Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание читателей – миссия детско-юношеской библиотеки как целостной интегративной системы (на примере взаимодействия Саратовской обдю им. А. С. Пушкина с вузами г. Саратова)'

Духовно-нравственное воспитание читателей – миссия детско-юношеской библиотеки как целостной интегративной системы (на примере взаимодействия Саратовской обдю им. А. С. Пушкина с вузами г. Саратова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание / детско-юношеские библиотеки / формирование ценностных ориентаций у читателей юношеского возраста / библиотека как интегративная система / социокультурное и информационно-образовательное пространство / spiritual and moral education / children and youth libraries / the formation of value orientations among the readers of adolescence / the library as an integrative system / sociocultural and information-educational space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Макарихина, А Ю. Морковина

Статья посвящена особенностям духовно-нравственного воспитания в современной детско-юношеской библиотеке. Автор раскрывает проблему функционирования детско-юношеской библиотеки в информационном пространстве, описывается роль библиотек данного типа в интеграционных процессах, которые рассматриваются как системообразующий элемент информационно-образовательного пространства. Определяется интегративная роль библиотеки, обеспечивающая эффект целостности информационно-образовательного пространства во внутреннем и внешнем направлениях. Наиболее подробно рассматривается внешнее направление интеграции, в котором предусматривается выход детско-юношеской библиотеки в глобальные информационное и образовательное пространства города, региона, страны, мира. Данный материал представляет интерес как для сотрудников детских, юношеских, детскоюношеских библиотек, так и для исследователей, занимающихся вопросами библиотечнопедагогической деятельности в России на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE READERS IS THE MISSION CHILDREN`S AND YOUTH LIBRARY AS AN INTEGRAL, INTERGATIVE SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF INTERACTION OF THE SARATOV RCYL NAMED AFTER A. S. PUSHKIN WITH THE UNIVERSITIES OF SARATOV)

The article is devoted to the peculiarities of spiritual and moral education in the modern children's and youth library. The author reveals the problem of the functioning of the children's and youth library in the information space, describes the role of libraries of this type in integration processes, which are considered as a system-forming element of the information and educational space. The integrative role of the library is determined, which ensures the effect of the integrity of the information and educational space in the internal and external directions. The most detailed consideration is the external direction of integration, which provides for the access of the youth library to the global information and educational spaces of the city, region, country, world. This material is of interest both for employees of children's, youth, children's and youth libraries, and for researchers dealing with issues of library and pedagogical activity in Russia at the present stage.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание читателей – миссия детско-юношеской библиотеки как целостной интегративной системы (на примере взаимодействия Саратовской обдю им. А. С. Пушкина с вузами г. Саратова)»

УДК 027.625

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ - МИССИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК ЦЕЛОСТНОЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ САРАТОВСКОЙ ОБДЮ ИМ. А. С. ПУШКИНА С ВУЗАМИ

Г. САРАТОВА)

Е.А. Макарихина, А.Ю. Морковина

mac-kate@yandex. ru, oreshnik2006@yandex. ru

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,

г. Саратов, Россия Московский государственный институт культуры, г. Химки, Россия

Аннотация. Статья посвящена особенностям духовно-нравственного воспитания в современной детско-юношеской библиотеке. Автор раскрывает проблему функционирования детско-юношеской библиотеки в информационном пространстве, описывается роль библиотек данного типа в интеграционных процессах, которые рассматриваются как системообразующий элемент информационно-образовательного пространства. Определяется интегративная роль библиотеки, обеспечивающая эффект целостности информационно-образовательного пространства во внутреннем и внешнем направлениях. Наиболее подробно рассматривается внешнее направление интеграции, в котором предусматривается выход детско-юношеской библиотеки в глобальные информационное и образовательное пространства города, региона, страны, мира. Данный материал представляет интерес как для сотрудников детских, юношеских, детско-юношеских библиотек, так и для исследователей, занимающихся вопросами библиотечно-педагогической деятельности в России на современном этапе.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, детско-юношеские библиотеки, формирование ценностных ориентаций у читателей юношеского возраста, библиотека как интегративная система, социокультурное и информационно-образовательное пространство.

