Примечания
1. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. Москва, 1966.
2. Зубов Ю. С. Библиография и художественное развитие личности. Москва, 1979. 142 с.
3. Лопатина Н. В. Создание компьютерного аналога рекомендательного библиографического пособия по художественной литературе : автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук / Лопатина Наталья Викторовна. Москва : МГУКИ, 1996. 16 с.
4. Сляднева Н. А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного анализа. Москва, 1993. 226 с.
5. Чазова С. А. Информационно-библиографический мониторинг литературного процесса: вопросы теории и методики : автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук / Чазова Светлана Анатольевна. Москва : МГУКИ, 2000. 16 с.
References
1. Galperin P. J. Psyhologia mishlenia i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennih deistvyi [Psychology of thinking and teaching about the gradual formation of mental actions]. Issledovaniya mishlenia v sovetskoi psyhologia [Thinking research in Soviet psychology]. Moscow, 1966.
2. Zubov Yu. S. Bibliografia i hudojestvennoe razvitie lichnosty [Bibliography and artistic personality development]. Moscow, 1979.
3. Lopatina N. V. Sozdanie komputernogo analoga recomendatelnogo bibliografichescogo posobia po hudogestvennoi literature: avtoreferat diss.kand.ped.nauk [The creation of a digital recommendatory bibliographic materials in fiction]. Moscow, 1996.
4. Sliadneva N. A. Bibliografia v systeme Universuma chelovecheskoi deyatelnosty: opit systemno-deyatelnostnogo analiza [Bibliography in the system of the Universe of human activity: the experience of systemic & activity analysis]. Moscow, 1993.
5. Chazova S. A. Informazionno-bibliograficheskyi monitoring literaturnogo prozessa; Voprosi teorii i methodiky. Avtoreferat diss. kand. ped. nauk [The information-bibliographic monitoring of the literary process: Questions of theory and methodology. Synopsis kand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2004.
^ЧтЕНИЕ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
УДК 021.2:376
Е. О. Матвеева
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена использованию информационных технологий в руководстве чтением ребёнка с ограниченными возможностями. В статье рассматривается опыт детских библиотек, работающих с особыми читателями. Значительное внимание уделяется возможностям сети Интернет.
В статье уделяется особое внимание проблемам, сопряжённым с перестройкой деятельности отечественных детских библиотек, вызванных ускоренной информатизацией российского общества в начале нового тысячелетия. Использование информационных технологий в руководстве чтени-
МАТВЕЕВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры
управления информационно-библиотечной деятельности Московского государственного 149
университета культуры и искусств
MATVEEVA ELENA OLEGOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of the Department of information and library management, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Матвеева Е. О., 2014
ем особого ребёнка рассматривается в контексте различных аспектов социокультурной реабилитации, значимых для формирования книжной культуры подрастающего поколения, для преодоления у ребёнка с ограниченными возможностями комплекса социальной неполноценности. Помимо теоретических аспектов интеграции информационных технологий в руководство чтением ребёнка с ограниченными возможностями, в статье рассматривается практический педагогический опыт детских библиотек нашей страны.
Ключевые слова: социокультурная реабилитация, ребёнок с ограниченными возможностями, детская библиотека, Интернет, чтение.
E. O. Matveeva
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
READ THE CHILD WITH DISABILITIES IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES
The article is devoted to the use of information technologies in the manual reading of the child with disabilities. This article discusses the experience of children's libraries, working with special readers. Considerable attention is paid to the possibilities of the Internet.
The article pays special attention to the problems associated with the restructuring of the activity of the national children's libraries, caused by accelerated Informatization of the Russian society in the beginning of the new Millennium. The use of information technology in the manual reading of a special child is considered in the context of various aspects of social and cultural rehabilitation of importance for the formation of book culture of the younger generation, to overcome the child with disabilities complex social inferiority. In addition to the theoretical aspects of integration of information technologies in management of the child with reading disabilities, the article discusses the practical teaching experience of children's libraries of our country.
Keywords: socio-cultural rehabilitation, the child with disabilities, the children's library, the Internet, and reading.
