УДК 02
И. С. Пилко
д-р пед. наук, профессор, Кемеровский государственный институт культуры
E-mail: [email protected]
О. В. Дворовенко
канд. пед. наук, доцент, Кемеровский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ: СТАНДАРТНАЯ МОДЕЛЬ И НЕСТАНДАРТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Разработка и внедрение профессиональных стандартов является важным условием развития российской экономики и социальной сферы. Утвержден и реализуется правительственный план разработки профессиональных стандартов. В библиотечно-информационной сфере подготовлены проекты двух профессиональных стандартов: «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» и «Педагог-библиотекарь». Преподаватели Кемеровского государственного института культуры приняли участие в разработке этих документов.
В Челябинской государственной академии культуры и искусств состоялось обсуждение проектов профессиональных стандартов. Повышенный интерес аудитории вызвал профессиональный стандарт педагога-библиотекаря.
Разработка проекта профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь» исследовательским коллективом КемГИК осуществлена по заказу президента Русской школьной библиотечной ассоциации Т. Д. Жуковой. Проект учитывает традиции кемеровской библиотечной школы, отражает педагогическую деятельность педагога-библиотекаря, связанную с проектированием и реализацией образовательного процесса в общеобразовательных организациях и формированием основ информационной культуры личности.
В основу концепции профстандарта педагога-библиотекаря были положены следующие принципы: 1) системность, целостность; 2) технологический подход; 3) позиционирование школьной библиотеки как института социализации; 4) включенность в систему информационного образования; 5) совместимость с профессиональными стандартами в области библиотечной и педагогической деятельности.
Изучение нормативной документации, практического опыта работы, анализ трудовой деятельности педагогических работников различных уровней общего образования (дошкольное и начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее) и практической деятельности школьных библиотекарей позволили сформулировать обобщенные трудовые функции педагога-библиотекаря, которые в свою очередь состоят из трудовых функций, дифференцированных на трудовые действия и соответствующие им профессиональные умения и знания.
Состоялось широкое обсуждение проекта профессионального стандарта педагога-библиотекаря в профессиональной среде. В результате были уточнены некоторые трудовые функции и действия. Дискутируется вопрос по конкретизации трудовой функции «развивающая деятельность педагога-библиотекаря». Разработчики призывают заинтересованных представителей профессионального сообщества подключиться к обсуждению проекта профессионального стандарта педагога-библиотекаря.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагог-библиотекарь, опыт разработки, обсуждение, библиотечно-информационная деятельность
Для цитирования: Пилко, И. С. Педагог-библиотекарь: стандартная модель и нестандартная реальность / И. С. Пилко, О. В. Дворовенко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 1 (45). - С. 20-26.
20
В Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) 20 ноября 2015 г. состоялся региональный научно-практический семинар «Профессиональный стандарт библиотечного специалиста: проблемы импле-ментации в библиотечную практику и образование». В его работе приняли участие представители образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов библиотечного профиля, руководители и ведущие специалисты публичных и вузовских библиотек, школьные библиотекари, руководители методических объединений школьных библиотек Челябинска и Челябинской области, студенты и аспиранты ЧГАКИ. Участники форума приехали из Челябинска, Уфы, Кургана, Златоуста, Кусы, Кемерово.
В рамках семинара был запланирован и при высокой активности присутствующих проведен круглый стол «Сферы применения профессионального стандарта специалиста в области биб-лиотечно -информационной деятельности».
Вниманию участников представили непростую историю разработки двух новых регламентов библиотечной профессии: от инициативной идеи до проектов официальных документов. Речь идет о профессиональных стандартах «Специалист в области библиотечно-инфор-мационной деятельности» и «Педагог-библиотекарь», к проектированию которых авторы настоящей статьи имели непосредственное отношение. Повышенный интерес аудитории, чью значительную часть составили школьные библиотекари Южного Урала, вызвал проект профессионального стандарта педагога-библиотекаря. На характеристике моментов, получивших одобрение, а также вызвавших оживленную дискуссию в ходе публичного обсуждения документа, хотелось бы остановиться.
Профессиональные стандарты являют собой описательную модель профессии, построенную на основе компетентностного подхода. Это отличает их от профессио-грамм, квалификационных характеристик, должностных инструкций, технологической документации и других профессиографиче-
ских документов, предъявляющих требования к личности специалиста и его профессиональной деятельности.
