ЕНЕЗИС БИБЛИОТЕЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УКД 028.5(07) Г. А. Иванова
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена проблемам становления и развития библиотечной педагогики как научной дисциплины, формирующейся на базе интеграции педагогики и библиотековедения, также анализу изменений, происходящих в библиотечно-педагогической деятельности в разные исторические периоды. Рассмотрены эволюция понятия «библиотечная педагогика», взгляды отечественных писателей, критиков, педагогов, библиотековедов в области детского и юношеского чтения. Показано становление и развитие библиотечной педагогики. Обоснована необходимость реализации целостной концепции библиотечно-педагогической деятельности, способствующей развитию личности растущего человека, его образованию и воспитанию.
Ключевые слова: генезис, педагогика, библиотековедение, библиотечная педагогика, концепция, личность, образование, воспитание, теория чтения, руководство чтением.
G. A. Ivanova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
GENESIS OF THE LIBRARY PEDAGOGIC AS SCIENTIFIC DISCIPLINE
The article deals with the problems of library pedagogy development as a scientific subject which is being formed on the basis of pedagogy and library science integration. It is also devoted to the changes in library pedagogical activity in different historical periods. The evolution of the "library pedagogy" idea is discovered. Viewpoints of native writers, critics, library scientists dealing with children and young people reading are shown. Library science development is discussed. The necessity of realization of the entire concept on library pedagogical activity which will help to develop a personality, his or her education and up-bringing is also proved.
Keywords: genesis, pedagogy, library science, library pedagogy, concept, personality, education, up-bringing, reading theory.
Для цитирования: Иванова Г. А. Генезис библиотечной педагогики как научной дисциплины // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75).
ИВАНОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации IVANOVA GALINA ALEXANDROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of management of library and information activities, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of culture of the Russian Federation
С. 132-141.
e-mail: [email protected] © Иванова Г. А., 2017
Библиотечная педагогика — научная дисциплина, формирующаяся на базе интеграции педагогики и библиотековедения. Её предметом являются проблемы теории чтения, библиотечно-педагогической деятельности, решение которых позволит приобщить подрастающее поколение к миру книжной культуры, позволит использовать литературу и другие информационные источники как важнейшие средства образования и воспитания растущего человека, формирования его культуры чтения и информационной культуры.
Становление библиотечной педагогики как самостоятельной научной дисциплины обусловлено двумя взаимосвязанными группами факторов: прежде всего, развитием отечественного библиотековедения как сложной, динамически развивающейся системы, появлением в ней новых стратегий исследования; во-вторых, потребностями науки в изучении педагогических аспектов деятельности библиотек.
В истории мировой библиотековедческой и педагогической мысли особое место занимают идеи приобщения к книге, чтению подрастающего поколения, ибо на всех этапах своей истории человечество решало важную для себя задачу передачи знаний и духовных ценностей от одного поколения к другому. Уже в Древней Руси зарождаются педагогические основы работы с книгой в библиотеках. Известен, например, опыт обучения детей в учебной библиотеке, созданной в XII веке Евфро-синьей Полоцкой. Ю. Н. Столяров, характеризуя её деятельность, отмечает, что в созданной ею библиотеке Евфросинья два-три года уделяла первому циклу обучения: умению читать, писать, считать, рассказывать наизусть или петь молитвы. Во время второго цикла обучала церков-
нославянскому, греческому, латинскому языкам, природоведению, риторике, медицине, истории — особенно родословной Рогволодовичей, прошлому Полоцкой земли и всего восточного славянства. Помимо этого, она воспитывала у своих подопечных терпение и воздержание от пороков, чистоту душевную и телесную. Обучала Полоцкая в своей библиотеке и красноречию, а наиболее способных детей - поэтике [3].
Становление и развитие библиотечной педагогики проходило в разные исторические периоды и имело свои особенности. В эпоху Возрождения (XIV - начало XVII века), периоды Реформации (XVI век) и Просвещения (вторая половина XVII -XVIII века) складываются более благоприятные условия для развития просвещения и образования. Особое значение имело изобретение европейского способа книгопечатания (40-е годы XV века), связанного с именем немецкого изобретателя И. Гутенберга. Развитие книгопечатания благотворно сказалось на росте числа библиотек, их фондах, на издании книг.
