Научная статья на тему 'Круг чтения ребенка с ограниченными возможностями: психолого-педагогический и социальный аспект'

Круг чтения ребенка с ограниченными возможностями: психолого-педагогический и социальный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LIBRARY SERVICE FOR HANDICAPPED PEOPLE / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / КРУГ ЧТЕНИЯ / READING GUIDANCE / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETICAL EDUCATION / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / CHILDREN'S LIBRARY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА / LIBRARIANSHIP / HANDICAPPED READERS / CORRECTION / REHABILITATION / REHABILITATION PROBLEMS OF LIBRARIES / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Елена Олеговна

Статья посвящена проблеме приобщения к чтению детей с ограниченными возможностями учеников коррекционных школ. В статье проанализированы критерии включения произведений классической и современной детской литературы в круг чтения ребенка с ограниченными возможностями. Особое внимание при этом уделяется дефектологической специфике руководства чтением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the problem service in Russian libraries considering the handicapped readers. In this framework the libraries' rehabilitation problems, the solution of which helps the social, moral and aesthetical formation of a handicapped reader, are dealt with paying considerable attention to special form of reading guidance for handicapped children.

Текст научной работы на тему «Круг чтения ребенка с ограниченными возможностями: психолого-педагогический и социальный аспект»

КРУГ ЧТЕНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Е. О. Матвеева

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена проблеме приобщения к чтению детей с ограниченными возможностями - учеников коррекционных школ. В статье проанализированы критерии включения произведений классической и современной детской литературы в круг чтения ребенка с ограниченными возможностями. Особое внимание при этом уделяется дефектологической специфике руководства чтением.

Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, ребенок с ограниченными возможностями, круг чтения, нравственно-эстетическое воспитание, детская литература, социализация, коррекционная школа.

The article is dedicated to the problem service in Russian libraries considering the handicapped readers. In this framework the libraries' rehabilitation problems, the solution of which helps the social, moral and aesthetical formation of a handicapped reader, are dealt with paying considerable attention to special form of reading guidance for handicapped children.

Keywords: librarianship, handicapped readers, correction, rehabilitation, reading guidance, children's library, aesthetical education, rehabilitation problems of libraries, library service for handicapped people, socio-cultural rehabilitation.

Проблема социокультурной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями находится сегодня в центре исследовательского внимания представителей различных отраслей гуманитарного знания: дефектологов, патопсихологов, педагогов, библиотековедов. Многоаспектный подход к изучению основных направлений интеграции воспитанников коррекционных учебных заведений в общество обусловлен социальной значимостью данного вопроса и невозможностью автономного решения указанной задачи усилиями одного социального института и исследователей, работающих в рамках одного научного направления. Практика коррекционно-воспи-тательной работы показывает: будущее за комплексными исследованиями, позволяющи-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

1 (39) январь-февраль 2011 180-185

ми актуализировать ключевые аспекты становления личности особого ребенка при условии рассмотрения их диалектической взаимосвязи с отношением общества к проблеме инвалидности, социальной ситуацией развития ученика коррекционной школы, характером компенсаторного обучения, системой социальной защиты людей с ограниченными возможностями, наконец - с уровнем развития культуры, включенности театров, музеев, библиотек в процесс реабилитации ребенка-инвалида. Последний аспект представляется чрезвычайно важным, поскольку культурное развитие личности предоставляет широкие возможности социальной компенсации дефекта, преодоления чувства социальной мало-ценности, которое характеризует, по словам

Образование в сфере культуры 181

Л.С. Выготского, внутренний мир ребенка-инвалида, его отношение к людям и явлениям окружающей действительности. Среди учреждений культуры, причастных к интеллектуальному, морально ответственному, эстетическому становлению наших соотечественников с ограниченными возможностями, особое значение имеет деятельность детских библиотек, так как читательское развитие, заметно влияющее на формирование психики, во многом определяет характер социализации личности, а в случае с ребенком, имеющим ограниченные возможности психофизиологического освоения социума, заметно влияет на процесс его социокультурной реабилитации.