Специфика профессионального стандарта обусловлена его двухуровневой структурой, которая формализована и включает характеристику:
- обобщенных трудовых функций (возможные наименования должностей, требования к уровню образования и к практическому опыту, особые условия допуска к работе);
- конкретных трудовых функций (трудовые действия, необходимые умения, знания, другие характеристики).
Профессиональный стандарт многоаспектно характеризует область профессиональной деятельности, связывая ее с должностной структурой работников, выполняемыми трудовыми функциями, необходимыми знаниями, умениями и другими характеристиками. Важным объектом регламентации являются уровни квалификации. Они применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и специальной подготовке, определяют уровень знаний и умений в зависимости от полномочий и ответственности работника. Национальной рамкой квалификаций [2] предусмотрено 9 уровней профессиональной квалификации, детальная характеристика которых дана в монографии [1, с. 167-170].
При всей жесткости структуры профессиональный стандарт задумывался как документ с вариативным набором атрибутов профессиональной деятельности. Так, раздел документа «Другие характеристики» позволяет включать требования к личностным качествам специалиста, соблюдению им этических норм, норм безопасности на производстве, условиям труда и т. д.
Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» установлены два варианта разработки проектов этих документов: 1) в инициативном порядке - за счет собственных средств разработчиков; 2) на основе государственных контрактов на выполнение
21
работ - за счет средств федерального бюджета. Разработка проекта профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь» осуществлялась на инициативной основе.
В июле 2014 г. в адрес ректора Кемеровского государственного университета культуры и искусств Е. Л. Кудриной поступило обращение президента Русской школьной библиотечной ассоциации Т. Д. Жуковой с предложением принять участие в разработке профессионального стандарта педагога-библиотекаря. К тому времени в библиотечном сообществе, на его контактных и виртуальных форумах, сайте РШБА и в профессиональной печати уже велось активное обсуждение авторского проекта этого документа, подготовленного доктором педагогических наук профессором А. В. Соколовым (http://rusla.ru/rsba/standart/). В статусе «Педагог-библиотекарь» А. В. Соколов увидел «не новую должность, как было указано в квалификационном справочнике, а новую профессию, в основе которой лежит библиотечная педагогика» [3]. Направленный на гуманистическое воспитание личности учащихся средствами книги и чтения проект стандарта содержал целевую установку на библиотечно-педагогическое обеспечение основных общеобразовательных программ образовательных организаций и участие педагогов-библиотекарей в совершенствовании учебного процесса за счет мотивации преподавательского состава; был выполнен в гуманистической парадигме (его отличительная особенность - направленность на гуманизацию детей и взрослых и реализацию их творческого потенциала).
Сформированный в нашем вузе временный творческий коллектив (ВТК) по разработке проекта профстандарта «Педагог-библиотекарь», разделяя гуманистические взгляды на профессию А. В. Соколова, опирался на традиции кемеровской библиотечной школы, связывая педагогическую деятельность педагога-библиотекаря не только с проектированием и реализацией образовательного процесса в общеобразовательных
организациях, но и с формированием основ информационной культуры всех участников образовательных отношений. В основу концепции проектируемого документа были положены следующие принципы:
Системность, целостность - учет компетенций, отражающих педагогическую и библиотечную составляющие профессиональной деятельности.
Технологический подход к педагогической и библиотечно-информационной деятельности с акцентом на использование информационно-коммуникационных технологий.
Позиционирование школьной библиотеки как института социализации, приобщения к традиционным гуманистическим ценностям, продвижения чтения, формирования высококультурной творческой личности, способной адекватно реагировать на социальные и технологические изменения позитивного и негативного характера.
Включенность в систему информационного образования путем формирования информационной культуры как условия информационной безопасности личности в информационном обществе.
Совместимость с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)» и проектом профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности».
Выявление обобщенных трудовых функций проведено на основе изучения квалификационных характеристик, должностных инструкций, практического опыта, анализа и декомпозиции трудовой деятельности педагогических работников различных уровней общего образования (дошкольное и начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее) и практической деятельности школьных библиотекарей. Результатом проделанной работы стала функциональная карта профессиональной деятельности педагога-библиотекаря, включающая три основные функции (табл. 1).