К концу XVII века сложились первоначальные представления о педагогике детского чтения. Они возникли из осознания потребности воспитания подрастающих поколений, обучения их чтению, грамоте, решения задач сделать процесс чтения более доступным и привлекательным. Была обоснована необходимость приобщения детей к лучшим образцам отечественной и мировой литературы, пробуждения у них глубокого интереса к книге, чтению как источнику знаний и самообразования. Утверждалась значимость для руководителей детского чтения понимания мира ребёнка, особенностей детского возраста и восприятия литературных произ-
ведений детьми. Эти требования находили реализацию как в самой литературе, так и в деятельности педагогов, библиотекарей. Важную роль в формировании потребностей в чтении играли личные, семейные, монастырские и учебные библиотеки.
В XVIII веке вопросы педагогики чтения были в центре внимания самого крупного поэта Феофана Прокоповича. Он имел богатейшую личную библиотеку на разных языках, насчитывающую более 230 тысяч томов. По личной просьбе Петра I Ф. Прокопович написал «Краткую историю России» и «Первое учение отрокам». Особую популярность имела его оригинальная детская книга «Первое учение отрокам». В предисловии этой книги автор изложил свои педагогические взгляды. Он считал, что воспитанием ребёнка надо заниматься с раннего возраста, образование должно соединяться с воспитанием. Дети, отмечал Прокопович, должны любить книги. Поэтому важен отбор книг, и они должны быть доступны детям. Читать плохие книги или же не понимать прочитанное — «многажды худше и злейше». В «Духовном регламенте», написанном в 1721 году для Синода, Ф. Прокопович ставит вопрос об открытии духовных школ, школ для простого народа, отмечая, что при школах надлежит быть библиотеке, ибо школа без библиотеки, как без души. «Дело учителя, - писал Прокопович, -спрашивать ученика о том, произведение какого автора он читал, что записал, а если чего не разумел, то б ему объяснил учитель [1]». Он отмечал полезность такой работы.
Большую заботу о библиотеках проявлял М. В. Ломоносов. Эта забота была проникнута стремлением способствовать развитию русской культуры, науки, про-
свещения. Этим же стремлением он руководствовался при создании научных и поэтических произведений. Его «Риторика», включившая таже превосходно переведённые произведения разных народов, значительно расширила круг литературных знаний русского читателя.
Последователи Ломоносова, его ученики, профессора Московского университета, открытого в 1755 году, рассматривали проблемы воспитания и обучения не только дворянской молодёжи, но и молодёжи других сословий. Ставились вопросы о целях обучения и воспитания подрастающего поколения, о роли нравственного воспитания в формировании личности человека, о литературе как средстве воспитания и образования.
Одним из выдающихся просветителей XVIII века был Н. И. Новиков (17441818). Из книг, которые он издал, можно составить разносторонне подобранную библиотеку. Новиков издавал книги на русском и иностранных языках, среди которых учебники, словари, книги по истории, географии и другим наукам, художественные произведения, а также журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек» и другие. В 1772 году он издал «Опыт исторического словаря о русских писателях». Заботясь о распространении просвещения в России, о том, чтобы книги могли читать те, кто не в состоянии их купить, Новиков открыл публичную библиотеку-читальню при университетской книжной лавке в Москве.
Н. И. Новиков сыграл важную роль в развитии педагогики детского чтения. Он всемерно распространял педагогическую науку, написал несколько работ в этой области, в том числе трактат «О воспитании и наставлении детей для распро-
странения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». Стержнем педагогических взглядов Новикова является воспитание любви к Отечеству и благонравия. Ярким событием в жизни юных россиян стало издание журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), выходившего каждую субботу как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости». Этот журнал - первая осуществлённая попытка целенаправленного и систематического влияния на воспитание и образование молодого поколения с помощью специально создаваемой литературы для детского и юношеского чтения.
Демократическую линию в сфере детского и юношеского чтения продолжил А. Н. Радищев, произведения которого часто были адресованы мальчику или юноше. К ним можно отнести не только «Путешествие из Петербурга в Москву», но и такие его произведения, как «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Слово о Ломоносове», «Слово о Пугачёве», «Житие Фёдора Васильевича Ушакова». Социальный идеал писатель видел в обществе «мудрых и знающих» людей. Он писал, что преимущества человеку могут дать только знание и благородство, что путь к ним лежит через образование, познание и чтение, возвышающие душу и ум человека.
