ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕК И ПУТИ ЕГО РАЗВИТИЯ
Татьяна Яковлевна КУЗНЕЦОВА,
кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-образовательного центра «АПРИКТ»
Московского государственного института культуры, Москва, Россия e-mail: [email protected]
Анализируется ситуация с кадровым обеспечением библиотек России и рассматриваются причины кадрового кризиса. Среди них - низкий престиж профессии, миграционные процессы в отрасли и кадровая стагнация, отсутствие многоуровневой системы повышения квалификации и переподготовки работников библиотек. Предлагается профессиональная модель библиотечного специалиста цифровой эпохи. Рассматриваются условия повышения качества библиотечно-информационного образования. Формулируются предложения по решению кадровых проблем библиотечно-информационной сферы. Обосновывается положение о приоритетном развитии дополнительного профессионального образования как эффективного инструмента профессиональной социализации библиотечных специалистов. Указывается на необходимость принятия и введения в действие профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности», а также профессионально-общественного управления развитием системы независимой оценки квалификаций в отрасли и реализуемых образовательных программ Советом по профессиональным квалификациям, созданным при Российской библиотечной ассоциации.
Ключевые слова: кадровая библиотечная политика, библиотечно-информаци-онное образование, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, профессиональный стандарт, профессиональные квалификации.
PROFESSIONAL POTENTIAL OF RUSSIAN LIBRARIES AND WAYS OF ITS DEVELOPMENT
Tatyana Ya. Kuznetsova, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Senior Research Fellow of the Scientific and Educational Center "Academy of Retraining of Workers of Art, Culture and Tourism", the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
The situation with staffing of libraries of Russia is analyzed and the reasons of personnel crisis are considered. Among them-the low prestige of the profession, migration processes in the industry and personnel stagnation, the lack of a multi-level system of training and retraining of library staff. The professional model of library specialist of digital age is offered. The conditions of improving the quality of library and information education are considered. Proposals for solving personnel problems in the library and information sphere are formulated. The article substantiates the position on the priority development of additional professional education as an effective tool of professional socialization of library professionals. The necessity of adoption and implementation of the professional standard "Specialist in the field of library
and information activities", as well as professional and public management of the development of the system of independent assessment of qualifications in the industry and implemented educational programs by the Council for professional qualifications established under the Russian library Association.
Key words: personnel library policy, library and information education, additional professional education, professional development, professional retraining, professional standard, professional qualifications.
Интенсивное развитие информационных технологий и переход к цифровой экономике ставят перед библиотеками принципиально новые задачи. Достойно ответить на вызовы современного мира они смогут только при активизации их роли как субъектов системы социальных коммуникаций, включённых в решение актуальных проблем общественной жизни.
Для того чтобы посетители библиотек стали востребованными пользователями и читателями цифровой эпохи, библиотекам необходимо пересмотреть целевые установки своей деятельности и расширить её масштабы, обновить инструментарий реализации базовых функций: информационной, образовательной, культурно-просветительской, мемориальной. Они должны развиваться как многофункциональные информационные, образовательные и культурно-просветительные медиакомплексы с богатым набором сервисных услуг и комфортной библиотечной средой, интегрированных в современное цифровое пространство.
В целях повышения общественного авторитета библиотекам следует в первую очередь сосредоточить усилия на информационном обеспечении решения социальных задач местного сообщества: предоставление информации об основных правах и возможностях граждан, государственных службах, окружающей среде, здравоохранении, условиях трудоустройства, выявляя и привлекая внимание к актуальным проблемам и потребностям населения. Именно так определяются задачи современных библиотек в Лионской декларации ИФЛА (2014), подготовленной для заседания Организации Объединённых Наций по принятию Программы развития стран на 2016-2030 годы (Sustainable Development Goals, SDG's) [11]. Этот вектор движения библиотек в будущее согласуется с проектом ИФЛА «Глобальное видение» (Польша, Вроцлав, 2017). Социально-ориентированные сервисы современных библиотек должны быть максимально ориентированы на все сферы жизнедеятельности окружающего социума, что поможет сделать библиотеки центрами притяжения для его членов.
