Научная статья на тему 'Сказкотерапия как форма коррекционновоспитательной работы детской библиотеки'

Сказкотерапия как форма коррекционновоспитательной работы детской библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКОТЕРАПИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ФУНКЦИИ СКАЗКОТЕРАПИИ / ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА / CHILDREN'S LIBRARY / ЧИТАТЕЛИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / HANDICAPPED READERS / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETICAL EDUCATION / FAIRYTALE / FAIRYTALE-THERAPY / READING GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Елена Олеговна

Статья посвящена современным подходам к организации руководства чтением детей с ограниченными возможностями. В статье рассматриваются особенности организации сказкотерапевтических занятий в детских и школьных библиотеках. Особое внимание уделяется функциям сказкотерапии, реализация которых способствует социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to modern approach forms towards organizing the reading guidance for handicapped children, the most actual approach dealing with fairytale-therapy correction. In this framework the article examines the psychological-educational, social and moralaesthetical of folk and literary fairytales, also paying considerable attention to educational methods for organizing fairytale-therapy in children's and school libraries of Russia

Текст научной работы на тему «Сказкотерапия как форма коррекционновоспитательной работы детской библиотеки»

Е. О. Матвеева

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ФОРМА КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Статья посвящена современным подходам к организации руководства чтением детей с ограниченными возможностями. В статье рассматриваются особенности организации сказкотерапевтических занятий в детских и школьных библиотеках. Особое внимание уделяется функциям сказкотерапии, реализация которых способствует социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями. Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, реабилитация, функции сказкотерапии, детская библиотека, читатели с ограниченными возможностями, коррекция, эстетическое воспитание.

The article is dedicated to modern approach forms towards organizing the reading guidance for handicapped children, the most actual approach dealing with fairytale-therapy correction. In this framework the article examines the psychological-educational, social and moral-aesthetical of folk and literary fairytales, also paying considerable attention to educational methods for organizing fairytale-therapy in children's and school libraries of Russia. Keywords: fairytale, handicapped readers, fairytale-therapy, correction, rehabilitation, reading guidance, children's library, aesthetical education.

Современный подход к организации социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями предполагает осуществление не только медико-педагогических усилий, направленных на коррекцию недостатков его психологического развития, но и разнообразную культурологическую деятельность, способствующую раскрытию творческих задатков ребенка.

Эстетическое воспитание младших школьников, страдающих патологией психики и интеллекта, осуществляется сегодня усилиями различных социальных институтов. Среди них специализированные школы, коррекционные центры, а также детские библиотеки, с конца минувшего столетия активно ищущие инновационные формы руководства чтением детей с особыми потребностями. Именно в указанный исторический период, ознаменованный значительным интересом отечественного библиотековедческого сообщества к проблемы работы с читателями-инвалидами (достаточно вспомнить, что в это время были защищены докторские диссертации и изданы фундаментальные монографические исследования А. Е. Шапошникова, Г. П. Диянской, опубликованы научно значимые, основанные на многолетнем практическом опыте работы О. Л. Кабачек,

М. П. Коноваловой, В. С. Крейденко, а в Московском государственном университете культуры и искусств начинается преподавание дисциплин, раскрывающих методические основы библиотечного обслуживания инвалидов: «Коррекци-онно-воспитательная работа в детской библиотеке», «Библиотечная работа в коррекционном учебном заведении восьмого вида», «Библиотерапия», «Сказкотерапия», «Социокультурная и педагогическая деонтология», «Научное творчество Л. С. Выготского»), происходит становление реабилитационной функции отечественных детских библиотек и в рамках педагогики детского чтения выделяется новая отрасль - «Педагогика чтения детей с ограниченными возможностями», главными задачами которой становятся научное обоснование необходимости особого психолого-педагогического подхода к читателям-инвалидам, поиск оптимальных форм сотворчества библиотекаря с такими детьми и их ближайшим социальным окружением.

