ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 37
ОТРАЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ АНАЛИТИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ
Дворовенко Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: olga.uso@gmail.com
Сбитнева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: sbitnevagalina@mail.ru
В статье приведен опыт кафедры технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры по формированию информационно-аналитических компетенций выпускников библиотечно-информационной сферы. Авторы выделили информационно-аналитические компетенции, представленные в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования 3-го поколения и поколения 3++ и сделали их анализ.
В ФГОС ВПО 3++ в качестве опорных приведены профессиональные стандарты педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, воспитатель, учитель); педагога дополнительного образования детей и взрослых; специалиста в области воспитания; специалиста по созданию и управлению информационными ресурсами в сети Интернет; специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организациями любых организационно-правовых форм. В статье приводится анализ требований к знаниям и умениям, представленным в профессиональных стандартах и их соответствие требованиям, закрепленным в рабочих учебных программах кафедры технологии документационных коммуникаций КемГИК. Делается вывод о том, что аналитические компетенции бакалавров формируются в большинстве дисциплин учебного плана. Раскрытие аналитических компетенций происходит через формируемые знания, умения и владения. Реализуется они через разнообразные виды практических занятий. Анализ содержания учебных программ показывает их соответствие потребностям времени.
Ключевые слова: информационно-аналитическая деятельность, компетенции, профессиональный стандарт, учебные программы, образовательный стандарт, технологической подход.
REFLECTING THE PROFESSIONAL COMPETENCIES OF INFORMATION ANALYSTS IN PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARDS
Dvorovenko Olga Vladimirovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Department of Documentary Communications Technology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: olga.uso@gmail.com
Sbitneva Galina Ivanovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Department of Documentary Communications Technology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: sbitnevagalina@mail.ru
The article describes the experience in the forming of information and analytical competencies of graduates in "Library and Information Sphere" acquired at Department of Technology of Documentary Communications of Kemerovo State University of Culture. The authors picked out the information and analytical competencies from the 3rd Generation and 3++ Generation of the State Educational Standards of Higher Professional Education and made their comparison.
The following professional standards are referred as basic in the Federal State Educational Standards of Higher Professional Education of Generation 3++: a teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education); a teacher of additional education for children and adults; a specialist in the field of upbringing; creation and management of information resources on the Internet; organizational and documentary support of management in organizations of any legal form. The article provides the analysis of requirements for knowledge and skills presented in professional standards and their compliance with the education programs of technology of Documentary Communications Department of Kemerovo State University of Culture. It concludes that the analytical competencies of bachelors are formed in the most disciplines of the curriculum. The analytical competencies are revealed through knowledge, skills, and proficiency. They are implemented through various types of practical exercises. The analysis of the curriculum content shows their necessary timely relevance.
Keywords: information and analytical activities, competencies, professional standard, training programs, educational standards, technological approach.
Основной концепцией современного образования является компетентностный подход. Сторонники такого подхода отмечают, что он позволяет акцентировать внимание не на формировании определённых знаний, а на умении применять эти знания для эффективной деятельности в определённой ситуации и постоянно обновлять их, исходя из требований практики. В. И. Байденко, например, отмечает, что компетентностный подход позволяет акцентировать внимание на результатах обучения и способствует подготовке выпускников в соответствии с квалификационными требованиями. По его мнению, это даёт возможность добиться большей точности и прозрачности квалификаций и квалификационных структур, обеспечить чёткую информацию для учащихся, адаптировать образование к индивидуальным потребностям, улучшить связи с рынком труда и занятости, выстроить непрерывную связь между различными уровнями образования, реформировать учебные программы и т. д. Вместе с тем автор справедливо отмечает, что проблема требует дальнейшего изучения и осмысления [1]. С новизной и недостаточной разработанностью данной темы связаны осторожные оценки значимости компетентностного подхода. Отмечается необходимость быстрого изменения содержания формируемых компетенций, отсутствие объективных оценочных средств и даже невозможность обеспечить подготовку специалистов в
связи с быстрым изменением квалификационных требований к выпускникам со стороны работодателей. Например, А. П. Усольцев, критикуя существующую систему компетентностного подхода в профессиональном гуманитарном образовании, замечает, что формирование компетенций возможно лишь в четко обозначенной области. По его мнению, стремительно устаревают не только профессиональные компетенции, но и сами профессии, поэтому большинство знаний и умений, полученных в период профессиональной подготовки, в дальнейшей трудовой деятельности утрачиваются из-за их невостребованности [13].
