Научная статья на тему 'Психолого-педагогические компетенции библиотекаря в контексте современных принципов социокультурной реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями'

Психолого-педагогические компетенции библиотекаря в контексте современных принципов социокультурной реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК-ЧИТАТЕЛЬ / CHILD-READER / ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА / CHILDREN''S LIBRARY / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / CHILDREN WITH DISABILITIES / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION / ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ / PRINCIPLES OF REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Елена Олеговна

В статье рассматриваются современные принципы социокультурной реабилитации и возможность их использования в процессе руководства чтением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL COMPETENCE LIBRARIAN IN THE CONTEXT OF MODERN PRINCIPLES OF SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION OF A CHILD WITH DISABILITIES

The article is devoted to the problem of professional training of librarians to work with disabled children. The article considers the modern principles of social and cultural rehabilitation and the possibility oftheir use in the process of reading management.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические компетенции библиотекаря в контексте современных принципов социокультурной реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями»

^ Библиотечно-информационная деятельность

Stores, Bars, Hangouts, and How They Get You Through the Day. New York, Paragon House, 1989.

8. Oldenburg R. Celebrating the Third Place: Inspiring Stories About The Great Good Places at the Heart of Our Communities. New York : Marlowe & Company, 2001.

9. Prats M., Mart Inez E., Sanz P. J., del Pobil, A. P. The UJI librarian robot. Intelligent Service Robotics, 2008, October, Volume 1, Issue 4, pp. 321—335.

СИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИО ТЕКАРЯ В КОНТЕКСТЕ СО ВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

УДК 023.5:364.048.6 Е. О. Матвеева

Московский государственный университет культуры и искусств

^^ Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки библиотекарей к работе с детьми-ин- ^^

валидами. В статье рассматриваются современные принципы социокультурной реабилитации и возможность их использования в процессе руководства чтением.

Ключевые слова: ребенок-читатель, детская библиотека, дети с ограниченными возможностями, социокультурная реабилитация, принципы реабилитации.

E. O. Matveeva

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

PSYCHO-PEDAGOGICAL COMPETENCE LIBRARIAN IN THE CONTEXT OF MODERN PRINCIPLES OF SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION OF A CHILD WITH DISABILITIES

The article is devoted to the problem of professional training of librarians to work with disabled children. The article considers the modern principles of social and cultural rehabilitation and the possibility oftheir use in the process of reading management.

Keywords: child-reader, children's library, children with disabilities, socio-cultural rehabilitation, principles of rehabilitation.

МАТВЕЕВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА — кандидат педагогических наук, профессор Московского государственного университета культуры и искусств 167

MATVEEVA ELENA OLEGOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: your__illusion@mail.ru

© Матвеева Е. О., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

Начало нового века оказалось переломным моментом для развития системы университетской подготовки библиотекарей: чётко осознаваемая профессиональным сообществом необходимость модернизации практики библиотечного обслуживания, сложившейся в иной исторической и информационной реальности, необходимость концептуальной перестройки образовательного процесса в вузах культуры и искусств совпали по времени со вступлением страны в Болонский процесс и изменением государственной политики в области высшего образования.

Размышляя о современном состоянии высшей школы в России, директор Института информационной деятельности в образовании РАО В. С. Лазарев, справедливо отмечает: «Высшее образование находится в ситуации нарастания противоречий между его структурой, целями, содержанием, формами и новыми требованиями к нему. Результатом стремления преодолеть это противоречие стало выдвижение идеи смены общей ориентации высшего образования. И, в част ности, представление желаемых качеств выпускников вуза в виде компетенций... Необходимость переосмысления целей высшего образования сегодня достаточно широко признается. Также признанной является необходимость ориентации на формирование у вы пуск ни ков вуза та ких качеств, ко то-рые бы обеспечивали им конкурентоспособность на рынках труда» [1, с. 104].