Дети, обучающиеся в коррекционной школе восьмого вида (вспомогательном учебном заведении) и имеющие ограниченные интеллектуальные возможности, в силу различных обстоятельств поздно входят в мир книжной культуры и нуждаются в особых методах руководства чтением. В связи с этим необходимо обозначать принципы формирования круга чтения учеников младших классов кор-рекционной школы восьмого вида, поскольку период начального обучения является внешним, когда педагоги, родители, библиотекари закладывают краеугольный камень читательского развития своих подопечных.

О значении книги для духовно-нравственного формирования и гражданского становления ребенка за многовековую историю отечественной педагогики детского чтения написаны десятки тысяч учебных пособий. Выдающие мыслители, педагоги, психологи от Н.А. Новикова до В.Г. Белинского, от Л.Н. Толстого до Л.С. Выготского, от К.Д. Ушин-ского до Ю.П. Азарова единодушны во мнении: книга, прочитанная в первые годы жизни, во многом определяет весь последующий путь человека, влияет на его мечты, надежды, стремления.

Чтение как важнейший вид духовной деятельности, разумеется, не сводится лишь к умению читать. Выдающийся педагог XX столетия В.А. Сухомлинский, рассуждая о литературном развитии своих воспитанников,

справедливо подчеркивал: «Ребенок может читать бегло, безошибочно, но книга - это часто бывает - не стала для него той тропинкой, которая ведет к вершине умственного, нравственного и эстетического развития. Уметь читать - это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик читает, в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (3, с. 199).

Сказанное В.А. Сухомлинским можно с полным основанием отнести к руководству чтением ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями: социализирующая функция книги, выделенная им, является одним из ведущих критериев ее психолого-педагогической ценности, показателем ее значимости для реабилитации юных читателей.

Итак, мы можем сказать, что социализирующее значение книги является отправной точкой педагогических поисков библиотекаря, формирующего круг чтения ученика начальных классов коррекционного учебного заведения восьмого вида. На этом моменте необходимо остановиться более подробно.

В научной литературе есть десятки подходов к определению понятия «социализация», по разному трактующих его содержание и суть. На наш взгляд, для педагогики детского чтения и практики организации библиотечной работы с подрастающим поколением особое значение имеет представление о социализации как интериоризации, или присвоении ребенком культуры, «врастании» его в культуру (Л.С. Выготский).

В настоящее время педагоги, социологи, библиотекари правомерно и обоснованно бьют тревогу, отмечая слабую читательскую активность, отсутствие устойчивых читательских интересов у детей, подростков, юношества.

В случае с воспитанниками коррекцион-ной школы разница между кругом чтения, сформированным в дошкольный период, и педагогическими требованиями к нему заметно

разнится. Остановимся на этом моменте подробно.

Статистика свидетельствует: более 80% учеников коррекционной школы воспитывается в неблагополучных семьях и с первых дней жизни испытывают на себе проявления деви-антного, антиобщественного поведения ближайшего социального окружения и прежде всего, конечно, родителей, которые злоупотребляют алкогольными напитками, ведут паразитический образ жизни, уклоняются от воспитания детей, перепоручив эту миссию школе и органам социальной опеки. Такие родители, как правило, почти не озабочены культурным развитием детей и не осознают, что для успешной социализации интеллектуального неполноценного ребенка следует приложить гораздо больше усилий, чем в случае с его успешно развивающимся ровесником. В частности, исследование особенностей читательского развития учеников начальных классов коррекционных школ, проведенное на факультете информационных ресурсов Московского государственного университета культуры и искусства, показало, что среднее количество детских книг в домашних библиотеках учеников не превышает 10-15 названий, при этом они куплены случайно (если не подарены) и подчас не снимаются с полки ни родителями, ни самими детьми. Опрос детей позволил установить, что большинству из них (от 70% до 90%) родители никогда не читают вслух и не интересуются их обязательным и внеклассным чтением. В подобных семьях в детские руки весьма часто попадает издательская продукция (литературой ее назвать трудно), не имеющая ничего общего с задачами воспитания, создающая превратное представление о характере, человеческих отношений: это детективы и любовные романы, примитивные и развлекательные издания, комиксы. Следовательно, не видя положительных примеров социального поведения в семье, ребенок не может почерпнуть их из книг, находящихся в родительском доме. Отсюда очевидна задача школьного библиотекаря: сформировать круг чтения, компенсирующий недостат-