Одной из главных задач, стоящих перед высшей школой, становится подготовка конкурентоспособных специалистов с учетом требований времени. Регламентами подготовки специалистов являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и профессиональные стандарты. Каждый из документов - это источник требований, выдвигаемых заказчиком государственных образовательных услуг. В биб-лиотечно-информационной сфере в данный момент нет утвержденных профессиональных стандартов. Их подготовка с учетом требований работодателей обсуждается на страницах профессиональной печати и научно-практических конференциях на протяжении последних пяти лет [9].
Обучение выпускников Кемеровского государственного института культуры осуществля-
ется с соблюдением традиций технологического подхода, обозначенного С. А. Сбитневым, научно обоснованного Н. И. Гендиной [4] и И. С. Пилко [8]. Технологизация образования в Кемеровском государственном институте культуры носит комплексный характер. Суть технологизации профессионального образования выражается в его стандартизации; в технологизации содержания; в технологической подготовке (проектировании) учебного процесса; в совершенствовании обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности обучающихся [2, с. 82]. Основная деятельность специалистов библиотечно-инфор-мационной деятельности связана с созданием информационно-аналитических продуктов и услуг. Вопросы формирования аналитических компетенций отражены в публикациях В. В. Брежневой [3], Г. Ф. Гордукаловой [5; 6] и др.
Тенденции преобладания интеллектуального продукта в мировой экономике находят отражение и в профессиональном образовании. В связи с этим подготовка специалистов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» осуществляется с акцентом на развитие аналитических компетенций.
В статье рассмотрены вопросы реализации компетентностного подхода в подготовке информационных аналитиков. Показано, что дисциплины учебного плана способствуют реализации трудовых функций и трудовых действий, заложенных в профессиональных стандартах.
В ФГОС ВПО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» выделены следующие информационно-аналитические компетенции выпускника:
• способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества (ПК-5);
• готовность к аналитико-синтетической переработке информации (ПК-6);
• способность к информационной диагностике профессиональной области и информационному моделированию (ПК-7);
• готовность к выявлению и изучению информационных потребностей субъектов информационного рынка (ПК-8);
• готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (ПК-9);
• способность к применению методов и процедур информационного анализа текстов (ПК-10);
• готовность к информационному сопровождению и поддержке профессиональных сфер деятельности (ПК-11) [11].
К данным профессиональным компетенциям следует добавить компетенции, представленные в группе общекультурных компетенций (способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы - ОК-5) и общепрофессиональных компетенций (готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации - ОПК-1; готовность к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций - ОПК-5).
Аналитические компетенции являются частью профессиональных компетенций, отражают профиль подготовки бакалавров, поэтому представлены в большинстве преподаваемых профессиональных дисциплин.
ФГОС ВПО 3++ вносит коррективы в требования к освоению выпускниками образовательной программы. Так, из представленного перечня компетенций выделена категория универсальных компетенций, сформулированная как способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1) [10].
ФГОС ВПО 3++ определяет профессиональную деятельность выпускников через профессиональные стандарты, входящие в группы:
• по образованию и науке: педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), педагог дополнительного образования детей и взрослых, специалист в области воспитания;
• по связи, информационным и коммуникационным технологиям: создание и управление информационными ресурсами в сети Интернет;
• по административно-управленческой и офисной деятельности: организационное и доку-ментационное обеспечение управления организациями любых организационно-правовых форм.
Анализ перечисленных профессиональных стандартов позволил выявить трудовые функции, которые можно отнести к информационно-аналитической деятельности специалистов (табл. 1).
