ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^
АУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Н. А. РУБАКИНА В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. А. Иванова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается научное наследие Н. А. Рубакина о роли и месте книги в жизни человечества, читателя, психологии книги, различных проблемах библиотечного дела и библиографии деятельности.
Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, Н.А. Рубакин, научное наследие, психология книги.
This article discusses scientific heritage NA Rubakin about the role of books in the life of mankind, the reader of psychology books, and various issues of librarianship and bibliography of activity. Key words: library and information activities, NA Rubakin, scientific heritage, psychology books.
На протяжении всей истории библиотечного образования труды Н.А. Рубакина — писателя, просветителя, библиотековеда, исследователя, книговеда, создателя библиопсихологии, популяризатора научных знаний — привлекают внимание исследователей, являются неисчерпаемым источником и средством профессиональной подготовки библиотечных кадров. Его работы широко представлены в учебной, учебно-методической литературе, их изучают в курсах психологии, педагогики, социологии чтения, читателеведения, библиографоведения, библиотековедения, книговедения. Не одно поколение выпускников библиотечных факультетов вузов культуры и искусств постигало научные идеи этого великого ученого, считавшего книгу «могущественнейшим орудием борьбы за истину и справедливость», называвшего библиотеку «ассоциацией книг» и предложившего свой путь организации библиотечного дела на «национальных педагогических основах». Труды
Н.А. Рубакина ценны методологически и методически, а собственный опыт исследовательской работы по изучению читателей и чтения исключительно интересен, значим для каждого библиотечного специалиста. В современном библиотечно-информационном образовании жизнь и многогранная деятельность этого замечательного ученого, исследователя, оставившего большое научное наследие, должны раскрываться во всей полноте.
Важно иметь каждому из нас исчерпывающее представление о той огромной работе, которую осуществлял Н.А. Рубакин как читатель, исследователь, библиограф, популяризатор, создатель нового направления в науке — библиопсихологии, и главное — осмыслить значимость его труда для настоящего и будущего. Незадолго до смерти он писал о своей деятельности: прочитано — 250 тысяч книг; создано — 49 больших научных работ; собрано — 230 тысяч книг; составлено и разослано — 15 тысяч программ по са-
200 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 200-204
И
г
мообразованию; опубликовано — более 350 статей в 115 периодических изданиях (5). С 1889 по 1907 год он переписывался с 5189 читателями, составлял для многих из них индивидуальные программы самообразования. После окончания университета начал создавать свою библиотеку. Собрав около 80 тысяч книг, передал их «Лиге образования» в Петербурге. Также и в Швейцарии, где он жил последние 40 лет, собранную им библиотеку — 80 тысяч томов — завещал России. Сейчас она находится в Российской государственной библиотеке.
Процесс образования предполагает раскрытие многогранной деятельности Н.А. Рубакина — «последнего энциклопедиста» (как его назвал писатель Лев Разгон), который обладал широкими, глубокими и разнообразными знаниями и все их поставил для достижения одной цели — «просвещение народа, борьба за книгу и во славу книги, за читателя и ради читателя» (6, с. 12). Главную задачу чтения Рубакин видел в расширении «духовной жизни по всем направлениям», в росте человеческой личности, в ее укреплении. «Чтение книг — это лишь начало дела. Творчество жизни — вот цель», — отмечал он в работе «Письма к читателям о самообразовании» (7, с. 11).
Особенно важно в процессе обучения студентов — будущих специалистов детских и школьных библиотек — рассмотреть идеи Н.А. Рубакина в области приобщения к чтению подрастающего поколения. В статье «Как должно быть организовано внеклассное чтение» (1909 г.) он писал: «Основные задачи чтения, в общих чертах те же, что и задачи образования и воспитания» (8, с. 2). При правильной организации внеклассного чтения дети должны стать активными читателями, любителями книг. Приучившись знать книги, любить и беречь их, дети тем самым учатся самостоятельно мыслить, вырабатывать свои убеждения, и важной задачей руководителей чтения является воспитание «серьезного, вдумчивого не только читателя, но и почитателя книг» (8, с.
