Е. О. Матвеева
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО БИБЛИОТЕКАРЯ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Статья посвящена проблеме организации педагогического взаимодействия библиотекаря коррекционного учебного заведения с читателями-инвалидами. Педагогическое мастерство детского библиотекаря рассматривается как комплекс знаний, умений, навыков, способствующих не только читательскому, но прежде всего социально-психологическому развитию ребенка-инвалида. Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, педагогическое мастерство, ребенок с ограниченными возможностями, коррекционное учебное заведение, реабилитация, социальная адаптация, дефектологическое библиотековедение, дефектологическая подготовка библиотекаря.
The article is dedicated to the problems of organizing pedagogical cooperation between correctional educational institution librarian and handicapped readers. Pedagogical skill of a children's librarian is observed as a complex of knowledge, skills and abilities, which helps not only the reading, but mainly the socio-psychological development of a handicapped child. Keywords: librarianship, pedagogical skill, handicapped child, correctional educational institution, reading guide's professionalism, rehabilitation, social adaptation, dialectological library science, dialectological training for librarians.
Современная отечественная педагогика детского чтения все чаще обращается к проблеме социокультурной реабилитации юных читателей с ограниченными возможностями, которые проходят обучение в специфических условиях коррек-ционного учебного заведения. С начала 90-х годов минувшего столетия в вузах культуры и искусства, а также в крупнейших библиотеках проходят конференции, совещания, методические семинары, посвященные научным основам и организационным аспектам руководства чтением ребенка-инвалида, представители академической науки и творчески работающие библиотекари предлагают эффективные педагогические системы и делятся секретами профессионального мастерства на страницах журналов «Библиотековедение», «Библиотека», «Школьная библиотека». Анализируя основные направления деятельности исследователей, нетрудно заметить, что вопрос совершенствования профессионального мастерства библиотекаря-организатора чтения ребёнка с ограниченными возможностями интеллектуального или психофизиологического освоения окружающей действительности является важнейшей точкой приложения их усилий и одним из наиболее дискуссионных вопросов отечественного
дефектологического библиотековедения.
Не секрет, что наше время предъявляет весьма высокие требования к личности и профессиональным качествам детского библиотекаря. По мнению ряда ученых, разрабатывающих современную профессиограмму детского библиотекаря (В. И. Черниченко, Г. А. Иванова, В. П. Чудинова), это должен быть разносторонне образованный профессионал, человек, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, педагог, открывающий перед юным читателем волшебный мир книги.
Для того чтобы соответствовать высоким стандартам профессии, детскому библиотекарю начала нового тысячелетия необходимы знания из области педагогики, психологии, дефектологии, социологии, деонтологии.
Рассуждая о модернизации профессии библиотекаря-педагога в новом тысячелетии, Г. А. Иванова справедливо утверждает: «Библиотекари-профессионалы видят истоки духовного возрождения науки в книге, библиотеке, читающем ребёнке. Для них характерно отношение к библиотеке и чтению как к величайшим ценностям детства и отрочества, юности, без которых не может состояться полноценная личность» (1, с. 4).
Эти слова, на наш взгляд, справедливы и по отношению к профессиональной деятельности библиотекаря, занимающегося социокультурной реабилитацией ребёнка-инвалида. Но перед таким специалистом стоит более сложная задача: эффективно сочетать руководство чтением с реабилитационной работой, способствующей социальной адаптации читателя, помогающей ему органично войти в мир, установив продуктивные контакты с возможно большим количеством людей.
Представители отечественного дефектологического библиотековедения (А. Е. Шапошников, Г. П. Диянская, М. П. Коновалова) закономерно указывают на противоречие, характеризующее современное состояние библиотечной работы с особыми детьми: с одной стороны, потребность в деятельности такого рода весьма высока, а с другой - руководство их чтением в ряде случаев является неудовлетворительным, а знакомство со школьной библиотекой ограничивается лишь выдачей учебников в сентябре. Среди причин, порождающих это печальное явление, необходимо отметить как слабую дефектологическую и психолого-педагогическую подготовку библиотекарей, так и непонимание ими своих профессиональных задач, сведение их к формальному общению с юными читателями.
В отечественной педагогической литературе содержится немало определений термина «педагогическое мастерство». Зачастую педагогическое мастерство сводят лишь к знаниям воспитателя и его умению воплотить их в повседневном общении с ребёнком. Нельзя не заметить, что при таком подходе на первое место выходят внешне проявляющиеся компоненты педагогического мастерства, а суть его, составляющая основу педагогической профессии, остается в тени. На наш взгляд, наиболее точно педагогическое мастерство определил А. С. Макаренко: «... знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение» (3, с. 202). Педагогическое мастерство, с точки зрения А. С. Ма-
каренко, всегда является сплавом личностных и профессиональных качеств наставника. Другой видный представитель педагогической мысли минувшего столетия В. С. Сухомлинский справедливо полагал, что ведущем компонентом педагогического мастерства, определяющим социальную значимость и эффективность воспитания, является способность педагога к сотворчеству с ребенком: «Я твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не сможет стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребёнка. Без постоянного духовного общения учителя и ребёнка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. Важнейший источник воспитания чувств педагога - это многогранные эмоциональные отношения с детьми.» (4, с. 11).