Перспективно также позиционирование библиотек как «открытых университетов», обеспечивающих возможность переобучения и получения нового знания всем желающим на протяжении жизни, создающих условия для доступа к достоверному, авторитетному массиву информации и знаний, что при «информационном шуме», характерном для современного
цифрового мира, чрезвычайно важно. В перспективе у библиотек в силу их онтологической функциональной природы есть все основания стать агре-гаторами, хранителями и републикаторами открытых данных, в том числе цифровых архивов знаний разнообразного отраслевого наполнения, которые могут использовать различные общественные структуры: от органов управления до бизнеса.
В контексте развития библиотек как агрегаторов знания и информации следует рассматривать и их особую роль в сохранении и ретрансляции гуманитарной культуры и гуманизации социальных отношений, в формировании культурно компетентной, высоконравственной и информационно грамотной личности. В связи с этим новыми смыслами наполняется одна из базовых функций библиотек - мемориальная, обеспечивающая собирание, хранение и ретрансляцию историко-культурного и научного наследия, зафиксированного в их документных фондах.
Вместе с тем библиотекам предстоит также совершенствовать технологии, обогащать контент и инструментарий деятельности как центров интеллектуального культурного досуга, отличных при этом от развлека-тельно-досуговых учреждений индустрии развлечений.
Реализация стоящей перед библиотеками сверхзадачи в значительной степени зависит от того, какие специалисты будут в них работать. Именно в этом заключается ответ на вопрос: какой быть библиотеке в век цифровых коммуникаций и электронной культуры.
К сожалению, разрыв между профессиональным образом библиотекаря цифровой эпохи и теми, кто работает сегодня в российских библиотеках, достаточно велик [8]. И в этом одна из причин массового закрытия библиотек и уменьшения числа их пользователей. Зачастую библиотекари не умеют работать с населением, помогать в решении социальных задач местного сообщества и отдельных граждан, у них порой не складываются отношения с местными властями. В результате при закрытии библиотек местное сообщество не встаёт на их защиту. А те достижения, которые есть сегодня у российских библиотек, - заслуга лучших представителей профессии, но они не могут изменить отношения к библиотекам большинства населения.
Сегодня в массовом общественном сознании они чаще всего рассматриваются как весьма архаичные учреждения, которые рано или поздно уйдут из современной жизни.
Подтверждение этому - «Атлас новых профессий», составленный Московской школой управления «Сколково» в 2014 году. В нём профессия «библиотекарь» отнесена к числу «профессий-пенсионеров», которых в ближайшее десятилетие начнут заменять интеллектуальные роботы, инфостилисты, продюсеры смыслового поля, цифровые лингвисты, digital-комментаторы, аналитики данных в интернет-пространстве,
игропрактики и т.п. [2]. Возможно, такие профессии действительно возникнут, но нужны ли будут для подобных специалистов библиотеки как место приложения их профессиональных знаний и умений? Скорее всего - нет.
На наш взгляд, открыть перед библиотеками новые горизонты развития возможно не только путём освоения библиотекарями новых профессиональных компетенций, но и путём принципиального изменения профессионального сознания, иными словами - формирования нового «профессионального менталитета».
Профессиональная модель современного библиотекаря, библиотекаря цифровой эпохи, должна носить комплексный характер и включать следующие функционально-компетентностные составляющие.
Прежде всего, библиотекарь - это информационный навигатор, аналитик, конструктор и оператор цифровых документных коммуникаций, в том числе сетевых, владеющий технологиями информационного инжиниринга.
Одновременно библиотекарь - это менеджер библиотечно-информа-ционной сферы, эксперт современного книжного и медиарынков, сетевых ресурсов, управляющий процессом формирования информационно-ресурсной базы библиотеки.
При этом он должен оставаться хранителем документного культурного наследия, служителем Книги как культурного феномена, быть профессионалом в области развития читательской культуры, владеющим педагогическими и социально-психологическими приёмами весьма непростой в современных условиях работы.
Библиотекарь также активный организатор разнообразных культурно-просветительных и общественно значимых акций.
Но главное, современный библиотекарь - это профессионал с высоким уровнем культуры, знающий художественную литературу, основы гуманитарных и естественных наук, понимающий специфику современного цивилизационного процесса, имеющий чёткую духовно-нравственную позицию.
Если обобщённо, то современный библиотекарь, точнее говоря, библиотекарь будущего - это многопрофильный специалист, владеющий современными цифровыми, социокультурными, психолого-педагогическими, коммуникативными технологиями и технологиями организации и управления массивами знания [10].
