Научная статья на тему 'Сказкотерапия как форма коррекционновоспитательной работы детской библиотеки'

Сказкотерапия как форма коррекционновоспитательной работы детской библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
160
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКОТЕРАПИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ФУНКЦИИ СКАЗКОТЕРАПИИ / ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА / CHILDREN'S LIBRARY / ЧИТАТЕЛИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / HANDICAPPED READERS / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETICAL EDUCATION / FAIRYTALE / FAIRYTALE-THERAPY / READING GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Елена Олеговна

Статья посвящена современным подходам к организации руководства чтением детей с ограниченными возможностями. В статье рассматриваются особенности организации сказкотерапевтических занятий в детских и школьных библиотеках. Особое внимание уделяется функциям сказкотерапии, реализация которых способствует социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to modern approach forms towards organizing the reading guidance for handicapped children, the most actual approach dealing with fairytale-therapy correction. In this framework the article examines the psychological-educational, social and moralaesthetical of folk and literary fairytales, also paying considerable attention to educational methods for organizing fairytale-therapy in children's and school libraries of Russia

Текст научной работы на тему «Сказкотерапия как форма коррекционновоспитательной работы детской библиотеки»

Е. О. Матвеева

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ФОРМА КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Статья посвящена современным подходам к организации руководства чтением детей с ограниченными возможностями. В статье рассматриваются особенности организации сказкотерапевтических занятий в детских и школьных библиотеках. Особое внимание уделяется функциям сказкотерапии, реализация которых способствует социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями. Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, реабилитация, функции сказкотерапии, детская библиотека, читатели с ограниченными возможностями, коррекция, эстетическое воспитание.

The article is dedicated to modern approach forms towards organizing the reading guidance for handicapped children, the most actual approach dealing with fairytale-therapy correction. In this framework the article examines the psychological-educational, social and moral-aesthetical of folk and literary fairytales, also paying considerable attention to educational methods for organizing fairytale-therapy in children's and school libraries of Russia. Keywords: fairytale, handicapped readers, fairytale-therapy, correction, rehabilitation, reading guidance, children's library, aesthetical education.

Современный подход к организации социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями предполагает осуществление не только медико-педагогических усилий, направленных на коррекцию недостатков его психологического развития, но и разнообразную культурологическую деятельность, способствующую раскрытию творческих задатков ребенка.

Эстетическое воспитание младших школьников, страдающих патологией психики и интеллекта, осуществляется сегодня усилиями различных социальных институтов. Среди них специализированные школы, коррекционные центры, а также детские библиотеки, с конца минувшего столетия активно ищущие инновационные формы руководства чтением детей с особыми потребностями. Именно в указанный исторический период, ознаменованный значительным интересом отечественного библиотековедческого сообщества к проблемы работы с читателями-инвалидами (достаточно вспомнить, что в это время были защищены докторские диссертации и изданы фундаментальные монографические исследования А. Е. Шапошникова, Г. П. Диянской, опубликованы научно значимые, основанные на многолетнем практическом опыте работы О. Л. Кабачек,

М. П. Коноваловой, В. С. Крейденко, а в Московском государственном университете культуры и искусств начинается преподавание дисциплин, раскрывающих методические основы библиотечного обслуживания инвалидов: «Коррекци-онно-воспитательная работа в детской библиотеке», «Библиотечная работа в коррекционном учебном заведении восьмого вида», «Библиотерапия», «Сказкотерапия», «Социокультурная и педагогическая деонтология», «Научное творчество Л. С. Выготского»), происходит становление реабилитационной функции отечественных детских библиотек и в рамках педагогики детского чтения выделяется новая отрасль - «Педагогика чтения детей с ограниченными возможностями», главными задачами которой становятся научное обоснование необходимости особого психолого-педагогического подхода к читателям-инвалидам, поиск оптимальных форм сотворчества библиотекаря с такими детьми и их ближайшим социальным окружением.

