лиотечных работников в условиях модернизации библиотечной сферы, включая и аспекты, связанные с ее информатизацией, ориентировано дополнительное профессиональное образование. В то же время для библиотечной сферы становится все более важной задача опережающей подготовки библиотечных специалистов, которые обеспечат поступательное, перспективное ее развитие, будут готовы к решению проблем завт-
рашнего дня, к деятельности в условиях интенсивного развития социальных процессов в направлении информационного общества. Эту социально значимую задачу призвана решить высшая библиотечная школа, которая, в свою очередь, нуждается в реформах, отвечающих общим тенденциям развития библиотечной сферы и общества в целом в условиях перехода к информационной цивилизации.
Примечания
1. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. Д. Жабко. - СПб., 2007. - 38 с.
2. Кузнецова Т. Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все» [СБ] / Т. Я. Кузнецова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: [материалы 15-й Юбилейной Международной конференции «Крым 2008»].
3. Куликова Л. В. О новой редакции модельного стандарта деятельности публичной библиотеки / Л. В. Куликова // Информационный бюллетень РБА. - 2008. - № 47. -С. 45-50.
4. Манилова Т. Л. О Концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года / Т. Л. Манилова // Информационный бюллетень РБА. - 2008. - № 49. - С. 7-10.
5. Панкова Е. В. Администратор АБИС - библиотекарь? программист? техник? [СБ] / Е. В. Панкова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: [материалы 15-й Юбилейной Международной конференции «Крым 2008»].
6. Рузайкин Г. И. От либерии [Электронный ресурс] / Г. И. Рузайкин // Мир ПК. -1999. - № 10. - Режим доступа: http://www.osp.ru/pcworld/1999/10/37.htm.
7. Шрайберг Я. Л. Избранные труды / Я. Л. Шрайберг. - М.: ГПНТБ России, 2002. -623 с.
Е. О. Матвеева
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕКИ
Статья посвящена важнейшей проблеме современного российского библиотековедения: развитию реабилитационных функций отечественных библиотек, которое направлено на совершенствование библиотечного обслуживания читателей с ограниченными возможностями. Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, реабилитация, реабилитационные задачи, библиотека, социально-культурная реабилитация.
The article is dedicated to the problem service in Russian libraries considering the handicapped readers. In this framework the libraries' rehabilitation problems, the solution of which helps the social, moral and aesthetical formation of a handicapped reader, are dealt with paying considerable attention to special form of reading guidance for handicapped children. Keywords: librarianship, rehabilitation, rehabilitation problems of libraries, library service for handicapped people, deontological library science, reading guidance, socio-cultural rehabilitation.
Начало XXI столетия навсегда войдет в историю России как время революционных социальных изменений, затронувших различные стороны общественной жизни, коснувшиеся всех слоев населения. В этот насыщенный масштабными событиями период изменилась политика государства по отношению ко многим социальным группам, в том числе и по отношению к инвалидам.
В дореволюционный (до 1917 года) и советский период отечественной истории усилия государства были прежде всего направлены на предоставление нашим соотечественникам с ограниченными возможностями материального обеспечения. Психологические, духовные, культурные потребности людей, чья жизнь отягощена диагнозом «инвалидность», долгие десятилетия оставались на периферии социальной политики и учитывались в последнюю очередь, что не могло не сказаться на моральном климате, сложившемся в нашем обществе. И сегодня, несмотря на определенные усилия в области интеграции людей с ограниченными возможностями в среду здоровых людей (разрабатываются, принимаются и совершенствуются акты, направленные на корректировку и правовое регулирование положения инвалидов, происходит постепенное реформирование системы социальной защиты, появляются новые периодические издания, посвященные жизни инвалидов в современном российском обществе и проблеме организации коррекционного обучения, наконец, представители политических партий, общественных организаций и религиозных конфессий все чаще возвышают свой голос в защиту тех, кому не только ежедневно приходиться преодолевать физические страдания, но и сталкиваться с пренебрежительным отношением, ощущать проявления общественной дискриминации), нельзя все же сказать, что россияне с ограниченными возможностями имеют столь же широкие перспективы для труда, отдыха и творческой самореализации, как инвали-
ды, проживающие в США и странах Западной Европы, где система социальной реабилитации охватывает практически все аспекты бытия человека.