22
Таблица 1
Обобщенные трудовые функции педагога-библиотекаря
Код Наименование функции Уровень квалификации
А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях 6
В Педагогическая деятельность по формированию основ информационной культуры и обеспечению информационной безопасности личности участников образовательных отношений 6
С Библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ общего образования 6
Дифференциация обобщенных трудовых функций Таблица 2
Обобщенная трудовая функция Трудовая функция
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Общепедагогическая функция. Обучение
Воспитательная деятельность
Развивающая деятельность
Педагогическая деятельность по формированию основ информационной культуры и обеспечению информационной безопасности личности участников образовательных отношений Педагогическая деятельность по реализации парциальной программы по основам информационной культуры личности в рамках познавательной области основной программы дошкольного образования
Педагогическая деятельность по реализации рабочих программ учебных курсов по основам информационной культуры личности в начальном общем, основном общем и среднем (полном) общем образовании
Педагогическая деятельность по реализации программ повышения профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательной организации по основам информационной культуры личности в условиях внутришкольной методической службы
Модуль «Внеурочная деятельность. Общеинтеллектуальное направление развития личности. Основы информационной культуры личности»
Библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ общего образования Выполнение работ по комплектованию учету, обработке, организации и сохранению фонда
Организация справочно-библиографического аппарата библиотеки общеобразовательной организации
Создание информационных продуктов и ресурсов библиотеки общеобразовательной организации
Организация обслуживания пользователей библиотеки общеобразовательной организации
Предоставление культурно-просветительных и досуговых услуг воспитанникам, учащимся, педагогическим работниками, родителям (законным представителям) и другим участникам образовательных отношений
Организация деятельности библиотеки общеобразовательной организации
Методика разработки профессионального стандарта предусматривает декомпозицию обобщенных трудовъа функций на трудовые функции, которые состоят из трудовых действий и соответствующих им профессиональных умений и знаний. На этом этапе предстояло принять решение об уровне дифференциации трудовых функций и действий, их содержательной характеристике.
Состав обобщенных трудовых функций «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях» и «Педагогическая деятельность по формированию основ информационной культуры и обеспечению информационной безопасности личности участников образовательных отношений» был гармонизирован с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании (воспи-
татель, учитель)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н) и адаптирован к деятельности педагога-библиотекаря (табл. 2).
Содержание обобщенной трудовой функции «Библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ общего образования» согласовано с требованиями проекта профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» (табл. 2). Специфика функционального назначения библиотеки образовательной организации нашла выражение в описании трудовых действий, характеризующих работу с традиционными и электронными ресурсами, обслуживание различных категорий пользователей (руководители образовательной организации, учителя, учащиеся всех возрастов, их родители и законные представители), просветительскую и культурно-досуговую деятельность педагога-библиотекаря.
23
Проведя декомпозицию профессиональной деятельности, группа разработчиков профессионального стандарта приступила к трудозатратно-му и интеллектуально емкому процессу установления соответствий между трудовыми действиями и необходимыми для их реализации умениями, знаниями, личностными характеристиками специалиста и условиями его работы. К сожалению, формат стандарта не предусматривает формулирования требований к общекультурным и профессиональным компетенциям работника, что затруднит его использование при разработке образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования.
Проект профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь» был представлен для публичного обсуждения на официальном сайте РШБА и КемГИК, портале открытого голосования (http://www.vote.ruscenter.ru). Его обсуждение состоялось в рамках 43-й Ежегодной международной конференции Международной ассоциации школьных библиотек (ИАСЛ), 18-го международного форума по исследованиям в области школьных библиотек (25-30 августа
2014 г., Москва), ХХ конгресса РБА (17-22 мая
2015 г., Самара), IX Всероссийского форума школьных библиотекарей (29 июня -3 июля 2015 г., Пушкинские Горы), на многочисленных вебинарах и конференциях.
Участники этих форумов, школьные библиотекари, педагоги-библиотекари, выражая свое мнение, делали конструктивные замечания по содержательному наполнению профессионального стандарта. Многие из них были учтены при доработке документа. Особенно это касается формулировок трудовых функций, раскрывающих педагогическую деятельность по формированию основ информационной культуры и обеспечению информационной безопасности личности участников образовательных отношений.
По поступившим предложениям были внесены частные изменения в формулировки отдельных трудовых действий, например, из характеристики процесса комплектования библиотечного фонда школьной библиотеки исключено умение, связанное с проведением конкурсных процедур по закупке литературы.
