11. Merkulova A. Sh. Funkcional'nyj analiz lingvisticheskih sredstv bibliotechnoj tehnologii (na primere oblastnyh bibliotek raznyh tipov): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 05.25.03/ GPNTB SO RAN. - Novosibirsk, 2005. - 20 s.
12. Metody informacionno-analiticheskoj dejatel'nosti: nauch.-prakt. sb. / KemGUKI; nauch. red. I. S. Pilko; redkol.: G. M. Bragina, A. Sh. Merkulova, O. Ja. Sakova. - Kemerovo: KemGUKI, 2010. - 228 s.
13. Moreva O. N. Regional'naja specifika potrebnosti v specialistah s vysshim bibliotechnym obrazovaniem v Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 05.25.03. - Sankt-Peterburg, 1995. - 18 s.
14. Pilko I. S. Bibliograficheskoe informirovanie specialistov narodnogo hozjajstva v CBS sel'skih rajonov. Voprosy organizacii i metodiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / MGIK. - M., 1986. - 16 s.
15. Pilko I. S. Biblioteka kak sistema: tehnologicheskij podhod: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / MGUKI. - M, 2001. -44 s.
16. Rudich L. I. Formirovanie edinoj territorial'noj sistemy spravochno-informacionnyh fondov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 05.25.03 / Leningr. gos. in-t kul'tury im. N. K. Krupskoj. - L., 1978. - 15 s.
17. Savkina S. V. Elektronnye vystavki bibliotek: nauchno-metodicheskoe i tehnologicheskoe obespechenie sozdanija i ocenki kachestva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 05.25.03 / Cheljab. gos. akad. kul'tury i iskusstv. - Cheljabinsk, 2013 - 25 s.
18. Sakova O. Ja. Unifikacija ssylochno-spravochnogo apparata predmetnogo kataloga: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / LGIK. - L., 1989. - 16 s.
19. Sal'nikova L. I., N. K. Krupskaja i formirovanie bibliotekovedenija kak obshhestvennoj nauki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1980. - 24 s.
20. Sass V. A. Metodika rukovodstva kursovymi rabotami // Sovershenstvovanie form i metodov prepodavanija v institute kul'tury: tez. dokl. i soobshch. k nauch.-metod. konf. / KGIK. - Kemerovo, 1972. - S. 42-46.
21. Sbitneva G. I. Problemy sovershenstvovanija bibliograficheskogo obsluzhivanija uchjonyh i specialistov nauchno-issledovatel'skih i proektno-konstruktorskih organizacij: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / LGIK. - L., 1981. - 16 s.
22. Starikova L. N. Massovaja biblioteka kak organizator dosuga molodyh rabochih-chitatelej (na materialah massovyh bibliotek Kuzbassa): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Mosk. gos. in-t kul'tury. - M., 1987. - 16 s.
23. Starodubova G. A. Formirovanie bibliotechno-bibliograficheskoj kul'tury u uchashchihsja 4-8 klassov v sovmestnoj rabote detskoj biblioteki i shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / MGIK. - M., 1984. - 16 s.
24. Taranenko L. G. Metodiko-tehnologicheskoe obespechenie formirovanija i ispol'zovanija elektronnogo spravochno-bibliograficheskogo apparata universal'noj nauchnoj biblioteki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 05.25.03 / GPNTB SO RAN. - Novosibirsk, 2005. - 24 s.
25. Taranenko L. G. Elektronnyj spravochno-bibliograficheskij apparat: metodiko-tehnologicheskoe obespechenie formirovanija i ispol'zovanie v bibliotekah: monogr. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publising GmbH & Co.KG, 2011. - 240 s.
26. Tueva L. M. Problemy nachitannosti molodjozhi, vosprijatie i ocenka ee hudozhestvennyh dostoinstv proizvedenij literatury: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / MGIK. - M., 1977. - 16 s.
27. Celikova M. V. Problemy teorii i praktiki vnestacionarnogo bibliotechnogo obsluzhivanija naselenija (Na primere RSFSR): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 05.25.03 / Mosk. gos. in-t kul'tury. - M., 1977. - 25 s.
УДК 023.5
РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пилко И. С., доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: [email protected]
Абалакова О. В., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: [email protected]
Авторами описан опыт участия преподавателей кафедры технологии документальных коммуникаций и сотрудников Лаборатории инновационных образовательных технологий в разработке про-
екта профессионального стандарта специалиста библиотечно-информационной сферы; представлен вариант описания трудовых функций по работе библиотечного персонала с электронными данными; дана общая характеристика проекта нового регламента библиотечной профессии.
Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, библиотечно-информацион-ное образование, компетентностная модель специалиста библиотечно-информационной сферы, кадры библиотек, профессиональный стандарт, опыт разработки.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL STANDARDS FOR THE SPECIALIST OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES
Pilko I. S., Doctor of Pedagogical Science, Professor, Vice Rector for Academic Affairs, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]
Abalakova O. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of Chair of Documentary Communication Technology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: olga.uso@ gmail.com
Development and implementation of professional standards is an important condition for the development of the Russian economy and social sphere. The government plan to develop professional standards for 2012-2015 was approved. Moscow State University of Culture and Arts has become a leading developer of professional standards for projects of cultural sphere of art. Lecturers of Chair of Documentary Communication Technology and Laboratory of Innovative Educational Technologies, in Kemerovo State University of Culture and Arts, were invited to participate in drafting the professional standards for the library and information activities specialist. They were assigned to the job description for the library staff that works with electronic data.
