Т .В. Ляшенко
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЕТЕНТНЫЕ КАДРЫ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В XXI ВЕКЕ
Рассматриваются процессы информатизации отечественных библиотек, характеризуется процесс активного осмысления учеными и специалистами этих изменений, стремления выявить их сущность, социальные смыслы и значимость, определяющие тенденции развития библиотеки в современном мире. Отстаивается точка зрения, согласно которой основной путь решения проблем, связанных с информатизацией - подготовка библиотечных кадров необходимой квалификации в системе библиотечного образования. Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, информационная сфера, библиотечные кадры, информатизация библиотек, модернизация библиотечного образования.
The paper deals with the processes of Russian libraries informatization. The process of active analysis and trying to understand of these changes by scientists and leading experts are characterized, as well as the attempt to get to the main point, social implication and significance determining the tendency of library development in the present-day world. The point that the key solution of this problem is the preparation of the library staff is proved. Keywords: librarianship, information sphere, library staff, library informatization, modernization of the library education.
Многообразные трансформации, обусловленные информационно-технологическим развитием общества, в той или иной мере затрагивают практически все социальные реалии (социальные структуры, институты, процессы), все сферы деятельности человека, сформировавшиеся на предшествующих этапах общественного развития. Не является исключением и библиотечное дело.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных и Интернет-технологий за последние пятнадцать лет и их проникновение во все сферы жизни обусловили существенное изменение не только внутренней, но и внешней среды библиотек. Все изменения в библиотечной деятельности, связанные с внедрением телекоммуникационных технологий, онлайн и Интернета; штрих-кодов и автоматической идентификации изданий и читательских билетов; CD-ROM, электронных изданий и др., объединяются сегодня существенно более широким понятием информатизации библиотек.
Процессы информатизации отечественных библиотек, которые в силу воздействия множества различных объективных и субъективных факторов харак-
теризуются неравномерностью и противоречивостью, в последние годы, тем не менее, приобретают все более интенсивный характер, кардинально меняя лицо библиотеки, содержание и формы ее деятельности. Библиотечное сообщество -ученые и специалисты — активно осмысляет эти изменения, стремясь выявить их сущность, социальные смыслы и значимость, определяющие тенденции развития библиотеки в современном мире. При этом, по мнению одних исследователей, эти изменения, при всей их серьезности, не затрагивают системных характеристик библиотеки. Другие исследователи, напротив, считают, что «...представление о современной библиотеке изменилось настолько, что затрагивает саму парадигму ее организации как системы» (6). С их точки зрения, концепция библиотеки как социального феномена в самом недалеком будущем неизбежно изменится и меняется уже сегодня, причем по многим системообразующим позициям. Так, Я. Л. Шрайберг считает, что сегодня остро назрела необходимость разработки новой концепции библиотеки, пересмотра старых позиций, старых подходов к библиотеке,
которая уже не столько представляет собой информационный центр, научное и образовательное учреждение и т.д., сколько является активным участником преобразования общества, его движения к информационному. Соответственно, основной упор в новой концепции, по мнению ученого, должен быть сделан на расширение информационной функции - как самостоятельной, важной функции библиотеки (7, с. 365). Так или иначе, как показывает анализ современной ситуации, практически все факторы, обуславливающие концептуальные изменения в деятельности библиотек, в той или иной мере связаны с процессами информатизации библиотек, с широким и функционально многообразным внедрением в библиотечную практику информационно-коммуникационных технологий.
Не умаляя значимости организационно-управленческих и финансово-экономических аспектов проблемы информатизации библиотек, многие специалисты отмечают, что успех ее решения, как и решения общей задачи модернизации библиотечной отрасли, во многом зависит от практических работников - библиотекарей, библиографов, управленческого персонала. Действительно, практика дает немало примеров того, что даже при отсутствии достаточных средств многие российские библиотеки, возглавляемые образованными, энергичными и неравнодушными к своему делу людьми, преобразуются в современные информационно-образовательно-культурные центры. Такого рода «реальные примеры выхода из того кризиса, в котором оказалась библиотечная система нашей страны в силу независящих от нее обстоятельств», позволяют рассматривать кадровую проблему как одну из ключевых с точки зрения общей стратегии развития библиотеки в XXI веке — в условиях перехода к информационному обществу.
