Научная статья на тему 'Театр в детской библиотеке - важнейшее средство привлечения к чтению'

Театр в детской библиотеке - важнейшее средство привлечения к чтению Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6496
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / БИБЛИОТЕЧНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ И ЮНОШЕСТВОМ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ ТЕАТРЫ / ТЕАТРЫ КНИГИ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ЧТЕНИЮ / ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ / CHILDREN AND YOUTH LIBRARIES / LIBRARY WORK WITH TEENAGERS AND YOUNG PEOPLE / LIBRARY THEATRES / THEATRES BOOKS / ATTRACTION TO READING / THE DRAMATIZED REPRESENTATIONS IN LIBRARY / MODERN CHILDREN'S LIBRARIES / ESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE YOUNG READERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Морковина Анна Юрьевна

В настоящей статье автор продолжает рассматривать многогранный процесс духовно-нравственного воспитания детей и юношества в современных детских библиотеках. Статья посвящена одной из творческих форм современной библиотечной работы с детьми и подростками библиотечным театрам, или театрам книги, ведущим плодотворную деятельность в различных библиотеках России. Эстетическое, эмоциональное воздействие на ребёнка-читателя, сопряжённое с духовно-нравственным воздействием русской и зарубежной классики, становится достойной альтернативой другим видам интеллектуального досуга подрастающего поколения. Автор подробно останавливается на некоторых аспектах деятельности кукольного библиотечного театра Саратовской областной библиотеки для детей и юношества имени А. С. Пушкина. Согласно концепции автора, библиотечные театры являются эффективной формой привлечения подрастающего поколения к чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRE IN THE CHILDREN''S LIBRARY IS THE MOST IMPORTANT TOOL ATTRACTION TO READING

In this article, the author continues to reveal the multifaceted concept of spiritually-moral education of children and youth in contemporary children's libraries. The article is devoted to one of the creative forms of modern library work with children and adolescents library theatre, or theatre of the book, leading productive activities in different libraries of Russia. Aesthetic, emotional impact on the child-reader, combined with moral and spiritual influence of Russian and foreign classics, becomes a worthy alternative to other types of intellectual entertainment for the younger generation. The author expands on some aspects of puppet library theatre Saratov oblast library for children and youth of the name of A. S. Pushkin and categories of young users of this library, which viewers and readers. According to the concept of the author, library and theatres are an effective form of attracting the younger generation to read.

Текст научной работы на тему «Театр в детской библиотеке - важнейшее средство привлечения к чтению»

ТЖеагр в детской библиотеке — важнейшее средство привлечения к чтению

УДК 02:37.036

А. Ю. Морковина

Московский государственный институт культуры

В настоящей статье автор продолжает рассматривать многогранный процесс духовно-нравственного воспитания детей и юношества в современных детских библиотеках. Статья посвящена одной из творческих форм современной библиотечной работы с детьми и подростками — библиотечным театрам, или театрам книги, ведущим плодотворную деятельность в различных библиотеках России. Эстетическое, эмоциональное воздействие на ребёнка-читателя, сопряжённое с духовно-нравственным воздействием русской и зарубежной классики, становится достойной альтернативой другим видам интеллектуального досуга подрастающего поколения. Автор подробно останавливается на некоторых аспектах деятельности кукольного библиотечного театра Саратовской областной библиотеки для детей и юношества имени А. С. Пушкина. Согласно концепции автора, библиотечные театры являются эффективной формой привлечения подрастающего поколения к чтению.

Ключевые слова: детско-юношеские библиотеки, библиотечная работа с подростками и юношеством, библиотечные театры, театры книги, привлечение к чтению, театрализованные представления в библиотеке, современные детские библиотеки, эстетическое воспитание детей и юношества, духовно-нравственное воспитание, формирование личности юного читателя.

А. Yu. Morkovina

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THEATRE IN THE CHILDREN'S LIBRARY IS THE MOST IMPORTANT TOOL ATTRACTION TO READING

In this article, the author continues to reveal the multifaceted concept of spiritually-moral education of children and youth in contemporary children's libraries. The article is devoted to one of the creative forms of modern library work with children and adolescents — library theatre, or theatre of the book, leading productive activities in different libraries of Russia. Aesthetic, emotional impact on the child-reader, combined with moral and spiritual influence of Russian and foreign classics, becomes a worthy alternative to other types of intellectual entertainment for the younger generation. The author expands on some aspects of puppet library theatre Saratov oblast library for children and youth of the name of A. S. Pushkin and categories of young users of this library, which viewers and readers. According to the concept of the author, library and theatres are an effective form of attracting the younger generation to read.

