^^^ЗУЧЕНИЕ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ЧТЕНИЯ
В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ СТРАТЕГИИ
УДК 028.5
В. Я. Аскарова, Л. Б. Зубанова
Челябинский государственный институт культуры
Статья посвящена проблемам трансформации устойчивых читательских практик детей и юношества, формированию особого типа интернет-ориентированной аудитории. Авторы приходят к выводу о необходимости систематизации ключевых стимулов активизации читательской деятельности в детской и юношеской аудитории, разработки и внедрения цифровых форматов освоения художественной литературы, адекватных запросам и предпочтениям поколения XXI века. Проводится идея поиска новых стратегических и тактических решений по стимулированию читательской деятельности; оперативной фиксации актуальных (и регулярно обновляемых) практик чтения молодёжи. В статье анализируется потенциал использования комплекса опросных методов и методик, изучения документов, широкого спектра интернет-ресурсов, значимых для развития читательской деятельности молодёжи.
Ключевые слова: книжная культура, детское и юношеское чтение, стимулирование чтения, актуальные исследования и методы.
V. Ya. Askarova, L. B. Zubanovа
Chelyabinsk State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Ordzhonikidze str., 36A, 454091, Chelyabinsk, Russian Federation
THE STUDY OF CHILDREN AND YOUTH READ IN THE AGE OF DIGITAL REALITY: RELEVANT RESEARCH AND DESIGN STRATEGIES
Article is devoted to problems of transformation steady reader's the practician of children and youth, to formation of special type of the Internet focused audience. Authors come to a conclusion about need of systematization of key incentives of activization of reader's activity for children's and youthful audience,
1АСКАРОВА ВИОЛЕТТА ЯКОВЛЕВНА - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры, председатель Центра детского и юношеского чтения ASKAROVA VIOLETTA YAKOVLEVNA - Full Doctor of Philology, Professor, Professor of the Department of Library and Information Activities, the Chelyabinsk State Institute of Culture, Chairman of the Center for Children and Youth Reading
2ЗУБАНОВА ЛЮДМИЛА БОРИСОВНА - доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культурологии и социологии, директор Института культурной политики и проектного менеджмента Челябинского государственного института культуры ZUBANOVA LYUDMILA BORISOVNA - Full Doctor of Cultural Studies, Professor, Professor of the Department of Cultural Science and Sociology, Director of the Institute of Cultural Policy and Project Management, the Chelyabinsk State Institute of Culture
e-mail: [email protected], [email protected] © Аскарова В. Я., Зубанова Л. Б., 2018
2
developments and deployments of the digital formats of development of fiction adequate to inquiries and preferences of generation of the 21st century. The idea of search of new strategic and tactical decisions on stimulation of reader's activity is carried out; expeditious fixing relevant (and regularly updated) the practician of reading youth. In article the potential of use of a complex of polling methods and techniques, studying of documents, a wide range of the Internet resources significant for development of reader's activity of youth is comprehended.
Keywords: book culture, children's and youthful reading, reading stimulation, relevant researches and methods.
Для цитирования: Аскарова В. Я., Зубанова Л. Б. Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой реальности: актуальные исследовательские и проектные стратегии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 93-102.
Современная социокультурная ситуация характеризуется рядом принципиальных «сдвигов» и трендов, обозначаемых С. П. Капицей как «цивилизационный переход»: научно-технические инновации, ускорение исторического времени, рождающиеся на наших глазах (буквально революционные) образы будущего и т.д. В результате произошедших изменений в различных сферах и областях действительности фиксируется понижение эффективности традиционных механизмов и практик, некогда стабилизирующих и упорядочивающих социокультурную реальность. Не становятся исключением и воспроизводимые досуговые практики поколений У (миллениалы, поколение Сети, поколение большого пальца - люди, родившиеся в 1989-1999 годы) и Ъ (цифровое поколение, поколение Интернета, поколение юзеров, цифровые люди - те, кто рождены в 2003-2023 годы), в том числе - в области читательской деятельности [24].