С удивительной для своего времени чёткостью А. Н. Радищев сформулировал мысль о единстве знания и нравственности, о необходимости в первую очередь нравственного воздействия на детей в процессе чтения.
Идеи Н. И. Новикова и А. Н. Радищева о детском, юношеском чтении в значительной мере предопределили историческое развитие теории и практики руководства детским и юношеским чтением в России.
С момента своего возникновения профессионально организованное и руководимое чтение юного поколения приобрело демократический характер.
Ю. Н. Столяров справедливо обратил внимание педагогов-библиотекарей и автора данной статьи на необходимость «знать и высоко чтить имя такого своего предшественника, как философ и библиотекарь Иммануил Кант (1724-1804) [7]». Можно полностью согласиться с мнением Юрия Николаевича, его стремлением показать роль И. Канта в развитии педагогики чтения. В своей статье он отмечает: «Понятия "человек", "познание", "мышление", "книга" ставятся И. Кантом в один логический ряд и позволяют выделить важные принципы, реализуемые в процессе чтения [7, с. 46]».
Среди них: руководство чтением осуществляют специалисты либо сам читающий при достижении определённого образовательного уровня; в процессе чтения познаётся новое знание не только благодаря содержащейся в книге информации, но и благодаря её творческой переработке; с помощью руководителей чтения или самостоятельно следует выделять вопросы о прочитанном для осмысления его содержания; читатель должен проявлять внимательность, воспитанность, умение вступать в диалог с автором.
В рассматриваемый период высказываются мысли о требованиях к библиотекарям. В. Н. Татищев в изданном в 1793 году лексиконе (словаре) указывает, что библиотекарь «должен быть многих наук и разных языков ... наученный, к тому же прилежный читатель, всякой книге качество знать [3, с. 54]». Он обязан оказывать помощь читателю в выборе книг, обращаться с ним «учтиво, ласково и помощ-
ником в приобретении полезного знания себя показывать [3, с. 54]».
Таким образом, возникновение библиотечной педагогики теснейшим образом связано с развитием культуры, образования, просвещения, с изданием и распространением книг, с созданием библиотек. Первоначальные представления о педагогической сущности деятельности библиотекарей формировались под влиянием развития детского и юношеского чтения.
Интерес к истории развития теории библиотечной педагогики устойчиво сохранялся в XIX - начале XX века. В трудах писателей, критиков, педагогов, специалистов в области библиотечного дела и чтения этого периода, таких как В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. Г. Добролюбов, Д. И. Писарев, В. И. Водовозов, Н. В. Шелгунов, В. Я. Стоюнин, Н. А. Корф, В. Н. Острогорский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, «содержится множество идей, суждений по вопросам детского, юношеского чтения [3, с. 55]».
В трудах названных авторов большое внимание уделяется роли книги и чтения в развитии личности, в духовно-нравственном её становлении; содержанию чтения, психологии чтения; методам руководства чтением; изучению читателей и другим педагогическим проблемам.
Значительное влияние на актуализацию проблем чтения и библиотечно-педа-гогической деятельности оказали труды Н. А. Рубакина (1862-1946) - писателя, просветителя, библиотековеда, исследователя, книговеда, создателя науки о социальном психологическом воздействии -библиопсихологии, популяризатора научных знаний. Его труды ценны методологически и практически, а собственный опыт исследовательской работы по изучению
читателей и чтения исключительно интересен, значим для каждого библиотечного специалиста.
Главную задачу чтения Рубакин видел в расширении «духовной жизни по всем направлениям», в росте человеческой личности, в её укреплении. В статье «Как должно быть организовано внеклассное чтение» (1909) он писал, что основные задачи чтения те же, что и задачи воспитания и образования. При правильной организации внеклассного чтения дети станут активными читателями, любителями книг. Н. А. Рубакин отстаивал широкий круг чтения, выступал против бездарной литературы. Настойчиво проводил такую мысль: для того чтобы книга была усвоена читателем, она должна быть не просто хорошей книгой, но и книгой, подходящей данному читателю. «Подходящей книгой называется такая, которая в наибольшей степени соответствует всем твоим качествам и свойствам, например, запасу твоих знаний, складу твоего ума, твоим желаниям и стремлениям, вообще всем твоим душевным качествам [6, с. 126]».
