УДК 378
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ АНАЛИТИКОВ
Дворовенко Вадим Николаевич, аспирант, кафедра технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Дворовенко Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Отражен вклад кемеровской библиотечной школы в развитие технологического подхода в непрерывном библиотечном образовании. Характеризуется роль С. А. Сбитнева, идеи которого находят свое отражение в научной, практической и педагогической деятельности учеников.
Осуществлен обзор научных публикаций Н. И. Гендиной и И. С. Пилко, демонстрирующих их вклад в развитие технологизации непрерывного библиотечного образования: обоснование технологического подхода, внедрение в образовательную программу подготовки библиотечных специалистов технологических дисциплин, обоснование новых специализаций и др.
Охарактеризованы принципы технологизации библиотечно-информационного образования, реализуемые при подготовке выпускников профиля «Информационно-аналитическая деятельность». Проведен анализ содержания учебных программ исследуемого профиля. Установлено, что учебные дисциплины ориентированы на формирование технологического менталитета выпускника, освоение отдельных библиотечно-информационных процессов или связаны с производством информационно-аналитической продукции.
Осуществлен анализ программного обеспечения, задействованного в курсах, реализуемых для профиля подготовки «Информационно-аналитическая деятельность». Выделено специальное программное обеспечение, позволяющее студентам овладевать различными технологиями обработки информации.
Рассмотрены возможности использования электронной образовательной среды Кемеровского государственного института культуры при подготовке студентов профиля «Информационно-аналитическая деятельность». Выделены два направления в построении образовательного процесса на основе электронной образовательной среды: ориентация на использование интерактивных технологий и увеличение объема лекционного материала.
Ключевые слова: технологический подход, технологизация образования, кемеровская библиотечная школа, библиотечно-информационное образование, информационные аналитики, образовательный стандарт, электронная образовательная среда, программное обеспечение, учебные дисциплины, образовательные программы.
REALIZATION OF TECHNOLOGICAL APPROACHES IN THE TRAINING PROGRAM FOR INFORMATION ANALYSTS
Dvorovenko Vadim Nikolaevich, Postgraduate, Department of Documentary Communications Technology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Dvorovenko Olga Vladimirovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Documentary Communications Technology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article reflects a contribution of the Kemerovo library school to development of the technological approach in the continuous library education is reflected, characterizing the role of S.A. Sbitnev, whose ideas are reflected in the scientific, practical and pedagogical activities of students.
A review of the scientific publications of N.I. Gendina and I.S. Pilko, demonstrating their contribution to the development of technological development of continuous library education: the rationale for the technological approach, introduction of technological disciplines in the educational program for the training of library specialists, justification of new specializations.
The principles of technological development of library and information education, implemented in training the graduates of the profile "Information and Analytical Activities," are characterized. The content of the curricula of the study profile is analyzed. It is established that the educational disciplines are focused on the formation of the graduate's technological mentality, mastering the certain library and information processes relate to the production of information and analytical products.
The analysis of the software involved in the courses realized for the training profile "Information and Analytical Activities" was carried out. Special software that allows students to master various information processing technologies is provided.
The possibilities of using the electronic educational environment of Kemerovo State Institute of Culture for preparing the students of the profile "Information and Analytical Activities" are considered. Two directions in the construction of the educational process based on the electronic educational environment are singled out: orientation to the use of interactive technologies and increase in the volume of lecture material.
Keywords: technological approach, technological education, Kemerovo library school, library and information education, information analysts, educational standard, electronic educational environment, software, educational disciplines, educational programs.
Кемеровская библиотечная школа в профессиональном сообществе ассоциируется с технологическим подходом к библиотечно-информа-ционной деятельности. Технологический подход рассматривается на факультете информационных и библиотечных технологий как средство повышения эффективности библиотечно-информаци-онного производства, методологическая база при-кладных научных исследований и основа совершенствования непрерывного библиотечно-ин-формационного образования.
Идейный вдохновитель, который привел кемеровскую библиотечную школу к технологическому подходу - Стас Андреевич Сбитнев. Можно привести примеры из разных сфер деятельности, когда авторы оставляют своим последователям идеи к воплощению. Таким был и Стас Андреевич Сбитнев. Он смело дарил свои идеи ученикам и коллегам, которые воплощали их в профессиональной и научной деятельности. В своей статье «Наследники по прямой» И. С. Пилко отмечает, что ей «по воле Учителя "досталось" широкое проблемное поле технологизации библиотечно-информационной деятельности» [21]. Этот принцип следования идеям и традициям, заложенным на факультете информационных и библиотечных технологий, существует и ныне.
История научного обоснования технологического подхода как методологии библиотечной
деятельности в Кемеровском государственном институте культуры берет свое начало в 1980-х годах.
Идея системного понимания библиотечной технологии, значимости технологического знания для библиотечной науки и образования обосновывалась в научных публикациях Н. И. Ген-диной. Ею осуществлен понятийный анализ технологии как практической деятельности и научной дисциплины [1; 12]; рассматривается методология технологического подхода. В ее публикациях находят отражение вопросы, связанные с подготовкой технологов автоматизированных библиотечных систем [7; 9; 10].
Усилиями Натальи Ивановны в практику подготовки библиотечных специалистов внедряются такие курсы, как «Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии», «Методика реферирования научно-технической литературы», «Организация потока информационных запросов для ввода в автоматизированные информационные системы» [4; 5]. Н. И. Гендина, следуя идеям С. А. Сбитнева, рассматривает необходимость и значимость научно-исследовательской работы студентов как одного из направлений совершенствования качества библиотечного образования
[3; 8; 11].
