http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 378
DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-71-76
Анна Сергеевна Нефедова,
кандидат педагогических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]
Патриотическое воспитание студентов в современном вузе
Патриотическое воспитание молодёжи является одним из главных вопросов в развитии России. Об этом свидетельствуют нормативные документы. Анализ педагогической литературы показывает, что вопросу патриотического воспитания постоянно уделялось внимание как в теории, так и в практике. В настоящее время в образовательной политике патриотическое воспитание является приоритетным направлением. Именно в высшей школе происходит становление гражданской позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей. От взглядов молодёжи во многом зависит судьба государства: сохранение культуры, истории, национального и духовного единства. Однако снижение воспитательного потенциала высшей школы привело к тому, что у молодого поколения изменилось отношение к духовно-нравственным ценностям, идеалам, происходит деградация патриотического сознания у значительного числа студентов, ослабление личной мотивации к формированию патриотических качеств, необходимых для патриота своей страны. Особое внимание вызывает тот факт, что в поступках молодёжи проявляются такие негативные факты, как ложь, конформизм, индифферентность в отношении аморальных поступков, проявление безнравственности, цинизма. В то же время вузы имеют все возможности для патриотического воспитания студентов как в процессе обучения, так и во внеаудиторное время. Всё это позволит по-новому взглянуть на формирование понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», которые выступят основой идеологии терпимости, культуры межнациональных отношений, уважения к старшим, любви к родному краю и стране, готовности нести личную ответственность за судьбу своей страны.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриот, ценности, методологические подходы, воспитательный процесс
Введение. Преобразования XXI века для России стали началом в формировании гражданского общества, перехода к рыночной экономике, признания человека высшей ценностью. Данные изменения позволили определить новые ориентиры на процесс воспитания. Воспитание патриотизма стало главной необходимостью для подрастающего поколения.
В Российской Федерации разрабатываются и реализуются многочисленные программы, посвящённые патриотическому воспитанию молодёжи: Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 годы от 23.05.2015 г. № 497, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29.05.2015 г. № 996-р, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30.12.2015 г. № 1493.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что патриотическое воспитание
молодёжи является одним из ведущих направлений государственной политики России. Сегодня перед высшей школой ставится задача - воспитание патриота, для которого бы понятия «Родина, «честь», «любовь», «история», «память» и другие стояли во главе всех жизненных ценностей [2]. Воспитание и обучение в высшей школе - главные составляющие процесса становления гражданской позиции будущего специалиста. От его социальной позиции и взглядов зависит демократическое и социально-экономическое развитие страны. Однако снижение значения воспитательного потенциала культуры, истории, литературы, образования привело к преобладанию у определённой части молодёжи приоритета массовых прагматических ценностей и «поп-культуры». Рост информированности молодого поколения, процессы демократизации и создание многопартийной системы привели к ломке прежних ценностей и поиску новых нравственных ориентиров.
© Нефедова А. С., 2018
71
В современных условиях воспитательная работа в вузе является одной из ключевых направлений содержания образования, направленная на формирование гражданина своего Отечества, готового к преобразованию края и Родины в целом в русле традиций и духовных ценностей своего народа и нравственных идеалов всего человечества.
Методология и методы исследования. Сегодня в науке разработан понятийно-терминологический аппарат воспитания патриотизма. Учёными излагаются различные точки зрения на данный вопрос. Рассмотрены методологические подходы патриотического воспитания (на основе природо-сообразного, культурологического, аксиологического, деятельностного и др.), цель, сущность, задачи, специфика содержания и организация патриотического воспитания молодёжи.
В своей работе мы использовали следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, систематизация, обобщение и др.) и эмпирические (наблюдение за поведением студентов, устные опросы, анкетирование).
Использование теоретических методов показывает, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из значимых проблем общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества. С момента возникновения государства и по сегодняшний день сохраняется неизменный интерес учёных, политиков к рассматриваемому вопросу.
Для получения достоверных данных мы использовали эмпирические методы исследования, которые позволили определить уровень патриотического воспитания студентов, их опыта патриотической деятельности; выявить проблемы и противоречия с целью дальнейшей коррекции воспитательного процесса в вузе.
Результаты исследования и их обсуждение. Понятие «патриотизм» имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе.
Данное понятие в «Педагогическом словаре» рассматривается следующим образом: «Любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели»1.
1 Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. За-кирова. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
В «Российской педагогической энциклопедии» даётся следующее определение: «Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям»2.