Термин «ребенок с ограниченными возможностями», в конце минувшего столетия пришедший на смену понятию «аномальные дети» и довольно часто встречающийся в современной дефектологической литературе, нуждается, на

наш взгляд, в определенном культурологическом уточнении. Следуя за Л. С. Выготским, мы должны отметить, что такие читатели ограничены только в физиологическом освоении мира. Л. С. Выготский еще в двадцатые годы прошлого века подчеркивал, что при невозможности дальнейшего органического развития возможности для культурного развития безграничны. В связи с этим заметим, что безграничный процесс культурного становления личности, о котором писал ученый, непременно подразумевает приобщение ребенка к книге, чтению, библиотеке. Размышляя о социальной компенсации дефекта, Л. С. Выготский справедливо отмечал: «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом» (1, с. 112).

Разнообразные психолого-педагогические, арт-терапевтические, искусствоведческие методики, которые библиотекари заимствуют из смежных областей гуманитарного знания и успешно интегрируют в практику руководства чтением, вне всякого сомнения, способствуют социальной компенсации дефекта, на необходимости которой настаивал Л. С. Выготский, и в конечном счете создают социально-психологические основы для социокультурной реабилитации юных читателей с ограниченными возможностями. К таким научно значимым и практически ценным методикам следует отнести сказкотерапию, обогащающую современную воспитательную практику многовековым опытом народной педагогики.

В настоящее время под сказкотера-пией понимают воздействие произведений сказочного жанра на интеллектуальную и эмоциональную сферу человека, способствующее совершенствованию взаимоотношений личности с окружающим ее социумом.

Не стоит доказывать, что сказка, уходящая корнями в национальный

фольклор и народную педагогику, обладает значительным духовно-нравственным и социальным потенциалом: она заставляет размышлять и выстраивать стратегию своего поведения, она убеждает, помогает найти выход из трудной ситуации, наконец, сказка врачует душу, помогает стабилизировать психическое состояние человека, поэтому можно с уверенностью констатировать: потенциал сказки выходит за рамки ее художественно-эстетической ценности. Сегодня, как и много столетий назад, народная и литературная сказка остается одним из важнейших, органичных внутренним потребностям и психологическим особенностям ребенка средств формирования подрастающей личности. Сказка является краеугольным камнем читательского развития и неизменно входит в ядро чтения дошкольника и младшего школьника. Исследования, проведенные факультетом информационных ресурсов МГУКИ в детских библиотеках России, показывают, что 90% дошкольников и 85% учеников начальных классов средней школы, отдают предпочтение произведениям сказочного жанра. В коррекционных учебных заведениях, для воспитанников которых в основном и проводятся сказкотерапев-тические занятия, эти цифры еще выше — 97% младших школьников, 80% учеников средних классов и далее 60% старшеклассников называют сказку своим любимым литературным жанром и чаще всего спрашивают ее в школьной библиотеке. На вопрос «Что больше привлекает вас в сказках?» дети, не имеющие отклонений от норм интеллектуального и психического развития и их ровесники с ограниченными возможностями отвечали по-разному. В частности, ученики начальных классов средних школ акцентировали внимание на удивительных превращениях, захватывающих приключениях, волшебных трансформациях персонажей и самой сказочной ситуации, воспитанники коррекционных учебных заведений, живущие в большинстве случаев в неблагополучных социальных ус-

ловиях, проявляли повышенный интерес к эпизодам, в которых герои приходят на помощь друг другу, защищают слабых и обиженных, наказывают злодеев - словом, демонстрируют положительные человеческие качества, душевность доброту и сострадание, столь дефицитные в де-виантных семьях. Следовательно, в данном случае мы можем говорить об определенной психологической компенсации, возникающей у ребенка с ограниченными возможностями при чтении народной литературной сказки. В ряде исследований, посвященных теории и методике сказкотерапевтической психокоррекции (Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев, И. Н. Кольцова, А. М. Фирсова, А. А. Осипова), выделяются и другие не менее ценные функции сказки, значимые для организации сказкотерапии в детской библиотеке. К наиболее важным, с точки зрения педагогики детского чтения, необходимо отнести следующие:

- креативную функцию, или способность формировать, развивать, направлять творческое воображение, пробуждать эстетический потенциал ребенка, поскольку волшебный мир сказки, удивительные ситуации, в которые попадают герои, нереальные варианты развития событий, неосуществимые в повседневной жизни, заставляют преодолеть стереотипы мышления, актуализировать различные творческие способности юных читателей (музыкальные, актерские, режиссерские, литературные);

- функцию социализации, то есть приобщение подрастающего поколения к опыту человечества. Социализация, вероятно, наиболее древняя, изначально присущая любой сказке цель, ведь когда-то фольклорные произведения были единственными источниками жизненного опыта для детей, подростков, юношества. Да и в наше, казалось бы, перенасыщенное информацией время сказка не теряет своего социализирующего значения, поскольку интегрирует в личный опыт каждого человека опыт человечества, многократно отраженный в сказках народов мира;

- голографическую функцию сказки, проявляющуюся в ее способности отражать мировоззрение в трехмерном пространственном (высота, ширина, длина, макромир, микромир, небесный, земной, подземный миры; неживая природа, живая природа и человеческое общество) и временных измерениях (прошлое, настоящее, будущее). Отмеченные особенности содержания сказок, образующие их голографический аспект, включающий универсальность, целокупность, многомерную объемность, удивительным образом созвучны психическим особенностям юных читателей, которые ищут в сказке отражение своего внутреннего мира;

- педагогическую функцию сказки, реализующуюся в бесценных нравственных уроках, которые преподносит читателям даже самое небольшое по объему произведение сказочного жанра. С очень давнего времени сказка неизменно воспитывала в юных лучшие социальные и нравственные качества: доброту, способность к состраданию, альтруизм, мужество, самоотверженность, без компромиссно осуждая и беспощадно высмеивая глупость, жадность, тщеславие, жестокость. Не случайно в некоторых отечественных исследованиях сказкоте-рапию рассматривают как лечение мудростью. Однако необходимо отметить, что софиотерапия обращена, прежде всего, к интеллекту и апеллирует к разуму человека, сказкотерапия воздействует в основном на эмоциональную сферу личности;

- культурно-этническую функцию сказки, основанную на отражении в народных, отчасти и в литературных сказках традиций, обычаев, хозяйственно-бытового уклада, особенностей национальной психологии - словом, этнических проявлений, которые принято обозначать термином «менталитет».

- лексико-образную функцию сказки, отражающуюся в ее способности формировать языковую культуру подрастающей личности, развивать внутреннюю слухоречевую память ребенка. Ис-

следователи данной проблемы справедливо отмечают, что при чтении и слушании происходит индивидуальная интери-оризация вербально-знаковых форм сказок, а при их воспроизведении осуществляется развитие способностей к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры ребенка.

- реабилитационную функцию сказки и, разумеется, сказкотерапии, способствующую возникновению более оптимистического взгляда на жизнь и окружающие события, помогающую ребенку с ограниченными возможностями преодолеть слабость, нерешительность, неуверенность в своих силах. А. А. Осипо-ва, анализируя философский универсализм сказки, справедливо замечает: «В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек... Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы не происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают стать им умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает: все что, происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту» (2, с. 202).

- функцию сотворчества ребенка и взрослого, реализуемую в процессе чтения, обсуждения и творческой интерпретации произведения сказочного жанра

(2; 3).

Приемы работы со сказкой, составляющие основу сказкотерапевтической психокоррекции, хорошо известны творчески работающим библиотекарям: это и анализ, и пересказ, и сочинение так называемого «салата из сказок», и их творческая интерпретация в иллюстрации и драматизации, наконец, сочинений новых, оригинальных сказок. Однако, чтобы оказать максимальное психокор-рекционное воздействие на детей с ограниченными возможностями, библиотекарь должен соотносить свои усилия с интеллектуальными и психологическим состоянием читателей, модифицируя в соответствии с ним отмеченные выше

формы и приемы руководства чтением.