Первые публикации И. С. Пилко о техноло-гизации непрерывного библиотечно-информа-
ционного образования появились в середине 1980-х годов. Они были посвящены концепции технологической подготовки студентов факультета, вопросам формирования их технологической культуры [20; 22]. В своих публикациях Ирина Семеновна уделяла много внимания технологической концепции непрерывного библиотечного образования, которая реализовывалась на факультете. Она уточнила содержание и конкретизировала структуру библиотечно-библиогра-фических курсов, определила возможности реализации принципа преемственности обучения на всех уровнях непрерывного библиотечного образования [25; 26; 28]. И. С. Пилко разработаны и внедрены учебные курсы «Библиотечная технология. Общий курс», «Специальная информационная технология» [23; 24]; обосновано применение технологического подхода в качестве методологической основы оптимизации стандартов библиотечно-информационного образования [17].
Технологизация библиотечно-информацион-ного образования проявляется в его стандартиза-ции,технологизациисодержания,технологической подготовке (проектировании) учебного процесса [18]. Начиная с 1980-х годов кафедрами факультета информационных и библиотечных технологий проведена серьезная исследовательская, экспериментальная и педагогическая работа по поиску и отбору эффективных методов, средств и организационных форм обучения; формированию основных дидактических идей и принципов тех-нологизации образования; определению объема и содержания технологических дисциплин; разработке диагностического инструментария [27].
Результаты работы Кемеровской библиотечной школы выразились во внедрении новых специализаций: «Технология автоматизированных библиотечных систем», «Технология информационного обеспечения», «Технология формирования и эксплуатации информационных ресурсов», «Технология формирования информационной культуры». В ходе работы над проектом государственного образовательного стандарта второго поколения «Библиотековедение и библиография» (2001-2003) Н. И. Гендина, Н. И. Колкова и И. С. Пилко предложили ввести в образовательную программу подготовки библиотечных специалистов ряд технологических учебных дисциплин [2]. Именно в этот период были разработаны
и включены в учебные планы КемГИК дисциплины «Библиотечная технология. Общий курс», «Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии», «Специальные информационные технологии», «Автоматизированные библиотечные системы» и др. [6; 14; 16]. Предложенный ими проект образовательного стандарта, базирующийся на технологическом подходе, стал концептуальной основой модернизации библио-течно-информационного образования в стране.
Примерные основные образовательные программы по направлению подготовки «Библио-течно-информационная деятельность», разрабатываемые федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования по УГСН «Искусство и культура» с учётом требований проекта ФГОС ВО 2017 года [30], демонстрируют признанность в профессиональном сообществе идей Кемеровской библиотечной школы. Эти идеи отражают заложенные С. А. Сбитневым и его последователями принципы технологизации образования. Так, согласно проекту стандарта, одной из задач, к реализации которой готовится выпускник по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень высшего образования -бакалавр), является технологическая. В указанном проекте стандарта она выражена компетенциями через готовность к:
• реализации технологических процессов в библиотечно-информационной деятельности (ПК-4);
• овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ПК-5);
• участию в проектировании, создании и эффективной эксплуатации электронных информационных ресурсов (ПК-11).
Рассмотрим, как образовательная программа профиля «Информационно-аналитическая деятельность» направления подготовки «Биб-лиотечно-информационная деятельность» ориентирована на решение технологических задач в библиотечно-информационном производстве. Для этого оценим принципы технологизации библиотечно-информационного образования, отраженные в содержании учебных дисциплин этого профиля.
Анализ содержания учебных программ дисциплин исследуемого профиля «Информационно-аналитическая деятельность» показывает, что в дисциплинах присутствуют темы, связанные с освоением какой-либо технологии (табл. 1). Ряд дисциплин освещает технологический подход к отдельным направлениям деятельности. Целью курса «Информационные технологии» является формирование технологического менталитета будущего выпускника. В этом курсе студенты изучают сущность технологического подхода к библиотечно-информационной деятельности, который находит свое продолжение в других дисциплинах.
Вопросы технологического подхода к социокультурной деятельности отражены в дисциплине «Социокультурные технологии». Кроме того, результаты этой дисциплины связаны с освоением технологии организации и проведения культурно-просветительных акций.
Треть из представленных курсов ориентирована на освоение технологии отдельных биб-лиотечно-информационных процессов: технологии предкоординатного и посткоординатного
индексирования документов и запросов («Лингвистические средства библиотечно-информаци-онной технологии»), технологии документного и бездокументого обслуживания («Информационное обеспечение управления»), технологии систематизации и предметизации документов («Аналитико-синтетическая переработка информации») и др.
Осваиваемые технологии связаны с производством информационной, аналитической или библиографической продукции, в том числе краеведческой. Например, в процессе изучения дисциплины «Информационно-аналитические продукты и услуги» студенты осваивают технологию подготовки различных информационно-аналитический продуктов, таких как дайджест, пресс-релиз и др. (табл. 1). Кроме того, студенты овладевают технологиями подготовки мультимедийной продукции: электронная выставка, баннер, видеоролик и др. Подобные технологические умения также закладываются у студентов в курсах «Мультимедийные технологии», «Связи с общественностью и реклама», «Библиотечно-информационное обслуживание».
Таблица 1
Освоение отдельных технологий в учебных дисциплинах профиля «Информационно-аналитическая деятельность»
Учебная дисциплина Осваиваемая технология
Web-технологии Технология разработки ШМЬ-страниц
Автоматизированные библиотечно-инфор-мационные системы Технология работы в автоматизированных библиотечно-информационных системах
Аналитика текста Технология подготовки аналитических текстов
Аналитические технологии Технология проведения информационно-аналитического исследования. Технология информационного мониторинга
Аналитико-синтетическая переработка информации Технология составления библиографического описания документов. Технология аннотирования документов. Технология реферирования. Технология составления обзоров. Технология предметизации документов. Технология систематизации документов
Библиографоведение Технология информационного обслуживания пользователей. Технология подготовки библиографической продукции
Библиотечный фонд Технологические процессы формирования документных фондов библиотек
Библиотечно-информа-ционное обслуживание Технология подготовки и предоставления библиотечно-информационных услуг различным категориям пользователей
Информационно-аналитические продукты и услуги Технология создания информационно-аналитических продуктов (тезисы, аналитическая справка, аналитический доклад, аналитический обзор, дайджест, пресс-релиз и др.)