Таблица 1
Отражение информационно-аналитических функций в профессиональных стандартах
Обобщенные трудовые функции Трудовая функция Трудовые действия
01.005 Специалист в области воспитания
Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса - Информационно-библиографическая деятельность, обеспечение свободного доступа к библиотечным ресурсам
06.013 Специалист по информационным ресурсам
Создание и редактирование информационных Написание информационных материалов для сайта - Поисковая оптимизация и адаптация текстовых материалов. - Актуализация и расширение знаний по тематике информационных ресурсов
ресурсов Редактирование информации на сайте - Просмотр веб-страниц сайта, контроль качества текстов и их отображения, определение необходимости редакторской и корректорской обработки. - Редактирование текстов и корректировка отображения веб-страниц. - Адаптирование текстовых материалов для внутренней поисковой оптимизации. - Актуализация и расширение знаний по тематике информационных ресурсов
Ведение новостных лент и представительств в социальных сетях - Мониторинг изменений на сайте организации, выявление наиболее значимых обновлений. - Поиск и мониторинг тематических сайтов для выявления новой, значимой и интересной информации. - Составление кратких и развернутых текстов объявлений для размещения на сайте, в социальных сетях, форумах и на тематических порталах. - Настройка отображения новостей, анонсов мероприятий и других элементов на сайтах социальных сетей. - Сбор и обработка материалов для электронных рассылок
Управление (менеджмент) информационными ресурсами Управление информацией, полученной из различных источников - Формирование запросов и получение информации от сотрудников организации. - Согласование и утверждение информационных материалов. - Передача информационных материалов, замечаний, исправлений между специалистами по информационным ресурсам и сотрудниками других категорий. - Мониторинг появления новой или необходимой информации внутри организации, в сети Интернет и других источниках. - Общая оценка значимости и приоритетности получаемой информации
Продолжение таблицы 1
Обобщенные трудовые функции Трудовая функция Трудовые действия
Анализ информационных потребностей посетителей сайта - Общий анализ посещаемости сайта. - Выявление наиболее популярных страниц. - Определение обобщенных характеристик аудитории сайта. - Анализ оценки, замечаний, жалоб и предложений посетителей сайта. - Оценка эффективности работы сайта на основе имеющихся данных. - Выработка решения (рекомендации) по наполнению сайта контентом
Подготовка отчетности по сайту - Документирование работ по управлению (менеджменту) информационными ресурсами сайта. - Фиксирование результатов выполнения заданий, проектной информации. - Обработка результатов аналитической деятельности. - Сбор дополнительных материалов. - Подготовка итоговой отчетности
07.002 Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией
Информационно- аналитическая и организационно- административная поддержка деятельности руководителя организации Формирование информационного взаимодействия руководителя с организациями - Отбор источников информации в соответствии с заданными критериями. - Обработка и интерпретация информации для подготовки проектов решений. - Подготовка запросов по поручению руководителя на получение документов и информации в органах государственной власти и управления, общественных организациях и получение соответствующей информации и документов. - Информирование руководителя о результатах рассмотрения запросов и обращений. - Организация решения вопросов, не требующих непосредственного участия руководителя. - Подготовка материалов для участия руководителя в работе различных структур в составе государственных и муниципальных органов, общественных организаций. - Подготовка документов для заключения соглашений о сотрудничестве с деловыми партнерами. - Информирование деловых партнеров и заинтересованных организаций о решениях руководителя в ходе выполнения соглашений
Анализ информации и подготовка информационно-аналитических материалов - Сбор, переработка и анализ информации для решения задач, поставленных руководителем. - Подготовка информационно-аналитических материалов. - Разработка тематического плана обзорного документа, доклада. - Определение круга библиографических источников. - Подбор источников и литературы по теме обзора, доклада, аналитической справки. - Написание и оформление обзора, доклада, аналитической справки
Окончание таблицы 1
Обобщенные трудовые функции Трудовая функция Трудовые действия
Организация деловых контактов и протокольных мероприятий - Организация и планирование деловых контактов, встреч и поездок руководителя. - Организация заседаний, совещаний и мероприятий, проводимых руководителем. - Подготовка материалов для совещаний, ведение и оформление протоколов. - Подготовка презентаций по указанию руководителя. - Подготовка и проведение пресс-конференций руководителя. - Встреча участников переговоров, обеспечение их информационными материалами, ведение записей переговоров
Организация исполнения решений руководителя - Документальное оформление решений руководителя, доведение до сведения работников организации устных распоряжений руководителя. - Координация деятельности по исполнению решений руководителя. - Контроль исполнения решений руководителя. - Подготовка отчетов о выполнении поручений и решений руководителя
В профессиональных стандартах, отражающих педагогическую и воспитательную деятельность, возможно выделить лишь одну трудовую функцию, которая относится к информационно-аналитической деятельности (табл. 1). В профессиональном стандарте специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией разработчиками представлена обобщенная трудовая функция «Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации». Эта обобщенная трудовая функция конкретизируется в трудовых действиях, которые могут выполнять специалисты библиотечно-информационной деятельности. К ней можно, например, отнести действия «написание и оформление обзора, доклада, аналитической справки» или «отбор источников информации в соответствии с заданными критериями».
