Научная статья на тему 'Воспитательно-образовательная работа библиотек с осуждёнными подростками'

Воспитательно-образовательная работа библиотек с осуждёнными подростками Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
728
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / CHILDREN AND YOUTH LIBRARIES / БИБЛИОТЕЧНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ И ЮНОШЕСТВОМ / LIBRARY WORK WITH TEENAGERS AND YOUNG PEOPLE / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / БИБЛИОТЕРАПИЯ / BIBLIOTHERAPY / ОПЫТ БИБЛИОТЕЧНОЙ РАБОТЫ / LIBRARY EXPERIENCE / PENAL INSTITUTIONS / EDUCATIONAL COLONIES FOR MINORS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морковина Анна Юрьевна.

Статья рассказывает об опыте библиотечной работы с подростками, которые отбывают наказание в местах лишения свободы. Такая деятельность детско-юношеских библиотек представляется весьма актуальной для решения задач социально-культурного и духовно-нравственного воспитания осуждённых подростков. Психолого-социально-культурная реабилитация, осуществляемая силами библиотек, способствует правильному выбору жизненных ориентиров подростков с девиантным поведением. Сотрудничество юношеских библиотек и колоний заключается в оказании информационно-библиографической, справочно-консультационной и методической поддержки девиантных подростков. Обобщается опыт работы с данной категорией читателей, основанный на обращении к возрождению духовности путём приобщения к чтению, книге, культуре в целом, в том числе к культуре малой родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK OF THE LIBRARIES OF PRISONERS TEENAGERS

Article tells about experience of library work with teenagers who serve sentence in imprisonment places. Such activity of libraries for children and young people is represented very actual for the solution of problems of welfare and spiritual and moral education of the condemned teenagers. Psycho-socio-cultural rehabilitation which is carried out by forces of libraries, promotes a right choice of vital reference points of teenagers with deviant behavior. Cooperation of junior libraries and colonies consists in rendering information and bibliographic, help and consulting and methodical support of deviant teenagers. Experience with this category of the readers, based on the appeal to spirituality revival by familiarizing with reading, the book, culture as a whole, including to culture of the small homeland is generalized.

Текст научной работы на тему «Воспитательно-образовательная работа библиотек с осуждёнными подростками»

ОСПИТАТЕАЬНО-ОБРАЗОВАТЕАЬНАЯ РАБОТА

библиотек с осуждёнными ПОДРОСТКАМИ

УДК 021.2

А. Ю. Морковина

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья рассказывает об опыте библиотечной работы с подростками, которые отбывают наказание в местах лишения свободы. Такая деятельность детско-юношеских библиотек представляется весьма актуальной для решения задач социально-культурного и духовно-нравственного воспитания осуждённых подростков. Психолого-социально-культурная реабилитация, осуществляемая силами библиотек, способствует правильному выбору жизненных ориентиров подростков с деви-антным поведением. Сотрудничество юношеских библиотек и колоний заключается в оказании информационно-библиографической, справочно-консультационной и методической поддержки девиантных подростков. Обобщается опыт работы с данной категорией читателей, основанный на обращении к возрождению духовности путём приобщения к чтению, книге, культуре в целом, в том числе к культуре малой родины.

Ключевые слова: детско-юношеские библиотеки, библиотечная работа с подростками и юношеством, пенитенциарные заведения, воспитательные колонии для несовершеннолетних, библиотерапия, опыт библиотечной работы.

A . Yu . Morkovina

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

EDUCATIONAL WORK OF THE LIBRARIES OF PRISONERS TEENAGERS

Article tells about experience of library work with teenagers who serve sentence in imprisonment places. Such activity of libraries for children and young people is represented very actual for the solution of problems of welfare and spiritual and moral education of the condemned teenagers. Psycho-socio-cultural rehabilitation which is carried out by forces of libraries, promotes a right choice of vital reference points of teenagers with deviant behavior. Cooperation of junior libraries and colonies consists in rendering information and bibliographic, help and consulting and methodical support of deviant teenagers. Experience with this category of the readers, based on the appeal to spirituality revival by familiarizing with reading, the book, culture as a whole, including to culture of the small homeland is generalized. Keywords: children and youth libraries, library work with teenagers and young people, penal institutions, educational colonies for minors, bibliotherapy, library experience.

