Научная статья на тему 'Дефектологические компетенции специалистов библиотечно-информационной сферы'

Дефектологические компетенции специалистов библиотечно-информационной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ЧТЕНИЕ / READING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПОДГОТОВКА / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Елена Олеговна

Статья посвящена формированию дефектологической компетенции специалистов библиотечноинформационной сферы. В статье рассказывается об основных направлениях университетской подготовки библиотекарей к руководству чтением ребенка с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to the formation of professional competence defectological library and information sector. The article tells about the main directions of the university training of librarians to guide the reading of a disabled child.

Текст научной работы на тему «Дефектологические компетенции специалистов библиотечно-информационной сферы»

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Е. О. Матвеева

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена формированию дефектологической компетенции специалистов библиотечно-информационной сферы. В статье рассказывается об основных направлениях университетской подготовки библиотекарей к руководству чтением ребенка с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: библиотека, дети-инвалиды, чтение, профессиональные компетенции, университетская подготовка.

Article is devoted to the formation of professional competence defectological library and information sector. The article tells about the main directions of the university training of librarians to guide the reading of a disabled child.

Key words: library, children with disabilities, reading, professional competence, university education.

Проблема университетской подготовки специалистов, призванных руководить чтением подрастающего поколения, находится в наше время в центре внимания не только собственно библиотековедов, но и представителей других смежных с библиотековедческой наукой отраслей гуманитарного знания: психологов, педагогов, социологов, эстетиков, искусствоведов. Значительный интерес к чтению юных, возникший в последнее десятилетие, вполне закономерен, он во многом обусловлен реалиями актуальной социокультурной обстановки, отражает вектор развития гуманитарного знания и педагогической мысли. Сегодня стратегия университетского образования специалистов в области руководства чтением детей и юношества совершенствуется в контексте реализации задач «Национальной программы развития и поддержки чтения». При определенной разнице методологический приемов все специалисты, исследующие влия-

ние чтения на формирование подрастающей личности, сходятся во мнении: от того, что и как читают наши дети сегодня, зависит завтрашний день России, будущее страны. Такой подход позволяет подчеркнуть большую социальную значимость профессии библиотекаря-педагога, сделать акцент на ее положительном потенциале. Как справедливо утверждает В.Я. Аскарова: «Вопрос о подготовке вузовских специалистов в области поддержки и развития чтения напрямую связан с тем, кто и на каком уровне будет реализовывать "Национальную программу развития и поддержки чтения". От этого зависит не только ее успех, но и долговременные перспективы развития чтения в нашей стране, определяющие важнейшие параметры уровня культуры нации, образования и различных аспектов грамотности наших соотечественников» (1, с. 31).

Сегодня в центре внимания исследователей находятся многоаспектные вопросы со-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 223-224

224 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

держания университетской подготовки библиотекарей-педагогов, а также проблема формирования их профессиональных компетенций, неизбежно модифицирующихся в связи с реформой отечественного высшего образования и присоединением России к Болонскому процессу.

Компетентностный подход, включающий четыре группы профессиональных компетенций специалиста (общепрофессиональные компетенции, специальные компетенции, личностные качества профессионала, готовность человека к выполнению определенной профессиональной деятельности), может быть экстраполирован и на сферу высшего библиотечного образования, поскольку позволяет довольно полно описать модель специалиста в области руководства чтением подрастающего поколения. Рассуждая о возможности применения компетентностного подхода в библиотечном образовании, М.Г. Вохрышева находит нужным подчеркнуть: «На каждом историческом этапе развития общества актуализируется проблема профессионализма будущих специалистов, их подготовка к выполнению определенных функций. Методологически важным становится выявление факторов, которые формируют систему оценки качеств, необходимых человеку определенной профессии. К важнейшим из них следует отнести потребности общества и специфику практической деятельности, то есть потребности в информации и особенности системы их обеспечения» (2, с. 5). В контексте размышлений М.Г. Вохрышевой внимание научной общественности к дефектологической подготовки библиотекарей выглядит вполне закономерно, поскольку отражает внимание общества к положению инвалидов и социально незащищенных слоев населения, которое усилилось в последнее десятилетие.

Сегодня жизнь инвалидов, те проблемы, с которыми сталкиваются наши соотечественники с ограниченными возможностями, к счастью, не замалчиваются, они становятся предметом острых публицистических и научных дискуссий, их обсуждают на Интернет-фору-

мах, в телевизионных студиях, на научных конференциях. Рассуждая о возможных путях социокультурной реабилитации инвалида, исследователи приходят к выводу: только совместными усилиями всех социальных институтов, в том числе и библиотеки, можно создать условия для успешной самореализации человека с ограниченными интеллектуальными или психофизиологическими возможностями, помогая ему преодолевать «чувство социальной малоценности», о котором, как об одном из психологических последствий инвалидности, писал основоположник отечественной дефектологии Л.С. Выгодский. Не стоит доказывать: сегодня углубленная психолого-педагогическая и дефектологическая подготовка руководителя чтения подрастающего поколения становится требованием времени, более того, она отвечает потребностям социальной практики (заметим, что только в одной Москве более сорока библиотек имеют статус центров социокультурной реабилитации инвалидов), отвечает ожиданиям работодателей, которые хотели бы видеть в своих трудовых коллективах не просто специалиста, владеющего традиционным для библиотечной профессии комплексом знаний, умений, навыков, но сотрудника, способного к сотворческому общению с особым читателем, обладающего навыком его социокультурной реабилитации.