Справедливой представляется критика трактовки развивающей деятельности исключительно в контексте работы с категориями обучающихся с особенностями развития, в частности, с ограниченными возможностями здоровья. Разработчики опирались на положения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)», где развивающая деятельность ориентирована на обучающихся, у которых выявлены поведенческие и личностные проблемы, связанные с особенностями их развития. При дальнейшей доработке профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь» это замечание, безусловно, должно быть учтено. Хотелось бы услышать от практикующих библиотечных специалистов, коллег-преподавателей их предложения по конкретизации трудовой функции «развивающая деятельность педагога-библиотекаря».
Было отвергнуто часто повторяющееся предложение переименовать должность «педагог-библиотекарь» в более «благозвучное», по мнению многих практиков, словосочетание «библиотекарь-педагог». Аргумент о преобладающей в деятельности библиотекаря общеобразовательной организации библиотечной составляющей может быть признан справедливым в отношении школьного библиотекаря. Однако не следует забывать, что в 2011 г. должность «педагог-библиотекарь» была введена в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». И в таком качестве специалист, занимающий данную должность, имеет основания претендовать на льготы, полагающиеся педагогическим работникам.
Ряд замечаний и предложений, поступивших в адрес обсуждаемого варианта профессионального стандарта, требует, на наш взгляд, дополнительной проработки. Например, это касается уровня квалификации, присвоенного трудовым функциям. В ранних редакциях документа существовала версия определения отдельным трудовым функциям 5-го, 6-го или 7-го уровней квали-
24
фикации. В ходе одного из обсуждений представители образовательных организаций среднего профессионального образования вышли с предложением «ограничиться» для всех трудовых функций 6-м уровнем квалификации, аргументируя это тем, что 1) в большинстве школьных библиотек работает один библиотекарь, который не может одновременно обладать разными квалификационными уровнями; 2) 6-й квалификационный уровень позволяет занимать должность педагога-библиотекаря лицам со средним профессиональным образованием. Этот аргумент был принят нами в качестве весомого.
Участники обсуждения проекта профессионального стандарта в ЧГАКИ единодушно высказались за присвоение педагогу-библиотекарю 7-го квалификационного уровня по всем трудовым функциям, полагая, что это поднимет престиж новой должности. Данное мнение тоже имеет право на существование, но такое решение резко сузит кадровую базу профессии.
Многочисленные комментарии поступили в отношении модуля «Внеурочная деятельность. Общеинтеллектуальное направление развития личности. Основы информационной культуры личности». Часть экспертов ратовала за создание федеральных учебных программ по этому модулю, забыв, вероятно, о существовании комплекта разноуровневых учебных программ «Основы информационной культуры школьника», разработанных Научно-исследовательским институтом информационных технологий социальной сферы КемГИК под руководством Н. И. Генди-ной и изданных при содействии РТТТБА Нередко звучали предложения возложить ответственность за разработку рабочих программ по информационной культуре на методиста образовательной организации либо ограничить содержание этой дисциплины библиотечно-библиографическими знаниями. Полагаем, содержание и масштабы деятельности по формированию информационной культуры различных групп участников образовательных отношений заслуживает дополнительного обсуждения.
Особенно оживленную дискуссию в любой аудитории вызывает педагогическая составляющая профессионального стандарта. Не-
которые практики предлагают не привязывать деятельность педагога-библиотекаря к учебной и направить всю работу на воспитание подрастающего поколения посредством традиционных для библиотечной практики форм (бесед, обзоров книг, уроков мужества, конференций).
Много вопросов и возражений вызвало трудовое действие «Осуществление объективной оценки знаний учащихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями с учетом специфики особых образовательных потребностей одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Практики отмечали, что формулировка требует уточнений, но пока мы не нашли достойной альтернативы предложенному варианту.
В отношении обобщенной трудовой функции «Библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ общего образования» сомнений и замечаний оказалось значительно меньше. Так, мы согласились с рекомендацией исключить из содержания профессионального стандарта умение, связанное с проведением конкурсных процедур в процессе комплектования библиотечного фонда, но не могли принять пожелание отказаться от ведения карточного и/или электронного каталога, исключить требование владения мультимедийными средствами при проведении учебных, просветительских, культур-но-досуговых мероприятий.