Термин «ребенок с ограниченными возможностями», в конце минувшего столетия пришедший на смену понятию «аномальные дети» и довольно часто встречающийся в современной дефектологической литературе, нуждается, на

наш взгляд, в определенном культурологическом уточнении. Следуя за Л. С. Выготским, мы должны отметить, что такие читатели ограничены только в физиологическом освоении мира. Л. С. Выготский еще в двадцатые годы прошлого века подчеркивал, что при невозможности дальнейшего органического развития возможности для культурного развития безграничны. В связи с этим заметим, что безграничный процесс культурного становления личности, о котором писал ученый, непременно подразумевает приобщение ребенка к книге, чтению, библиотеке. Размышляя о социальной компенсации дефекта, Л. С. Выготский справедливо отмечал: «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом» (1, с. 112).

Разнообразные психолого-педагогические, арт-терапевтические, искусствоведческие методики, которые библиотекари заимствуют из смежных областей гуманитарного знания и успешно интегрируют в практику руководства чтением, вне всякого сомнения, способствуют социальной компенсации дефекта, на необходимости которой настаивал Л. С. Выготский, и в конечном счете создают социально-психологические основы для социокультурной реабилитации юных читателей с ограниченными возможностями. К таким научно значимым и практически ценным методикам следует отнести сказкотерапию, обогащающую современную воспитательную практику многовековым опытом народной педагогики.

В настоящее время под сказкотера-пией понимают воздействие произведений сказочного жанра на интеллектуальную и эмоциональную сферу человека, способствующее совершенствованию взаимоотношений личности с окружающим ее социумом.

Не стоит доказывать, что сказка, уходящая корнями в национальный

фольклор и народную педагогику, обладает значительным духовно-нравственным и социальным потенциалом: она заставляет размышлять и выстраивать стратегию своего поведения, она убеждает, помогает найти выход из трудной ситуации, наконец, сказка врачует душу, помогает стабилизировать психическое состояние человека, поэтому можно с уверенностью констатировать: потенциал сказки выходит за рамки ее художественно-эстетической ценности. Сегодня, как и много столетий назад, народная и литературная сказка остается одним из важнейших, органичных внутренним потребностям и психологическим особенностям ребенка средств формирования подрастающей личности. Сказка является краеугольным камнем читательского развития и неизменно входит в ядро чтения дошкольника и младшего школьника. Исследования, проведенные факультетом информационных ресурсов МГУКИ в детских библиотеках России, показывают, что 90% дошкольников и 85% учеников начальных классов средней школы, отдают предпочтение произведениям сказочного жанра. В коррекционных учебных заведениях, для воспитанников которых в основном и проводятся сказкотерапев-тические занятия, эти цифры еще выше — 97% младших школьников, 80% учеников средних классов и далее 60% старшеклассников называют сказку своим любимым литературным жанром и чаще всего спрашивают ее в школьной библиотеке. На вопрос «Что больше привлекает вас в сказках?» дети, не имеющие отклонений от норм интеллектуального и психического развития и их ровесники с ограниченными возможностями отвечали по-разному. В частности, ученики начальных классов средних школ акцентировали внимание на удивительных превращениях, захватывающих приключениях, волшебных трансформациях персонажей и самой сказочной ситуации, воспитанники коррекционных учебных заведений, живущие в большинстве случаев в неблагополучных социальных ус-

ловиях, проявляли повышенный интерес к эпизодам, в которых герои приходят на помощь друг другу, защищают слабых и обиженных, наказывают злодеев - словом, демонстрируют положительные человеческие качества, душевность доброту и сострадание, столь дефицитные в де-виантных семьях. Следовательно, в данном случае мы можем говорить об определенной психологической компенсации, возникающей у ребенка с ограниченными возможностями при чтении народной литературной сказки. В ряде исследований, посвященных теории и методике сказкотерапевтической психокоррекции (Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев, И. Н. Кольцова, А. М. Фирсова, А. А. Осипова), выделяются и другие не менее ценные функции сказки, значимые для организации сказкотерапии в детской библиотеке. К наиболее важным, с точки зрения педагогики детского чтения, необходимо отнести следующие:

- креативную функцию, или способность формировать, развивать, направлять творческое воображение, пробуждать эстетический потенциал ребенка, поскольку волшебный мир сказки, удивительные ситуации, в которые попадают герои, нереальные варианты развития событий, неосуществимые в повседневной жизни, заставляют преодолеть стереотипы мышления, актуализировать различные творческие способности юных читателей (музыкальные, актерские, режиссерские, литературные);

- функцию социализации, то есть приобщение подрастающего поколения к опыту человечества. Социализация, вероятно, наиболее древняя, изначально присущая любой сказке цель, ведь когда-то фольклорные произведения были единственными источниками жизненного опыта для детей, подростков, юношества. Да и в наше, казалось бы, перенасыщенное информацией время сказка не теряет своего социализирующего значения, поскольку интегрирует в личный опыт каждого человека опыт человечества, многократно отраженный в сказках народов мира;

- голографическую функцию сказки, проявляющуюся в ее способности отражать мировоззрение в трехмерном пространственном (высота, ширина, длина, макромир, микромир, небесный, земной, подземный миры; неживая природа, живая природа и человеческое общество) и временных измерениях (прошлое, настоящее, будущее). Отмеченные особенности содержания сказок, образующие их голографический аспект, включающий универсальность, целокупность, многомерную объемность, удивительным образом созвучны психическим особенностям юных читателей, которые ищут в сказке отражение своего внутреннего мира;

- педагогическую функцию сказки, реализующуюся в бесценных нравственных уроках, которые преподносит читателям даже самое небольшое по объему произведение сказочного жанра. С очень давнего времени сказка неизменно воспитывала в юных лучшие социальные и нравственные качества: доброту, способность к состраданию, альтруизм, мужество, самоотверженность, без компромиссно осуждая и беспощадно высмеивая глупость, жадность, тщеславие, жестокость. Не случайно в некоторых отечественных исследованиях сказкоте-рапию рассматривают как лечение мудростью. Однако необходимо отметить, что софиотерапия обращена, прежде всего, к интеллекту и апеллирует к разуму человека, сказкотерапия воздействует в основном на эмоциональную сферу личности;

- культурно-этническую функцию сказки, основанную на отражении в народных, отчасти и в литературных сказках традиций, обычаев, хозяйственно-бытового уклада, особенностей национальной психологии - словом, этнических проявлений, которые принято обозначать термином «менталитет».

- лексико-образную функцию сказки, отражающуюся в ее способности формировать языковую культуру подрастающей личности, развивать внутреннюю слухоречевую память ребенка. Ис-

следователи данной проблемы справедливо отмечают, что при чтении и слушании происходит индивидуальная интери-оризация вербально-знаковых форм сказок, а при их воспроизведении осуществляется развитие способностей к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры ребенка.

- реабилитационную функцию сказки и, разумеется, сказкотерапии, способствующую возникновению более оптимистического взгляда на жизнь и окружающие события, помогающую ребенку с ограниченными возможностями преодолеть слабость, нерешительность, неуверенность в своих силах. А. А. Осипо-ва, анализируя философский универсализм сказки, справедливо замечает: «В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек... Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы не происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают стать им умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает: все что, происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту» (2, с. 202).

- функцию сотворчества ребенка и взрослого, реализуемую в процессе чтения, обсуждения и творческой интерпретации произведения сказочного жанра

(2; 3).

Приемы работы со сказкой, составляющие основу сказкотерапевтической психокоррекции, хорошо известны творчески работающим библиотекарям: это и анализ, и пересказ, и сочинение так называемого «салата из сказок», и их творческая интерпретация в иллюстрации и драматизации, наконец, сочинений новых, оригинальных сказок. Однако, чтобы оказать максимальное психокор-рекционное воздействие на детей с ограниченными возможностями, библиотекарь должен соотносить свои усилия с интеллектуальными и психологическим состоянием читателей, модифицируя в соответствии с ним отмеченные выше

формы и приемы руководства чтением.