^ Библиотечно-информационная деятельность
32). Тот факт, что не все дети любят книги и являются читателями, Н.А. Рубакин ставил в вину руководителям детского чтения, так как был уверен в том, что «нет нормального ребенка, из которого бы нельзя было сделать читателя, и читателя не силком, а по доброй воле» (12, с. 172). Он критически оценивал практику жесткой регламентации чтения, возражал против назойливости руководителей, против превращения ребенка в «объект для педагогических манипуляций». Н.А. Рубакин предлагал «свободное чтение», «Свободный выбор книг» на основе «широко развернутого фонда» библиотеки и предоставления самостоятельности и инициативы читателям. Высоко ценил ученый такие методы, как «часы рассказов», коллективные чтения, клубы детского чтения. Ряд его статей посвящен изучению психологии детей и подростков. Он предложил свою классификацию читателей в зависимости от возраста. Эта классификация близка возрастной типологии читателей, принятой в современном библиотековедении. Идеи Н.А. Рубакина в области детского и юношеского чтения должны быть более полно отражены в соответствующих учебных дисциплинах.
Чрезвычайно значимы мысли ученого для педагогов-библиотекарей, изложенные им в статье «Несколько слов о системе чтения». Н.А. Рубакин отмечал огромную роль учителя в воспитании у детей любви к книгам, в организации не только классного, но и домашнего чтения. В процессе внеклассного чтения учитель может воспитать любовь к книге, ставя вопросы таким образом, чтобы ответы на них требовали прочтения тех или иных книг. Учитель может оказать ребенку помощь и в выборе книг. Домашнее чтение учащихся также не должно проходить без внимания учителя. По его инициативе должно быть организовано совместное чтение с детьми в домашней обстановке. Коллективное чтение с использованием художественного слова, с последующим обсуждением книги и воспитывает любовь к чтению. Н.А. Рубакин утверждал,
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 2 (46) март-апрель ^
что главным в чтении является осмысление читаемого. Остается в памяти лишь то, что самим читателем передумано, перечувствовано во время чтения и после него. «Надо переживать, — писал он, — надо чувствовать, одевать чужие слова в плоть и кровь так, чтобы они становились как бы самой жизнью» (6, с. 32).
Н.А. Рубакин занимался отбором книг для детского чтения, выступал против бездарной литературы и высоко ценил творчество В.Г. Короленко, А.П. Чехова, М. Твена, Ч. Диккенса и других авторов, считая их произведения прекрасным материалом для чтения подрастающего поколения. Страстный пропагандист книги, он отстаивал широкий круг чтения. Настойчиво проводил такую мысль: для того чтобы книга была усвоена читателем, она должна быть не просто хорошей книгой, но и книгой, подходящей данному читателю. «Подходящей книгой называется такая, которая в наибольшей степени соответствует всем твоим качествам и свойствам, например, запасу твоих знаний, складу твоего ума, твоим желаниям и стремлениям, вообще всем твоим душевным качествам» (3, с. 76).
Труды Н.А. Рубакина обогащают сферу знаний не только студентов — будущих специалистов библиотек, но и библиотекарей-практиков и педагогов. Особое значение имеет его знаменитая книга «Этюды о русской читающей публике». Эта книга, как справедливо отмечает Г.П. Фонотов, «лучшее из того, что по данной тематике было написано в нашей стране ... единственная в своем роде работа по широте охвата проблем — от издательского, книготоргового и библиотечного дела, образования народа до портретов отдельных читателей — как показателя уровня духовного развития основных слоев населения» (13, с. 17).
Большую роль в образовании и самообразовании библиотекарей сыграл труд Н.А. Рубакина «Среди книг». Первое издание этого труда в двух томах вышло в 1906 году и отразило 7,5 тысяч названий книг. Второе издание, вышедшее в
3 томах (соответственно — в 1911, 1913 и 1915 годах), включало уже 20 тысяч книг. Это издание имеет подзаголовок «Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и литературно-общественных идей. Справочное пособие для самообразования и для систематизации и комплектования общественных библиотек, а также книжных магазинов» (4).