Для цитирования: Макарихина Е.А., Морковина А.Ю. Духовно-нравственное воспитание читателей - миссия детско-юношеской библиотеки как целостной интегративной системы (на примере взаимодействия Саратовской ОБДЮ им. А.С. Пушкина с ВУЗами г. Саратова). Казанский лингвистический журнал. 2019; 2 (1): 125-140.

THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE READERS IS THE MISSION CHILDREN'S AND YOUTH LIBRARY AS AN INTEGRAL, INTERGATIVE SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF INTERACTION OF THE SARATOV RCYL NAMED AFTER A. S. PUSHKIN WITH THE UNIVERSITIES OF SARATOV)

E.A. Makarihina, A.Yu. Morkovina

[email protected], [email protected]

Saratov State University N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia Moscow State Library Institute, Khimki, Russia

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of spiritual and moral education in the modern children's and youth library. The author reveals the problem of the functioning of the children's and youth library in the information space, describes the role of libraries of this type in integration processes, which are considered as a system-forming element of the information and educational space. The integrative role of the library is determined, which ensures the effect of the integrity of the information and educational space in the internal and external directions. The most detailed consideration is the external direction of integration, which provides for the access of the youth library to the global information and educational spaces of the city, region, country, world. This material is of interest both for employees of children's, youth, children's and youth libraries, and for researchers dealing with issues of library and pedagogical activity in Russia at the present stage.

Keywords: spiritual and moral education, children and youth libraries, the formation of value orientations among the readers of adolescence, the library as an integrative system, socio-cultural and information-educational space.

For citation: Makarihina E.A., Morkovina A.Yu. The spiritual and moral education of the readers is the mission children's and youth library as an integral, intergative system (on the example of interaction of the Saratov RCYL named after A. S. Pushkin with the universities of Saratov). Kazan Linguistic Journal. 2019; 2 (1): 125-140. (In Russ.)

Внедряющаяся в сфере образования «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» призвана определить комплекс действий специалистов в области педагогики, «адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны,

учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития» [15].

По наблюдениям специалистов Российской государственной библиотеки для молодёжи, многие библиотеки России в течение длительного времени ведут обширную работу по различным направлениям духовно-нравственного воспитания [16]. Ими накоплен немалый и весьма ценный опыт. Однако несмотря на то, что «в период перестройки жизни общества это направление стало одним из самых проблемных в библиотечной деятельности», «библиотечная наука не предложила практикам новых разработок» в области духовно-нравственного воспитания [8].

Одним из главных условий реализации духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе для библиотек является объединение усилий и координация деятельности различных организаций, в первую очередь культурных (библиотеки) и образовательных учреждений. Проблема духовно-нравственного просвещения и воспитания является весьма актуальной в современном российском обществе. Молодежь лишена четких духовных ориентиров. Именно восстановлению этих существенных пробелов (лакун) в развитии молодёжи и призвана служить детско-юношеская библиотека, которая является своеобразным феноменом как субъект библиотечной воспитательной работы.

Специализированные юношеские библиотеки - разновидность универсальных публичных библиотек - стали появляться в Российской Федерации во второй половине ХХ века. В ряде субъектов нашей страны существуют и плодотворно функционируют детско-юношеские библиотеки, многие из которых возникли как особый вид библиотек в 90-е годы при расширении своего возрастного «диапазона», т.е. слиянии кафедр обслуживания детей и юношества. Так, Саратовская областная детско-юношеская библиотека (СОБДЮ) им. А.С. Пушкина перешла в данный статус в 1991 г., (история же этой старейшей российской библиотеки ведётся с 1919 г.).

