Научная статья на тему 'К вопросу о патриотическом воспитании студентов в современном вузе'

К вопросу о патриотическом воспитании студентов в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1087
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PATRIOTISM / SENSE OF PATRIOTISM / PATRIOTIC UPBRINGING / PRINCIPLES OF PATRIOTIC UPBRINGING / STUDENTS / ПАТРИОТИЗМ / ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайник В. Л., Прищепа М. А.

Современный этап развития российского общества выдвигает новые подходы к воспитанию патриотизма у современной молодёжи. В связи с этим одной из задач системы высшего профессионального образования становится усиление внимания к патриотическим ценностям молодёжи, её активности, гражданской ответственности, духовности, способности проявлять эти качества в интересах Отечества, укрепления государства. В статье рассматривается актуальность изучения патриотического воспитания в современном обществе, а также особое внимание уделяется важности организации патриотического воспитания студентов в высшем учебном заведении. Рассматриваются основные положения и идеи патриотического воспитания студентов в высшей школе, обосновывается приоритетность данного направления в системе вузовского образования. Проведён теоретический анализ принципов патриотического воспитания у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN A MODERN UNIVERSITY

The modern stage of development of the Russian society puts forward new approaches to education of patriotism at modern youth. In this regard, one of the tasks of the system of higher professional education is to increase attention to the patriotic values of youth, its activity, civic responsibility, spirituality, the ability to show these qualities in the interests of Russia, strengthening the state. The article discusses the relevance of the study of patriotic education in modern society. Special attention is paid to the importance of the organization of patriotic education of students in higher education. The main provisions and ideas of patriotic education of students in higher education are considered, the priority of this direction in the system of higher education is proved. The paper presents a theoretical analysis of principles of patriotic education given to students.

Текст научной работы на тему «К вопросу о патриотическом воспитании студентов в современном вузе»

4. Lihacheva O.N. O kommunikativnoj kompetencii na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Sbornik materialov XXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii International Scientific Research. Moskva, Olimp, 2017: 419 - 420.

5. Lihacheva O.N., Bogatyreva Zh.V., Ivashkin I.I. Proektnaya metodika kak 'element optimizacionnoj sostavlyayuschej na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Politematicheskij setevoj 'elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Krasnodar, 2017: 1627 - 1637.

6. Lihacheva O.N. K voprosu o razvitii navykov govoreniya u studentov tehnicheskogo vuza na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2017; 4: 169 - 176.

7. Lihacheva O.N. K voprosu o sovershenstvovanii sovremennogo inoyazychnogo obrazovaniya v neyazykovom tehnicheskom vuze. Aktual'nye voprosy teorii i praktiki yazykovedcheskih issledovanij: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar, 2018: 321 - 326.

8. Lihacheva O.N. K voprosu o prakticheskih rekomendaciyah pri obuchenii govoreniyu studentov neyazykovyh vuzov. Aktual'nye voprosy teorii i praktiki yazykovedcheskih issledovanij: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar, 2018: 314 - 320.

9. Lihacheva O.N., Ruban D.A., Cherkesov T.A. Osobennosti inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii v usloviyah sovremennogo neyazykovogo vuza. Vzaimodejstvie nauki i obschestva: problemy iperspektivy: sbornik statej po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: AMI, 2017.

10. Lihacheva O.N. Formirovanie i razvitie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov neyazykovyh vuzov na primere Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta: monografiya. Krasnodar, 2018.

11. Lihacheva O.N., Ruban D.A., Komerzan A.N., Cherkesov T.A. Samostoyatel'naya rabota studentov tehnicheskih vuzov kak odin iz faktorov uspeshnogo ovladeniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii. Politematicheskij setevoj 'elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Krasnodar, 2017; 133: 1209 - 1219.

Статья поступила в редакцию 06.04.19

УДК 378.02

Kraynik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Prishchepa M.A., postgraduate, teaching assistant, Department of Physical Culture and Sport, Rubtsovsky Industrial Institute of Altai State Technical University

n.a. I.I. Polzunov (Rubtsovsk, Russia), E-mail: [email protected]

ON THE QUESTION OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN A MODERN UNIVERSITY. The modern stage of development of the Russian society puts forward new approaches to education of patriotism at modern youth. In this regard, one of the tasks of the system of higher professional education is to increase attention to the patriotic values of youth, its activity, civic responsibility, spirituality, the ability to show these qualities in the interests of Russia, strengthening the state. The article discusses the relevance of the study of patriotic education in modern society. Special attention is paid to the importance of the organization of patriotic education of students in higher education. The main provisions and ideas of patriotic education of students in higher education are considered, the priority of this direction in the system of higher education is proved. The paper presents a theoretical analysis of principles of patriotic education given to students.

