Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи, как патриотизм, преданность своему Отечеству'

Военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи, как патриотизм, преданность своему Отечеству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / STUDENT YOUTH / PATRIOTISM / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Х.Э., Ахмадова З.М.

В статье изучено военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи, как патриотизм, преданность своему отечеству Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования. Патриотизм одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в каждом студенте данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество. Сделан вывод о том, что военно-патриотическое воспитание, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием практически все категории молодёжи, пронизывает многие стороны жизни общества, особенно Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS AS PATRIOTISM, LOYALTY TO THE FATHERLAND

The article studies military-patriotic education of students as patriotism, devotion to the fatherland. Patriotism is a basis of social and state systems, spiritual and moral basis of their viability and effective functioning. Patriotism is one of the deepest feelings enshrined in the centuries of struggle for freedom and independence of the Motherland, so as the teacher will be able to develop in each student this feeling, so will be cohesive and tolerant in our society as a whole. It is concluded that military-patriotic education, as one of the types of multifaceted, large-scale and ongoing activities, has a high level of complexity, that is, it covers almost all categories of youth, permeates many aspects of society especially the Armed Forces of the Russian Federation, other troops, military formations and bodies.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи, как патриотизм, преданность своему Отечеству»

7. Магин В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. Москва, 2006.

8. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога. Теория и практика физической культуры. 2005; Т. 191: 191.

9. Магин В.А. Компетентностная модель специалиста по физической культуре и спорту Вестник спортивной науки. 2006; 1: 43 - 47.

References

1. Gamzaeva M.V. Formirovanie sposobnosti u buduschih pedagogov kpedagogicheskomu samomenedzhmentu. Mahachkala, 2011.

2. Makarenko A.S. Pedagogicheskaya po'ema. Sost. vstupit. st. primech., poyasneniya S. Nevskaya. Moskva: ITRK, 2003.

3. Pedagogicheskijslovar'. Zagvyazinskij V.l., Zakirova A.F. i dr. Moskva, 2008.

4. Berseneva Yu.V. Stanovlenie ponyatiya «kommunikaciya» v social'no-gumanitarnom poznanii: soderzhanie, struktura, funkcii kommunikacii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki. 2017; 4: 6 - 20.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. 11 izdanie. Moskva: «Akademiya», 2012.

6. O vnesenii izmeneniya v perechen' individual'nyh pokazatelej dlya ocenki 'effektivnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti sub'ektov Rossijskoj Federacii. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.09.2013 № 794.

7. Magin V.A. Modernizaciya sistemy professional'noj podgotovki specialistov po fizicheskoj kulture i sportu na osnove innovacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vserossijskij nauchno-issledovatel'skij institut fizicheskoj kul'tury i sporta. Moskva, 2006.

8. Lubysheva L.I., Magin V.A. Innovacionnye tehnologii v professional'noj podgotovke sportivnogo pedagoga. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2005; T. 191: 191.

9. Magin V.A. Kompetentnostnaya model' specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu. Vestnik sportivnoj nauki. 2006; 1: 43 - 47.

Статья поступила в редакцию 11.03.19

УДК 371

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: mamalova_1964@list.ru

Akhmadova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: akhmadova-64@mail.ru

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS AS PATRIOTISM, LOYALTY TO THE FATHERLAND. The article studies military-patriotic education of students as patriotism, devotion to the fatherland. Patriotism is a basis of social and state systems, spiritual and moral basis of their viability and effective functioning. Patriotism is one of the deepest feelings enshrined in the centuries of struggle for freedom and independence of the Motherland, so as the teacher will be able to develop in each student this feeling, so will be cohesive and tolerant in our society as a whole. It is concluded that military-patriotic education, as one of the types of multifaceted, large-scale and ongoing activities, has a high level of complexity, that is, it covers almost all categories of youth, permeates many aspects of society, especially the Armed Forces of the Russian Federation, other troops, military formations and bodies.

Key words: military-patriotic education, student youth, patriotism.

Х.Э. Мамалоеа, канд. пед. наук, ст. преп. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: mamalova_1964@list.ru

З.М. Ахмадоеа, канд. филол. наук, доц. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: akhmadova-64@mail.ru

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ, КАК ПАТРИОТИЗМ, ПРЕДАННОСТЬ СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ

В статье изучено военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи, как патриотизм, преданность своему отечеству Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в каждом студенте данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество. Сделан вывод о том, что военно-патриотическое воспитание, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием практически все категории молодёжи, пронизывает многие стороны жизни общества, особенно Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, студенческая молодёжь, патриотизм.

Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни - к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей - чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Ситуация развития современного общества на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения.

