подготовке вопросов должны учитываться стороны деятельности библиотеки, освещенные на ее сайте и в публикациях. Такая работа позволяет формировать следующие компетенции: способность к изучению и анализу библиотечно-информационной дея-
тельности (ПК-1), готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информа-ционной деятельности (ПК-2), способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информа-ционных организаций (ПК-14).
Для обеспечения эффективности самостоятельной работы студентов на данном этапе используются следующие формы контроля: семинары, беседы, консультации, как в аудиториях, так и через социальные сети (группа ВК - обмен найденными публикациями и ссылками, обсуждение вопросов и прочее), промежуточные отчеты.
Содержание подготовительного этапа продемонстрируем на примере образовательной поездки в Германию. Он включал лекцию о российско-немецких культурных связях, семинары «Книжные центры Германии» и «Подготовка библиотечно-информационных специалистов в Германии». Самостоятельная работа студентов заключалась в чтении литературы страноведческого характера и профессиональной литературы по библиотековедению, информационному менеджменту и другим проблемам библиотечно-инфор-мационной деятельности на русском и иностранных языках. Обязательной для прочтения стала книга Ю. Зефельдта и Л. Сире «Двери в прошлое и будущее -библиотеки в Германии» (2005).
Среди тем, выбранных студентами для самостоятельной разработки, были: «Сравнительный анализ программ подготовки библиотечно-информационных специалистов в Германии и России», «Книжная культура в современной Германии», «Вузовские библиотеки в Германии», «Книжные центры Берлина». В рамках подготовки к поездке две студентки приняли заочное участие в Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Этюды культуры» (Томск, 21 апреля 2016 г.) [10, 13].
Этап проведения образовательной поездки (пребывание группы за рубежом в течение 5-11 дней). Несмотря на плотный график программы (иногда на один день может быть запланировано 2-3 визита), такое общение длится, как правило, не менее трех часов, в ходе него сотрудники (обычно заведующие отделами, иногда директора) рассказывают о направлениях деятельности библиотеки, тенденциях развития, месте библиотеки в стране, современных формах обслуживания и т. д.
На данном этапе студенты приобретают навыки профессионального общения со специалистами библиотек и вузов, что позволяет формировать такую общекультурную компетенцию, как способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6). Профессиональные встречи в библиотеках и вузах всегда начинались с самопрезентации, в ходе которой также необходимо было рассказать о своих профессиональных целях и ожиданиях от поездки. После выступлений принимающей стороны от студентов требовалось умение формулировать профессиональные вопросы (могли быть поставлены вопросы как подготовленные до начала поездки, так
А. С. Крымская, 2018, № 1, с. 51-56 / А. Э. Кгутвкауа, 2018, по. 1, рр. 51-56
и возникающие в процессе общения). Таким образом, профессиональный диалог позволяет сформировать следующие компетенции: готовность к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций (ОПК-5), готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности (ПК-2).
В зарубежных поездках необходимо соблюдать этические нормы, вести себя дипломатично. Это дает возможность формированию общекультурной компетенции - способности работать в коллективе, толе-рантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7).
В ходе поездки в конце рабочего дня регулярно проводятся собрания группы, на которых обсуждаются итоги дня, достигнутые результаты, корректируются исследовательские темы. Преподаватель выступает в роли консультанта, не подавляя при этом инициативы студентов.
На протяжении данного этапа применяются следующие формы контроля выполнения самостоятельной работы: беседа, консультация, подготовка проектов докладов.
Заключительный этап подразумевает не только подготовку и сдачу отчетов по установленной форме, но и научно-исследовательскую работу: подготовку докладов для выступления на студенческих конференциях, статей для публикаций в научных изданиях. Кроме этого, студенты готовят статьи информационного характера для газеты и сайта вуза, а также групп в социальных сетях.
По результатам поездки проводится круглый стол в рамках Международного студенческого фестиваля «БиблиоФест» с приглашением специалистов и работодателей. Студенты выступают в роли организаторов и модераторов круглого стола, готовят доклады с презентациями по своим темам. Так, в 2016 г. был проведен круглый стол «Место книги на родине Гутенберга», который получил высокую оценку приглашенных гостей.
Очень значимый результат участия студентов в программах образовательных поездок - продолжение тем, выбранных ими для самостоятельной разработки, в рамках курсовых и дипломных работ, а самое важное - зарождение интереса к научно-исследовательской деятельности.