Профессиональный стандарт специалиста по информационным ресурсам в первую очередь ориентирован на специалистов, занимающихся информационно-коммуникационными технологиями и решением задач по обработке данных, созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов. Цель профессиональной
деятельности такого специалиста связана с распространением информации, рекламой товаров и услуг, информационной поддержкой бизнес-процессов организаций, повышением эффективности коммуникаций с потребителями продукции и развитием электронной коммерции. Профессиональный стандарт отражает типовые информационные процессы: сбор и поиск информации, выявление и анализ информационных потребностей, создание информационных продуктов, предоставление информации. Кроме того, стандарт упоминает отдельные информационно-аналитические методы: анализ, мониторинг, оценку.
Акцент на выделенных в профессиональных стандартах функциях обеспечивает расширение границ при подготовке и трудоустройстве специалистов библиотечно-информационной деятельности.
Изучение рабочих учебных программ по направлению подготовки «Библиотечно-информа-ционная деятельность» (квалификация - бакалавр), подготовленных преподавателями кафедры технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры, позволило выделить учебные дисциплины, которые обеспечивают формирование аналитических компетенций (табл. 2).
Таблица 2
Информационно-аналитические компетенции в дисциплинах учебного плана
Код и наименование компетенции по ФГОС ВО (3+) Дисциплины
ОК-5 - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы Информатика. Библиотековедение. Отраслевые информационные ресурсы. • Информационное обеспечение образования
ОПК-1 - готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информацион-ной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий • Библиографоведение. • Информационные технологии. • Аналитико-синтетическая переработка информации. • Интеллектуальные информационные системы. • Сетевые технологии. • Мультимедийные технологии. • Web-технологии в библиотечно-информационной деятельности. • Автоматизированные библиотечно-информационные системы. • Прикладные программные средства библиотечно-информаци-онной деятельности
ОПК-5 - готовность к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций • Организация информационно-аналитической деятельности
ПК-5 - способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества • Библиотечный фонд. • Библиографоведение. • Отраслевые информационные ресурсы. • Информационная картина мира. • Аналитические технологии. • Сетевые технологии. • Мультимедийные технологии. • Информационное обеспечение региональных потребностей
ПК-6 - готовность к аналитико-синтетической переработке информации • Документоведение. • Аналитико-синтетическая переработка информации. • Аналитика текста
ПК-7 - способность к информационной диагностике профессиональной области и информационному моделированию • Отраслевые информационные ресурсы. • Аналитические технологии. • Интеллектуальные информационные системы. • Формирование баз данных. • Web-технологии
ПК-8 - готовность к выявлению и изучению информационных потребностей субъектов информационного рынка • Библиотечно-информационное обслуживание. • Маркетинг библиотечно-информационной деятельности. • Аналитические технологии. • Коммуникативная культура. • Информационное обеспечение культуры и искусства. • Информационное обеспечение управления
Окончание таблицы 2
Код и наименование компетенции по ФГОС ВО (3+) Дисциплины
ПК-9 - готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов • Библиографоведение. • Аналитико-синтетическая переработка информации. • Отраслевые информационные ресурсы. • Аналитические технологии. • Аналитика текста. • Информационно-аналитические продукты и услуги. • Информационное обеспечение региональных потребностей
ПК-10 - способность к применению методов и процедур информационного анализа текстов • Документоведение. • Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий. • Аналитические технологии. • Аналитика текста. • Информационно-аналитические продукты и услуги
ПК-11 - готовность к информационному сопровождению и поддержке профессиональных сфер деятельности • Информационные сети и системы. • Справочно-поисковый аппарат библиотеки. • Аналитические технологии. • Информационно-аналитические продукты и услуги. • Интеллектуальные информационные системы. • Информационное обеспечение региональных потребностей. • Информационное обеспечение культуры и искусства. • Информационное обеспечение образования. • Презентационная деятельность. • Информационное обеспечение управления
Примеры свидетельствует о том, что одна и та же компетенция находит своё отражение в различных предметах. Количество предметов, в которых формируется каждая из компетенций, различно. Наиболее распространенными в учебных дисциплинах являются компетенции ОПК-1, ПК-5, ПК-9 и ПК-11. Так, общепрофессиональная компетенция ОПК-1 и профессиональная компетенция ПК-11 формируются в девяти предметах. Положительно можно оценить последовательность в подаче профессиональных знаний, умений и владений в учебных дисциплинах. Например, компетенция ПК-9 - готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов - начинает формироваться с 1-го курса в дисципли-
нах «Библиографоведение» (1-й и 2-й семестры) и «Аналитико-синтетическая переработка информации» (2-5-й семестры). Дальнейшее освоение этой компетенции продолжается в курсах «Отраслевые информационные ресурсы» (4-й и 5-й семестры), «Аналитика текста» (6-8-й семестры), «Аналитические технологии» (7-й и 8-й семестры), «Информационно-аналитические продукты и услуги» (7-й семестр), «Информационное обеспечение региональных потребностей» (7-й семестр). В данном случае происходит последовательное наращение компетенций.