Окончание таблицы 1
Учебная дисциплина Осваиваемая технология
Информатика Технология алгоритмизации и программирования процессов обработки данных
Информационное обеспечение образования Технология подготовки и предоставления информационных продуктов и услуг различным категориям потребителей информации в сфере образования и педагогики на основе современных информационно-коммуникационных технологий
Информационное обеспечение управления Технология документного и бездокументного обслуживания
Информационное обеспечение региональных потребностей Технология создания краеведческих продуктов
Информационные сети и системы Технология работы с локальными сетями
Информационные технологии Технологический подход к анализу информационной и библиотечной деятельности
Лингвистические средства библиотечно-информаци-онной технологии Технология предкоординатного и посткоординатного индексирования документов и запросов
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Технология проведения маркетинговых исследований. Технология маркетинговой работы в виртуальном пространстве
Методика преподавания спец. дисциплин Образовательные технологии в библиотечно-информационной сфере. Информационные технологии в библиотечно-информационном образовании
Мультимедийные технологии Технология разработки мультимедийного продукта
Организация информационно-аналитической деятельности Технология информационного прогнозирования. Технология проведения мониторингового исследования в библиотеке. Технология подготовки методических документов
Основы информационной культуры личности Технология обучения основам информационной культуры личности различных категорий пользователей
Презентационная деятельность Технология создания, организации и проведения презентации
Связи с общественностью и реклама Технология подготовки отдельных видов рекламных продуктов. Технология подготовки печатной рекламы библиотечной продукции (буклет, листовка, визитка, календарь). Технология подготовки мультимедийной рекламной продукции библиотек (электронная выставка, баннер, видеоролик). Общая технология паблик рилейшнз
Сетевые технологии Базовые пользовательские технологии работы в Интернете. Технологии Web 2.0
Социокультурные технологии Технологический подход к социально-культурной деятельности библиотек: сущность и специфика. Технология организации и проведения культурно-просветительных акций
Справочно-поисковый аппарат библиотеки Технологические процессы формирования отдельных компонентов справочно-поискового аппарата библиотеки. Технология создания отдельных видов каталогов, картотеки БД (электронный, алфавитный, систематический, предметный и сводный каталоги)
Технологическое проектирование Информационная технологическая система. Методика технологического проектирования
Формирование баз данных Технология формирования баз данных. Технология проектирования баз данных
Базовом курсом, призванным сформировать у студентов технологический менталитет, является курс «Информационные технологии» (автор курса - И. С. Пилко). Учебник построен по принципу дедукции: изучение дисциплины начинается с представления общих теоретических аспектов информационной технологии, понятийного аппарата, истории вопроса, а затем конкретизируется в рассмотрении отдельных элементов компонентной структуры применительно к библиотеч-но-информационному производству [19]. Таким об-разом, структура курса полностью соответствует принципам технологизации образования, который предусматривает переход от созерцательного уровня к деятельностному, от эмпирического к концептуальному, от тематического к проблемному [27].
Подобный принцип расположения учебного материала можно наблюдать в других учебных дисциплинах. Так, курс «Аналитические технологии» (преподаватель - М. Г. Ли) ведет студентов от изучения теоретических основ к освоению общих технологий моделирования, диагностики и мониторинга изучаемого объекта, к применению технологий в конкретных областях производства, науки и культуры.
В рамках технологического подхода библио-течно-информационное производство принято представлять как совокупность взаимодействующих подсистем управления, процессов и средств [17]. Использование специального программного обеспечения как средства библиотечно-информационного производства отражено в преподавании большинства профессиональных учебных дисциплин. При этом содержательное наполнение учебных курсов не сводится к простому использованию информационных технологий, а направлено на формирование умения строить технологические процессы с их использованием. Подтверждением этого является рассматриваемый далее опыт факультета информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного института культуры.
Анализ программного обеспечения, задействованного в курсах, реализуемых для профиля подготовки «Информационно-аналитическая деятельность» показывает, что его можно разделить на три группы: автоматизированные информационные системы (в том числе библиотечные), муль-
тимедийное программное обеспечение и пакеты офисных программ.
Однако любое использование информационных технологий в образовании несёт в себе противоречие [29]. Активное взаимодействие с информационными системами в ходе обучения способствует глубокому погружению в изучаемый предмет и позволяет в ходе учебного занятия моделировать реальную профессиональную деятельность. Но адекватное применение информационных систем требует профессиональных знаний и умений, которые обучаемые не готовы демонстрировать. Кроме того, часть занятия может быть потрачена не на углубление знаний и умений, а на изучение работы информационной системы. То же самое можно отметить и в отношении офисного программного обеспечения. Поэтому использование любого программного обеспечения требует особого подхода к построению учебного занятия.
Таблица 2
Использование программного обеспечения в дисциплинах профиля «Информационно-аналитическая деятельность»
Дисциплина
Автоматизированные библиотечно-информационные
Аналитико-синтетическая переработка информации. Часть 1. Библиографическое описание. Часть 2. Аннотирование, реферирование и составление. Часть 3. Предмети-зация и координатное индексирование. Часть 4. Систематизация документов Справочно-поисковый аппарат библиотеки
Используемое программное обеспечение
Автоматизированные библиотечно-информационные системы: ИРБИС, РУСЛАН, MARK SQL, LIBER, OPAC Global
Автоматизированные библиотечно-инфор-мационные системы: ИРБИС, OPAC Global
системы
Окончание таблицы 2
Дисциплина Используемое программное обеспечение
Аналитические технологии. Интеллектуальные информационные системы. Организация информационно- аналитической деятельности Система поддержки принятия решения «Выбор». TextAnalyst. SimWordSorter. Экспертная система ЭЙДОС. FreeMind
Информатика Пакет Microsoft Office. Текстовый редактор Word Pad. Графический редактор Paint. 7-Zip File Manager. Компилятор алгоритмического языка Basic
Мультимедийные технологии Пакет прикладных программ MS Office. Графический редактор Adobe Photoshop. Графический редактор CorelDraw. Adobe Flash. iSpring Free. LCDS. Аудиоредакторы. Онлайн-сервисы для работы с графическими и аудиодоку-ментами, анимацией и мультимедийной информацией. Программы для конвертации документов. Браузеры (Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox и др.)