В Концепции государственной молодёжной политики в Российской Федерации отмечено, что для эффективного формирования демократического уклада жизни вуза необходимо совершенствование работы студенческого самоуправления, которая осуществляется по следующим направлениям: решение актуальных вопросов жизнедеятельности студентов, социальная и правовая защита, участие в работе органов самоуправления, развитие их социальной активности и инициативы, помощь в трудоустройстве, взаимодействие с общественными организациями. Для повышения эффективности молодёжной политики предлагается ряд мер по поддержке общественных инициатив молодёжных и детских общественных объединений, социально значимой деятельности молодых граждан, их общественных объединений, по созданию условий для реализации творческой активности, потенциала молодых граждан в общественной жизни [1, с. 1].

Патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и

готовности его защитить. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в каждом студенте данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Заложенные в студенческом возрасте взгляды, мировоззрения, установки и идеалы укрепят и помогут развить патриотическую направленность личности нового человека-созидателя, активного участника общественных преобразований. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования преподавателя, здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям [2].

В российской педагогике патриотическое воспитание всегда выступало важным направлением в организации воспитательной работы, прежде всего. это касалось молодёжи. В современный период развития России патриотическое воспитание студентов ориентировано на сохранение историко-культурных ценностей, исторической преемственности, связи поколений.

Организация этого направления в вузе включает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание студентов, формирование у них гражданского сознания, патриотических убеждений.

Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отече-

ству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодёжи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности [3].

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

- проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодёжи;

- утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодёжи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодёжи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.

С учётом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более Широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастают роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней видов государственной службы.

Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания молодёжи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

- гражданственность;

Библиографический список

1.

2.

3.

- общенациональное в государственном масштабе;

- приоритет общественно-государственных интересов над личными; лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

- патриотизм, преданность своему Отечеству;

- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

- самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

- социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права [3].

Система этих и других ценностей является важным фактором создания современных войск и сил, характеризующихся высоким морально-психологическим состоянием, боевой выучкой, мобильностью, готовностью к выполнению сложных и ответственных задач по защите Отечества в условиях реформирования российского общества, и может быть условно разделена на три сферы: общественно-государственную, патриотическую, военно-профессиональную.

Общественно-государственная сфера - защита социально-экономических, духовных, геополитических и других интересов россиян, их свободы и независимости, а также суверенитета и целостности страны, уважение к власти, понимание необходимости и правомерности преобразований, осуществляемых высшим руководством.

Патриотическая сфера - любовь к Родине, своему народу, национальное самосознание, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к достойному служению Отечеству.

Военно-профессиональная сфера - добросовестное отношение к военной службе, стремление к образцовому выполнению функциональных обязанностей, высокий уровень овладения воинской специальностью, честность, коллективизм и взаимовыручка, сохранение и развитие лучших воинских традиций, уважение к старшим, достоинство и соблюдение требований воинского этикета.

Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяются патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, которые являются стержнем содержания военно-патриотического воспитания молодёжи.

Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с её историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования [4; 5].

Готовность к достойному служению Отечеству - это многокомпонентное образование, соответствующее системе требований, предъявляемых обществом и его военной организацией к личности, являющееся результатом ее воспитания и подготовки к выполнению функций по защите общества и государства и выражающееся в реальной способности к их осуществлению в специфических условиях военной или иной связанной с ней государственной службы. К числу ценностей, на которых основывается военная и иные виды государственной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, относятся: гражданский долг, воинский долг, профессионализм, воинское мастерство.

Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта.

Введение в содержание военно-патриотического воспитания этих и других ценностей - отражение объективных сторон общественного менталитета и российской государственности. Без таких ценностей и соответствующего теоретического и организационного обеспечения система военно-патриотического воспитания будет по-прежнему оставаться непрочной конструкцией, оторванной от важнейших функций государства, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и от общественных приоритетов. Как отмечают авторы [7; 8], при этом особенно большое значение приобретает кадровое обеспечение школы, что бы на должном уровне осуществлять военно-патриотическое воспитание учащейся молодёжи.

Таким образом, военно-патриотическое воспитание, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием практически все категории молодёжи, пронизывает многие стороны жизни общества, особенно Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Available at: http://lib.convdocs.org/docs/index-277984.html Сиволобова Н.А. Роль студенческих объединений в патриотическом воспитании молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 190 - 191. Мамалова Х.Э. Военно-патриотическое и интернациональное воспитание студенческой молодёжи в вузах России. News of Science and Education. 2018; Т. 12; № 3: 007-010.

4. Гаджиева П.Д., Раджабова РВ. Историко-педагогические основы гражданско-правового воспитания учащейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 197 - 198.

5. Гаджиева П.Д., Раджабова РВ. Реализация возможности образовательного пространства вуза в воспитании будущего педагога. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 200 - 201.

6. Микаилов Д.А. Содержание и программное обеспечение формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 309.

7. Борзенко И.Л., Комаристая Л.А. Кадровое обеспечение национальной школы в период её становления. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 22 - 24.

8. Сиволобова Н.А., Погребная О.С., Соина В.М. Содержание и технологии патриотического воспитания студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2018. 6 (73): 107 - 108.

