Сидорова Елена Олеговна
ассистент кафедры документоведения и библиотековедения ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт» заведующий отделом научно-методической работы Научной библиотеки ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 37:02-051
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ НУЖНЫ БИБЛИОТЕКАМ
LIBRARY EDUCATION: WHAT PROFESSIONALS THE LIBRARIES NEED
Рассмотрены вопросы подготовки библиотечных кадров в соответствии с требованиями современной библиотеки. Освещена история становления библиотекарей-профессионалов и библиотечного образования. Перечислены основные профессиональные компетенции специалистов-библиотекарей новой формации.
Ключевые слова: библиотечное образование, библиотекарь-профессионал, профессиональная компетенция, библиотечная профессия, библиотечный специалист
The questions of library staff preparation in accordance with the requirements of a modern library are considered. It is illuminated the history of professional librarians development and professional library education. The basic professional competences of professional librarians of the new formation are listed.
Key words: library education, librarian-professional, professional competence, library profession, library specialist.
Сначала нужно найти хорошего библиотекаря и только потом открывать библиотеку.
Ш. Ранганатан
Вы главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, вы - библиотекари.
Д. С. Лихачев
В XXI веке проблема образования становится приоритетной во всем мире, так как определяет будущее каждого человека и стабильность страны в целом [1, с.108]. И с этим сложно не согласиться. Подготовка высококвалифицированных специалистов - очень важный вопрос в библиотечном деле. Настоящие специалисты своего дела, которые воспитаны на лучших традициях известных библиотековедов, обеспечивают стабильную
195
работу библиотек различных типов и видов. Информационные процессы в обществе определяют и темпы развития библиотек, пополнение их квалифицированными кадрами, которые соответствую новому уровню информатизации.
Профессия специалиста-библиотекаря начала складываться в 18 веке. Феофаном Прокоповичем в «Духовном регламенте» впервые в истории библиотековедения России был поставлен вопрос о библиотекаре как специальном лице, ответственном за библиотеку, и его основных функциях. В трудах В.Н. Татищева впервые было сформулировано представление о библиотекаре-профессионале, определены требования к нему как к специалисту библиотечного дела. Изложено это в труде «Лексикон российский, исторический, географический и политический». Там говорится: «Библиотекарий, человек, которому библиотека поручается. Оной должен быть многих наук и разных языков, особливо ориентальских наученный, к тому прилежный читатель, твердой памяти и острого разсуждения, ибо он должен в начале всякой книги качество знать; и если он в той науке не достаточен, от искуснейших разсуждение требовать, дабы он желающему что-либо полезное сочинять знал о книгах, способных к тому, совет дать». [10, с.175]
Б. М. Салтыковым впервые в России был выдвинут проект организации подготовки отечественных библиотечных кадров. Завершается разработка этой проблемы в конце 18 - начале 19 веков в работах по библиотечному делу М.И. Антоновского - одного из организаторов императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Библиотекари-профессионалы появляются к середине 19 века, первый среди них - В. И. Собольщиков. В 1804г. в соответствии с университетским Уставом в университетских библиотеках России были определены требования к библиотекарю и его помощнику [2].
Информатизация общества предъявляет к современным специалистам новые компетенции. Все возрастающие требования к качеству удовлетворения информационных потребностей пользователей предполагают особое внимание к кадровому составу современной библиотеки.
Современный библиотекарь - это информационный навигатор, аналитик и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных; инструктор по информационной грамотности; менеджер и маркетолог информационно-библиотечной сферы, знаток информационных ресурсов, книгоиздательского и книготоргового рынка. Помимо этого - он хранитель документного культурного наследия, служитель Книги как культурного феномена, специалист по продвижению и поддержке чтения, организатор разнообразных культурно-досуговых акций. Таким образом, библиотекарь новой формации - многопрофильный специалист, владеющий не только информационными, но и социокультурными технологиями. [6, с. 4]
Э.Р. Сукиасян говорил, что качество библиотечного обслуживания населения, как и эффективность функционирования всей библиотечной
системы в целом, в первую очередь, зависят от нашего профессионализма. В ХХ веке в библиотеках России работали сотни профессионалов, имена которых мы вспоминаем сегодня, отдавая дань не только их знаниям и опыту, но удивительному, поистине религиозному чувству преданности библиотечному делу. Вот, например, три фамилии: Любовь Борисовна Хавкина (1871-1949), Маргарита Ивановна Рудомино (1900-1990), Вера Александровна Артисевич (1907-1999). В разные годы и при очень различных обстоятельствах они произнесли одну и ту же фразу: «Не могу представить своей жизни вне библиотеки». И жизнь каждой из них была профессиональным подвигом. Профессионалы есть в наших библиотеках и сейчас. Но мы вынуждены признать: уровень профессионализма работника библиотеки падает. Все больше среди сотрудников появляется людей, не имеющих специального образования, занимающих высокую должность в процессе управления библиотечным производством. Поэтому и престиж профессии библиотекаря падает. В глазах окружающих она ничего не стоит уже хотя бы потому, что на работу может быть принят любой более или менее образованный человек, не имеющий специального образования. [8, с.54]
Первые попытки организовать библиотечное образование в России относятся к началу 20 века. В 1913 г. по инициативе Л. Б. Хавкиной при Московском университете А. Л. Шанявского началась курсовая подготовка библиотекарей для массовых библиотек. Факультативное преподавание книговедения и библиотековедения было введено в 1912 г. в Петербургском, в 1916 г. в Московском университетах (Н. М. Лисовский) и в Петербургской педагогической академии (А. М. Белов) [2].
