Научная статья на тему 'Психолого-педагогические принципы сотрудничества библиотекаря с родителями учеников коррекционной школы'

Психолого-педагогические принципы сотрудничества библиотекаря с родителями учеников коррекционной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОРРЕКЦИОННЫЕ ШКОЛЫ ВОСЬМОГО ТИПА / ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ / РУКОВОДСТВО ЧТЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Елена Олеговна

В статье речь идет о принципах психолого-педагогической работы библиотекаря с родителями детей с ограниченными возможностями психофизиологического освоения окружающей действительности, которые позволят создать педагогическую систему их социокультурной реабилитации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические принципы сотрудничества библиотекаря с родителями учеников коррекционной школы»

 БИБЛИОТЕЧНО-

ИНФОРМАЦИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Е. О. Матвеева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА БИБЛИОТЕКАРЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

В статье речь идет о принципах психолого-педагогической работы библиотекаря с родителями детей с ограниченными возможностями психофизиологического освоения окружающей действительности, которые позволят создать педагогическую систему их социокультурной реабилитации. Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, сотрудничество, коррекционные школы восьмого типа, принципы работы, руководство чтением.

На сегодняшний день в России насчитывается около двух миллионов детей-инвалидов, страдающих различными отклонениями от норм психофизиологического развития и обучающихся почти в двух тысячах специальных школ восьми видов. Все эти дети являются читателями школьных библиотек, кроме того, многие из них самостоятельно или с помощью родителей посещают и массовые детские библиотеки. Тенденции развития нашего общества таковы, что таких детей с каждым годом появляется на свет все больше. Из сказанного очевидна необходимость разработки особых методологических подходов, позволяющих создать педагогическую систему социокультурной реабилитации юных читателей с ограниченными возможностями психофизиологического освоения окружающей действительности.

В настоящее время в отечественном дефектологическом библиотековедении выделяют следующие основные группы читателей-инвалидов: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с задержкой психического развития, дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, дети с ограниченной мобильностью, страдающие от поражений опорно-двигательной системы.

На протяжении десяти лет (с 1999 по 2009 год) в Московском государственном университете культуры и искусств проводилось комплексное исследование факторов, закономерностей и особенностей читательского развития учеников вспомогательных школ, которое помог-

ло установить достоинства и недостатки современной практики и руководства чтением ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями, определить перспективы развития школьной библиотеки коррекционного учебного заведения.

Руководство чтением ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями неизменно сопряжено со значительными трудностями, обусловленными всем ходом психического развития его личности, особенностями его взаимоотношений с ближайшим социальным окружением и в первую очередь, конечно, с родителями.

Исследованиями отечественных де-фектологов, педагогов и психологов (Г. М. Ильиной, А. Р. Маллера, Н. Ф. Дементьевой) доказана значимость семейного воспитания для интеллектуального развития и успешной интеграции детей, страдающих данной патологией развития, в социум. Однако почти все исследователи данной проблемы отмечают, что большинство учеников коррекцион-ной школы восьмого вида (до 80%) с рождения живет в неблагоприятных социальных условиях и воспитывается в семьях, отличающих девиантным поведением. Таким образом, мы можем констатировать противоречие между огромным значением участия родителей в социокультурной реабилитации ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями и практически полным самоустранением большинства из них из воспитательного процесса, между необ-

ходимостью творческого взаимодействия библиотеки коррекционного заведения с различными социальными институтами, способствующими нравственно-эстетическому и творческому развитию юных читателей, и отсутствием у многих семей стремления к такого рода позитивным контактам.

Однако в ряде случаев социальная замкнутость родителей, их нежелание устанавливать контакты с кем-либо помимо педагога, обусловлена не девиант-ным образом жизни и негативными установками, а скорее эмоциональным состоянием, характеризующим психологическую реакцию родителей на появление в семье ребёнка с интеллектуальной патологией и его определение в коррекци-онную школу. Таким родителям может и должен помочь детский библиотекарь.

Целенаправленные, педагогически планируемые и психологически точные усилия руководителя чтения способствуют в конечном счете социокультурной реабилитации и самих юных читателей, и их родителей, которые вместе с детьми встают, по точному замечанию Л. С. Выготского, на затрудненную социальную позицию и испытывают чувство «социальной малозначимости».

Важнейшим принципом, определяющим взаимодействие школьного библиотекаря с семьями юных читателей, должен стать гуманистический подход, подразумевающий, что библиотекарь готов поддержать человеческое достоинство родителей своих подопечных, понять их проблемы и по мере возможностей способствовать их разрешению. Практика коррекционно-воспита-тельной работы во вспомогательной школе показывает, что очень часто родители приходят в библиотеку не только за книгами для детей, но прежде всего, чтобы услышать слова сочувствия, понимания, обрести поддержку и надежду. Успех руководства чтением, включение родителей в процесс социокультурной реабилитации во многом зависит от неформальных контактов с библиотека-

рем. Если эти контакты были наполнены душевным теплом, человеческим участием, мудрым пониманием ситуации, сложившейся в семье, то библиотекарь вправе рассчитывать на внимание и интерес родителей к деятельности по руководству чтением и прогнозировать определенное участие родителей в ней.