Все то же самое можно сказать и о профессиональном мастерстве библиотекаря-педагога, под которым, с нашей точки зрения, следует понимать способность к сотворчеству с читателем-ребёнком, умение построить процесс руководства чтением таким образом, чтобы он в наибольшей степени способствовал развитию интеллектуального, морально-нравственного, эстетического потенциала, помогая гражданскому становлению подрастающей личности.
Разумеется, при рассмотрении особенностей педагогического мастерства библиотекаря, работающего с читателями-инвалидами, основной акцент должен быть сделан на реабилитационном характере такой деятельности, её коррекцион-но-воспитательной составляющей.
Проблема формирования педагогического мастерства библиотекаря - руководителя чтением детей с ограниченными возможностями впервые была рассмотрена в монографии основоположника отечественного дефектологического библиотековедения А. Е. Шапошникова «Библиотечное обслуживание инвалидов:
история, современность, тенденции» (М., 1992), где профессиональное мастерство библиотекаря рассматривается как значимая предпосылка социальной компенсации дефекта. Рассуждая о модернизации отечественного библиотечного образования, А. Е. Шапошников подчеркивает гуманистическую, антропоцентрическую природу курсов, посвященных библиотечной работе с самыми незащищенными членами общества, отмечает их значение для развития лучших человеческих качеств будущих руководителей чтения: «Прежде всего, студенты, как и каждый человек, призваны учиться милосердию, нравственной чистоте и делом являть знания, живущие в душе» (5, с. 90).
Педагогическое мастерство библиотекаря, зависящее от его личных психологических особенностей и профессиональных знаний, умений, навыков, развивается при условии непрерывного и целенаправленного поиска и апробации инновационных форм сотворческого взаимодействия с читателем-ребёнком. Если же речь идет о детях-инвалидах, то все формы руководства чтением должны способствовать их социокультурной реабилитации, поэтому основные компоненты педагогического мастерства библиотекаря, работающего с данной группой читателей, необходимо рассматривать с точки зрения реализации основных задач коррекционно-воспитательной деятельности.
В структуре профессионального мастерства библиотекаря, работающего в коррекционном учебном заведении, можно выделить две группы составляющих его компонентов: к первой мы отнесём личные психологические качества такого специалиста, ко второй - его профессиональную характеристику. Далее остановимся более подробно на каждой группе факторов.
К личностно значимым факторам, способствующим становлению профессионального мастерства библиотекаря-педагога, необходимо отнести прежде всего доброту и способность к сострада-
нию, умение не просто выслушать, но услышать и понять боль, заботы, проблемы своих читателей, поскольку повседневное общение библиотекаря и ребёнка-инвалида непременно должно отличаться особой теплотой и сердечностью. Не секрет, что дети с определенными проблемами в развитии отнюдь не самая счастливая группа российских граждан и зачастую общественное отношение к ним характеризуется невниманием, равнодушием и даже пренебрежением, к тому же многие из них растут в девиантных семьях, где родители отличаются антисоциальным поведением и сознательно уклоняются от воспитания, поэтому такие дети особенно чутки к проявлениям доброты. Они (даже самые отсталые в интеллектуальном плане) полнее раскрываются и более охотно идут на контакт со взрослым человеком, если чувствуют его душевное тепло и искреннюю заинтересованность в общении. Практика педагогической деятельности библиотекарей коррекционных учебных заведений нашей страны показывает: установление психологического контакта с юными читателями, невозможное без неподдельного проявления доброты и внимания к их проблемам, является залогом успешного руководства чтением. Общеизвестно, что хороший детский библиотекарь способен стать настоящим другом ребенка, а читатель с ограниченными возможностями нуждается в такой дружбе гораздо сильнее своих нормально развивающихся ровесников.
Поверив в искренность библиотекаря, заметив его позитивное отношение и симпатию, дети охотно включаются в обсуждение прочитанного и в творческую деятельность, тогда как равнодушие, формализм, а иногда и явная нелюбовь к ребёнку сводят к нулю психологическую эффективность и реабилитационную значимость даже тщательно подготовленного и прекрасно проведенного мероприятия.