ки воспитания, знакомящим с нормами морали и нравственности, дающий позитивные образцы социально одобряемого поведения. Педагогический подход к руководству чтением, отраженный в вопросе «Чему учит книга?», вполне справедливо критикуемый за дидактизм и формальный подход к освоению произведения искусства слова нормально развивающимся ребенком, не кажется нам таким уж нарочитым и неэффективным в ситуации с учениками коррекционной школы. Нейтрализуя негативное влияние ближайшего социального окружения и вопиющие пороки воспитания, круг чтения ученика вспомогательной школы, книги, рекомендуемые библиотекарями и педагогами детям, должны противопоставить милосердие жестокости, трудолюбие лени, доброту и альтруизм озлобленной ненависти и эгоизму, наконец, они должны воспитывать стремление к самореализации в делах и поступках, достойных человека. Разумеется, программа по литературе, которой руководствуются наставники, включает немало произведений, отвечающих данным требованиям: это и фольклорное наследие, и признанная классика детской литературы, созданная в советский период ее развития: стихотворения, рассказы, сказки К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Б.В. Заходера, И.П. Токмаковой, Н.Н. Носова. К сожалению, произведения современных отечественных авторов, уже получившие признание, отмеченные критикой и педагогической общественностью, в этой программе практически не представлены. Попытаемся ликвидировать данный пробел хотя бы в рамках данной статьи.

Начиная с 2005 года в Москве проводиться Международный конкурс детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого. Произведения лауреатов конкурса, объединенные в тематические сборники, поступают затем в детские библиотеки России. Далее остановимся более подробно на творчестве отдельных авторов и произведениях, способных оказать позитивное воздействие на ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями,

Образование в сфере культуры 183

способствуя тем самым его социализации.

Поэзия Ирины Дружаевой дает детям бесценные уроки доброты, милосердия и гуманизма, помогает понять, что чужого горя, чужой беды не бывает, осознать, что все люди должны любить друг друга и помогать друг другу. Именно так поступил, например, герой стихотворения «Чужая старушка», который, в отличие от своих друзей, не «пробежал прытко» мимо чужой старушки, потерявшей сознание на улице, а проводил ее домой и стал настоящим другом пожилого одинокого человека. Стихотворения Ирины Дружаевой злободневны, остро социальны, поскольку многие из них посвящены важнейшей проблеме чуткого внимания и благодарной заботы младших членов семьи о бабушках и дедушках, их чтение может стать поводом для серьезного разговора о морально-нравственных аспектах человеческого поведения.

Столь же глубока, серьезна и значима для социализации ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями поэзия Татьяны Агибаловой, сквозная тема которой семейные взаимоотношения ребенка, его психологическое самочувствие в ближайшем социальном окружении. Выше уже было отмечено, что семейное воспитание многих учеников коррекционной школы восьмого вида носит антисоциальный характер и в ряде случаев препятствует реабилитационной работе, поэтому так важно, чтобы искусство (в первую очередь, конечно, художественная литература, к которой пытаются приобщить ребенка учителя и библиотекари), утверждало позитивные идеи, вызывало бы закономерное стремление претворить их в жизнь. Например, герой стихотворения «Сделай сам» озабочен не только тем, чтобы получить удовольствие от новой книжки-игрушки, но и тем, как помочь маме с бабушкой, застелив постель, расставив по местам разбросанные игрушки, помыв за собой пол. В доступной для понимания детей с ограниченными интеллектуальными возможностями форме стихотворения Татьяны Агибаловой позволяют поговорить об обязанностях членов семьи, о необходимости

ежедневно трудиться, деятельно помогая своим близким.