Впервые вопрос о необходимости специальной дефектологической подготовки библиотекарей возник в нашей стране на рубеже минувшего и нынешнего веков. Тогда известным отечественным библиотековедом, представителем научной школы Московского государственного университета культуры и искусств А.Е. Шапошниковым была подготовлена программа спецкурса «Библиотека и со-циономия», рассчитанная на 96 часов. Говоря о необходимости обогащения профессиональной подготовки студентов дисциплиной, создающей системное представление о работе с читателями-инвалидами, А.Е. Шапошников подчеркивал, что обслуживанием таких читателей занимаются библиотеки различных видов: «Это библиотеки, специально созданные

для обслуживания слепых, глухих, учащихся специальных и вспомогательных школ-интернатов, а также библиотеки, открытые в пансионатах, домах, лечебницах, где находят постоянный или временный приют инвалиды, престарелые, психически больные, сироты, люди, перенесшие стихийные бедствия» (3, с. 3). Кроме того, А.Е. Шапошников обращал внимание на то, что с особыми читателями или, по его выражению, с людьми, попавшими в «группу риска», работают в наше время и сотрудники массовых библиотек.

Из сказанного можно сделать вывод: вследствие того, что в процесс социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями и особыми потребностями, разнообразными физиологическими, психологическими и социальными проблемами вовлечен широкий круг библиотек, необходимы разработка профессиональных компетенций библиотечно-информационного специалиста, решение проблемы его профессионализма на системном уровне, синтезирующем философские и социальные представления о значении библиотечной профессии, а также конкретные требования к библиотечным специалистам, предъявляемые современной социокультурной ситуацией, социальной практикой.

В данном контексте нельзя рассматривать профессиональные компетенции, обозначенные выше, в отрыве друг от друга. С нашей точки зрения, каждая дисциплина, раскрывающая проблему «Библиотека и социономия», должна определенным образом формировать не только дефектологическую и психолого-педагогическую компетентность будущего специалиста, но и способствовать формированию его личности, воспитывать психологическую готовность к взаимодействию с особым читателем. Как справедливо замечает М.Г. Вохрышева, «... формирование личности специалиста не происходит ... одномоментно, общечеловеческие качества воспитываются в процессе усвоения профессии нередко более успешно, чем предназначенными для этой цели путями, и наоборот. Личность целостна и едина. Именно этот фактор лежит в основе

той фундаментальной идеи образования и воспитания, которая обозначена как гуманитаризация» (2, с. 7).

Сегодня студенты МГУКИ изучают дисциплины, способствующие их глубокой дефектологической подготовке и одновременно воспитывающие у будущих библиотекарей толерантность, альтруизм, милосердие. Особое внимание, безусловно, уделяется работе библиотекаря с ребенком-инвалидом, поскольку интерес к чтению, стремление к самоактуализации в читательской деятельности, стремление посещать библиотеку возникает в первые годы жизни.

Дети с ограниченными возможностями, как правило, входят в мир книжной культуры позже своих нормально развивающихся ровесников. Этот печальный факт обусловлен рядом причин: во-первых, успешному читательскому развитию могут препятствовать пороки физиологии, психики, интеллекта (глухота, слепота, умственная отсталость, аутизм); во-вторых, слабое читательское развитие и даже отказ от чтения могут быть обусловлены неблагоприятной социальной обстановкой, в которой живет ребенок (известно, что большинство воспитанников вспомогательных школ приходит из девиантных семей); наконец, успешному вхождению особого ребенка в мир художественной литературы могут препятствовать низкая педагогическая компетенция учителей и библиотекарей, отсутствие у них методических навыков руководства чтением детей с ограниченными возможностями. Дисциплины, способствующие совершенствованию практики руководства чтением («Коррекционно-воспитательная работа в детской библиотеке», «Сказкотера-пия», «Библиотечная работа в коррекцион-ном учебном заведении восьмого вида», «Библиотерапия», «Эстетическое воспитание в детской библиотеке», «Педагогическое мастерство»), помогают формированию многоаспектного представления о социокультурной реабилитации читателя, процесса, опирающегося на анализ психологических особенностей ребенка, его социальных потребностей, учи-

