А. Ю. Морковкина. Гражданско-патриотическое направление как составляющая часть
References
1. Ushinskiy K. D. Rodnoye slovo (Native word). Ped. soch.: v 6 t. (Pedagogical works: in 6 vol.). Moscow, 1989, vol. 4. 528p.
2. Lesgaft P F. Semeynoye vospitaniye rebenka i yego znacheniye (Family education of the child and his value). Moscow, 1991. 175 p.
3. Ushinskiy K. D. O narodnosti v obshchestvennom vospi-
tanii (About a nationality in public education). Ped. soch.: v 6 t. (Pedagogical works: in 6 vol.). Moscow, 1988, vol. 1, pp. 194-257.
4. Shelgunov N. V. Pisma o vospitanii (Letters on education). Izbr. ped. soch. (Chosen pedagogical works). Moscow, 1954, 404 p.
5. Kapterev P. F. Ob obshchestvenno-nravstvennom razvitii i vospitanii detey (About public and moral development and education of children). Moscow., 1982. 703 p.
УДК 027.625+ 37.011.33
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Морковина Анна Юрьевна -
аспирант кафедры литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством, Институт информационных коммуникаций и библиотек,
Московский государственный университет культуры и искусства E-mail: [email protected]
Статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения как важнейшей составляющей духовно-нравственной воспитательной работы в детско-юношеской библиотеке. Это направление библиотечной деятельности последних десятилетий является актуальным в контексте глобальной проблемы - кризиса духовности современной молодёжи. По мнению ведущих специалистов отечественного библиотековедения, общественных деятелей, публицистов, философов, представителей духовенства, именно библиотека обладает наиболее значительным воспитательным потенциалом, разрабатывая и осуществляя эффективные целевые программы в рамках «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Традиционные формы и методы гражданско-патриотического воспитания в современной библиотеке реализуются с привлечением инновационных, преимущественно мультимедийных технологий. В то же время приоритетными в плане духовного воспитания остаются работа с классикой и современной литературой, «живое» выступление ветеранов войн, священнослужителей, писателей, публицистов, мастеров художественного слова.
Ключевые слова: детско-юношеские библиотеки, гражданскопатриотическое воспитание, духовно-нравственные ориентиры, кризис духовности, формирование личности юного читателя, традиционные и инновационные методы воспитательной работы, воспитательный потенциал русской классической и современной литературы.
DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-105-110
Гражданственность и патриотизм, согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1, с. 5], являются базовыми национальными ценностями. Основная задача гражданско-патриотического воспитания - воспитание гордости за свою
землю, знание и уважение Конституции, герба, флага, гимна страны, изучение патриотических традиций. Общественные деятели, представители духовенства, публицисты, философы призывают воспитывать в детях трепетное отношение к «большой» и «малой» Родине, к семейным традициям.
По наблюдению ведущих специалистов Российской государственной детской библиотеки (РГДБ), в послеперестроечный период в нашей стране понятие «патриотизм» утратило значение, а «если это слово и использовалось, то только в отрицательном плане. Два, а то и три поколения выросли в атмосфере уничижения страны, ориентации на западный образ жизни без учета ментальности народа. Даже само слово “воспитание” было исключено из лексикона ученых и педагогов» [2, с. 5]. Однако с этим нельзя полностью согласиться.
В феврале 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2002-2005 годы» (№ 122). 5 марта 2002 г. состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству по теме «Культура и дети: проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения», а 25 июля 2002 г. министерствами Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, образования и культуры была проведена коллегия «О проблемах
© Морковина А. Ю2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3
формирования духовного мира подрастающего поколения». Эти документы стали определяющими в деятельности детско-юношеских библиотек и привели к высоким результатам. Так, в первом из названных документов, имеющем государственный статус, подчеркивается: «Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [3, с. 23].
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями.
Системой государственных мер предусматриваются разработка программ, циклов и конкретных рекомендаций по усилению патриотической направленности, создание информационной базы данных в сети Интернет и другие существенные меры. Патриотические качества не формируются сами по себе: «В общественном сознании глубокой эрозии подвергаются такие ценности, как любовь к Отечеству, верность героическим традициям прошлого, чувство долга и понятие чести. Поэтому вопросы формирования патриотического менталитета всё чаще рассматриваются в контексте глобальной проблемы -кризиса духовности» [4, с. 38].