Вместе с тем, в проекте Концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации, который
содержательно выстроен так, чтобы направления развития библиотечного дела содержали решение выявленных и описанных в проекте проблем, кадровый аспект затронут весьма скупо. Данная проблема обозначена как «несоответствие профессиональной квалификации библиотечных кадров задачам модернизации библиотек, низкий уровень оплаты труда библиотечных работников», а соответствующее ей направление развития предполагает «повышение уровня оплаты труда библиотечных работников, обеспечение библиотек квалифицированным персоналом» (4, с. 9). Безусловно, проблема повышения оплаты труда библиотекарей имеет чрезвычайное значение, поскольку ее низкий уровень (в 2,5 раза ниже средней по стране, а в большинстве регионов — ниже прожиточного минимума) объективно приводит к целому ряду негативных последствий — сокращению и старению персонала, оттоку квалифицированных кадров; ухудшению качества результатов деятельности, сокращению НИР в области библиотечного дела и др. Однако понятно и то, что кардинальные изменения заработной платы библиотечных работников, выведение ее на уровень «достойной» и сопоставимой с оплатой труда в ведущих отраслях экономики — дело будущего, скорее всего — достаточно отдаленного. Квалифицированные же специалисты необходимы в библиотеках уже сегодня, поскольку реальное преобразование их деятельности без таких кадров невозможно. С этой точки зрения чрезвычайно актуальным становится вопрос: что вкладывается в понятие «квалифицированный персонал»? В проекте Концепции этот вопрос остается нераскрытым. Несколько более развернуто дается характеристика библиотечных кадров, отвечающих требованиям модернизации библиотечного дела, в «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки» (3), принятом Конференцией Российской библиотечной ассоциации. В частности, с точки зрения влияния информатизации
на профессиональные характеристики библиотечных кадров в стандарте отмечается два момента:
— успешная информатизация предполагает привлечение к работе в публичной библиотеке (в том числе, по договору) квалифицированного технического персонала: программистов, электронщиков, специалистов в области защиты информации (пункт 11.2);
— современный библиотекарь также обязан обладать базовыми знаниями в области информатизации, уметь оценивать информационную среду, заполненную разнообразными ресурсами нетрадиционных форматов (визуальными, аудио, мультимедийными, цифровыми), понимать достоинства и ограничения источников информации в глобальных компьютерных сетях (пункт 11.5).
Иными словами, стандартом, по сути, рекомендуется разделение гуманитарной, традиционной для библиотек, и ин-форматизационной, обусловленной внедрением информационно-коммуникационных технологий, составляющих их деятельности между специалистами сответствующего профиля. Таким образом, характеристика деятельности библиотечных специалистов и в проекте Концепции, и в «Модельном стандарте.» дана в предельно обобщенном и во многом в традиционном плане. Хотя очевидно, что если кардинально реформируется и модернизируется деятельность библиотек, профессиональная деятельность специалистов не может оставаться содержательно неизменной. Кроме того, практика развития библиотечной сферы уже сегодня дает основания для принципиально иной постановки проблемы. Как известно, использование автоматизированных библиотечных систем, сетевых корпоративных информационных технологий, которые все активнее проникают в библиотечную среду, требует от штата библиотеки введения новых должностей (скорее даже — новых должностных обязанностей для тех же должностных единиц), связанных с раз-
работкой, эксплуатацией и обслуживанием информационных систем и технических устройств. И опыт многих библиотек показывает, что разделение функций обслуживания системы и ее использования между разными специалистами не отвечает требованиям рациональности, оптимальности и эффективности. Как правило, возникает проблема, связанная с тем, что особое восприятие информационной сферы требует от специалиста по обслуживанию библиотечной системы в полной мере обладать знаниями по специфике отрасли. С другой стороны, пользователь системы — библиотекарь, подготовленный к работе с программой не профессионально, а только на уровне «базовых знаний» и «общих представлений», будет постоянно чувствовать себя неуверенно и постоянно обращаться к обслуживающему специалисту с самыми разными вопросами. Эта проблема возникала и при разработке автоматизированных библиотечных систем, когда библиотекарям приходилось изучать технические дисциплины, а программистам — библиотечные. С этой точки зрения Е. В. Панкова считает важным различать две группы вопросов администрирования библиотечно-информационной системы:
— текущее администрирование, не связанное с программированием или решением вновь возникающих задач, которое требует знаний и умений по использованию разработанного инструментария (причем пользователь должен понимать логику происходящих событий);
— перспективное администрирование, связанное с решением вновь возникающих задач, программными кодами и пр., которое требует технического образования, знания языков программирования и осуществляется разработчиком программы по заявке пользователей или в процессе актуализации программного обеспечения (5).