Перед началом сказкотерапевтичес-ких занятий библиотекарю необходимо проконсультироваться у школьного психолога, посоветоваться с ним относительно включения в индивидуальный план чтения своих подопечных того или иного произведения сказочного жанра, ведь очень часто воспитанники коррек-ционной школы, имеющие сложную структуру дефекта, отличаются психической неуравновешенностью, и чтение сказок может усугубить их состояние, способствовать психологической дестабилизации. Кроме того, руководителю чтения необходимо учитывать особенности воображения учеников коррекцион-ной школы, которое характеризуется подчас крайней бедностью образов, что обусловлено как особенностями интеллектуального и психического развития читателей, так и их небогатым социальным опытом.

Выше нами была отмечена характерная особенность восприятия произведений сказочного жанра детьми с ограниченными возможностями, которые прежде всего обращают внимание на проявления доброты и других достойных человеческих качеств героями сказок. На наш взгляд, руководителю чтения следует актуализировать этот момент в процессе осуществления сказкотерапии, расширяя тем самым сознание детей, способствуя возникновению у них позитивных социальных навыков.

Например, в процессе экспериментальной работы мы читали ученикам третьего класса коррекционной школы сказку А. А. Лопатиной «Добрый клевер». Героиня этой сказки - маленькая девочка, которая заблудилась, когда собирала маме букет на день рождения. И только доброта окружающего девочку мира: ветра, луга, цветов, травы, пчелы, помогает ей найти заветную тропинку и вернуться домой. Сказка А. А. Ло-патиной наполнена теплотой, гармонией, созиданием, она учит юных читателей быть внимательным к самому незаметному, на первый взгляд, созданию, чья

жизнь тесно связанна с жизнью каждого человека и всего человечества.

Чтобы донести до детей основную идею сказки, после чтения состоялось её обсуждение. Юным читателям были заданы следующие вопросы: «Какие травы, цветы, деревья кажутся вам добрыми?», «Как трава и цветы помогают людям?», «Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам помогали растения? Если, да то, как это происходило?»

Беседа с юными читателями показала: дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, которым на уровне обыденного сознания нередко приписываются душевная черствость и нравственная тупость, способны понимать доброту, они отзывчивы к ласке, благодарны за заботу, они рады проявлению позитивных социальных отношений как со стороны окружающих их взрослых и ровесников, так и со стороны героев любимых сказок, которые при правильной постановке педагогической работы и адекватной возможностям детей системы руководства чтением могут стать положительными примерами для читателей. Отвечая на вопросы, дети продемонстрировали психологическую открытость миру, способности к состраданию и пониманию состояния другого. Почти все травы, цветы, деревья, которые вспомнили юные читатели, кажутся им добрыми, приносящими пользу человеку. С помощью библиотекаря дети смогли интересно рассказать о том, как природа приходит на помощь людям. Вот наиболее характерные высказывания читателей: «Береза, крапива, липа-это лекарственные растения, отвар из них полезен, если заболеешь», «Ромашки, тюльпаны, розы очень красивые цветы, ими приятно любоваться, они создают у человека хорошее настроение», «Когда я болела ангиной, врач посоветовал полоскать горло настоем календулы, и боль быстро прошла».

Сказкотерапевтические занятия в начальных классах коррекционной школы проводились нами по модифицированной методике, предложенной

А. А. Лопатиной и М. Н. Скребцовой в работе «Скажи о буквах и словах». Данная методика позволяет интегрировать в процесс руководства чтением ребенка с ограниченными возможностями арт-те-рапевтические подходы к нравственно-эстетическому и социально-психологическому становлению личности, поскольку подразумевает, что осмысление сказки обязательно должно быть сопряжено с выполнением значительного количества знаний, помогающих раскрыть положительный потенциал детей. Например, после обсуждения сказки «Добрый клевер» детям было предложено сначала проиллюстрировать ее, а затем представить себя каким-либо цветком на лугу и рассказать о своей жизни. Характерно, что и в своих небольших рассказах дети сумели правильно расставить нравственный акцент, сосредоточили внимание на взаимоотношениях человека с окружающим его миром.