Важным звеном в системе мер по воспитанию у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма является деятельность детско-юношеских библиотек. Их многообразная деятельность неразрывно связана с духовнонравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Любые мероприятия библиотек имеют целью приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины. Патриотизму невозможно научить без любви к художественному слову, именно потому в данном воспитательном процессе чрезвычайно важна роль книги, детской и юношеской библио-
теки, учитывающей психологические и индивидуальные различия юных читателей разных возрастных групп.
Библиотечная работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию в рамках целевых программ «позволяет выстроить систему мероприятий, сделав их более эффективными» [5, с. 25]: традиционные методы сегодня сочетаются с медиатехнологиями. Проводятся «библиомосты», виртуальные «круглые столы», разрабатываются слайд-презентации; наряду с этим продолжают пользоваться популярностью читательские конференции, диспуты, встречи с поэтами и писателями, обзоры современной литературы, презентации книг, «уроки неравнодушных», беседы на темы нравственности [5, с. 24].
Анализ опыта работы детских библиотек России показывает, что они давно работают в актуальных направлениях государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» [6, с. 5], используя весь арсенал форм и методов библиотечной деятельности. При этом многие библиотеки не только включились в региональные программы патриотического воспитания, но и разрабатывают собственные.
В воспитательной работе неоценима помощь различных социальных учреждений, отделов образования, психологов, социологов. «Не хотим, чтобы нынешняя молодёжь оказалась в стороне от происходящего в стране, городе, школе. Мы воспитываем наших читателей на примере героев книг, людей с интересной биографией», - заявляют библиотекари Омска [7, с. 42].
Заслуживают внимания многие региональные библиотечные программы по воспитанию гражданско-патриотической и нравственной позиции своих читателей. Так, в Курской областной библиотеке для детей и юношества это целевая программа «Память России», в Липецкой областной библиотеке для детей и юношества -программы «Честь имею», «Они сражались за Родину», «Военная слава России», в Воронежской областной детской библиотеке - программа «Эхо войны на карте Воронежской области». Три блока программы по гражданско-патриотическому воспитанию Мурманской областной библиотеке для детей и юношества освещают темы «Листая страницы истории», «Мой край Заполярным зовется», «Есть такая профессия - Родину защищать». Выполнение этих и многих других программ предусматривает целый комплекс мероприятий как для детей, так и для самих библиотекарей. Наиболее распространенными формами работы являются массовые мероприятия, направленные на раскрытие фонда документов детских
106
Научный отдел
А. Ю. Морковкина. Гражданско-патриотическое направление как составляющая часть
и юношеских библиотек. Сильными сторонами данных программ является стремление к координации усилий разных социальных институтов, общественных организаций, фондов и прочих структур. Деятельность детских и юношеских библиотек в этом направлении трудно переоценить: «Немаловажной является и стоящая перед библиотеками педагогическая задача помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей, в развитии общественно-политической и нравственной защищенности от псевдокультурных и псевдонациональных вторжений в сознание ребенка, в организации всей жизни и деятельности юного читателя как нравственно ориентированной, а значит, и патриотичной личности» [8, с. 9].
Саратовская областная детско-юношеская библиотека им. А. С. Пушкина на протяжении своей 95-летней деятельности выполняет социальный заказ: патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это направление является фундаментальной основой просветительской и воспитательной работы. С 1992 г. в детско-юношеской библиотеке был организован сектор краеведения. Здесь пользуется популярностью лекторий по краеведению с темами: «Здесь сердцу дорог каждый уголок», «Выдающийся ученый мира (об академике И. И. Вавилове)», «Они прославили наш край (о первооткрывателях и изобретателях - саратовцах)», «Поэты пушкинской поры в Саратовском крае». К краеведческой работе привлекаются сотрудники учебных заведений города, внешкольные учреждения дополнительного образования, городская станция туристов, краеведов и экологов, дворцы творчества юных, областная станция «Поиск», музеи, политические партии, общественные молодежные организации, областная редакция «Книги памяти». Воспитанию патриотизма и гражданственности служит пропаганда российской символики. В организации мероприятий по этой теме специалисты библиотеки используют, помимо книг, электронные ресурсы: «Президент России - гражданам школьного возраста», «Государственная символика Российской Федерации».