МОРКОВИНА АННА ЮРЬЕВНА — аспирантка кафедры библиотечной работы с детьми и юношеством Московского государственного университета культуры и искусств

MORKOVINA ANNA YUR'EVNA — doctoral student of Department of library work with children and youth, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: oreshnik2006@yandex.ru © Морковина А. Ю., 2014

Разноплановая социально-культурная работа библиотек с читателями юношеского возраста, находящимися в местах лишения свободы (или на особом учёте), сегодня уже стала нормой библиотечной жизни. Основные затруднения в этой работе вызывает тот факт, что, как отмечают многие компетентные психологи, молодые люди, которые находятся в «конфликте с законом», как правило, не любят читать, а порой просто не могут осмыслить прочитанное. А между тем, как утверждает психолог Чебоксарской республиканской детско-юношеской библиотеки, «психолого-социально-культурная реабилитация несовершеннолетних, проводимая на базе библиотеки, способствует включению подростка в многообразные социально ценные и лично-стно значимые виды деятельности, формирует опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений» [7, с. 7]. Поэтому нужна грамотная, квалифицированная и, возможно, индивидуальная работа библиотечных специалистов по социальной реабилитации этой категории читателей. Другими словами, необходимо развивать и совершенствовать методы «библиотерапии», поскольку она «корректирует личность, развивает самосознание и уверенность в себе и может подготовить к самостоятельной жизни» [4, с. 44].

Публикации в специализированных библиотековедческих периодических изданиях по названной теме встречаются всё чаще; это журналы «Библиотечное дело», «Библиотека», «Библиотека в школе», «Новая библиотека» и другие. Специалисты делятся своим бесценным опытом сотрудничества с пенитенциарными заведениями. И всех объединяет общее стремление — помочь подрастающему поколению стать социально ответственным, грамотным и сознательным, душевно чутким, духовно гармоничным, нравственно сильным.

В тематическом номере журнала «Библиотечное дело» № 15 за 2010 год «Кни-

га в неволе» опубликованы размышления журналиста из Карелии Людмилы Мишиной «Книга в "центре изоляции": Трудный разговор с трудными подростками». Речь в её статье идёт о подростках, попавших в предварительное заключение. Мнение автора: «Жуткий симптом, закономерность, беда-злосчастье — дети из трудных семей и с трудным поведением, как правило, не знают радости упоения любимой книжкой. Эта часть культуры у них была отнята» [3, с. 10].

В. Рыбалова и Т. Кирносова из Белгородской области делятся опытом разработки целевого проекта «Обрети себя». «Его цель

— решение одной из задач личностной психотерапии, а именно — оказание содействия человеку в изменении его отношения к социальному окружению и самому себе» [4, с. 42]. «Одними из главнейших целей в проекте, — пишут авторы, — стали возрождение духовности, обращение к национально-нравственным и культурно-эстетическим традициям русского народа» [4, с. 44].

Белгородцы совершенно справедливо отмечают огромный библиотерапевтический эффект произведений русских классиков

— Гоголя, Бунина, Достоевского и, конечно, Пушкина. Имя Пушкина любому читателю особенно дорого: его лирика «обладает свойством воздействия на душевный настрой личности», большинство произведений «способны ободрить человека, развеять тёмные мысли» [4, с. 44].

Большой опыт сотрудничества с колонией для несовершеннолетних накопила Республиканская юношеская библиотека Татарстана. Согласно договору с Казанской воспитательной колонией, заключённому ещё в 2003 году, «библиотека оказывает информационно-библиографическую, справоч-но-консультационную, методическую поддержку колонии в воспитательной работе»

[1, с. 14].

Совместные планы работы помогают подготовить те мероприятия, которые наиболее актуальны для воспитанников колонии; сотрудничество имеет множество направле-

ний и различные формы. Сотрудники библиотеки считают, что «совместные усилия библиотеки и колонии могут в будущем помочь выбору правильного жизненного ориентира воспитанников, утверждению нравственных устоев и духовности» [1, с. 15].

Очень валена и интересна краеведческая работа, проводимая Республиканской юношеской библиотекой Татарстана. Цикл «Краевед-экспресс» знакомит воспитанников колонии с тысячелетней историей Казани, с её архитектурой, памятниками, рассказывает о казанских деятелях искусства и литературы, учёных, меценатах и тт.д.

