ISSN 1997-Q8Q3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2Q17 ♦ 6 (80) ноябрь-декабрь =
ддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление библиотечной педагогики
УДК 021
Г. А. Иванова
Московский государственный институт культуры
В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты библиотечной педагогики, её роль и возможности в решении актуальных проблем чтения подрастающего поколения. Проблемы чтения раскрываются в контексте идей «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». Показан вклад учёных в исследование проблем чтения подрастающего поколения. Раскрыт опыт вузовской подготовки специалистов в области детского и юношеского чтения.
Ключевые слова-, концепция, библиотечная педагогика, детское и юношеское чтение, читательское развитие, программа, библиотека, образование, педагог-библиотекарь.
G. A. Ivanova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
The theoretical and methodical aspects of library pedagogy, its role and possibilities in solving actual problems of reading the rising generation are considered in the article. The problems of reading are revealed in the context of the ideas of the "Concept of the Program for Support of Children and Youth Reading in the Russian Federation". The contribution of scientists to the study of the problems of reading the younger generation is shown. The experience of university training of specialists in the field of children's and youthful reading is revealed.
ИВАНОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации
IVANOVA GALINA ALEXANDROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of management of library and information activities, Faculty of humanities and social studies, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of culture ofthe Russian Federation
SUPPORT AND DEVELOPMENT OF CHILDREN'S AND YOUNG PEOPLE'S READING AS A PRIORITY AREA OF LIBRARY PEDAGOGY
e-mail: g.ivanova@inbox.ru © Иванова Г. А., 2017
Keywords: concept, library pedagogy, children's and youthful reading, reader development, program, library, education, teacher-librarian.
Для цитирования: Иванова Г. А. Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление библиотечной педагогики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 162-167.
В XXI веке проблемы чтения подрастающего поколения привлекают внимание теоретиков и практиков во всём мире. Во многих странах мира осуществляется государственная и общественная поддержка чтения и книги, реализуются национальные программы и инициативы поддержки детского и семейного чтения [2; 8].
В нашей стране Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом инициирована «Национальная программа поддержки и развития чтения». Программа ориентирует различные социальные институты, в том числе и библиотеки, на воспитание детей и подростков творческими читателями, способными вбирать в себя интеллектуальный, духовно-нравственный, социальный, эстетический опыт народа, отражённый в произведениях печати. Итоги первого этапа Программы (2007-2010) нацелили на дальнейшее решение проблем в области детского и юношеского чтения.
В 2017 году распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации».
Чётко обозначена цель программы - «повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подра-
стающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров [5, с. 8]».
Сегодня важно найти оптимальные пути для реализации широких образовательных и воспитательных возможностей литературы, что означает - научить каждого человека с раннего детства читать творчески, увлечённо. Такое чтение - тяжёлый, сложный труд, но он необходим для становления и развития личности.
Значение работы по воспитанию школьников творческими читателями возрастает ещё и потому, что на юных читателей обрушивается мощный поток различных изданий, для освоения которых необходимы соответствующая подготовка, вкус, умение анализировать различные литературные источники. Нужна хорошая школа творческого общения с произведениями искусства слова.
Творческие читатели необходимы и с точки зрения развития самой литературы. Об этом писали А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Заботой о творческом читателе, способном воспринимать нравственно-эстетическое богатство литературы, пронизаны труды К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. А. Ру-бакина, Л. С. Выготского, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского, М. А. Рыбниковой, П. П. Блонского, А. М. Левидова. Немало интересных идей о творческом чтении высказано В. Ф. Асмусом, К. С. Стани-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2017 ♦ 6 (80) ноябрь-декабрь =
славским, С. Я. Маршаком, С. В. Михалковым, К. И. Чуковским.
Исследования последних лет демонстрируют рост внимания к изучению проблем чтения в меняющейся социокультурной среде. Различные аспекты данной тематики получили освещение в трудах ведущих в этой области учёных: В. А. Ас-каровой, В. А. Бородиной, Н. Л. Голубе-вой, Н. Е. Добрыниной, Ю. П. Мелентье-вой, И. М. Немчиной, Т. Д. Полозовой, Н. Н. Светловской, Н. Н. Сметанниковой, И. Н. Тимофеевой, И. И. Тихомировой, В. П. Чудиновой и других. Труды этих учёных обогащают теорию и методику читательского развития детей и юношества новыми подходами.
Осмысление теоретических и методических аспектов воспитания творческих читателей позволяет не только увидеть сложность этого процесса, влияние на него средств массовой информации, системы образования (и не только литературного), культуры общества, окружающей среды, но и осознать значимость библиотеки как основного социального института поддержки и развития чтения.
