менность на основе кириллической графики в России, а также письменный стандарт, появившийся в районе Хайлар Солунь, для этой цели не подходят.
В-пятых, одним из пунктов государственной программы может стать пропаганда преимуществ родного языка. Особая история племён эвенков, особенно в Солуне, показала, что национальный язык может передаваться многим поколениям и не исчезать при совместном существовании многочисленных языков. Следует усилить пропаганду среди представителей именно старшего поколения, чтобы они активно передавали родной язык и доносили до детей преимущества владения сразу несколькими языками. Для эвенков, как малому этносу, не имеющему своей письменности, важным и реальным местом, где можно защитить родной язык, является семья.
Постепенное исчезновение языков малых народностей, не имеющих письменности, представляет собой неоспоримый факт. Сохранению родного языка эвенков мешают некоторые неблагоприятные факторы, такие как среда смешанного этнического проживания, где происходит естественное замещение языками титульных наций, а также обширный ареал расселения, который не позволяет эвенкам из разных племен и групп контактировать друг с другом. В то же время имеются и благоприятные условия для сохранения языка, например, наличие носителей из числа старшего поколения, численность которых, при осуществлении своевременной государственной поддержки, достаточна для трансляции и поддержания родного языка.
Литература:
1. Гукова Е. Деятельность ЮНЕСКО по сохранению языкового разнообразия. Документальный аспект / / Международные гуманитарные связи ежеквартальная студенческая научная конференция, 2013. URL: http://mgs.org. ш/2013/12/gukova/
2. Шэнь Хуэйшу. Тематическое исследование семейного языка эвенков. / / Вестник Муданьцзяньского педагогического института, 2008. - № 1 . - С. 34.
3. Гао Мэй. Признание языка и нации. / / Исследование о маньчжурах, 2 008. - № 1. - С. 26.
4. Сюй Шисюань, Гуань Хунин. Будущее эвенкийского языкаАнализ положения использования орочонским языком. // Исследование о маньчжурах, 2006. - № 4. - С. 40.
5. Положение использования языков малых народностей. - М., Пекин: издательство китайской тибетской науки, 1994 г.
References
1. Gukova E. Activities of the UNESCO Department for preservation of linguistic diversity. The documentary aspect // International humanitarian communications quarterly student conference, 2013. URL: http://mgs.org.ru/2013/ 12/ gukova/
2. Shen Huachu. A case study of family language of the Evenks. // Journal of Mudanjiang pedagogical Institute -2008. - No 1 - p. 34.
3. Gao Mei. The recognition of the language and the nation. // A study on the Manchus. - 2008. - No 1 - p. 26.
4. Xu Sicuani, Guan Junin. Future of Evenki language. The analysis of conditions of use by orochon language.//A study on the Manchus. - 2006. - No. 4 - P. 40.
5. The position of the use of languages of small Nations. - M., Beijing: publishing house of the Tibetan Chinese science, 1994
УДК 008:021.1 + 008:159.923
Д.М.Хафизов
СТИМУЛИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ МОДЫ В УСЛОВИЯХ БИБЛИОТЕЧНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В статье рассматриваются возможности стимулирования читательской активности молодежи посредством моды как социально-культурного феномена в условиях библиотечного воздействия. Раскрывается понятие «мода» и ее производные в сфере чтения - «мода на чтение» и «читательская мода» - с позиций читателеведе-ния. Акцентируется внимание на модной коммуникации в молодежной среде и дается характеристика механизмам моды в чтении: заражению, подражанию, внушению/убеждению, конформизму, идентификации; обозначаются возможности их использования с целью стимулирования читательской активности студентов.
Ключевые слова. Читательская активность, читателеведение, чтение, чтение молодежи, мода, мода на чтение, читательская мода, механизмы моды, вузовская библиотека.
Damir M.Khafizov STIMULATION OF YOUTH READER'S ACTIVITY BY MEANS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF FASHION UNDER THE LIBRARY INFLUENCE CONDITIONS
This article is devoted to the study of opportunities of youth reader's activity stimulation by means of fashion as social and cultural phenomenon under the library influence conditions. The concept of fashion and its variations in the sphere of reading such as: fashion for reading and reader's fashion are defined in the context of science of reading. The attention is focused on fashionable communication among young people, characteristics of fashion mechanisms in the reading such as involving, imitation, suggestion/belief, conformism, identification are given; opportunities of their realization with the aim of reader's activity stimulation are defined.
Keywords. Reader's activity, science of reading, reading, youth reading, fashion, fashion for reading, reader's fashion, fashion mechanisms, university library.