Формирование баз данных MS ACCESS. Автоматизированная библио-течно-информационная система «ИРБИС»
Анализ содержания учебных программ показывает, что в 70 % из них преподавателями заявлено использование офисных программ и интернет-браузеров (табл. 2). Это связано, во-первых, с применением электронных информационных ресурсов при проведении практических занятий; во-вторых, с работой в электронной образовательной среде КемГИК. Электронная образовательная среда вуза, построенная на базе системы дистан-
ционного обучения Moodle, обеспечивает доступность организационных ресурсов; организацию синхронного и асинхронного взаимодействия между участниками образовательного процесса; реализацию различных видов занятий с применением электронного обучения; сбор и хранение результатов образовательной деятельности. Элементы электронной образовательной среды позволяют осуществлять контроль в процессе обучения: проверка выполненных работ, промежуточное или итоговое тестирование, выполнение семинарских и иных интерактивных работ, способствующих выстраиванию взаимодействия всей учебной группы [13].
Подходы к обучению студентов при помощи электронной образовательной среды различны:
1) Ориентация на использование интерактивных технологий при обучении студентов очной формы обучения.
Интерактивные элементы платформы «Moodle» значительно расширяют педагогический потенциал преподавателей. Примером может служить модуль «Задание». Он является самым распространенным элементом, применяемым при работе со студентами. В модуле «Задание» преподаватели предлагают студентам выполнение работ, которые затем преподаватель проверяет. Положительными чертами использования этого модуля является то, что преподаватель может регламентировать сроки предоставления материала и применять штрафные санкции для студентов, которые их нарушили. Другой пример - Гипертекстовый словарь, реализуемый на основе технологии «Вики». Студенты легко вовлекаются в создание словаря, которое не требует специальных знаний и умений.
Семинар - ещё один модуль СДО «Moodle», оказывающийся полезным в гуманитарном образовании. Работа с этим модулем заключается в том, что каждый студент выполняет собственную работу, а затем оценивает результаты работы других студентов. Итоговая оценка учитывает не только качество собственных работ, но и деятельность студентов в качестве рецензентов. Преимуществом использования модуля «Семинар» является то, что здесь все студенты оказываются задействованы в работе. Допуск к оцениванию невозможен без предоставления собственных материалов.
Для контроля промежуточных и итоговых знаний преподаватели активно используют модуль «Тест». Модуль предполагает формирование банка вопросов по курсу. Как одно из удобств СДО «Moodle» следует отметить тот факт, что можно формировать банк вопросов для контроля по отдельным темам и разделам дисциплины, а в дальнейшем использовать этот банк для итоговой аттестации.
2) Увеличение объема учебного материала.
Элементы типа «Лекция» позволяют познакомить студентов с теоретическим материалом и сразу осуществить контроль их знаний, поскольку изложение осуществляется в форме вопросов и ответов. Разработка материалов этого типа достаточно сложна, но результат превосходит затраты. Основная идея модуля «Лекция» - преподаватель подготавливает для студентов теоретический материал по курсу, разбивая его на небольшие законченные по смыслу блоки. Каждый блок снабжен тестовым заданием, которое позволяют контролировать степень усвоения материала. При этом в случае неправильного ответа студент может быть возвращен на страницу с теоретическим материалом для повторного изучения. По результатам работы с материалом и ответов на вопросы студент получает оценку.
Форум. Достаточно популярным средством коммуникации в среде дистанционного обучения стал элемент «Форум». Так, например, обучаемые, по рекомендации преподавателя, выкладывают на форуме свои работы для обсуждения.
Использование автоматизированных библио-течно-информационных систем характерно для курсов «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Автоматизированные библиотеч-но-информационные системы». В этих курсах студенты работают с такими Автоматизированными библиотечно-информационными системами (АБИС), как ИРБИС, РУСЛАН и MARK SQL. Кафедра имеет доступ к учебным версиям этих систем, что позволяет демонстрировать студентам их функционал. Работа студентов в этих системах как в роли каталогизаторов, так и в роли читателей позволяет им оценить особенности работы в каждой из систем.
Практика использования АБИС заложена также в курсе «Аналитико-синтетическая перера-
ботка информации». Студенты при помощи АБИС «ИРБИС» или «OPAC-Global» изучают темы «Систематизация сетевых ресурсов, баз данных», «Качество индексирования документов», «Пред-метизация электронных документов», «Методики формализованного аннотирования и реферирования электронных информационных ресурсов [15].
Формирование навыков работы в основных офисных и графических приложениях заявлено в программе дисциплины «Информатика». В ходе обучения студенты работают с приложениями Microsoft Office (Word, Accsess, Exel, Power Point), текстовым редактором Word Pad и графическим редактором Paint, компилятором алгоритмического языка Basic. В курсах «Мультимедийные технологии», «Формирование баз данных» студенты углубляют навыки работы с программным обеспечением. Кроме того, ассортимент используемых в работе программных продуктов увеличивается. Так, при создании мультимедийных продуктов преподавателями стали активно использоваться графические редакторы Adobe Photoshop и CorelDraw, аудиоредакторы, средства для работы с анимацией (Adobe Flash) и др.