В начале XXI века человечество переживает новый этап своего развития, связанный с приоритетным значением информации для каждого из нас. Сегодня только появившийся на свет ребёнок практически сразу же попадает в окружение разнообразных источников информации и, ещё не понимая смысла сообщений, становится их потенциальным адресатом.
Жизнь в мире непрерывного информационного потока — новая социальная реальность, влияющая на все стороны человеческой жизнедеятельности, на само восприятие нами действительности. Для наших современников постоянный доступ к источникам информации — это условие нормального психологического состояния, то-
гда как отсутствие возможности немедленно получить необходимые сведения порождает тяжёлую фрустрацию, невозможность успешно взаимодействовать с окружающими, интериоризируя культурный опыт человечества.
Широкий доступ к информации породил принципиально иное отношение к библиотекам, работающим сегодня в условиях острой конкуренции, вынужденных изыскивать всё новые способы привлечения читателей. Если в первые десятилетия нового века интерес к произведениям искусства слова будет утрачен, то прервётся важнейшая культурная традиция, на протяжении веков бывшая одной из основ российской цивилизации, поэтому в данной
исторической реальности следует говорить о встраивании процесса руководства чтением в культуру информационного общества.
Радио, телевидение, Интернет вошли почти в каждый дом и осваиваются детьми с первых лет жизни, однако важнейшим источником получения сведений об окружающем мире и человеческих взаимоотношениях, источником самообразования и самоактуализации для подрастающей личности по-прежнему остаётся чтение.
Размышляя о феноменологии детства в контексте информационного общества, Н.М. Шибалова справедливо отмечает: «Становление ребёнка обусловлено множеством факторов, в том числе и объёмом, качеством информации, поступающей из социокультурной среды. Поскольку число элементов культуры, предлагаемых окружающим миром, практически бесконечно и поскольку лишь ничтожная часть всей существующей необъятной информации используется для построения человеческого сознания, то становится понятней огромная роль книги в формировании личности с уже раннего возраста.
Следует учитывать, что традиционно именно книга рассматривается как основной источник получения информации, поэтому процесс приобщения ребёнка к чтению и становление у него соответствующей мотивации читательской деятельности рассматривается как ведущий вопрос обучения. Вместе с тем, стремительно меняющаяся социокультурная среда, в которой растёт современный ребёнок, требует новых подходов к решению вопроса о становлении ребёнка-читателя. Особенно острой сегодня представляется проблема воздействия информационных средств массовой коммуникации на формирующуюся личность, становление её общекультурных и читательских интересов» [3, с. 26—27].
Рассматривая особенности становления ребёнка-читателя в современный период развития информационных технологий, ве-
дущие отечественные специалисты в области педагогики чтения подрастающего поколения (Т.Д. Полозова, Н.Е. Добрынина, Н. Н. Светловская) констатируют явно наметившийся за два последних десятилетия отход от книги, чтения и библиотеки, предпочтение юными других источников информации, в первую очередь, конечно, Интернета.
Отсюда закономерен вопрос: «Как сделать новейшие технологии союзником библиотекаря?» Особенно он актуален, если речь идёт о детях с ограниченными возможностями, для которых чтение иногда является главным источником интеллектуального и духовно-творческого развития, основой социализации.
Современный этап развития коррекцион-ной педагогики и дефектологического библиотековедения характеризуется тенденцией к распространению реабилитационных усилий педагогов, психологов на гораздо большее, чем это было, например, ещё десятилетие назад, количество детей с ограниченными возможностями: если раньше коррекционно-воспитательная деятельность библиотеки подразумевала, в первую очередь, её сотрудничество со школами и интернатами трёх основных типов: для детей с проблемами зрения, слуха и интеллекта, то теперь этот перечень значительно больше и включает руководство чтением детей с ограниченной мобильностью, с различными психическими заболеваниями, с девиантным, отклоняющимся от социальной нормы поведением. Для каждой из названных групп читателей разрабатываются специальные методики, учитывающие особенности их психофизиологического состояния, характер взаимодействия с ближайшим социальным окружением.