Как мы уже отмечали, Н. А. Рубакин стал зачинателем новой научной теории - библиопсихологии. Анализ действия «сотен тысяч книг на сотни тысяч читателей», практические наблюдения и теоретические выводы явились источниками этой теории. Основные положения библиопсихологии, изложенные в труде Н. А. Рубакина «Психология читателя и книги», стали предметом изучения российских специалистов лишь в 20-е годы XX столетия, когда этот труд был издан в Москве и Ленинграде. Но ещё в 1901 году в книге рассказов «Искорка» Рубакин указывал на то, что индивидуальные особенности личности и условия обстановки, душевное
настроение, испытываемое в такой-то момент, — всё это влияет на то, какая книга подействует на читателя. Он рассматривал не только индивидуальные реакции читателей на книги, но и реакции, обусловленные историческими и социальными причинами, и это ставил в основу изучения читателей.
Богатое теоретическое наследие Ру-бакина обогащало знаниями всех тех, кто занимался проблемами библиотечного дела. И в XXI веке библиотечные специалисты вновь и вновь обращаются к трудам этого замечательного учёного - страстного пропагандиста книги и чтения.
В начале ХХ века вопросы организации чтения широко обсуждались на общепедагогических, библиотечных, земских съездах и совещаниях. На Первом Всероссийском съезде учителей (1909) ставился вопрос о создании специальных комиссий для изучения детской литературы при учительских обществах, отмечалась необходимость организации хороших ученических библиотек и выставок новых детских книг.
Особое значение имел Первый Всероссийский съезд по библиотечному делу, состоявшийся в Санкт-Петербурге в 1911 году. В докладе К. И. Рубинского «Положение библиотечного дела в России и других государствах» отмечалось, что условия жизни в России не давали простора коллективной библиотечной деятельности библиотекарей, что опыт, приобретённый библиотекарем, «не приносил пользы другим библиотекарям и не содействовал развитию библиотечного дела в России. Не знакомый с современными успехами его на Западе, знающий только понаслышке о существования науки библиотековедения, русский библиотекарь поне-
воле был консерватором, и верность традиции была отличительной чертой его деятельности [12, с. 2]». В докладе прозвучала мысль о необходимости «поставить библиотеки на должную высоту», но этого можно достигнуть, если в библиотеках не будет «неопытных работников».
Интересным на съезде был доклад Е. М. Чарнолуской «Взаимоотношения библиотеки и школы в Америке». Опыт первых детских библиотек, результаты изучения чтения детей были отражены в докладах М. В. Бередниковой, А. К. Покровской, Е. Г. Соловьевой, А. Е. Королькова.
Все участники съезда подчёркивали огромную роль библиотекаря как посредника между книгами и читателями, ставили вопросы изучения детской литературы, психологии детского чтения, создания справочного отдела по вопросам детской литературы и детского чтения.
Многочисленные представления о чтении, библиотечной деятельности как педагогической способствовали возникновению понятия «библиотечная педагогика». Ю. Н. Столяров отмечает: «Именно у нас ровно сто лет назад - в 1915 году - возникло само понятие "библиотечная педагогика" (его ввёл Б. П. Гущин в журнале "Библиотекарь" (№ 3-4) [8]». Об этом сказано и в фундаментальном справочном издании «Библиотечной энциклопедии».
Новый этап в развитии библиотечной педагогики наступил после Великой Октябрьской социалистической революции (1917). Педагогическая и библиотечная общественность в этот период совместно разрабатывала на новых методологических основах теорию и практику воспитания массового читателя. Организующими центрами стали созданные при Народном комиссариате просвещения РСФСР специ-
альные комиссии, первые опытные базы и научные учреждения.