Библиотекари имели возможность ознакомиться с широким кругом книг — художественных, публицистических, по языкознанию, этике, общественным наукам, учились систематизировать их, комплектовали ими свои библиотеки. В этом книговедческом и библиотековедческом труде содержатся элементы научно обоснованного подхода к работе с читателями. Теоретическая часть работы содержит очерки о книжных богатствах, каждый отдел предваряется замечаниями автора, характеристикой книг и авторов, историческими фактами и идеями. Выделяются книги, которые рекомендуются не только для библиотек различных типов, но и предназначенные для разных групп читателей. В отборе книг отчетливо выражен дифференцированный подход к читателям.
Труд Н.А. Рубакина «Среди книг» имел большое значение для организации чтения в библиотеках. Известный публицист и мыслитель В.В. Розанов писал: «"Среди книг" будут читать и именно по ней организовывать читальни, библиотеки, даже сортировать в магазинах товар» (цит. по: 13, с. 19—20).
Являясь зачинателем новой научной теории — библиопсихологии, Н.А. Рубакин считал эту теорию главным научным достижением его жизни. Создание ее началось в России, когда в молодые годы он начал писать научно-популярные книги, учитывая запросы читателей и их психологические типы. Анализ действия «сотен тысяч книг на сотни тысяч читателей», практические наблюдения и теоретические выводы явились источником этой теории. Основные положения и мыс-
ли библиопсихологии, изложенные в труде «Психология читателя и книги», стали предметом изучения российских специалистов лишь в 20-е годы ХХ столетия, когда этот труд был издан в Москве и Ленинграде.
В настоящее время активизировался интерес к освоению методологии и методики библиопсихологии. В учебнике В.М. Беспалова «Психология чтения» большой раздел посвящен методологическим и методическим вершинам библиопсихологии Н.А. Рубакина. Автор учебника констатирует, что «возможности библиопсихо-логии еще до конца не изучены и не исчерпаны», что «время становления библи-опсихологии уже прошло, а эра библиоп-сихологии в науке еще не наступила» (2, с.7—8). На занятиях со студентами В.М. Беспалов предлагает из методологических и методических высот, достигнутых в этой науке, рассматривать три наиболее актуальных: «раскрытие и объяснение процессов восприятия и понимания знаковой информации человеком; объяснение сложных инновационных операций в психике человека (в том числе творческих актов); разработку универсального тестирования, выявляющего внутреннюю, скрытую от простого внешнего наблюдения информационно-психологическую структуру личности и текста» (2, с. 8). Следует отметить, что магистры, обучающиеся по программе «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности», с огромным упорством постигают эти «вершины» и стремятся в своих научных работах рассмотреть деятельность Н.А. Рубакина как основателя акмеологи-ческого подхода к чтению.
Изучая труды Н.А. Рубакина по психологии чтения, студенты анализируют и другие вопросы: взаимосвязь между развитием общественной жизни, книжного дела и читателем; зависимость читательского развития от социальных условий и книжного дела; влияние этих факторов на круг чтения и типы читателей и др. Анализируя систему взглядов Н.А. Рубакина, они внимательно изучают так-
^ Библиотечно-информационная деятельность
же публикации, посвященные его жизни и деятельности. Среди них: работы А.Я. Айзенберга, В.А Бородиной, К.Г. Мавричевой, А.Э. Разгона, А.Н. Рубакина, Г.П. Фонотова и др.
Из публикаций последних лет большой интерес вызвала статья В.А. Бородиной «Чтение как стратегия жизни в трудах Н.А. Рубакина (к 150-летию со дня рождения)». В ней сказано: «Николай Александрович Рубакин — не просто символ читателеведения в России. Он сам и все его творчество — "Космос чита-телеведения", "Читательская Вселенная", "Наше Читательское все", а в современной лексике — "Бренд читателеведения"» (4, с. 134). Валентина Александровна справедливо отметила, что научное наследие Н.А. Рубакина неисчерпаемо и что наступило время концептуального исследования, обобщающего все, что сделано великим ученым.