Содержание аналитических компетенций раскрывается в различных дисциплинах через формируемые знания, умения и владения (см. табл. 3).
Таблица 3
Знания, умения, владения в дисциплинах учебного плана (фрагмент)
Дисциплина Формируемые знания, умения и владения
Аналитика текста • Владеть методами распознавания аналитических текстов и их жанров
Аналитические технологии • Владеть приёмами анализа предметного поля; • освоить алгоритмы информационного анализа; • владеть методами сравнительного анализа сайтов предприятий конкурентов/партнёров; • оценивать аналитическую деятельность предприятий
Информационное обеспечение региональных потребностей • Владеть методами сбора, анализа, обобщения теоретической и эмпирической информации в области библиотековедения и библиографии
Организация информационно-аналитической деятельности • Владеть методами анализа и синтеза информационных потоков различных видов информации; • владеть методами проектирования процессов информационно-аналитической деятельности
Отраслевые информационные ресурсы • Знать методы анализа информационных ресурсов; • уметь выявлять и анализировать информационные ресурсы; • владеть методами описания, анализа и обобщения теоретической и эмпирической информации в области информационных ресурсов
В дисциплинах отсутствует дублирование в раскрытии компетенций. Каждая из учебных дисциплин предполагает овладение различными направлениями аналитической деятельности.
В учебном процессе по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» аналитические компетенции формируются в ходе аудиторных занятий, реализуются при прохождении учебной и производственной практик, отражаются в студенческой научно-
исследовательской работе, контролируются в ходе промежуточной и итоговой аттестации. Основной принцип организации учебного процесса в Кемеровском государственном институте культуры - практическая ориентированность преподавания [11]. Об этом свидетельствует сопоставительный анализ соответствия знаний и умений, представленных в рабочих учебных планах, требованиям, заложенным в профессиональных стандартах (табл. 4 и 5).
Таблица 4
Соответствие знаний в профессиональных стандартах и рабочих учебных планах (фрагмент)
Профессиональный стандарт Рабочие учебные планы (должен знать) Дисциплина
01.005 Специалист в области воспитания
Основное содержание информационно-библиографической деятельности в образовательной организации общего образования - Информационное обслуживание как целостную систему обеспечения информационных запросов пользователей научно-педагогической информации; - типологию пользователей НПИ; - специфику информационных потребностей и запросов специалистов сферы образования и педагогики Информационное обеспечение образования
Окончание таблицы 4
Профессиональный стандарт Рабочие учебные планы (должен знать) Дисциплина
06.013 Специалист по информационным ресурсам
Принципы копирайтинга и рерайтинга - Правила составления аналитических текстов, используя различные модели (функциональные, жанровые) и структуры (синтаксические, семантические, аспектные, композиционные) Аналитика текста. Информационно-аналитические продукты и услуги
Основы внутренней поисковой оптимизации (в том числе рекомендации по использованию ключевых слов, фраз и ссылок) - Особенности разработки и продвижения информационных продуктов и услуг Маркетинг библиотечно-информационной деятельности
07.002 Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией
Особенности формирования внешних и внутренних информационных потоков - Состав и структуру информационных ресурсов общества Аналитические технологии. Отраслевые информационные ресурсы
Классификация управленческой информации, виды управленческой информации - Возможности использования информационно-аналитических продуктов и услуг в профессиональной и управленческой деятельности Информационно-аналитические продукты и услуги. Организация информационно-аналитической деятельности
В таблице 4 представлены дисциплины, которые обеспечивают соответствие учебного плана профессиональным стандартам. Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод, что учебные рабочие программы, подготовленные преподавателями кафедры технологии документальных коммуникаций, учитывают требования, предъявляемые разработчиками профессиональных стандартов. Стоит отметить, что даже специфические требования к знанию обеспечиваются в преподаваемых курсах. Например, знания принципов копирайтинга и рерайтинга являются специфическими, однако они формируются в дисциплинах «Аналитика текста», «Информа-
ционно-аналитические продукты и услуги» по направления подготовки «Библиотечно-инфор-мационная деятельность», профиль «Информационно-аналитическая деятельность». Освоение знаний по управлению поисковой оптимизацией обеспечивается в отдельных темах курса «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» всех профилей направления «Библиотечно-информационная деятельность». Такой подход к проектированию учебных дисциплин демонстрирует актуальность формируемых знаний и ориентацию на расширение границ возможного трудоустройства.