Keywords: children and youth libraries, library work with teenagers and young people, library theatres, theatres books, attraction to reading, the dramatized representations in library, modern children's libraries, esthetic education of children and youth, spiritual and moral education of the young readers.

В настоящее время привлечение читателей в библиотеку стало насущной проблемой этих учреждений культуры. Широкое распространение информационно-коммуникационных

технологий сыграло двоякую роль: решение многих технических задач (например, удалённого доступа в читальные залы «виртуальных» читателей или оцифровка документов)

МОРКОВИНА АННА ЮРЬЕВНА — аспирантка Московского государственного института культуры MORKOVINA ANNA YUR'EVNA — doctoral student of Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Морковина А. Ю., 2014

обернулась существенным оттоком посетителей «реальных». Возможность получить интересующую информацию из Интернета сократила потребность читать «традиционные» книги в читальных залах, обесценив для многих людей потребность в чтении вообще. Хотя, как признаются школьники, которые приходят в библиотеку, держать в руках настоящую, «бумажную», а не электронную книгу гораздо приятнее: вызывают положительные эмоции даже внешние её признаки — запах, шелест страниц. Радует школьников и возможность подолгу, внимательно рассматривать иллюстрации и даже библиотечные пометки, экслибрисы и т.д. Из этого можно сделать вывод, что дети посещают библиотеки из-за желания получить эстетические впечатления и испытать те или иные эмоции.

Другой парадокс современного детского чтения выявляется в общении с родителями, которые искренне недоумевают по поводу того, что дети не желают читать даже при наличии в семье неплохой библиотеки. Чтение не является для многих детей и подростков любимым видом досуговой деятельности.

Причин тому много. Это и то, что родители не проводят досуг с ребёнком за книгой, и то, что школа ставит перед собой задачи научить технике чтения, позже — анализу программных произведений, важных для сдачи экзаменов. В результате «любовь к чтению», «привычка читать» не сформированы, а подрастающее «нечитающее» поколение представляет собой полуграмотное будущее россии.

Библиотеки, работающие с детьми и юношеством, призваны восполнить этот пробел в эстетическом и духовно-нравственном воспитании, доказать, что работа с книгой может быть связана не только с получением информации и приобретением нужных навыков, но и с развитием эмоционального, творческого, креативного мышления.

Во многом решать эти задачи помогают библиотечные театры («театры книги», «библио-театры»), возникающие и успешно работающие в настоящее время при многих библиотеках. Информация о таких театрах постоянно

появляется на сайтах библиотек, областных министерств культуры, на страницах профессиональной периодики («Библиотечное дело», «Библиополе», «Библиотека в школе» и др.), в сборниках материалов научно-практических конференций, инновационных лабораторий. Театры книги объединяются, обмениваются опытом, организуют фестивали. Так, в Мурманской области состоялся фестиваль самодеятельных кукольных театров в библиотеке [11], в Псковской — конкурс «Виртуальный парад библиотечных театров книги "Живая книга"» [2] и т.д. Это явление это уже невозможно не замечать.

Библиотеатры — это нетрадиционная форма библиотечной работы по привлечению к чтению подрастающего поколения. По мнению школьного библиотекаря из Златоуста Е. В. Сухановой, «библиотечный театр несёт в себе самую главную ценность — любовь к книге» [13, с. 44]. Такой театр помогает решать множество актуальных задач:

• пропагандировать творчество того или иного писателя;

• воспитывать грамотного читателя с высокой культурой выбора и оценки прочитанного;

• приобщать детей к художественному и литературному творчеству.

Библиотекарь из Пермской области А. С. Усольцева, опираясь на мнение русского педагога О. Галаховой, высказанное ещё в 1916 году в докладе о влиянии театрального искусства на детей, считает, что именно «театр — школа жизни. Его воспитательное значение гораздо шире, чем действие книги. Библиотека плюс театр — замечательное содружество, способное приносить плоды в области развивающего чтения детей; подростков, да и взрослых читателей» [15, с. 25].