В последние годы в библиотечном деле возрождается сфера библиотечной педагогики [3; 6]. Педагогическая функция становится одной из главных в библиотечной деятельности [7]. В трудах учёных рассматриваются различные аспекты теории и практики детского и юношеского чтения [1], педагогические и психологические основы педагогики чтения, библиотечные ресурсы детского и юношеского чтения, вопросы подготовки педагогов-библиотекарей как руководителей детского и семейного чтения [4; 6].
Поддержка и развитие детского и юношеского чтения - это процесс, тре-
бующий высокого профессионализма педагогов, библиотекарей и других организаторов детского и юношеского чтения.
В Московском государственном институте культуры в течение более восьмидесяти лет осуществляется подготовка библиотекарей как специалистов в области детского и юношеского чтения. Накоплен большой положительный опыт междисциплинарного подхода в формировании у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих способность приобщения юного поколения к книге, воспитания детей и подростков творческими читателями.
Особая роль в формировании студентов как профессионалов в области чтения принадлежит специальным дисциплинам. Неотъемлемой частью профессионального образования детских и школьных библиотекарей является литература для детей и юношества. Издано большое количество программ, учебников, учебных пособий по отечественной и зарубежной литературе для детей и юношества. Среди авторов видные учёные, преподаватели вузов: И. Н. Арзамасцева, А. И. Борщевская, Л. Я. Зиман, И. В. Иноземцев, Н. К. Кременцова, Н. Б. Медведева, И. Г. Минералова, Т. И. Михалева, С. А. Николаева, Н. Н. Орлова, Т. Д. Полозова, Е. П. Привалова, Ф. И. Сетин, И. С. Чернявская, по учебникам которых обучалось не одно поколение библиотекарей-педагогов. Заслугой многих авторов является стремление к обобщению и осмыслению огромного потока литературы, вошедшей в круг детского и юношеского чтения, написание учебной литературы как итога исследований наиболее
= Библиотечно-информационная деятельность
эффективных путей, форм и методов организации чтения юного поколения.
В наши дни студенты осваивают глубоко продуманную, с учётом воспитательных целей и задач, панораму литературы, предназначенную для детского и подросткового чтения. В 2007 году увидела свет монография Т. И. Михалевой «Современный подросток в современном мире: проблема формирования личности подростка в литературе 1960-х - 2000-х годов», которая сразу же привлекла к себе внимание не только студентов, но и библиотекарей-практиков. Эта книга нацеливает студентов на формирование у подростков интереса к произведениям Р. Погодина, А. Лиханова, А. Алексина, Ю. Яковлева и других авторов, рассматривающих темы нравственного становления растущего человека.
В процессе обучения студентов большое внимание уделяется их подготовке к исследовательской работе в области детского и юношеского чтения. Студенты изучают: монографию И. М. Немчиной «Детское чтение в России: актуализация проблем» (2007), книгу В. П. Чудино-вой «Развитие "нации читателей": роль чтения и библиотек» (2014), учебное пособие Н. Е. Добрыниной «Изучение читателей-детей и подростков в России Х1Х-ХХ веков» (2006) и другие работы. В центре их внимания — история изучения и современное состояние детского и подросткового чтения в России и за рубежом, инновационная деятельность детских, школьных библиотек и юношеских библиотек.
Будущие специалисты изучают современные периодические издания для детей. Рассматривают различные типы медиа, в том числе и Интернет как источ-
ник информации о детской книге и средство её продвижения к юным читателям. Студенты анализируют сайты, ориентированные на детскую, подростковую и юношескую аудиторию, способствующие благотворному влиянию электронной культуры на чтение юного поколения.
Для профессиональной подготовки будущих библиотекарей как специалистов в области чтения особо значимы такие учебные дисциплины, как социология, педагогика и психология детского и юношеского чтения, иллюстрация детской книги, библиография литературы для детей и юношества, библиотечная работа с детьми и юношеством за рубежом, а также актуальные курсы по выбору.
Следует отметить, что государственная итоговая комиссия отмечает высокий уровень теоретической и методической подготовки выпускников МГИК как специалистов в области детского и юношеского чтения. Их профессионализм проявляется в способности творческого подхода к работе, направленной на развитие личности растущего человека через чтение, книгу и некнижные виды документов, начиная с раннего возраста.
