БИБЛИОСФЕРА, 2012, № 2, с. 23-26
Информатика ^^
УДК [316.77+004]:[02+008](061)(100) ББК 78.071+7л5(0)+78.34л5(0)
ПРОДВИЖЕНИЕ ИДЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ И МЕДИАГРАМОТНОСТИ ЮНЕСКО И ИФЛА: ОБСУЖДЕНИЕ В СТОЛИЦЕ И РЕГИОНЕ
© Н. И. Гендина, 2012
Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17
Итоги Международного совещания экспертов по вопросам адаптации для России «Учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности для педагогов». Характеризуется информационно-просветительская акция «Дни Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в Кузбассе». Отмечается вклад в эти мероприятия основателя секции информационной грамотности Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА) профессора Х. Лау (Мексика).
Ключевые слова: информационная грамотность, медиаграмотность, информационная культура личности, ЮНЕСКО, ИФЛА, Москва, Кемерово.
The results of the international expert meeting on adaptation of Media and Information Literacy Curriculum for Teachers for Russia are considered. The advocacy campaign «Days of the UNESCO program "Information for All" in the Kuzbass» is characterized. The contribution of the founder of the IFLA Information Literacy Section Professor H. Lau to these activities (Mexico) is marked.
Key words: information literacy, media literacy, personal information culture, UNESCO, IFLA, Moscow, Kemerovo.
декабря 2011 г. в Москве состоялось Международное совещание экспертов по вопросам адаптации для России «Учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности для педагогов», Media and Information Literacy Curriculum for Teachers (далее - Программа). Организаторами совещания явились Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, секция по информационной грамотности ИФЛА.
Программа базируется на системном подходе к осмыслению вопросов медиа- и информационной грамотности. Цель - не только сделать учителей компетентными в области медиа- и информационной грамотности, но и дать знания по технологии их трансляции среди обучаемых. Программа опирается на современные тенденции конвергенции радио, телевидения, Интернета, газет, книг, электронных архивов и библиотек. В настоящее время Программа издана только на английском языке. Для эффективного использования в России ее необходимо тщательно проанализировать и адаптировать к реалиям страны.
Совещание преследовало следующие цели:
• Обсуждение вопросов адаптации и пилотного запуска Программы в учебных заведениях, готовящих педагогов и библиотекарей в России, выработка рекомендаций по организации этой работы в России.
• Содействие выработке оптимальных решений в этой сфере для развитых и развивающихся стран.
В работе совещания приняли участие: С. Ко-тилайнен - профессор университета г. Тампере (Финляндия); Х. Лау - профессор университета г. Веракруз (Мексика), основатель секции по информационной грамотности ИФЛА; М. К. Торрас Кальве - директор библиотеки университета г. Берген (Норвегия), председатель постоянного комитета по информационной грамотности ИФЛА; Е. А. Бондаренко - доцент, заведующая лабораторией медиаобразования Института содержания и методов обучения Российской академии образования; Т. Н. Владимирова - декан факультета журналистики Московского государственного гуманитарного университета (МГГУ) им. М. А. Шолохова; Н. И. Гендина - профессор, директор НИИ информационных технологий КемГУКИ, член постоянного комитета ИФЛА по информационной
грамотности ИФЛА; Б. Дендев - директор бюро ЮНЕСКО в Москве по Армении, Азербайджану, Белоруссии, Молдавии и Российской Федерации; И. В. Жилавская - заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования МГГУ им. М. А. Шолохова; С. Ю. Князева - программный специалист Бюро ЮНЕСКО в Москве по Армении, Азербайджану, Белоруссии, Молдавии и Российской Федерации; Е. И. Кузьмин - председатель Межправительственного совета и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества и др.
Все присутствовавшие на совещании эксперты отметили сложность и актуальность проблемы адаптации разработанной ЮНЕСКО учебной программы. Это объясняется тем, что практически ни в одной стране мира формирование информационной и медиаграмотности не велось целенаправленно, с единых позиций. До настоящего времени оба направления - информационная подготовка и медиаобразование - развивались независимо, параллельно, практически не пересекаясь. Не случайно предложенная ЮНЕСКО аббревиатура MIL (media and information literacy) названа «зонтичным» термином и звучит по-русски как МИГ (медиа и информационная грамотность). Эти два направления, как правило, находятся в ведении разных социальных институтов - образовательных учреждений и библиотек. Соответственно, ими занимаются представители разных специальностей: учителя, преподаватели колледжей и вузов, библиотекари. Принадлежность к разным профессиональным группам, естественно, порождает проблему терминологического барьера и необходимость создания единого понятийно-терминологического аппарата в сфере информационной и ме-диаграмотности.
В ходе совещания присутствующими экспертами ЮНЕСКО и ИФЛА был проведен всесторонний анализ Программы. Сделан вывод, что раздел медиаграмотности неоправданно увеличен в ущерб разделу информационной грамотности, и этот дисбаланс требуется устранить. Следует уточнить целевой адрес Программы: только учителя или учителя плюс преподаватели колледжей и вузов, плюс библиотекари-педагоги? Необходимо отредактировать прилагаемый к Программе глоссарий с целью обеспечения понятности и непротиворечивости (совместимости) используемых при обучении терминов и понятий. Требуется также упростить содержание учебного материала.