Несомненно, что «театр книги — это творческое прочтение произведения, прожитое через актёрское мастерство читателя... Перевод литературного текста на особый сценический язык делается для того, чтобы из зрительного зала человек пришёл в зал читальный. Для спектакля достаточно протянуть руку к пол-

ке, взять книгу и из неё сделать представление: оживить текст через игру, движение, музыку...» [2].

Обобщить опыт работы библиотеатров детских, школьных и других библиотек достаточно сложно. Трудно даже подсчитать приблизительное их количество. Но можно выявить определённые тенденции, проанализировать роль библиотечных театров в деле эстетического и духовно-нравственного воспитания читателей-детей и читателей-подростков.

К настоящему времени в различных библиотеках городов России (Липецк, Москва, Саратов, Нижний Новгород, Иркутск, Пермь, Иваново и других) созданы и работают библиотечные театры разного вида, осуществляющие постановки по литературным произведениям или оригинальным сценариям. Информацию о деятельности таких коллективов, как мы уже говорили выше, можно найти на сайтах библиотек или в профессиональной периодике.

Библиотечные театры возникают как добровольные творческие объединения внутри библиотечного коллектива, их деятельность направлена не только на удовлетворение рекреационных потребностей детей, но и на знакомство юных читателей с лучшими образцами отечественной и зарубежной классики, а также с современной детской литературой. таким образом, в игровой форме, наиболее близкой восприятию ребёнка, происходит знакомство с фондом библиотеки.

В библиотечных театрах могут играть как сотрудники библиотеки, так и читатели разных возрастных категорий, увлечённые чтением и театральным искусством. руководит театром книги обычно сотрудник библиотеки, обладающий организаторскими, педагогическими и литературными способностями. Количество участников такого творческого коллектива может варьироваться, но всё-таки вряд ли это театр одного актёра (что, конечно, возможно, но малоэффективно). помимо сотрудников библиотеки, в его работе могут быть задействованы волонтёры из читательского актива (дети, студенты, родители), а также члены их семей, педагоги и многие

другие, как это происходит, например, в библиотечном кукольном театре «Золотой ключик» Ижевской ЦМДБ имени М. Горького [4].

Другой пример — театр книги библиотеки посёлка Невон Иркутской области, коллектив которой разработал программу «по воспитанию молодёжи и подростков на лучших образцах отечественной литературы посредством театральных представлений. Её реализация позволяет организовать досуг юношей и девушек, приобщить их к чтению произведений классики, сформировать эстетический и нравственный идеал, развить культуру общения и творческие способности. Театр книги помогает библиотеке найти своего читателя, максимально удовлетворить его запросы» [12, с. 46]. В работе театра принимают участие библиотекари, школьники и студенты. «Они пробуют свои силы в сценическом мастерстве, занимая свой досуг, находя духовное общение в этом коллективе и привлекая к себе внимание других активной жизненной позицией» [12, с. 46]. Творческий коллектив использует «такие формы и методы пропаганды книги, которые позволили бы библиотеке стать привлекательным и авторитетным центром, и информационным, и образовательным, и досу-говым...» [12, с. 47].

Форма организации библиотечного театра в каждом библиотечном коллективе своя. Это может быть кукольный, драматический, музыкальный коллектив или театр, использующий различные виды театрального искусства. Главное соблюдать одно условие: в центре каждого представления должна находиться книга, привлечение внимание к которой и является конечной целью библиотечного спектакля.

Например, в Липецкой областной детской библиотеке уже более двадцати лет существует театр книги «Синяя птица». За это время было поставлено 78 спектаклей, сыграно более 120 ролей. В репертуаре театра есть спектакли по классическим произведениям и постановки современных авторов. Как говорят организаторы театрального коллектива: «Театр книги — это не обычный театр, не драматический,

не музыкальный, не кукольный. Задумывался он как иллюстрация к библиотечным мероприятиям. Ведь все дети любят рассматривать картинки, и чем красочнее оформлена книга, тем больше читателей возьмёт её в руки и прочитает. Театр "Синяя птица" тоже картинка, только ожившая» [5, с. 5].