Сказанное можно с полным основанием от не сти к совре мен ным тен ден ци ям биб лио-течного образования, для которого все более актуальным становится формирование профессионально и социально значимых компетенций будущих специалистов. Сегодня понятие «профессиональная компе-тент ность сотрудника библио теч но-инфор-мационной сферы» охватывает не только достаточно широкий круг знаний, умений, навыков, традиционно ассоциирующихся с трудом биб лио текаря, но и спе цифи че-ские представления, порождённые, с одной

сторо ны, соци аль ной прак ти кой, а с дру гой — развитием различных отраслей отечественной библиотековедческой науки, в том числе дефектологического библиотековедения, изучающего специфику библиотечного обслуживания читателей с ограниченными воз мож ностя ми ос воения окружающей действительности и социально незащищённых групп населения.

В наше время мы переживаем этап революционных преобразований системы социальной реабилитации, когда все более уверенно утверждается в обществе идея инте-гративного, или, ины ми словами, инк люзив-ного обучения, активно разрабатываются модели интеграции детей с ограниченными возможностями в социум. Н.М. Назарова, раз мыш ляя о специфи ке специ аль ного обра зо ва ния в кон тек сте насущ ных про блем дефектологии, справедливо отмечает: «Помимо экономических, организационных и педагогических условий интегрирование ребёнка с особыми образовательными потребностями требует для него и условий психологического комфорта в новой среде. Проблема личностного благополучия ребёнка в условиях изменения социальной си туа ции разви тия подчас ре шает ся непросто, даже когда ребёнок не имеет отклонений в развитии. Ребёнок же с ограниченными возможностями, попадая в другую среду, оказывается перед весьма сложными личностными проблемами (проблема общения, социального взаимодействия, социальной идентификации), которые не всегда легки для решения школьнику» [2, с. 362].

Из ска зан ного сле дует, что сама соци-аль ная сре да, об ста нов ка, в ко торой растёт ребёнок, его ближайшее социальное окружение должны способствовать наиболее эффективному решению интеграционных задач, неотделимых от приобщения подрастаю щей лич но сти к про из ве дению ис кусст ва слова, актуализирующему и читательский, и творческий, и личностный потенциал ре-бён ка.

Встраивание детских библиотек нашей

Ф

^ Библиотечно-информационная деятельность

Ф

страны в систему инклюзивного образования и социокультурной реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями требует актуализации принципов дидактики специальной педагогики в практике руководства чтением. Анализ работ отечественных дефектологов (Л. С. Выготского, В. И. Лубовского, Л. И. Солнцевой, Н. Н. Ма-лофеева, Л. М. Шипициной, Е. Г. Речницкой) показывает, что наибольшее значение имеют следующие моменты, опирающиеся на общепедагогические принципы воспитания:

1. Принцип превращающего уважения, подразумевающий, что руководитель чтения подходит к каждому юному читателю с оптимистической гипотезой вне зависимости от мнения о ребёнке педагогов, медиков, других детей. Этот принцип опирается на концепцию социальной ком пенсации дефекта, предложенную Л. С. Выготским, и на выдвинутое им ещё в первой половине минувшего столетия положение о зоне ближайшего развития ребёнка, утверждающее ведущее, решающее значение обучения и воспитания в личностном становлении. Классик мировой психологической мысли обозначил магистральный путь развития не только специальной психологии, дефектологии и коррекционной педагогики, но и смежных гуманитарных дисциплин: педагогики детского творчества и педагогики детского чтения. Иссле дова ния, проведённые в библиотеках России, убедительно свидетельствуют: зона ближайшего читательского и творческого развития, пусть даже и чрезвычайно узкая, есть у каждого ре-бён ка. Се годня сре ди чи тате лей есть да же де ти, стра даю щие оли гоф ре ни ей в сте пе ни имбецильности, тем не менее, библиотекари и с ними находят общий язык и взаимопони ма ние.

2. Принцип ранней педагогической помощи предполагает раннее сотрудничество ру ко води те ля чте ния с бли жай шим соци-аль ным ок ру жением, пре ж де все го с родителями и педагогами детей с ограниченными возможностями. Такое сотрудничество

должно начинаться, с нашей точки зрения, с периода пребывания ребёнка в дошкольном учреждении коррекционного типа.