Республиканская библиотека помогает колонии и подбором литературы, так как обычно библиотеки при колониях имеют небогатый фонд. Поэтому передача из РЮБ в библиотеку колонии более пятисот экземпляров книг-дублетов и тысячи экземпляров периодических изданий в 2003 году стала большим подспорьем для воспитателей, педагогов и воспитанников колонии.

Ульяновская городская библиотека имени И. А. Гончарова взяла шефство над Димит-ровградской воспитательной колонией для несовершеннолетних. Приезжая к своим несовершеннолетним «пользователям», библиотекари выясняют их читательские вкусы, помогают определиться с выбором книг тем, у кого чтение не является любимым видом отдыха. Оказалось, что подростков интересуют книги и журналы о путешествиях, приключенческая, историческая литература. Библиотека помогла колонии оформить подписку на районные газеты, и ребята с удовольствием стали получать информацию со своей малой родины. А в 2010 году воспитанники колонии по просьбе библиотекарей попытались «заглянуть» в 2025 год и представить себя на пятнадцать лет старше [2, с. 32—33].

С колониями для несовершеннолетних сотрудничают далее научные библиотеки. Например, Белгородская универсальная научная библиотека проводит в Новооскольской женской воспитательной колонии, помимо

бесед и прочих традиционных библиотечных форм массовой работы, и поэтические конкурсы. по итогам такого конкурса в 2010 году Белгородская ОУНБ далее выпустила поэтический сборник «Неледанные цветы». В качестве лее «маститых» поэтов перед воспитанницами колонии выступают студенты Белгородского университета [6, с. 12].

Проект «Духовно-нравственное воспитание и поддерлека чтения в пенитенциарных учреледениях. Актуальность и реализация», подписанный Белгородской ОУНБ и Новооскольской колонией, включает мнолеество важных пунктов: встречи не только с библиотекарями, но и с психологами, юристами, педагогами.

Благодарные отклики подвиленикам из библиотек от тех, кто за свои проступки находится вне общества, заслулеены. Они относятся и к Государственной юношеской библиотеке, и к Государственной детской библиотеке, взявшим «полномасштабное шефство» над различными пенитенциарными заведениями. Самое приятное — это то, что совершившие преступление и раскаивающиеся подростки стали чаще просить подарить им любимую книгу.

В Липецкой областной детской библиотеке с 2010 года началась работа по проекту «Школа миролюбия», разработанному для Усманской воспитательной колонии. Эта работа направлена «на реабилитацию подростков и молодёжи группы риска» [5, с. 36]. В Комплексную программу, состоящую из трёх блоков, легла концепция «личность — социум — культура». М. Г. Трасковская, заведующая отделом мировой и региональной культуры Липецкой областной детской библиотеки, считает: «Библиотека, располагая уникальными терапевтическими ресурсами для оздоровления души, вполне способна вызывать положительные изменения в личности подростка, в чём мы убедились в ходе работы с воспитанниками колонии» [5, с. 37].

Липецкие специалисты надеются, что «диалоговое общение с чутким библиотека-

рем и хорошей книгой, произведениями искусства, попытка творчества, приобщение к современным информационным технологиям» смогут «затронуть эмоционально-чувственную сферу воспитанников, восполнить их эмоциональные потребности», будут способствовать «формированию навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, развитию потребности в самовоспитании» [5].

Совершенно справедливо замечает М. Г. Трасковская, что «в количественном или материальном эквиваленте» измерить успех деятельности библиотекарей, отправляющихся к воспитанникам колоний для несовершеннолетних, невозможно, как «и говорить о ... результатах, наверное, можно будет лишь спустя какое-то время» [5]. Однако «реализация проекта позволила сделать процесс исполнения наказания для несовершеннолетних более гуманным и эффективным» [5].

И снова радует взаимодействие Липецкой ОДБ и библиотеки колонии. Специально приобретённые для колонии книги и мультимедийные издания, «качественная художественная литература» делают, по наблюдениям взрослых, библиотеку более привлекательным местом для ребят, повышают читательский спрос.

Саратовская областная библиотека для детей и юношества имени А. С. Пушкина также занимается с читателями, находящимися «в конфликте с законом». Но, в отличие от коллег из Чувашии, она проводит мероприятия с подростками, уже попавшими в заключение. Прежде всего это Энгельсская колония для несовершеннолетних и её школа (ФКОУ) (директор С. И. Михалёва), сотрудничающая с Пушкинской библиотекой.