Размышляя о социокультурной реабилитации ребёнка в библиотеке, С. А. Поняева отмечает: «Цель нашей работы — приблизить детей к полноценной социальной жизни в обществе. Сделать так, чтобы они ни в коем случае не чувствовали себя ущербны-
ми, не такими, как все. И конечно, помочь детям с отклонениями в развитии обрести хотя бы частичку утраченных радостей жизни, встречаясь со сверстниками, с библиотекарями. А ещё мы хотим научить их любить книгу и чтение» [1, с. 13].
Прежде чем мы более подробно остановимся на примерах использования информационных технологий в практике социокультурной реабилитации особого ребёнка в библиотеке, подчеркнём, что важнейшая задача этого инновационного направления деятельности детской библиотеки — научить ребёнка эффективной коммуникации с окружающим миром, снять коммуникативные барьеры, часто сопровождающие социально-психологическое становление человека, страдающего психическими или физическими недугами. Современная социальная психология рассматривает коммуникацию как «...акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации» [2, с. 234]. В контексте задач педагогики детского чтения необходимо рассматривать коммуникацию именно как социальный процесс, когда ведущие позиции занимает межличностный информационный обмен. Опыт отечественных библиотек, активно использующих информационные технологии, свидетельствует: новейшие технологические разработки существуют не просто для того, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями смог овладеть ими под руководством библиотекаря, но, в первую очередь, для сотворчества юного читателя и руководителя чтением, для актуализации познавательного и нравственно-эстетического потенциала подрастающей личности, наконец, для преодоления комплекса социальной неполноценности, того «социального вывиха», который, по словам основоположника отечественной дефектологии Л. С. Выготского, становится основным последствием дефекта.
Сегодня в детских библиотеках Моск-
вы как форма привлечения особого ребёнка к чтению практикуются компьютерные обзоры литературы: во время столь любимых всеми юными читателями компьютерных игр наступает пауза и появляются обложки интересных книг, а затем начинается рассказ о книге. Особенно эффективно это начинание, если речь идёт о детях с ограниченными интеллектуальными возможностями, которым традиционные бумажные библиографические пособия бывают скучны, трудны для осмысления и не всегда до конца понятны. Компьютерный обзор литературы в данном случае отвечает важнейшим особенностям восприятия ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями, а именно: стремлению к наглядности и красочности, образности. Такая форма пропаганды книги значима и для детей с ограниченной мобильностью, которых библиотекарям приходится обслуживать на дому: в этом случае такие обзоры выставляют на сайте библиотеки, ребёнок получает необходимую информацию, не покидая дома.
Реабилитация читателей зависит от множества социальных факторов, на первый взгляд никак не связанных с чтением, однако невозможно отрицать, что желание общаться с социумом и стремление к самореализации в нём напрямую зависит от чувства защищённости, от позитивного восприятия мира. Поэтому во многих детских библиотеках существует информативный законодательный блок с электронными базами данных, включающий сведения о правовой и социальной защите, о трудовой, медицинской, спортивной реабилитации, о льготах, пенсионом обеспечении, компенсациях. Эти базы данных используются и самими юными читателями, но главным образом — их ближайшим социальным окружением: родителями, педагогами, руководителями внешкольных объединений.
Для детей, страдающих слепотой и сла-бовидением, в детских библиотеках есть
читающие машины «Инфа-200» в комплекте с персональным компьютером, позволяющим использовать синтезатор речи, а также с устройством, увеличивающим плоскопечатные тексты. Не стоит доказывать, насколько валена такая аппаратура для детей, имеющих ограниченные возможности визуального освоения окружающего мира.
Чтобы активно жить и самореализоваться в мире высоких технологий, необходимо владеть ими. Компьютер, программирование, интернет-сайты, электронная почта — эти слова и словосочетания уже прочно вошли в современный русский язык, характеризуя жизнь постиндустриального общества высоких технологий, однако читатели с ограниченными возможностями в ряде случаев не способны воспользоваться последними достижениями третьего тысячелетия. В этом случае им на помощь приходят библиотеки, в которых реализуются программы обучения юных читателей компьютерной грамотности. Например, во многих детских библиотеках Москвы, наряду с бесплатными курсами компьютерной грамотности для всех детей с ограниченными возможностями, предусмотрены также специальные игровые обучающие программы для детей с интеллектуальной недостаточностью, пониженной работоспособностью, трудностями в понимании и освоении учебного материала, слабым развитием речи. Эти программы, давая читателям азы пользования компьютером и сетью Интернет, снимают важнейший, психологический барьер, мешающий овладеть особому ребёнку современной техникой. Ведь на занятиях библиотекари объясняют, что пользоваться компьютером — это совсем не страшно, а весело, полезно, интересно.