Становление библиотечного образования на государственном уровне в СССР началось в 30-е годы ХХ века. Был открыт первый в стране Московский библиотечный институт (1930 г.), стала создаваться сеть средних учебных заведений, установлен относительно стабильный перечень библиотечных специальностей, включающий «библиотековедение», «библиотековедение детских и юношеских библиотек» и «библиографию». Н.К. Крупская писала: «Библиотечное дело - важнейший участок социалистической стройки. Это дело имеет чрезвычайно большое значение. Но оно может быть поднято на ту высоту, как этого хотел Ленин, как этого хочет Коммунистическая партия, как этого хочет Советское правительство, лишь при условии хорошо подготовленных теоретически и практически кадров. Подготовка должна быть самая основательная. Необходима серьезная учеба. Надо прекрасно знать книгу, библиотечную технику, уметь работать с массовым читателем, быть энтузиастом библиотечного дела» [4, с. 234].
В 70-е годы началось введение единой библиотечной специальности «библиотековедение и библиография» и ряда специализаций по отраслевому профилю и видам библиотек. Одним из основных направлений развития профессионального библиотечного образования в России в последней четверти ХХ века стало построение многоуровневой системы, которая
полностью сформировалась к началу 90-х годов. Система обеспечивала определенную логическую последовательность в обучении профессиональным знаниям, умениям и навыкам на разных уровнях образовательного процесса. Это давало возможность поэтапного освоения библиотечной профессии путем перехода с первого уровня на последующие. Был достигнут также определенный баланс универсальности и специализации в содержании учебных программ, который позволял студентам получить не только функциональные знания, но и расширить свой общекультурный и общенаучный кругозор [6, с. 2].
Открытие специальности 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность на факультете Дополнительного профессионального образования в Донецком педагогическом институте в 2016 году имело особое значение, потому что появилась возможность планомерной и систематической подготовки собственных библиотечных кадров высшей квалификации для Донецкой Народной Республики. Следует отметить, что к моменту открытия специальности республика была недостаточно обеспечена библиотечными кадрами.
Новый стандарт высшего профессионального библиотечного образования определяет следующие профессиональные компетенции:
- готовность к овладению перспективными методами библиотечно -информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий;
- готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации;
- готовность использовать нормативные правовые акты в профессиональной деятельности;
- готовность выстраивать эффективные внутриорганизационные коммуникации;
- готовность к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций;
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности [3, с. 81].
Чтобы подготовить специалистов новой формации, необходимы не только учебные планы и модельные стандарты, но и понимание, какого уровня специалист сегодня требуется библиотеке. Считаю, что современный работник библиотеки должен быть эрудированным, технологичным, креативным, коммуникабельным, мотивированным к постоянному самообразованию. Поэтому процесс обучения предполагает тесный контакт кафедры документоведения и библиотековедения с библиотеками, привлекая к процессу преподавания специалистов, имеющих большой опыт. Это
способствует актуализации получаемых студентами знаний, развитию мотивации к самостоятельному изучению дисциплин, связи теории и практики [7, с. 57].
Ускорение темпа технологических изменений и трансформация функций современных библиотек значительно повышают требования к персоналу библиотеки: сотрудники библиотек должны быть не только квалифицированными, но и адаптивными, нацеленными в будущее, ориентированными на постоянное обучение. Формирование этих качеств -зона общей ответственности представителей сферы профессионального образования и менеджеров библиотек.
