^Руководство чтением особого ребенка:
научно-теоретические аспекты и практические подходы
УДК 02:376
Е. О. Матвеева
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена руководству чтением ребенка с ограниченными возможностями. Основной проблемой здесь становится развитие реабилитационной функции детской библиотеки. Чтение ребенка-инвалида проанализировано с позиций влияния художественной литературы на социально-психологическое и эстетическое развитие личности.
Ключевые слова: детская библиотека, ребенок-инвалид, руководство чтением, дефектологическое библиотековедение, детский библиотекарь.
E. O. Matveeva
Moscow State University of Culture and Arts
MANUAL READING OF A SPECIAL CHILD: SCIENTIFIC-THEORETICAL ASPECTS AND PRACTICAL APPROACHES
The article is devoted to the management of children with reading disabilities. The main issues discussed in the article — the development of rehabilitative function of children's library. Reading a disabled child is analyzed from the point of impact of literature on the socio-psychological and aesthetic development of the individual.
Keywords: children's library, a child with a disability, manual reading, defectological librarianship, children's librarian.
Начало XXI века сопряжено с серьезными изменениями научно-теоретических и методических подходов к руководству чтением подрастающего поколения: сегодня тенденции развития общества и мировой культуры оказывают столь ощутимое влияние на чтение юных, что содержание профессиональной деятельности детского библиотекаря модифицируется, все больше сближаясь с трудом педагога. Дефектологический аспект приобщения подрастающей личности к произведению искусства слова остается пока наименее исследованной областью отечественного библиотековедения, хотя и остро
востребованным в наше время направлением библиотечной практики. Это противоречие диктует необходимость глубокого исследования проблемы: «Ребенок с ограниченными возможностями в библиотеке». Ведь, как показывает более эффективный зарубежный опыт социальной помощи особым детям, добиться их успешной реабилитации можно лишь совместными усилиями различных общественных институтов, среди которых достойное место занимают детские библиотеки. Сегодня ведущие отечественные библиотековеды (Ю. Н. Дрешер, М. П. Коновалова, Н. Е. Добрынина, Г. А. Иванова) признают,
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 161-166
161
что реабилитационная функция органична природе гуманистической, безоценочной библиотечной педагогики, в основе которой лежат субъект-субъектный подход, постоянное творческое взаимодействие библиотекаря с юным читателем, взаимодействие, повышающее самооценку ребенка, актуализирующее его позитивный потенциал, помогающее формированию личности, способной к преобразованию окружающего мира по законам гармонии и красоты.
Идея социальной реабилитации и социальной компенсации дефекта, столь созвучная методике руководства чтением подрастающего поколения, была высказана почти столетие назад основоположником отечественной дефектологии Л. С. Выготским, отмечавшим в статье «Педагогические основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми», что дефект превращается для особого ребенка в «социальный вывих», а воспитать такого ребенка — значит «вправить», интегрировать его в общество. Исследователь, имевший значительный педагогический опыт работы с особыми детьми, пришел к выводу о необходимости отказа от практики изоляционистского воспитания, когда тот или иной недостаток психики, интеллекта, особенности внешнего вида или поведения становятся поводом для констатации социальной неполноценности ребенка и его дальнейшей инвалидизации. Напротив, вместо того, чтобы «обкладывать больное место ватой», лев Семенович призывая искать новые пути социальной компенсации: «Дефект сам по себе еще не есть трагедия. Он есть только предлог и повод для возникновения трагедии... Поэтому воспитание дефективного ребенка есть социальное воспитание. Так же точно и процессы компенсации, возникающие у такого ребенка под влиянием дефекта, направляются в основном не по линии органического восполнения недостатка (что невозможно), а по линии психологического преодоления, замещения, выравнивания дефекта, по линии завоевания социальной полноценности или приближения к ней. дефект есть не только
минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и способностей» [1, с. 117].
Современное дефектологическое библиотековедение развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками, изучающими проблему социокультурной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями: патопсихологией, специальной педагогикой, психотерапией. Такая взаимосвязь не просто обогащает практику руководства чтением эффективными подходами и действенными методиками, позволяющими успешно приобщать юных к произведению искусства слова, но и серьёзно изменяет социальные представления о деятельности детской библиотеки, которая в наше время трансформируется в досуговый центр всестороннего развития подрастающего поколения с разнообразными функциями: информационной, эстетической, психолого-педагогической, реабилитационной.