Key words: patriotism, sense of patriotism, patriotic upbringing, principles of patriotic upbringing, students.

В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

М.А. Прищепа, аспирант, ассистент каф. «Физическая культура и спорт», Рубцовский индустриальный институт (филиал) Алтайского государственного технического университетаим. И.И. Ползунова, г. Рубцовск, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Современный этап развития российского общества выдвигает новые подходы к воспитанию патриотизма у современной молодёжи. В связи с этим одной из задач системы высшего профессионального образования становится усиление внимания к патриотическим ценностям молодёжи, её активности, гражданской ответственности, духовности, способности проявлять эти качества в интересах Отечества, укрепления государства. В статье рассматривается актуальность изучения патриотического воспитания в современном обществе, а также особое внимание уделяется важности организации патриотического воспитания студентов в высшем учебном заведении. Рассматриваются основные положения и идеи патриотического воспитания студентов в высшей школе, обосновывается приоритетность данного направления в системе вузовского образования. Проведён теоретический анализ принципов патриотического воспитания у студентов.

Ключевые слова: патриотизм, чувство патриотизма, патриотическое воспитание, принципы патриотического воспитания, студенческая молодёжь.

Реформирование всех сфер жизнедеятельности, придание патриотизму статуса общенациональной идеи обусловливает необходимость усиления патриотического воспитания всех категорий граждан нашей страны и особенно подрастающего поколения. Без сформированности патриотического сознания у современной молодёжи трудно говорить о самостоятельном, сильном, защи-щённом государстве. Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает, что Отечеству ныне нужны не индифферентные люди, а креативные, инициативные, деловые граждане-патриоты, активно участвующие в социально-политических, экономических, духовных процессах, способствующие развитию и укреплению новой, демократической России. Поэтому патриотизм вновь призван стать скрепом государства и стержнем всей воспитательной деятельности с молодыми россиянами.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» патриотическое воспитание определяется как система мер, направленных на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическому воспитанию молодых граждан России уделяется особое внимание и в документе «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года».

Целью патриотического воспитания является формирование в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчи-

вого развития. Исходя из выше сказанного, патриотическое воспитание призвано стать отдельной системой воспитания личности [1].

Патриотическое воспитание молодёжи является одной из основных задач современного вуза, ведь студенчество - самая ответственная пора для развития общественно значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Актуальность воспитания патриотизма среди студентов обусловлена высоким уровнем её интеллектуального потенциала и социальной активностью. По мнению С.Н. Иконниковой и В.Т. Лисовского, в социальной структуре общества студенчество - социальная группа, по своему общественному положению ближе всего стоящая к интеллигенции и предназначенная в будущем к занятию высококвалифицированным трудом в различных отраслях науки, техники, управления, культуры [2]. Другими словами, студенты - это один из самых активных социальных слоев населения, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом. Таким образом, студенческая молодёжь - это тот социальный слой общества, который, прежде всего, должен стать объектом патриотического воспитания.

Тема патриотического воспитания в условиях вуза относительно мало разработана и исследуется в основном в связи с проблемой гражданского воспитания студентов (Н.В. Бордовская [3], Н.Д. Никандров [4]), в контексте гуманистической педагогики (В.А. Ситаров [4], В.П Маралов [6] и др.). Теоретико-методологические основы патриотического воспитания исследованы в трудах ПН. Волкова [7], Н.П Филонова [8] и др.

В настоящее время мировоззрение студентов вуза отличается прагматичным отношением к образованию, которое рассматривается, прежде всего, как средство получения престижной специальности, достижения ма-

териальных благ и высокого социального статуса, что зачастую формирует потребительское и пассивное отношение к культуре. Неопределённость в будущем, обусловленная трудностью в нахождении последующего места работы по полученной специальности, падения престижа многих профессий, а также служба в армии после окончания вуза, заставляют задумываться о возможностях легкого заработка, о поиске вариантов избегания воинской повинности т.д. [9].