Таблица 5
Соответствие умений в профессиональных стандартах и рабочих учебных планах (фрагмент)
Профессиональный стандарт Рабочие учебные планы (должен уметь) Учебная дисциплина
01.005 Специалист в области воспитания
Осуществлять справочно-библиографическое обслуживание обучающихся, работников образовательной организации - Осуществлять библиотечно-информационное обслуживание потребителей научно-педагогической информации в соответствии с их запросами и потребностями; - выявлять информационные потребности специалистов сферы образования и педагогики Информационное обеспечение образования
06.013 Специалист по информационным ресурсам
Писать тексты литературным, техническим и рекламным языком - Определять и учитывать специфику аналитических текстов, их коммуникативную и познавательную составляющие модели аналитических текстов (функциональные, жанровые); - осуществлять выбор и разрабатывать ассортимент актуальных для информационного учреждения/ библиотеки информационно-аналитического продукта и услуги Аналитика текста. Информационно-аналитические продукты и услуги. Связи с общественностью и реклама
Реферировать, аннотировать и модифицировать тексты - Осуществлять аналитико-синтетическую переработку документов в традиционном и автоматизированном режиме Аналитико-синтетическая переработка информации
07.002 Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией
Анализировать и отбирать источники информации в соответствии с критериями полноты, достоверности, своевременности предоставления информации - Осуществлять аналитико-синтетическую переработку документов в традиционном и автоматизированном режиме; - выявлять и оценивать информационные ресурсы, соответствующие исследовательской задаче Аналитико-синтетическая переработка информации. Аналитические технологии
Обрабатывать и структурировать информацию, образуя информационные ресурсы - Использовать внутренние структуры аналитических текстов (синтаксические и семантические, аспектные, композиционные); - выявлять и оценивать информационные ресурсы, соответствующие исследовательской задаче; - использовать методы информационного анализа; - использовать методы и приемы информационно-аналитической деятельности для создания информационно-аналитических продуктов и услуг различного целевого назначения Аналитика текста. Аналитические технологии. Информационно-аналитические продукты и услуги. Отраслевые информационные ресурсы
Анализ содержания рабочих программ по дисциплинам кафедры ТДК позволяет убедиться в их соответствии требованиям профессиональных стандартов (табл. 5). Основной акцент в требованиях к умениям как в профессиональных стандартах, так и в рабочих учебных программах сделан на создание и распространение информационно-аналитических и управленческих продуктов и услуг, работу с информационными ресурсами (поиск и оценка), технологии анализа информации.
В большинстве рабочих программ профиля «Информационно-аналитическая деятельность» предполагается освоение информационно-аналитических умений в ходе выполнения практических работ, которые нацелены на подготовку конкретных информационно-аналитических продуктов [7]. Так, например, в курсе «Информационное обеспечение управления» (8-й семестр) студенты осуществляют подготовку доклада для руководителя по заданной тематике. Курс «Информационно-аналитические продукты и услуги» построен таким образом, что студенты осваивают подготовку различных информационно-аналитических продуктов, актуальных для библиотечно-информационных учреждений: пресс-релизы, аналитические доклады, дайджесты и др. В курсе «Аналитика текста» (6-8-й семестры) студенты осуществляют оценку аналитических текстов, изучают их жанровое разнообразие. Таким образом, обеспечивается преемственность в формировании информационно-аналитических компетенций.
Анализ рабочих учебных программ позволяет сделать вывод о том, что аналитические компе-
тенции бакалавров формируются в большинстве дисциплин учебного плана. Овладение ими происходит через освоение знаний, умений и владений в ходе разнообразных видов практических занятий. Это обеспечивает преемственность в подготовке студентов. Анализ содержания учебных программ показывает их соответствие потребностям времени, отражённым в профессиональных стандартах.