226 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

тывающего характер взаимодействия ребенка с его ближайшим социальным окружением. В частности, при освоении курса «Коррекци-онно-воспитательная работа в детской библиотеке» особое внимание уделяется социально-психологическим особенностям читателя: студенты обращаются к работам отечественных дефектологов и психологов (в первую очередь, к научному наследию Л.С. Выготского), а будучи на практике в библиотеке, изучают читательские биографии детей с ограниченными возможностями, акцентируя внимание на том, как особенности психики, интеллекта, физиологии или неблагоприятная социальная среда тормозят приобщение ребенка к книге. В этом контексте изучается тема «Формирование круга чтения ребенка-инвалида», когда студенты анализируют специфику восприятия читателями отдельных видов художественной литературы. Например, у читателей, обучающихся в коррекцион-ном учебном заведении восьмого вида (вспомогательной школе) на протяжении всего школьного возраста, а не только в начальных классах, любимым литературным жанром остается сказка с ее четким конфликтом между позитивным и негативным началом, с ясным разделение персонажей на положительных и отрицательных и, безусловно, со столь желанным и ожидаемым ребенком счастливым финалом. На лекциях студенты узнают о наиболее эффективных методах приобщения ребенка к произведениям сказочного жанра, а затем самостоятельно разрабатывают возможные формы руководства чтением, основанные на интересе детей к народной и литературной сказке. Назовем некоторые из них, успешно реализованные студентами очного и заочного отделения университета на практике в библиотеках различных регионах страны: «У нас в гостях герой любимой сказки», «В моей вообразилии», «Кто же в сказке самый смелый, самый добрый и умелый?», «Сказка ложь, да в ней намек», «По страницам любимых сказок», «Волшебство добрых сказок».

Формирование профессионального мастерства библиотекаря-педагога неотделимо

от представления о необходимости сотворчества руководителя чтения с ребенком-читателем. Субъект-объектный подход, некогда доминировавший в практике воспитательной работы детской библиотеки, в последнее время уступил место антропоцентрическому принципу, когда в центре внимания руководителя чтением не собственно методика приобщения к книге как таковая, а ребенок с его реальными заботами, бедами, проблемами, достижениями. Именно принцип антропоцентризма как основа сотворчества с ребенком-читателем был основан в трудах педагогов, изучавших воспитательное влияние книги на личность и творческий потенциал ребенка: В.А. Сухомлинским, Т.Д. Полозовой, Л.И. Беленькой, В.А. Левиным.

При изучении курсов, имеющих дефектологическую направленность, студенты учатся творческому взаимодействию с ребенком-инвалидом: на практических занятиях в библиотеке они помогают детям иллюстрировать книги, выполняют вместе с читателями поделки, помогают сочинить продолжение любимой сказки. Речь в данном случае идет именно о сотворчестве, ведь такое общение обогащает и ребенка, и руководителя чтением, помогая снять психологические барьеры у студентов, способствуя исчезновению распространенных в отношении особых детей негативных социальных стереотипов, утверждающих, что человек с пороками интеллекта или особенностями физиологического развития не способен к творческой деятельности.

Общая логика построения учебных дисциплин постепенно подводит студентов к выводу о высокой социальной значимости профессиональной деятельности библиотекаря, работающего с детьми-инвалидами, создает психологическую готовность, а главное -стремление к подобной профессиональной самоактуализации такого рода. Известно, что определенная часть библиотекарей, отказывающихся от взаимодействия с детьми-инвалидами, мотивируют свою позицию как отсутствием соответствующих знаний и профессиональных навыков, так и непониманием осо-

бенностей ребенка, а в некоторых случаях даже боязнью особых детей. Практическое взаимодействие библиотекаря с читателями, которое помогает возникновению сотворчес-кой увлеченности и взаимной симпатии, формируя необходимые профессиональные компетенции, одновременно совершенствует личность студента, способствует нравственному и духовному росту будущих руководителей чтения подрастающего поколения, формирует у них достойные моральные качества и высокие принципы социального взаимодействия.

Усилению дефектологической компетен-

Примечания

1. Аскарова, В. Я. Подготовка специалистов по развитию и поддержки чтения в вузах: кто помогает России вновь стать читающей страной / В.Я. Аскарова // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: [сб. научно-практических работ]. - Челябинск, 2007 - 271 с.

2. Вохрышева, М. Г. Методология определения ключевых компетенций библиотечно-информационного специалиста / М.Г. Вохрышева // Академические тетради. - Самара, 2007. - Вып. 5. - 98 с.

3. Шапошников, А. Е. Библиотека и социономия: [программа курса] / А.Е. Шапошников. - М., 1998 - 27 с.

ции специалистов библиотечно-информацион-ной сферы, безусловно, способствует изучение темы «Образ ребенка-инвалида на страницах мировой художественной литературы». Обращаясь к произведениям В.Г. Короленко, Н.Д. Думбадзе, С. Моэма, В. Гюго, студенты начинают осознавать, что социальное самочувствие ребенка с ограниченными возможностями зависит не только от его диагноза, зафиксированного в истории болезни, но и от отношения окружающих людей, от их стремления и способности создать нормальные условия для его жизни и творческой самореализации.

ФАНДРАЙЗИНГ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНУЮ ПРАКТИКУ

И. Д. Литвиненко

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья рассказывает о том, как сделать свой проект привлекательным, как научиться сотрудничать с бизнесом.

Ключевые слова: финансы, фандрайзинг, бизнес, библиотека, спонсор.

The shortage of the finance for the culture facilities is the international problem. How to make the project attractive? How to learn to cooperate with business? The article «Fundraising: the theory and practice of integration in the library activity» is about is.

Key words: finance, fundraising, business, library, sponsor.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 227-230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.