Сам термин «реабилитация», рассматривающийся представителями различных отраслей гуманитарного знания, не имеет однозначной трактовки. Необходимо отметить, однако, что международное законодательство трактует реабилитацию, как «процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости» (1, с. 149).
Сегодня реабилитацию рассматривают не только в традиционных медицинском и социально-экономическом аспектах, но и с точки зрения психолого-педагогических и культурологических задач интеграции человека с ограниченными возможностями в жизнь общества.
Более успешный западноевропейский и американский опыт социальной защиты инвалидов свидетельствует, что эффективной социальной защиты можно добиться лишь целенаправленными совместными усилиями многих социальных институтов, среди которых заметное место занимают библиотеки.
Ведущие отечественные библиотековеды (А. Е. Шапошников, Г. П. Диянская, Ю. Н. Дрешер, М. П. Коновалова) справедливо утверждают, что с развитием дефектологического библиотековедения, становлением практики библиотечной работы с особой группой читателей российские библиотеки вошли в число учреждений, способствующих социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями. В частности А. С. Шапошников — основоположник научной школы российского дефектологического библиотековедения, автор первой в нашей стране монографии, посвященной библиотечному обслуживанию инвалидов, справедливо отмечает:
«Различные физические дефекты и болезни, особенно слепота, глухота препятствуют установлению нормальных контактов между библиотекой и читателем, свободе выбора литературы, осложняют собственно чтение. Неустанная помощь таким людям в приобщении к сокровищам литературы - одна из самых благородных задач, стоящих перед обществом. Осознание социальной значимости библиотечного обслуживания инвалидов, внимание к его конкретным организационным задачам постепенно укореняется в широких кругах библиотечной общественности» (5, с. 3).
В исследованиях отечественных библиотековедов были выделены основные группы читателей, страдающих определенными нарушениями здоровья и требующих поэтому особого внимания библиотекаря, а также специфических форм библиотечного обслуживания. К ним следует отнести:
— читателей, для которых невозможно восприятие книги в традиционной форме, страдающих полной или частичной слепотой или слабовидением, для которых предназначены специальные издания: («говорящие» книги, литература, напечатанная укрупненным шрифтом, рельефно-точечные книги);
— читателей, для которых затруднительно использование семантической информации, заключенной в книге. Такие нарушения возникают при поражении головного мозга, тогда этот дефект приводит к отставанию в умственном развитии или к тяжелому нарушению речи;
— читателей с ограниченной мобильностью, не позволяющей им самостоятельно приходить в библиотеку: престарелые люди, лежачие больные. Доведение библиотечных книг до таких читателей может быть обеспечено их доставкой на дом;
— группа читателей, страдающих дефектами слуха, когда эффективное библиотечное обслуживание может осуществляться с помощью письменного обще-
ния библиотекаря и читателя или при условии овладения библиотекарем навыками мимико-жестикуляторной речи (4,
5).
Анализ исследований отечественных ученых и рассмотрение практического опыта библиотек различных регионов нашей страны позволяют утверждать, что под социокультурной реабилитацией читателей с ограниченными возможностями следует понимать доведение до инвалидов наравне со здоровыми читателями всех необходимых источников информации, способствующих их интеллектуальному, духовно-нравственному, профессиональному становлению и социальному развитию, а также вовлечение таких читателей в деятельность, интегрирующую их в общество: например, открытие в специальных и массовых библиотеках клубов, литературных и музыкальных студий, выпуск в библиотеке периодического издания, посвященного жизни инвалидов.
Настоящий этап развития дефектологического библиотековедения и методики библиотечного обслуживания инвалидов в нашей стране отмечен существенным противоречием: с одной стороны, в обществе существует колоссальная потребность в деятельности такого рода, с другой — широкому охвату инвалидов библиотечным обслуживанием препятствует зачастую недостаточная педагогическая, психологическая, дефектологическая компетенция библиотекарей, непонимание ими сути и специфики реабилитационных задач, стоящих перед современной библиотекой. Последний аспект, являющийся основным предметом данной статьи, необходимо рассмотреть более подробно.