Однако основная задача - это адаптация содержания Программы в соответствии с российскими реалиями. Для этого необходимо создание творческого коллектива, включающего российских специалистов из педагогических вузов, реализую-
щих подготовку кадров по специализации «Ме-диаобразование», а также вузов культуры и искусств, выпускающих высококвалифицированных библиотекарей и специалистов в сфере кино-видеотворчества.
Зарубежные коллеги отметили важность работы по адаптации Программы к специфике деятельности образовательных учреждений и библиотек России, указав на то, что если российские специалисты предложат механизм адаптации, то тем самым они покажут способ решения этой задачи для других стран - как развитых, так и развивающихся.
Организаторы совещания взяли на себя обязанность подготовить на основе высказанных суждений итоговый документ, чтобы представить его в Министерство образования и науки РФ и Министерство культуры РФ, в ведении которых находятся, соответственно, педагогические вузы и вузы культуры и искусства.
Обсуждение проблем информационной и ме-диаграмотности с участием профессора Х. Лау было продолжено в г. Кемерово, где 14-16 декабря 2011 г. на базе КемГУКИ прошла традиционная информационно-просветительская акция «Дни Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в Кузбассе».
14 декабря 2011 г. состоялась встреча Х. Лау -директора исследовательского центра Университета Веракруза (Мексика), основателя Секции информационной грамотности ИФЛА и Е. И. Кузьмина - председателя Межправительственного совета и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» с преподавателями, сотрудниками, аспирантами и студентами КемГУКИ.
После знакомства с университетом и опытом 11-летней работы КемГУКИ по Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» состоялся круглый стол и дискуссия с участниками издательского проекта «Информационная грамотность: международные перспективы», которую провели участники проекта: редактор издания Х. Лау, координатор проекта издания на русском языке Е. И. Кузьмин, автор предисловия и научный редактор издания на русском языке Н. И. Гендина.
В ходе встречи профессорами, молодыми преподавателями и аспирантами КемГУКИ были заданы многочисленные вопросы Х. Лау и Е. И. Кузьмину по темам:
• Механизм продвижения идей информационной грамотности в разных странах, общее и специфичное.
• Учебный курс по информационной грамотности (информационной культуре личности): проблемы внедрения в библиотеках и образовательных учреждениях.
Н. И. Гендина, 2012, № 2, с. 23-26
• Информационная грамотность и развитие критического мышления, формирование креативной личности в вузе.
• Проблемы подготовки специалистов по продвижению идей информационной грамотности (информационной культуры личности).
Примечательным явился ответ Х. Лау на вопрос о том, какова причина, по которой он стал заниматься продвижением идей информационной грамотности. Он ответил, что приложив значительные усилия к тому, чтобы в университете Ве-ракруза была построена новая суперсовременная библиотека, оснащенная самыми передовыми информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающая доступ к необозримому количеству электронных ресурсов, он как директор этой библиотеки столкнулся с огромной проблемой. Эта проблема заключалась в том, что ни преподаватели, ни студенты не могли применить на практике все преимущества нового информационно-библиотечного сервиса, потому что не умели всем этим пользоваться. Тогда он понял, что информационной грамотности нужно обучать специально как преподавателей, так и студентов. Впоследствии оказалось, что проблема информационной грамотности присуща не только Мексике, она носит глобальный характер. Поэтому ИФЛА поддержала Х. Лау и содействовала его деятельности по созданию специальной секции информационной грамотности.
Встреча завершилась вручением книги «Информационная грамотность: международные перспективы» с автографами Х. Лау, Е. И. Кузьмина, Н. И. Гендиной преподавателям КемГУКИ и сотрудникам НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС). Книги с автографами получили педагоги и исследователи, внесшие значительный вклад в продвижение идей информационной грамотности в Кузбассе и внедряющие курс «Основы информационной культуры личности» в образовательных учреждениях и библиотеках Кемеровской области.
15 декабря 2011 г. состоялась научно-практическая конференция «Продвижение идей информационной грамотности и информационной культуры личности в Кузбассе: вклад библиотекарей и педагогов». Пленарное заседание конференции открыла ректор КемГУКИ, доктор педагогических наук, профессор Е. Л. Кудрина, которая зачитала правительственную телеграмму, поступившую в адрес участников конференции от министра культуры Российской Федерации А. А. Авдеева.
В ходе пленарного заседания участники конференции прослушали следующие доклады:
• Е. И. Кузьмин «Проблемы глобального информационного общества и реакция
ЮНЕСКО».
• Х. Лау «Информационная грамотность: международные перспективы».
• Н. И. Гендина «Формирование информационной культуры личности: от теории к региональному опыту».