Вторым психолого-педагогическим принципом, определяющим стратегию сотворческого взаимодействия руководителя чтения с родителями, является непременное соблюдение библиотекарем этических норм, исключающее как акцентирование внимания родителей на болезненных проявлениях социально-психологического состояния детей, так и нарочито жалостливое, сердобольное отношение к ребёнку. Категорически недопустимо, говоря о перспективах читательского формирования детей, употреблять термины, некорректные с точки зрения культурологии и педагогики, хотя вполне уместно употребляемые в дефектологических и медицинских работах. Не стоит доказывать, что термины «олигофрения», «умственная отсталость», «дебилизм», используя которые библиотекарь стремиться продемонстрировать свою дефектологическую подготовку и осведомленность об особенностях патологии читателей, больно ранят сердце родителей. Руководитель чтения должен опираться на положительный потенциал, который есть даже в самом отсталом и на первый взгляд самом бесперспективном ребёнке и всей своей деятельностью утверждать возможность его культурного развития, социальной компенсации дефекта.

Разумеется, библиотекарь никогда не сможет добиться позитивного взаимодействия с семьями своих подопечных, если не будет анализировать ситуацию взаимодействия ребёнка с его ближайшим социальным окружением, иными словами, если он не проанализирует социально-экономический и культурный уровень родителей, их педагогический потенциал, особенности и характер вос-

питания детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Ведь даже в семьях, заинтересованных в оптимизации психического состояния ребенка, в его интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии, нередко складывается нездоровая, с педагогической точки зрения, обстановка: зачастую родители считают своим долгом постоянную опеку ребёнка и ограждение его от малейших трудностей, в том числе и от усилий, сопряженных с психологическим освоением части художественной литературы (как и входящей в школьную программу, так и предлагаемую библиотекарем или самостоятельно выбираемую юным читателем). В этом случае библиотекарю необходимо, выступая на классных собраниях или, проводя индивидуальные консультации родителей, ориентировать их на небольшую, достаточно узкую, но тем не менее существенную зону ближайшего развития ребёнка, доказывая возможность, желательность и необходимость чтения произведений, которые на данный момент могут немного опережать уровень актуального развития юного читателя.

Некоторые родители детей с ограниченными интеллектуальными возможностями проявляют пристальный интерес к проблемам дефектологии, патопсихологии, библиотерапии, отсюда очевиден следующий принцип психолого-педагогического взаимодействия библиотекаря с семьёй: учёт педагогических интересов родителей при комплектовании фонда и постоянное знакомство их с новыми изданиями соответствующего характера.

Известно, что фонд библиотеки кор-рекционного учебного заведения восьмого вида состоит из нескольких частей: первая часть наиболее значительная — это учебники и учебные пособия для детей, вторая - детская художественная литература, наконец, третья часть фонда - это методические пособия, посвященные различным аспектам кор-рекционно-воспитательной практики. На наш взгляд, часть таких пособий мог-

ла бы поступать в фонд непосредственно по заявкам родителей, среди которых встречаются даже специалисты в области дефектологии, получившие профильное образование после появления в семье ребёнка с проблемами в развитии. Формы работы с методической литературой могут быть разными: это и выставки, и обзоры на родительских собраниях, и составление тематических библиографических указателей. Главное при этом, чтобы у родителей появлялся устойчивый интерес к деятельности библиотеки, стремление помогать руководителю чтения в его начинаниях.

Следующим принципом, определяющим стратегию сотрудничества руководителя чтения и семьи, является оптимистический подход библиотекаря к перспективе читательского развития ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями, умение найти положительный потенциал в каждом читателе. Поясним свою мысль: конечно, интеллектуальная недостаточность является серьёзным пороком, препятствующим нормальному освоению деятельности, разумеется, ни педагогам, ни врачам, ни, тем более, библиотекарям не по силам превратить воспитанника вспомогательной школы в человека с высоким уровнем интеллекта, тем не менее, руководство чтением, свободное от иногда слишком заформализованных рамок школьной дидактики, оставляет большой простор для творческого проявления личности юного читателя, то есть для социальной компенсации дефекта. Если библиотекарь верит в ребёнка, то ему несложно будет определить позитивные его возможности и рассказать о них родителям, так нуждающимся в психологической поддержке и оптимистических свидетельствах. Речь в данном случае не идет о лжи, лицемерии или заведомом приукрашивании ситуации, речь идет о кропотливой психолого-педагогической работе, помогающей руководителю чтения найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрыть потенциал

читателя и наглядно продемонстрировать его ближайшему социальному окружению.

Сказанное со всей очевидностью определяет следующий значимый момент взаимодействия библиотекаря и семьи, а именно — деятельностный подход к организации коррекционно-воспитательной работы. Одна из главных задач библиотекаря, решение которой служит ключевым индикатором успешности его деятельности — это вовлечение семьи в процесс активного руководства чтением ребенка. К наиболее популярным формам такого участия можно отнести совместное с родителями проведение литературных игр, литературных экскурсий, инсценировок любимых детьми произведений. Последняя форма работы, на наш взгляд, наиболее результативна и не раз доказывала нам свою психологическую эффективность: совместная работа над спектаклем не только интеллектуально и эстетически развивает детей, но и эмоционально сближает семью, позволяет детям и родителям увидеть друг друга в новом, неожиданном и необычном ракурсе.