По справедливому замечанию В. К. Степанова: «XXI век - эпоха, в которой самой постоянной вещью становятся изменения. Ширящееся с каждым годом проникновение цифровых технологий модернизирует, порой до неузнаваемости, все без исключения сферы человеческой жизни [21, с. 34]».
Цифровая реальность трансформирует устойчивые читательские практики и фор-
мирует особый тип интернет-ориентированной детской и юношеской аудитории [3; 6; 18], для которой традиционные формы продвижения и восприятия книги связываются с режимом ретроориентированности и символического устаревания. Это требует выявления и систематизации ключевых стимулов активизации читательской деятельности в детской и юношеской аудитории, наиболее популярных в этой среде практик чтения, а также разработки и внедрения цифровых форматов освоения художественной литературы, адекватных запросам и предпочтениям поколения XXI века.
В данном случае мы можем говорить о ситуации, обозначаемой М. Ю. Гудовой как постграмотность (вслед за М. Маклюэном, исследующим культурные трансформации, порождённые интенсивным развитием медиа), представляющей собой социокультурное явление, при котором пользовательская компьютерная грамотность и вовлечённость в процесс виртуального общения преобладают над традиционной грамотностью; сетевое электронное общение - над общением реальным, а электронное экранное чтение -над чтением книжным [5].
Другими словами, мы можем фиксировать проблемные аспекты, связанные не столько с кризисом чтения как социокультурной практики, сколько с устареванием
в восприятии молодёжной и подростковой аудитории традиционных форм (книга в текстовом формате, удовлетворение читательских предпочтений в библиотеках), репрезентирующих данную практику. Усиление динамики современной жизни, развитие технических средств коммуникации, хранения и передачи информации, повышение мобильности детской и юношеской аудитории в освоении цифровых форматов требуют актуализировать деятельность по реагированию на указанные тренды. Библиотечным сообществом остро осознаётся необходимость адаптации традиционных институций к инновационному развитию эпохи. Как подчёркивает Г. А. Иванова: «... осмысление теоретических и методических аспектов воспитания творческих читателей позволяет не только увидеть сложность этого процесса, влияние на него средств массовой информации, системы образования (и не только литературного), культуры общества, окружающей среды, но и осознать значение библиотеки как активного социального института поддержки и развития чтения [8, с. 164]».
В настоящее время в России заметны усилия, направленные на удержание ценности чтения на институциональном уровне; в частности, утверждена Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации [10], осуществляется региональная программно-проектная деятельность (программы развития чтения в Республиках Карелия, Калмыкия, Хакасия, Саха (Якутия), Челябинской, Ленинградской, Ульяновской, Самарской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах); интенсивно проводятся профильные конференции и мероприятия соответствующей тематики [3].
Однако, несмотря на перспективность и известную результативность осуществляемых усилий, можно фиксировать существенное отставание исследовательских практик от происходящих изменений. Последнее ведёт к архаизации управленческих решений в сфере влияния на читательские процессы. В ситуации интенсивного внедрения цифровых форматов освоения книжной культуры (и художественной литературы как её основы), в ситуации постграмотности и доминирующего влияния digital-среды от научного сообщества требуется активная «ревизия» сложившихся подходов к анализу книжной культуры.
Анализ существования книжной культуры в условиях информационного общества обобщён в исследованиях М. Ю. Гудо-вой (культурологический анализ чтения в эпоху постграмотности [5]), Б. В. Ленского (актуализирующего проблематику будущего книги и книжной культуры в информационном обществе [13; 14]), Н. В. Лопати-ной (сопряжение перспектив книжной культуры и информационного общества [15]); М. М. Назарова и П. А. Ковалева (на материале социологических замеров представивших изменения современных практик чтения в условиях влияния медиатехноло-гий [17]); Я. Л. Шрайберга (взаимодействие библиотек и интернет-технологий, предстающее, по мысли автора, как «единство и борьба противоположностей и загадочные перспективы в изменяющейся социокультурной и информационной среде» [23]). Д. К. Равинский обращает внимание на то, что и на Западе пытаются выработать новые методологические подходы к изучению читателей, грамотности чтения и функциональной грамотности в реалиях новых информационных технологий и развития мультимедийных носителей текста [19].
