Научная статья на тему 'Реабилитационная деятельность российских библиотек в контексте развития коррекционной педагогики'

Реабилитационная деятельность российских библиотек в контексте развития коррекционной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / ЧИТАТЕЛЬ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / THE READER WITH LIMITED POSSIBILITIES / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / CORRECTIONAL PEDAGOGICS / ДЕФЕКТОЛОГИЯ / DEFECTOLOGY / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Елена Олеговна

Статья посвящена реабилитационной деятельности российский библиотек. Особенности библиотечного обслуживания читателей-инвалидов рассматриваются в контексте развития отечественной коррекционной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to rehabilitation activity Russian libraries. Features of library service of disabled readers are considered in a context of development of domestic correctional pedagogics.

Текст научной работы на тему «Реабилитационная деятельность российских библиотек в контексте развития коррекционной педагогики»

the University of Vienna I C. Gumpenberger, etc. II Scientometrics. — 2012. — V.91, № 1. — P. 311—313.

8. Gumpenberger, C. Bibliometric practices and activities at the University of Vienna I C. Gumpenberger, M. Wieland, J. Gorraiz II Library Management. — 2012. — Vol. 33. — Iss. 3. — P. 174—183.

9. PhD course in Informetrics and Related Quantitative Research Methods II ISSI e-Newsletter. — 2010.

— Vol. 6, N 1. — P. 7—8. [Electronic resource]. — URL: http:IIwww.issi-society.infoInewsletter.html.

10. Schrader, A. M. Teaching bibliometrics I A. M. Schrader II Library Trends. — 1981. — Vol. 30, № 1.

— P. 151—172.

11. Ungern-Stenberg, S. von. Teaching bibliometrics I S. von. Ungern-Stenberg II Journal of Education for Library and Information Science. — 1998. — Vol. 39, № 1. — P. 76—80.

12. Zhao, D. Bibliometrics and LIS education: How do they fit together? I D. Zhao II Proceedings of the American Society for Information Science and Technology. — 2011. — Vol. 48 (1). — P. 1—4. [Electronic resource]. — URL: http:IIwww.asis.orgIasist2011IproceedingsIsubmissionsI190_FINAL_SUBMISSI0N.doc.

ЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕК В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Е. О. Матвеева

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена реабилитационной деятельности российский библиотек. Особенности библиотечного обслуживания читателей-инвалидов рассматриваются в контексте развития отечественной коррекционной педагогики.

Ключевые слова: библиотека, читатель с ограниченными возможностями, реабилитация, коррекци-онная педагогика, дефектология, адаптация, интеграция.

Article is devoted to rehabilitation activity Russian libraries. Features of library service of disabled readers are considered in a context of development of domestic correctional pedagogics.

Key words: library, the reader with limited possibilities, rehabilitation, correctional pedagogics, defectology, adaptation, integration.

Начало нового тысячелетия знаменовало интенсивное развитие практики социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями в библиотеках России. К 2012 году в одной только Москве более пятидесяти библиотек так или иначе перепрофилированы под работу с читателями-инвалидами, в каждом областном центре в крупных библиотеках регулярно проводятся мероприятия, способствующие социальной адаптации наших современников, чей жизненный путь отягощен врожденными заболевания-1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль

ми или последствиями несчастных случаев. Нет сомнений, что в ближайшее время степень включенности отечественных библиотечно-информационных учреждений в реабилитационные процессы будет возрастать, а дефектологическая составляющая библиотечного обслуживания усложняться. Кроме того, статистические данные свидетельствуют: библиотеку как центр социокультурной реабилитации воспринимает сегодня все больше особых читателей, которые приходят сюда и за необходимой информацией, и за разнообраз--август 2012 209-214 209

ными консультациями, и для того, чтобы заниматься в творческих кружках, студиях, клубах. По данным исследований, проведенных за последнее десятилетие в различных регионах нашей страны, сегодня порядка 70—80% читателей российских библиотек — это люди с ограниченными возможностями здоровья или представители социально незащищенных слоев населения. Отсюда очевидна необходимость совершенствования дефектологической составляющей библиотечного обслуживания, выделение ее концептуальных основ, заложенных в рамках коррекционной педагогики.