Наследие Н.А. Рубакина с большим интересом осваивают не только будущие библиотечные специалисты — бакалавры и магистры, но и слушатели системы повышения квалификации. В Московском институте открытого образования для них введена учебная дисциплина «Акмеология чтения». Отдельная тема в этом курсе посвящена читателеведческим проблемам в трудах Н.А. Рубакина. Слушатели убеждаются в том, что призыв ученого «служить всегда и везде возвышению читателя» — это призыв прежде всего для них — библиотекарей. Да и сам Н.А. Рубакин в письме И.П. Павлову от 12 февраля 1926 года писал, что научный труд «Психология читателя и книги» «написан вовсе не для ученых, а главным образом для библиотекарей, и не столько для того, чтобы решать вопросы, сколько для того, чтобы поставить их и показать ту связь, которая неизменно существует между теорией литературы и литературной критикой, с одной стороны, и между естественнонаучной постановкой исследования тех же явлений» (6, с. 13).
Богатое теоретическое наследие Н.А. Рубакина обогащало и продолжает обогащать знаниями всех тех, кто занимает-
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 2 (46) март-апрель ^
ся проблемами чтения и библиотечного дела в стране. И в XXI веке исследователи, библиотечные специалисты, учащаяся молодежь вновь и вновь обращаются к трудам этого замечательного ученого — страстного пропагандиста книги и чтения. Его труды являются основой интеллектуального поиска в области библиотечно-информационной деятельности, связаны с созданием качественно новых технологий читательского развития личности,
что в наше время чрезвычайно актуально. Глубоко проникая в систему библиотечно-информационного образования, способствуют опережающей подготовке высококвалифицированных специалистов. Сын Н.А. Рубакина Александр Николаевич в своей книге выразил уверенность в том, что научные труды его отца в области изучения психологии читателей и книги станут «предметом широкого исследования и применения его идей» (6, с. 170).
Примечания
1. Айзенберг, А. Я. Выдающийся теоретик и практик самообразования. (Квыходу в свет «Избранного» Н.А. Рубакина) / А.Я. Айзенберг // Сов. педагогика, 1976. — № 7. — С. 141—143.
2. Беспалов, В. М. Методологические и методические вершины библиопсихологии Н.А. Рубакина / В.М. Беспалов // Психология чтения: [учеб. пособие]. — М.: МГУКИ. — С. 7—16.
3. Бородина, В. А. Читательская вселенная Н.А. Рубакина / В.А. Бородина // Педагогика культуры.
— 2005. — № 3-4. — С.40—45.
4. Бородина, В. А. Чтение как стратегия жизни в трудах Н.А. Рубакина. (К 150-летию со дня рождения) / В.А. Бородина // Школьная библиотека. — 2011. — № 9-10. — С. 134-139.
5. Николай Александрович Рубакин (1862—1946) // Великие люди — библиотекари: от А до Я / сост. Е.И. Полтавская; под ред. Ю.Н. Столярова. — М.: Школьная библиотека, 2005. — С. 86-88.
6. Рубакин, А. Рубакин. (Лоцман книжного моря) / А. Рубакин. — М.: Мол. гвардия, 1967. — 204 с.
7. Рубакин, Н. А. Избранное : в 2 т. / Н.А. Рубакин. — М.: Книга, 1975.
8. Рубакин, Н. А. Как должно быть организовано внеклассное чтение учащихся / Н.А. Рубакин // Русская школа. — 1909. — № 9. — С. 2—4.
9. Рубакин, Н. А. Как заниматься самообразованием / Н.А. Рубакин. — М.: Сов. Россия, 1962. — 127
с.
10. Рубакин, Н. А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию / Н.А. Рубакин. — М.: Книга, 1977. — 264 с.
11. Рубакин, Н. А. Среди книг: Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и общественных идей : [справочное пособие для самообразования и для систематизации и комплектования общеобразовательных библиотек, а также магазинов] : в 3 т. / Н.А. Рубакин. — М.: Наука, 1911.
12. Рубакин, Н. А. Этюды по психологии чтения / Н.А. Рубакин // Русская школа. — 1910. — № 11.
— С. 172—175.
13. Фонотов, Г. П. Выдающийся просветитель: Новое прочтение Н.А. Рубакина / Г.П. Фонотов // Читающая Россия: мифы и реальность. — М.: Либерея, 1996. — С. 14—25.