Сравнение содержания образовательных программ с требованиями профессиональных стандартов демонстрирует актуальность и востребованность рынком труда формируемых у студентов знаний, умений и владений.
Для выпускников направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» уже сейчас существуют перспективы трудоустройства в различных сферах деятельности.
Таким образом, компетентностный подход в профессиональной подготовке информационных аналитиков проявляется в глубоком изучении отдельных учебных предметов; преемственности учебных программ; использовании инновационных образовательных технологий; во взаимосвязи с рынком труда. В дальнейшем при разработке образовательных программ следует ориентироваться на трудовые функции, отраженные в профессиональных стандартах смежных областей, что позволит увеличить востребованность выпускников. Целесообразно рассмотреть вопрос о формировании аналитических знаний, умений и владений в образовательных программах магистратуры по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».
Литература
1. Байденко В. И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. -2018. - Т. 27, № 11. - С. 136-148.
2. Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития: моногр. / И. С. Пилко, Л. Г. Тараненко, М. Г. Ли, О. В. Абалакова; под науч. ред. И. С. Пилко. - М.: Литера, 2014. - 304 с.
3. Брежнева В. В., Бабушкина Ю. В., Уварова Т. П. Информационный менеджмент в библиотечном образовании // Вестн. С.-Петерб. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 2 (15). - С. 138-143.
4. Гендина Н. И., Сбитнев С. А. Особенности подготовки технолога автоматизированных библиотечных систем // Общее и специфическое в критериях и методах оценки библиотечных систем: сб. науч. тр. - Л., 1983. - Вып. 4. - С. 50-55.
5. Гордукалова Г. Ф. Интеллектуальный центр региона. Аналитические технологии в библиотеке // Библ. дело. -2010. - № 18 (132). - С. 18-19.
6. Гордукалова Г. Ф. Информационно-аналитическая работа библиотек в сфере культуры: дорогу осилит идущий // Библиотековедение. - 2015. - № 6. - С. 15-18.
7. Дворовенко В. Н., Дворовенко О. В. Реализация технологического подхода в программе подготовки информационных аналитиков // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 42. - С. 39-50.
8. Пилко И. С. Библиотека как система: технологический подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 05.25.03. -М., 2001. - 44 с.
9. Пилко И. С., Дворовенко О. В. Библиотечная профессия в зеркале профессиональных стандартов // Библиотековедение. - 2017. - Т. 66, № 1. - С. 95-101.
10. Приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 № 1182 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/510306_B_3_12012018.pdf (дата обращения: 18.02.2019).
11. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 № 1001 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/upload-files/fgosvob/510306.pdf (дата обращения: 18.02.2019).
12. Сбитнева Г. И. Содержание и структура курса «Отраслевые информационные ресурсы» // Моргенш-терновские чтения - 2016. Библиотеки регионов в цифровую эпоху: управление, ресурсы, технологии: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка. - Челябинск, 2017. - С. 224-229.
13. Усольцев А. П. Инфляция компетентностного подхода в отечественной педагогической науке и практике // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 1 (140). - С. 9-23.
References
1. Baydenko V.I. Bolonskiy protsess: v preddverii tret'ego desyatiletiya [Bologna Process: At the Threshold of the Third Decade]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2018, vol. 27, no. 11, pp. 136-148. (In Russ.).
2. Pilko I.S., Taranenko L.G., Li M.G., Abalakova O.V. Bibliotechno-informatsionnoe obrazovanie: novye kontseptsii i tekhnologii razvitiya: monografiya [Library and Information Education: New Concepts and Technologies of Development]. Moscow, Litera Publ., 2014. 304 р. (In Russ.).
3. Brezhneva V.V., Babushkina Yu.V., Uvarova T.P. Informatsionnyy menedzhment v bibliotechnom obrazovanii [Information management in library education]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of St. Petersburg University of Culture and Arts], 2013, no. 2 (15), pp. 138-143. (In Russ.).
4. Gendina N.I., Sbitnev S.A. Osobennosti podgotovki tekhnologa avtomatizirovannykh bibliotechnykh sistem [Features of preparation of the technologist of the automated library systems]. Obshchee i spetsificheskoe v kriteri-yakh i metodakh otsenki bibliotechnykh sistem: sb. nauch. tr. [General and specific in the criteria and methods for evaluating library systems: Sat. sci. works]. Leningrad, 1983, iss. 4, pp. 50-55. (In Russ.).
