Научная статья на тему 'Детская библиотека как центр инкультурации ребёнка с ограниченными возможностями'

Детская библиотека как центр инкультурации ребёнка с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ENCULTURATION / РЕБЁНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / CHILD WITH DISABILITIES / ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА / CHILDREN LIBRARY / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AESTHETIC ACTIVITY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTELLECTUAL SPACE / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Елена Олеговна

Статья посвящена проблемам инкультурации ребёнка с ограниченными возможностями в детской библиотеке. В статье рассматриваются особенности читательского и культурного развития детей, страдающих различными психофизиологическими отклонениями. Термин «инкультурация читателя» трактуется с точки зрения реализации сущностных функций и задач детской библиотеки, в первую очередь с точки зрения необходимости духовно-творческого развития, эстетического воспитания подрастающего поколения. Особое внимание в статье уделяется опыту детских библиотек по инкультурации ребёнка, обладающего ограниченными возможностями интеллектуального и физического освоения окружающей действительности, показаны значительные возможности детской библиотеки в этой области деятельности. В статье также рассмотрены наиболее актуальные подходы к руководству чтением подрастающего поколения, актуализированные в трудах современных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN''S LIBRARY CENTER OF ENCULTURATION OF THE CHILD WITH DISABILITIES

The article is devoted to the problems of enculturation of the child with disabilities in the children's library. The article considers the features of the reader and cultural development of children suffering from various physiological abnormalities. The term “enculturation reader” is interpreted from the point of view of realization of the essential functions and tasks of the children’s library, first of all, from the point of view of the need for spiritual and creativ edevelopment, aesthetic education of the younger generation. Special attention is paid to the experience of children's libraries in the field of enculturation of the child with disabilities. The article shows the significant features of children's library in the area of enculturation of the child the reader with disabilities, intellectual and physical development of the surrounding reality. The article also describes the most current approaches to the management of reading the younger generation, updated in the works of contemporary followers.

Текст научной работы на тему «Детская библиотека как центр инкультурации ребёнка с ограниченными возможностями»

5. K russkim izdateliam. Po voprosu o registracii knig [To the Russian publishers. On the issue of registration of books]. Knizhnyi vestnik [Book Herald], 1905, No. 52. Stlb. 1461.

6. Otchet Vilenskoi publichnoi biblioteki i Muzeia za 1905 god [The report of the Vilnius public library and the Museum in 1905]. Vilna, 1906, p. 4.

7. Otchet Voronezhskoi publichnoi biblioteki za 1905 god [The report Voronezh public library in 1905]. Voronezh, 1906, p. 1.

8. Otchet komissii besplatnyh narodnyh bibliotek-chitalen Obshhestva rasprostraneniia poleznyh knig (sentiabr 1905 goda — sentjabr 1906 goda) [The Commission report free national library-reading room of the Society for the propagation of useful books (September 1905 — September 1906)]. Moscow, 1906, p. 3.

9. Khronika [Chronicle]. Sankt-Peterburgskie vedomosti [St. Petersburg Gazette], 1905, 29 November, p. 1.

^^ОеТСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР ИНКУАЬТУРАЦИИ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

УДК 021.2:376 Е. О. Матвеева

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена проблемам инкультурации ребёнка с ограниченными возможностями в детской библиотеке. В статье рассматриваются особенности читательского и культурного развития детей, страдающих различными психофизиологическими отклонениями. Термин «инкультурация читателя» трактуется с точки зрения реализации сущностных функций и задач детской библиотеки, в первую очередь с точки зрения необходимости духовно-творческого развития, эстетического воспитания подрастающего поколения. Особое внимание в статье уделяется опыту детских библиотек по инкультурации ребёнка, обладающего ограниченными возможностями интеллектуального и физического освоения окружающей действительности, показаны значительные возможности детской библиотеки в этой области деятельности. В статье также рассмотрены наиболее актуальные подходы к руководству чтением подрастающего поколения, актуализированные в трудах современных исследователей.

Ключевые слова: инкультурация, ребёнок с ограниченными возможностями, детская библиотека, эстетическая деятельность, интеллектуальное пространство, коррекция.

