Научная статья на тему 'Чтение как творческая деятельность младших школьников с ограниченными возможностями'

Чтение как творческая деятельность младших школьников с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / РУКОВОДСТВО ЧТЕНИЕМ / MANUAL READING / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ЧИТАТЕЛИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / READERS WITH DISABILITIES / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / REHABILITATION AND AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Елена Олеговна

Статья посвящена библиотечной работе с детьми-инвалидами. В статье рассматриваются эффективные методы развития творческого потенциала читателей с ограниченными возможностями, большое внимание уделяется психолого-педагогической специфике взаимодействия библиотекаря с ребёнком-инвалидом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to library work with children with disabilities.. The article considers the effective methods of the development of the creative potential readers with limited needs. a lot of attention is paid to the psychological-pedagogical specifics of the interaction of a librarian with a disabled child.

Текст научной работы на тему «Чтение как творческая деятельность младших школьников с ограниченными возможностями»



сю

^ Социально-культурная деятельность

ТЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

УДК 376

Е. О. Матвеева

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена библиотечной работе с детьми-инвалидами. В статье рассматриваются эффективные методы развития творческого потенциала читателей с ограниченными возможностями, большое внимание уделяется психолого-педагогической специфике взаимодействия библиотекаря с ребёнком-инвалидом.

Ключевые слова: библиотека, руководство чтением, творчество, читатели с ограниченными возможностями, реабилитация, эстетическое воспитание.

The article is devoted to library work with children with disabilities.. The article considers the effective methods of the development of the creative potential readers with limited needs. a lot of attention is paid to the psychological-pedagogical specifics of the interaction of a librarian with a disabled child.

Keywords: library, manual reading, creativity, readers with disabilities, rehabilitation and aesthetic education.

Детская библиотека более ста лет остаётся центром эстетического развития подрастающей личности, центром интеллектуального и нравственного становления ребёнка. Сегодня не стоит доказывать, что благодаря социально значимым усилиям библиотекаря-педагога формируется хороший читательский вкус, развивается речь, память, воображение, а главное — драгоценная, исключительно важная для каждого из нас способность творческого чтения, во многом определяющая эстетический потенциал человека. Воспитание творческого читателя, с середины минувшего века рассматривающееся как условие и предпосылка гармоничного формирования личности, в наше время становится значимым способом противостояния агрессивному влиянию массовой культуры, античеловечной и разрушительной по своей сути, убивающей стремление к лич-

1997-0803 ВЕСТНИК

ностному росту и самоактуализации в эстетической деятельности.

Творческий читатель — это не просто человек с развитым воображением и достойным культурным тезаурусом: рассуждая в таких рамках, мы невольно сужаем спектр представлений, возникающих у исследователей проблемы педагогики чтения подрастающего поколения. Труды отечественных учёных, появившиеся в последние несколько лет, дают основание для более глубокого, комплексного толкования термина, рассмотрения его с позиций различных отраслей гуманитарного знания: собственно теории и методики руководства чтением, общей педагогики, педагогики искусства, возрастной психологии, социологии, эстетики, а сегодня ещё и дефектологии, поскольку дети с ограниченными возможностями составляют немалую часть читателей массовых библиотек нашей страны.

МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 135-139 135

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

Крупнейший специалист в области педагогики детского, подросткового и юношеского чтения Т.Д. Полозова, размышляя о влиянии произведения искусства слова на человека растущего, считает необходимым подчеркнуть: «Творческое чтение произведений высокого искусства даёт знание, необходимое для гуманитарного и гуманистического образования, для взращивания человека понимающего, человека ищущего разума. Способного мысленным взором охватить любой предмет природы, социальный исторический факт аналитически целостно, в системе смыслов. Творческое чтение произведений высокого искусства помогает развивающемуся человеку увидеть себя и одновременно оценочно отделить себя от общего мира, определяя свою возможную и желаемую роль, своё назначение в нём, что существенно влияет на смысл личных потребностей, на личную ответственность за себя в современном мире» [4, с. 67].