Согласно «Руководству для публичных библиотек России по обслуживанию молодёжи», «региональная специализированная библиотека для молодёжи (юношества, детей и юношества)» целесообразна в том случае, если она «способна стать для других библиотек региона реально действующей моделью и базой апробации форм и методов работы с молодёжью», «может предлагать инновационные образцы эффективной работы с этой возрастной группой, обеспечивая методическую поддержку всем библиотекам региона, обслуживающим молодёжь, являясь профильным информационно-ресурсным центром для всех организаций региона, работающим с молодёжью, независимо от их ведомственной принадлежности» [11, с. 106].

Одна из важнейших сторон деятельности детско-юношеских библиотек тесно связана с реализацией «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [2]. К сожалению, проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения не предписана «Руководством для публичных библиотек России по обслуживанию молодёжи». Однако правомерность обращения к ней очевидна: детско-юношеские библиотеки России, являясь интегративной системой, как никакой другой воспитательный институт могут и должны продолжать масштабную и многоаспектную деятельность в области духовно-нравственного воспитания читателей на современном этапе. Данная проблема является междисциплинарной, так как стоит в центре внимания одновременно нескольких наук: педагогики, этики, библиотековедения, психологии, социологии.

Сегодня в ряде субъектов Российской Федерации сохранились и плодотворно функционируют детско-юношеские библиотеки до настоящего времени, развиваясь и модернизируясь, сохранившие свою специфику:

1) более широкий диапазон охвата населения (обслуживаются пользователи фактически всех возрастов и социального положения);

2) принципиально иные, в отличие от учебных библиотек, подходы

к формированию личности подрастающего, взрослеющего читателя (не ставя Казанский лингвистический журнал, 2019, том 2, № 1

во главу угла образовательные задачи детско-юношеской библиотеки рекомендуют, просвещают и организуют культурный досуг своих пользователей согласно дифференцированному подходу в работу с каждой возрастной группой);

3) имея более универсальные фонды, в отличие от фондов учебных библиотек (чему способствуют и специально выделенные книгохранилища), детско-юношеские библиотеки имеют больше возможностей удовлетворять разнообразные познавательные запросы подрастающих читателей и взрослого населения;

4) в работе детско-юношеской библиотеки прослеживается принцип системности, планомерности в воспитании и формировании личности (в первую очередь - школьников и студентов);

5) детско-юношеские библиотеки являются более открытой системой, нежели учебные, создавая новые партнёрские связи с учреждениями культуры, общественными и прочими организациями, способными организовать более обширное социокультурное и информативное пространство в каждом регионе, а с помощью современных информационных технологий - в российском и международном масштабе;

6) детско-юношеские библиотеки координируют свою деятельность с учебными библиотеками школ, колледжей, вузов ориентируясь на круг интересов, половозрастные, психологические особенности своей читательской аудитории; проводят совместно с коллегами круглые столы, семинары, творческие лаборатории и другие масштабные мероприятия, свидетельствующие об интеграции в библиотечное и педагогическое сообщество в целом, имея в приоритете воспитание и всестороннее развитие личности гражданина России.

На юношеские и детско-юношеские библиотеки с их богатым опытом возложено множество серьёзных миссий: «Специализированная юношеская библиотека к началу XXI в. сформировалась как культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации

и воспитания молодого человека путем создания благоприятных условий для его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения. Традиции и многолетний опыт работы с юношеством, квалифицированные кадры, ориентированные на потребности молодежи фонд и структура библиотек, полифункциональность и динамичность их развития делают этот вид публичной библиотеки уникальным, имеющим явные преимущества перед другими библиотеками, обслуживающими молодежь. Функции юношеских библиотек: по сути, они являют собой модель библиотечного обслуживания молодежи в регионе, в полном объеме не могут взять на себя никакие другие учреждения. Именно от них юношество получает определенную помощь в реализации своих жизненных устремлений. Состав фонда юношеской библиотеки характеризуется универсальностью и общеобразовательной направленностью с приоритетным комплектованием гуманитарного и научно-популярного характера. Областные юношеские библиотеки выполняют роль научно-методического и координационного центра формирования единого регионального фонда литературы для юношества, организации его рационального использования на основе взаимодействия библиотек разных ведомств. Они разрабатывают и издают методические рекомендации, информационные и библиографические пособия и др. Важное место в их работе занимают выявление, изучение и обобщение передового опыта, наиболее эффективных форм библиотечной работы с юношеством, внедрение их в практику» [13, 152].