В процессе экспериментальной работы кроме сказок, включенных в школьную программу и составляющих круг внеклассного чтения, детям были предложены авторские сказки А. А. Лопати-ной и М. Н. Скребцовой, включенные в сборник «Сказки о буквах и словах». Кроме терапевтического и психокоррек-ционного эффекта, сказки этих авторов обладают и еще одним достоинством: они позволяют провести межпредметные связи между литературными занятиями и изучением русского языка, занятием изобразительным искусством, природоведением.

«Сказка про жука», наполненная серьёзными испытаниями, выпавшими на долю майского жука, оказавшегося в плену у безжалостных мальчишек, уча не унывать в тяжелых обстоятельствах и искать выход из самых трудных ситуаций, способствует активизации творческого воображения юных читателей: они много и охотно рассуждают, как повели бы себя на месте главного героя, как смогли бы сбежать от мальчишек и вернуться домой. В качестве творческого задания детям предлагалось нарисовать

на большом листе ватмана страну жуков: их домики, школу для маленьких жучков, больницу, театр, а затем нарисовать и рассказать сказку о том, как жук подружился с человеком и как они помогают друг другу.

Одной из задач сказкотерапевтичес-кой коррекции является оптимизация социально психологического состояния ребенка, формирование у него уверенности в своих силах, оптимистического взгляда на будущее, убежденности в том, что любые проблемы, осложняющие человеческую жизнь, могут быть успешно решены, поэтому в круг чтения детей с ограниченными возможностями необходимо включить сказки, герои которых добиваются цели, преодолевая препятствия, переживая лишения и испытания.

Сказкотерапевтическая коррекция также предоставляет значительные возможности для сотворческого взаимодействия библиотекаря с семьями, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями. Большинство родителей таких читателей ведут девиантный образ жизни и порой сознательно уклоняются от воспитания, однако небольшое число родителей, действительно озабоченных судьбой ребенка, предпринимают максимальные усилия для его всестороннего (в том числе и литературно-творческого) развития. С такими родителями библиотекарю необходимо установить сотворческие контакты, так как включение семьи в коррекционный процесс неизменно оптимизирует психическое состояние детей, помогает формированию их читательской активности, поскольку в ряде педагогических и дефектологических исследований справедливо отмечается, что для успеха коррекцион-ной работы, к которой, безусловно, можно отнести руководство чтением ребен-

ка с ограниченными возможностями, необходим оптимизм родителей, основанный на убежденности семьи в возможности раскрытия положительного потенциала в любом, даже самом бесперспективном с точки зрения медицины, ребенке.

Как мы убедились на собственном опыте, инсценирование сказки в равной степени любимо и юными читателями, и их родителями, и библиотекарями. При выборе произведений для инсценировки необходимо руководствоваться читательскими предпочтениями детей, принимая во внимание и материалы педагогических дневников. Так, совместными усилиями младших школьников, учителей, родителей, библиотекарей были инсценированы отрывки из сказок С. Я. Маршака, Дж. Родари, А. Линд-грен, Н. Н. Носова, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, русские народные сказки. Процесс подготовки спектакля: написание сценария, изготовление костюмов и декораций, был предельно демократичен: каждый желающий мог принять участие в организации постановки в качестве актера, режиссера, декоратора. Даже дети, которым учеба и творчество даются с большим трудом, с помощью родителей и библиотекаря исполняли небольшие роли, помогали делать декорации, шить костюмы. Зачастую в процессе подготовки спектакля и после его окончания родители признавались, что столь яркого проявления творческих способностей.

Сказкотерапия позволила добиться положительных изменений в психическом и читательском развитии детей. В частности, систематические занятия творческой деятельностью способствовали коррекции депрессивных состояний, помогали развитию памяти, речи, воображения юных читателей.

Примечания

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2003. - 652 с.

2. Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - М.: Сфера, 2000. - 512 с.

3. Сказка как источник творчества детей: [пособие для педагогов] / под ред. Ю. А. Лебедева. - М.: Владос, 2001. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.