В дисциплинах профиля «Информационно-аналитическая деятельность» также используется специальное программное обеспечение. Примеры таких программ:
• FreeMind, позволяющая создавать интеллектуальные карты и обеспечивающая наглядность представленных данных;
• система поддержки принятия решения «Выбор», позволяющая принимать решения на основании объективного анализа;
• TextAnalyst, позволяющая осуществлять семантический анализ представленных текстов;
• SimWordSorter, предназначенная для получения количественных характеристик из анализируемых текстов;
• аналитическая система «ЭЙДОС», выполняющая статистическую обработку текстов, их кластерно-конструктивный анализ.
Учебные курсы «Аналитические технологии» и «Организация информационно-аналитической деятельности», ориентированные на формирование аналитических компетенций, позволяют студентам овладеть технологиями обработки информации, в том числе с применением специального программного обеспечения. Дисциплина
«Интеллектуальные информационные системы» нацелена на обучение студентов работе в этих системах, а также раскрывает принципы построения систем, основанные на технологиях искусственного интеллекта.
Содержание курсов на кафедре технологии документальных коммуникаций выстроено таким образом, что овладением технологией работы в информационных системах студенты занимаются при изучении соответствующих дисциплин: «Автоматизированные библиотечно-информаци-онные системы», «Информатика», «Интеллектуальные информационные системы». В учебных курсах «Аналитические технологии», «Анали-тико-синтетическая переработка информации» и др. студенты осваивают специальные технологии на основе программных средств.
Технологические принципы, заложенные С. А. Сбитневым, успешно реализуются его учениками и последователями. Так, содержательный анализ дисциплин, предусмотренных учебным планом для профиля «Информационно-аналитическая деятельность» направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», показывает, что они ориентированы на формирование технологических компетенций выпускника, связанных с углубленным знанием предмета, освоением технологий библиотечно-информационного производства, создание информационно-аналитических продуктов и услуг. Использование специализированного программного обеспечения является дидактическим инструментарием, помогающим освоению тем и выступающим «тренажером» для отработки умений.
Литература
1. Гендина Н. И. Библиотечная технология как объект исследования // Библиотека: инновационные процессы и подготовка кадров: тез. науч.-практ. конф., 28 июня - 3 июля 1993 года. - Улан-Удэ, 1993. - С. 33-36.
2. Гендина Н. И. Высшая библиотечная школа в контексте новой парадигмы образования // Науч. и техн. б-ки. -2000. - № 4. - С. 20-29.
3. Гендина Н. И. Из опыта руководства дипломными работами на кафедре научно-технической информации // Проблемы преподавания курсов «Автоматизированные информационные и библиотечные системы, технические средства библиотечной работы»: мат-лы семинара преподавателей вузов культуры. - Кемерово, 1985. -С. 55-63.
4. Гендина Н. И. Курс «Лингвистическое обеспечение АБС» в комплексе учебных дисциплин, обеспечивающих подготовку библиотекарей-библиографов с функциональной специализацией специализации «Технолог автоматизированных библиотечных систем» // Проблемы преподавания курсов «Автоматизированные информационные и библиотечные системы, технические средства библиотечной работы»: мат-лы семинара преподавателей вузов культуры. - Кемерово, 1985. - С. 42-49.
5. Гендина Н. И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем: проблемная ситуация и учебная дисциплина // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: тез докл. республ. науч. конф.: в IV ч. Ч. IV. Библиотека и общество. - Кемерово, 1990. - С. 52 -54.
6. Гендина Н. И. Нужна система образовательных стандартов // Библиография. - 2001. - № 2. - С. 25-33.
7. Гендина Н. И. О рациональном использовании выпускников специализации «Технолог автоматизированных библиотечных систем» // Проблема подготовки и использования библиотекарей-технологов автоматизированных библиотечных систем: метод. рекоменд. по функциональной специализации студентов. - Кемерово, 1984. - С. 24-30.
8. Гендина Н. И., Колкова Н. И. Организация самостоятельной работы студентов // Формирование профессиональной направленности обучения студентов института культуры. - Кемерово, 1990. - С. 136-142.
9. Гендина Н. И., Сбитнев С. А. Особенности подготовки технолога автоматизированных библиотечных систем // Общее и специфическое в критериях и методах оценки библиотечных систем: сб. науч. тр. -Л., 1983. - Вып. 4. - С. 50-55.
10. Гендина Н. И., Сбитнев С. А. Подготовка студентов библиотечного факультета к научно-исследовательской работе: опыт работы Кемеров. гос. ин-та культуры // Науч. и техн. б-ки СССР. - 1984. - № 5. - С. 24-26.
11. Гендина Н. И. Система подготовки студентов библиотечного факультета к научно-исследовательской работе (на примере Кемеровского государственного института культуры) // Проблемы повышения эффективности науч. исслед. в библиотеках Сибири и Дальнего Востока: межведомствен. сб. науч. тр. - Новосибирск, 1984. -С. 147-152.
12. Гендина Н. И. Технологический подход и библиотека: опыт категориального анализа понятий // Культура и общество: возникновение новой парадигмы. - Кемерово, 1995. - Ч. 2. - С. 67-71.
13. Дворовенко В. Н., Дворовенко О. В. Средства электронной образовательной среды для реализации требований образовательных стандартов нового поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 37/2. -С. 150-155.
14. Колкова Н. И., Леонидова Г. Ф. Моделирование профессиональной деятельности технологов автоматизированных библиотечно-информационных систем как основа формирования концепции их профессиональной подготовки в вузе // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: мат-лы Междунар. конф. Крым - 2003. - М., 2002. - Т. 1. - С. 320-323.
15. Меркулова А. Ш., Сакова О. Я. От библиографического свертывания к аналитическому: опыт подготовки каталогизаторов в вузе // Библиосфера. - 2011. - № 1. - С. 71-74.
16. Пилко И. С. Требуется технологический подход // Библиография. - 2001. - № 2. - С. 34-38.
17. Пилко И. С. Библиотека как система: технологический подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 05.25.03 / МГУКИ. - М, 2001. - 44 с.
18. Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития: моногр. / И. С. Пилко, Л. Г. Тараненко, М. Г. Ли, О. В. Абалакова; под науч. ред. И. С. Пилко. - М.: Литера, 2014. - 304 с.
19. Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие. - СПб.: Профессия, 2006. - 342 с.
20. Пилко И. С. Концепция технологической библиографической подготовки студентов библиотечного факультета // Концепции, опыт совершенствования учебного процесса на библиотечном факультете: мат-лы к коорди-нац. совещ. по совершенствованию высш. и сред. спец. образования. - Кемерово, 1988. - С. 14-19.
21. Пилко И. С. Наследники по прямой // Наследие С. А. Сбитнева: ученого, педагога, новатора: сб. мат-лов науч.-практ. конф. посвящ. 90-летию С. А. Сбитнева. - Кемерово: КемГУКИ, 2008. - С. 120-129.
22. Пилко И. С. Об организации библиографической подготовки студентов библиотечного факультета // Перестройка высшего и среднего специального образования: опыт, проблемы, пути их решения: тез. докл. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ, 1988. - С. 33-34.
23. Пилко И. С. Обучение информационным технологиям в системе непрерывного библиотечного образования // Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов: Междунар. конф. - М., 2000. - С. 70-71.
24. Пилко И. С. Общая и специальная информационная технология в подготовке специалистов информационной сферы // Культура и общество: возникновение новой парадигмы: тез. докл. и сообщений Всерос. науч. конф. -Кемерово, 1995. - Ч. 2. - С. 71-74.
25. Пилко И. С. Специальная подготовка технологов информационного обеспечения на факультете информационных технологий // Традиции: культура, образование; общие проблемы образования; опыт и традиции воспитания и обучения в школе и вузе; традиционные и новые подходы в преподавании языковых дисциплин в вузе; современные проблемы библиотечной теории и практики: мат-лы науч. конф. - Тюмень, 1995. - Т. 1. -С. 215-218.
26. Пилко И. С. Технологизация библиотечного образования: реалии и перспективы // Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования открытого информационного общества: тез. докл. V Междунар. науч. конф. - М., 2000. - Ч. 2. - С. 111-113.
27. Пилко И. С. Технологизация как тенденция развития библиотечного образования // Науч. и техн. б-ки. -2003. - № 2. - С. 82-87.
28. Пилко И. С. Формирование технологической культуры специалиста в системе непрерывного библиотечного образования // Науч. и техн. б-ки. - 1995. - № 10-11. - С. 92-100.
29. Соловов А. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. - 1995. - № 2. - С. 31-35.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: проект // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. -URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/510306_B_3plus_17072017.pdf.
References
1. Gendina N.I. Bibliotechnaya tekhnologiya kak obekt issledovaniya [Library technology as an object of research]. Biblioteka: innovatsionnye protsessy i podgotovka kadrov: tez. nauch.-praktich. konf., 28 iyunya - 3 iyulya 1993 goda [Library: innovative processes and training: Tez. sci. - Practical Conf., June 28 - July 3, 1993]. Ulan-Ude, 1993, рр. 33-36. (In Russ.).
2. Gendina N.I. Vysshaya bibliotechnaya shkola v kontekste novoy paradigmy obrazovaniya [The Higher School Library in the Context of a New Paradigm of Education]. Nauch. i tekhn. b-ki [Scientific and Technical Libraries], 2000, vol. 4, pp. 20-29. (In Russ.).
3. Gendina N.I. Iz opyta rukovodstva diplomnymi rabotami na kafedre nauchno-tekhnicheskoy informatsii [From the experience of the management of the thesis on the department of scientific and technical information]. Problemy prepodavaniya kursov «Avtomatizirovannye informatsionnye i bibliotechnye sistemy, tekhnicheskie sredstva biblio-technoy raboty»: materialy seminara prepodavateley vuzov kultury [Problems of teaching courses "Automated information and library systems, the technical means of library work": materials of the seminar of teachers of universities of culture]. Kemerovo, 1985, pp. 55-63. (In Russ.).
4. Gendina N.I. Kurs «Lingvisticheskoe obespechenie ABS» v komplekse uchebnykh distsiplin, obespechivayushchikh podgotovku bibliotekarey-bibliografov s funktsional'noy spetsializatsiey spetsializatsii «Tekhnolog avtomatizirovan-nykh bibliotechnykh sistem» [The course "Linguistic Support of ABS" in a complex of educational disciplines that provide training of librarians-bibliographers with a functional specialization "Technologist of Automated Library Systems"]. Problemy prepodavaniya kursov «Avtomatizirovannye informatsionnye i bibliotechnye sistemy, tekhnicheskie sredstva bibliotechnoy raboty»: materialy seminara prepodavateley vuzov kul 'tury [Problems of teaching courses "Automated information and library systems, technical means of library work": materials of the seminar of teachers of universities of culture]. Kemerovo, 1985, pp. 42-49. (In Russ.).
5. Gendina N.I. Lingvisticheskoe obespechenie avtomatizirovannykh bibliotechnykh sistem: problemnaya situatsiya i uchebnaya distsiplina [Linguistic support of automated library systems: problem situation and academic discipline]. Problemy kul 'tury v usloviyakh Sibiri i perestroyki: tez. dokl. respubl. nauch. konf. Ch. IV. Biblioteka i obshchestvo [Problems of culture in the conditions of Siberia and perestroika: Theses of reports of the republican scien. conf. Part. IV. Library and Society]. Kemerovo, 1990, pp. 52-54. (In Russ.).
6. Gendina N.I. Nuzhna sistema obrazovatel'nykh standartov [We need a system of educational standards]. Bibliografi-ya [Bibliography], 2001, vol. 2, pp. 25-33. (In Russ.).