В наше время высокие технологии помогают инновационной организации библиотечного обслуживания читателей с ограниченными возможностями. В этом случае, наряду с традиционными методиками руководства чтением, используются
современные компьютерные технологии. В частности, в детской библиотеке № 81 УБС «Люблино» г. Москвы на базе компьютерного зала создан тифлокомпьютерный отдел, где есть условия для коррекции развития незрячих и глухонемых детей. Сотрудники библиотеки активно внедряют в процесс руководства чтением вспомогательные компьютерные технологии, например увеличивающее устройство, с помощью которого ребёнок может прослушать и прочитать любую книгу. Рабочий компьютер оснащён специальной программой для незрячих детей, которая позволяет распечатать необходимый текст в брайлевском шрифте, следовательно, дети могут распечатать книгу с электронного носителя и читать её дома.
С. В. Поняева, анализируя опыт этой библиотеки, делает особый акцент на следующем моменте: «Наша задача — по возможности приблизить мир компьютерных технологий к нуждам особых детей, создать единое информационное образовательное пространство. Мы стараемся обучать таких детей правилам пользования современными технологиями; учим применять для своих нужд ресурсы Интернета; находить необходимую информацию и уметь использовать найденные материалы (например, найти электронную версию книги, оценить, систематизировать, объединить, интегрировать, создавать электронную почту для общения, задавать вопросы на сайтах Москвы)» [1, с. 15].
Занятия с применением компьютерных технологий могут быть ориентированы и на особых детей, и на их родителей. В частности, освоение языковой программы жестов «Переводчик» помогает овладеть мимико-жестикуляторной речью глухим и слабослышащим детям, их родителям, да и самим библиотекарям, чтобы дети могли эффективно общаться с миром, расширяя круг общения, кругозор и читательские горизонты. Таким образом, овладение новыми информационными технологиями
помогает библиотекарям создавать необходимые условия для эффективной коммуникации, к которым относятся: наличие адекватной психологической обратной связи, соответствие типа коммуникативного влияния целям и задачам общения; установление общих уровней передачи информации; преодоление искажений информации, связанных с действием хронотопов.
Особенно валена межличностная коммуникация для читателей подросткового возраста, поскольку в этот период общение с ровесниками становится ведущей деятельностью, во многом определяющей характер поступков и нравственные идеалы подрастающей личности. Не секрет, что круг общения подростка с ограниченными возможностями зачастую оказывается более узким, чем у его нормального развивающегося ровесника. Общение с помощью сети Интернет способно отчасти восполнить этот пробел, однако валено, чтобы общение происходило по поводу прочитанных подростками книг. В рамках библиотера-певтических занятий, проходящих в библиотеках, составляются рекомендательные библиографические списки по темам «Я и мои друзья», «Взрослеть ответственно», «Я в огромном мире», «Отцы и дети», «Мои ровесники в книге и на экране». Чаще всего в них входят произведения наиболее популярных у подростков авторов, таких как А. Г. Алексин, В. П. Крапивин, Т. Ш. Крюкова, Е. В. Мурашова, В. И. Амлинский. Необходимо, чтобы о книгах этих замечательных писателей узнали не только подростки, регулярно бывающие в библиотеке, но и те, для кого самостоятельный приход сюда сопрялсён со значительными физическими трудностями и психическим на-прялсением. Здесь вновь целесообразно обратиться к возмолсностям сети Интернет, разослав эти рекомендательные списки по электронной почте. Кроме того, сегодня в практику педагогической деятельности детской библиотеки вошли заочные читательские конференции, когда читатели ос-
тавляют свои отзывы на сайте библиотеки. По такому же принципу может быть организована рекомендация наиболее интересных для подростков книг от имени самих читателей. Известно, что в возрасте от 10 до 14 лет подрастающий человек гораздо больше ориентируется в своих читательских вкусах и предпочтениях на выбор ровесников, нелсели чем на мнение педагогов, родителей или далее библиотекарей. На сайте библиотеки подросток получает воз-молсность высказаться, обосновать свою точку зрения, найти единомышленников. Такая форма пропаганды книги помогает позитивному социальному самоутверлсде-нию, повышает самооценку юных.