Проблема выделения особых реабилитационных задач, стоящих перед библиотекой, впервые была отмечена в докторской диссертации и монографии А. Е. Шапошникова «Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции» (М., 1992), а затем конкретизирована и развита в работах
О. Л. Кабачек, М. П. Коноваловой, Г. П. Диянской и других отечественных библиотековедов. Однако в последнее десятилетие этот острый и весьма дискуссионный вопрос библиотековедческой науки вновь оказался на периферии исследовательских интересов и, по нашему мнению, нуждается в актуализации и уточнении в связи с реалиями современной социокультурной ситуации и современной практикой руководства чтением людей с ограниченными возможностями.
Безусловно, к первой реабилитационной задаче, выполняемой библиотеками, необходимо отнести определение круга потенциальных читателей и привлечение их в библиотеку. Исследования, проведенные на факультете информационных ресурсов МГУКИ, свидетельствуют: лишь незначительная часть потенциальных читателей с ограниченными возможностями приходит в массовую библиотеку. В частности, изучение читательской активности воспитанников коррекционных учебных заведений восьмого вида (для детей с ограниченными возможностями) показывает, что лишь 5% таких детей являются читателями не только школьной, но и детской библиотеки. Причина столь печального явления кроется не столько в состоянии здоровья детей, но чаще всего в нежелании, неумении и психологической неподготовленности сотрудников библиотек (и в первую очередь - детских, ибо с них начинается читательское становление личности) к работе с особой аудиторией.
Тем не менее существует и положительный опыт работы в данном направлении, доказывающий, что читательская биография инвалида не обязательно должна ограничиваться библиотекой кор-рекционного учебного заведения, лечебно-трудовых мастерских или специальной библиотекой. Если массовая библиотека поддерживает тесные контакты с образовательными учреждениями, органами социальной защиты и реабилитационными центрами, если она находит ин-
тересные формы работы, если читатель с ограниченными возможностями чувствует душевное тепло и моральную поддержку руководителей чтения, если он видит в библиотекаре друга и соратника, он не пройдет мимо библиотеки и не откажется от контакта с библиотекарем.
Второй реабилитационной задачей, выполняемой библиотеками, следует считать доведение книги до каждого инвалида, который по состоянию здоровья не может посещать библиотеку или требует особого подхода. Общеизвестно, что часть таких читателей (пожилые люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети, страдающие от последствий церебрального паралича) обслуживаются на дому. Однако пока не все группы инвалидов, нуждающихся в подобном обслуживании, оказываются охвачены им. В частности, вне зоны руководства чтением сегодня остается значительная часть воспитанников коррек-ционных школ, обучающихся на дому, поскольку, как правило, большая часть таких детей происходит из девиантных семей, сознательно уклоняющихся от воспитания, их родители никогда не приходят ни в школьную, или детскую библиотеку. Как правило, таких детей посещает только педагог, который редко берет на себя обязанности руководства чтением и почти никогда не приносит книги из школьной библиотеки.
Важнейшей задачей реабилитационной деятельности библиотеки, конечно, необходимо назвать частичную компенсацию дефекта с помощью чтения, приобщения к миру художественной литературы. О том, что чтение является важнейшим видом интеллектуальной деятельности, написаны сотни монографий, диссертаций, тысячи статей, но лишь незначительная часть из всего созданного за столетия изучения данной проблемы, посвящена воздействию чтения на физическое, духовное, социально-психологическое и морально-нравственное состояние человека с ограниченными возможностями, для которого книга
иногда на долгие годы остается лучшим и единственным собеседником. Реализация компенсаторной задачи руководства чтением может осуществляться в двух основных направлениях: во-первых, это проведение библиотерапевтических занятий (их разновидностью является сказкотерапия), во-вторых, организация занятий, направленных на коррекцию интеллектуальной сферы читателей. Последний аспект касается прежде всего методики руководства чтением детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Известно, что недостаточность познавательной деятельности — их главная особенность. Отмеченный дефект обусловлен низкой способностью к обобщению и отвлечению, а также нарушением подвижности психических процессов, слабым развитием памяти, внимания. Мышление таких читателей имеет наглядно-образный характер, фразовая речь развита, однако грамматический строй предложений примитивен, словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно и не всегда верно. Учитывая данные факты, система библиотечных занятий с читателями, имеющими ограниченные возможности интеллектуального освоения мира, должна в наибольшей степени способствовать коррекции их интеллектуальных и психических недостатков. Формы такой работы могут быть разными: это и литературные конкурсы, игры, викторины, и обсуждение прочитанного, и иллюстрирование любимых книг, и литературные экскурсии, однако необходимо, чтобы библиотекарь подходил к будущему ребенка с оптимистической гипотезой и учитывал бы пусть довольно узкую, но все же существующую зону его ближайшего развития.