5. Gordukalova G.F. Intellektual'nyy tsentr regiona. Analiticheskie tekhnologii v biblioteke [The intellectual center of the region. Analytical technologies in the library]. Bibliotechnoye delo [Library science], 2010, no. 18 (132), pp. 18-19. (In Russ.).
6. Gordukalova G.F. Informatsionno-analiticheskaya rabota bibliotek v sfere kul'tury: dorogu osilit idushchiy [Information and analytical work of libraries in the field of culture: the road will be mastered]. Bibliotekovedenie [Library Science], 2015, no. 6, pp. 15-18. (In Russ.).
7. Dvorovenko V.N., Dvorovenko O.V. Realizatsiya tekhnologicheskogo podkhoda v programme podgotovki infor-matsionnykh analitikov [Realization of technological approaches in the training program for information analysts]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 42, pp. 39-50. (In Russ.).
8. Pilko I.S. Biblioteka kak sistema: tekhnologicheskiy podkhod: avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Library as a system: a technological approach. Author's abstract of diss. Dr. of pedagogical sciences]. Moscow, 2001. 44 р. (In Russ.).
9. Pilko I.S., Dvorovenko O.V. Bibliotechnaya professiya v zerkale professional'nykh standartov [Library Profession's Reflection in the Professional Standards]. Bibliotekovedenie [Library Science], 2017, vol. 66, no. 1, pp. 95-101. (In Russ.).
10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.12.2017 № 1182 "Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informatsi-onnaya deyatel'nost'(uroven'bakalavriata)". (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%20 3++/Bak/510306_B_3_12012018.pdf (accessed 18.02.2019).
11. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 11.08.2016. № 1001 "Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniyapo napravleniyupodgotovki 51.03.06Bibliotechno-informatsion-naya deyatel'nost' (uroven' bakalavriata)". (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510306.pdf (accessed 18.02.2019).
12. Sbitneva G.I. Soderzhanie i struktura kursa "Otraslevye informatsionnye resursy" [Content and structure of the course "Sectoral Information Resources"]. Morgenshternovskie chteniya - 2016. Biblioteki regionov v tsifrovuyu epokhu: upravlenie, resursy, tekhnologii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Chelyabins-kaya oblastnaya universal'naya nauchnaya biblioteka [Morgenstern Reading - 2016. Regional Libraries in the Digital Age: Management, Resources, Technologies: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. ChelyabinskRegional Universal Scientific Library]. Chelyabinsk, 2017, pp. 224-229. (In Russ.).
13. Usoltsev A.P. Inflyatsiya kompetentnostnogo podkhoda v otechestvennoy pedagogicheskoy nauke i praktike [Inflation of the competence-based approach in the Russian pedagogical science and practical teaching]. Obrazovanie i nauka [The Education and Science Journal], 2017, vol. 19, no. 1 (140), pp. 9-23. (In Russ.).
УДК 378.016
ИЗМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СФЕРЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Мишова Валерия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: valeriya_mishova@mail.ru
Огнева Элла Николаевна, старший преподаватель кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: ella@ kemguki.ru
Рассматриваются проблемы подготовки кадров в сфере документоведения и архивоведения в условиях перехода к цифровой экономике. Отмечается несоответствие основных профессиональных образовательных программ требованиям работодателей и современным тенденциям изменения экономики. Характеризуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» с точки зрения подготовки кадров. Отмечается неравномерность процессов информатизации в сфере докумен-тационного обеспечения управления, документоведения и архивоведения. Представлены требования работодателей к знаниям и умениям специалистов в сфере документоведения и архивоведения, ориентированные на цифровую экономику. Проведен анализ квалификационных характеристик профессий, отраженных в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Выявлено, что специалисты в сфере документоведения и архивоведения, в зависимости от занимаемой должности, разрабатывают, внедряют, организуют работу автоматизированных информационных систем и систем управления. Представлен анализ профессиональных стандартов специалистов в сфере документоведения и архивоведения. Отмечается необходимость владения специалистами в сфере документоведения и архивоведения знаниями и умениями в области информационных технологий, а также наличия у них трудовых функций по проектированию и эксплуатации информационных систем в профессиональной сфере.
Ключевые слова: подготовка кадров, документационное обеспечение управления, документо-ведение и архивоведение, цифровая экономика, информационные технологии.