Патриотизм не заложен в генах человека и является не наследственным, а социальным качеством, т. е. патриотизм - это приобретаемое чувство, воспитанием которого следует целенаправленно заниматься. В то же время, проблема воспитания гражданина страны, способного реализовать свой потенциал, быть субъектом своей жизнедеятельности и стратегии собственной судьбы, в современной парадигме образования стоит довольно остро. При этом целью патриотического воспитания студентов является формирование у них патриотических чувств, развитие духовности, нравственности, активной гражданской позиции, заинтересованность в укреплении и защите родной страны. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- обеспечение преемственности воспитательного процесса студентов из общеобразовательных школ и среднеспециальных учреждений в вузах;

- ориентированиестудентов, профессорско-преподавательского состава, а также сотрудников высшего учебного заведения в социально-правовой реальности в окружающем мире;

- создание благоприятной среды для развития патриотических качеств как у студентов, так и у преподавателей путём: обеспечения свободного доступа к современной информационной базе по вопросам патриотического воспитания, истории России, культурным и историческим ценностям и т. д.; формирования межнациональной культурной и правовой грамотности; создания и внедрения новейших программ, форм, методов и технологий работы по патриотическому воспитанию; воспитания и развития у студентов и преподавателей высокой нравственности, активной гражданской позиции, чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культурным традициям разных народов;

- обеспечениеформирования у молодёжи позитивного отношения к государственной и военной службе, желания защищать родную страну как в военное, так и в мирное время, трепетного чувства к символам государственности (гербу, гимну, флагу);

- создание внутривузовской системы патриотического воспитания и самовоспитания студентов;

- создание действенной системы поощрений за организацию и сознательное участие преподавателей, студентов и сотрудников вуза в мероприятиях патриотической направленности всероссийского, регионального и местного масштабов;

- способствование реализации научного потенциала студентов, молодых учёных и преподавателей, занимающихся разработкой теоретических и практических основ патриотического воспитания, выделение грантов, организация и проведение научных конференций, публикация научно-популярных изданий по патриотической тематике;

- осуществление контроля результатов патриотического воспитания путём создания единой системы тестирования в рамках дисциплин гуманитарной направленности [10].

Несомненно, что в процессе патриотического воспитания студенческой молодёжи должны быть использованы различные педагогические средства, выступающие во взаимосвязи и усиливающие друг друга. В этой системе самым важным звеном должно быть патриотическое сознание, которое необходимо обогащать позитивной информацией [11].

Патриотическое воспитание в вузе должно проводиться масштабно, затрагивая все сферы жизни молодых людей. Формирование у студенческой молодёжи социально значимых патриотических качеств и ценностных установок должно осуществляется через изучение гуманитарных дисциплин, их участие в деятельности общественных организаций патриотической и военно-патриотической направленности, а также в соответствующей деятельности различного рода молодёжных движений, акций, инициатив, конкретных мероприятий и т. д. Для воспитания патриотизма решающее значение имеют и патриотические общественно полезные дела.

Эффективными формами, направленными на формирование патриотизма у студентов, являются: дискуссии, дебаты, проекты, исследовательские рефераты, творческие работы, презентации, художественная самодеятельность, праздники, спортивные игры, соревнования, фестивали и конкурсы. Через лекции, семинары, консультации, круглые столы и другие формы идёт формирование активной гражданской позиции и заинтересованности в происходящем.

Не вызывает сомнений и то, что формирование личности студента, как гражданина и патриота возможно лишь при соблюдении основных принципов патриотического воспитания, к которым мы относим:

- принцип сбалансированности абстрактных и конкретных идеалов и целей воспитания патриотизма, который может быть назван принципом сбалансированности индивидуально-личностного и социального начал патриотического воспитания;

- принцип уважения личности в сочетании с требовательностью к ней в разумных пределах;

- принцип комплексности, согласованности и преемственности воспитательных воздействий в процессе патриотического воспитания;

- принцип коллективизма в патриотическом воспитании.

В.И. Бачевский обозначает принцип сбалансированности абстрактных и конкретных идеалов и целей воспитания патриотизма как принцип связи воспитания с жизнью, подразумевая под этим создание условий, в которых обучающийся становится соучастником активной общественной жизни, в результате чего видит и воспринимает интересы народа и страны [12]. Реализация данного принципа позволяет избежать перекосов в сторону абстрагирования идеалов и целей патриотического воспитания.

Сбалансированность должна быть достигнута по всем направлениям воспитательно-образовательного процесса в вузе. При этом сам педагогический процесс воспитания патриотизма представляет собой организацию условий, обеспечивающих восхождение от одних лишь конкретных целей молодого человека к его собственной внутренней, личностной сбалансированности конкретного и абстрактного, «своего» и «общего».

Для преподавателя важно понять, как в процессе воспитания патриотизма происходит переход из «малого мира» в «мир большой». Самое главное, чтобы вклад индивидов в свой «малый мир» (начиная с семьи, студенческой группы и т. д.) нашёл отражение в «большом мире», и это было осознанно. Имеющиеся у нас данные позволяют говорить о достаточно сложной закономерности смены «абстрактных» и «конкретных» приоритетов в системе целеполагания патриотического воспитания. Расширение «конкретного до абстрактного» и восхождение «от абстрактного к конкретному» соседствуют друг с другом в процессе воспитания патриотизма.