Перед началом сказкотерапевтичес-ких занятий библиотекарю необходимо проконсультироваться у школьного психолога, посоветоваться с ним относительно включения в индивидуальный план чтения своих подопечных того или иного произведения сказочного жанра, ведь очень часто воспитанники коррек-ционной школы, имеющие сложную структуру дефекта, отличаются психической неуравновешенностью, и чтение сказок может усугубить их состояние, способствовать психологической дестабилизации. Кроме того, руководителю чтения необходимо учитывать особенности воображения учеников коррекцион-ной школы, которое характеризуется подчас крайней бедностью образов, что обусловлено как особенностями интеллектуального и психического развития читателей, так и их небогатым социальным опытом.

Выше нами была отмечена характерная особенность восприятия произведений сказочного жанра детьми с ограниченными возможностями, которые прежде всего обращают внимание на проявления доброты и других достойных человеческих качеств героями сказок. На наш взгляд, руководителю чтения следует актуализировать этот момент в процессе осуществления сказкотерапии, расширяя тем самым сознание детей, способствуя возникновению у них позитивных социальных навыков.

Например, в процессе экспериментальной работы мы читали ученикам третьего класса коррекционной школы сказку А. А. Лопатиной «Добрый клевер». Героиня этой сказки - маленькая девочка, которая заблудилась, когда собирала маме букет на день рождения. И только доброта окружающего девочку мира: ветра, луга, цветов, травы, пчелы, помогает ей найти заветную тропинку и вернуться домой. Сказка А. А. Ло-патиной наполнена теплотой, гармонией, созиданием, она учит юных читателей быть внимательным к самому незаметному, на первый взгляд, созданию, чья

жизнь тесно связанна с жизнью каждого человека и всего человечества.

Чтобы донести до детей основную идею сказки, после чтения состоялось её обсуждение. Юным читателям были заданы следующие вопросы: «Какие травы, цветы, деревья кажутся вам добрыми?», «Как трава и цветы помогают людям?», «Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам помогали растения? Если, да то, как это происходило?»

Беседа с юными читателями показала: дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, которым на уровне обыденного сознания нередко приписываются душевная черствость и нравственная тупость, способны понимать доброту, они отзывчивы к ласке, благодарны за заботу, они рады проявлению позитивных социальных отношений как со стороны окружающих их взрослых и ровесников, так и со стороны героев любимых сказок, которые при правильной постановке педагогической работы и адекватной возможностям детей системы руководства чтением могут стать положительными примерами для читателей. Отвечая на вопросы, дети продемонстрировали психологическую открытость миру, способности к состраданию и пониманию состояния другого. Почти все травы, цветы, деревья, которые вспомнили юные читатели, кажутся им добрыми, приносящими пользу человеку. С помощью библиотекаря дети смогли интересно рассказать о том, как природа приходит на помощь людям. Вот наиболее характерные высказывания читателей: «Береза, крапива, липа-это лекарственные растения, отвар из них полезен, если заболеешь», «Ромашки, тюльпаны, розы очень красивые цветы, ими приятно любоваться, они создают у человека хорошее настроение», «Когда я болела ангиной, врач посоветовал полоскать горло настоем календулы, и боль быстро прошла».

Сказкотерапевтические занятия в начальных классах коррекционной школы проводились нами по модифицированной методике, предложенной

А. А. Лопатиной и М. Н. Скребцовой в работе «Скажи о буквах и словах». Данная методика позволяет интегрировать в процесс руководства чтением ребенка с ограниченными возможностями арт-те-рапевтические подходы к нравственно-эстетическому и социально-психологическому становлению личности, поскольку подразумевает, что осмысление сказки обязательно должно быть сопряжено с выполнением значительного количества знаний, помогающих раскрыть положительный потенциал детей. Например, после обсуждения сказки «Добрый клевер» детям было предложено сначала проиллюстрировать ее, а затем представить себя каким-либо цветком на лугу и рассказать о своей жизни. Характерно, что и в своих небольших рассказах дети сумели правильно расставить нравственный акцент, сосредоточили внимание на взаимоотношениях человека с окружающим его миром.