Научно-исследовательские изыскания, направленные на выявление мотивации чтения, построение типологий читательских интересов и запросов (с опорой на массовые опросы), представлены в работах российских исследователей И. А. Бутенко, Л. Д. Гуд-кова, Б. В. Дубина, Н. М. Зоркой, М. М. Назарова, С. Н. Плотникова; институционализировались в специальных исследовательских организациях, осуществляющих мониторинг читательских предпочтений (Межвузовский центр исследования чтения и информационной культуры, Фонд чтения имени Н. А. Рубакина, Левада-центр и другие). Эмпирическая исследовательская информация содержится в материалах Российской государственной детской библиотеки, материалах конференции по подготовке программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, состоявшейся в 2018 году; исследованиях ГПНТБ СО РАН (2013-2016) «Традиции и современные тенденции в развитии книжной культуры Сибири и Дальнего Востока» - в контексте практик трансформации книжной культуры под влиянием компьютерных технологий. История детского и подросткового чтения в России и за рубежом осмыслена в фундаментальных исследовательских трудах Г. А. Ивановой, Т. И. Михалевой, И. М. Немчиновой, В. П. Чудиновой и других.
Тем не менее сама разноуровневая и многоаспектная картина предпочтений современных читателей, фиксация факторов и обстоятельств, оказывающих стимулирующее воздействие на читательскую активность в век цифровой культуры, кардинальная ломка коммуникативных практик требуют существенного обновления и актуализации исследовательских стратегий, направленных на понимание нового сетевого пространства существования книги.
В современной информационно-коммуникативной культуре и сетевом пространстве существуют и активно развиваются различные формы представленности книжной культуры:
• сетевая (оригинальный контент) и оцифрованная (версия печатной продукции) литература;
• электронные библиотеки и порталы;
• традиционные библиотеки в цифровом формате: электронные каталоги, удалённый доступ, взаимодействие с читателями на сайтах, в блогах, социальных сетях и т.д.;
• литературные форумы и сообщества читателей в социальных сетях, буктьюбер-ство в различных вариантах;
• онлайн-киноклубы, семинары, открытые лекции, дискуссионные веб-площадки, вебинары, связанные с книгой и чтением;
• профессиональные и непрофессиональные формы рекомендации книги: сайты книгоиздательских и книготорговых организаций, отдельных писателей и иные ресурсы, которые ещё предстоит выявить и систематизировать.
Интересна тенденция увеличения количества субкультур, ценностные ориентации которых связаны с миром книги и чтения. В настоящее время в актуальном российском информационном пространстве присутствуют: киберпанки, ванильки, нью-эйдж (New Age), фуммри, ролевики, анимешники (отаку), толкинисты, поттероманы, лукья-нисты, акунисты, девочки-«винишко» и т.д. Например, киберпанки увлекаются произведениями жанра антиутопии (У. Гибсон, Ф. Дик, С. Лем, С. Лукьяненко, Д. Симмонс, Б. Стерлинг, Т. Уильямс и другие); ванильки и близкие к ним по духу девочки-«винишко» - псевдофилософской литературой и литературой романтической тематики; представители нью-эйдж тяготеют к чтению литерату-
ры, культивирующей духовное самосовершенствование; ролевики в основном выбирают произведения в жанре фэнтези, которые дают им возможность создавать игровые сценарии: Дж. Р. Р. Толкина («Хоббит», «Властелин колец»), Дж. Роулинг (серия «Гарри Поттер»), Дж. Р. Мартина (цикл романов, по которому снят сериал «Игра престолов»), С. Лукьяненко (серия «Дозоры»), Д. Глухов-ского (серия «Метро 2033») и т.д.