В 1920 году был создан Институт детского чтения, важным направлением деятельности которого являлось изучение ребёнка как читателя в тесной связи с изучением детской книги. Исследователи собрали и обобщили богатейший материал из области духовной жизни детей. Они анализировали содержание чтения детей, детский спрос и отзывы на книги; изучали влияние иллюстраций, реакции детей на чтение вслух, детское творчество, связанное с книгой. Результаты исследований доводились до широкого круга библиотекарей. В журнале «Красный библиотекарь» были опубликованы статьи А. К. Покровской, П. А. Рубцовой, Т. А. Григорьевой. Обширный и уникальный материал, обобщающий данные изучения чтения читателей-подростков, представлен в книге П. А. Рубцовой «Что читают дети».
В 1930-е годы специалисты продолжали активно разрабатывать основы библиотечной педагогики. В 1936 году на Всесоюзном совещании по теоретическим вопросам библиотековедения и библиографии обсуждался вопрос: обслуживает ли библиотека читателей или руководит их чтением? А. Н. Ванеев отмечал, что «выдвижение такого вопроса свидетельствовало об узости взглядов некоторых библиотековедов на руководство чтением как идейно-политическую и государственную задачу [2, с. 82]». Е. А. Горш, критикуя подобную постановку вопроса, отстаивала точку зрения на руководство чтением как воспитательный процесс. Утвердилась точка зрения тех библиотековедов, которые рассматривали руководство чтением как систему работы с читателями в библиотеке, как педагогический процесс си-
стематического влияния на содержание и характер чтения, на самообразовательную работу читателей.
Большой вклад в развитие научной теории и методики руководства чтением детей внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. М. Горький (1868-1936), А. С. Макаренко (1888-1939). Их труды обогащали «библиотекарей и студентов знаниями в области педагогики детского чтения, методики работы с читателями и родителями, нацеливали на необходимость специальных исследований, направленных на изучение воспитательного влияния литературы на юных читателей [3, с. 93]».
Обширный комплекс проблем чтения учащихся разработал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970). В его трудах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа» и других ярко раскрыта роль чтения в умственном, нравственном, эстетическом развитии личности растущего человека. Педагог видел, что, наряду с книгой, существует много других источников информации. Но, по его глубокому убеждению, «ничто не заменит книги. С книги начинается само воспитание, индивидуальная духовная жизнь [9]». Чтение Сухомлинский называл самым прекрасным человеческим занятием. Обращаясь к педагогам, он дал важный методический совет: «Покажите детям красоту, мудрость, глубину мысли одной книги, но покажите так, чтобы каждый ребёнок навсегда полюбил чтение, был готов выйти в самостоятельное плавание по книжному морю [9, с. 85]».
На современном этапе большой вклад в разработку теории и методики детского и юношеского чтения, воспитания творческих читателей вносят В. Я. Аскарова, Л. И. Беленькая, В. А. Бородина, Н. И. Ген-
дина, Н. П. Голубева, Н. Е. Добрынина, Т. Д. Жукова, Л. Я. Зиман, Г. А. Иванова, О. Л. Кабачек, А. С. Матвеева, Ю. П. Ме-лентьева, И. Г. Минералова, Т. И. Михалева, И. М. Немчина, Е. В. Полевина, Т. Д. Полозова, Н. Н. Светловская, Н. Н. Сметанникова, А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров, И. И. Тихомирова, В. П. Чудинова и другие. Труды названных авторов широко используются в библиотечно-педаго-гической деятельности, являются настольными книгами будущих педагогов-библиотекарей.
В центре внимания российских исследователей сегодня находятся различные аспекты библиотечно-информационной и педагогической деятельности библиотек в различных странах мира.
Наиболее полно они отражены в учебном пособии Г. А. Ивановой и В. П. Чу-диновой «Библиотечно-информационное обслуживание детей за рубежом». Авторам пособия «представлялось наиболее целесообразным выйти за рамки непосредственной деятельности библиотек, обратившись к анализу происходящих изменений "социальной среды", а затем к практике работы библиотек. В связи с этим был использован междисциплинарный подход: широко привлекались сведения из других областей знания (социологии чтения, книги, возрастной и педагогической психологии, зарубежных концепций образования и воспитания) [5, с. 16]».