На протяжении всей программы образовательной поездки студенты в соответствии с установленным графиком готовят следующие отчеты:
• ежедневный отчет в период пребывания в поездке (может быть в форме дневника, но с обязательным указанием положительных и отрицательных сторон отражаемого в отчете события; сдается преподавателю в рукописной или машиночитаемой форме не позднее 9 часов утра следующего дня);
• аналитический отчет должен содержать характеристику объектов образовательной поездки, описание мероприятий, индивидуальную тему студента и результаты ее изучения, оценку эффективности программы лично для студента и для своего факультета, приложения (могут включать копии раздаточных материалов, фотографии, таблицы и т. д.). Сдается в машиночитаемом виде в течение трех календарных дней после завершения поездки;
• творческий отчет по каждому учреждению, запланированному к посещению2. На подготовительном этапе студенты готовят первую часть творческого отчета по каждой организации: наименование университета / библиотеки; адрес, сайт; направления деятельности; основные разделы сайта; наиболее интересные разделы, которые следует позаимствовать; примеры информационных продуктов, материалов. Во время поездки заполняется вторая часть: мое возможное рабочее место в данном вузе / библиотеке (+ перечень недостающих компетенций); наиболее интересные ответы сотрудников вуза / библиотеки на вопросы; какие раздаточные материалы оказались для меня полезными, личный взгляд (что мне особенно запомнилось - развернутая характеристика).
В ходе работы над отчетами студенты учатся планировать свою деятельность, самостоятельно определять пути изучения темы, занимаются самообразованием. Это позволяет формировать такую общекультурную компетенцию, как способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-8).
Таким образом, образовательная поездка как форма самостоятельной работы студентов позволяет решать профессиональные задачи, закрепленные в образовательном стандарте по библиотечно-информа-ционной деятельности в соответствии с такими видами деятельности, как научно-исследовательская и методическая, информационно-аналитическая, организационно-управленческая.
2 Форма творческого отчета разработана доцентом кафедры документоведения и информационной аналитики И. Е. Прозоровым и применяется им в рамках курса дисциплины «Организация информационно-аналитической деятельности на предприятии». Автор выражает благодарность за разрешение использовать его в программе образовательных поездок.
Список источников
1. Катина А. А., Мальцева Н. К. По библиотекам стран Балтии за пять дней // Газета СПбГИК. 2017. Апрель, № 4. С. 7.
2. Катина А. А., Тулякова С. И. Чем привлекают молодежь прибалтийские библиотеки? Из опыта участия в образовательной поездке в страны Балтии // Библиотечный мир глазами студентов : сб. материалов третьей Всерос. науч. конф. Челябинск, 15 мая 2017 г. Челябинск, 2017. С. 53-57.
3. Крымская А. С. Место книги на родине Гутенберга: хроника профессионального общения // Библиотечное дело. 2017. № 10. С. 29-37.
4. Леонов В. П. Международная ассоциация библиофилов (Association Internationale de Bibliophilie - AIB): заметки о встречах на конгр. и коллоквиумах. Санкт-Петербург: БАН, 2015. 448 с.
5. Лукерт Е. Из Колледж-Парка в Санкт-Петербург: интернационализация библиотечного образования, опыт Университета Мэриленда // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : докл. XX юбил. Междунар. конф. «Крым 2013». URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea 2013/disk/005.pdf/ (дата обращения: 08.10.2017).
6. Лунин Э. А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2009. 23 с.
7. Матвеева И. Ю. Путешествие в библиотечных пространствах - форма введения молодых в библиотечную инно-ватику // Молодые в библиотечном деле. 2016. № 5. С. 25-33.
8. Международная деятельность // ГПНТБ России [сайт]. URL: http://www.gpntb.ru/mezhdunarodnaya-deyatelnost.html (дата обращения: 08.10.2017).
9. Международный культурный центр // Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино : [сайт]. URL:http://old.libfl.ru/about/ dept/ICC/index.php (дата обращения: 08.10.2017).
10. Нилова П. А. Обзор информационных ресурсов вузовских библиотек Германии // Этюды культуры-2016 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 21 апр., 2016 г. Томск. 2016. C. 123-131.
11. Погодина В. Л., Соломин В. П. Образовательный туризм как форма межкультурной коммуникации // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования : тр. IV Междунар. науч.-практ. конф., МГУ им. М. В. Ломоносова, Геогр. фак., Москва, 28-29 апр. 2009 г. Москва, 2009. С. 91-96.
12. Профессиональный тур в библиотеки Финляндии и Эстонии. URL: http://www.rba.ru/forum/index.php/programma/ professionalnyj-tur (дата обращения: 08.10.2017).