E. O. Matveeva

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

CHILDREN'S LIBRARY CENTER OF ENCULTURATION OF THE CHILD WITH DISABILITIES

The article is devoted to the problems of enculturation of the child with disabilities in the children's library. The article considers the features of the reader and cultural development of children suffering from various physiological abnormalities. The term "enculturation reader" is interpreted from the point of view of realization of the essential functions and tasks of the children's library, first of all, from the point of view of the need for spiritual and creative

МАТВЕЕВА ЕЛЕНА оЛЕГОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления информационно-библиотечной деятельности социально-гуманитарного факультета Московского 164 государственного института культуры

MATVEEVA ELENA OLEGOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of the Department of information and library management, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Матвеева E. о., 2014

development, aesthetic education of the younger generation. Special attention is paid to the experience of children's libraries in the field of enculturation of the child with disabilities. The article shows the significant features of children's library in the area of enculturation of the child — the reader with disabilities, intellectual and physical development of the surrounding reality. The article also describes the most current approaches to the management of reading the younger generation, updated in the works of contemporary followers.

Keywords: enculturation, the child with disabilities, children library, aesthetic activity, intellectual space, correction.

В начале третьего тысячелетия мы являемся свидетелями существенных изменений социально-педагогических функций детских библиотек нашей страны. Казалось бы, ещё не так давно в практике руководства чтением безраздельно господствовала коммунистическая идеология, определявшая характер и содержание воспитательных усилий библиотекаря, а сегодня уже приоритетной задачей педагогики чтения подрастающего поколения провозглашается социокультурная интеграция юных в общество, живущее по принципиально иным, чем это было в советское время, общественно-политическим законам и эстетическим принципам. Не стоит доказывать: в новой исторической реальности у детской библиотеки появились иные задачи, новые функции, расширился и круг её читателей. В связи с этим, на наш взгляд, следует вести речь не только о читательском и литературно-творческом развитии подрастающего поколения в библиотеке, но и об основных направлениях инкультурации детей, подростков, юношества, инициатором и проводником которых в современной социокультурной ситуации становится библиотекарь-педагог.

Термин «инкультурация» достаточно широко используется в наши дни в гуманитарном знании. В философии, культурологии, педагогике этот термин трактуется как процесс освоения человеком особенностей жизни в социуме, норм, моральных законов и культуры общества. Н.Л. Голубева, доказывая, что детская библиотека должна стать центром инкультурации, обоснованно подчёркивает: «...деятельность детской библиотеки подчинена идеи трансляции и трансформации культуры от одного поколения к

другому, то есть реализации культуросбере-гающей и культуроформирующей, культуро-творческой составляющих миссии инкультурации личности. Анализ структуры информационного пространства детской библиотеки, интегрирующего её информационные и личностные ресурсы, позволяет сделать вывод о развитии в детской библиотеке особой субстанции — институционального пространства, места, в котором существует особый порядок, вырабатываются правила, способствующие не только приобретению и развитию умения читать и мыслить, но где складывается. специфическое мыслящее и рефлексивное общественное образование, своего рода интеллектуальное пространство» [1, с. 73].

Трактовка деятельности детской библиотеки, направленной на всестороннее, но в первую очередь духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, содержащаяся в исследованиях Т. Д. Полозовой, Г. А. Ивановой, О. Л. Кабачек, Н. Л. Голубевой, В. П. Чудиновой и других исследователей педагогики чтения подрастающего поколения, а также анализ воспитательной практики детских библиотек России позволяют, на наш взгляд, уточнить понятие «инкультурация читателя детской библиотеки». Предлагаем следующее определение: инкульту-рация читателя детской библиотеки — это создание условий для всестороннего духовно-творческого развития ребёнка, в котором молено выделить следующие компоненты: собственно литературное развитие, непосредственно связанное с восприятием и осмыслением произведения искусства слова; расширение литературного кругозора чело-

века читающего, нравственно-эстетическое, гражданское, патриотическое воспитание.

Все эти компоненты, отражающие различные аспекты инкультурации, так или иначе присущие созидательной миссии современной детской библиотеки, оказывают весьма существенное влияние на социокультурное становление детей — читателей разного возраста и разного уровня психофизиологического развития.

Не секрет, что сегодня в детских библиотеках страны читатели с ограниченными возможностями здоровья составляют значительную группу пользователей, которая нуждается в особом педагогическом подходе, основанном не только на постулатах педагогики и психологии, но и на достижениях дефектологии. Библиотекарю приходится учитывать такие реалии интеллектуального, социального и читательского развития ребёнка, препятствующие освоению литературно-художественного произведения, как заторможенность психических процессов, слабое развитие мышления, воображения, памяти, речи, недостаточные коммуникативные возможности ребёнка, являющиеся следствием его социальной изоляции, не всегда позитивное влияние ближайшего социального окружения (прежде всего, родителей, часто ведущих девиантный образ жизни), отставание в читательском развитии от нормально развивающихся ровесников, что является следствием всех перечисленных нами выше факторов.