Совместно с областным центром патриотического воспитания для старшеклассников и учащихся колледжей проводятся циклы бесед и обзоров о Днях воинской славы России с обязательным привлечением краеведческого материала («Символы нашего края», «Галерея великих соотечественников», «Есть чем Саратову гордиться и есть что миру показать») [8].
К 200-летию Отечественной войны 1812 г. и победы русских войск (2012 г.) был разработан и проведен цикл выставок и бесед в сопровождении CD-презентаций «Генералы двенадцатого года»: «Надежда Дурова - кавалерист-девица», «Раевский - слава наших дней», «Новобранец двенадцатого года» (об И. И. Лажечникове), «Матвей Платов - атаман войска Донского», «П. Я. Чаадаев - гусар-философ», «Поэт и партизан Денис Давыдов». В настоящее время библиотека разрабатывает циклы мероприятий, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. По инициативе ОБДЮ им. А. С. Пушкина разработаны областные конкурсы творческих работ «Читаем о войне и о Победе», «Расскажи мне о войне»: наградой авторам лучших работ служит поездка в город-герой Волгоград.
Благодаря многообразию форм работы существенно возрастает интерес к книгам о Великой Отечественной войне. С 2012 г., по инициативе Волгоградской областной юношеской библиотеки, саратовцы участвуют в межрегиональной акции «Читаем детям о войне». Своеобразный библиотечный флэшмоб проводится ежегодно накануне 9 мая: в 2014 г. все участники акции «Читаем детям о войне» прочли детям рассказ саратовского писателя-фронтовика Бориса Фёдоровича Озёрного «На подступах к Берлину» из цикла «Рассказы разведчика». На акции присутствовала дочь писателя С. Б. Дурнова, подарившая слушателям-школьникам сборник его фронтовой лирики; лучшие отзывы участников акции размещены на сайте Саратовской ОБДЮ им. А. С. Пушкина.
Патриотическое воспитание осуществляется библиотекой и в трансляции культурного наследия выдающихся ученых города: на протяжении почти двух десятилетий учёные Саратовского агроуниверситета им. Н. И. Вавилова помогают библиотекарям организовывать Малые Вавилов-ские чтения, общественная организация «Центр “Поиск”» - Гагаринские чтения, которые проходят в г. Энгельсе на базе музея Дальней авиации» [9, с. 213].
Однако основной задачей библиотек остается приобщение подрастающего поколения к главной духовной ценности - книге. «Классические произведения есть в каждой библиотеке. Сегодня они становятся всё более востребованными, так как перекликаются с острыми проблемами современной реальности. Не случайно Российская государственная и Российская национальная библиотеки, выполняя правительственную программу, занимаются оцифровкой классики. Этот проект позволит сделать лучшие её образцы
Педагогика
107
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3
доступными любому пользователю сети Интернет» [5, с. 23]. «Наша задача - вернуть обществу уважение к книге, показать, что когда речь идёт о формировании умственной и духовной культуры, библиотека оказывается вне конкуренции» [7, с. 42].
Среди отечественных авторов, чьи тексты привлекаются для прочтения и анализа, - ставшие классиками ХХ в. В. Распутин, А. Лиханов, А. Приставкин, В. Тендряков и многие другие. Многие современные прозаики и поэты, пишущие для детей, продолжают духовные традиции русской классической литературы; это подтверждается и в сегодняшней публицистике, в выступлениях писателей на научно-практических конференциях, «круглых столах». Но ряд авторов делает акцент на «развлекательности», отчего их тексты довольно поверхностны: «Литература для детей в стремлении лишь позабавить ребёнка лишилась главных своих достоинств: чувства сострадания, способности персонажей к глубоким душевным переживаниям и раздумьям. В массе своей она стала слишком поверхностной. В принципе, она отразила те явления, которые развивались в России: “человек государственный” превратился в “человека частного”», - утверждает В. Воскобойников, автор серии «Жизнь замечательных детей» [10, с. 6-7]. Писатель убеждён: литература и для детей и подростков конца ХХ - начала XXI в. представляет в большинстве своем «кальку с европейских и американских энциклопедий не первой свежести», в то время как «старой познавательной детской книге был присуще и чувство гордости за выдающихся российских людей и их достижения и подвиги» [10, с. 11].