Следовательно, мы можем утверждать, что человеку с развитой способностью творческого чтения присуще стремление к психологической, социальной и культурной идентификации себя с персонажами художественной литературы, он наделён способностью эмоционально воспринимать текст, он стремится в своём воображении развивать сюжеты любых книг, а литературные герои на долгие годы становятся для него друзьями.

К сожалению, в наше время существует и иной, сугубо информационный подход к чтению подрастающего поколения, ставящий на первое место не художественно-эстетический (как это было всегда), а исключительно информационный план текста. Не отрицая значимости точного и адекватного восприятия информации, транслируемой художественным текстом, тем не менее, подчеркнём: психологическая ориентация ребёнка лишь на события и даты обедняет работу воображения, без которой невозможно творчество.

Из сказанного очевидно, что библиотекарю-педагогу необходимо учитывать следующие социокультурные аспекты, характери-

зующие современные подходы к воспитанию творческого читателя:

• негативное влияние массовой культуры, снижение требований к качеству детской литературы, сближение её сюжетов с сюжетами массовых книг, адресованных взрослым читателям: сегодня выходят книжные серии для юных, названия, да и содержание которых почти буквально копируют названия «взрослых» серий: «Любовные романы для девочек», «Детские детективы для мальчиков»;

• снижение качества руководства чтением в семье и школе: известно, что современные родители практически не читают детям вслух и, тем более, не обсуждают с ними прочитанное. Традиция семейного чтения, столь распространенная в дореволюционный и даже советский период отечественной истории, сегодня оказалась на периферии общественного сознания и воспитательной практики. В системе среднего образования преподавание литературы так же утратило приоритетные позиции, а сами школьники воспринимают литературу как необязательный, факультативный предмет;

• ликвидация кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством в вузах культуры страны нанесла урон отечественной педагогике детского чтения, поскольку именно эти кафедры на протяжении почти столетия оставались центром разработки методики воспитания творческого чтения, здесь защищались диссертации, актуализировались различные аспекты этой педагогической проблемы;

• интерес к читательскому развитию в различные периоды детства чётко просматривается сегодня во многих гуманитарных науках: психологии, эстетике, искусствознании. Сама педагогика детского чтения развивается как синтетическая наука, опирающаяся на достижения нескольких родственных отраслей гуманитарного знания, а следовательно, расширяется и усложняется про-фессиограмма библиотекаря-педагога, перед которым сегодня стоит задача овладения психологическими и арттерапевтическим

$

133

^ Социально-культурная деятельность

техниками взаимодействия с детьми, отличающимися не только возрастными характеристиками, но и психологическими и физиологическими возможностями освоения окружающей действительности, чьё воображение и творческая деятельность весьма специфичны.

Руководство чтением и эстетическое воспитание ребёнка с ограниченными возможностями в библиотеке пока остаётся наименее изученной областью педагогики чтения подрастающего поколения. Разумеется, за два последних десятилетия появились исследования, позволяющие отчасти ликвидировать методические проблемы: в первую очередь это работы Ю.Н. Дрешер, О.Л. Кабачек, М.П. Коноваловой, однако в связи превращением многих детских библиотек в реабилитационные центры сегодня стоит вести речь о необходимости создания педагогики кор-рекционного чтения и методики творческого воспитания юного читателя с ограниченными возможностями.

Теоретической основой этой новой отрас-Ф ли педагогического знания должна, на наш

взгляд, стать дефектологическая концепция одного из наиболее выдающихся психологов минувшего века Льва Семёновича Выготского, утверждавшего единство процессов культурного развития здорового ребёнка и ребёнка, имеющего иногда весьма серьёзные отклонения от норм [1].

В самом определении творчества содержится потенциал, позволяющий утверждать: в той или иной степени творческая деятельности присуща каждому из нас, она сопровождает все процессы социализации и самореализации человека. В частности, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский утверждают: «Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающей-

ся новизной, оригинальностью, уникальностью» [5, с. 393].

Разумеется, никто не станет утверждать, что творческие возможности нормально развивающегося читателя и его ровесника с определёнными проблемами всегда одинаковы. Тем не менее, для библиотекаря должны быть значимы и интересны даже малейшие проблески фантазии читателей с ограниченными возможностями.