Реабилитационная функция руководства чтением, чья правомерность и значимость оспаривалась еще несколько десятилетий назад, сегодня уже не вызывает сомнения у ведущих отечественных библиотековедов и практиков, ежедневно взаимодействующих с особыми читателями. Среди ряда причин, способствующих актуализации этого направления педагогической деятельности российских детских библиотек (изменение государственной политики в отношении детей-инвалидов, внимание средств массовой информации к различным аспектам реабилитации, реализация региональных комплексных программ социализации и адаптации, где деятельности учреждений культуры уделяется заметное внимание), следует особо выделить идею инклюзивного образования и воспитания, с начала нынешнего столетия определяющую развитие отечественной дефектологии. Детская библиотека, на наш взгляд, может стать уникальной площадкой для успешного взаимодействия нормально развивающихся читателей и детей-инвалидов, когда в совместной творческой деятельности, с одной стороны, преодолеваются стереотипы и предубежденность по
отношению к тем, кто иначе выглядит, иначе познает окружающий мир, а с другой — развиваются адаптационные возможности ребенка, повышается его уверенность в своих силах. Один из ведущих современных де-фектологов Л. М. Шипицина, рассуждая об особенностях инклюзивного образования и воспитания, подчеркивает: «Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для гетерогенной группы, включающей разные образовательные маршруты для тех или иных участников. Инклюзия исходит из позиций общей педагогики и психологии, ориентированных на ребенка с учетом его образовательных потребностей... Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает: воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии, то есть его адаптацию к среде; его активное участие в данном процессе; совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жестокости требований к своим потенциальным членам, оказывается недоступной для таких детей» [3, с. 69].
Замечание Л. М. Шипициной о необходимости модернизации социальных отношений, безусловно, подразумевает и модернизацию деятельности всех социальных институтов, причастных к реабилитационным процессам, занятых обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями. Попытаемся далее рассказать о том, какие изменения произошли в реабилитационной практике библиотек за последнее десятилетие и какие достижения отечественного дефектологического библиотековедения оказываются приоритетными для совершенствования методики руководства чтением.
Прежде всего необходимо отметить усиливающуюся активность библиотекарей, стремящихся привлечь в библиотеку возможно большее количество детей-инвалидов: если ещё несколько десятилетий назад инициатива в этом направлении исходила в первую очередь от сотрудников коррекци-онных учебных заведений и зачастую огра-
ничивалась определёнными мероприятиями, то в наше время ситуация явно изменилась: сегодня сами сотрудники библиотек становятся инициаторами длительных контактов со специальными детскими садами, школами, лечебными учреждениями, обществами детей-инвалидов. В крупных библиотеках страны, например в ЦУНБ им. Н. А. Некрасова г. Москвы, организованны отделы, обслуживающие таких читателей на дому, осуществляющие разработку методических аспектов руководства чтением. Если в последнее десятилетия ХХ века руководство чтением детей-инвалидов ассоциировалось на уровне не только обыденного, но даже профессионального сознания с деятельностью специальных библиотек, то сейчас ситуация серьезно изменилась: теперь массовая библиотека рассматривается значительной частью населения (в первую очередь, самими юными читателями с проблемами в развитии и их семьями) как центр коррекции и реабилитации. Новая парадигма развития требует пересмотра принципов руководства чтением детей с ограниченными возможностями в следующих направлениях:
• усиление психолого-педагогической составляющей взаимодействия детского библиотекаря с особым ребенком. В данном случае педагогическая специфика профессиональной деятельности такого специалиста особо значима, ведь ребенок с ограниченными возможностями приходит в библиотеку не только за книгой, но и для того чтобы получить психологическую поддержку, услышать доброе слово и мудрый совет. Не секрет: многие из этих читателей воспитываются в социально неблагополучной среде, не дающей модели продуктивного поведения. Библиотекарь, постоянно общаясь с ребенком, не только отчасти восполняет педагогические пробелы, но и помогает повысить его адаптационные возможности;