Анализируя специфику ранней педагогической помощи, Е. А. Медведева утверждает: «Из психологии известно, что в развитии ребёнка существуют так называемые сензи-тив ные пе рио ды, то есть перио ды наи более благоприятного, лёгкого и быстрого развития определённых психических процессов... Многие сензитивные периоды, играющие ре шаю щую роль для по сле дую щего раз вития ребёнка, приходятся на ранний и дошкольный возраст» [3, с. 129].

Сегодня библиотеки располагают значительными возможностя ми для ран ней педагогической помощи семьям, воспитывающим ребёнка, который нуждается в особой заботе, в специальных условиях. Одно из таких средств в наше время — это сеть Интернет. Сегодня родители имеют возможность мгновенного доступа к информации о мероприятиях библио теки, посвя щён ных читательскому и творческому развитию детей с особыми потребностями, кроме того, биб-лио те кари — час тые гос ти в дет ских са дах и на родительских собраниях в специальных школах. Значительный вклад в сотрудничество библиотеки и семьи, без которого невозможна успешная педагогическая помощь, вносит начавшаяся организационная перестройка отечест вен ного библио теч ного дела с профилированием библиотек, пред-по ла гаю щим соз да ние фи лиа лов по рабо те с инвалидами, а также организацию библиотек семейного чтения, которые работают по специ аль ным про грам мам с семь я ми маленьких чи тате лей.

3. Принцип коррекционно компенсирующей направленности образования, который предполагает опору на положительные возможности ребёнка и диктует необходимость тесной связи методики руководства чтением и практики коррекционного обучения. Уже сегодня библиотекари становятся не просто желанными гостями в коррек-ци он ных учеб ных за ве де ни ях, но и пол но-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

правными участниками учебного процесса, поскольку ка ж дое библио теч ное занятие обсуждается с педагогами и соответствует ключевыми задачами образовательного процесса на всех его этапах. Так, например, в начальных классах коррекционной школы восьмого вида (вспомогательном учебном заведении) особое внимание уделяется развитию навыков чтения и творческого воображения, столь необходимых для успешного освоения учебной программы. Библиотекари стремят ся не просто прочитать со своими воспитанниками то или иное произведение, но духовно и творчески освоить его, сделав частью внутреннего мира каж-до го ре бён ка.

4. Принцип социально адаптирующей направленности обучения и воспитания в наши дни твор че ски пе ре ос мыс лен библио те-карями. Он предполагает, что в круг чтения ребёнка с ограниченными возможностями следует включать произведения, которые помогают ребёнку социализироваться, обрести друзей, стать полноценным членом общества. Каждая книга, обогащающая опыт ребёнка, должна моделировать ситуацию, ак туаль ную в дан ном воз рас те для маленько го чи тате ля: это может быть об ще ние с учителями и одноклассниками, забота о чет ве роногих друзь ях, дружба, помощь родителям. Отсюда понятно, почему, например, у учеников начальных классов коррек-ционных школ такой популярностью пользуется стихотворения С. В. Михалкова, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто и рассказы Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского, Т. Ш. Крюковой.

5. Принцип деятельностного подхода к воспитанию означает, что в основе педагогических усилий библиотекаря должно лежать сис тем ное представ ле ние о ве ду щей деятельности ребёнка. В дошкольном возрасте — это игра, в младшем школьном — учёба. Однако поскольку речь идёт о детях со специфическими проблемами, необходимо учесть: недостатки психики, интеллекта или физиологии часто затрудняют раз-

ви тие, и сме на од ной ве ду щей дея тель но сти на другую происходит позже, чем у их нормально развивающихся ровесников, поэтому игра может быть активно использована и во время библио теч ных занятий с учениками начальных классов, луч ше воспринимающих содержание литературного произведения, если оно обыгрывается в интересной форме и если дети сами активно включаются в игру. В связи с этим необходимо сказать об эстетическом и психолого-педагогическом значении инсценировок, когда ребёнок получает возможность понять характер литературного персонажа, ярко пережив в воображении перипетии его приключений, выработав свою собственную позицию по поводу прочитанного; определиться с симпатиями и антипатиями, научиться обосновывать свою точку зрения.