На протяжении столетий разные ученые и исследователи пытались раскрыть сущность и динамику моды, вывести закономерности поведения людей, находящихся в сфере ее влияния. В ситуации, когда интерес к традиционной печатной книге заметно снизился, а чтение перестало считаться безусловной ценностью, изучение феномена моды, который может исполнить роль важнейшего стимула чтения, приобретает особую актуальность.
Так что же такое мода сегодня? Придерживаясь позиции АБ.Гофмана, который описывает ее как течение определенного стиля, постоянно меняющееся направление общественного вкуса [4], под модой мы понимаем социально-культурный феномен, искусственно созданный и распространяемый в обществе, характеризующийся определенными качествами (непрочность, быстропроходящая популярность) и свойствами (стихийность, цикличность, подражательность, демонстративность, массовость и др.), функционирующий посредством массовой коммуникации через социально-психологические механизмы общения.
Для моды практически не существует границ: она может проникать в науку, искусство, политику, идеологию и другие отрасли; значение ее велико в силу чрезвычайно широкого круга воздействия. В сферу ее влияния входит и чтение, особенно - в молодежной среде. Однако вопросы, связанные с использованием данного феномена, его основных каналов и механизмов в деятельности по стимулированию читательской активности молодежи (особенно в условиях библиотечного воздействия) сегодня практически не изучены.
Первые попытки постановки названной проблемы были сделаны В.Я.Аскаровой, которая обосновала и ввела в научный оборот понятия «мода на чтение» и «читательская мода», показала возможности использования моды в качестве своего рода «агента» культурного влияния на читательскую деятельность [1, 2]. В итоге, в читателеведении принято различать эти термины; под модой на чтение мы понимаем сложное составляющее общественных настроений, культурных норм, поведенческих установок, создающих в социуме своеобразную питательную среду, которая способствует привлечению людей в чтение [2]. Эта среда создает условия для формирования «читательской моды», объектом которой может быть литература различных отраслей знаний, жанров. Однако модными являются не сами по себе произведения печати, а поведение по отношению к ним со стороны людей. Книги становятся модными или, наоборот, перестают быть таковыми в зависимости от стандартов поведения, которые приняты по отношению к ним в обществе в определенный промежуток времени [1].
Опираясь на исследования отечественных и зарубежных психологов и социологов, таких, как В. М.Бехтерев, Дж. Болдуин, АВигуру, П.Жукелье, Н.К.Михайловский, Г.Тард и др., имеющих особое значение при рассмотрении проблемы социальной обусловленности феномена моды в рамках сознания отдельного индивида, а также позицию В.Я.Аскаровой, обозначим социально-психологические механизмы, способствующие формированию моды на чтение: заражение, подражание, внушение, убеждение, конформизм, идентификация. Следует отметить, что по отдельности каждый из перечисленных механизмов функционирует редко; для взаимоусиления влияния они объединяются в различные комбинации.
Рассматривая молодежь как огромную социальную группу, обладающую общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов, следует отметить, что именно она подвержена наибольшему воздействию моды, т.к. активно следит за ней и следует ее реалиям. Таким образом, целью модной коммуникации является возведение книги и чтения в ранг популярных ценностей, что в итоге стимулирует читательскую деятельность молодежи, повышая ее активность. Когда чтение в том или ином молодежном сообществе становится модным, можно сделать следующий шаг -посредством основных каналов и механизмов моды направлять интерес к определенным произведениям печати, т. е. создавать на них читательскую моду.
Поэтому нас в большей степени интересуют возможности использования ее в качестве своеобразного «агента влияния», благодаря которому чтение обретает интенсивность и в его круг входят произведения печати, обладающие художественной и идейной ценностью. Рассмотрим возможности соответствующего библиотечного воздействия на примере вузовской библиотеки.
Наиболее весомый вклад в стимулирование читательской деятельности молодежи, а также повышение лояльности к самой библиотеке, вносят массовые культурно-просветительские мероприятия и игровые формы работы с пользователями. Они воплощают функционал механизма «заражения», которому в процессе модной коммуникации отведена первичная роль. Он предполагает вовлечение людей в атмосферу чтения, приобщение к читающему обществу посредством группового воздействия, осуществляемого не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека [5]. Яркими
примерами могут служить обзоры литературы, книжные вечера, литературные гостиные, встречи с писателями, дискуссионные площадки и др., а также игры, которые сейчас практикуются в онлайн (конкурсы, викторины, квесты в социальных сетях) и офлайн (ролевые, настольные, квесты и др.) форматах.