• более глубокая разработка проблемы формирования круга чтения детей, отличающихся спецификой интеллектуального или физиологического освоения окружающей действительности. Хорошо известно, что
большинство таких читателей позже ровесников входят в мир книжной культуры, а их восприятие произведения искусства слова бывает чрезвычайно специфично. Например, ученики коррекционной школы восьмого вида (вспомогательное учебное заведение) с трудом понимают идейное содержание и смысл прочитанного. Подтекст же остается практически не доступным даже ученикам старших классов. Конечно, существуют учебные программы, на которые ориентируются библиотекари, однако эти программы основаны на классике детской литературы, произведения современных талантливых авторов (В. Морозова, А. Усачева, О. Трушина, Г. Риф) там практически не упоминаются, а между тем, их поэзия и проза обладает и эстетической ценностью, и психолого-педагогическим, воспитательным значением, поскольку помогает расширить круг жизненных представлений ребенка, учит его позитивно мыслить и действовать, преодолевать препятствия, с уважением относиться к окружающим;
• расширение взаимодействия специалистов детской библиотеки со специалистами других учреждений коррекции и реабилитации, специалистами в области патопсихологии и коррекционной педагогики. Это взаимодействие не может быть просто данью моде, ведь от такого сотрудничества зависит читательская биография ребенка, его культурное развитие, поэтому удачными следует признать примеры, когда психолог, работающий в ЦБС, консультирует библиотекарей по проблеме разработки плана чтения отдельного ребенка или создания программы чтения определенной группы детей-инвалидов. Нередки случаи, когда психологи вместе библиотекарями чрезвычайно успешно проводят сказкотерапевтические и библиотера-певтические занятия, консультируя родителей, учителей, воспитателей;
• акцент на инклюзивной практике руководства чтением, когда наряду со специальными мероприятиями, предназначенными для особых читателей, библиотека проводит совместные занятия с нормально разви-
вающимися детьми и читателями, имеющими определенные проблемы со здоровьем. Такая практика была начата еще в конце 90-х годов минувшего века в Российской государственной детской библиотеке, и сегодня она активно поддерживается другими детскими библиотеками страны.
Все отмеченные нами аспекты модификации практики руководства чтением ребенка с ограниченными возможностями приводят к закономерному выводу об усилении ее психолого-педагогической составляющей, направленности не только собственно на читательское, но и на социально-психологическое развитие юного человека, чей жизненный путь оказался отягощен трагическим диагнозом «инвалидность».
Классик отечественной дефектологии А. С. Выготский, размышляя о развитии ребенка, писал: «Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития совпадают или сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимно проникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» [1, с. 47]. Однако если речь идет о детях с ограниченными возможностями, то можно наблюдать несовпадение этих планов развития, и тогда, согласно точке зрения Л. С. Выготского, необходимы особые усилия взрослых, чтобы ребёнок успешно врастал в культуру.
С этих позиций чрезвычайно важно, чтобы книга была не просто прочитана ребенком, но и адекватно понята им, чтобы он сумел извлечь из ее содержания определенный нравственный урок и правильно оценил персонажей, а это, как было сказано выше, не всегда доступно детям с ограниченными возможностями, особенно ученикам вспомогательной школы. М. С. Певзнер, описывая особенности их восприятия, отмечала: «Для выявления понимания такими детьми переносного смысла, умения выделить главную мысль, сохранить целенаправленность суждений применяется методика на пони-
мание переносного смысла метафор, пословиц, рассказов. Ошибочные ответы, то есть соскальзывание на конкретное, буквальное истолкование метафор и пословиц, могут быть обусловлены также колебаниями умственной деятельности. Трудности в передаче смысла рассказов чаще всего бывают обусловлены неустойчивостью внимания, сужением его объема» [2, с. 16].