Конечно, интеграция информационных технологий в социокультурную реабилитацию читателей с ограниченными воз-молсностями является достаточно слолс-ным процессом, требующим пересмотра как технологических, так и психологических основ руководства чтением. Однако уже сейчас можно сказать, что это направление руководства чтением привносит немало позитивного в деятельность детской библиотеки, помогает социальной адаптации особого читателя, учит его контактировать с миром, реализуя свой личностный потенциал в чтении и творчестве. Среди валенейших аспектов влияния информационных технологий на читательскую деятельность особого ребёнка сделаем акцент на следующих:
• внедрение информационных технологий существенно расширяет представление о возмолсностях социокультурной реабилитации подрастающего поколения;
• информационные технологии позволяют создавать электронные библиографические пособия, позитивно воспринимающиеся юными читателями;
• компьютеризация библиотек помогает дистанционному обслулсиванию читателей, когда ребёнок получает доступ к необходимой информации, не выходя из дома.
Таким образом, интеграция информаци-
онных технологий в практику реабилита- будет способствовать действенной помощи ции особых читателей является комплекс- этой социально незащищённой группе на-ной научной проблемой, решение которой селения.
Примечания
1. Поняева С. В. Маленькие ступеньки радости и доброты // Библиотека для особого ребёнка : сборник статей. Москва : Гранд-Фаир, 2009. С. 13—19.
2. Социальная психология : учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. Москва : Академия, 2010.
3. Шибанова Н.М. Феноменология детства в контексте информационного общества // Актуальные проблемы и перспективы становления ребёнка-читателя в современном информационном обществе : сборник статей. Чита, 2010. С. 23—32.
References
1. Poniaeva S. V. Malen'kie stupen'ki radosti i dobroty [Small steps joy and kindness]. Biblioteka dlia osobogo rebenka [Library for a special child]. Moscow, Grand-Fair Publ., 2009, pp. 13—19.
2. Slastenin V. A., ed. Sotsial'naia psikhologiia [Social psychology]. Moscow, Academy Publ., 2010. 264 p.
3. Shibanova N. M. Fenomenologiia detstva v kontekste informatsionnogo obshchestva [Phenomenology of childhood in the context of the information society]. Aktualnye problemy i perspektivy stanovleniia rebenka — chitatelia v sovremennom informatsionnom obshchestve [The Actual problems and perspectives of formation of child — reader in modern information society]. Chita, 2010, pp. 23—32.
УДК 008:002.2 К. Я. Янович
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются учебные и литературно-художественные билингвальные издания, выпускаемые современными российскими издательствами, а также методики обучения по таким книгам. Появление таких изданий и увеличение их тиражей было связано с распадом СССР, усилением межкультурных связей со многими государствами и увеличением потребности в изучении иностранных языков. Помимо использования словарей в обучении языкам иных культур, стали разрабатываться новые методики, способствующие более быстрому и эффективному освоению иностранных языков. Применение этих методик требует новых учебных пособий, в качестве которых используются билингвальные книги.
Ключевые слова: издательства, билингвальные издания, методы, иностранный язык, серии.
ЯНОВИЧ КСЕНИЯ ЯРОСЛАВОВНА — соискатель Московского государственного университета культуры и искусств
YANOVICH KSENIYA YAROSLAVOVNA — doctoral student of the Department of Library and Book Science, Moscow State University of Culture and Arts
264 с.
ОВРЕМЕННЫЕ БИЛИНГВАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ В РОССИЙСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВАХ
e-mail: [email protected] © Янович К. Я., 2014