Сегодня такие традиционные формы библиотечной деятельности, как выставки и просмотры литературы, тоже подвержены тенденции виртуализации, что, безусловно, открывает для них новые возможности не только по раскрытию библиотечных фондов, но и стимулированию читательской активности и разных видов культурной коммуникации. В данном случае на стыке механизмов заражения и подражания начинает функционировать «внушение», иногда обозначаемое как одностороннее заражение [7]. Особенностью рассматриваемого примера будет обезличенность субъектов воздействия (например, библиотечные сайты, порталы, сообщества в социальных сетях и пр.), которые внушают молодому человеку определенное отношение к произведениям печати, конкретным авторам, институтам книжного дела и т.д. Наиболее результативным при организации выставок и просмотров литературы будет использование книг с современно оформленными обложками, в которых помимо качественной полиграфии применяются так называемые «слова-магниты» и «цепляющие» заголовки («книга-бестселлер», «книга-экранизация» и др.). Они помогают удержать непроизвольное внимание читателя, вызвать интерес к определенной книге.
По сути, данное направление библиотечной работы выполняет отчасти и функции рекламы, которая является одним из основных средств модной коммуникации. Благодаря информационным технологиям и сети интернет, современный читатель имеет возможность ознакомиться с экспозицией книжной выставки как в самой библиотеке, так и с ее виртуальной версией на сайте, в блоге, социальных сетях; он - равноправный участник коммуникативного процесса. Привлекающие внимание произведения печати ставятся предметом обсуждений; делясь впечатлениями от увиденного, молодые читатели, в последствие, заражают друг друга стремлением взять книгу в руки, углубить свое представление о ней.
На этом этапе подключаются механизмы «подражания» и «убеждения». Последний, отчасти, является следствием внушения. В данном случае уже авторитетные для читателя лица побуждают человека читать то, что читают они, аналогично воспринимать и оценивать произведения печати [3]. Замечания, суждения, мнения этих людей настолько значимы для предполагаемого читателя, что формируют у него установку реагировать подобным образом. В условиях вузовской библиотеки в качестве таких трансляторов выступают популярный педагог, авторитетный студент. Они могут делиться своими впечатлениями о прочитанном на интерактивной площадке библиотечного сайта, в библиотечных блогах, сетевых сообществах.
Еще один механизм моды - «конформизм» (групповое давление) - стимулирует желание «быть как все», что зачастую лежит в основе одинаковости поступков, мнений и оценок. Как известно, многие люди не любят выделяться из общей массы, предпочитают как бы раствориться в значимой для них группе. Конформизм носит специфический защитный характер; молодые люди часто стараются спрятать свое собственное, индивидуальное «Я» за всеобщей одинаковостью, погружаясь при этом в некую анонимную реальность [6, с.262]. На практике коммуникативной средой, где в полной мере реализуется принцип обезличивания, считается интернет. Многочисленные социальные сети, порталы, форумы и чаты предлагают своим пользователям полную или частичную анонимность, реализуемую посредством «никнеймов»1 и «аватаров»2. Все это в полной мере стирает различные границы между молодыми людьми, их контакты происходят на уровне «социальных масок», когда каждый выступает в определенной социальной роли, которую он играет или пытается играть на просторах некой суррогатной реальности, исключающей всякое психологическое давление и эмоциональный дискомфорт.
На наш взгляд, в контексте библиотечного воздействия данный механизм в чистом виде не используется, т. к. основная задача заключается в развитии культурно наполненной и самостоятельно мыслящей личности. Однако существует и другой вид конформизма - избирательный, референтный, который обозначают как отдельный механизм - «идентификация». Любой молодой человек отчасти старается быть похожим на тех, кто ему нравится, вызывает зависть. Он стремится подражать своей референтной группе, следовать культурным нормам определенных субкультур и интепретативных сообществ. Механизм идентификации побуждает человека выбирать авторов и книги, одобряемые в его референтной группе, высказываться о них так, как это здесь принято, чтобы чувствовать себя «сво им». Рассматривая этот тезис в контексте новых информационных технологий, в частности, интернет-
1 вымышленное имя/прозвище, идентифицирующее пользователя в сети.
2 на сленге виртуального мира означает небольшую картинку, которая отображает предпочтения или внешний облик владельца аккаунта на том или ином сервисе.
среды, можно отметить, что сегодня появляются различные формы «виртуального» общения и обмена информацией в сетевом пространстве, которые несут в себе разнообразные сведения о новинках в книжном мире, о последних тенденциях актуализации тех или иных жанров среди читателей и т.п.