В Ивановской областной библиотеке для детей и юношества около двадцати лет действует театр книги «Корноватка» (это слово означает «корзинка» на местном диалекте). В основе репертуара — изучение фольклора родного края, поэтому в спектаклях-уроках «Корноватки» звучат народные песни, актёры одеты в русские костюмы, традиционные для данной местности, а театрализованные представления посвящены календарным праздникам, произведениям писателей Ивановской области, есть инсценировки русской и зарубежной классики, а также представление-рассказ об истории русского кукольного театра [14].

Необходимым условием постановки спектакля (театрализованного представления) библиотеатра является продвижение чтения, книги, писателей с целью привлечения зрителей (потенциальных читателей) в библиотеку.

Постановкам предшествует литературная работа по созданию сценария. Литературный материал для постановки может быть разноплановым. Прежде всего, это художественные произведения для детей (сказки, притчи, рассказы, стихи, загадки). Целесообразно оформление тематической книжной выставки, где представлены книги о творчестве писателя, по произведению которого поставлен спектакль, красочные издания его книг, возможно — аудиовизуальные материалы. Элементом библиотечного спектакля может быть викторина, активизирующая мышление юных зрителей, поэтому можно задействовать кни-ги-«подсказки», содержащие ответы на вопросы. Актёры театрализованного представления могут показывать книги во время или до (после) основного действия. Желаемым результатом библиотечного представления

является привлечение читателей в библиотеку, пробуждение интереса к книгам.

Руководитель Театра книги Московского библиотечно-информационного центра гимназии № 1503 Н. А. Дивина предложила использовать возможности театральных представлений и для рекламы новых книг, которая тоже должна быть направлена на то, чтобы приобщить детей к чтению. Идея реализовалась следующим образом: «В антракте очередной постановки на сцене живая реклама книги. На сцену выходит юный актёр в костюме героя книги. Ученик-актёр рассказывает о прочитанном им произведении, впечатлении, произведённом на него, приглашает познакомиться с книгой в библиотеке» [1, с. 12]. результат оправдал надежды: после рекламы в библиотечном театре приобрела большую популярность книга А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее», к тому же многие школьники начали вести читательские дневники; появилась возможность подвести первые итоги конкурса таких дневников. «Идея повлияла не только на количество прочитанных книг, но и на его качество» [1, с. 12].

С марта 2008 года в Саратовской областной библиотеке для детей и юношества имени

A. С. Пушкина (ОБДЮ имени А. С. Пушкина) действует кукольный библиотеатр «Лукоморье». Результаты работы библиотеатра были представлены в Пензе на V Межрегиональной инновационной лаборатории (апрель 2012 года) [7] и в Пскове на IX Межрегиональном фестивале по продвижению книги, чтения и библиотеки «Осень в Михайловском» (сентябрь 2012 года) [6].

Коллектив создаёт спектакли по мотивам произведений мировой детской литературы или использует для постановки оригинальные сценарии. По библиотечной традиции, поводом для постановки становится юбилей какого-либо любимого детского писателя. Так, к 100-летию С. В. Михалкова родилась постановка «Вот компания какая!», к юбилею

B. Ю. Драгунского — «Как хорошо уметь читать!». В последней были использованы также рассказы о чтении и учениках — Л. Толстого

«Филиппок» и А. Азимова «Фантастические учителя»; Драгунский был представлен юмористическим рассказом «Тиха украинская ночь... »

Материалом для постановки может стать и не художественное произведение. Так, в 2014 году был разработан сценарий, посвящённый Олимпиаде—2014: «Пять олимпийских колец, или Из историй Кота Кубертена». Сценарий был написан по материалам о спорте, об основателе современного олимпийского движения П. де Кубертене, о выдающихся спортсменах. Частью спектакля является игровой материал по теме «Здоровый образ жизни» и физкультминутка.

В сценарии «Прогулки с Пушкиным по Саратову» задействован обширный краеведческий материал (фотоальбомы о достопримечательностях родного города, памятниках архитектуры, с видами центральных улиц, парков, детских театров, музеев). Ребята узнают об истории и культуре Саратова, а заканчивается виртуальное путешествие в детской библиотеке, носящей имя А. С. Пушкина. Данный спектакль был разработан ко Дню города и оказался востребован для зрителей 5—9 лет.