Проблема деятельности детско-юношеских библиотек связана с реализацией Программы духовно-нравственного воспитания. Её задача -привлечь внимание школьников и студентов к книге, чтению. В рамках проектной деятельности приоритетным становится духовно-нравственное воспитание, которое невозможно в настоящее время без интегративного, системного подхода, тесного взаимодействия с вузами, колледжами.

Саратовская областная детско-юношеская библиотека (СОБДЮ) им. А.С. Пушкина налаживает партнёрские отношения со всеми вузами города. Наиболее активно проявляют себя Саратовский государственный аграрный университет (СГАУ) им. Н.И. Вавилова, Саратовский государственный университет (СГУ) им. Н.Г. Чернышевского, Саратовская государственная консерватория (СГК) им. Л.В. Собинова, Института развития бизнеса и стратегий Саратовского государственного технического университета (ИРБиС СГТУ).

В рамках партнёрских проектов осуществляются в настоящее время различные просветительские и воспитательные программы Саратовской ОБДЮ им. А.С. Пушкина, как долгосрочные, так и менее продолжительные: выставочная деятельность, циклы бесед, научные чтения, досугово познавательные мероприятия, включая такие масштабные акции «Сумерки в библиотеке», «Ночь культуры», Дни открытых дверей. На это направлены и выступления перед читателями детско-юношеской библиотеки известных писателей, ученых, артистов, творческой интеллигенции Саратова и других городов и даже стран.

Так, заслуживает внимания проект Саратовской ОБДЮ им. А. С. Пушкина «Читаем классику вместе», который реализуется с 2015 года совместно с театральным институтом (факультетом) государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Интеграция заключается в том, что на базе детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина доцент А. И. Спирина и её студенты исполняют как чтецы-волонтёры фрагменты произведений русской классики, в первую очередь А. С. Пушкина, и комментируют их. Возникновению этого проекта способствовал открытый урок Российской государственной библиотеки с участием директора Государственного литературного музея Д. П. Бака 20 октября 2015 года.

Таким образом, студенты одного из ведущих вузов города принимают участие в эстетической и духовно-нравственной воспитательной работе детско-

юношеской библиотеки, популяризируя имя великого русского поэта, имя которого носит библиотека.

С той же целью в Пушкинскую библиотеку в рамках Пушкинских научных чтений приглашаются преподаватели филологического факультета Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Доцент кафедры русской классической и зарубежной литератур, канд. филол. наук О. А. Хвостова выступает с лекциями на открытии Пушкинской декады в детско-юношеской библиотеке; вместе с заведующей сектором, главным библиотекарем А. Ю. Морковиной рассказывают о традициях саратовской филологической школы, пушкинистах, внесших весомый вклад в изучение вопроса о пребывание поэта на саратовской земле [11, с. 42].

С 2016 г. постоянными участниками библиотечных мероприятий в ОБДЮ

им. А. С. Пушкина стали студенты нефилологичеких специальностей

(биологи, химики, геологи), изучающие иностранный язык (преподаватель -

доцент кафедры Е. А. Макарихина). Интеграция заключается в том,

что посещая беседы, интерактивные познавательные программы, творческие

встречи со знаменитыми земляками, студенты СГУ им. Н. Г. Чернышевского

творчески интерпретируют полученные сведения и делают свои сообщения

и мультимедийные презентации по данным темам; они приобщаются к истории

города, пользуются библиотечными фондами, становясь при этом

пользователями детско-юношеской библиотеки. Как пишет С.В. Кузьмина,

с помощью презентации любой материал становится более интересным

и наглядным. «Презентация способствует восприятию нового материала,

его усвоению, ведь, как известно, большинство людей запоминает

5% услышанного и 20% увиденного» [5, с. 212].Также студенты приобщаются

к истории города, обращаясь к библиотечным фондам и становясь при этом

пользователями детско-юношеской библиотеки. Студенты в процессе обучения

иностранному языку готовят на базе библиотеки беседы и лекции и выступают

перед преподавателем, одновременно пользуясь библиотечным помещением

и целым комплексом библиотечных услуг (справочно-библиографического Казанский лингвистический журнал, 2019, том 2, № 1

отдела, читальных залов, отдела информатики иногда редакционно-издательского отдела и т.д.) [6].