Доклад Е. И. Кузьмина содержал результаты анализа деятельности ЮНЕСКО в ответ на вызовы и риски глобального информационного общества. «В условиях многополярного мира нет и не может быть единых, одинаковых для разных стран рецептов выработки стратегии проведения национальной информационной политики» - сказал докладчик. Как председатель межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е. И. Кузьмин отметил важность участия российских учреждений культуры и образовательных учреждений (в частности КемГУКИ) в реализации одной из флагманских программ ЮНЕСКО. «Такое участие, - отметил докладчик, - позволяет знакомиться с лучшим опытом различных стран, быть в курсе новейших достижений теории и практики, проводить на этой основе собственные исследования и предлагать решения, адекватные российским реалиям». В частности, он подчеркнул роль НИИ ИТ СС КемГУКИ, где создана научная школа формирования информационной культуры личности. Благодаря активному участию в деятельности ЮНЕСКО и ИФЛА исследования ученых НИИ ИТ СС ведутся с учетом международных тенденций в сфере информационной и медиагра-мотности, сохраняя при этом верность традициям российской системы образования и культуры.
Доклад Х. Лау представлял собой международный обзор продвижения идей информационной грамотности. В нем была дана характеристика деятельности ЮНЕСКО и ИФЛА в этой сфере, а также освещался авторский опыт постановки онлайнового курса по информационной грамотности. «Необходимость создания в 2006 г. онлайнового курса была вызвана острым дефицитом преподавателей, способных вести в университете учебный курс по информационной грамотности, а также его значительной востребованностью среди студентов» - отметил профессор Х. Лау. Курс включает восемь модулей:
1. Характеристика источников информации.
2. Классификация информационных потребностей.
3. Определение (выявление) источников информации.
4. Поиск информации.
5. Оценка информации.
6. Практическое использование информации.
7. Представление результатов работы с информацией.
8. Соблюдение прав интеллектуальной собственности и авторских прав.
Данный курс формирует восемь информационных компетенций (способностей):
1. Определять структуру различных источников информации.
2. Выражать свои информационные потребности.
3. Определять необходимые источники информации.
4. Вести поиск информации.
5. Оценивать информацию.
6. Продуктивно использовать информацию.
7. Передавать (производить обмен) информацию.
8. Осуществлять этическое использование информации.
В заключение докладчик провел аналогию между качеством поглощаемой нами ежедневно пищи и качеством воспринимаемой информации, подчеркнув тем самым роль информационной грамотности для современного человека как средства, обеспечивающего его информационную безопасность.
В докладе Н. И. Гендиной были представлены результаты многолетних исследований, раскрыт накопленный в Кузбассе опыт взаимодействия образовательных учреждений и библиотек, учреждений повышения квалификации работников системы общего и профессионального образования по формированию информационной культуры личности на основе разработанной в НИИ концепции информационной подготовки различных категорий населения. Автором раскрыты черты сходства и отличия между концепцией развития информационной грамотности, представленной в докладе Х. Лау, и концепцией формирования информационной культуры личности, разработанной в НИИ и реализованной в Кузбассе и других регионах России.
16 декабря 2011 г. в музее-заповеднике «Красная горка» (г. Кемерово) в рамках выездного заседания Общественной палаты Кемеровской области состоялся круглый стол «Информация для всех: культура, образование, СМИ». Его участниками
явились: члены Общественной палаты Кемеровской области, представители административных и общественных органов и организаций Кемеровской области, преподаватели вузов, журналисты, сотрудники СМИ, работники музеев и библиотек г. Кемерово.
В ходе круглого стола обсуждались:
• Проблемы обеспечения доступа к информации и роль информационной культуры личности (информационной грамотности) в эпоху Интернета - деятельность учреждений образования, библиотек и музеев.
• Потенциал и проблемы реализации медиа-образования и информационного образования в Кузбассе.
• Роль СМИ в продвижении медиа- и информационной грамотности граждан, формирование информационной культуры личности.
В ходе круглого была отмечена плодотворность организации подобных мероприятий, позволяющих обеспечить заинтересованный разговор представителей различных социальных институтов, специалистов разных областей знания, без участия которых невозможно решение проблемы развития медиа и информационной грамотности населения.
Наряду с профессиональными мероприятиями Х. Лау смог познакомиться с культурой многонационального населения Сибири в ходе арт-проекта «Сибирская мозаика: все разные, все уникальные», представленного творческими коллективами Кем-ГУКИ, а также посетить музей-заповедник «Красная горка» (г. Кемерово) и историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» (Кемеровская область, Яшкинский район, деревня Писаная).
В рамках протокола о намерениях сотрудничества КемГУКИ и университета Веракруз (Мексика) профессор Х. Лау дал свое согласие предоставить полное содержание своего онлайнового учебного курса по информационной грамотности для ознакомления и использования в информационной подготовке студентов в условиях библиотеки вуза.
Материал поступил в редакцию 25.01.2012 г.
Сведения об авторе: Гендина Наталья Ивановна - доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ информационных технологий социальной сферы, член Постоянного комитета по информационной грамотности ИФЛА, тел.: (384-2) 35-80-63, e-mail: gendina@kemerovonet.ru