Однако названные формы, обладающие, безусловно, мощным потенциалом воздействия на современную аудиторию, всё же рассчитаны на читательский сегмент, осознающий ценность чтения и стремящийся к расширению «зоны контакта» с книгой и в виртуальной среде [20].
Вместе с тем очевидно, что значительная часть детской и юношеской аудитории дистанцируется от книжной культуры, не включена как в традиционные, так и в авангардные (сетевые) формы взаимодействия с книгой и в целом не отличается сформированной потребностью в расширении и углублении обозначенных контактов.
В сложившейся ситуации требуются новые стратегические и тактические решения по стимулированию читательской деятельности; назрела потребность оперативной фиксации актуальных (и регулярно обновляемых) практик чтения молодёжи; выявления их зависимости от носителей текста, изменившихся способов и средств чтения, организации его пространства в цифровом режиме, в активном взаимодействии с визуальными и медийными форматами [7; 8].
В частности, при анализе проблем современного чтения представляется необходимым использование комплекса опросных методов и методик (традиционный опрос, онлайн-опрос, методика фокус-групповых дискуссий), направленных:
• на выявление взаимосвязи между ценностными ориентациями (вербальный, поведенческий и эмоциональный компоненты) и читательской активностью детской и юношеской аудитории;
• на выявление основных стимулов чтения и социально-психологических механизмов побуждения к чтению;
• на фиксацию наиболее значимых для детей и юношества каналов распространения информации;
• на выявление роли интернет-технологий как потенциального ресурса стимулирования читательской деятельности респондентов (используемые ресурсы, степень и формы сетевой активности, участие в сообществах, посещение интернет-ресурсов, связанных с книгой и чтением);
• на выявление немассовых культурных практик детской и юношеской аудитории в зависимости от воздействия различных факторов (социально-демографических, социально-психологических, социокультурных и других).
Ценные результаты могут быть получены при изучении ряда документов в бумажной и электронной формах, позволяющих фиксировать проблемы, цели, задачи, формы и читательское назначение мероприятий (действий, событий, акций и т.д.). Подобный анализ должен сопровождаться выявлением эффективности данной деятельности по критериям социальной необходимости, социальной полезности и социальной привлекательности1.
И если речь идёт о цифровом поколении (потенциальных или реальных) чита-
1 Критерии социальной эффективности деятельности библиотек по продвижению чтения разработаны Е. И. Кузьминым, Э. А. Орловой, И. А. Урми-ной [11], однако выработанные ими критерии применимы и для других институтов, осуществляющих эту работу, в частности образовательных учреждений.
телей, особый интерес представляет анализ широкого спектра интернет-ресурсов, значимых для развития читательской деятельности молодёжи: сайтов институтов инфраструктуры чтения, содержания книжно-литературно-читательских блогов (в том числе букстаграмеров и буктьюберов), сетевых профессиональных и непрофессиональных рекомендательных сервисов и иных ресурсов, которые могут быть использованы в реализации культурного посредничества между читателем и произведениями письменной культуры.
Одним из результатов подобной работы может стать выявление возможностей Web 2.0 в практике работы по поддержке и развитию чтения (мультимедийные тексты и опросы, интерактивные презентации, облака слов, ленты времени, коллективный майдмэппинг, интерактивные онлайн-до-ски, интерактивные карты, конструкторы интерактивных заданий, скрайбинг, сто-рителлинг, веб-миксы); виртуальное представительство институтов инфраструктуры чтения в сетевом пространстве (блого-сфера, сайты, вики-среда, социальные сети, буктьюб, видеоблоги, социальная реклама); сетевая проектная деятельность (сетевые активности, сетевые библиотечные проекты) [9]; демонстрация возможностей и ситуаций применения интернет-ресурсов, сервисов и технологий в системе работы по поддержке и развитию чтения с примерами и ссылками на имеющийся опыт работы в этом направлении.