На неразрывную логическую связь, существующую между дефектологическим библиотековедением и коррекцион-ной педагогикой, указывали исследователи рубежа веков, создавшие системное представление о дефектологическом библиотековедении: А.Е. Шапошников, Г.П. Диянская, М.П. Коновалова, О.Л. Кабачек. Коррекционная педагогика на протяжении десятилетий являлась научной основой теоретических изысканий библиотековедов, способствуя, вместе с тем, совершенствованию методики библиотечной работы с читателями, имеющими нарушения слуха, зрения, интеллекта, или с людьми, страдающими ограниченной мобильностью. Само начало библиотечного обслуживания инвалидов в нашей стране было обусловлено возникновением в XIX веке первых кор-рекционных учебных заведений. Методика руководства чтением ребенка с ограниченными возможностями развивалась и совершенствовалась вместе с дидактикой учебных предметов в специальных школах различных типов. И в наше время руководство чтением особого ребенка, а также взаимодействие библиотекаря со взрослыми читателями-инвалидами определяется инновационными процессами, происходящими в коррекционной педагогике.

Сегодня коррекционная педагогика (дефектология, специальная педагогика) определяется как теория и методика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии,

для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно (1; 4).

Задача данной статьи — рассмотреть, каким образом важнейшие моменты, определяющие вектор отечественной коррекци-онной педагогики, оказывают сегодня влияние на реабилитационную практику российских библиотек.

Размышляя о социокультурных основах реабилитации и специального образования, Ю.В. Морозова справедливо отмечает глобальный характер этих процессов, не замыкающихся исключительно в рамках школьной дидактики: «Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социокультурное содержание жизнедеятельности различных категорий лиц с отклонениями в развитии и определить систему педагогических и социокультурных мер, направленных на преодоление существующих проблем социальной и культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями... Специальная педагогика формирует необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации. Их развитие будет продолжено во взрослой жизни, на их основе будет формироваться независимый образ жизни» (4, с. 40). Все сказанное можно с полным основанием отнести и к задачам библиотечной работы с особыми читателями, ведь главный ее смысл не только в информационном обеспечении инвалидов и социально незащищенных групп, но прежде всего в адаптации этих людей к жизни в современном социуме, в формировании у них оптимистических психологических установок и позитивной модели самореализации.

Одним из приоритетов современной коррекционной педагогики является как можно раннее оказание помощи людям с ограниченными возможностями. Сегодня

этот принцип распространяется и на процесс руководства чтением подрастающего поколения: если еще несколько десятилетий назад библиотека начинала приобщение особого ребенка к книге лишь в период обучения его в младших классах, то в наши дни этот педагогический процесс совпадает с поступлением малыша в коррекционный детский сад, а с первых лет пребывания в школе каждый ребенок с проблемами в развитии обязательно становится читателем школьной библиотеки и включается в разнообразную эстетически значимую деятельность, инициируемую руководителем чтения. Великий педагог В.А. Сухомлинский отмечал необходимость раннего приобщения ребенка к книге. Сказанное, вне всякого сомнения, относится к читателям с ограниченными возможностями интеллектуального и психофизиологического освоения окружающей действительности, для которых чтение становится настоящим окном в мир, школой человеческих отношений, источником развития творческого воображения. Раннее приобщение особых детей к произведениям искусства слова помогает лучшему усвоению школьной программы, формирует интеллект, речь, память.

В детских библиотеках нашей страны уже существует опыт руководства чтением дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями. Например, Ярославская областная детская библиотека им. И.А. Крылова успешно сотрудничает с детским санаторием, где лечатся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также с коррекционными школами для слабослышащих детей и детей, страдающих отклонениями в умственном развитии. Для них был создан «Клуб добрых советов», где дети получают навыки общения, знакомятся с правилами хорошего тона, познают азы этикета.

Совместно с отделами по делам культуры, социальной защиты и образования администрации города, а также с центром творческой реабилитации инвалидов библиотека проводит театрализованные праздники, помогающие заинтересовать

детей судьбами литературных героев, приобщить к чтению и библиотеке.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают комплексные программы социокультурной реабилитации юных читателей, разработанные в библиотеках нашей страны. В частности, Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака уже более десяти лет реализует программу «Соучастие в судьбе», целью которой является расширение возможностей социальной адаптации детей-инвалидов, привлечение общественного внимания к их проблемам, оказание читателям помощи в учебе и проведении досуга. В рамках реализации программы проводилось изучение читательских интересов детей, родителей и дефектологов, библиотека заключила договоры о совместной деятельности с Республиканским центром социальной помощи.