Однако по единодушному мнению педаго-гов-словесников, воспитателей, многих родителей, остаётся актуальной проблема современных произведений гражданско-патриотического направления: «... вскрываются страшные истины <...> несмотря на изучение истории в школе, чтение произведений о Великой Отечественной войне в рамках большинства программ по литературе, многие наши сограждане <...> весьма туманно представляют себе, кто и как воевал в то далёкое для них время, кто победил и какова была цена этой Победы <.> такое происходит не по вине учителей, и даже не по “вине” программ по литературе» [11, с. 21-22]. «Сегодня, как никогда, ненавязчивое руководство чтением необходимо для того, чтобы указать читателям-школьникам возможные векторы читательского развития, пути познания мира и человека. При этом <. > ученикам, достигшим большего читательского развития, всегда предлагаются до-
полнительные произведения - благодаря этому списки являются открытыми, вариативными и дополняемыми» [11, с. 24].
Благодаря тому, что современные конкурсы детских писателей проводятся зачастую в сети Интернет (например, ставший уже популярным конкурс «Книгуру»), причем с указанием возрастных категорий, юные читатели могут, ориентируясь на свой возраст, познакомиться с текстами и отправить читательский отзыв на сайт. Детские библиотеки в данном случае осуществляют координационную работу. Победителем «Книгуру» 2011 г. стала повесть Э. Веркина «Облачный полк». Изданное массовым тиражом, теперь это произведение предлагается методистами для прочтения по ряду причин: «ученики 14-17 лет больше доверяют оценке событий прошлого своих современников, считают, что современные историки и литераторы менее предвзяты...» [11, с. 25]. Повесть «Облачный полк», по мнению библиотечных специалистов, актуальна для внеклассного чтения при подготовке школьников к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Подводя итог вышесказанному, отметим: среди задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями при изучении современных произведений о войне, важными являются: формирование положительного отношения к прошлому Отечества; помощь в поиске жизненных ориентиров, базирующихся на нравственных основаниях; развитие национального самосознания учащихся; развитие мотивации к осмыслению как проблем современности, так и «вечных вопросов» русской литературы и русской истории.
Детские и юношеские библиотеки России накопили большой опыт в использовании различных форм и методов раскрытия своих фондов, приобщения детей, подростков, юношества к чтению литературы, способствующей формированию патриотизма. Однако остаются проблемы и в обобщении всего опыта работы по патриотическому воспитанию в библиотеках страны, и в разработке системы научного и методического обеспечения этого важного направления работы детско-юношеских библиотек. Выполнение этих задач является одним из приоритетных направлений современной библиотечной работы с подрастающим поколением.
Список литературы
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4-е изд. М., 2014. 23 с.
2. Патриотическое воспитание в детских библиотеках России /сост. Н. В. Бубекина. М., 2002. 36 с.
108
Научный отдел
А. Ю. Морковкина. Гражданско-патриотическое направление как составляющая часть
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2002-2005 годы”». URL: http://docs.cntd.ru/document/901781482 (дата обращения: 12.03.2015).
4. Литвинова К., Игнатова Л. Её величество - Совесть : Вторые городские чтения «Патриот. Гражданин. Читатель» // Библиотека. 2012. № 9. С. 38-40.
5. Гурьян З., Шинникова В. Золотая коллекция : методики работы с подрастающим поколением // Библиотека. 2012. № 12. С. 23-25.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы Российской Федерации на 2011-2015 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795. URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения: 15.03.2015).