Острым и заслуживающим особого внимания остается вопрос о подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогов-библиотекарей, без решения которого трудно представить внедрение данного регламента в практику школьных библиотек. На рынке образовательных услуг появились первые предложения неизвестных профессиональному сообществу коммерческих фирм о реализуемых в дистанционной форме курсах повышения квалификации для педагогов-библиотекарей. Готова ли российская библиотечная школа противопоставить этой инициативе собственные образовательные проекты, в том числе в формате сетевого взаимодействия?
Полагаем, что у читателей данной статьи, у всех, кто заинтересован в том, чтобы профес-
25
сиональный стандарт педагога-библиотекаря как можно ближе соответствовал практической реальности, фиксируя ее современное состояние и задавая некоторый вектор развития этой уникальной профессии, есть собственное мне-
ние по ряду поднятых или не затронутых авторами вопросов. Будем признательны, если его выскажут на страницах журнала, на портале открытого голосования, в социальных сетях или в личной переписке.
1. Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития: моногр. / И. С. Пилко, Л. Г. Тараненко, М. Г. Ли, О. В. Абалакова; науч. ред. И. С. Пилко. - Москва: Литера, 2014. - С. 165-203.
2. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»: приказ Министерства труда от 12. 04. 2013 г. № 148н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48. - Дата обращения 24.01.2016.
3. Тихомирова, И. И. Мыслить гуманистично, действовать технологично / И. И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2014. - № 1. - С. 39-40.
Получено 01.02.2016
I. Pilko
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Kemerovo State Institute of Culture E-mail: [email protected]
O. Dvorovenko
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Kemerovo State Institute of Culture E-mail: [email protected]
TEACHER-LIBRARIANS: STANDARD MODEL AND NON-STANDARD REALITY
Abstract. Development and implementation of professional standards is an important condition for development of the Russian economy and social sphere. The government's plan to develop professional standards is approved and realized. In the library and information sphere there were developed the drafts of two professional standards "The specialist of library and information activities" and "The teacher-librarian". Teachers of Kemerovo State Institute of Culture participated in drafting of these documents.
The discussion of professional standards took place at Chelyabinsk State Academy of Culture and Art. The audience demonstrated the heightened interest to the professional standards of the teacher-librarian.
The project of the professional standard "Teacher-librarian" was developed by scientists ofKemGIK on the request of the President of the Russian School Library Association T. Zhukova. The project is based on the traditions of Kemerovo library school, reflects the pedagogical activity of the teacher-librarian connected to projecting and implementing the educational process in educational institutions and developing of the foundation of personal information culture. In the teacher-librarian professional standard there were the next principles: 1) the systematic approach and integrity; 2) the technological approach; 3) the school library as an institution of socialization; 4) the inclusion in the information education; 5) the compatibility with professional standard in the sphere of librarians and pedagogical activity.
Study of regulatory documentation, practical experience, analysis of the work of teachers of different levels of education (preschool and elementary general, basic general and secondary (complete) and the practice of school librarians allowed to formulate generalized labor functions of the teacher-librarian that in their turn consists of labor functions differentiated on labor activities and professional skills and knowledge corresponding to them.
Discussing of the draft professional standard of the teacher-librarian was held among representatives of the professional community. As a result there were specified some labor functions and some labor actions. The question of defining of labor function "development activity of the teacher-librarian" is debated. Developers urge interested members of the professional community to contribute to the discussion of the draft professional standard of the teacher-librarian.
Keywords: professional standard, teacher-librarian, development experience, discussion, library and information activities
For citing: Pilko I., Dvorovenko O. 2016. Teacher-librarians: standard model and non-standard reality. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 1 (45): 20-26.
References
1. Pilko I., Taranenko L., Li M., Abalakova O. 2014. Bibliotechno-informatsionnoe obrazovanie: novye konseptsii i tekhnologii razvitiya [Library and information education: new concepts and technology development]. Pilko I., ed. Moscow: Litera. Р. 165-203.
2. On approval of the qualification levels in order to develop professional standards projects: Order of the Ministry of Labour on 12.04.2013 № 148n [Electronic resource]. Available from: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/48 (accessed: 24.01.2016).
3. Tikhomirova I. 2014. Humanistic thinking, act-tech. Bibliotechnoe delo [Library science]. № 1: 39-40.
Received 01.02.2016
26