Работа с особым ребёнком, безусловно, накладывает отпечаток на педагогический процесс руководства чтением и актуализирует ряд задач, проистекающих из социокультурной специфики инкультурации особого ребёнка. Перечислим эти задачи, дав им краткую характеристику:

• помощь в развитии высших психических функций, без чего невозможно полноценное овладение культурным наследием человечества, заключённым в произведениях искусства слова. Мероприятия для детей с ограниченными возможностями, проводи-

мые библиотеками, так или иначе, имеют дефектологическую, коррекционную направленность, они помогают особому ребёнку совершенствовать навыки речи, развивают память, воображение, учат рассуждать, задумываться над сюжетами книг, сопоставляя судьбы литературных героев со своей жизнью;

• формирование коммуникативных навыков у особых читателей. Выше уже было отмечено, что ребёнок с ограниченными возможностями, находящийся в специфических условиях коррекционного учебного заведения или, вообще, постигающий школьную премудрость на дому, отличается замкнутостью, робостью, чрезмерной стеснительностью. Отсюда понятна задача руководителя чтения — вовлечь юного читателя в интересную для него коммуникацию по поводу прочитанного, научив общаться не только с семьёй и педагогами, но и с ровесниками, библиотекарями, руководителями творческих объединений. Расширяя коммуникативное пространство ребёнка с ограниченными возможностями, библиотекарь снимает барьеры между читателем и социумом, между читателем и культурой, ведь любая книга может стать прецедентным текстом, помогающим дальнейшему освоению эстетических реалий жизни;

• помощь семье и школе в социализации читателя, в освоении им системы общественных отношений: коррекционно-воспита-тельная деятельность детских и школьных библиотек зачастую помогает детям выбрать профессию, помогает заинтересоваться той или иной творческой деятельностью, способствует появлению у ребёнка устойчивых склонностей и интересов. Особо подчеркнём: речь в данном случае идёт о социально приемлемой, социально одобряемой самореализации и социализации, идущей на пользу и самой личности, и обществу.

Рассматривая инкультурацию читателей с ограниченными возможностями в детской библиотеке как целостный гармоничный психологически и эстетически значимый

процесс, в котором доминирующую роль играет комплекс коррекционно-воспитатель-ных усилий библиотекаря, подчеркнём: даже при условии известной модификации процесса руководства чтением, обусловленной его дефектологической спецификой, важнейшим вектором, определяющим характер методики пропаганды произведения искусства слова, должно оставаться «чтение-общение». В трактовке данного термина следует согласиться с Н. Н. Светловской, утверждающей: «Чтение-общение — это творческий личностно-ориентированный вид деятельности, позволяющий читателю самостоятельно и целесообразно строить для себя один из важнейших формирующих его социум миров, в котором роль ведущих собеседников выполняют книги, а читатель становится собеседником, способным осваивать предложенный ему книгой, накопленный человечеством опыт и с его помощью строить себя: просвещать, воспитываться, развиваться» [3, с. 17].

В данном определении содержится чрезвычайно важный для практики коррекци-онно-воспитательного руководства чтением посыл: исследователь делает необходимый акцент на самовоспитании юного читателя, построении им самого себя, возможного только при условии тесного взаимодействия с культурой мира и миром культуры.

Инкультурация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке начинается с развития его читательского кругозора, отличающегося во многих случаях бедностью и однообразием. Например, дети, обучающиеся в коррекционной школе восьмого вида (вспомогательном учебном заведении), даже в старших классах на вопрос библиотекаря о любимых писателях и книгах отвечают, что читают только по программе и не записаны ни в какие другие библиотеки, кроме школьной. для расширения читательского кругозора этих детей и подростков следует составлять рекомендательные списки художественной и научно-популярной литературы, ориентированные на интересы юных. Как

правило, это сказки, рассказы о животных, прозаические произведения, где воспроизводятся сюжеты, близкие по смыслу и содержанию повседневной жизни юных читателей: повести и рассказы Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского, Ю. Я. Яковлева, Т. Ш. Крюковой. расширения читательского кругозора можно добиться, актуализируя интерес к книге после просмотра художественного фильма, мультфильма или иллюстраций, создающих образное представление о литературных героях. требование «книжки с картинками» для детей с ограниченными возможностями интеллекта не утрачивает актуальности даже в старшем школьном возрасте: в силу специфики мышления, воображения, особенностей восприятия таким читателям необходима опора на эстетический образ, становящийся прецедентным текстом и вызывающим интерес к тесту художественному.