Однако сегодня с кадровым обеспечением библиотечной сферы сложилась острая проблемная ситуация, которая характеризуется следующим.
1. Постепенное повышение зарплаты библиотекарей не привело в целом по стране к её среднему уровню по регионам и, как ожидалось, к снижению миграционных процессов в отрасли. Зачастую причина ухода
библиотечных специалистов в другие сферы не только низкая зарплата, но и низкий социальный престиж профессии и бытующее даже в профессиональной среде мнение о её бесперспективности.
Необходимость срочной замены ушедших снижает, с одной стороны, требования к новым сотрудникам, а с другой - приводит к заметной кадровой стагнации: число работающих пенсионеров в некоторых регионах достигает 75%. Вакансии заполняются в основном за счёт специалистов без библиотечного образования и даже выпускниками средних школ. Последнее обстоятельство увеличивает разрыв между образовательным уровнем читателей и обслуживающим их библиотекарем, снижает авторитет библиотеки как социального института.
2. Сокращение более чем в 15 раз приёма на библиотечно-информа-ционные и другие профильные факультеты высших и средних учебных заведений и недостаточная профориентация выпускников школ и студенчества. После завершения обучения в среднем по стране не более 12% выпускников идут работать по специальности, но многие из них вскоре покидают библиотеки.
3. Отсутствие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Библиотечные работники зачастую не имеют возможности регулярно повышать свою квалификацию либо получить профессиональное образование (в частности, сельские библиотекари). В профессиональной переподготовке сегодня нуждаются как минимум около 30 тыс. работников библиотек, не имеющих библиотечного образования. Однако большинство из них не может пройти эту форму обучения из-за отсутствия необходимой образовательной инфраструктуры в регионе. Заочная и дистанционные формы обучения не всегда приемлемы в силу значительных финансовых затрат и отсутствия необходимых технических возможностей. Следует также отметить, что дистант-образование как своего рода «образовательный дженерик» не всегда бывает эффективным и достаточно методически оснащённым.
Приведём некоторые данные государственной статистики 2013 года, характеризующие кадровую ситуацию в библиотеках России [12]. При этом есть основания предположить, что статистические данные за 2018 год будут ещё более негативными, учитывая масштабы закрытия сельских библиотек в связи с реорганизацией библиотечной сети.
Количество работников общедоступных библиотек составляет 107,4 тыс. человек, что на 15,5 тыс. меньше по сравнению с 2010 годом. Из этого числа 12,5 тыс. работают в центральных универсальных библиотеках, включая библиотеки федерального ведения. В муниципальных - 91,7 тыс. (было 103,9), в том числе в сельской местности - 40,9 (было 48,2).
Общее количество специалистов с высшим образованием в библиотеках России - 51,4 тыс.; со средним специальным - 46,4 тыс. Остальные
9,5 тыс. имеют лишь общее среднее образование. При этом половина из них приходится на сельские библиотеки (около 4,5 тыс.).
Наибольшее число лиц без какого-либо профессионального образования работает в библиотеках Чеченской Республики (20,1%), Камчатского и Приморского краев (соответственно - 15,7% и 13,7%).
Наиболее низкие показатели числа специалистов с высшим образованием отмечаются в республиках Башкортостан (39,8%), Дагестан (32,3%), Чеченская Республика (23,7%). В Забайкальском и Красноярском краях, Амурской, Астраханской, Брянской, Вологодской, Калужской, Костромской, Курской, Оренбургской, Тверской и Ульяновской областях их число колеблется от 30,5% до 39,6%.
Примечательно, что в субъектах Российской Федерации, имеющих профильные вузы, кадровая ситуация принципиально не отличается от сложившейся в целом по стране. Число специалистов с высшим образованием среди работников библиотек этих регионов колеблется от 46,1% (Пермский край) до 59,9% (Кемеровская область). При этом далеко не все из них имеют профильное образование.
В целом положение с кадрами в российских библиотеках можно определить как кризисное, что является одним из главных тормозов на пути их инновационного развития.
Что же можно и нужно сделать, чтобы максимально снизить его негативные последствия и более успешно решать вопросы развития кадрового потенциала отрасли?