В процессе экспериментальной работы кроме сказок, включенных в школьную программу и составляющих круг внеклассного чтения, детям были предложены авторские сказки А. А. Лопати-ной и М. Н. Скребцовой, включенные в сборник «Сказки о буквах и словах». Кроме терапевтического и психокоррек-ционного эффекта, сказки этих авторов обладают и еще одним достоинством: они позволяют провести межпредметные связи между литературными занятиями и изучением русского языка, занятием изобразительным искусством, природоведением.

«Сказка про жука», наполненная серьёзными испытаниями, выпавшими на долю майского жука, оказавшегося в плену у безжалостных мальчишек, уча не унывать в тяжелых обстоятельствах и искать выход из самых трудных ситуаций, способствует активизации творческого воображения юных читателей: они много и охотно рассуждают, как повели бы себя на месте главного героя, как смогли бы сбежать от мальчишек и вернуться домой. В качестве творческого задания детям предлагалось нарисовать

на большом листе ватмана страну жуков: их домики, школу для маленьких жучков, больницу, театр, а затем нарисовать и рассказать сказку о том, как жук подружился с человеком и как они помогают друг другу.

Одной из задач сказкотерапевтичес-кой коррекции является оптимизация социально психологического состояния ребенка, формирование у него уверенности в своих силах, оптимистического взгляда на будущее, убежденности в том, что любые проблемы, осложняющие человеческую жизнь, могут быть успешно решены, поэтому в круг чтения детей с ограниченными возможностями необходимо включить сказки, герои которых добиваются цели, преодолевая препятствия, переживая лишения и испытания.

Сказкотерапевтическая коррекция также предоставляет значительные возможности для сотворческого взаимодействия библиотекаря с семьями, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями. Большинство родителей таких читателей ведут девиантный образ жизни и порой сознательно уклоняются от воспитания, однако небольшое число родителей, действительно озабоченных судьбой ребенка, предпринимают максимальные усилия для его всестороннего (в том числе и литературно-творческого) развития. С такими родителями библиотекарю необходимо установить сотворческие контакты, так как включение семьи в коррекционный процесс неизменно оптимизирует психическое состояние детей, помогает формированию их читательской активности, поскольку в ряде педагогических и дефектологических исследований справедливо отмечается, что для успеха коррекцион-ной работы, к которой, безусловно, можно отнести руководство чтением ребен-

ка с ограниченными возможностями, необходим оптимизм родителей, основанный на убежденности семьи в возможности раскрытия положительного потенциала в любом, даже самом бесперспективном с точки зрения медицины, ребенке.

Как мы убедились на собственном опыте, инсценирование сказки в равной степени любимо и юными читателями, и их родителями, и библиотекарями. При выборе произведений для инсценировки необходимо руководствоваться читательскими предпочтениями детей, принимая во внимание и материалы педагогических дневников. Так, совместными усилиями младших школьников, учителей, родителей, библиотекарей были инсценированы отрывки из сказок С. Я. Маршака, Дж. Родари, А. Линд-грен, Н. Н. Носова, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, русские народные сказки. Процесс подготовки спектакля: написание сценария, изготовление костюмов и декораций, был предельно демократичен: каждый желающий мог принять участие в организации постановки в качестве актера, режиссера, декоратора. Даже дети, которым учеба и творчество даются с большим трудом, с помощью родителей и библиотекаря исполняли небольшие роли, помогали делать декорации, шить костюмы. Зачастую в процессе подготовки спектакля и после его окончания родители признавались, что столь яркого проявления творческих способностей.

Сказкотерапия позволила добиться положительных изменений в психическом и читательском развитии детей. В частности, систематические занятия творческой деятельностью способствовали коррекции депрессивных состояний, помогали развитию памяти, речи, воображения юных читателей.

Примечания

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2003. - 652 с.

2. Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - М.: Сфера, 2000. - 512 с.

3. Сказка как источник творчества детей: [пособие для педагогов] / под ред. Ю. А. Лебедева. - М.: Владос, 2001. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.