Негативным фактором, препятствующим эстетическому формированию личности читателя-инвалида, может стать его позднее вхождение в мир книжной культуры: большинство таких детей живёт в неблагоприятной социальной среде, да и врождённые заболевания не способствуют возникновению интереса к чтению. Однако это не означает, что библиотекарь должен отказаться от систематических занятий с такими детьми. Руководство их чтением требует знания арт-терапевтических и дефектологических методик, индивидуального подхода к каждому читателю и учёта индивидуальных особенностей ребёнка.

Например, для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, обучающихся в коррекционной школе восьмого вида, характерна сложная структура дефекта. Когда умственная отсталость разной степени сочетается с физическими недугами и психическими отклонениями. Такие читатели могут быть чересчур застенчивы либо наоборот агрессивны. Они иногда невнимательны, им бывает тяжело сосредоточиться на одном предмете. Отсюда понятно, что творческие задания, предлагаемые библиотекарем, должны полностью захватывать ребёнка, активизировать его воображение, увлекать, соответствовать ведущей деятельности юного читателя.

Отечественная психологическая наука понимает под ведущей деятельностью «деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований» [5, с. 48]. Например, в младшем школьном возрасте ведущая деятельность ребёнка — это учёба,

$

137

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

следовательно, библиотечная работа, развивая творческий потенциал читателя, должна помогать реализации учебных задач, способствовать формированию необходимых в этом возрасте знаний, умений и навыков.

Значительный потенциал для воспитания способности эстетически значимого восприятия произведений искусства слова представляет изучение алфавита и формирование навыков чтения. Здесь методическим подспорьем для библиотекаря может стать цикл работ А. Лопатиной и М. Скребцовой «Сказки о буквах и словах», где показано, как можно заинтересовать ребёнка изучением алфавита, чтением и литературным творчеством, используя принципы синтеза искусств, когда собственно постижение азов чтения активизирует художественный потенциал школьников.

Весьма важно с позиций воспитания и формирования личности, что постижение каждой сказки сопровождается её активным обсуждением, а это способствует пониманию психологии героев, объясняет мотивацию их поведения и позволяет юному читателю идентифицировать себя с литературными персонажами. Например, сказка «Про солнышко» сопровождается следующими вопросами:

• Любите ли вы ходить по траве? Что вы испытываете при этом, о чём мечтаете, когда смотрите на него? В какое время дня вы любите смотреть на солнышко больше всего?

• Как вы думаете, чему научились дети во время прогулки к солнышку? Что нового они узнали?

Серия творческих заданий, сопровождающая каждую сказку, помогает эстетическому самовыражению юных читателей. В частности, в данном случае детям было предложено нарисовать солнышко в свое любимое время дня, написать и нарисовать новую сказку про солнышко.

Изучение алфавита, формирование навыков чтения относится к наиболее сложным и специфическим направлениям обучения. Однако и педагоги, и библиотекари не могут не понимать: навык самостоятельного чтения, способность ребёнка в любую минуту открыть книгу и погрузиться в мир литературных об-

разов и увлекательных сюжетов существенно увеличивает шансы формирования способности творческого чтения, позволяет активизировать положительный потенциал ребёнка с ограниченными возможностями, поэтому так важно, чтобы методика изучения алфавита была не только собственно учебной задачей, но и игровым действием, отвечающим внутренней потребности ребёнка в перевоплощении, радости, эмоциональном освоении окружающей действительности.

В сказке «Волшебные очки» речь идёт о букве «В», которая очень любит весну, потому что «...это самое волшебное время года. Вся земля оживает, обновляется и цветёт. Если бы на земле всегда была весна, вся она превратилась бы в цветущий сад», — размышляет главная героиня сказки М. Скребцовой [2, с. 160]. Сказка сопровождается следующими творческими заданиями:

• нарисуйте фею Весны и подпишите свой рисунок словами «Весна»;

• представьте, что фея Весны подарила вам волшебные очки. Нарисуйте мир, который вы увидите сквозь волшебные очки;

• нарисуйте цветущую клумбу, которую вырастила буква В, благодаря волшебным очкам. Перечислите все цветы на букву «В», выращенные на этой клумбе (васильки, виктория, вьюнок, веснянка, вика) [2, с. 162].