В представлениях часто используются не только куклы и реквизит, но и мультимедийные презентации, играющие роль декораций.

Таким образом, в постановках сочетаются куклы, изготовленные собственноручно, и современные компьютерные технологии.

расширяется зрительская аудитория биб-лиотеатра «Лукоморье»: библиотечные спектакли собирают юных зрителей в детских садах, интернатах, социально-реабилитационных центрах, школах, летних оздоровительных лагерях, в библиотечных залах и парках культуры и отдыха. Библиотеатр востребован: за 2014 год сыграно 36 спектаклей, которые посмотрели почти полторы тысячи детей. Некоторые сценарии были опубликованы в журнале «Игровая библиотека» («В гостях у нянюшки Арины», «Сказка о золотом петушке», «Как хорошо уметь читать!» и др.) [8—10]. В ОБДЮ имени А. С. Пушкина выпущено методическое пособие об организации кукольного театра «Кукольный театр книги как способ привлечения к чтению» [3].

Библиотечные театры, осуществляющие постановки для детей с целью продвижения книги и чтения, — это перспективное направление работы детских библиотек. Благодаря такой нетрадиционной форме работы детские библиотеки не превращаются в «информато-рии», а получают возможность развивать своих читателей эстетически, организуя их досуг, пробуждая в них способность к творческому мышлению.

Примечания

1. Дивина Н. А. У нас всё получится! Реклама как форма библиотечной работы // Библиотека в школе. 2011. № 6. С. 12—13.

2. Конкурс «Виртуальный парад библиотечных театров книги "Живая книга"» в Псковской области [Электронный ресурс] // Псковская областная универсальная научная библиотека : [веб-сайт]. URL: http://pskovlib.ru/ colleaguepsk/doclink1/18418 (дата обращения: 20.12.2014).

3. Кукольный театр книги для маленьких читателей библиотеки имени А. С. Пушкина как способ привлечения к чтению : методическое пособие / сост. А. Ю. Морковина. Саратов: Редакц.-изд. отдел ОБДЮ им. А. С. Пушкина, 2010. 26 с.

4. Кукольный театр как библиотечная форма работы: о работе кукольного театра «Золотой ключик» Ижевской ЦМДБ им. М. Горького [Электронный ресурс] // Центральная муниципальная детская библиотека им. М. Горького : [веб-сайт]. URL: www.gorlib.ru/colleag/meropr/kteatr/bibform.php (дата обращения: 21.12.2014).

5. Липецкому театру книги исполнилось 20 лет // Библиотека в школе. 2011. № 9. С. 5—6.

6. Морковина А. Ю. Библиотеатр как средство привлечения к чтению // Центрам чтения — 10 лет : сборник материалов IX Межрегионального фестиваля по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском», 12—14 сентября 2012 г. / составитель А. О. Тимофеева. Псков : Псков. обл. тип, 2012. С. 109—114.

7. Морковина А. Ю. Библиотеатр как средство привлечения к чтению // Библиотека — территория творчества : сборник материалов V Межрегиональной инновационной лаборатории. Пенза, 2012. С. 73—76.

8. Морковина А. Ю. В гостях у нянюшки Арины // Игровая библиотека. 2011. № 1. С. 98—101.

9. Морковина А. Ю. Жил-был славный царь Дадон... // Игровая библиотека. 2010. № 8. С. 100—107.

10. Морковина А. Ю. Как хорошо уметь читать! // Игровая библиотека. 2010. № 2. С. 92—97.

11. Фестиваль самодеятельных кукольных театров в библиотеке: Мурманск [Электронный ресурс] // Российская библиотечная ассоциация : [веб-сайт]. URL: www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=1901 (дата обращения: 21.12.2014).

12. Новикова О. И. Хоть и самодеятельный, но театр // Библиотека. 2005. № 4. С. 46—47.

13. Суханова Е. В. «Шесть думательных шляп» и другие технологии продвижения чтения // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2014. № 6. С. 44—45.

14. Театр книги «Корноватка» Ивановской ОБДЮ // Ивановская ОБДЮ URL: www.iv-obdu.ru/content/ view/90/60/ (дата обращения: 22.12.2014).

15. Усольцева А. С. Детский театр на сельской ниве // Библиотека. 2003. № 1. С. 25—27.