На наш взгляд, необходима целенаправленная и планомерная работа на всех уровнях формирования и реализации кадровой библиотечной политики: от системы библиотечно-информационного образования в целом до разработки и реализации персонал-стратегии конкретной библиотеки.
Прежде всего следует преодолеть имеющийся отрыв высшего и среднего профессионального образования от библиотечной практики, её инновационных направлений, магистральных программ и проектов общероссийского масштаба (Национальная электронная библиотека, Национальная программа поддержки и развития чтения и т.д.).
Определённые надежды в связи с этим возлагаются на модернизированные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВО 3+) по направлению подготовки «Библиотечно-информацион-ная деятельность» (бакалавриат, магистратура), предусматривающие самостоятельность вузов в определении перечня базовых дисциплин основных профессиональных образовательных программ. На повышение качества подготовки библиотечных специалистов нацелены актуализированные варианты образовательных стандартов (ФГОС ВО 3++), учитывающие требования сопряжённых профессиональных стандартов (за
отсутствием отраслевого) и преемственность компетенций на различных уровнях высшего образования [5].
В перспективе предполагается разработка кардинально новых Федеральных образовательных стандартов четвёртого поколения (ФГОС 4) Они будут едиными для укрупнённой группы направлений и специальностей.
Однако направление «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавриат и магистратура) входит в укрупнённую группу «Культуро-ведение и социокультурные проекты», что, на наш взгляд, может в определённой мере отрицательно повлиять на содержание библиотечно-информационного образования, поскольку затруднит адекватное отражение в учебном процессе специфики библиотечного дела как самостоятельной отрасли и направлений её инновационного развития. При этом положительным является включение в линейку стандартов укрупнённой группы среднего профессионального образования, что позволяет обеспечить преемственность и непрерывность подготовки будущих библиотекарей.
Актуализация образовательных стандартов - один из залогов повышения качества профессионального образования. Однако качество как системную категорию и интегральную характеристику образовательного процесса в целом целесообразно рассматривать с позиций соответствия результатов образования поставленным целям, которые не должны противоречить целям, задачам и трендам не только современного этапа, но и перспективам развития отрасли.
Решение проблемы качества, на наш взгляд, предполагает прежде всего разработку критериев оценки качества образования, главным из которых должен выступать уровень его социальной эффективности. В свою очередь, социальная эффективность всех уровней профессионального образования может определяться тем, насколько полученные выпускниками компетенции, знания и умения отвечают функциональным требованиям производственных участков, на которых они начинают свою профессиональную деятельность. С позиций социальной эффективности важен и показатель трудоустройства выпускников согласно полученному образованию.
В систему критериев оценки качества образовательного процесса в целом желательно включить и результаты обучающей компоненты, то есть конкретные профессиональные компетенции, знания и умения, которые получили выпускники, и компоненты, формирующей и развивающей профессиональное сознание, то есть преданность полученной профессии и желание работать по специальности. Применительно к библиотечно-информационному образованию речь следует вести о формировании у выпускников нового профессионального менталитета, включающего гор-
дость за полученную профессию и осознание её значимости в условиях информационного общества.
Определяющими факторами повышения качества библиотечно-инфор-мационного образования, по нашему мнению, являются следующие:
• существенно обновлённый контент и новая логика учебного процесса, обеспечивающие последовательность и преемственность в освоении знаний, поэтапное движение обучающихся к вершинам профессионализма;
• упреждающий характер образования, нацеленный на модель «библиотеки будущего» и системное освоение не только собственно биб-лиотечно-информационных и цифровых технологий, но и социально-коммуникативных, психолого-педагогических, культурно-просветительных, а также технологий организации и управления массивами знания. Этот политехнологический подход следует, на наш взгляд, положить в основу методологии разработки новых стандартов библиотечно-инфор-мационного образования и рассматривать его как важный показатель качества в аспекте социальной эффективности всей системы профессионального образования;
• адаптация профессорско-преподавательского состава вузов и ссузов к новым задачам, стоящим перед отечественной системой профессионального образования, создание условий для освоения преподавателями новых образовательных технологий, а также для их регулярного ознакомления с инновационными направлениями, формами и методами работы современных библиотек;
• расширение сетевого взаимодействия и социального партнёрства между образовательными структурами, библиотеками и информационными центрами федерального, регионального и муниципального уровней в целях совместного создания учебно-производственных комплексов, экспериментальных площадок, творческих лабораторий, научно-практических мастерских, позволяющих соединить учебный процесс с практической сферой и создать условия для их взаимообогащения.