Проанализировав данные источники литературы, мы рассматриваем понятие «патриотизм» как одно из стержневых качеств личности, основанных на развитии готовности к сознательному служению Отечеству [10].
В ходе исследования удалось выяснить, что патриотизм имеет структурные составляющие: патриотическое сознание, чувства, мотивы, деятельность [Там же].
Анализ исследований отечественных педагогов, мыслителей (А. Н. Вырщиков, В. И. Лутовинов, Н. В. Ипполитова и др.) показал, что патриотизм как стержневое качество личности формируется путём целенаправленного, целостного патриотического воспитания [1].
К патриотическому воспитанию молодого поколения обращалось много мыслителей, которые рассматривали данный вопрос с разных аспектов. Так, Л. Ф. Спирин и Л. Р. Болотина изучали его в рамках идейно-политического воспитания; Н. Е. Щуркова, И. Ф. Харламов - как часть нравственного; Т. А. Ильина, И. Т. Огородникова выделяют в самостоятельный раздел [4].
Мы понимаем патриотическое воспитание как процесс, направленный на становление патриотического сознания личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству; уровень развития патриотических чувств; готовность к сознательному служению Родине и опыт субъектной деятельности на благо своего народа.
Главная цель патриотического воспитания - воспитание гражданина своего Отечества, готового к преобразованию края и Родины в целом в русле традиций и духовных ценностей своего народа и нравственных идеалов всего человечества [10].
2 Российская педагогическая энциклопедия / под ред. Э. Д. Днепрова. - М.: Большая рос. энцикл., 2009. -669 с.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
1. Изучение студентами системы приоритетных ценностей, которые являются основой духовно-нравственного развития личности.
2. Обогащение эмоционально-ценностной сферы личности и развитие патриотических чувств.
3. Систематическое накопление и обогащение опыта на благо общества, государства.
Обобщение результатов исследований разных учёных позволило выделить следующие компоненты патриотического воспитания: мотивационный; когнитивный, деятель-ностный.
Ряд исследователей (В. В. Пионтков-ский, В. Г. Паутов, Н. М. Снопко и др.) патриотическое воспитание рассматривают как отдельное направление воспитательной работы и показывают взаимосвязь с другими направлениями (духовно-нравственным, трудовым, эстетическим, этнопедагогическим и другими видами воспитания) [4; 6; 8].
Для исследования актуальности рассматриваемой проблемы мы выявили уровень патриотического воспитания студентов факультета естественных наук, математики и технологий. В анкетировании приняли участие студенты 2, 3, 4-х курсов по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» Забайкальского государственного университета (всего 41 чел.). Нами была поставлена следующая цель исследования -узнать уровень патриотического воспитания студентов, выявить проблемные точки с целью коррекции воспитательного процесса.
В нашем исследовании использовались следующие диагностические методы: метод наблюдения, беседа, анкетирование, работа с группами во внеаудиторное время.
Респонденты отвечали на вопрос: «В чём, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявляется патриотизм молодого человека?». В результате были даны следующие ответы:
- в отличной учёбе - 30 %;
- в выполнении воинского долга - 15 %;
- в потребностях в достойном, самоотверженном служении Родине - 15 %;
- в бизнесе и т. д. - 40 %.
На вопрос «Что для Вас является наиболее важным в жизни?» - были получены следующие ответы:
- любовь к близким, родственникам -
- самосовершенствование себя - 8 %;
- финансовое благополучие - 30 %;
- восстановление России как мировой державы - 7 %.
При ответе на вопрос «Какие факторы, на Ваш взгляд, оказывают наиболее негативное влияние на развитие у Ваших сверстников патриотических качеств?» были получены следующие результаты:
- негативное влияние одногруппников, друзей - 9 %;
- недостаточное внимание преподавателей воспитательной работе - 18 %;
- отсутствие понятной национальной идеи в обществе - 28 %;
- не всегда можно проявить себя в положительном поступке - 15 %;
- противоречивая обстановка в государстве - 30 %.
На вопрос «Какие источники информации играют в Вашем понимании патриотизма ведущую роль?» студенты ответили следующим образом:
- знания, полученные от педагогов - 25 %;
- факты, полученные от близких - 15 %;
- примеры друзей, отслуживших в армии - 28 %;
- информация средств массовой печати - 20 %;
- чтение художественных произведений - 12 %;
- личное участие в деятельности - 10 %.
При ответе на вопрос «Принимали ли
Вы в последнее время участие в мероприятиях патриотического характера (круглый стол, туристско-краеведческие походы, праздники)?» были получены следующие результаты:
- часто - 39 %;
- постоянно - 46 %;
- от случая к случаю - 11 %;
- не было желания - 4 %.