Наиболее значимым в данной работе представляется исследование различных форм коммуникации молодёжных групп по поводу книги и чтения. Эвристичность результатов могут обеспечить следующие ключевые вопросы: «Представители каких социокультурных групп входят в те или иные
сообщества»?; «Какие формы коммуникации ими практикуются»?; «Какие литературные явления становятся предметом обсуждения»?; «Какие читательские предпочтения проявляются»?; «С помощью каких лексических средств выражается отношение к прочитанному»?; «Какие рекомендующие признаки используются»? и т.д.
Перспективным и актуальным направлением изучения читательских интересов на современном этапе является анализ целевых документов: ультра-коротких (не более 700 знаков с пробелами) эссе «Чтение, XXI век», собранных с помощью сетевого пространства (социальной сети, школьных, вузовских и библиотечных сайтов и других), а также сбор драбблов на тему «Я и книги» или «Я читаю»1. Драббл, посвящённый художественному произведению, может стать фанфиком, написанным по собственному почину производным литературно-художественным произведением. Изучение фанфи-ков позволит понять, какие именно произведения затронули молодых людей в наибольшей степени, что именно для них оказалось наиболее значимым, какие темы и сюжетные линии вызвали у них определённые переживания и т.д. Драбблы также могут быть использованы при выявлении не всегда артикулируемых ожиданий от различных институтов книжного дела, скрытых потребностей (темой драббла, например, может быть визуальный стимул, где обыгрывается тема человеческой головы и библиотеки).
Драбблы, фанфики, буктрейлеры, различные мультимедийные продукты, созданные молодыми людьми в результате про-
1 Драббл - зарисовка, короткая история длиной не больше 300 слов. В классическом варианте -100, но в России прижился вариант с 300 словами. Информация почерпнута на сайте https://ficbook.net/ геа^с/1414198
ектной деятельности, могут оказаться богатейшим средством изучения читательских предпочтений, особенностей восприятия и дать ответы на вопросы: «Какие конкретно произведения привлекают молодых людей»?; «Какие аспекты книги представляются для них наиболее значимыми, какие герои - наиболее привлекательными»?; «Что именно они выделяют в качестве основного для себя, что конкретно они визуализируют, а для чего находят вербальные средства»?; «С помощью каких текстовых, аудиальных, лингвистических, пространственных и визуальных ресурсов передают своё впечатление о книге»? и т.д. Мультимедийные продукты, созданные молодыми людьми, должны быть подвергнуты внимательнейшему контент-анализу, который может дать намного больше информации, чем традиционный опрос.
Выявление наиболее результативных практик стимулирования читательской деятельности учащейся молодёжи на основе создания молодыми людьми различных продуктов творческой деятельности с их последующим анализом - направление исследования, базирующееся на экспериментальных стратегиях (в частности, на использовании телекоммуникационных проектов в качестве стимула повышения читательской активности молодёжи и развития её медий-но-информационной грамотности). Эти проекты предполагают выполнение заданий различного уровня сложности в дистанционном режиме в ходе игровой познавательной деятельности и создания собственных мультимедийных продуктов на основе постановки целей, решения задач, связанных с выявлением, отбором, экспертизой и освоением как традиционных бумажных источников, так и интернет-ресурсов. Подобные проекты хорошо зарекомендовали себя в системе стимулирования читательской деятель-
ности школьников-подростков [9] и могут быть распространены на другие категории учащейся молодёжи. В библиотечных условиях могут быть апробированы такие популярные в молодёжной среде формы, как бар-кемпы (международная сеть конференций), разнообразные квесты, выступления в формате «печа-куча» и иные формы.
Главным результатом внедрения актуальных исследовательских стратегий должен стать комплексный анализ современных форматов освоения художественной литературы, адекватных запросам и предпочтениям аудитории XXI века, возможность определения дифференцирующих оснований взаимодействия институтов инфраструктуры чтения с детской и юношеской аудиторией [1; 2] и адаптации их действий по активизации читателей к изменившейся цифровой реальности.