Вопрос «Кто придёт в библиотеку?» сегодня отнюдь не праздный. От качества подготовки специалистов, работающих в библиотеке, зависит уровень библиотеки и, как следствие, отношение к ней общества [7, с. 62].
ЛИТЕРАТУРА
1. Барсукова Г.А. Профессиональная подготовка библиотечных специалистов. Взаимодействие вуза и библиотеки / Г. А. Барсукова // Библиотечное дело - XXI век. -2011. - № 1. - С. 108-112.
2. Библиотечно-библиографическое образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // libpers.narod.ru / liblean.htm, свободный - 29.04.2017.
3. Клюев В.К. Современное библиотечное образование: реформы продолжаются образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/ntb /ntb/2017/4/NTB4 2017 А5 7.pdf, свободный - 29.04.2017.
4. Крупская, Н.К. О библиотечном деле [Текст] : сб. тр. / Н. К. Крупская ; Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, Центр. гос. арх. РСФСР. - Москва : Книга, 1982. - Т. 6 : 1938. - 1939. -1987. - 349 с.
5. Кузнецова Т.Я. Вызовы нового времени и кадровая ситуация в библиотечном деле: возможные пути решения кадровых проблем отрасли / Т.Я. Кузнецова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2007. - № 45. -С.57-62.
6. Кузнецова Т.Я. Библиотечно-информационное образование в России и Болонский процесс: барьеры на пути к новой модели подготовки кадров [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://docviewer.yandex.ua/view/0/?*=nBwzIoSMNTc1%2BbvnOHyCt%2FbKnoR7InVybCI6 Imh0dHBz0i8vd3d3LmlmbGEub3JnL3Bhc3Qtd2xpYy8yMDA5Lzg2LWt1em5ldHNvdmEtcn UucGRmIiwidGl0bGUi0iI4Ni1rdXpuZXRzb3ZhLXJ1LnBkZiIsInVpZCI6IjAiLCJ5dSI6Ijk3M DM4NjYyNzE0Njg3MDAyNDAiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMi0jE00TM0Njc3MDEy NTF9&lang=ru, свободный - 29.04.2017.
7. Рассадина М. И. Кто придёт в библиотеку? Требования работодателей и парадоксы профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2016/1/ntb_1_6_2016.pdf, свободный - 29. 04.2017.
8. Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование : сб. ст. и докл. / Э.Р. Сукиасян ; Рос. библ. ассоц. Секция библ. профессии, кадров и непрерыв. образования. - Москва : Гранд : Фаир-пресс, 2004. - 448 с.
9. Сулимова Н. Профессия сердца для стремительных / Н. Сулимова // Библиотечное дело. - 2008. - № 20. - С. 43-44.
10. Татищев В.Н. Избранные произведения В.Н. Татищева. - Ленинград : Наука, 1979. -464 с.
Скибенко Галина Геннадьевна
ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
Асмолова Ирина Николаевна
кандидат экономических наук ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 027.7:006.3
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СМК В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
FEATURES OF INTRODUCTION OF QMS IN DOMESTIC HIGHER
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
В статье предложено внедрение системы менеджмента качества на основе международного стандарта ИСО 9001 в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики. Рассмотрены возможные преграды внедрения и развития СМК. Проанализированы этапы внедрения СМК в ОУ ВПО и особенности ее внедрения непосредственно в Донецкой Народной Республике, а также перспективы для отечественных ОУ ВПО от внедрения международных стандартов серии ИСО 9000 в систему управления.
Ключевые слова: система менеджмента качества, высшие учебные заведения, интеграция.
The article suggests the introduction of a quality management system based on the international standard ISO 9001 in higher educational institutions of the Donetsk People's Republic. Possible obstacles to the introduction and development of QMS are considered. The stages of implementation of the QMS in the university and the features of its implementation directly into the DРR are analyzed, and also the prospects for domestic universities from the introduction of international standards of the ISO 9000 series in the management system.
Key words: Quality Management System, higher education institutions, integration.
Интеграционные процессы системы образования Донецкой Народной Республики в систему образования Российской Федерации ставят перед отечественными образовательными организациями высшего профессионального образования ряд задач в области менеджмента. Так, основная цель существующих в нашей стране образовательных организаций высшего профессионального образования это обеспечение конкурентоспособными специалистами не только на уровне региона, но и на уровне Российской Федерации. Для выполнения этого требования образовательным организациям высшего профессионального образования необходимо подстраивается под требования не только отечественных