Респонденты, отвечая на вопрос «С
какого возраста и в каких формах надо осуществлять патриотическое воспитание молодёжи?» считают:
- начинать надо с самого раннего возраста в двух основных направлениях: моральном плане и плане физического воспитания - 35 %;
- начинать с дошкольного возраста, в таких формах, как чтение книг, беседы, экскурсии на мемориал боевой и трудовой славы - 45 %;
- надо начинать с воспитания самих родителей, привлекать к патриотическому
воспитанию детей через семейные архивы, фотоальбомы, рассказы о родственниках, участниках Великой Отечественной войны - 20 %.
Итак, проведённое исследование показало, что основные духовно-нравственные ценности студентов сформированы слабо. Они недооценивает роль и значение патриотизма. На первое место ставят материальные ценности, которые приносят наибольшее удовлетворение. Гораздо ниже ими оценивается приобщение к ценностям духовной культуры, литература, наука; умение быть полезным обществу; активное участие в решении проблем, стоящих перед Россией. Нет понимания всей сложности и противоречивости процессов, явлений, происходящих в обществе. У молодых людей слабо выражены духовно-нравственные чувства, в том числе испытываемые в связи с необходимостью выполнения патриотического долга. Они скептически оценивают роль и значение общественно-политической деятельности в объединениях молодёжи, не желают реали-зовывать свой потенциал в интересах общества. Имеют слабое представление о своём месте и роли в выполнении этой обязанности. Прослеживается явно ограниченный жизненный опыт; слабо развиты навыки и умения выполнения задач в составе группы. Низкими являются социальная активность, работоспособность, отсутствует культура труда и общения.
Таковы основные характеристики, особенности современного молодого человека как типичного представителя определённой социально-возрастной группы. Учёт этих особенностей очень важен в решении общих задач патриотического воспитания, в определении его содержания. Практика показывает, что вуз имеет всё необходимое для патриотического воспитания студентов. Знания, полученные на занятиях, студент не сможет применить, если не будет регулярно участвовать в патриотической деятельности. Данная деятельность чрезвычайно многогранна: это военно-спортивные игры, спортивные соревнования и эстафеты, сборы, студенческие объединения (дружина по охране общественного правопорядка, спасательный отряд ЗабГУ, открытая ассоциация волонтёрских
студенческих отрядов «ГородОК» и др.); участие в вахте памяти, поисковой деятельности, спартакиаде, уроках мужества, посещение всевозможных выставок и т. д. Студентам предлагают элективные курсы: «Методика воспитательной работы», «Патриотическое воспитание молодёжи» и др. Большую роль в организации воспитательной работы оказывают: органы внутренних дел, войсковые части г. Читы; общественные организации (Комитет солдатских матерей и др.).
Заключение. В настоящее время одной из главных проблем российского общества является патриотическое воспитание молодёжи. Важность патриотизма в развитии личности отмечали многие учёные философской, педагогической, психологической науки. Работы исследователей внесли неоценимый вклад в теорию и практику патриотического воспитания. Проанализировав литературу, а также результаты проведённого исследования, можно сказать, что патриотическое воспитание студентов вуза представляет собой очень сложный процесс, который формируется под влиянием социального заказа общества. Поэтому сегодня требуется огромная работа всех институтов общества.
В контексте решения данной проблемы особая роль отводится системе высшей профессиональной организации. Профессиональная подготовка будущих специалистов в высших учебных заведениях представляет собой сложную по структуре, многокомпонентную педагогическую модель, необходимо уделять особое внимание воспитанию студентов, так как в процессе профессионального становления будущего специалиста происходит активное осмысление и осознание социальной позиции и ответственности. Именно в юности студент наиболее готов к осознанию себя как личности, может нести ответственность не только за себя, но и за других во благо Отечества. Эффективное патриотическое воспитание в высшей школе -это путь к духовно-нравственному возрождению общества, восстановление могущества страны. Патриотическое воспитание должно быть одним из значимых направлений в воспитательной работе и носить плановый, системный, деятельностный характер.
Список литературы
1. Адаева Н. А. Патриотическое воспитание студентов техникума средствами народной педагогики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Тверь, 2014. 269 с.
2. Квасных Г. С., Саржанова А. Н. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 87-90.
3. Лутовинов В. И. Современный Российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Нитапйа^. 2013. № 2. С. 23-30.
4. Паутов В. Г. Патриотическое воспитание подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.04. Челябинск, 2010. 170 с.