Многолетним и плодотворным является сотрудничество Саратовской ОБДЮ им. А.С. Пушкина и СГАУ им. Н. И. Вавилова. Так, более полутора десятилетий на базе детско-юношеской библиотеки проходят Малые Вавиловские научные чтения, способствующие изучению и популяризации имени великого генетика, имя которого тесно связано с Саратовской землей. В 2017 г. научные чтения проходили в формате конференции для студентов колледжей и вузов и были приурочены к 130-летию со дня рождения учёного [1]. Более десяти лет студенты СГАУ им. Н. И. Вавилова принимают участие в Пушкинских научных чтениях с докладами и сообщениями по пушкинской теме. В течение ряда лет «изюминкой» выступлений аграрного вуза были наглядные иллюстрации к сообщениям по теме «Кулинария пушкинского времени» (пироги по рецептам XIX века). Выступая с сообщениями, студенты учатся владеть речью, что очень важно в наши дни, ведь человек, который умеет владеть речью, может влиять на аудиторию. «По мнению многих ученых главную позицию в любой сфере человеческой деятельности занимает вербальная коммуникация, и с этим мнением сложно не согласиться. Для представителей многих профессий очень важно профессионально владеть речью» [4, с. 161].

Начиная с 2013 года в Пушкинских научных чтениях принимают участие иностранные слушатели подготовительного отделения СГАУ им. Н. И. Вавилова из Республики Гана, Алжира, Марокко и других стран. В процессе подготовки к выступлениям слушателей консультируют, репетируют с ними специалисты Пушкинского сектора детско-юношеской библиотеки; студенты-иностранцы, пользуясь библиотечными документами на иностранных языках, параллельно осваивают русский язык и погружаются в мир русской культуры и литературы [13, с. 42]. Обратная связь с Саратовским аграрным университетом им. Н.И. Вавилова осуществляется в участии

библиотечных специалистов в вузовских конференциях по проблемам воспитания студенческой аудитории [12].

Неоспорима роль библиотек для детей и юношества в формировании социокультурного пространства каждого города, региона, страны. Однако выяснением механизма интеграционных процессов библиотек такого типа в современном информационно-образовательном пространстве занимаются немногие специалисты. Пушкинская библиотека постоянно востребована студенчеством Саратова как в информационном плане (пользование грамотно скомплектованными фондами, постоянно пополняющимися литературой, необходимой для занятий, научно-исследовательской деятельности и досуга молодёжи, электронными ресурсами - базой данных, виртуальным МБА и прочими возможностями Интернета), так и в плане самосовершенствования личности, роста гражданской позиции, возможности проявить свои интеллектуальные и творческие способности.

Детско-юношеская библиотека по своему определению является сложным многофункциональным субъектом на стыке культуры и образования. Свою «сверхзадачу» детско-юношеская библиотека видит не только в документно-информационном обеспечении своих пользователей (включая просветительскую деятельность), но и всестороннем воспитании подрастающего поколения, основываясь на дифференцированном подходе к разным возрастным категориям читателей (пользователей).

Ситуация, складывающая сегодня в молодёжной среде по отношению к чтению, книгам, библиотекам, небезнадёжна. Думается, и педагоги, и библиотекари, и сами студенты заинтересованы в своей социальной активности, повышении грамотности, интеллекта, что возможно только для читающего человека.