Вторым не менее важным личностным качеством библиотекаря - сотрудника коррекционной школы, на наш взгляд,
необходимо признать тот социально-психологический феномен, который в научной педагогической литературе обозначен термином «чувство предваряющего уважения», или способность позитивно относится к читателю, подходить к нему с оптимистической гипотезой, вне зависимости от мнения о нём врачей, психологов и ближайшего социального окружения ребёнка. Общеизвестно, что многие воспитанники коррекционных школ имеют сложную структуру дефекта, а это значит, что их основное заболевание сопряжено с другими, в ряде случаев тяжкими отклонениями и проблемами. В силу сложившихся социальных стереотипов отношение к таким детям бывает довольно несправедливым и предвзятым, многие наши соотечественники и даже специалисты-дефектологи убеждены: государство должно оказывать детям-инвалидам максимальную экономическую поддержку и социальную помощь, однако не следует связывать с ними большие надежды и оптимистические ожидания. С первой частью данного тезиса, безусловно, необходимо согласиться, вторая, на наш взгляд, является довольно спорным утверждением, противоречащим положению о социальной полноценности ребёнка с ограниченными возможностями, которое было выдвинуто основоположниками отечественной дефектологии Л. С. Выготским и В. П. Кащенко еще в начале XX века. В частности, рассуждая об обучении и социализации особого ребёнка, В. П. Кащенко справедливо утверждал, что ребёнок будет полноценен, если его «... не будут социально обесценивать взрослые» (2, с. 6).
Педагогическое мастерство детского библиотекаря как раз и заключается в умении подойти к детям с оптимистической гипотезой, уважая их особенности, понимая их состояние и не оскорбляя недоверием к возможностям, предложить формы руководства чтением, отвечающие внутренней потребности ребенка к самоактуализации и саморазвитию, потребностью к взаимодействию со взрослым человеком. Весьма примечателен с этой точки
зрения опыт библиотечной работы в кор-рекционных учебных заведениях восьмого вида (вспомогательных школах), где в одном классе могут учиться дети, отличающиеся друг от друга уровнем интеллектуальных возможностей освоения окружающей действительности, поэтому библиотекарю приходится корректировать задания в соответствии с индивидуальными возможностями юных читателей. Например, общеизвестно, что такая форма творческой интерпретации текста, как инсценировка литературного произведения, создает весьма благоприятные возможности для нравственно-эстетического воспитания юных читателей, формирует психологические основы эстетического восприятия произведений искусства слова, поэтому она весьма популярна в школьных библиотеках, любима и детьми, и руководителями чтения. Разумеется, в условиях вспомогательной школы проведение инсценировок сопряжено с определенными трудностями, обусловленными психофизиологическим состоянием детей, которые в ряде случаев не способны запомнить текст или не могут внятно его произнести, не могут до конца понять идейный смысл инсценированного произведения, не разбираются в сюжетных перипетиях, точно не осознают характер взаимоотношений персонажей. Тем не менее каждому ребёнку можно предложить посильное, интересное и полезное для его развития задание. Даже самые отсталые в интеллектуальном развитии дети способны (с определенной помощью взрослых, разумеется) шить костюмы, подбирать реквизит, рисовать декорации. Такая работа не только развивает у детей уверенность в собственных силах, но и пробуждает интерес к книге, чтению, библиотеке. Главное - верить в юных читателей и ориентироваться на достаточно узкую, но всё же существующую зону их ближайшего развития. Нередко после подобных спектаклей педагоги и родители признаются, что дети открылись для них с новой, неожиданной стороны.
Еще одним важнейшим личным пси-
хологическим качеством библиотекаря, вовлеченного в процесс социокультурной реабилитации ребёнка-инвалида, следует признать терпение по отношению к детям, а также то драгоценное психологическое качество, которое обозначается словом «выдержка». Понятно, что ребёнок-инвалид многое делает медленнее и хуже, чем его здоровый сверстник. Например, детям с поражением интеллектуальной сферы тяжело бывает верно осмыслить прочитанное и прийти к логически обоснованным умозаключениям, такие дети порой не могут связно ответить на вопросы библиотекаря, и если руководитель чтения не способен проявить такт, понимание и терпение, если библиотекарь демонстрирует видимое недовольство по поводу слабой читательской активности ребёнка, последний уходит в себя, замыкается и начинает бояться библиотечных уроков, избегать контактов с руководителем чтения. Чтобы избежать подобных ситуаций, библиотекарю необходимо заниматься самовоспитанием, развитием у себя психологических качеств, необходимых для успешной профессиональной реализации.
К важнейшим профессиональным составляющим мастерства библиотекаря-педагога, работающего в коррекционном учебном заведении, необходимо отнести его основательную дефектологическую подготовку: такой специалист должен не только знать основные положения современной дефектологии и строить в соответствии с ними процесс руководства чтением, но и быть достаточно компетентным в области методики организации компенсаторного обучения и социализации своих читателей, поскольку в модифицированном виде отдельные её положения используются и в библиотечной работе. Библиотекарю коррекционной школы необходимо следить за выпуском новой методической литературы и периодических изданий, раскрывающих различные подходы к социальной компенсации дефекта, которые могут быть интегрированы в практику руководства чтением.