Особо следует отметить труды И. И. Тихомировой - учёного, педагога, библиотековеда. Широко известны её многочисленные научные и научно-методические публикации по педагогике и психологии чтения. Так, в 2011 году в свет было выпущено пособие И. И. Тихомировой «Библиотечная педагогика, или Воспита-
ние книгой». Цель пособия — помочь детским и школьным библиотекарям «осознать свой педагогический потенциал и его уникальность, раскрыть сущность руководства чтением как ведущего педагогического звена библиотечной деятельности, показать его психологические основы и методические ресурсы, конкретизировать отдельные направления взаимодействия библиотекаря с читающими детьми на материале литературных произведений [10, с. 4]». Актуальным было издание в 2014 году пособия И. И. Тихомировой «Педагогическая деятельность школьного библиотекаря [11]». Данная книга - ответ на вызовы времени в одной из самых гуманных сфер деятельности - библиотеч-но-педагогической работе с детьми.
В 2016 году было выпущено в свет пособие «Психология чтения школьников», подготовленное И. И. Тихомировой совместно с автором данной статьи. В пособии во главу угла «поставлены отечественные традиции в понимании психологии чтения детей, направленные на воспитание и образование подрастающего поколения средствами книги и чтения [4, с. 8]».
Опираясь на труды современных исследователей, можно осознать «эволюцию российской библиосферы и направления развития инфосферы, оценить поучительный опыт их взаимодействия в культурном пространстве [7]»; увидеть сложность, многоаспектность чтения как явления культуры и как процесса развития личности. Можно проследить эволюцию чтения во времени и пространстве, изучить состояние и проблемы чтения в контексте развития новой электронной среды, получить представление о новых видах читательских практик, связанных с использованием компьютеров, Интернета, в том
числе блогосферы. Можно выявить влияние на чтение и читательские практики школьников руководителей детского чтения - родителей, педагогов, библиотекарей; познакомиться с состоянием чтения в разных странах.
Важно отметить, что разнообразные аспекты библиотечной педагогики нашли отражение и в учебной литературе. Устоявшимися в библиотековедении являются понятия «библиотечное обслуживание» и «руководство чтением». Именно под такими заглавиями издан ряд учебников. Напомним, что ещё в 1984/85 учебном году в МГИК был издан учебник А. Я. Айзенберга «Библиотечная педагогика», целью которого явилось развитие педагогического мышления у студентов. Состояние и перспективы педагогической деятельности библиотек отражены в учебном пособии В. И. Терешина «Педагогические аспекты деятельности советских библиотек» (МГИК, 1988).
В 2015 году в МГИК было выпущено в свет учебное пособие автора данной статьи «Библиотечная педагогика», в котором рассматриваются исторические, теоретические, методические и организационные аспекты библиотечной педагогики; раскрывается её современное состояние. На основе проводимых исследований обосновывается концепция библиотечной педагогики.
Отличительная особенность библиотечной педагогики заключается в том, что она осуществляется средствами инфор-
мационных ресурсов, сосредоточенных в фондах библиотеки и в электронной среде. В пособии рассмотрены виды и функции педагогической деятельности современного библиотекаря, методология и методы изучения читателей и детского и юношеского чтения, показаны особенности читателей разных возрастных групп, охарактеризованы методы индивидуальной,груп-повой и массовой работы с читателями, а также совместная деятельность библиотекарей, педагогов и родителей. В связи с введением должности «педагог-библиотекарь» рассмотрена система вузовской подготовки таких специалистов.
Положительно оценивая данное пособие, Ю. Н. Столяров справедливо отметил, что оно отражает только один срез библиотечной педагогики, но «педагогическая составляющая присутствует в деятельности библиотек, обслуживающих взрослое население [8, с. 48]». Характеризуя библиотеку как четырёхэлементную систему, учёный заметил, что педагогическая составляющая проявляется в каждом из элементов. Эта проблема, на наш взгляд, может стать самостоятельным научным исследованием.
Представления о генезисе библиотечной педагогики могут быть охарактеризованы как кумулятивные, то есть рассматривающие её становление и развитие как непрерывный процесс накопления знания, обогащения теории новыми представлениями о закономерностях и функциях биб-лиотечно-педагогической деятельности.
Примечания
1. Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. Москва : Педагогика, 1987. 558 с.
2. Ванеев А. Н. Развитие библиотековедческой мысли в России (1917-1959) : учебное пособие. Ленинград, 1976. 151 с.