Литература

1. Гусева Е. Малые Вавиловские научные чтения: «Научное наследие

Н.И. Вавилова и современная наука: к 130-летию со дня рождения» среди Казанский лингвистический журнал, 2019, том 2, № 1

студентов вузов и колледжей // URL: https://www.sgu.ru/structure/biological (дата обращения:20.02.2018).

2. Инькова Л.М. Юношеские библиотеки России к началу нового века // Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб-к. Москва, 2002. Вып. 4. С. 174-181.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. 4-е изд. Москва, 2014. 36 с.

4. Кузьмина С.В. Выполнение проекта «My Scientific Research» студентами магистратуры Института Химии//Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. Сборник научно-методических статей преподавателей иностранных языков вузов России. Саратов, 2018. С. 209-213.

5. Кузьмина С.В. Роль вербальных и невербальных аспектов коммуникации в процессе преподавания // Языковые и культурные контакты в контексте развития гуманитарного образования в Саратовском государственном университете (лингвистический и лингводидактический аспекты): материалы Международной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ: сборник научных статей. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. С.158-162.

6. Макарихина Е.А., Морковина А.Ю. Формирование ценностно-смысловой компетенции студентов университета (на примере сотрудничества СГУ им. Н.Г. Чернышевского и ОБДЮ им. А.С. Пушкина) // Языковые и культурные контакты в контексте развития гуманит. образования в Саратовском гос. ун-те: м-лы Междунар. конф-ции в рамках Междунар. науч. симпозиума, посв. 100-летию гуманит. образ-я в СГУ (25 октября 2017 г.). Саратов, 2017. С. 163-169.

7. Мелентьева Ю.П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. Москва, 2007. 220 с.

8. Монастырёва Г.О. Роль библиотек в духовно-нравственном воспитании молодёжи. // URL: / http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2005/disk/105.pdf (дата обращения: 20.02.2018).

9. Морковина А.Ю. Духовно-нравственное воспитание читателей детско-юношеских библиотек (на примере Саратовской областной б-ки для детей и юношества им. А.С. Пушкина) // Молодёжь в постиндустриальном обществе: Сб-к науч. ст. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф-ции 25 декабря 2012 г. Дюссельдорф - Саратов, 2013. С. 86-89.

10. Морковина А.Ю. Духовно-нравственное воспитание читателей детско-юношеских библиотек (на примере Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Пушкина) // Библиотечное дело-2013: Скворцовские чтения: Мат-лы XVIII международ. науч.-практич. конф-ции 2425 апреля 2013 г. / сост. Л.И. Сальниковой. Ч. I. Москва, 2013. С. 239-242.

11. Морковина А.Ю. «Следовать за мыслью великого человека»: Из истории Пушкинских научных чтений // Библиотека. 2015. № 6. С. 41-42.

12. Морковина А.Ю. Инновационные методы в воспитании студенческой читательской аудитории силами детско-юношеской библиотеки / Инновационные подходы в воспитательной работе современного вуза: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2011. С. 50-52.

13. Морковина А.Ю. О ценности чтения в духовно-нравственном воспитании детей и подростков / Актуальные проблемы детского чтения и подготовки библиотечных специалистов: Сб-к мат-лов III Междунар. науч.-практ. конференции. Москва, 2015. С. 79-83.

14. Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодёжи: Принято Конференцией РБА на XVII Ежегод. сессии 17 мая 2012 г. в Перми. Санкт-Петербург, 2012. 26 с.

15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025): Проект // URL: http://dopedu.ru/attachments/article/538/%D0%A1%D0%. html (дата обращения:10.03.2018).

Казанский лингвистический журнал, 2019, том 2, № 1

16. Третьяков А.Л. Воспитательный потенциал современной школьной библиотеки // URL: / https://cyberleninka.ru/ article/v/vospitatelnyy-potentsial (дата обращения: 10.03.2018).