References

1. Divina N. A. U nas vse poluchitsya! Reklama kak forma bibliotechnoy raboty [At us everything will turn out! Advertizing as form of library work]. Biblioteka v shkole [Library at school]. 2011, No. 6, pp. 12—13.

2. Konkurs «VirtuaVnyi parad bibliotechnykh teatrov knigi Zhivaia kniga» v Pskovskoi oblasti [The competition «Virtual Parade of Library Theatres of the Book «Live Book» in the Pskov area]. Available at: http://pskovlib.ru/ colleaguepsk/doclink1/18418 (accessed: 20.12.2014).

3. Morkovina A. Yu., compiler Kukol'nyy teatr knigi dlya malen'kikh chitateley biblioteki imeni A. S. Pushkina kak sposob privlecheniya k chteniyu [Puppet theater of the book for little readers of library ofA.S. Pushkin as a way of attraction to reading]. Saratov, 2010. 26 p.

4. Kukol'nyy teatr kak bibliotechnaya forma raboty: o rabote kukol'nogo teatra "Zolotoy klyuchik" Izhevskoy TsMDB im. M. Gofkogo [Puppet theater as library form of work: about work of Gold Key puppet theater of the Izhevsk he central municipal children's library of M. Gorky]. Available at: www.gorlib.ru/colleag/meropr/kteatr/bibform.php (accessed: 21.12.2014).

5. Lipetskomu teatru knigi ispolnilos' 20 let [The Lipetsk theater of the book was 20 years old]. Biblioteka v shkole [Library at school]. 2011, No. 9, pp. 5—6.

6. Morkovina A. Yu. Biblioteatr' kak sredstvo privlecheniya k chteniyu [Librarian as means of attraction to reading]. Tsentram chteniya — 10 let: sbornik materialov IX Mezhregional'nogo festivalya po prodvizheniyu knigi i chteniya "Osen' v Mikhailovskom", 12—14 sentyabrya 2012 g. [To the centers of reading — 10 years: the collection of materials IX of the Interregional festival on promotion of the book and reading " Fall in Mikhaylovskom", on September 12—14, 2012]. Pskov, 2012. Pp. 109—114.

7. Morkovina A. Yu. Biblioteatr' kak sredstvo privlecheniya k chteniyu [Biblioteatr as means of attraction to reading]. Biblioteka — territoriya tvorchestva: sbornik materialov V Mezhregional'noy innovatsionnoy laboratorii [Library — the territory of creativity: collection of materials V of Interregional innovative laboratory]. Penza, 2012. Pp. 73—76.

8. Morkovina A. Yu. V gostyakh u nyanyushki Ariny [On a visit at the nanny Arina]. Igrovaya biblioteka [Game's library]. 2011, No. 1, pp. 98—101.

9. Morkovina A. Yu. Zhil-byil slavnyiy tsar' Dadon [There was a glorious king Dadon]. Igrovaya biblioteka [Game's library]. 2010, No. 8, pp. 100—107.

10. Morkovina A. Yu. Kak khorosho umet' chitat'! [As it is good to be able to read!]. Igrovaya biblioteka [Game's library]. 2010, No. 2, pp. 92—97.

11. Festival' samodeyatelnykh kukolnykh teatrov v biblioteke: Murmansk [Festival of amateur puppet theaters in library: Murmansk]. Available at: www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=1901 (accessed: 21.12.2014).

12. Novikova O. I. Khot' i samodeiatel'nyy, no teatr [Though amateur, but theater]. Biblioteka [Library]. 2005, No. 4, pp. 46—47.

13. Sukhanova E. V. "Shest' dumatel'nykh shlyap" i drugie tehnologii prodvizheniya chteniya ["Six thinking hats" and other technologies to promote reading]. Shkol'naya biblioteka: segodnya i zavtra [The school library: today and tomorrow]. 2014, No. 6, pp. 44—45.

14. Teatr knigi "Kornovatka" Ivanovskoy OBDYu [Theater of the book "Kornovatka" of the Ivanovo OBDYu]. Available at: www.iv-obdu.ru/content/view/90/60/ (accessed: 22.12.2014).

15. Usol'tseva A. S. Detskiy teatr na sel'skoy nive [Children's theater on a rural field]. Biblioteka [Library]. 2003, No. 1, pp. 25—27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.