7. Gendina N.I. O ratsional'nom ispol'zovanii vypusknikov spetsializatsii «Tekhnolog avtomatizirovannykh bibliotechnykh sistem» [On the rational use of graduates of the specialization "Technologist of Automated Library Systems"]. Problema podgotovki i ispol'zovaniya bibliotekarey-tekhnologov avtomatizirovannykh bibliotechnykh sistem: meto-dicheskie rekomendatsii po funktsional'noy spetsializatsii studentov [The problem of preparing and using librarians-technologists of automated library systems: Methodological recommendations on the functional specialization of students]. Kemerovo, 1984, pp. 24-30. (In Russ.).
8. Gendina N.I., Kolkova N.I. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov [Organization of independent work of students]. Formirovanie professional'noy napravlennosti obucheniya studentov instituta kul'tury [Formation of the professional orientation of the students of the Institute of Culture]. Kemerovo, 1990, pp. 136-142. (In Russ.).
9. Gendina N.I., Sbitnev S.A. Osobennosti podgotovki tekhnologa avtomatizirovannykh bibliotechnykh sistem [Features of preparation of the technologist of the automated library systems]. Obshchee i spetsificheskoe v kriteri-yakh i metodakh otsenki bibliotechnykh sistem: sb. nauch. tr. [General and specific in the criteria and methods for evaluating library systems: Sat. sci. works]. Leningrad, 1983, vol. 4, pp. 50-55. (In Russ.).
10. Gendina N.I., Sbitnev S.A. Podgotovka studentov bibliotechnogo fakul'teta k nauchno-issledovatel'skoy rabote: opyt raboty Kemerovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Preparation of students of the library faculty for scientific research: Experience of the Kemerovo State Institute of Culture]. Nauch. i tekhn. b-ki SSSR [Scientific and Technical Libraries of the USSR], 1984, vol. 5, pp. 24-26. (In Russ.).
11. Gendina N.I. Sistema podgotovki studentov bibliotechnogo fakul'teta k nauchno-issledovatel'skoy rabote (na prim-ere Kemerovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury) [The system of preparation of students of the library faculty for scientific research (on the example of the Kemerovo State Institute of Culture)]. Problemy povysheniya effek-tivnosti nauchnykh issledovaniy v bibliotekakh Sibiri i Dal'nego Vostoka: mezhvedomstven. sb. nauch. tr. [Problems of increasing the effectiveness of scientific research in the libraries of Siberia and the Far East: Interdepartmental. the collection of scientific. works]. Novosibirsk, 1984, pp. 147-152. (In Russ.).
12. Gendina N.I. Tekhnologicheskiy podkhod i biblioteka: opyt kategorial'nogo analiza ponyatiy [Technological approach and library: the experience of categorical analysis of concepts]. Kul'tura i obshchestvo: vozniknovenie novoy paradigmy [Culture and society: the emergence of a new paradigm]. Kemerovo, 1995, vol. 2, pp. 67-71. (In Russ.).
13. Dvorovenko V.N., Dvorovenko O.V. Sredstva elektronnoy obrazovatel'noy sredy dlya realizatsii trebovaniy obrazovatel'nykh standartov novogo pokoleniya po napravleniyu podgotovki «Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'» [Capablities of electronic educational environment for meeting the requirements of new generation
educational standards for "library and information activities" direction]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvenno-go universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, vol. 37/2, pp. 150-155. (In Russ.).
14. Kolkova N.I., Leonidova G.F. Modelirovanie professional'noy deyatel'nosti tekhnologov avtomatizirovannykh bib-liotechno-informatsionnykh sistem kak osnova formirovaniya kontseptsii ikh professional'noy podgotovki v vuze [Modeling the professional activity of technologists of automated library and information systems as the basis for the formation of the concept of their vocational training in the university]. Biblioteki i assotsiatsii v menyayushchem-sya mire: novye tekhnologii i novye formy sotrudnichestva: materialy Mezhdunar. konf. Krym-2003 [Libraries and associations in a changing world: new technologies and new forms of cooperation: materials of the Intern. Conf. Crimea-2003]. Moscow, 2002, vol. 1, pp. 320-323. (In Russ.).
15. Merkulova A.Sh., Sakova O.Ya. Ot bibliograficheskogo svertyvaniya k analiticheskomu: opyt podgotovki katalogiza-torov v vuze [From bibliographic coagulation to analytical: the experience of preparing cataloguers in a university]. Bibliosfera [Bibliosphere], 2011, vol. 1, pp. 71-74. (In Russ.).
16. Pilko I.S. Trebuetsya tekhnologicheskiy podkhod [A technological approach is required]. Bibliografiya [Bibliography], 2001, vol. 2, pp. 34-38. (In Russ.).
17. Pilko I.S. Biblioteka kak sistema: tekhnologicheskiy podkhod: avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Library as a system: a technological approach: Author's abstract of diss. Dr of pedagogical sciences]. Moscow, 2001. 44 p. (In Russ.).
18. Pilko I.S., Taranenko L.G., Li M.G., Abalakova O.V. Bibliotechno-informatsionnoe obrazovanie: novye kontseptsii i tekhnologii razvitiya: monografiya [Library and Information Education: New Concepts and Technologies of Development]. Moscow, Litera Publ., 2014. 304 p. (In Russ.).
19. Pilko I.S. Informatsionnye i bibliotechnye tekhnologii: uchebnoe posobie [Information and Library Technologies]. St. Petersburg, Professiya Publ., 2006. 342 p. (In Russ.).
20. Pilko I.S. Kontseptsiya tekhnologicheskoy bibliograficheskoy podgotovki studentov bibliotechnogo fakul'teta [The concept of technological bibliographic preparation of students of the library faculty]. Kontseptsii, opyt sover-shenstvovaniya uchebnogo protsessa na bibliotechnom fakul 'tete: materialy k koordinatsionnomu soveshchaniyu po sovershenstvovaniyu vysshego i srednego spetsial'nogo obrazovaniya [Concepts, experience of improving the educational process at the library faculty: materials for the coordination meeting on the improvement of higher and secondary special education]. Kemerovo, 1988, pp. 14-19. (In Russ.).