7. Мёрзлая В. А. Звезда человечности // Современная библиотека. 2013. № 5. С. 40-42.
8. Гражданско-патриотическое воспитание в Саратовской областной библиотеке для детей и юношества им. А. С. Пушкина. URL: /http://vmo.rgub.ru/ lib_activity/reports/saratov_10.php. (дата обращения: 14.04.2015).
9. Белоглазова А. Б. Воспитание национальной гордости и патриотических чувств на примере работы с молодёжью по краеведению // Библиотека и патриотическое воспитание молодёжи в современной России : тез. докл. науч.-практ. конф. (Волгоград, 20-21 апреля 2004 г.) / сост. И. А. Знаменьщикова. Волгоград, 2005. С. 210-214.
10. Воскобойников В. М. Тема патриотизма в литературе для детей : давно, вчера и сегодня, а завтра? / От Кремля и до Кремля едина русская земля : тез. докл. науч.-практ. конф. «Патриотические ценности современной детской литературы : проблемы и достижения на всероссийском и региональном уровнях» : в 2 ч. Н. Новгород, 2010. Ч. 1. С. 6-7.
11. Кутейникова Н. Е. Чтение литературы о Великой Отечественной войне современными школьниками : размышления в процессе изучения прозы на уроках и вне их // Литература в школе. 2014. № 5. С. 21-27.
Civil and Patriotic Direction as Part of the Spiritual and Moral Upbringing of yhe Youth Library
A. J. Morkovina
Moscow State University of Culture and Arts 7, Bibliotechnaya str., Moscow reg., Himki, 141406, Russia E-mail: [email protected]
The article is devoted to civil and Patriotic education of the younger generation as the most important component of the spiritual and moral upbringing of the youth library. This direction of the library activity of the last decades is relevant in the context of the global problem of the crisis
of spirituality of the modern youth. According to the leading specialists of the national library science, public figures, writers, philosophers, clergy, it was the library has the most significant educational potential, developing and implementing effective target program in the framework of the Federal program of spiritual and moral education of children and youth. Traditional forms and methods of children's upbringing in modern library implemented with attraction of innovative, mainly multimedia technologies. At the same time a priority in terms of spiritual education will be working with classics and modern literature, “live” presentation of veterans of wars, clergymen, writers, publicists, masters of artistic word.
Key words: children and youth libraries, civil and patriotic education, spiritual and moral guidance, spiritual and moral guidance, crisis of spirituality, sharping the personality of the young readers, traditional and innovative methods of educational work in the library, educational potential of Russian classical and modern literature.
References
1. Danilyuk A. Y, Kondakov A. M., Tishkov V A. Kont-septsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii (The concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia). 4 ed. Moscow, 2014. 23 p.
2. Bubekina N. V Patrioticheskoe vospitanie v detskikh bibliotekakh Rossii (Patriotic upbringing of children’s libraries in Russia). Moscow, 2002. 36 p.
3. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 16 fevralya 2001 g. № 122 «O gosudarstvennoy programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2002-2005 gody”» (The decree of the Government of the Russian Federation of February 16, 2001, № 122 «On the state program “Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2002 - 2005”»). Available at: http://docs.cntd.ru/document/901781482 (accessed 12 March 2015).
4. Litvinova K., Ignatova L. Ee velichestvo - Sovest: Vtorye gorodskie chteniya «Patriot. Grazhdanin. Chitatel» (Her Majesty - Conscience: the Second city reading «Patriot. The ^dzem Reader»). Biblioteka (Library), 2012, no. 9, pp. 38-40.
5. Guryan Z., Shinnikova V Zolotaya kollekciya: Metodiki raboty s podrastayushchim pokoleniem (Golden collection: the Methods of work with the younger generation). Biblioteka (Library), 2012, no. 12, pp. 23-25.
6. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospita-nie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2011-2015 gody». Utverzhdena postanovleniem pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 5 oktyabrya 2010 g. № 795. (The state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2011-2015» approved by decree of the Government of the Russian Federation of 5 October 2010, no. 795) Available at: http://archives.ru/programs/ patriot_2015.shtml (accessed 15 March 2015).