Работая с учениками второго класса кор-рекционной школы восьмого вида, мы предлагаем детям, прослушавшим эту сказку, ещё несколько творческих заданий:

• нарисовать фею Весны и её друзей (животных, птиц, цветы);

• нарисовать букет цветов, который вы хотели бы подарить своей маме и бабушке, рассказав при этом о каждом из цветов;

• придумать новую сказку, где среди действующих лиц была бы не только фея Весны, но и животные, птицы на букву «В», например, воробей, волк, выдра;

• придумать сказку о своём знакомстве с феей Весны, о том, как она помогает детям узнавать природу родной края.

Педагогическая работа со сказкой в детской и школьной библиотеке должна дарить

$

13

ф

ГИЛ

^ Социально-культурная деятельность

юным читателям радость познания мира, радость творчества. О высокой эмоциональности процесса руководства чтением писали многие выдающиеся педагоги: В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, Т.Д. Полозова. Современные специалисты, исследующие особенности коррекционно-воспитательной работы с читателями-инвалидами, также подчеркивают необходимость создания хорошего настроения, комфортной психологической обстановки на занятиях. В частности, Н.М. Погосова отмечает: «Хорошее настроение, обостряет восприятие, активизирует мыслительные процессы, а упадок духа не даёт простора фантазии. Положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно "проживать" жизненные ситуации» [3, с. 37].

Следовательно, библиотекарю-педагогу, воспитывающему творческого читателя, стоит обращаться к эмоциональному миру ребёнка, активизируя его творческое воображение и эстетическое восприятие.

Важнейший педагогический закон: «Лучшее обучение — это обучение с радостью», необходимо, на наш взгляд, модифицировать применительно к методике воспитания творческого читателя, и тогда он будет звучать так: «Лучшее чтение — это чтение с увлечением, чтение с радостью».

Создать хорошее настроение и психологическую установку на эстетическую деятельность помогают различные игры. Хотя игра является ведущей деятельностью предыдущего возрастного периода, она продолжа-

ет оказывать существенное влияние на психическое развитие ребёнка, особенно, если речь идёт о детях с ограниченными возможностями. В большей степени по сравнению с другими нравятся юным читателям ролевые игры, когда они имеют возможность сыграть роли различных персонажей: Дюймовочки, Незнайки, Золушки, Кота в сапогах. Такие игры помогают понять суть характера литературного героя, эмоционально настроиться на творческую самореализацию и эмоциональное самовыражение.

Рассмотрение методических аспектов развития творческого потенциала юных читателей с ограниченными психофизическими возможностями освоения окружающей действительности позволяет выделить следующие основные направления этой деятельности:

• воспитание интереса и любви к художественному слову, к чтению как процессу постижения мира и самого себя;

• активизация художественного потенциала юного читателя, развитие его эстетических способностей;

• сближение поколений, организация семейного досуга, семейного чтения, что чрезвычайно важно для хорошего психологического самочувствия семьи ребёнка-инвалида;

• создание комплексных программ реабилитации, когда традиционные формы приобщения к произведению искусства слова сочетаются с приёмами, заимствованными из психиатрии и дефектологии.

В наши дни развитие творческого потенциала читателей с ограниченными возможностями становится важнейшей педагогической предпосылкой их успешной социокультурной реабилитации, такая работа повышает авторитет библиотеки, создаёт её положительный имидж.

Примечания

1. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. — Москва, 2003. — 500 с.

2. Лопатина, А. Сказки о буквах и словах / А. Лопатина, М. Скребцова. — Москва, 1999. — 360 с.

3. Погосова, Н. М. Погружение в сказку / Н.М. Погосова. — Санкт-Петербург, 2008. — 200 с.

4. Полозова, Т. Д. Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Москва, 2000. — 82 с.

5. Психология : словарь-справочник / под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — Москва, 1998. — 425 с.

$

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.