Высокий уровень профессионализма выпускников, особенно без отрыва от производства, проявляется в их инновационной деятельности, для которой характерно:
• создание авторских проектов и программ с уникальным опытом активизации чтения детей и подростков и их развития;
• создание информационной предметно-эстетической среды, оказывающей благотворное воздействие на разностороннее развитие детей и воспитание их как творческих читателей;
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2017 ♦ 6 (80) ноябрь-декабрь =
• создание системы педагогической работы, построенной на принципах преемственности, последовательности и творческого сотрудничества с юными читателями, педагогами и родителями;
• использование новых информационных технологий как необходимое условие приобщения детей и подростков к чтению и развития у них информационной культуры.
Следовательно, вузы культуры располагают большими возможностями в деле подготовки специалистов по детско-юношескому чтению.
В настоящее время необходимо возрождать в ряде вузов ранее ликвидированные кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юно-
шеством. Специализированные кафедры смогут успешно работать как научно-исследовательские центры детского и юношеского чтения, проводить регулярно международные и российские научные конференции по проблемам поддержки и развития чтения и подготовки педагогов-библиотекарей.
Важно решить вопрос о целевой подготовке специалистов в области детского чтения, уделить внимание литературе для детей и юношества в учебных планах по направлению подготовки «Библио-течно-информационная деятельность». Продолжать и развивать лучшие традиции библиотечной педагогики - актуальная задача на современном этапе развития нашего общества.
Примечания
1. Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении : в 2 частях. Москва : Школьная библиотека, 2006. Часть 1 : Научные и методологические основы. 2006. 335 с.
2. Иванова Г. А, Чудинова В. П. Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом : учебное пособие. Москва : РШБА, 2012. 376 с.
3. Иванова Г. А. Библиотечная педагогика : учебное пособие. Москва : МГИК, 2015. 224 с.
4. Иванова Г. А., Тихомирова И. И. Психология чтения школьников : учебно-методическое пособие для педагогов-библиотекарей. Москва : РШБА, 2016. 328 с.
5. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года № 1155-р // Школьная библиотека. 2017. № 7. С. 5-12.
6. Тихомирова И. И. Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург : Профессия, 2011. 384 с.
7. Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря : учебно-методическое пособие. Москва : РШБА, 2014. 464 с.
8. Чудинова В. П. Развитие «нации читателей»: роль чтения и библиотек. Москва : РГДБ, 2014. 178 с.
References
1. Borodina V. A. Teoriia i tekhnologiia chitatel'skogo razvitiia v otechestvennom biblioteko-vedenii, v 2 chastiakh. Chast' 1 [The theory and technology of reader's development in domestic library science. In 2 parts. Part 1]. Moscow, Published by "School library", 2006. 335 p.
2. Ivanova G. A., Chudinova V. P. Bibliotechno-informatsionnoe obsluzhivanie detei i iunoshestva za rubezhom [Library and information services for children and youth abroad]. Moscow, Publishing house of the Association of School Librarians of the Russian World (RSBBA), 2012. 376 p.
^ Bn6nn0Te*tH0-HH$0pMaw0HHaa nearenbHocn bill! i
3. Ivanova G. A. Bibliotechnaia pedagogika [Library pedagogy]. Moscow, Publishing house of the Moscow State Institute of Culture, 2015. 224 p.
4. Ivanova G. A., Tikhomirova I. I. Psikhologiia chteniia shkol'nikov [Psychology of reading students]. Moscow, Publishing house of the Association of School Librarians of the Russian World (RSBBA), 2016. 328 p.
5. Kontseptsiia programmy podderzhki detskogo i iunosheskogo chteniia v Rossiiskoi Federatsii: utverzhdena rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 3 iiunia 2017 goda № 1155-r [Concept of the program of support of children's and youthful reading in the Russian Federation: it is approved by the order of the Government of the Russian Federation of June 3, 2017 No. 1155-r]. Shkol'naia biblioteka [School library]. 2017, no. 7, pp. 5-12.
6. Tikhomirova I. I. Bibliotechnaia pedagogika, ili Vospitanie knigoi [Library pedagogy or Education book]. St. Petersburg, "Professija" Publishing House, 2001. 384 p.
7. Tikhomirova I. I. Pedagogicheskaia deiatel'nost' shkol'nogo bibliotekaria [Pedagogical activity of the school librarian]. Moscow, Publishing house of the Association of School Librarians of the Russian World (RSBBA), 2014. 464 p.
8. Chudinova V. P. Razvitie "natsii chitatelei": rol' chteniia i bibliotek [Development of "nation of readers": role of reading and libraries]. Moscow, Publishing house of the Russian State Children's Library, 2014. 178 p.