7. Merzlaya V A. Zvezda chelovechnosti (Star humanity). Sovremennaya biblioteka (Modern library), 2013, no. 5, pp. 40-42.
8. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie v Saratov-skoy oblastnoy biblioteke dlya detey i yunoshestva
Педагогика
109
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3
im. A. S. Pushkina (Civil-patriotic education in Saratov regional library for children and youth n. A. S. Pushkin). Available at: http://vmo.rgub.ru/lib_activity/reports/ saratov_10.php (accessed 4 April 2015).
9. Beloglazova A. B. Vospitanie natsionalnoy gordostipa-trioticheskikh chuvstv naprimere raboty s molodezhyu po kraevedeniyu (The education of national pride, patriotism on the example of youth work on local history). Bibliote-ka i patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennoy Rossii: tez. dokl. nauch.-prakt. konf. (Volgograd, 2021 apr. 2004) (Library and Patriotic education of youth in modern Russia: materials of the scientific-practical conference on {Volgograd, 20-21 Apr. 2004}). Volgograd, 2005, pp. 210-214.
10. Voskoboynikov V M. Tema patriotizma v literature dlya detey: davno, vchera i segodnya, a zavtra? (The theme of patriotism in the literature for children: a long time ago,
yesterday and today, and tomorrow?). Ot Kremlya i do Kremlya edina russkayazemlya: tez. dokl. nauch.-prakt. konf. «Patrioticheskie tsennosti sovremennoy detskoy literatury: problemy i dostizheniya na vserossiyskom i regional’nom urovnyakh»: v 2 ch. (From the Kremlin and the Kremlin unified Russian land: materials nauch.-practical conference «Patriotic values of modern children’s literature: problems and achievements at national and regional level»: in 2 parts). Nizhniy Novgorod, 2010. Part 1, pp. 6-7.
11. Kuteynikova N. E. Chtenie literatury o Velikoy Otechest-vennoy voyne sovremennymi shkolnikami: razmyshleni-ya v protsesse izucheniya prozy na urokakh i vne ikh (Reading books about the great Patriotic war, modern schoolchildren: reflections in the process of study of prose in the classroom and beyond). Literatura v shkole (Literature in school), 2014, no. 5, pp. 21-27.
УДК 378.14
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, МАГИСТРОВ И АСПИРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АГРАРНОГО ВУЗА
Павлова Наталия Ивановна -
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и культуры речи, Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова E-mail: [email protected]
Содержание вузовской социализации - педагогический процесс, направленный на формирование компетенций, структурированных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального и высшего образования, социокультурной среды, необходимой для социализации личности, воспитание личностных качеств будущего специалиста, конкурентоспособность и востребованность которого зависит от уровня полученных им знаний в области основ наук и в процессе социальной адаптации. Языковая компетентность, основанная на языковой компетенции, представляет собой результат освоения языковой системы и овладения сведениями о языковых единицах, которая формируется благодаря институциональному механизму, модульной системе, активным методам обучения, личности преподавателя.
Ключевые слова: языковая компетентность, компетенция, социализация личности студентов, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, институциональный механизм, активные методы обучения, мотивация.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2015-15-3-110-115
Высшие учебные заведения играют большую роль в социализации личности студента, и именно образовательное пространство вузов формирует социальную зрелость. Основными этапами
социализации студентов являются адаптация, интеграция в вузовское сообщество (становление как субъекта обучения, приобретение знаний, умений, профессиональных и личностных качеств), формирование и совершенствование личности будущего специалиста, саморазвитие и самосовершенствование в различных видах деятельности [1, с. 2].
Под содержанием вузовской социализации мы понимаем педагогический процесс, направленный на формирование общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций, формирование социокультурной среды, необходимой для социализации личности, воспитание личностных качеств будущего специалиста, конкурентоспособность и востребованность обществом которого зависит от уровня полученных им знаний, умений и навыков не только в области основ наук, но и в процессе социальной адаптации.
Образовательное пространство Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова характеризуется своими струк-
© Павлова Н. И., 2015