References

1. Guseva, E. Malye Vavilovskie nauchnye chteniya: «Nauchnoe nasledie N.I. Vavilova i sovremennaya nauka: k 130-letiyu so dnya rozhdeniya» sredi studentov vuzov i kolledzhej [Small Vavilovsky Scientific Readings: "N.I. Scientific Heritage Vavilova and modern science: to the 130th anniversary of the birth" among university and college students] // URL: https://www.sgu.ru/structure/biological (accessed:20.02.2018). (In Russian)

2. In'kova, L.M. (2002). Yunosheskie biblioteki Rossii k nachalu novogo veka [Russian youth libraries to the beginning of the new century] // Bibliotechnoe delo -XXI vek: nauch.-prakt. sb-k. Moskva. Vyp. 4. Pp. 174-181. (In Russian)

3. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia] / A.YA. Danilyuk, A.M. Kondakova, V.A. Tishkova. 4-e izd. Moskva, 2014. 36 p. (In Russian)

4. Kuz'mina, S.V. (2018). Vypolnenie proekta «My Scientific Research» studentami magistratury Instituta Himii [The implementation of the project "My Scientific Research" by graduate students of the Institute of Chemistry] //Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po inostrannym yazykam. Sbornik nauchno-metodicheskih statej prepodavatelej inostrannyh yazykov vuzov Rossii. Saratov. Pp. 209-213. (In Russian)

5. Kuz'mina, S.V. (2017). Rol' verbal'nyh i neverbal'nyh aspektov kommunikacii v processe prepodavaniya [The role of verbal and non-verbal aspects of communication in the teaching process] // YAzykovye i kul'turnye kontakty v kontekste razvitiya gumanitarnogo obrazovaniya v Saratovskom gosudarstvennom universitete (lingvisticheskij i lingvodidakticheskij aspekty): materialy Mezhdunarodnoj konferencii v ramkah Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma, posvyashchennogo 100-letiyu gumanitarnogo obrazovaniya v SGU: sbornik

nauchnyh statej. Saratov: Izdatel'stvo «Saratovskij istochnik». Pp.158-162. (In Russian)

6. Makarihina, E.A., Morkovina A.Yu. (2017). Formirovanie cennostno-smyslovoj kompetencii studentov universiteta (na primere sotrudnichestva SGU im. N. G. Chernyshevskogo i OBDYU im. A. S. Pushkina) [Formation of value-semantic competence of university students (on the example of cooperation SSU N.G. Chernyshevsky and RCYL named after AS Pushkin)] // YAzykovye i kul'turnye kontakty v kontekste razvitiya gumanit. obrazovaniya v Saratovskom gos. un-te: m-ly Mezhdunar. konf-cii v ramkah Mezhdunar. nauch. simpoziuma, posv. 100-letiyu gumanit. obraz-ya v SGU (25 oktyabrya 2017 g.). Saratov. Pp. 163-169. (In Russian)

7. Melenteva,Yu.P. (2007). Biblioteka i yunoshestvo: poiski vzaimoponimaniya [Library and Youth: The Search for Mutual Understanding]. Moscow. 220 p. (In Russian)

8. Monastyreva, G.O. (2018). Rol bibliotek v duhovno-nravstvennom vospitanii molodyozhi [The role of libraries in the spiritual and moral education of youth] // URL: / http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2005/disk/105.pdf (accessed 20.02.2018). (In Russian)

9. Morkovina, A.Yu. (2013). Duhovno-nravstvennoe vospitanie chitatelej detsko-yunosheskih bibliotek (na primere Saratovskoj oblastnoj biblioteki dlya detej i yunoshestva im. A.S. Pushkina) [Spiritual and moral education of readers of children and youth libraries (on the example of the Saratov regional library for children and youth named after A.S. Pushkin)] / A.Yu. Morkovina // Molodyozh' v postindustrial'nom obshchestve: Sbornik nauchnyh statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 25 dekabrya 2012 g. Dyussel'dorf - Saratov: Izd-vo «Press-Licej». Pp. 86 - 89. (In Russian)

10. Morkovina, A.Yu. (2013). Duhovno-nravstvennoe vospitanie chitatelej detsko-yunosheskih bibliotek (na primere Saratovskoj oblastnoj biblioteki dlya detej i yunoshestva im. A.S. Pushkina) [Spiritual and moral education of readers of children and youth libraries (on the example of the Saratov regional library for children and youth named after A.S. Pushkin)] // Bibliotechnoe delo-2013: Skvorcovskie