Необходимо также стремиться к сближению учебной деятельности студенчества с жизнью профессионального сообщества, что помогает формировать будущего инициативного специалиста, любящего свою профессию и преданного ей. В этом отношении очень важна традиция торжественного посвящения выпускников вузов в профессию при вручении дипломов. С большим эмоциональным подъёмом проходит торжественный акт посвящения в профессию молодых сотрудников библиотек библиотечных столиц - городов проведения Библиотечно-информационных конгрессов Российской библиотечной ассоциации (РБА). Большой стимул остаться в профессии - получение грантов на участие в конференциях РБА, крымских библиотечно-информационных форумах, других престижных библиотечных мероприятиях. Это помогает формировать уважение к профессии,
понимание её значимости и перспективности в информационную эпоху, стремление работать в библиотеке после завершения обучения.
Развитие кадрового потенциала отрасли во многом зависит и от других факторов. Главный из них - формирование из дипломированных специалистов настоящих профессионалов своего дела. Выпускники вузов и ссу-зов становятся ими далеко не сразу, поскольку между «специалистом» и «профессионалом» существуют определённые различия.
Специалист ориентирован на использование и воспроизведение полученных знаний, умений, навыков в конкретной сфере деятельности, на конкретном производственном участке и, как правило, действует в формате алгоритмов и правил, которые освоил.
Профессионал характеризуется наличием собственной, самостоятельно выстроенной тактики продуктивной деятельности. Он ищет и находит в ней более глубокие смыслы, ставит перед собой новые задачи, стремится занять управленческую позицию по отношению к выполняемым функциям, ориентирован на коммуникативные контакты с другими коллегами. Речь в данном случае идёт о профессиональной социализации личности библиотекаря. Профессионалом рано или поздно становится каждый специалист, творчески относящийся к своему делу и любящий его. В этом процессе помогает профессиональный опыт, накапливаемый годами.
Одним из действенных инструментов превращения библиотекаря-специалиста в профессионала является его непрерывное профессиональное развитие на основе регулярного повышения квалификации либо профессиональной переподготовки в рамках системы дополнительного образования. Именно эти формы непрерывного образования способствуют запуску процесса профессиональной социализации благодаря стимулированию профессиональной рефлексии, творческого подхода к постановке и решению производственных задач, развитию конструктивного созидательного мышления [6].
Важно также, что в современных условиях для многих тысяч работников библиотек - филологов, историков, социологов, программистов, специалистов сельского хозяйства, инженеров, медиков и даже военных в отставке (такие тоже встречаются), дополнительное библиотечное образование - это шанс адаптироваться к новым реалиям жизни, к новому виду деятельности и новому профессиональному сообществу. Это гарантия социальной защиты и будущего служебного роста.
Помимо этого, форматы дополнительного образования - это эффективный инструмент модернизации библиотечного дела в целом, площадка, где осваиваются, а зачастую и рождаются новые идеи, концепции, технологии. И главное - здесь аккумулируется инновационный опыт, а затем транслируется и внедряется в практику [7]. Недаром, по мнению экспер-
тов, наиболее распространённым условием привлечения новых сотрудников в учреждения сферы культуры является обеспечение доступности программ повышения квалификации и профессионального развития [13].
В последние десятилетия в создании условий для непрерывного образования были достигнуты определённые успехи, в первую очередь благодаря двум факторам. Во-первых - значительной активизации деятельности федеральных, центральных региональных и муниципальных библиотек в области повышения квалификации кадров, включая так называемое внутрибиблиотечное обучение, ставшее весьма распространённой формой [1]. Во-вторых - оказанию финансовой поддержки программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечных специалистов по актуальным направлениям развития отрасли в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».
Значительный вклад в реализацию различных направлений дополнительного профессионального образования до реформирования в 2016 году вносила Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) как базовый федеральный центр переподготовки работников всех отраслей культуры.
Благодаря государственному целевому финансированию кафедра инновационных библиотечных технологий и электронных библиотек АПРИКТ инициировала и долгие годы реализовывала на принципах сетевого взаимодействия такие крупномасштабные образовательные проекты, как Всероссийская школа библиотечной инноватики (на базе Белгородской государственной областной универсальной научной библиотеки), Школа менеджмента качества (на базе Псковской областной универсальной научной библиотеки), Международная библиотечная философская школа (на базе Калининградской областной научной универсальной библиотеки).