В настоящее время в Челябинске разрабатываются программы двух масштабных исследований: «Чтение российской молодёжи в век цифровых технологий: стимулы и практики», «Детское и юношеское чтение в эпоху цифровой реальности: актуальные форматы продвижения книжной культуры», инициированные Центром чтения и Институтом культурной политики и проектного менеджмента Челябинского государственного института культуры. Стратегия исследований связана с научным направлением Digital Humanities: методология и практика исследования социокультурных последствий цифровых технологий, критический анализ их возможностей и ограничений в гуманитарных науках и образовании. Опыт внедрения цифровых технологий в гуманитарную сферу - проблематика, вызывающая интерес современных исследователей [4; 12; 16]. На основе применения методологии Digital Humanities возможно внедрение особой про-
ектной стратегии, обозначенной нами как «Ьоок-геймификация»: разработка цифрового продукта - компьютерных игр для детей и юношества, основанных на различных способах и форматах адаптации и популяризации литературы в игроцифровом режиме (это может быть серия компьютерных игр на основе сюжета литературного произведения, биографии писателя, идентификации с героями произведений).
В целом обозначенные исследовательские и проектные стратегии могут рассматриваться как основа для теоретических и методических решений, связанных со сбо-
ром и анализом эмпирического материала, разработкой проектов социально-культурной деятельности по популяризации книжной культуры и чтения среди детской и молодёжной аудиторий.
Названные исследования в той или иной мере направлены на фиксацию ключевых стимулов чтения среди детской и юношеской аудиторий, выявление основных практик чтения, читательской деятельности и на систематизацию на основе полученных данных наиболее востребованных форматов, позволяющих создавать новые образы будущего книги.
Примечания
1. Аскарова В. Я. Возможности искусствоведческого, социологического, культурологического и иных подходов к исследованию читательской и литературной моды // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 3 (19). С. 105-119.
2. Аскарова В. Я., Качева Е. В. Школьная библиотека как системообразующий фактор развития читательской культуры современной школы // Чтение+ : учебно-методическое пособие : подготовка педагогов к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» / Т. Г. Галактионова, Е. О. Галицких, Е. И. Казакова и др. ; научный редактор: Т. Г. Галактионова. Санкт-Петербург : Лема, 2017. С. 58-73.
3. Актуальные проблемы детского чтения и подготовки педагогов-библиотекарей : сборник материалов международной научно-практической конференции / науч. ред.: Г. А. Иванова, А. С. Матвеева. Москва : МГУКИ, 2013. 167 с.
4. Голенок М. П., Осипова Н. О. Digital humanities: проблемное поле и перспективы развития // Научное обозрение : Международный научно-практический журнал. 2018. № 1. С. 7-10.
5. Гудова М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ : дис. на соиск. учён. степ. доктора культурологии : 24.00.01 / Гудова Маргарита Юрьевна ; Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина. Екатеринбург, 2015. 329 с.
6. Гушул Ю. В., Тесля Е. В. Сервис-ориентированные технологии библиотечно-библиографического обслуживания и поддержки чтения поколения Z // Вестник культуры и искусств. 2018. № 3 (55). С. 45-53.
7. Зубанова Л. Б. Визуальная и книжная культура: идеология информационно-медийных предпочтений // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (260). С. 55-59.
8. Иванова Г. А. Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление библиотечной педагогики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 162-167.
9. Качева Е. В. Роль и место сетевых библиотечных проектов в образовательном процессе школы // Вестник культуры и искусств. 2017. № 2 (50). С. 61-69.
10. Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Москва : Б. и., 2016. 25 с.
11. Кузьмин Е. И., Орлова Э. А., Урмина И. А. Оценка социальной эффективности деятельности по продвижению чтения [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2624868.html
12. Лаптева М. А., Гордеева Е. А. Digital Humanities в России: перспективы развития // Прикладная информатика. 2018. Том 13. № 1 (73). С. 44-51.
