Научная статья на тему 'Стандартизация профессиональной деятельности в системе кадрового менеджмента библиотеки'

Стандартизация профессиональной деятельности в системе кадрового менеджмента библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / TECHNOLOGICAL PROCESS / КВАЛИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА / НОРМАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ / REGULATORY AND TECHNOLOGICAL DOCUMENT / LABOR FUNCTIONS / EXPERT QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюев В.К.

В статье представлена информация о направлениях работы и задачах рабочей группы по подготовке проекта профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности, обобщены подходы к его проектированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клюев В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE LIBRARY OF PERSONNEL MANAGEMENT

Information on areas of work and tasks of working group on preparation of the draft of professional standard of expert is provided in the article in the field of library information activity, approaches to its development are generalized.

Текст научной работы на тему «Стандартизация профессиональной деятельности в системе кадрового менеджмента библиотеки»

УДК 023.5

В.К. Клюев, V.K. Kluev

Московский государственный университет культуры и искусств, г. Москва, Россия Moscow State University of Culture and Arts, Moscow, Russia

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА БИБЛИОТЕКИ

STANDARDIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE LIBRARY OF PERSONNEL MANAGEMENT

В статье представлена информация о направлениях работы и задачах рабочей группы по подготовке проекта профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности, обобщены подходы к его проектированию.

Information on areas of work and tasks of working group on preparation of the draft of professional standard of expert is provided in the article in the field of library information activity, approaches to its development are generalized.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, трудовые функции, технологический процесс, квалификация специалиста, нормативно-технологический документ

Keywords: professional standard, labor functions, technological process, expert qualification, regulatory and technological document

Цели и задачи развития библиотечного дела и его кадрового потенциала в условиях социально-экономических реформ в России, кардинальных технологических перемен, процессов глобализации, беспрецедентного роста объемов информации должны адекватно соответствовать происходящим в стране переменам и международной практике.

В нашей стране сформировано консолидированное профессиональное сообщество, способное решить задачу модернизации библиотечного дела. Большую роль в этом играют общественные профессиональные организации (в первую очередь, Российская библиотечная ассоциация и Русская школьная библиотечная ассоциация), действующие на общероссийском, региональном и отраслевом уровнях. Среди ключевых задач эффективного развития библиотечного дела в Российской Федерации - обеспечение библиотек квалифицированными кадрами, нацеленными на результативность профессиональной деятельности, развитие творческих созидательных потенций и мобильное обучение в течение всей жизни, а также обладающими креативным мышлением, лидерскими качествами и инициативой.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поставлена масштабная задача разработать и утвердить к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов (Указ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»). В их перечень Минтруда России включены 13 первых стандартов специалистов в области культуры, искусства и туризма (приказы от 08.05.13 № 200 и от 04.06.2013 № 294), среди которых и наиболее важный нам профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности.

Подготовка проекта этого профессионального стандарта была поручена рабочей группе в составе Н.Ю. Дементьевой (директора Института информационных коммуникаций и библиотек МГУ-КИ), В.К. Клюева (заведующего кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, председателя Учебно-методического совета вузов России по образованию в области биб-лиотечно-информационной деятельности), Т.Я. Кузнецовой (заведующей кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, председателя секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации), И.С. Пилко (проректора по учебной работе КемГУКИ, члена Совета Российской библиотечной ассоциации).

Профессиональный стандарт призван обеспечить:

- взаимодействие сферы труда и системы образования; поддержку непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; учет требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения;

- унификацию, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определение квалификационных требований к работникам; подтверждение и оценку профессиональной квалификации работников и выпускников организаций профессионального образования;

- совершенствование деятельности по подбору подходящей работы, профессиональную ориентацию;

- оценку качественных и количественных изменений на рынке труда, регулирование трудовых ресурсов, согласование требований рынка труда со сферой профессионального образования и обучения.

Разработанный проект профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности объективирует и обобщённо характеризует трудовые функции его профессиональной деятельности, основными целями которой являются:

- реализация права личности на свободный доступ к информации, знаниям, культуре и идеям для осуществления демократических гражданских свобод и активного участия в жизни социума;

- сохранность культурного наследия;

- поддержка и развитие русского языка;

- продвижение чтения как социализирующего процесса;

- содействие глобальной информатизации общества посредством помощи пользователям в овладении компьютерной грамотностью и медийной культурой;

- своевременное и качественное удовлетворение разноплановых информационных, культурно - досуговых и образовательных потребностей пользователей библиотек;

- формирование комфортной библиотечной среды, развитие перспективной номенклатуры услуг, привлекательных для различных пользовательских групп;

- обеспечение специализированного обслуживания особых категорий пользователей.

В ближайшее время данный вид профессиональной деятельности может пополниться ещё одним перспективным направлением - новой обобщенной трудовой функцией, связанной с процессами управления знаниями. Именно специалисты подобного уровня относятся к категории наиболее востребованных профессий первой половины ХХ1-го века.

В документах по проектированию профессиональных стандартов под обобщенной трудовой функцией (ОТФ) понимается совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе. Руководствуясь данным определением, при разработке профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности выстроена логическая цепочка технологических процессов в библиотеках: формирование и организация фонда - организация справочно-поискового аппарата - справоч-но-библиографическое, информационное и библиотечное обслуживание - культурно-просветительная и досуговая деятельность библиотеки - научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности. Подчеркнём, что анализ рынка труда в описываемой предметной области свидетельствует об усилении роли социально-просветительских и досуговых функций современной общедоступной библиотеки.