Среди важнейших принципов работы библиотекаря с семьей ребёнка, отличающегося интеллектуальной патологией, необходимо выделить принцип приоритета каузальной(причинной)коррекции над коррекцией симптоматического типа. Известно, что такая коррекция призвана устранить источники и причины отклонений, она более длительна по времени, однако эффективнее коррекции симптоматической, поскольку предполагает глубокий анализ причин, приведших к отклонениям. Отдавая первенство коррекции каузального типа, библиотекарь может помочь родителям исправить ошибки в руководстве чтением, которые тормозят читательское становление ребёнка и препятствуют его интеллектуальному развитию. Например, в одних семьях считается, что ребёнок с отклонениями в развитии может освоить только произведения сказочно-

го жанра, и исходя из этого принципа родители формируют домашнюю библиотеку, причем даже если речь идет о подростках, другие - напротив, забегая вперед, уже в младшем школьном возрасте предлагают детям книги, которые может осилить только нормально развивающийся подросток. Не стоит объяснять, что такое руководство чтением малоэффективно, подчас сводит на нет усилия библиотекаря, которому необходимо в данном случае не только бороться со следствием неправильного читательского развития своих воспитанников, но прежде всего доискиваться до причины и проводить разъяснительную работу с родителями.

Еще одним важнейшим принципом педагогической работы с семьей следует признать хорошее знание библиотекарем репертуара детского чтения, того пласта культуры, который принято называть художественной литературой для детей и юношества. Ошибки, допускаемые родителями при выборе детских книг, чаще всего обусловлены низкой психолого-педагогической компетенцией родителей, неумением адекватно оценить художественные достоинства и воспитательный потенциал произведения искусства слова, непониманием, ими коррекционной направленности читательского развития ребёнка. Всё сказанное приводит к закономерному выводу: библиотекарь, чтобы пользоваться авторитетом у родителей и способствовать их результативному участию в процессе руководства чтением, должен уметь составить индивидуальный план чтения каждого своего подопечного и помочь родителям психологически точно и педагогически эффективно руководить чтением ребенка, ориентируясь на этот план. В индивидуальных беседах с родителями библиотекарь должен быть готов ответить на любые вопросы, касающиеся новинок детской литературы, творчества признанных мастеров и начинающих авторов. Таким образом, фактор профессионализма руководителя чтения

становится фактором социокультурной реабилитации юных читателей.

Следующий значимый момент взаимодействия библиотекаря с семьей читателя, имеющего ограниченные возможности интеллектуального развития, связан с такими важнейшими психологическими качествами руководителя чтения, как умение управлять своим эмоциональным состоянием, не допускать аффективных срывов, владеть навыками саморегуляции и самоконтроля. Выше уже было сказано, что диагноз «интеллектуальная неполноценность», с рождения отметивший жизнь ребёнка, звучит для многих родителей как приговор, как символ жалкого и бесперспективного существования, поэтому многие из них болезненно реагируют на замечания окружающих и не совсем адекватно воспринимают требования педагогов и библиотекаря. Тем не менее руководителю чтения следует избегать эмоционального заражения негативными чувствами и аффективным состоянием родителей и предпринимать максимальные усилия для предотвращения конфликтов или (если конфликт уже возник) для его мирного разрешения.

Практика показывает, что безупречное владение своими эмоциями, спокойный доброжелательный тон, терпение и понимание эмоциональных проблем родителей, вызванное их психологическим состоянием - верный путь к взаимодействию руководителя чтения с семьей читателей - воспитанников коррекцион-ной школы.

Наконец, нельзя не упомянуть ещё об одном педагогическом принципе, который можно назвать квинтэссенцией

всего сказанного. Речь идет об умении руководителя чтения прогнозировать педагогические последствия своего влияния и на юных читателей и на их родителей. Не будет преувеличением заметить, что без педагогического прогнозирования характера и определения перспектив сотворческого взаимодействия руководителя чтения с родителями процесс социокультурной реабилитации читателя с ограниченными интеллектуальными возможностями может быть значительно затруднён. На основании изучения научных работ и методических рекомендаций, исходя из анализа педагогического опыта коллег и собственной практики библиотекарь четко должен представлять, каких целей и какими методами он хочет добиться. Взаимодействие с родителями читателей с ограниченными интеллектуальными возможностями - слишком серьезная психологическая и социальная задача. Педагогическое прогнозирование, основанное на знании социальной ситуации развития ребёнка, понимании психологических особенностей родителей, анализе культурного уровня семьи, приводит к выработке верной стратегии руководства чтением, оптимизирует социальное самочувствие семьи.

Педагогическое взаимодействие с семьёй, будучи непременным условием успешной профессиональной деятельности библиотекаря коррекционной школы, в значительной степени является производным личных качеств руководителя чтения, а также его знаний, умений и навыков, начинающих формироваться еще на студенческой скамье, в период обучения в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.