3. Иванова Г. А. Библиотечная педагогика : учебное пособие. Москва : МГИК, 2015. 224 с.
4. Иванова Г. А., Тихомирова И. И. Психология чтения школьников : учебно-методическое пособие для педагогов-библиотекарей. Москва : РШБА, 2016. 328 с.
5. Иванова Г. А, Чудинова В. П. Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом : учебное пособие. Москва : РШБА, 2012. 376 с.
6. Рубакин Н. А. Как заниматься самообразованием : сборник / сост. и вступ. статья Т. К. Крук. Москва : Советская Россия, 1962. 127 с.
7. Соколов А. В. Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России. Профессионально-мировоззренческое пособие. Москва : РШБА, 2016. 384 с.
8. Столяров Ю. Н. Достойный итог столетия библиотечной педагогики: об учебном пособии Г. А. Ивановой «Библиотечная педагогика» // Школьная библиотека. 2016. № 7. С. 44-48.
9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев : Рад. школа, 1981. 382 с.
10. Тихомирова И. И. Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург : Профессия, 2011. 384 с.
11. Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря : учебно-методическое пособие. Москва : РШБА, 2014. 464 с.
12. Труды первого Всероссийского съезда по библиотечному делу, состоявшегося в Санкт-Петербурге с 1-го по 7-го июня 1911 г. : в 2 частях. Часть 1. Санкт-Петербург, 1912. 160 с.
References
1. Solovkov I. A., comp. Antologiya pedagogicheskoi mysli Rossii XVIII v. [Anthology of pedagogical thought of Russia 18th century]. Moscow, Publishing House "Pedagogy", 1987. 558 p.
2. Vaneev A. N. Razvitie bibliotekovedcheskoi mysli v Rossii (1917-1959) [Development thought of library science in Russia (1917-1959)]. Leningrad, 1976. 151 p.
3. Ivanova G. A. Bibliotechnaya pedagogika [Library pedagogy]. Moscow, 2015. 224 p.
4. Ivanova G. A., Tikhomirova I. I. Psikhologiya chteniya shkol'nikov [Psychology of reading students]. Moscow, Publishing house of Association of School Librarians of the Russian World (RSBBA), 2016. 328 p.
5. Ivanova G. A., Chudinova V. P. Bibliotechno-informatsionnoe obsluzhivanie detei i yunoshestva za rubezhom [Library and information services for children and youth abroad]. Moscow, Publishing house of Association of School Librarians of the Russian World (RSBBA), 2012. 376 p.
6. Rubakin N. A. Kak zanimat'sya samoobrazovaniem [How to educate ourselves]. Moscow, Publishing House "Sovetskaya Rossiya", 1962. 127 p.
7. Sokolov A. V. Bibliosfera i infosfera v kul'turnom prostranstve Rossii. Professional'no-mirovozzrencheskoe posobie [Bibliosphere and the InfoSphere in the cultural space of Russia. Vocational and ideological benefits]. Moscow, Publishing house of Association of School Librarians of the Russian World (RSBBA), 2016. 384 p.
8. Stolyarov Yu. N. Dostoinyi itog stoletiya bibliotechnoi pedagogiki: ob uchebnom posobii G. A. Ivanovoi "Bibliotechnaya pedagogika" [Worthy result of century of library pedagogics: about the manual of G. A. Ivanova "Library pedagogics"]. School library. 2016, no. 7, pp. 44-48.
9. Sukhomlinsky V. A. Serdtse otdayu detyam [I give my Heart to children]. Kiev, 1981. 82 p.
10. Tikhomirova I. I. Bibliotechnaya pedagogika, ili Vospitanie knigoi [Library pedagogy or Education book]. St. Petersburg, "Professija" Publishing House, 2001. 384 p.
11. Tikhomirova I. I. Pedagogicheskaya deyatel'nost' shkol'nogo bibliotekarya [Pedagogical activity of the school librarian]. Moscow, Publishing house of Association of School Librarians of the Russian World (RSBBA), 2014. 464 p.
12. Proceedings of the first all-Russian Congress on librarianship, held in St. Petersburg from 1 to 7 June 1911. V 2 parts. Part 1. St. Petersburg, 1912. 160 p. (In Russian)