Современная коррекционная педагогика уделяет много внимания эстетизации процесса обучения и воспитания особого ребенка. Несмотря на разницу методических подходов к процессу художественно-творческого развития, все исследователи утверждают, что эстетическое воспитание жизненно необходимо для личностного формирования особого ребенка, поскольку оно выступает как условие и предпосылка творческого освоения им действительности. В частности, известный отечественный дефектолог И.А. Грошенков, утверждая необходимость раннего приобщения ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями к изобразительному искусству, находит необходимым сделать следующий акцент: «Подавляющее большинство учащихся коррекционной школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет собой своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Такая заинтересованность наблюдается как на уроках рисования, так и во время внеклассной работы по изобразительной дея-

тельности. Особую активность проявляют дети во время свободного рисования, когда педагог не ограничивает их в выборе темы» (2; с. 5).

Полностью соглашаясь с авторитетным дефектологом, добавим, что одним из наиболее популярных у детей видов изобразительной деятельности является рисование по мотивам прочитанных книг. Здесь библиотекарю необходимо учитывать слабость абстрактного мышления, узкий кругозор и неразвитость социальных представлений многих воспитанников коррек-ционных учебных заведений, живущих зачастую в неблагоприятной среде. Если затрудненная деятельность воображения мешает представить ребенку персонажей литературного произведения, руководитель чтения должен помочь ему, показав игрушки, плакаты, картины, наглядные пособия, ориентирующие в тексте и активизирующие фантазию читателей. В противном случае библиотекарь может столкнуться с феноменом, именуемым дефек-тологами интеллектуальной пассивностью, когда дети будут психологически отторгать текст, поскольку он им не до конца понятен, а потому и не интересен, и начнут отказываться от изобразительной деятельности, так как просто не смогут понять, что и как им следует нарисовать. В практике руководства чтением хорошо зарекомендовали себя выставки иллюстраций детей с ограниченными возможностями к любимым юными читателями произведениям. Подобные начинания весьма эффективны с позиций воспитания и социальной адаптации: маленький иллюстратор видит социальное признание результатов своего творчества, его самооценка повышается, у него появляется стремление к более активной коммуникации, а самое главное: таким образом преодолевается чувство социальной малоценности личности, еще в 20-е годы минувшего столетия названное Л.С. Выготским одним из самых неблагоприятных психологических последствий дефекта.

Основополагающим для современной коррекционной педагогики становится соз-

дание эффективных моделей интеграции человека с ограниченными возможностями в профессиональную деятельность, образование, культуру.

В основу интеграционных процессов положена идея о том, что жизнь человека, страдающего физическими либо психическими недугами, должна быть максимально приближена к жизни современного ему социума. В отечественном библиотековедении этот принцип трансформировался в концепцию равных возможностей, обоснованную в работах Г.П. Диянской, изучавшей проблемы библиотечного обслуживания всех групп читателей-инвалидов. Г.П. Диянская выделяла следующие ключевые принципы интеграции читателя с ограниченными возможностями в общество:

• основополагающим в дефектологическом библиотековедении является принцип равных со здоровыми членами общества возможностей доступа инвалидов к информации и творческой самореализации в библиотеке;

• реализация принципа равных возможностей предполагает создание системы, включающей специализированное и интегрированное библиотечное обслуживание, призванное максимально полно учитывать особенности и удовлетворять информационные потребности инвалидов, обеспечивать им возможность выбора библиотек, документов, услуг;

• принцип равных возможностей предполагает создание комфортной, безопасной, безбарьерной библиотечной среды, приспособленной для самостоятельной пространственной ориентировки инвалидов с учетом санитарно-гигиенических, эргономических и других требований. Оснащение библиотек современными коммуникационными средствами обеспечивает оперативное репродуцирование документов, расширяет круг доступных для пользования изданий, создает условия для самостоятельного поиска и использования информации электронных баз данных (3, с. 50—51).

Практическая реализация принципа равных возможностей предполагает совер-

шенствование традиционных и разработку новых форм взаимодействия библиотекаря с читателями-инвалидами. В качестве позитивного примера хотелось бы остановиться на деятельности отдела внестацио-нарных форм обслуживания Центральной универсальной научной библиотекой имени Н.А. Некрасова (Москва), где с помощью органов социальной защиты выявлены особые читатели и семьи с детьми-инвалидами, которым тяжело самостоятельно посещать библиотеку. По телефону у них принимают заявки на интересующие издания, а далее библиотекарь развозит подобранные книги. Дети с последствиями церебрального паралича и школьники, страдающие аутизмом, пенсионеры с минимальным остаточным зрением и читатели, лишившиеся дара зрительного восприятия вследствие тяжелых травм, инвалиды-колясочники и психически неадекватные люди, — все они нуждаются в информации, заботе, внимании, а поэтому оказываются читателями библиотеки им. Н.А. Некрасова, сотрудники которой не только вовремя доставят книги, но и помогут советом, проведут необходимую консультацию, поддержат добрым словом. Таким образом, читатели перестают чувствовать себя изолированными от мира, одинокими и презираемыми здоровым большинством людей, ведь библиотекари часто становятся для них не просто приятными собеседниками, но и настоящими друзьями.