Библиотекари — руководители чтением ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями хорошо знают, как трудно такому читателю понять внутренние мотивы поведения персонажей и верно расставить все нравственные оценки. зачастую и в начальных, и в старших классах дети ориентируются на внешний вид, облик литературных героев, запечатленный с помощью иллюстративного ряда, а не на суть их поступков и моральную подоплеку поведения. Иногда таким образом в число положительных героев по воле читателей попадают капризные принцессы, людоеды, дочери мачехи из сказки Ш. Перро «Золушка». Эта смысловая ошибка обусловлена не только особенностями развития мышления, перцепции, воображения ребенка, но и его ограниченным социальным опытом, взаимодействием с детьми, имеющими аналогичные особенности восприятия окружающего мира. Анализ коррекционно-воспитательной практики школьных и массовых детских библиотек позволяет утверждать: если речь идет о юном читателе с ограниченным интеллектом, главная задача библиотекаря заключается в том, чтобы подведя ребенка к правильному пониманию идеи произведения, расширить круг его социальных представлений, помочь выстроить стратегию собственного поведения и взаимодействия с людьми. Бесценен с этой точки зрения социальный опыт, отраженный в литературной сказке, обогащающей систему нравственно-эстетических представлений ребенка наиболее значимым опытом человечества, передававшимся из поколения в поколения.
Методика работы с произведениями сказочного жанра предполагает четкую ориен-
тировку ребенка в мотивах поведения героев и нравственной подоплеке их поступков. Выше уже было сказано об ошибке восприятия, когда читатели оценивают литературных персонажей по представленным в книге иллюстрациям. Например, ученики начальных классов коррекционной школы восьмого вида нередко заявляют о том, что им нравятся сестры Золушки — главной героини сказки Ш. Перро, ведь они «такие красивые». Эта распространенная среди читателей данной группы ошибка должна стать поводом для серьезной беседы с детьми: учитывая характер их психического, социального и читательского развития, нельзя, на наш взгляд, ограничиться только констатацией ошибочности суждения, разъяснив, почему одни герои позитивные, а другие — отрицательные. Беседа, скорее, должна идти о нравственных качествах человека, присущих сказочным персонажам, о противопоставлении доброты и злобы, смелости и трусости, трудолюбия и лени, стремления жить за чужой счет.
Например, трудолюбие, как правило, верно называется детьми главным, отличительным качеством Золушки, поэтому библиотекарю, чтобы максимально соотнести события, описанные в сказке, с личным опытом детей, необходимо побеседовать с юными читателями, задав им вопросы о значении труда в жизни человека, расспросить о том, как дети помогают своей семье, педагогам, чем они особенно любят заниматься в свободное от учебы время. В таком контексте поведение сестер главной героини и ее мачехи действительно начинает выглядеть неприглядно и постепенно утрачивает свою привлекательность для читателей.
Восприятие любого литературного произведения, а особенно сказки, необходимо связать с активизацией эмоционального мира ребенка, усилением его эстетического потенциала, отсюда понятна значимость художественного творчества детей с ограниченными возможностями, в наше время входящего в систему руководства детским чтением.
Не останавливаясь на специфике арт-,
сказко- и библиотерапии, поскольку рассмотрение каждой из упомянутых методик требует отдельной статьи, скажем только, что чтение и обсуждение любого литературного произведения должно сочетаться с выполнением иллюстраций, лепкой, посильными для детей инсценировками. Эстетическая деятельность значима и для читательского, и для психического становления личности,
ведь она активизирует воображение, память, мышление, гармонизирует внутренний мир юного творца.
Изучение социально-психологических аспектов чтения ребенка с ограниченными возможностями является комплексной научной проблемой, в решение которой вносят существенный вклад отечественные библиотековеды.
Примечания
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Москва, 2002. 350 с.
2. Певзнер М. С., Растягайлова Л. И, Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. Москва : Педагогика, 1982. 104 с.
3. Шипицина Л. М. Навстречу друг другу // Специальное образование в массовых школах в России и Нидерландах / под ред. Л. М. Шипициной и К. Ван Рейсвека. Санкт-Петербург, 1998. 200 с.
еоретико-методоаогические основания руководства чтением молодежи
УДК 02-027.21
С. В. Дорохина
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена теоретическим проблемам руководства чтением молодежи и раскрывает современные подходы к руководству чтением: культурологический, социологический, педагогический, социально-управленческий.
Ключевые слова: чтение, молодежь, руководство чтением, чтение молодежи.
S. V. Dorokhina
Moscow State University of Culture and Arts
THE THEORY AND METHODOLOGY OF YOUTH READING GUIDANCE
The article deals with the theoretical problems of youth reading guidance and considers the modern approaches to it — cultural, sociological, pedagogical, social management.
Keywords: reading, youth, reading guidance, youth reading.
166
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 166-170