13. Слюнькова Л. В. Обзор программ подготовки библио-течно-информационных кадров в Германии // Этюды культуры-2016 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 21 апр. 2016 г. Томск, 2016. С. 179-186.
14. Lückert Ye. Globalizing librarianship : a study-abroad class in Russia // Slavic and East European Information Resources. 2014. Vol. 15, № 3. P. 175-181.
15. Walczyk Ch., Schultz-Jones B. Immersion Librarianship: An assessment of transforming LIS students' professional world-view through a service learning project at an international school library // IFLA Library: [сайт]. URL: http://library.ifla. org/1665/1/117-walczyk-en.pdf (дата обращения: 08.10.2017).
References
1. Katina A. A., Mal'tseva N. K. On the Baltic libraries for five days. Gazeta SPbGIK, 2017, 4, 7. (In Russ.).
2. Katina A. A., Tulyakova S. I. What do Baltic library attract the young with? From the experience of participation in an educational trip to the Baltic States. Bibliotechnyi mir glazami studentov : sb. materialov tret'ei Vseros. nauch. konf. Chelyabinsk, 2017, 53-57. (In Russ.).
3. Krymskaya A. S. The books place in the homeland of Gutenberg: chronicle of professional communication. Bibliotech-noe delo, 2017, 10, 29-37. (In Russ.).
4. Leonov V. P. Mezhdunarodnaya assotsiatciya bibliofilov (Association Internationale de Bibliophilie - AIB): zametki o vstre-chakh na kongressakh i kollokviumakh [International Association of Bibliophiles (Association Internationale de Bibliophi-lie-AIB): notes on the meetings at the congresses and collo-quia. Saint Petersburg, BAN, 2015. 448 p. (In Russ.).
5. Lukert E. From College Park in St. Petersburg: internationalization of the library education, University of Maryland experience. Biblioteki i informatsionnye resursy v sovremennom mire nauki, kul'tury, obrazovaniya i biznesa : dokl. XX yubil. Mezh-dunar. konf. «Krym 2013». URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2013/disk/005.pdf/ (accessed 08.10.2017). (In Russ.).
6. Lunin E. A. Sovershenstvovanie upravleniya obrazovatel'nym turizmom v RF [Improving the management of educational tourism in the Russian Federation] : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Saint Petersburg, 2009. 23 p. (In Russ.).
7. Matveeva I. Yu. Journey to library spaces is a form of introducing the youth into library innovatics. Molodye v biblio-technom dele, 2016, 5, 25-33. (In Russ.).
8. International activity. GPNTB Rossii. URL: http://www.gpntb. ru/mezhdunarodnaya-deyatelnost.html (accessed 08.10.2017). (In Russ.).
9. International cultural centre. Vserossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka inostrannoi literatury im. M. I. Rudomino. URL: http:// old.libfl.ru/about/dept/ICC/index.php (accessed 08.10.2017). (In Russ.).
10. Nilova P. A. A review of information resources in higher schools of Germany. Etyudy kul'tury - 2016 : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i molo-dykh uchenykh. Tomsk, 2016, 123-131. (In Russ.).
11. Pogodina V. L., Solomin V. P. Educational tourism as a form of intercultural communication. Turizm i rekreatsiya: funda-mental'nye i prikladnye issledovaniya : tr. IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 28-29 apr. 2009 g. Moscow, 2009, 91-96. (In Russ.).
12. Professional'nyi tur v biblioteki Finlyandii i Estonii [Professional tour in Finnish and Estonian libraries]. URL: http:// www.rba.ru/forum/index.php/programma/professionalnyj-tur (accessed 08.10.2017). (In Russ.).
13. Slyun'kova L. V. Review of training programmes for library and information personnel in Germany. Etyudy kul'tury-2016 : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. Tomsk, 2016, 179-186. (In Russ.).
14. Luckert Ye. Globalizing librarianship: a study-abroad class in Russia. Slavic and East European Information Resources, 2014, 15 (3), 175-181.
15. Walczyk Ch., Schultz-Jones B. Immersion librarianship: an assessment of transforming LIS students' professional worl-dview through a service learning project at an international school library. IFLA Library. URL: http://library.ifla.org/1665/ 1/117-walczyk-en.pdf (accessed 08.10.2017).
Материал поступил в редакцию 10.10.2017 г.
Сведения об авторе: Крымская Альбина Самиуловна - кандидат педагогических наук,
доцент кафедры документоведения и информационной аналитики СПбГИК