Расширить читательский кругозор особого ребёнка, пробудив его к освоению литературного произведения, молено и с помощью беседы о книге. Н. Н. Светловская пишет: «Учителю, готовящемуся к беседе с детьми по изучаемому литературному произведению, надо в зависимости от специфики литературного произведения соблюдать собственную логику его осмысления и оценки. Если это короткие стихотворения, то самое лучшее — активизировать воображение, возбуждать внутреннюю наглядность и вызывать ассоциации на основе уже имеющегося у них жизненного опыта и ранее полученных знаний: "Что напоминает нам прочитанное стихотворение? Когда и как мы попадали в похожую ситуацию и переживали нечто подобное? У каких других авторов мы встречались с похожими мыслями и явлениями?"» [4, с. 140]. Сказанное можно отнести и к библиотечным занятиям.

таким образом, становится возможным установление связи между произведениями различных авторов. Например, стихи С. В. Михалкова молено сравнить со стихотворениями А. Л. Барто, Б. В. Заходера, С. Я. Маршака.

Однако, помимо широты кругозора юного читателя, для педагогики чрезвычайно важным оказывается представление о его глубине, иными словами, уровне освоения содержания книг. Глубина постижения произведения искусства слова становится тем важнейшим параметром, который характеризуете, насколько сильно книга взволновала ребёнка, как повлияла она на поведение читателя, на его отношения с ближайшим социальным окружением. Известно, что читать можно много, но без какой-либо системы, без стремления понять подтекст произведения, вступив в диалог с автором. Это так называемый констатирующий уровень восприятия литературно-художественного текста, к сожалению в наши дни довольно часто встречающийся даже у благополучных в психофизиологическом плане школьников. Дети с подобным уровнем эстетического восприятия ориентированы исключительно на информационный план текста, а связь сюжета с жизнью, определённая недоговорённость, психология поведения героев и философия автора остаются для них в большинстве случаев недоступными. Если несколько десятилетий назад в подобном контексте писали о детях с ограниченными интеллектуальными возможностями, то сегодня проблема поверхностного, констатирующего чтения касается всех групп детей, в равной степени испытывающих негативное влияние массовой культуры, сети Интернет, а также некачественной литературы, адресованной подрастающему поколению. Современные культурологи, социологи, де-фектологи единодушны во мнении: массовая культура, порождающая опасные аддикции (например, компьютерные игры и Интернет), по сути, антигуманна, поскольку препятствует гармоничной инкультурации юных. Констатация данного факта неизбежно порождает вопрос: каким образом библиотекарь-педагог сможет противостоять пагубному влиянию массовой культуры, проводя коррекционно-воспитательную работу с особой группой юных читателей?

практика работы детских библиотек россии даёт на него несколько ответов. Во-первых, необходимо сказать о благотворном влиянии на проблемного ребёнка всех видов творческой деятельности: это может быть рисование, лепка, участие в инсценировках любимых книг — словом, арт-терапия, врачующая сердце и разум человека. особенно ценны для решения коррекционных и эстетических задач занятия, проводимые библиотекарем-педагогом по методу синтеза искусств, когда художественное слово органично слито с музыкой, живописью, драмой. Во время таких занятий происходит не просто знакомство ребёнка с художественной литературой, но и врастание юного человека в культуру своей страны и всего человечества, ведь, как справедливо замечает Н. Л. Голубева: «Цель детской библиотеки определяется глобальными задачами целостного освоения культуры общества ребёнком, а также проявляется в объединении институциональных и психологических механизмов инкультурации личности. психологические механизмы инкультурации ребёнка (восприятие, усвоение, осмысление культурной информации) опосредуются институциональным механизмом в информационном пространстве детской библиотеки» [2, с. 149]. Этот аспект руководства чтением имеет и ещё одно, особое, на наш взгляд, значение: речь идёт об изменении характера отношений ребёнка с ограниченными возможностями с детской библиотекой. Не секрет, что многие потенциальные читатели отказываются посещать библиотеку, поскольку опасаются и здесь столкнуться с настороженным либо чрезмерно жалостливым отношением — иными словами, боятся ещё раз ощутить последствия социальной депривации, к несчастью хорошо знакомые почти всем особым детям. Когда же ребёнок чувствует уважение к себе и своему творчеству, когда библиотекарь ориентируется на его сильные стороны и хорошо развитые навыки, а не делает ненужный акцент на проблемах и недостатках, юный читатель проникается симпатией к библиотеке и библиотекарям, с удовольствием приходит

сюда на занятия, приводя друзей, родителей, педагогов. Так реализуется один из сущностных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества — принцип предваряющего уважения подрастающей личности с акцентом на достижениях и сильных сторонах ребёнка.