Несовершеннолетние получают свободный доступ к книгам — ведь чтение врачует души. Книги берут и в школьной библиотеке, получают в подарок, многие — от общественных организаций. Так, в 2012 году «в День защиты детей председатель Общественной наблюдательной комиссии Саратов-

ской области Таисия Витальевна Якименко привезла в подарок воспитанникам исправительного учреждения более пятисот книг. Ассортимент школьной библиотеки теперь сможет удовлетворить самые разнообразные литературные вкусы подростков: книги по школьной программе, беллетристика, научно-популярные издания и многое другое»1.

Уже более четырёх лет (с 2009 года) примерно раз в месяц сотрудники библиотеки отправляются к своим заключённым «пользователям» (их количество колеблется от 50 до 20) с беседами, презентациями, связанными, прежде всего, с гражданско-патрио-тической тематикой, обзорами современной литературы и литературно-музыкальными композициями. Так, Пушкинским сектором были проведены выступления на темы: «Гордиться славою своих предков...», «Кавалерист-девица Надежда Дурова» (из цикла «Герои 1812 года»), «Перо Гёте» (к Году Германии в России), «Да ведают потомки православных..» (к 4 ноября — Дню народного единства), «Народные игры и спорт в жизни А. С. Пушкина», «Гордиться славою своих предков.» и другие. Более того, с выезда в колонию с новогодней тематикой («Новый год и Рождество на Руси») начинается в последние несколько лет календарный год библиотеки.

В 2013 году воспитанники Энгельсской колонии для несовершеннолетних впервые приняли заочное участие в конкурсах Саратовской областной библиотеки для детей и юношества имени А. С. Пушкина. В феврале на 6-е Пушкинские чтения была представлена работа литературно-краеведческого плана «Пушкин по следам Пугачёва». Её автор получил благодарственное письмо от библиотеки, ставшее, по словам педагогов школы, предметом гордости подростка и его родителей. А в августе преподаватель биологии привезла ещё одну работу на экологи-

1 Осуждённых Энгельсской воспитательной колонии наградили за участие в Пушкинских чтениях /УФСИН России по Саратовской обл. URL: http://64.fsin.su/news/detail. php?ELEMENT_ID=79703

ческий конкурс — «Не только в гости ждёт тебя природа», которая, надеемся, будет отмечена благодарностью, а возможно, и памятным подарком.

О том, насколько важны поездки библиотекарей к воспитанникам колонии, свидетельствуют заметки на официальном сайте УФСИН России по Саратовской области, отправленные преподавателями школы. Так, 4 апреля там можно было прочесть следующее: «Тема традиционной встречи с сотрудником областной библиотеки Анной Юрьевной Морковиной для осуждённых колонии была весьма необычной — "Книги президентского списка"» <...> «Из рассказа Анны Юрьевны я узнал о книге французского писателя Жака Ива Кусто "В мире безмолвия". Меня удивило, что Кусто сам погружался под воду и делал снимки для иллюстраций к своим книгам. Участвовал в испытании батискафа, был директором Океанографического музея в Монако. Меня эта информация очень заинтересовала, обязательно прочитаю эту книгу», — поделился впечатлением один из воспитанников учреждения.

В библиотеке Энгельсской воспитательной колонии представлены книги самой разнообразной тематики. Как признаются подростки, сделать правильный выбор порой очень непросто: кто-то советуется с преподавателями школы, другие следуют примеру одноклассников, уже прочитавших ту или иную книгу. Многие подростки серьёзно относиться к чтению художественной литературы стали, только попав в места лишения свободы. Поэтому рассказ грамотного специалиста о великих писателях был весьма кстати2.

Впечатления от посещения Энгельсской колонии всегда тяжелы: территория за колючей проволокой, жёсткая пропускная система, невозможность вольного передвижения по дорожкам зоны (например, жен-

2 Осуждённых Энгельсской воспитательной колонии наградили за участие в Пушкинских чтениях /УФСИН России по Саратовской обл. URL: http://64.fsin.su/news/detail. php?ELEMENT_ID=79703

щинам без вооружённых сопровождающих ходить там строжайше запрещено). Но сотрудничество библиотеки с осуждёнными подростками даёт свои положительные результаты: подростки всегда здороваются, перед началом выступлений в школе помогают настраивать компьютер, внимательно слушают, задают вопросы. И всегда на выступлениях сотрудников ОБДЮ имени А. С. Пушкина присутствуют учителя, и не обязательно словесники. После беседы, как правило, происходит обсуждение в учительской, формируются новые планы. Такое общение помогает педагогам и библиотекарям тщательно продумать совместные действия по духовно-нравственному воспитанию осуждённых подростков.