Серьезной проблемой, рассматриваемой сегодня социальной педагогикой, является существование в современном российском обществе предвзятого и зачастую неприязненного отношения к людям, страдающим физическими и психическими недугами. Несмотря на декларацию социальной толерантности и социальной помощи нашим наиболее слабым, беззащитным и необеспеченным соотечественникам, мы почти каждый день сталкиваемся с печальными примерами дискриминации инвалидов, вынужденных в поисках лучшей доли искать пристанище за рубежами России.

Известный дефектолог Н.Н. Малофеев выделяет пять основных периодов эволю-

ции общественного отношения к людям с ограниченными возможностями. Суть последнего периода, который в Западной Европе наступил в 70-е годы минувшего столетия, сводится к недопустимости разделения общества на полноценное большинство и неполноценное, зависимое, не имеющее право решать собственную участь меньшинство. Характеризуя этот этап гуманистического развития социума, Н.Н. Малофеев подчеркивает: «Впервые в истории цивилизации признается не только равенство людей вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, но и их право на самоопределение. Формируется новое понимание мира как сообщества, включающего разные микросоциумы, от равноправного взаимодействия которых зависит прогресс человечества. При таком понимании социальное маркирование ... становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, но уже не на уровне отдельно взятой европейской страны, а на уровне мирового сообщества» (4, с. 114).

Россия, по утверждению Н.Н. Мало-феева, находится еще только в начале пути гуманизации общественного сознания и интеграции инвалидов в нормальную социальную жизнь. Среди факторов, способствующих ускорению данного процесса, исследователи на ведущее место ставят возможность социокультурной реабилитации личности, которую с начала XIX века обеспечивала именно библиотека. Открывая клубы самой разнообразной направленности (в диапазоне от обучения игры на музыкальных инструментах до цветоводства), создавая литературные и драматические студии (весьма красноречив в данном случае пример организации театра людей, страдающих синдромом Дауна, в одной из московских библиотек), библиотекари не только помогают проявлению дарований юных и взрослых читателей, но и способствуют утверждению в современном российском обществе идей гуманизма, толерантности и альтруизма, а следовательно, создают социально-психологические предпосылки для перехо-

да России к пятому, наиболее высокому и значимому периоду эволюции общественного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Одной из самых дискуссионных проблем, активно обсуждаемых сегодня дефек-тологами, является определение психологических и профессиональных требований к специалисту, занимающемуся социокультурной реабилитацией людей с ограниченными возможностями. В частности, рассуждая о деятельности и личности педагога системы специального образования, Н.М. Назарова отмечает: «Педагог-дефектолог никогда не ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Сфера его профессиональной деятельности такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Педагог-дефектолог учится всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт, щедро делится им с коллегами, единомышленниками, родителями детей с ограниченными возможностями» (4, с. 161).

Эта характеристика полностью подхо-

дит и библиотечному специалисту, работающему с особыми читателями. Сегодня на страницах профессиональной печати нередко дискутируется проблема совершенствования материально-технической базы библиотек, обслуживающих инвалидов, но при этом речь почти не идет о личности библиотекаря, занятого реабилитационной деятельностью. Между тем индивидуальные особенности большинства физически и психически нездоровых читателей таковы, что их стремление посещать библиотеку и участвовать в инициируемых ею творческих начинаниях напрямую зависит от возможности установления неформальных контактов с библиотекарем. Причем эта черта характеризует общение руководителя чтения и с юными, и со взрослыми читателями-инвалидами. Опрос более ста библиотекарей, осуществляющих различные направления социокультурной реабилитации, показывает, что сами специалисты такого профиля среди профессиональных и личных качеств, определяющих эффективность реабилитации, выделяют доброту, сердечность, способность к сопереживанию, оптимизм, эмпатию, также хорошее знание психологических особенностей читателей, умение находить к ним индивидуальный подход.

Примечания

1. Астапов В. М, Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы.

2. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе / И.А. Грошенков. — М., 2001. — 224 с.

3. Диянская, Г. П. Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении: монография / Г.П. Диянская. — М., 1998. — 270 с.

4. Специальная педагогика: уч. пособие / под ред. Л.И. Аксеновой. — М., 2008. — 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.