Большой популярностью пользовались тренинг-семинары «Организация и технологии продвижения чтения» (совместно с Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества), направление профессиональной переподготовки «Организация и технологии системной работы с книжными памятниками» (совместно с Российской государственной библиотекой).
Регулярно организовывались курсы повышения квалификации для директоров центральных региональных библиотек (последние - в 2014 году по программе «Организация системной деятельности по включению региональных библиотек в Национальную электронную библиотеку»), а также для директоров и ведущих специалистов высших учебных заведений по программе «Управление библиотекой вуза в условиях реструктуризации системы образования».
В целом по образовательным программам АПРИКТ с 2000 по 2016 год обучение прошли около 5 000 руководителей и ведущих специалистов библиотек из более чем 70 регионов России.
Заметный вклад в профессиональное развитие библиотечных специалистов сегодня вносят учебные центры федеральных библиотек: РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН (созданный при библиотеке Сибирский региональный центр непрерывного образования). В последние годы к этой деятельности присоединились РГБМ, РГДБ, ВГБИЛ имени М. И. Рудо-мино. Учебные центры этих библиотек активно используют онлайн-техно-логии, проводят вебинары, организуют виртуальные курсы, дистанционное обучение.
Однако по-прежнему со значительными трудностями сталкиваются те, кто не имеет библиотечного образования и нуждается в профессиональной переподготовке. В стране фактически только несколько образовательных структур выдают дипломы по этой форме обучения. Среди них - Учебный центр Российской государственной библиотеки, Казанский, Кемеровский, Санкт-Петербургский, Тюменский государственные институты культуры, Сибирский центр непрерывного образования при ГПНТБ СО РАН. В результате профессиональную переподготовку могут пройти несколько десятков работников библиотек в год.
Учитывая это, жизненно необходимо открыть направления профессиональной переподготовки для библиотечных работников во всех профильных вузах страны.
И ещё один серьёзный вопрос, на который предстоит найти ответ. В связи с отменой обязательной государственной аккредитации образовательных программ профессиональной переподготовки и упрощения процедуры получения лицензий на образовательную деятельность (по нормам Федерального закона № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») на рынке образовательных услуг появились структуры, весьма далёкие от библиотечно-информационной сферы, но предлагающие обучение и переподготовку библиотекарей с выдачей соответствующих документов. Качество подобных «услуг» вызывает большие сомнения.
Однако появилась уверенность, что эта негативная практика скоро прекратится. В соответствии с Федеральным законом от 3.07.2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (закон вступил в силу с 1.01.2017 года) в стране при профессионально-общественных объединениях, союзах, ассоциациях стали создаваться Советы по профессиональным квалификациям. На основании Приказа Минсоцтруда России № 758н, утвердившего порядок наделения Советов полномочиями по организации и проведению независимой оценки квалификаций, Советы, помимо прочего, должны осуществлять экспертизу федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, образовательных программ, а также профессионально-общественную аккредитацию программ профессионального обучения и дополнительного образования.
В ноябре 2018 года Совет по профессиональным квалификациям в области библиотечно-информационной деятельности создан при Российской библиотечной ассоциации. В его компетенции, согласно вышеназванным директивным документам, входит:
• профессионально-общественное управление развитием системы независимой оценки квалификаций в области библиотечно-информаци-онной деятельности в соответствии с потребностями отрасли в квалифицированных кадрах;
• содействие формированию системы непрерывного библиотечно-информационного образования как базового условия овладения профессиональными квалификациями, необходимыми для выполнения трудовых функций на конкретных производственно-технологических участках библиотечно-информационной деятельности;
• проведение мониторинга рынка труда в библиотечно-информацион-ной сфере, потребности отрасли в квалифицированных кадрах и профессиональном образовании [9].
Есть все основания выразить уверенность в том, что деятельность этой общественной структуры в рамках РБА будет способствовать решению острых кадровых проблем отрасли и дальнейшему развитию и совершенствованию системы профессионального библиотечно-информационного образования в целом.