Работа над литературным произведением, способствуя развитию речи, памяти, воображения, помогает стабилизировать психическое состояние ребенка, интегрирует его в общество. О. Л. Кабачек справедливо подчеркивает: «...худо-
жественная литература, как и другие виды искусства, становится для больных детей средством не только познания мира, но и средством психотерапии, очень мощным орудием самосовершенствования» (4, с. 3). Последний аспект, отмеченный исследователем, представляется ключевым для раскрытия следующей реабилитационной функции библиотеки. Речь идет о творческом развитии читателей с ограниченными возможностями.
В частности, с нашей точки зрения, руководство чтением ребенка-инвалида обязательно должно осуществляться на основе синтеза искусств, обоснованного в работах выдающегося отечественного ученого Ю. П. Азарова. Синтез искусств, позволяющий органично сочетать на одном занятии художественное слово, музыку, живопись, неизменно оказывает положительное влияние на творческий потенциал и социально-психологическое состояние ребенка. К сожалению, в обществе в целом, а также у части педагогов и сотрудников библиотек до сих пор бытует мнение о социальной неполноценности ребенка-инвалида. Между тем Л. С. Выготский еще в начале минувшего века справедливо указывал: «Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок. От исхода социальной компенсации, то есть от конечного формирования его личности в целом зависит степень его дефективности и нормальности» (2, с. 25).
Экспериментальная работа, проведенная нами в начальных классах кор-рекционной школы, показывает: даже самые неуспешные в учебе дети с удовольствием включаются в деятельность, связанную с творческой интерпретацией произведений искусства слова. Используя метод синтеза искусств, библиотекарь может эффективно сочетать работу над литературным произведением со стимулированием изобразительного творчества читателей. О положительном значении занятий изобразительным искусством для социальной реабилитации
инвалидов писали известные отечественные дефектологи А. И. Грошенков, Б. И. Пинский, Т. Н. Головина, отмечавшая: «Интересно и важно изучение влияния систематических занятий изобразительной деятельностью на эстетическое развитие учащихся... формирование их вкусов, потребностей» (3, с. 58).
Кроме того, во многих детских библиотеках России проводятся исследования, доказывающие, что совместные со здоровыми ровесниками занятия творческой деятельностью, снимая коммуникационные барьеры, общение, помогают преодолеть негативные социальные стереотипы по отношению к людям с ограниченными возможностями. Зарубежный опыт социальной реабилитации достаточно зримо показывает: учить толерантности, доброжелательному отношению, уважению и состраданию к тому, кто иначе выглядит, кто иначе постигает окружающий мир и общается с ним, необходимо с первых лет жизни, и совместные занятия творчеством предоставляют для этого счастливую возможность.
Российская государственная детская библиотека не только практикует совместные занятия читателей, не имеющих отклонений от норм психофизического развития, и их ровесников-инвалидов, но и устраивает затем выставки совместного творчества детей, помогающие здоровым читателям по-иному взглянуть на тех, кому каждый день приходится доказывать свое право на достойную жизнь и творческую самореализацию. Подобные мероприятия, демонстрируя потенциальные возможности читателей-инвалидов, вселяют в них уверенность в своих силах и позволяют педагогам, библиотекарям, родителям рассматривать перспективу их обучения и социализации, исходя из позитивной гипотезы. Аспект коррекции психологического состояния ближайшего социального окружения представляется нам важнейшей реабилитационной задачей библиотеки, на которой необходимо остановиться более подробно.