Принцип сбалансированности абстрактных и конкретных идеалов и целей воспитания патриотизма, безусловно, нельзя назвать новым, однако в педагогике наибольшее признание получил один из его аспектов. Можно сформулировать его как принцип сбалансированности индивидуально-личностного и социального начала в воспитании патриотизма.

Индивидуально-личностное начало весьма ёмко отображает «конкретный» полюс целеполагания, а социальное начало - полюс «абстрактный». Принцип сбалансированности индивидуально-личностного и социального начала является более общим для двух общеизвестных частных принципов воспитания патриотизма.

Первый - это принцип уважения личности в сочетании с требовательностью к ней в разумных пределах. Это подразумевает применение по отношению к обучающимся не только прямого авторитарного воздействия, но и разъяснения, убеждения, беседы. Второй - принцип соответствия воспитания индивидуальным особенностям личности обучаемого предполагает всестороннее, глубокое изучение каждым преподавателем каждого студента и осуществление воспитательного процесса дифференцированно, с учётом индивидуальных особенностей студентов.

Формирование личности патриота возможно лишь при соблюдении целостности всех принципов, направлений и форм патриотического воспитания. Преувеличение роли отдельно взятого принципа, направления или формы работы снижает результативность воспитания патриотизма. Также опасной является недооценка тех или иных факторов. Отрицательно влияют на результат воспитания патриотизма и несогласованные воздействия различных структурных подразделений образовательного учреждения.

Принцип комплексности, согласованности и преемственности воспитательных воздействий в процессе воспитания патриотизма, являясь общим принципом воспитания и, в том числе, воспитания патриотизма, наполняется специфическим содержанием применительно к этому процессу. Реализация данного принципа, с одной стороны, предполагает наличие действующей программы воспитания патриотизма обучающихся образовательного учреждения, в которой прописаны конкретные пути и механизмы согласования действий различных подразделений вуза. С другой стороны, реализация принципа комплексности, согласованности и преемственности предполагает, что все воспитательные воздействия, не согласованные с целями воспитания патриотизма студентов, должны быть устранены или минимизированы.

Ещё один принцип патриотического воспитания - принцип коллективизма, предполагающий воспитание в коллективе и через коллектив. В коллективе создаются различные отношения, которые влияют на качественное выполнение задач военной службы. Взаимная ответственность и зависимость, отношения товарищества, дружбы, коллективной деятельности - всё это необходимо для формирования ответственности будущего воина за свои поступки и действия, а также за поступки и действия коллег.

Принципы патриотического воспитания представляют собой взаимосвязанную, целостную систему, реализация которой в воспитательно-образовательном процессе вуза даёт очевидные положительные результаты в деле воспитания патриотизма обучающихся. Высшее учебное заведение продолжает оставаться специально созданной средой, нацеленной на позитивную социализацию подрастающего поколения, формирующую не только специалистов, но и граждан-патриотов.

Успешное патриотическое воспитание будет воспитывать у молодых людей такие качества, как чувство гражданского долга и активной гражданской позиции,

знание истории родной страны и её места в мировой истории, знание о наследии своих предков, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа, желание защитить свою семью и родную землю. Как следствие этих плодотворных процессов будет расти и проявление активности подрастающего поколения в

Библиографический список

общественно значимой жизни государства. Заложенные в студенческом возрасте взгляды, мировоззрения, установки и идеалы укрепят и помогут развить патриотическую направленность личности нового человека-созидателя, активного участника общественных преобразований.

1. Медведев Д.А. Проект федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». Москва, 2011.

2. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы воспитания студенческой молодёжи. Москва, 1972.

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под редакцией Н.В. Бордовской. Москва, 2011.

4. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Москва, 2000.

5. Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Москва, 2000.

6. Маралов В.Г Основы самопознания и саморазвития. Москва, 2004.

7. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом «человек». Народное образование. 2007; № 5: 78 - 82.

8. Филонова Н.Г Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. Москва, 2010.

9. Шлыков А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в вузе. Молодой учёный. 2012; 8: 386 - 388.

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Москва, 2015.

11. Крайник В.Л., Никифоров П.В. Сущность национальных ценностей в Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2015; 4: 151 - 153.

12. Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан. Москва, 2001.