Не менее важная задача - инициировать утверждение на государственном уровне актуализированного проекта профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности», который был разработан профессиональным сообществом согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2204-р о Плане разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы. Стандарт прошёл необходимые этапы экспертизы, был одобрен широкой библиотечной общественностью, Советом РБА, Минкультуры России и направлен на утверждение в Министерство труда и социальной защиты РФ в 2014 году. Профессиональный стандарт станет действенным инструментом реализации кадровой библиотечной политики и персонал-менеджмента в условиях библиотек, а также основой совершенствования всех направлений библиотечно-информационного образования.
Одно из условий успешного решения кадровых проблем отрасли -максимальное внимание разработке и реализации библиотеками персонал-стратегий, стимулирующих мотивацию труда, инновационную деятельность и творчество сотрудников [3].
Ставку сегодня следует делать на молодых [4]. К сожалению, их немного - от 10 до 30% от общего числа библиотечного персонала. Удержать их непросто, но опытные руководители находят решение этого вопроса,
используя такие стимулы, как перспективы должностного роста, создание условий для реализации творческих амбиций и получения дальнейшего образования, возможности профессиональных контактов со своей возрастной категорией, формы социальной поддержи и защиты, гибкий рабочий график.
В целях формирования системы непрерывного образования библиотечных специалистов и обеспечения согласованного развития всех звеньев библиотечной сферы весьма желательно создание Координационно-аналитического центра с функциями мониторинга, анализа, координации, методической, консалтинговой и информационной поддержки деятельности всех профильных образовательных структур, включая учебные центры при федеральных и региональных библиотеках.
Профильным вузам и структурам дополнительного профессионального образования целесообразно также инициировать разработку и реализацию инновационных сетевых образовательных программ по актуальным направлениям развития отрасли, опираясь при этом на практические достижения лучших библиотек страны.
Долг библиотечного профессионального сообщества - сделать всё возможное для устранения современного кадрового кризиса и создать надёжную профессиональную базу для уверенного движения российских библиотек в будущее.
Литература
1. Аврамова Е. В. Модель внутренней системы повышения квалификации кадров публичной библиотеки // Научно-техническая информация. Сер. 1.
- 2016. - № 9. - С. 26-30.
2. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] / Агентство стратегических инициатив. Сколково, 2014 г. - URL: http://portalramn.ru/upload/26012016old/ SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf
3. Григорькина Н. А. Кадровая политика библиотек: теоретический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 36.
- С. 41-45. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95600.htm
4. Захаренко М. П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход : научно-практическое пособие. - Санкт-Петербург : Профессия, 2013. - 240 с.
5. Клюев В. К., Ивина К. В. Бакалавр библиотечно-информационной деятельности как будущий «базовый специалист» библиотеки: современные компетенции // Научные и технические библиотеки. - 2018. - № 4. - С. 98-108.
6. Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rba.ru/ content/about/doc/concept2.php
7. Кузнецова Т. Я. Дополнительное профессиональное библиотечно-информа-ционное образование: концептуально-методологические основы и механизм
формирования системы // Научные и технические библиотеки. - 2018. - № 5. - С. 24-35.
8. Кузнецова Т. Я. Кадровая ситуация в российских библиотеках и пути развития профессионального потенциала отрасли // Информационный бюллетень РБА. № 80. - Москва : Изд-во Государственной публичной исторической библиотеки России, 2017. - С. 132-138.
9. Кузнецова Т. Я. Комментарий к Положению о Совете по профессиональным квалификациям в области библиотечно-информационной деятельности // Информационный бюллетень РБА. № 82. - Москва : Изд-во Государственной публичной исторической библиотеки России, 2018. - С. 125-128.
10.Кузнецова Т.Я. Повышение квалификации и переподготовка - базовое звено непрерывного библиотечно-информационного образования // Непрерывное библиотечно-информационное образование : научно-методическая конференция. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 32-37. - (Труды СПбГИК; т. 205).
11. Лионская декларация по доступу к информации и развитию // Библиотековедение. - 2014. - № 5. - С. 89-90.
12.Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах: 2013 год / Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации. - Москва, 2014. - 187 с.
13. Третьяков А. Л., Чурашева О. Л. Непрерывное библиотечно-информаци-онное образование в контексте мирового образовательного пространства // Челябинский гуманитарий. - 2017. - № 1 (38). - С. 81-85.