13. Ленский Б. В. Будущее книги в информационном веке // Вестник Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова. 2011. № 3. С. 67-85.
14. Ленский Б. В. Перспективы развития книжной культуры в информационном обществе // Книга. Исследования и материалы. 2011. Том 2. № 94.
15. Лопатина Н. В. Книжная культура информационного общества // Культура: теория и практика. 2016. № 5-6 (14-15).
16. Можаева Г. В. Digital Humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 8-23.
17. Назаров М. М., Ковалев П. А. Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования. 2017. № 2 (394). С. 84-95.
18. Пошехонова В. А. Образовательная гуманитарная технология цифрового поколения // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. С. 13-20.
19. Равинский Д. К. Чтение. Грамотность. Библиотеки: что сейчас обсуждают на Западе // Кризис чтения: энергия преодоления : сборник научно-практических материалов / редактор-составитель В. Я. Аскарова. Москва : МЦБС, 2013. С. 53-65.
20. Рубанова Т. Д. Поддержка чтения в пространстве книжных социальных сетей // Вестник культуры и искусств. 2018. № 3 (55). С. 45-53.
21. Степанов В. К. Библиотеки цифровой эпохи: к разработке стратегии и тактики преобразований // Современная библиотека. 2014. № 9. С. 34-36.
22. Степанов В. К. Больше, чем книги: библиотека и библиотекари в мире, где меняется всё // Научные и технические библиотеки. 2017. № 1. С. 19-25.
23. Шрайберг Я. Л. Библиотеки и интернет: единство и борьба противоположностей и загадочные перспективы в изменяющейся социокультурной и информационной среде : ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2014 // Научные и технические библиотеки. 2014. № 10. С. 5-51.
24. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. 2-е изд., стер. Москва : Университет Синергия : Школа Бизнеса, 2017. 138 с.
References
1. Askarova V. Ya. Vozmozhnosti iskusstvovedcheskogo, sotsiologicheskogo, kul'turologicheskogo i inykh podkhodov k issledovaniyu chitatel'skoy i literaturnoy mody [Possibilities of art history, sociological, cultural and other approaches to the study of reading and literary fashion]. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 2009, no. 3 (19), pp. 105-119.
2. Askarova V. Ya., Kacheva E. V. Shkol'naya biblioteka kak sistemoobrazuyushchiy faktor razvitiya chitatel'skoy kul'tury sovremennoy shkoly [School library as a backbone factor in the development of the reading culture of the modern school]. In: Galaktionova T. G., ed. Chteniye+: uchebno-metodicheskoye posobiye: podgotovka pedagogov k realizatsii mezhdistsiplinarnoy programmy "Osnovy smyslovogo chteniya i rabota s tekstom" [Reading+: teaching aid: preparing teachers for the implementation of the interdisciplinary program "Fundamentals of semantic reading and working with text"]. St. Petersburg, Publishing house "Lema", 2017. Pp. 58-73.
3. Ivanova G. Ya., Matveeva A. S., eds. Aktual'nye problemy detskogo chteniya i podgotovki pedagogov-bibliotekarey. Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actualproblems of children's reading and teacher training for librarians. A collection of materials of the international scientific-practical conference]. Moscow, Publishing house of the Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 167 p.
4. Golenok M. P., Osipova N. O. Digital Humanities: a problematic sphere and development tendency. Scientific Review. The international scientific and practical journal. 2018, no. 1, pp. 7-10. (In Russian)
5. Gudova M. Yu. Chtenie v epokhupostgramotnosti: kul'turologicheskiy analiz. Diss. dok. kul'tur. [Reading in the era of post-literacy: cultural analysis. Doc. Cultural Studies diss.]. Ekaterinburg, 2015. 329 p.
6. Gushul Yu. V., Teslya E. V. Forms of library service in support of generation z reading. Culture and Arts Herald. 2018, no. 3 (55), pp. 45-53. (In Russian)
7. Zubanova L. B. Vizual'naya i knizhnaya kul'tura: ideologiya informatsionno-mediynykh predpochteniy [Visual and book culture: ideology of information and media preferences]. Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2012, no. 5 (260), pp. 55-59.