References

1. Medvedev D.A. Proekt federal'nogo zakona «O patrioticheskom vospitanii grazhdan Rossijskoj Federacii». Moskva, 2011.

2. Ikonnikova S.N., Lisovskij V.T. Nekotoryeproblemy vospitaniya studencheskoj molodezhi. Moskva, 1972.

3. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej N.V. Bordovskoj. Moskva, 2011.

4. Nikandrov N.D. Rossiya: socializaciya i vospitanie na rubezhe tysyacheletij. Moskva, 2000.

5. Sitarov V. A. Pedagogika i psihologiya nenasiliya v obrazovatel'nom processe. Moskva, 2000.

6. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya. Moskva, 2004.

7. Volkov G.N. My oboznacheny edinym slovom «chelovek». Narodnoe obrazovanie. 2007; № 5: 78 - 82.

8. Filonova N.G. Vospitanie kak social'no-pedagogicheskij fenomen. Strategiya razvitiya. Moskva, 2010.

9. Shlykov A.V. Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie v vuze. Molodoj uchenyj. 2012; 8: 386 - 388.

10. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody». Moskva, 2015.

11. Krajnik V.L., Nikiforov P.V. Suschnost' nacional'nyh cennostej v Rossijskoj Federacii. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2015; 4: 151 - 153.

12. Bachevskij V.I. Sistema voenno-patrioticheskogo vospitaniya nesovershennoletnih grazhdan. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 04.03.19

УДК 37.016:81

Didrikh A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PECULIARITIES OF LEXICAL SKILLS IN STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES (EXEMPLIFIED BY THE TOPIC "WOHNUNG" (FLAT). The present article considers a problem of lexical skills formation and development in students in foreign language classes. The lexical component is important in the process of communicative competence as the knowledge of foreign language vocabulary allows developing oral and writing communication forms. In connection with it, the teaching efficiency improvement is important at all stages of the foreign language teaching. The article analyses the main stages of work with the vocabulary, within the frameworks of which the author considers the tasks aiming at forming and developing students' lexical skills in the foreign language classes exemplified by the topic "Wohnung" (Flat).

Key words: language competence, communicative competence, lexical component, grammar skills formation, grammar skills improvement, intercultural communication.

А.В. Дидрих, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

(НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «WOHNUNG» (КВАРТИРА)

Настоящая статья рассматривает проблему формирования и совершенствования лексических навыков у студентов на занятиях по иностранному языку Лексический компонент имеет особое значение в процессе формирования коммуникативной компетенции, поскольку владение лексикой иностранного языка позволяет развивать устные и письменные формы общения, делая возможным процесс межкультурной коммуникации. В связи с этим повышение эффективности обучения лексике является актуальным на всех этапах обучения иностранному языку. В статье анализируются основные этапы работы над лексикой, в рамках которых автор рассматривает задания, имеющие своей целью формирование и развитие лексических навыков у студентов на занятиях по иностранному языку на примере темы «Wohnung» (Квартира).

Ключевые слова: языковая компетенция, коммуникативная компетенция, лексический компонент, формирование лексических навыков, совершенствование лексических навыков, межкультурная коммуникация.

Целью образования в области иностранных языков является формирование вторичной языковой личности, которая является показателем способности обучающихся эффективно участвовать в процессе межкультурной коммуникации. Основу для формирования коммуникативной компетенции составляет языковая компетенция, в структуре которой лексический компонент занимает особое место [1].

Как известно, в системе обучения иностранным языкам лексика является одним из самых важных компонентов речевой деятельности, а именно говорения, аудирования, чтения, письма. Полноценная коммуникация на иностранном языке представляется невозможной, если ее участники не имеют определенного словарного запаса или затрудняются в выборе тех или иных лексических средств [1]. Владение лексикой изучаемого иностранного языка является необходимой предпосылкой развития устных и письменных форм общения [2]. Без прочных лексических навыков невозможно эффективное обучение говорению, чтению,

пониманию речи на слух, письму. Известная венгерская переводчица Като Ломб сравнивает язык со зданием, изучение языка - со строительством, а слова -с кирпичиками [3].

В связи с этим проблема повышения эффективности обучения лексике представляется актуальной на всех этапах обучения иностранному языку. В рамках компетентностного подхода при обучении студентов как языкового, так и неязыкового вуза иностранному языку необходимо особое внимание уделять формированию и совершенствованию у студентов лексических навыков.

Следует отметить, что обучение лексике предполагает несколько этапов формирования навыков. Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез выделяют следующие основные этапы работы над лексикой:

1) ознакомление с новым лексическим материалом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) первичное закрепление нового лексического материала;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.