Тем не менее, наличие самих по себе механизмов моды на чтение не решает поставленной проблемы, т.к. для их активации необходим воздействующий субъект. Поэтому, рассматривая вузовскую библиотеку в качестве такого субъекта, отметим, что перечисленные механизмы функционируют в различных комбинациях в зависимости от используемых каналов распространения моды, ее форм и средств, личностных особенностей того или иного субъекта.
Отвечая на вызовы современной действительности, библиотека университета должна быть привлекательным местом для общения, культурного проведения досуга молодых людей, их творческой самореализации, ведь, прежде всего, это библиотека для студентов. Поэтому сейчас в нашей стране и за рубежом ведется поиск наиболее актуальных форм и методов библиотечного воздействия; сегодняшние приоритеты должны быть связаны с максимальным использованием сетевых технологий и социально-психологических механизмов моды, направленных на вовлечение молодых читателей (тем более - студентов) в информационное и библиотечное пространства, формируя у них устойчивую привычку к развивающему, осмысленному чтению.
Литература
1.Аскарова, В.Я. Возможности искусствоведческого, социологического, культурологического и иных подходов к исследованию читательской и литературной моды [Текст] / В. Я. Аскарова / / Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. - №3. - С. 105-119.
2. Аскарова, В.Я. Изучение читательской моды как средство совершенствования руководства чтением художественной литературы [Электронный ресурс] : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / В. Я. Аскарова / / Российская государственная библиотека. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01003428577 (06.06.2017).
3. Аскарова, В.Я. Психолого-педагогические аспекты использования каналов и механизмов моды в активизации чтения молодежи [Текст] / В.Я.Аскарова // Инновационный поиск словесников: практики гуманитарного образования / сост. Е.О.Галицких, Т.К.Косолапова. - Киров : ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2015. - С. 5-22.
4. Гофман, А.Б. Мода и люди: новые теории моды и модного поведения [Текст] / А.Б.Гофман. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : КДУ, 2010 - 228 с.
5. Михайловский, Н.К. Герои и толпа [Текст]: Избр. тр. по социологии: В 2 т. / Н.К.Михайловский; Отв. ред. В.В.Козловский. - Санкт-Петербург: Алетейя, 1998.; Ольшанский, Д.В. Психология масс [Текст] / Д.В. Ольшанс-кий.
- Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 363 с.
6. Ольшанский, Д.В. Психология масс [Текст] / Д.В. Ольшанский. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 363 с.
7. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д.Парыгин.
- Санкт-Петербург : ИГУП, 1999. - 592 с.
References
1. Askarova, V.J. Possibilities of art, sociological, cultural, and other approaches to the study of reading and literary fashion [Text] /V.J.Askarov // Bulletin of Chelyabinsk, on-state Academy of culture and arts. - 2009. - No.3. - P. 105-119.
2. Askarova, V. J. Study of reading fashion as a means of improving the management of reading fiction [Electronic resource]: dissertation ... of candidate of pedagogical Sciences: 05.25.03 / J. Askarov V. // Russian state library. - Mode of access : http://dlib.rsl.ru/01003428577 (06.06.2017).
3. Askarova, V.J. Psychological and pedagogical aspects of the use of channels and mechanisms of fashion in enhancing implementation of the youth reading [Text] / V.J.Askarov / / search for an Innovative language and literature: practices of humanitarian education / comp. E.O.Galician, As Kosolapov. - Kirov: LLC "Publishing house "rainbow PRESS", 2015. - S. 5-22.
4. Hoffmann A. B. Fashion and people: the new theory of fashion and fashionable behavior [Text] / A. B. Hoffman. -4-e Izd., Rev. and extra - Moscow : university book house, 2010 - 228 C.
5. Michael, N. To. The heroes and the crowd [Text]: Selected works. Tr. sociology: In 2 volumes / N. To.Mikhai-lovsky; Resp. edited by V. V. Kozlovsky. - St. Petersburg: Aletheia, 1998.; Ol'shanskii, E. Century Psychology of the masses [Text] / D. V. Olshansky. - Saint Petersburg: Piter, 2001. - 363 p.
6. Olshansky, D.V. Psychology of the masses [Text] / D. V. Olshansky. - Saint Petersburg : Piter, 2001. - 363 p.
7. Parygin B. D. Social psychology. Problems of methodology, history and theory [Text] / B.D.Parygin. - Saint Petersburg: IPPA, 1999. - 592 p