Ядром эстетической деятельности юного читателя в библиотеке, вне всякого сомнения, является самостоятельное литературное творчество. Применительно к детям с ограниченными возможностями интеллектуального освоения действительности речь должна идти не столько о художественной ценности произведений, созданных ребёнком, сколько об их значении для нравственно-эстетического развития читателей.

Здесь нужно отметить, что, несмотря на скромные литературные способности, дети с удовольствием включаются в эту работу, с помощью библиотекаря сочиняя собственные сказки и небольшие рассказы. Литературное творчество в данном случае важно не только как фактор актуализации эстетического потенциала подрастающей личности, но и как методически ценный приём, способствующий развитию мышления, воображения, социальной активности. Творчество — это всегда созидание, и если мы ведём речь об особых детях, нам не так важно качество творческого продукта, как созидание читателем своего позитивного потенциала, выстраивание им своих уникальных отношений с искусством и окружающим миром.

Чтобы эффективно осуществлять деятельность по инкультурации особого ребёнка, всем социальным институтам, имеющим

отношение к коррекционно-воспитательной работе, необходимо постоянное взаимодействие друг с другом. Поэтому ещё одним важным направлением работы детской библиотеки по инкультурации особых читателей является творческое сотрудничество со школой, реабилитационным центром, центром эстетического воспитания подрастающего поколения. В своих воспитательных усилиях библиотекарь, так или иначе, ориентируется на школьную программу, учитывает уже достигнутый ребёнком уровень интеллектуального и культурного развития, следовательно, ему необходимы контакты с педагогами. А на взаимодействии со школьными психологами необходимо остановиться особо: зачастую трудности инкультурации ребёнка с ограниченными возможностями бывают обусловлены слабой психолого-педагогической и дефектологической компетенцией библиотекаря, отсутствием у него необходимых педагогических навыков. В этом случае взаимодействие с психологом помогает узнать об особенностях поведения ребёнка, являющихся иногда прямым следствием его заболевания. Кроме того, существуют специфические моменты общения с детьми, страдающими депрессией, аутизмом, невротическими расстройствами. о них также должен быть осведомлен руководитель чтения.

Решая задачу инкультурации особого ребёнка, библиотекарь-педагог способствует реализации государственной стратегии реабилитации наших соотечественников с ограниченными возможностями.

Примечания

1. Голубева Н. Л. Детская библиотека: современные проблемы развития : научно-методическое пособие. Москва : Литера, 2009. 160 с.

2. Голубева Н. Л. Теоретические основы развития детской библиотеки // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России : сборник научных трудов. Москва : МУБС, 2007.

3. Светловская Н. Н, Пиче-оол Т. С. Наука становления личности средствами чтения-общения : словарь-справочник. Москва, 2011. 213 с.

4. Светловская Н. Н, Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению. Москва : Академия, 2001. 285 с.

5. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы становления чтения и грамотности). Москва : Академия, 2005. 512 с.

References

1. Golubeva N. L. Detskaia biblioteka: sovremennie problemi razvitiia [Children's library: Modern problems of development]. Moscow, The Letter Publ., 2009. 160 p.

2. Golubeva N. L. Teoreticheskie osnovi razvitiia detckoi biblioteki [Theoretical bases of development of children's library]. Podderzhka i razvitie chteniia v bibliotechnom prostranstva Russia [Support and development of reading in the library environment of Russia]. Moscow, 2007.

3. Svetlovskaia N. N., Piche-ool T. S. Nauka stanovleniia lichnosti sredstvami chteniia — obshcheniia. [Science means becoming a person reading — communication]. Moscow, 2011. 213 p.

4. Svetlovskaia N. N., Piche-ool T. S Obuchnie detei chteniiu [Teaching children to read]. Moscow, Academy Publ., 2001. 285 p.

5. Smetannikova N. N. Strategicheskii podhod k obucheniiu chteniiu (problemy stanovleniia chteniia i gramotnosti) [Strategically approach to teaching reading (interdisciplinary problems of formation of reading and literacy)]. Moscow, Academy Publ., 2005. 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.