5. Пронина М. А. Формирование правовой культуры посредством развития системы патриотического воспитания и гражданского обучения // Культура: управление, экономика, право. 2017. № 1. С. 22-27.
6. Пионтковский В. В. Патриотическое воспитание учащейся молодёжи в условиях регионального образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2006. 326 с.
7. Савотина Н. А. Приоритеты развития гражданского и патриотического воспитания // Педагогика. 2016. № 6. С. 3-15.
8. Снопко Н. М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 328 с.
9. Томилина С. Н. Современный патриотизм: сущность и проблемы // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 110. С. 1-11.
10. Целовальникова А. С. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности (на примере городского центра детско-юношеского туризма и краеведения г Читы): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Чита, 2006. 232 с.
Статья поступила в редакцию 25.08.2018; принята к публикации 22.09.2018
Библиографическое описание статьи
Нефедова А. С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 5. С. 71-76. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-71-76.
Anna S. Nefedova,
Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]
Patriotic Upbringing of Students in the Modern World
Patriotic upbringing of youth is one of the key positions of the development strategy of Russia in general and youth policy in particular. This is evident in the regulations. The analysis of educational materials shows that the problem of patriotic upbringing has been constantly focused on both theoretically and practically. Patriotic upbringing of university students is an important component of modern education. It is higher school that promotes formation of person's citizenship based on spiritual and moral values. The fate of the state in many respects depends on youth views: preservation of culture, history, national and spiritual unity. However, decrease in upbringing potential of higher school has led to the fact that spiritual and moral values, ideals of the younger generation have changed, a considerable number of students have degraded patriotic consciousness, the weakening of personal motivation to formation of the patriotic qualities necessary for the country patriot. An issue of particular concern is the fact that youth actions reflect such negative facts as a lie, conformism, indifference in relation to immoral acts, manifestation of immorality and cynicism. At the same time, higher educational institutions have all opportunities for patriotic upbringing of students both during the course of training and extracurricular activities. This may provide new insights into formation of the concepts of "patriotism" and "patriotic upbringing" which will be the fundamentals of the ideology of tolerance, culture of the inter-ethnic relations, respect for seniors, love for the native land and the country, readiness to be personally responsible for the fate of the country.
Keywords: patriotism, patriotic upbringing, patriot, values, methodological approaches, upbringing process
References
1. Adaeva N. A. Patrioticheskoe vospitanie studentov tekhnikuma sredstvami narodnoj pedagogiki: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Tver', 2014. 269 s.
2. Kvasnyh G. S., Sarzhanova A. N. Patrioticheskoe vospitanie studentov v sovremennom vuze // Vektor nauki TGU. Ser. Pedagogika, psihologiya. 2015. № 1. S. 87-90.
3. Lutovinov V. I. Sovremennyj Rossijskij patriotizm: sushchnost', osobennosti, osnovnye napravleniya // Studia Humanitatis. 2013. № 2. S. 23-30.
4. Pautov V. G. Patrioticheskoe vospitanie podrostkov v processe fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, 13.00.04. Chelyabinsk, 2010. 170 s.
5. Pronina M. A. Formirovanie pravovoj kul'tury posredstvom razvitiya sistemy patrioticheskogo vospitaniya i grazhdanskogo obucheniya // Kul'tura: upravlenie, ehkonomika, pravo. 2017. № 1. S. 22-27.
6. Piontkovskij V. V. Patrioticheskoe vospitanie uchashchejsya molodyozhi v usloviyah regional'nogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Yakutsk, 2006. 326 s.
7. Savotina N. A. Prioritety razvitiya grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya // Pedagogika. 2016. № 6. S. 3-15.
8. Snopko N. M. Psihologicheskie mekhanizmy i pedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospitaniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. M., 2007. 328 s.
9. Tomilina S. N. Sovremennyj patriotizm: sushchnost' i problemy // Nauchnyj zhurnal KubGAU. 2015. № 110. S. 1-11.
10. Celoval'nikova A. S. Patrioticheskoe vospitanie uchashchihsya starshego shkol'nogo vozrasta v turistsko-kraevedcheskoj deyatel'nosti (na primere gorodskogo centra detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya g. Chity): dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Chita, 2006. 232 s.
Received: August 25, 2018; accepted for publication September 22, 2018
Reference to the article
Nefedova A. S. Patriotic Upbringing of Students in the Modern World // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 5. PP. 71-76. DOI: 10.21209/2542-00892018-13-5-71-76.