Подготовка проекта профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности включала описание деятельности главного библиотекаря, библиотекаря, библиотекаря-каталогизатора, библиотекаря-комплектатора эксперта по комплектованию библиотечного фонда, главного библиографа, библиографа, эксперта по комплектованию библиотечного фонда, методиста централизованной библиотечной системы (библиотеки).

Уровни квалификаций специалистов в проекте профессионального стандарта соотнесены с нормативно-методическим документом «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (утв. приказом Минтруда России от 12.04.2013 №148н) и адекватны подготовке по программам: бакалавриата или специалистов среднего звена (6-й уровень), магистратуры или специалитета (7-й уровень), аспирантуры, магистратуры или специалитета (8-й уровень). При этом описание обозначенных уровней квалификации соответствует специфике и характеру деятельности, спектру полномочий, диапазону ответственности, глубине знаний и характеру умений специалиста в области библиотечно-информационной деятельности. В проекте профессионального стандарта определены три группы показателей: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний.

Таблица 1

Обобщенные трудовые функции, наименования должностей и возможные уровни квалификации

Код Наименование ОТФ Должности Квалификаци-

онный уровень

A Формирование библиотечного фонда Библиотекарь-комп-лектатор, эксперт по комплектованию библиотечного фонда 6

Б Осуществление работ по сохранению библиотечного фонда Библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда 7

C Организация справочно-поискового аппарата библиотеки Библиотекарь-катало-гизатор, библиограф, главный библиограф 6, 7

Б Справочно-библиографи-ческое и информационное обслуживание пользователей Библиограф, главный библиограф 6, 7

Е Библиотечное обслужива-ние пользо- Библиотекарь, главный библиоте- 6

вателей карь

Р Предоставление культурно-просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки Библиотекарь главный библиотекарь 6

О Научно-аналитическая, методическая и консульта-ционная работа в области библиотечно-информацион-ной деятельности Методист библиотеки 8

При разработке профессионального стандарта учитывались особенности современного постиндустриального общества, характеризующегося динамичными изменениями требований к работ-

никам: как со стороны рынка труда, так и потребителей продуктов и услуг, предоставляемых современными библиотечно-информационными учреждениями. Ускорение темпа технологических изменений значительно повышает знаниевые требования к работникам библиотек, которые должны быть более адаптивными и ориентированными на постоянное обучение. В профессиональном стандарте отражены минимальные требования, т.е. указаны только основные (ключевые) трудовые функции.

В задачи рабочей группы по подготовке проекта профессионального стандарта входило:

- формирование экспертного коллектива и разработка проекта функциональной карты, определение первичного перечня знаний, умений и ключевых компетенций специалиста в области биб-лиотечно-информационной деятельности (с учётом анализа состояния и перспектив развития профессиональной библиотечной деятельности в России и за рубежом);

- организация, проведение и обобщение данных репрезентативного целевого анкетного опроса представителей разных уровней профессиональной деятельности: руководителей библиотек и их структурных подразделений, ведущих функциональных специалистов для анализа и объективирования трудовых функций, операционализации их в виде трудовых действий, выявления необходимых специалисту ключевых знаний и умений;

- подготовка первичного (базового) варианта проекта профессионального стандарта;

- организация публичного обсуждения проекта профессионального стандарта (научно-практические конференции, Круглые столы, проблемные семинары; открытые заседания учёных и методических советов вузов и библиотек, расширенный Совет РБА; размещение проектов документа в интернет-ресурсах, мобильный обмен мнениями на специальных страницах в социальных сетях и др.), публикация информации о ходе разработки профессионального стандарта в федеральных отраслевых изданиях; комплексный анализ высказанных замечаний и предложений со стороны представителей профессионального сообщества;

- доработка собственно проекта профессионального стандарта с учетом высказанных замечаний;

- получение разносторонней внешней экспертной оценки подготовленного итогового проекта профессионального стандарта (в том числе персональных - от лидеров общественного мнения отрасли), заключения Российской библиотечной ассоциации в качестве коллективного отраслевого работодателя, согласования с Минкультуры РФ и профессиональными союзами федерального уровня (Российским профсоюзом работников культуры, Федеральной палатой культуры как общероссийским объединением работодателей);

- представление проекта профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности в Минтруда России.

Достоверность проекта профессионального стандарта обеспечивается обратной связью с рынком труда. Был проведен анализ поступивших предложений, касающихся отражения в стандарте знаний, умений и навыков, необходимых специалисту в области библиотечно-информационной деятельности. Полученные материалы отражали достаточно полный алгоритм профессиональной деятельности современного библиотечного работника, сведения о необходимых ему компетенциях, а также о требованиях к профессиональной подготовке, и послужили эмпирической основой для формирования контента проекта профессионального стандарта.

Проект профессионального стандарта адекватно спроецирован на требования новых редакций федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, программ профильного образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров.

В процессе формирования проекта стандарта разработчики активно взаимодействовали с представителями Российской библиотечной ассоциации, отраслевыми вузами (в том числе Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Санкт-Петербургским и Кемеровским государственными университетами культуры и искусств), Российской государственной библиотекой, Российской государственной библиотекой для молодежи, Российской государственной детской библиотекой, московской Центральной универсальной научной библиотекой им. Н.А.Некрасова и многими другими заинтересованными организациями.

Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информацинной деятельности после его одобрения Экспертным советом по профессиональным стандартам и утверждения Минтруда России в качестве действующего нормативно-технологического документа может быть использован работодателями при отборе персонала, разработке и реализации программ развития кадровых ресурсов библиотек, создания и внедрения согласованных программ подготовки и переподготовки библиотечно-информационных специалистов новой формации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.