Прозаические произведения лауреатов конкурса, утверждающие идеи созидания, милосердия и гуманизма, также могут расширить круг чтения ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями, обогатить его читательскую биографию и социальный опыт. К таким сказкам и рассказам следует отнести произведения Ольги Гарнат, Гули Риф, Леонида Сергеева, Олега Трушина (2).

Детям, многие из которых с рождения оказались заложниками жестокости как собственных родителей, так и окружающего мира, зачастую с презрением отвергающего их, необходимо объяснять: зло способно породит только разрушение, человек, наполненный ненавистью к людям, воспринимающий их как врагов, никогда не почувствует себя счастливым и неизменно будет обречен на одиночество. Книги отмеченных авторов, помогают утверждению этой благородной идеи.

Итак, первым критерием включения книги в круг чтения ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями необходимо признать наличие в ней позитивных социальных идей, которые в доступной форме могут быть донесены до воспитанника коррекционного учебного заведения и способствовать его успешной интеграции в общество. Иными словами, речь идет о социально-психологическом аспекте читательской деятельности, но не менее важен и ее интеллектуальный аспект.

Известно, что некоторые психологические особенности: слабое развитие памяти, внимания, мышления, косное воображение и другие дефекты, позволяющие сделать вывод об интеллектуальной неполноценности ребенка, препятствуют успешной учебе, замедляют процесс читательского становления подрастающей личности. Следовательно, необходимо установить межпредметные связи между изучением литературы и другими дисциплинами, проводить библиотечные уроки таким образом, чтобы психологическое освоение произ-

ведения искусства слова способствовало бы интеллектуальному развитию. Из сказанного можно сделать закономерный вывод: произведения, включенные в круг чтения воспитанника коррекционной школы восьмого вида, должны быть ориентированы на достаточно узкую, но все же существующую зону ближайшего развития ребенка и по мере возможностей расширять ее. Разумеется, современная детская литература и педагогика детского чтения предлагают немало методик развивающего чтения, которые в модифицированном виде могут быть использованы в библиотечной работе с детьми, имеющими определенные интеллектуальные проблемы. Хочется обратить внимание библиотекарей на серию методических пособий А. Лопатиной и М. Скребцовой, посвященных духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, и особенно на шестую книгу цикла «Сказки о буквах и словах», которая вышла в издательстве «Русский раритет» в 1999 году (1).

Когда-то уже упомянутый нами замечательный педагог, тонкий знаток детской души В.А. Сухомлинский советовал наставникам: «Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей ярким захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его сердца. Обучение грамоте надо тесно связывать с рисованием, игрой и постижением красоты мира» (3, с. 64).

Художественные произведения М. Скреб-цовой и А. Лопатиной вместе с заданиями к ним (разумеется, в случае с учениками кор-рекционной школы в модифицированном варианте) помогают освоить алфавит, способствуют развитию речевой деятельности учеников начальных классов. Для понимания идейного смысла сказок важно, что каждый их герой наделен определенными чертами характера, он совершает поступки, создающие возможность для его одобрения или порицания, что позволяет вновь сделать акцент на нравственной стороне человеческих взаимо-

отношений.

Изучению каждой буквы предшествует большая словарная работа: детям предлагается назвать самые важные, с их точки зрения, слова, начинающиеся с конкретной буквы, а затем им предлагается прослушать и обсудить сказки, помогающие запомнить эти слова. Например, изучению буквы «В» помогают три сказки М. Скребцовой «Волшебные очки», «Сказка про веточку вербы», «Сказка о верности», интеллектуальное и психологическое освоение которых требует выполнения ряда заданий. Так, детям предлагается подумать, что случиться, если люди перестанут дружить с природой, поразмышлять, какой бы стала Земля, если бы каждый человек в течение своей жизни сажал бы по сто деревьев, рассказать о своей дружбе с каким-нибудь человеком или животным.