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казанский лингвистический журнал, 2019, том 2, № 1

chteniya: Mat-ly XVIII mezhdunarod. nauch.-praktich. konf-cii 24-25 aprelya 2013 g. / sost. L.I. Sal'nikovoj. CH. I. Moskva. Pp. 239-242. (In Russian)

11. Morkovina, A.Yu. (2015). «Sledovat' za mysl'yu velikogo cheloveka»: Iz istorii Pushkinskih nauchnyh chtenij [Follow the thought of a great man: From the history of Pushkin's scientific readings] // Biblioteka. № 6. Pp. 41-42. (In Russian)

12. Morkovina, A.Yu. (2011). Innovacionnye metody v vospitanii studencheskoj chitatel'skoj auditorii silami detsko-yunosheskoj biblioteki [Innovative methods in the education of students' readership by children and youth library] / A.Yu. Morkovina // Innovacionnye podhody v vospitatel'noj rabote sovremennogo vuza: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov: Izd-vo SGAU im. N.I. Vavilova. Pp. 50-52. (In Russian)

13. Morkovina, A.Yu. (2015). O cennosti chteniya v duhovno-nravstvennom vospitanii detej i podrostkov [On the value of reading in the spiritual and moral education of children and teenagers] / Aktual'nye problemy detskogo chteniya i podgotovki bibliotechnyh specialistov: Sb-k mat-lov III Mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii. Moskva. Pp. 79-83. (in Russian)

14. Rukovodstvo dlya publichnyh bibliotek Rossii po obsluzhivaniyu molodyozhi [Guide for public libraries of Russia on youth services] Prinyato Konferenciej RBA na XVII Ezhegod. sessii 17 maya 2012 g. v Permi. Sankt-Peterburg, 2012. 26 p. (In Russian)

15. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii (2015-2025): Proekt [Strategy of development of education in the Russian Federation: Project] // URL: http://dopedu.ru/attachments/article/538/%D0%A1%D0%.html

(accessed: 10.03.2018). (In Russian)

16. Tret'yakov, A.L. Vospitatel'nyj potencial sovremennoj shkol'noj biblioteki [Educational potential of the modern school library] // URL: / https://cyberleninka.ru/ article/v/vospitatelnyy-potentsial (accessed: 10.03.2018). (In Russian)

Авторы публикации

Макарихина Екатерина Александровна -

кандидат социологических наук доцент

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского E-mail: [email protected]

Authors of the pulication

Makarihina Ekaterina Aleksandrovna -

Ph.D. in Sociological sciences, Associate Professor

Saratov State University N.G. Chernyshevsky E-mail: [email protected]

Морковина Анна Юрьевна - Morkovina AnnaYurijevna -

аспирант graduate student

Московский государственный институт Moscow State Library Institute

культуры E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 15.01.2019. Принята к публикации 20.02.2019.

УДК 378.147

СОЧЕТАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАКОММУНИКАЦИИ»

С.Е. Никитина

svetlananik2011@yandex. ru

Казанский федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. В данном исследовании раскрывается проблема обучения будущих журналистов иностранным языкам в условиях всемирной глобализации и масштабного развития информационных технологий. Внимание к вопросу изучения иностранных языков продиктовано их особой ролью в профессиональной деятельности журналистов, которая охватывает практически всю мировую географию и включает систематическое общение на иностранном языке с носителями. В условиях постоянных трансформаций меняется не только студенческая аудитория, в частности, студенты направления «Журналистика и медиакоммуникации», на примере которых высокий темп преобразований окружающего мира становится особо заметным в силу специфики их профессии. Высшее образование, функционируя в век «цифры», также претерпевает большие изменения в плане отбора материала и образовательных подходов. В настоящей статье рассматривается Казанский лингвистический журнал, 2019, том 2, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.