6. Принцип индивидуального подхода предполагает особое внимание руководителя чтения к каждому ребёнку, учёт его непо-вто ри мой лич но сти и ин ди ви ду аль ных возможностей. Значимость индивидуального подхода в условиях коррекционного обучения мно гократ но воз рас тает, ведь да же при идентичном диагнозе характер проявления де фек та у ка ж до го ре бён ка может быть осо бен ным, неповтори мым. Ведь как справедливо пишет Е. А. Медведева: «Индиви-дуаль ный под ход позво ляет не только вес ти коррекционно-педагогическую работу в целом, но и спе ци аль но уде лять вни ма ние отдельным вы ра жен ным не дос тат кам раз вития каждого ребёнка путём избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств. Принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются некорректными. Благодаря индивидуальному подходу ста новит ся воз мож ным раз ви тие де тей с тяжёлыми множественными нарушениями» [3, с. 134].

Отмеченные принципы диктуют необхо-ди мость изменения не только собст вен но

Ф

Ф

^ Библиотечно-информационная деятельность

Ф

дефектологического, но и библиотечного образования, подготовки библиотекарей, которым в наше время приходится выполнять функции дефектологов. Выделим далее те компетенции, которые следует сформировать на университетской скамье у будущих специалистов библио теч но-информа-цион ной сфе ры.

Во-первых, речь должна идти об усилении психологической компетенции библиотекарей. Ключевые положения возрастной психологии о ведущей деятельности, зонах актуального и ближайшего развития ребёнка, сен зи тив ных перио дах, о социа ли за ции как врастании ребёнка в культуру, об особенностях мышления, памяти, воображения в каждом возрастном периоде должны «красной нитью» проходит через все методики обучения специалиста и все дисциплины. Особенно значимы они для успешного освоения курса «Руководство чтением детей и юношества в библиотеке». Например, темы, затрагивающие процесс формирования чте ния в ка ж дом воз рас те, не обходи мо рассматривать с психолого-педагогических позиций интериоризации ребёнком культуры и зо ны его бли жай ше го раз ви тия. Ведь да же при серь ёз ной от ста ло сти и не дос татках, пре пят ст вую щих нор мально му раз витию, произведение искусства слова, предлагаемое юному читателю, должно стимулировать его интеллектуальную и творческую деятельность. Чрезвычайно эффективно предлагать будущим руководителям чтения различные психолого-педагогические задачи, касающиеся личного взаимодействия библиотекаря с особыми читателями и их ближайшим социальным окружением. Например, можно описать ситуацию, часто встречающуюся в библиотечной практике, а затем предложить студентам выбрать один из вариантов решения либо обосновать свой сценарий общения библиотекаря с чи-тате лями.

Усиление психолого-педагогической и дефектологической составляющей университетской подготовки библиотекаря пред-

полагает анализ литературных произведений для выявления их реабилитационного, библиотерапевтического потенциала. Не секрет, что сегодня в некоторых централизован ных библио теч ных сис темах нашей страны работают психологи, нуждающиеся в квалифицированных консультациях библиотечного специалиста, формирующего реабилитационных круг чтения. Чтобы быть готовым оказать такую консультацию, библио текарь дол жен проана лизировать десятки литературных произведений, побеседовать со многими читателями, узнать их мнение о книгах. Особенно важно это направление работы для эффективного руководства чтением ребёнка с ограниченными возможностями, пытающегося найти в книге наи более прием ле мую для се бя модель самореализации и общения с окружающим миром.

Понять самоощущение человека, иногда с детских лет лишённого радости полноценного восприятия окружающего мира, помогает освоение темы «Образ человека с ограниченными возможностями на страницах мировой художественной литературы». Обращаясь к произведениям Л. Андреева, С. Моэма, Е. Мурашевой, В. Короленко, А. Алексина, студенты начинают понимать, что ду шев ное со стоя ние и воз мож но сти психического, а также социокультурного раз ви тия лич но сти за висят не только от состоя ния здо ровья, но и от от но ше ния ок ру-жаю щих, от их ду шевного теп ла, тер пе ния, стремления интегрировать близкого в нормальную жизнь, сделав для него доступными любые источники информации и культурные цен ности.