Читая сказки М. Скребцовой и А. Лопа-тиной, который действительно отвечают внутренней потребности подрастающего человека осваивать мир вокруг и утверждаться в нем, даже самые отсталые в интеллектуальном плане дети пытаются рассуждать, стремятся поделиться своим мнением с библиотекарем.

Следующим важнейшим критерием включения книги в круг чтения ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями является ее эстетический потенциал, иными словами, способность активизации творческих задатков читателя, что так необходимо для социокультурной реабилитации ребенка-инвалида. Более полувека назад, размышляя о читательском развитии своих учеников, В.А. Сухомлинский писал: «Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребенка. Основа развития речи и мышления - это и "путешествия" к живому источнику мысли, эмоционально-эстетическая окраска слова, которая становится понятной благодаря умению чувствовать красоту речи, и художественные богатства, воплощенные в книгах» (2, с. 199).

Исследованиями отечественных дефекто-

Образование в сфере культуры 185

логов и психологов доказано благотворное влияние эстетической деятельности, художественного творчества на психическое состояние и социальное становление ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями: художественное творчество, способствуя коррекции недостатков внимания, памяти, воображения, одновременно помогает формированию позитивных социальных навыков, прежде всего навыка взаимодействия с окружающим миром.

Какая книга способна в наибольшей степени активизировать эстетические возможности ученика коррекционной школы? На наш взгляд, это должно быть произведение, наполненное яркими образами, вызывающими желание размышлять о судьбах литературных героев и соотносить перипетии их судьбы со своей жизнью. Книга, оказывающая эстетизирующее влияние на ребенка, непременно вызывает у него стремление проявить себя творчески: проиллюстрировать прочитанное, придумать продолжение авторского текста, инсценировать его.

В педагогике детского чтения прочно утвердилось мнение, что наибольшее эстетизирующее влияние на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста оказывает сказка, счастливо совпадающая со строем духовной жизни подрастающей личности, с интересом юных читателей ко всему таинственному, загадочному, неопознанному.

Современные исследования показывают: сказка неизменно входит в ядро чтения как благополучно развивающегося ребенка млад-

шего школьного возраста, так и его ровесника с ограниченными интеллектуальными возможностями. Библиотекари коррекционных школ чаще всего предлагают своим подопечным русские народные сказки с несложным сюжетом и небольшим количеством действующих лиц: детям хорошо знакомы сказки «Колобок», «Репка», «Журавль и лиса». Полагаем, что руководитель чтения может познакомить своих подопечных и со сказками современных авторов И. В. Лангуевой-Репье-вой, Л. Думцевой, С. Чулковой, С. Георгиева, М. Скребцовой, А. Лопатиной.

Разумеется эстетическое освоение и народной, и современной сказки предполагает большую со-творческую работу ребенка и руководителя чтения. Методика проведения таких занятий представлена в книге А. Лопати-ной и М. Скребцовой «Сказка о буквах и словах». В частности, творческое осмысление сказки М. Скребцовой «Девочка и трамвай» предполагает выполнение следующих заданий: детям необходимо придумать и нарисовать историю о том, как однажды девочка заболела и смогла выздороветь только тогда, когда к ней приехал ее друг - маленький трамвайчик, а также нарисовать семью маленького трамвайчика.

Формирование круга чтения ученика начальных классов коррекционной школы восьмого вида является важнейшей педагогической задачей, верное решение которой не только способствует интеллектуальному развитию ребенка, но и помогает его социокультурной реабилитации.

Примечания

1. Лопатина А. Н. Сказки о буквах и словах: Книга для занятий по духовному воспитанию / А.Н. Лопатина, М.А. Скребцова. - М.: Русский раритет, 1999. - 576 с.

2. Пятьдесят писателей: [сборник произведений победителей Первого и Второго Международного конкурса им. А. Н. Толстого]. - М.: Российский писатель, 2008. - Т. 2. - 544 с.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1984. - 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.