21. Pilko I.S. Nasledniki po pryamoy [Heirs in a straight line]. Nasledie S.A. Sbitneva: uchenogo, pedagoga, novatora: sb. mater. nauch.-prakt. konf. posvyashchennoy 90-letiyu S.A. Sbitneva [The legacy of S.A. Sbitnev: a scientist, teacher, innovator: Sat. mater. scientific-practical. Conf. devoted to the 90th anniversary of S.A. Sbitnev]. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2008, pp. 120-129. (In Russ.).
22. Pilko I.S. Ob organizatsii bibliograficheskoy podgotovki studentov bibliotechnogo fakul'teta [About the organization of bibliographic preparation of students of the library faculty]. Perestroyka vysshego i srednego spetsial'nogo obrazovaniya: opyt, problemy, puti ikh resheniya: tezisy dokladov nauchno-prakticheskoy konferentsii [Restructuring of higher and secondary special education: experience, problems and their solutions: abstracts of scientific and practical conference]. Ulan-Ude, 1988, pp. 33-34. (In Russ.).
23. Pilko I.S. Obuchenie informatsionnym tekhnologiyam v sisteme nepreryvnogo bibliotechnogo obrazovaniya [Training in Information Technology in the System of Continuing Library Education]. Perspektivy nepreryvnogo obrazovaniya bibliotekarey i informatsionnykh spetsialistov: Mezhdunar. konf. [Restructuring of higher and secondary special education: experience, problems and their solutions: abstracts of scien. and pract. conference]. Moscow, 2000, pp. 70-71. (In Russ.).
24. Pilko I.S. Obshchaya i spetsial'naya informatsionnaya tekhnologiya v podgotovke spetsialistov informatsionnoy sfery [General and special information technology in the training of information professionals]. Kul'tura i obshchest-vo: vozniknovenie novoy paradigmy: tezisy dokladov i soobshcheniy Vseros. nauch. konf. [Culture and society: the emergence of a new paradigm: theses of reports and reports of the Russian scientist. Conf.]. Kemerovo, 1995, vol. 2, pp. 71-74. (In Russ.).
25. Pilko I.S. Spetsial'naya podgotovka tekhnologov informatsionnogo obespecheniya na fakul'tete informatsionnykh tekhnologiy [Special training of information technology technologists at the Faculty of Information Technology]. Traditsii: kul 'tura, obrazovanie; obshchie problemy obrazovaniya; opyt i traditsii vospitaniya i obucheniya v shkole i vuze; traditsionnye i novye podkhody v prepodavanii yazykovykh distsiplin v vuze; sovremennye problemy bibliotech-noy teorii i praktiki: materialy nauch. konf. [Traditions: culture, education; general problems of education; experience and traditions of education and training in school and university; traditional and new approaches in the teach-
ing of linguistic disciplines in the university; modern problems of library theory and practice: materials of scientific. Conf.]. Tyumen, 1995, vol. 1, pp. 215-218. (In Russ.).
26. Pilko I.S. Tekhnologizatsiya bibliotechnogo obrazovaniya: realii i perspektivy [Technological development of library education: realities and prospects]. Bibliotechnoe delo-2000: problemy formirovaniya otkrytogo informatsionnogo obshchestva: tezisy dokladov V Mezhdunar. nauch. konf. [Librarianship-2000: Problems of the Formation of an Open Information Society: Abstracts of Reports VIntern. sci. Conf.]. Moscow, 2000, vol. 2, pp. 111-113. (In Russ.).
27. Pilko I.S. Tekhnologizatsiya kak tendentsiya razvitiya bibliotechnogo obrazovaniya [Technological development as a tendency of development of library education]. Nauch. i tekhn. b-ki [Scientific and Technical Libraries], 2003, vol. 2, pp. 82-87. (In Russ.).
28. Pilko I.S. Formirovanie tekhnologicheskoy kul'tury spetsialista v sisteme nepreryvnogo bibliotechnogo obrazovaniya [Formation of technological culture of a specialist in the system of continuous library education]. Nauch. i tekhn. b-ki [Scientific and Technical Libraries], 1995, vol. 10-11, pp. 92-100. (In Russ.).
29. Solovov A.V. Informatsionnye tekhnologii obucheniya v professional'noy podgotovke [Information technologies of training in vocational training]. V Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 1995, vol. 2, pp. 31-35. (In Russ.).
30. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06 «Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'» (uroven' bakalavriata): proekt [Federal state educational standard of higher education in the field of training 51.03.06 «Library and information activities» (bachelor's level)]. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya. (In Russ.). Available at: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFG0SV03++/Bak3++/510306_B_3plus_17072017.pdf.
УДК 372.016:908
БИБЛИОТЕЧНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ
Пилко Ирина Семеновна, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]
Тараненко Любовь Геннадиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Отражены традиции преподавания библиотечного краеведения как учебной дисциплины. Изложена позиция С. А. Сбитнева, основателя Кемеровской библиотечной школы, по вопросам организации информационного обеспечения региональных информационных потребностей, формирования региональных автоматизированных библиотечных систем, кадрового обеспечения информационного обслуживания специалистов региона. Предпринята попытка охарактеризовать концептуальные основания профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы в области библиотечного краеведения в развитие идей С. А. Сбитнева.
Проведен анализ динамики требований к профессиональной компетентности специалистов в области библиотечного краеведения в XX-XXI веках. Выявлены современные требования профессионального сообщества к знаниям и умениям библиотечных краеведов.
Изучена практика преподавания краеведческих курсов в вузах и колледжах культуры и искусства Российской Федерации. Выявлена тенденция преподавания библиотечного краеведения как междисциплинарного комплекса, включающего дисциплины общенаучной, информационно-технологической и профессиональной (библиотечно-библиографической) подготовки.
Изложен опыт преподавания в Кемеровском государственном институте культуры курса «Информационное обеспечение региональных потребностей», концептуально обоснованного С. А. Сбитневым.