Во-вторых, необходима более тесная связь университетов и колледжей культуры с уч ре ж де ния ми, так или иначе при частными к реабилитационным процессам. Известно, что одной из важнейших профессиональных ком петен ций библио теч ного спе циа ли ста в на ши дни ста но вит ся уме ние при влечь к про дви же нию идеи чте ния коллег, представляющих другие институты вос-

Ф

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

питания и творческого развития личности. Речь идёт, пре ж де всего, о кор рек цион ных школах, которых сегодня в России восемь видов, классах коррек ции, центрах социальной защиты населения. Будущий работник библио теч но-информационной сферы должен уметь планировать совместные занятия, обща ясь на высоком про фессиональ-ном уровне с педагогами, дефектологами, руководителями творческих коллективов. В связи с этим возрастает значение производственной практики для формирования у студен тов сис темного представления о специ фи ке реа би ли та ции чи тате лей с ограниченными возможностями. В наше время, когда профессиограм ма библио текаря претерпевает серьёзные изменения, нельзя психологически ориентировать студента исключительно на выполнение традиционных библио теч ных функ ций: вы дачу книг, проведение обзоров, организацию книжных вы ста вок. В на ши дни пред став ле ния о профессиональной компетентности сотрудника библио теч но-информационной сферы связаны с расширением поля социального взаимодействия библиотек, интеграцией в процесс руководства чтением инновационных форм работы, с поддержкой библиотекой социально значимых проектов, например, года равных возможностей, паралим-пийских игр, специальных проектов Москвы и дру гих городов по ока за нию помощи инвалидам. Отсюда исключительно валены для профессионального становления сту-

дентов практика, их участие ещё на студенческой скамье в реабилитационных про-грам мах.

Следует отметить необходимость подготовки студентов к руководству чтением, которое предусматривает совместные занятия нормально развивающегося ребёнка и его ровесника, имеющего определённые проблемы психофизиологического освоения окружающей действительности. Разделяя все международные конвенции о защите прав ребёнка-инвалида, наша страна стремится к реализации гуманистического принципа, гласящего: «Нет неполноценного меньшинства, но существует общество, включаю щее людей с раз ны ми про бле ма-ми». В этой парадигме должно изменяться библиотечное образование. В наши дни студенты разрабатывают программы совме-ст ных за ня тий чи тате лей с раз ным со стоянием здоровья. Не стоит, наверное, доказывать, что подобные формы руководства чтением важны не только для проблемного ре бён ка, но и для вос пи та ния гу ма низ ма и толе рант но сти у здо ровых де тей, для гармони за ции от но шений в совре мен ном рос сий-ском обществе.

Раз ви вая новые про фес сиональ ные компетенции сотрудника библиотечно-инфор-мационной сферы, университетское образование помогает модернизации отечественных библиотек и реализации государствен ной по ли ти ки по от но ше нию к людям с ограниченными возможностями.

Примечания

1. Назаров В. С. Направление и задачи совершенствования инновационной деятельности с образованием // Педагогика. 2013. № 3. С. 3—13.

2. Специальная педагогика : учебное пособие. Москва : Академия, 2009. 450 с.

3. Специальная психология : учебное пособие / под ред. В. И. Лубовского. Москва : Академия, 2008. 505 с.

References

1. Nazarov V. S. Napravlenie i zadachi sovershenstvovaniya innovatsionnoy deyatel'nosti s obrazovaniem [Direction and tasks of improving the innovation education]. Pedagogika [Pedagogy], 2013, № 3. pp. 3—13.

2. SpetsiaPnaya pedagogika [Special education]. Moscow, Akademiya Publ. [Academy Publ.], 2009. 450 p.

3. SpetsiaPnaya psikhologiya [Special psychology], ed. by V. I. Lubovskiy. Moscow, Akademiya Publ. [Academy Publ.], 2008. 505 p.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.