8. Ivanova G. A. Support and development of children's and young people's reading as a priority area of library pedagogy. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2017, no. 6 (80), pp. 162-167. (In Russian)
9. Kacheva E. V. The role and place of network library projects in the educational process of the school. Culture and Arts Herald. 2017, no. 2 (50), pp. 61-69. (In Russian)
10. Kontseptsiya Natsional'noy programmy podderzhki detskogo i yunosheskogo chteniya v Rossiyskoy Federatsii [The concept of the National program of support for children and youth reading in the Russian Federation]. Moscow, 2016. 25 p.
11. Kuzmin E. I., Orlova E. A., Urmina A. A. Otsenka sotsialnoy effektivnosti deyatelnosti po prodvizheniyu chteniya [Evaluation of the social effectiveness of reading promotion activities]. Available at: https://refdb. ru/look/2624868.html
12. Lapteva M. A., Gordeeva E. A. Digital Humanities in Russia: development prospects. Journal of Applied Informatics. 2018, vol. 13, no. 1 (73), pp. 44-51. (In Russian)
13. Lensky B. V. Budushchee knigi v informatsionnom veke [The future of the book in the information age]. Bulletin of the Moscow State University of Printing Arts. 2011, no. 3, pp. 67-85.
14. Lensky B. V. Perspektivy razvitiya knizhnoy kul'tury v informatsionnom obshchestve [Prospects for the development of book culture in the information society]. Kniga. Issledovaniya i materialy [Book. Research and materials]. 2011, vol. 2, no. 94.
15. Lopatina N. V. Book culture in the information society. Culture: theory and practice. 2016, no. 5-6 (14-15). (In Russian)
16. Mozhaeva G. V. Digital Humanities: digital turn in the humanities. Humanitarian informatics. 2015, no. 9, pp. 8-23. (In Russian)
17. Nazarov M. M., Kovalev P. A. Media landscape changes and current reading practices. Sociological Studies. 2017, no. 2 (394), pp. 84-95. (In Russian)
18. Poshekhonova V. A. The humanities educational technology of the digital age. Pedagogical Education in Russia. 2018, no. 5, pp. 13-20. (In Russian)
19. Ravinsky D. K. Chtenie. Gramotnost'. Biblioteki: chto seychas obsuzhdayut na Zapade [Reading. Literacy. Libraries: what is being discussed in the West]. In: Askarova V. Ya., ed. Krizis chteniya: energiya preodoleniya. Sbornik nauchno-prakticheskikh materialov [Reading crisis: energy to overcome. A collection of scientific materials]. Moscow Published by Interregional Center for Library Cooperation, 2013. Pp. 53-65.
20. Rubanova T. L. Support of reading in books social networks environment. Culture and Arts Herald. 2018, no. 3 (55), pp. 45-53. (In Russian)
21. Stepanov V. K. Biblioteki tsifrovoy epokhi: k razrabotke strategii i taktiki preobrazovaniy [Libraries of the digital age: to the development of strategy and tactics of transformations]. Sovremennaya biblioteka [Modern Library]. 2014, no. 9, pp. 34-36.
22. Stepanov V. K. Libraries and librarians in the world where everything is changing. Scientific and Technical Libraries. 2017, no. 1, pp. 19-25. (In Russian)
23. Shrayberg Ya. L. Libraries and Internet: unity and struggle of opposites and mysterious prospects in changing sociocultural and information environment. "Crimea-2014" Conference Annual Paper. Scientific and Technical Libraries. 2014, no. 10, pp. 5-51. (In Russian)
24. Shamis E., Nikonov E. Teoriya pokoleniy. Neobyknovennyy Iks [Theory of generations. Unusual X].
2nd edition. Moscow, Published by University "Sinergiya", 2017. 138 p.