References

1. Koncepciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii. Available at: http://lib.convdocs.org/docs/index-277984.html

2. Sivolobova N.A. Rol' studencheskih ob'edinenij v patrioticheskom vospitanii molodezhi. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 190 - 191.

3. Mamalova H.'E. Voenno-patrioticheskoe i internacional'noe vospitanie studencheskoj molodezhi v vuzah Rossii. News of Science and Education. 2018; T. 12; № 3: 007-010.

4. Gadzhieva P.D., Radzhabova R.V. Istoriko-pedagogicheskie osnovy grazhdansko-pravovogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 197 - 198.

5. Gadzhieva P.D., Radzhabova R.V. Realizaciya vozmozhnosti obrazovatel'nogo prostranstva vuza v vospitanii buduschego pedagoga. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 200 - 201.

6. Mikailov D.A. Soderzhanie i programmnoe obespechenie formirovaniya pravovoj kompetentnosti bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 309.

7. Borzenko I.L., Komaristaya L.A. Kadrovoe obespechenie nacional'noj shkoly v period ee stanovleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 22 - 24.

8. Sivolobova N.A., Pogrebnaya O.S., Soina V.M. Soderzhanie i tehnologii patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018. 6 (73): 107 - 108.

Статья поступила в редакцию 03.03.19

УДК 373

Matsefuk E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: elena178@mail.ru

Razbegaev P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgograd, Russia),

E-mail: pavel173@mail.ru

INFORMATION AS A VALUE IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article substantiates the place and role of information in the modern educational process, reveals the main interpretations of the category "information" and its types. The authors note that today, at the stage of accelerated and uncontrolled growth of information, it becomes necessary to understand it as an educational value. The article focuses on this interpretation of what "information" is. The researchers raise a problem of the expediency of including information as a fundamental value in the existing value classifications. The authors trace the role of information at each stage of the educational process (with goal-setting, implementation components and its result). The paper substantiates that the correlation between the categories "information" and "a person's value attitude to information" is a necessary condition for the success of the educational process and, as a result, the student's socialization.

Key words: information, value, value relation, value relation to information, educational process, representation, concept, patterns.

Е.А. Мацефук, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград,

Е-mail: elena178@mail.ru

П.В. Разбегаев, канд. пед. наук, доц., ВА МВД России, г. Волгоград, Е-mail: pavel173@mail.ru

ИНФОРМАЦИЯ КАК ЦЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье обосновывается место и роль информации в современном образовательном процессе, раскрываются основные интерпретации категории «информация» и ее виды. Авторы отмечают, что сегодня, на этапе ускоренного и неконтролируемого роста информации, возникает необходимость понимания ее как образовательной ценности. В статье акцентируется внимание на данной трактовке «информации». Исследователями поднимается проблема целесообразности включения информации в качестве основополагающей ценности в существующие ценностные классификации. Авторами прослеживается роль информации на каждом из этапов образовательного процесса (при целеполагании, реализационных составляющих и его результате). В работе обосновывается, что корреляция категорий «информация» и «ценностное отношение личности к информации» - необходимое условие успешности образовательного процесса и, как следствие, социализации обучающегося.

Ключевые слова: информация, ценность, ценностное отношение, ценностное отношение к информации, образовательный процесс, представление, понятие, закономерности.

Информация всегда имела ценность. Это подтверждает известное выражение, приписываемое молвой Натану Ротшильду: «Кто владеет информацией -тот владеет миром». С тех пор важность цены и обладания информацией возросла многократно. Время сегодня - время информации. Информационная среда стала системообразующим общественным фактором. «Информационная среда, как любая открытая самоорганизующаяся система, включает в себя, в качестве структурных составляющих» [1, с. 57] постоянно увеличивающиеся разнообразные информационные потоки, суммирующие разнородную информацию.

Категория «информация» многоаспектна, единой ее трактовки не существует.

Информация (Погтайо) в буквальном переводе с латинского языка - есть ознакомление, разъяснение, изложение. В самом широком представлении, «информацию», возможно, интерпретировать как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- описание фактов, сообщение;

- сведения о лицах, предметах, событиях или процессах, «вне зависимости от формы их представления и используемые при принятии решений, а также в целях получения знаний» [1, с. 57];

- пространство значений и смыслов (в семантическом аспекте);

- некий трансцендентальный феномен (с точки зрения неотомизма);

- воспринимаемые в процессе коммуникации сведения, отражающие факты окружающего мира (духовного мира или материального) и др.

Информацию можно классифицировать по разным критериям, например, по способу восприятия, форме представления, назначению, истинности, значению. Основные классификации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды информации

Информация

По истинности По способу восприятия По форме представления По назначению По значению

Истинная Визуальная Текстовая Массовая Актуальная

Ложная Аудиальная Числовая Специальная Достоверная

Тактильная Графическая Секретная Полная

Вкусовая Звуковая Приватная Полезная

Понятная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.