Очевидно, что текущее администрирование целесообразнее отнести к функционалу пользователей автоматизированных библиотечных систем — библио-
течных работников, которые обладают знаниями в профессиональной области. Однако это возможно лишь при условии, что они будут профессионально подготовлены к этой функциональной деятельности, то есть будут обладать необходимыми знаниями и умениями в области информационных технологий и ресурсов.
Информатизация среды библиотек обусловила также качественное изменение справочно-библиографического обслуживания, его места в системе библиотечной деятельности и, соответственно, профессиональных требований к специалистам этого профиля. Реальностью современной библиотеки становятся библиографическое обслуживание локальных и удаленных пользователей при помощи электронных каталогов, онлайновых баз данных, сетевых ресурсов Интернета, а также создание онлайновых справочно-библиографических фондов, общение библиографа и пользователя в сетевой среде с целью выполнения запросов и др. В контексте всех этих изменений само понятие «библиограф» в справочно-библиографическом обслуживании меняет свое содержание и расширяется, по мнению Е. Д. Жабко, до понятия «специалист по информационному доступу» (1).
Еще один аспект в деятельности библиотекарей, требующий новых подходов, связан с реализацией их образовательной функции. Особенно ярко эта проблема обозначилась в деятельности вузовских библиотек. Несмотря на то, что в школе даются основы информационных знаний, проблема информационной (функциональной) неграмотности подавляющего большинства выпускников общеобразовательных учреждений общеизвестна, а для молодого человека, поступившего в вуз, она становится серьезной помехой. Это касается не только и не столько умения пользоваться компьютером, сколько общего представления об организации информационного центра, каковым является библиоте-
ка. Поэтому приоритетной задачей вузовского образования становится обучение пользователей грамотному поиску информации, в первую очередь — в вузовской библиотеке, умению эффективно ее использовать и оформлять.
Эта проблема становится актуальной и для работников общедоступных (публичных) библиотек, которые также начинают в инновационном порядке организовывать разного рода курсы и семинары для пользователей по обучению работе с информационными ресурсами. По мере компьютеризации, информатизации и интернетизации средних и малых общедоступных библиотек данное направление деятельности библиотечных работников будет только развиваться. Иначе говоря, формирование информационной культуры пользователей — одна из задач, стоящих перед библиотечными работниками в практике их профессиональной деятельности. Однако для этого они сами должны обладать не только достаточно высокой информационной культурой, но и умениями непрерывно ее развивать, совершенствовать, а также обучать этому других людей — клиентов, пользователей библиотечных услуг.
Непрерывное расширение перечня информационных услуг, обусловленное постоянным совершенствованием и появлением новых информационных технологий, компьютерных и телекоммуникационных средств, необходимость модернизации ресурсной базы библиотек — все это также повышает требования к качеству деятельности, профессионализму и компетентности библиотечного персонала в информационной области. Эти и целый ряд других концептуальных изменений в практической деятельности библиотечных работников, востребованных в условиях информатизации библиотек, обусловливают концептуально новые профессиональные характеристики библиотечных кадров.
По мнению Т. Я. Кузнецовой (2), библиотекарь новой формации — это не только хранитель документного куль-
турного наследия, аккумулированного в фондах библиотек, служитель Книги как культурного феномена, знаток художественной, научной и научно-популярной литературы, воспитатель культуры чтения, организатор культурно-досуговой деятельности, каким он предстает в традиционном понимании. Современный библиотекарь — это также аналитик-синтезатор, умеющий осуществлять поиск и оценивать качество информационных ресурсов с учетом потребностей и запросов пользователей, информационный навигатор и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных, инструктор по формированию информационной культуры, специалист в области социальных коммуникативных технологий.