На стенде в школьном коридоре постоянно обновляется познавательная информация для воспитанников: о Дне славянской письменности, юбилейных датах Великой Отечественной войны, Олимпиаде в Сочи, о других спортивных событиях. Небольшие заметки о проведённых библиотекой выступлениях публикуются на сайте школы и далее отправляются в ведомственные печатные органы. Много добрых слов мне хочется сказать неравнодушным, отзывчивым преподавателям, которые настраивают попавших в беду старшеклассников на учёбу и саморазвитие в стенах колонии. И в целом, внимание, с которым сотрудники колонии относятся к нашей — библиотечной — деятельности, вызывает желание вновь и вновь приезжать в Энгельсскую колонию с чем-то новым, интересным, чтобы затронуть души воспитанников, которые, хочется верить, найдут правильный путь в жизни.

Работа с юными читателями социально неблагополучных категорий — одно из в а ясных направлений деятельности современных детско-юношеских библиотек по духовно-нравственному воспитанию. Контингент воспитанников подростковых колоний нуждается в профессиональной педагогической деятельности библиотечных специалистов, которая способствует успешной социализа-

ции каждого из попавших в трудную ситуа- ний, должно стать важным акцентом в бога-цию людей. Приобщение к чтению как про- той палитре педагогической деятельности цессу, способному отвлечь от правонаруше- библиотечных специалистов.

Примечания

1. Гусева Е. В. Шаг навстречу // Новая библиотека. 2006. № 12. С. 14—15.

2. Дягилева Л. Ульяновские библиотекари взяли шефство над колонией // Новая библиотека. 2010. № 13. С. 32—33.

3. Мишина Л. Д. Книга в «центре изоляции» // Библиотечное дело. 2010. № 15. С. 10—12.

4. Рыбалова В., Кирносова Т. Ты в этом мире не один: Новый проект адаптации воспитанников колонии к жизни на свободе // Библиотека. 2010. № 7. С. 42—44.

5. Трасковская М. Г. Учимся любить мир вместе // Библиотечное дело. 2011. № 4. С. 36—38.

6. Черкесов В. «Милость к падшим» приходит со словом // Литературная газета. 2010. № 21. С. 12.

7. Яковлева И. В. Дети в конфликте с законом: новые подходы к решению проблемы // Библиотечное дело. 2012. № 8. С. 7.

References

1. Guseva Е. V. Shag navstrechu [Step towards]. Novaya biblioteka [The new library]. 2006, no. 12, pp. 14—15.

2. Dyagileva L. Ul'yanovskie bibliotekari vzyali shefstvo nad koloniey [The Ulyanovsk librarians looked after a colony]. Novaya biblioteka [The new library]. 2010, no. 13, pp. 32—33.

3. Mishina L. D. Kniga v «tsentre izolyatsii» [The book is in the «center of isolation»]. Bibliotechnoe delo [Librarianship]. 2010, no. 15, pp. 10—12.

4. Rybalova V., Kirnosova T. Ty v etom mire ne odin: Novyy proekt adaptatsii vospitannikov kolonii k zhizni na svobode [You in this world not one: The new project of adaptation of pupils of a colony to life on freedom]. Biblioteka [Library]. 2010, no. 7, pp 42—44.

5. Traskovskaya M. G. Uchimsya lyubit' mir vmeste [We learn to love the world together]. Bibliotechnoe delo [Librarianship]. 2011, no. 4, pp. 36—38.

6. Cherkesov V. «Milost' k padshim» prikhodit so slovom [«The favor to fallen» comes with the word]. Literaturnaya gazeta [Literary newspaper]. 2010, no 21, p. 12.

7. Yakovleva I. V. Deti v konflikte s zakonom: novye podkhody k resheniyu problemy [Children in the conflict to the law: new approaches to a solution]. Bibliotechnoe delo [Librarianship]. 2012, no. 8, p. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.