Современный процесс социокультурной реабилитации предполагает активное использование методов, созданных в рамках смежных с дефектологией областях гуманитарного знания, поэтому библиотекарь-педагог должен владеть и использовать в процессе руководства чтением приемы сказко-, кукло- и библиотекоте-рапии, осуществляя при этом индивидуальную и групповую психокоррекцию.
Важнейшим профессиональным качеством библиотекаря коррекционного учебного заведения, безусловно, является умение сформировать круг чтения своих подопечных таким образом, чтобы он в наибольшей степени способствовал развитию интеллекта и эстетического потенциала юного читателя, помогая его интеграции в современное общество. Поэтому библиотекарю необходимо использовать методы психолого-психологического исследования социальной ситуации развития читателя и устанавливать позитивные отношения с ближайшим социальным окружением: родителями и другими членами семьи, педагогами, психологами, медиками, которые могут не только охарактеризовать его состояние, сделав верные акценты на успехах и проблемах в развитии, но и сообщить сведения, необходимые для формирования круга чтения кор-рекционной направленности, актуализирующего положительный потенциал юного читателя. Как правило, на их основании создается диагностическая карта читательского развития ребёнка, служащая основой его индивидуального плана чтения.
Специфика библиотечной работы в коррекционном учебном заведении такова, что особое внимание необходимо уделять индивидуальному подходу к каждому читателю, следовательно, для успешного общения с ребёнком руководитель чтения должен знать особенности своих подопечных, понимать их своеобразие, выстраивая на этой основе неповторимый стиль общения с каждым юным читателем. Практика библиотечной работы с детьми-инвалидами свидетельствует:
непонимание психологических особенностей детей, нежелание принять ребёнка со всеми присущими ему достоинствами и недостатками ощутимо сказывается на качестве руководства чтением, превращающегося в этом случае из увлекательного процесса творческого развития личности в формальную, бессодержательную процедуру, никак не влияющую на общее и читательское развитие ребёнка. Владение перцептивными навыками, то есть способностью понимать другого, осознавая его личностные особенности, вне всякого сомнения, является важнейшим компонентом профессионального мастерства библиотекаря-педагога.
Научное представление о педагогическом мастерстве включает группу ори-ентационных умений, способствующих формированию ценностных установок детей, как-то: воспитание позитивного отношения к общественным ценностям, формирование гражданских и нравственных идеалов, воспитание активной жизненной позиции. Все сказанное с полным основанием относится к задачам руководства чтением, а значит, является значимым компонентом профессионализма библиотекаря-педагога, его мастерства, имеющего особую ценность для нравственного и гражданского формирования воспитанников коррекционных учебных заведений, поскольку, как уже было отмечено выше, многие из них с рождения живут в антисоциальной среде, не дающей достойных образцов поведения.
Среди слагаемых педагогического мастерства библиотекаря нельзя не отме-
тить его организаторские способности, имеющие большое значение для продуктивного руководства чтением нормально развивающегося ребёнка, но гораздо более важные для эффективной организации коррекционно-воспитательной работы с читателями-инвалидами. Практика показывает, что эффективность руководства чтением ребёнка с особыми проблемами заметно повышается, если школьному библиотекарю удается установить со-творческие контакты с другими учреждениями и организациями, способными оказать помощь в социокультурной реабилитации юных читателей. Например, с городскими и областной детской библиотекой, театрами, музеями, реабилитационными центрами. Совместные мероприятия, общение воспитанников коррекци-онной школы со здоровыми ровесниками помогают расширить социокультурные потребности ребёнка, преодолеть чувство социальной малоценности, которое, по мнению Л. С. Выготского, препятствует нормальному развитию и социализации детей с ограниченными возможностями. Такая работа помогает воспитать устойчивые читательские интересы и предпочтения.
Формирование научного представления о педагогическом мастерстве библиотекаря коррекционного учебного заведения является одним из наиболее актуальных направлений отечественного дефектологического библиотековедения, значимых для совершенствования практики библиотечного обслуживания детей-инвалидов.
Примечания
1. Иванова Г. А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: монография / Г. А. Иванова. - М., 2002. - 255 с.
2. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. - М.: Педагогика, 1992.
- 222 с.
3. Педагогика: [словарь-справочник]. - М., 1997. - 500 с.
4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев, 1884.
- 287 с.
5. Шапошников А. Е. Библиотечное обслуживание инвалидов. История, современность, тенденции: монография / А. Е. Шапошников. - М., 1992. - 211 с.