Уже эта характеристика, даже если она не исчерпывает всех новых профессиональных функций библиотекаря, свидетельствует о существенном изменении библиотечной профессии. По нашему мнению, данную проблему следует рассматривать в контексте общей проблемы изменения профессиональной структуры общества в связи с широким распространением и внедрением информационно-коммуникационных технологий. Как известно, компьютеризация и информатизация всех сфер деятельности привели к появлению множества новых профессий, а также в той или иной степени изменили облик многих (если не всех) традиционных профессий. С этой точки зрения можно выделить три группы профессий.
К первой группе следует отнести профессии, направленные на создание информационно-коммуникационных технологий и средств, которые выступают объектом профессиональной деятельности. Она включает две основные подгруппы:
— инженерно-технические профессии, связанные с разработкой, созданием, эксплуатацией и обслуживанием компьютерной и телекоммуникационной техники («электронщики»);
— профессии, связанные с разработкой и администрированием программного обеспечения и информационных технологий («программисты»).
Вторая группа включает профессии разной направленности (инженерно-технические, экономические, социальные, гуманитарные и др.), в которых информационно-коммуникационные технологии применяются как средство профессиональной деятельности. В этой группе тоже можно выделить в качестве подгрупп:
— профессии, в которых информационно-коммуникационные технологии выступают «основным средством производства» (например, в компьютерном дизайне, теле- и кинопроизводстве и др.);
— профессии, в которых информационно-коммуникационные технологии начинают использоваться как одно из средств профессиональной деятельности (например, в преподавании, медицине и др.);
— профессии, в которых компьютер применяется как вспомогательное информационное и техническое средство (например, секретарь-референт).
Третью группу составляют профессии, в которых компьютер не применяется (уже сегодня это, главным образом, рабочие профессии и различные виды неквалифицированного труда). Последняя группа профессий имеет отчетливую тенденцию к сокращению, поскольку автоматизация на основе компьютерных технологий постепенно начинает охватывать практически все виды труда. Вследствие этого вторая группа, напротив, неуклонно расширяется.
На базе первой группы профессий формируется новая профессиональная область, которую сегодня чаще всего называют информационной сферой. Профессии информационной сферы на сегодняшний день носят, главным образом, технико-технологический характер, поскольку основным объектом профессиональной деятельности в них являются информационно-коммуникацион-
ные технологии. По сути же, объектом профессиональной деятельности этой сферы является информация. И по мере формирования информационного общества данная профессиональная сфера неизбежно будет трансформироваться и расширяться за счет включения профессий, связанных с обработкой информа-ции,её систематизацией, распределением, хранением и т.д.
Профессиональная деятельность библиотекаря в ее традиционном понимании должна быть отнесена к группе профессий, в которых компьютер является лишь вспомогательным техническим инструментом, позволяющим заменять рутинные операции, хотя реально, как свидетельствует статистика, в подавляющем большинстве средних и мелких общедоступных библиотек библиотекари до сих пор вообще обходятся без компьютера. В то же время модернизация библиотечного дела с неизбежностью ведет к тому, что профессия библиотекаря перемещается в группу профессий, в которых информационно-коммуникационные технологии становятся одним из основных, а затем — основным средством профессиональной деятельности. Более того, в перспективе библиотечная профессия, о чем свидетельствуют тенденции развития библиотек, станет — и во многом по сути профессиональной деятельности библиотечных работников уже является сегодня — профессией информационной сферы.