Хорошо известно, что успех коррек-ционно-воспитательной работы, в том числе руководства чтением, во многом зависит от стратегии поведения ближайшего социального окружения, (в первую очередь, конечно, родителей), от их веры в возможность успешной реабилитации ребенка. Оптимистически настроенные родители охотнее идут на контакт с библиотекарем, чаще принимают участие в массовой работе библиотеки, оказывая действенную помощь и руководителю чтения, и своим детям. В связи с этим возникает несколько вопросов: как же привлечь родителей в библиотеку, как заинтересовать их коррекционной составляющей читательского развития детей? Выше уже было сказано о том, что в ряде случаев дети-инвалиды воспитываются в неблагополучных семьях, их родители не ощущают социальной ответственности за будущее своих детей. С такими родителями наладить взаимоотношения крайне затруднительно. Но с семьями, заинтересованными в развитии личности ребёнка, библиотекарю следует установить контакт.
Практика повседневной деятельности творчески работающих библиотекарей показывает: педагогическое просвещение родителей можно проводить как на родительских собраниях, так и при индивидуальных беседах. Выступая на родительских собраниях, нужно стремиться познакомить родителей с принципами формирования круга детского чтения, рассказать о произведениях, которые могут оказать максимальное коррекционное воздействие на развитие личности ребенка с ограниченными возможностями. Читая лекции о творчестве детских писателей, необходимо объяснить родителям, как можно рассказать ребёнку о литературных героях, о сюжете книги. В индивидуальных беседах с родителями библиотекарь делится своими наблюдениями за процессом читательского развития детей, а наблюдения родителей способствуют подбору индивидуальных заданий для
каждого ребенка.
Однако самый главный результат сотрудничества библиотекаря с родителями заключается, на наш взгляд, в том, что совместное чтение, творчество, увлеченность общим делом, возникающая в процессе эстетического осмысления и интерпретации произведений искусства слова, духовно сближая детей и родителей, создаёт у последних веру в скрытые потенциальные возможности ребёнка-инвалида, помогает воспитанию и в конечном счете способствует социокультурной реабилитации детей.
Не лишним будет сказать и о том, что общественная значимость деятельности детского библиотекаря, работающего с родителями читателей, имеющих ограниченные возможности психофизиологического освоения окружающей действительности, многократно возрастает. Такой специалист на долгие годы становится духовным наставником и другом семьи, человеком, с которым можно поделиться бедами и радостями, «семейным библиотекарем».
Еще одна реабилитационная задача библиотеки, не актуализированная ранее в трудах отечественных исследователей, имеющая, однако, большое значение для успешной работы с читателями-инвали-
дами, нуждается, с нашей точки зрения, в более подробном рассмотрении. Речь идет о сотрудничестве библиотеки с другими социальными институтами, так или иначе причастными к процессу духовно-творческого становления людей с ограниченными возможностями.
Опыт социокультурной реабилитации читателей-инвалидов в библиотеках различных регионов Российской Федерации убеждает, что сотрудничество с эстетическими центрами, литературными студиями, театрами, музеями, способствуя расширению спектра эстетических впечатлений и читательскому развитию, помогает социальному становлению людей с ограниченными возможностями. Данное направление деятельности библиотеки особенно важно для читателей детского, подросткового и юношеского возраста, поскольку основы успешной социализации, правильное отношение к себе и к окружающему миру закладываются у человека в первые годы жизни.
Развитие научного представления о реабилитационных задачах библиотеки имеет большое значение для дальнейшего становления дефектологического библиотековедения и совершенствования методики библиотечного обслуживания читателей-инвалидов.
Примечания
1. Антипьева Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации / Н. В. Антипьева. - М.: Владос, 2002. - 223 с.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб., 2003. - 655 с.
3. Головина Т. Н. Занятия искусством во вспомогательной школе / Т. Н. Головина. -М., 1974. - 175 с.
4. Кабачек О. Л. Направления и этапы психолого-педагогической работы массовой библиотеки по интеграции с ограниченными возможностями в социокультурную среду / О. Л. Кабачек // Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях массовой библиотеки. - М: РГДБ, 1996. - С. 1-14.
5. Шапошников А. Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции / А. Е. Шапошников. - М., 1992. - 211 с.