Иными словами, нынешнее состояние этой профессии можно охарактеризовать следующим образом: оставаясь по своей направленности гуманитарной профессией, библиотечная профессия в то же время все больше становится профессией информационной сферы, то есть она приобретает интегративный гуманитарно-информационный характер. Это означает, что современный библиотечный работник должен не просто обладать общей информационной культурой, необходимой всем современным людям, и не просто владеть основами
информационных знаний, обязательными для всех современных специалистов, особенно с высшим образованием, независимо от профиля их профессиональной деятельности, а быть специалистом информационной сферы, то есть специалистом, профессионально подготовленным к работе с информацией — к ее анализу, систематизации, обработке, оказанию широкого спектра информационных услуг и т.д., что сегодня уже невозможно без применения информационно-коммуникационных технологий. Иначе говоря, библиотечные работники должны обладать информационной компетентностью как одной из ключевых профессиональных компетентностей.
Однако разрыв между требованиями, предъявляемыми современным обществом к библиотечным работникам, и их реальными профессиональными компетенциями в последние годы в нашей стране заметно увеличивается, на что обращают внимание многие исследователи. Кризисная ситуация с кадровым составом российских библиотек, по общему признанию, является одним из главных тормозов на пути их модернизации. Она крайне отрицательно влияет на возможности решения таких важнейших задач отрасли, как повышение качества библиотечных фондов и ресурсно-информационного потенциала библиотек страны, создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа всем гражданам России к социально значимой информации, культурным ценностям и мировым информационным ресурсам, повышение общественного статуса библиотек. Иными словами, именно от решения кадровых проблем отрасли в первую очередь зависит будущее библиотек и их социальная востребованность в век электронных коммуникаций.
Основной путь решения этих проблем — подготовка библиотечных кадров необходимой квалификации в системе библиотечного образования. На решение широкого спектра актуальных проблем профессиональной деятельности биб-
лиотечных работников в условиях модернизации библиотечной сферы, включая и аспекты, связанные с ее информатизацией, ориентировано дополнительное профессиональное образование. В то же время для библиотечной сферы становится все более важной задача опережающей подготовки библиотечных специалистов, которые обеспечат поступательное, перспективное ее развитие, будут готовы к решению проблем завт-
рашнего дня, к деятельности в условиях интенсивного развития социальных процессов в направлении информационного общества. Эту социально значимую задачу призвана решить высшая библиотечная школа, которая, в свою очередь, нуждается в реформах, отвечающих общим тенденциям развития библиотечной сферы и общества в целом в условиях перехода к информационной цивилизации.
Примечания
1. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. Д. Жабко. — СПб., 2007. — 38 с.
2. Кузнецова Т. Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все» [СБ] / Т. Я. Кузнецова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: [материалы 15-й Юбилейной Международной конференции «Крым 2008»].
3. Куликова Л. В. О новой редакции модельного стандарта деятельности публичной библиотеки / Л. В. Куликова // Информационный бюллетень РБА. — 2008. — № 47. — С. 45—50.
4. Манилова Т. Л. О Концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года / Т. Л. Манилова // Информационный бюллетень РБА. — 2008. — № 49. — С. 7—10.
5. Панкова Е. В. Администратор АБИС — библиотекарь? программист? техник? [СБ] / Е. В. Панкова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: [материалы 15-й Юбилейной Международной конференции «Крым 2008»].
6. Рузайкин Г. И. От либерии [Электронный ресурс] / Г. И. Рузайкин // Мир ПК. — 1999. — № 10. — Режим доступа: http://www.osp.ru/pcworld/1999/10/37.htm.
7. Шрайберг Я. Л. Избранные труды / Я. Л. Шрайберг. — М.: ГПНТБ России, 2002. — 623 с.
Е. О. Матвеева
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕКИ
Статья посвящена важнейшей проблеме современного российского библиотековедения: развитию реабилитационных функций отечественных библиотек, которое направлено на совершенствование библиотечного обслуживания читателей с ограниченными возможностями. Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, реабилитация, реабилитационные задачи, библиотека, социально-культурная реабилитация.
The article is dedicated to the problem service in Russian libraries considering the handicapped readers. In this framework the libraries' rehabilitation problems, the solution of which helps the social, moral and aesthetical formation of a handicapped reader, are dealt with paying considerable attention to special form of reading guidance for handicapped children. Keywords: librarianship, rehabilitation, rehabilitation problems of libraries, library service for handicapped people, deontological library science, reading guidance, socio-cultural rehabilitation.