Developers have relied on scientific endeavor, resulting in a study of forming the competence model of the specialist of library and information sector and adapt the methodology to develop professional standards to the specifics of the library branch (2010-2013).
Study of the current regulations of library and information and related fields of activity was developed into a list of current job functions for the specialist working with electronic data (search for information in electronic resources, semantic and technical processing of electronic information, creating the electronic information products, monitoring the electronic information resources, storage of electronic information resources; training staff and library users to information and communication technologies, participating in the management and implementation of information and communication technology in the library, and specifying their level of labor action.
In the course of further joint work on the professional standards project, taking into account the comments made during the discussion in the professional community, they adopted the final structure of the document, which builds on the 7 generalized job functions: 1) performing, forming, recording, processing and organizing of the funds; 2) implementation of work on the library fund; 3) organization of bibliographic apparatus for a library, 4) bibliographic reference and information service for users; 5) library service for users; 6) providing the cultural, educational and recreational services for library users; 7) scientific analytical, methodical and consulting work. Labor actions by the use of electronic data are integrated into the structure of these functions.
The project received the approval of the new regulations in professional environment, but the lack of structure in this description of the professional competencies would not allow the required mutual understanding between the school library and the library practice in terms of entry requirements for the specialist in library and information field from the standpoint of the competence approach.
Keywords: library and information activities, library and information education, competence model of the specialist for library and information field, library staff, professional standard, developing experience.
Разработка и внедрение профессиональных стандартов является важным условием качественного развития российской экономики и социальной сферы. Профессиональные стандарты призваны «задать требования к квалификации каждого специалиста», перенастроить систему профессионального образования [5, с. 6]. Это достижимо при условии согласованной работы практикующего, научного, образовательного, управленческого сегментов профессионального сообщества над содержанием документа.
Идея разработки профессиональных стандартов различных сфер экономической деятельности принадлежит Российскому союзу промышленников и предпринимателей. В конце 1990 -начале 2000-х годов Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» были разработаны профессиональные стандарты для сфер туризма и гостиничного бизнеса, индустрии питания, образования, строительства, авиаконструирования и др. Эта практика привлекла внимание О. В. Абалаковой, которая в 2007-2012 годах работала над кандидатской диссертацией, посвященной моделированию профессиональной деятельности специалиста биб-лиотечно-информационной сферы с позиций компетентностного подхода [1]. Родилась идея адаптировать методику проектирования профессионального стандарта к библиотечно-информа-ционной сфере (рис. 1), в которой определены круг участников проекта и функции каждого из них (табл. 1). В 2010-2011 годах под эгидой РБА с инициативой разработки профессионального стандарта, содержащего обоснование ключевых компетенций выпускника библиотечной школы, баллотировалась в члены Совета Российской библиотечной ассоциации (РБА) И. С. Пилко [3]. Преподаватели кафедры технологии документальных коммуникаций (ТДК), сотрудники Лаборатории инновационных образовательных технологий КемГУКИ И. С. Пилко, О. В. Абалакова, М. Г. Ли в период 2010-2013 годов занимались продвижением идеи проектирования нового регламента библиотечной профессии на ежегодных конгрессах РБА, межрегиональных научно-практических конференциях «Научные библиотеки: взгляд в будущее (Новосибирск, 2012), «Публичная библиотека и общество: пути и проблемы модерни-
зации» (Томск, 2012); заседаниях секции «Библиотеки в системе информационного обеспечения образования и науки» Международной научно-технической конференции (Омск, 2012), учебно-методического совета по образованию в области библиотечно-информационной деятельности (Москва, 2012); в рамках дискуссии «Профессиональные стандарты библиотечной деятельности» Futur-форума «Новая библиотека» (Новосибирск, 21.05-23.05.2013). Общественная экспертиза значимости данного инициативного проекта была проведена методом рассылки концепции профессионального стандарта библиотечной деятельности руководителям 276 библиотек - членов Российской библиотечной ассоциации (14.01-15.06.2012). Экспертами выступили 104 респондента, 84 % которых не только поддержали идею разработки профстандарта, но и выразили готовность в том или ином качестве участвовать в его создании. Таким образом, идея находила позитивный отклик в любой аудитории, однако довести инициативу до уровня практической реализации не удавалось.
Ситуация кардинально изменилась, когда во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительство утвердило план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 2204-р). Министерство труда и социальной защиты разработало план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах (утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 ноября 2012 года № 565), согласно которому предусмотрена разработка не менее 400 профессиональных стандартов ежегодно. В том числе для сферы искусства, культуры, физической культуры и спорта запланировано создание 25 таких регламентов. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 года № 23 установлены два варианта разработки проектов профессиональных стандартов: 1) в инициативном порядке - за счет собственных средств разработчиков; 2) на основе государственных контрактов на выполнение работ -за счет средств федерального бюджета.
Карточка ьцдпв профосе и*! чал ьной диггелъЕйсти
Рисунок 1. Технологическая схема разработки профессионального стандарта библиотечно-информационной деятельности
I--\
Определение а идо?, jij4](|j(j\:L>n>na.ihHiiii д^нче^ьносьи
Таблица 1 Матрица ответственности разработки профессионального стандарта библиотечно-информационной деятельности
34 МК РФ - Министерство культуры РФ.
РБА - Российская библиотечная ассоциация.
УМО - Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов.
УМС - Учебно-методический совет по образованию в области библиотечно-информационной деятельности.
Представители профессионального сообщества -научные и педагогические работники, директора библиотек, руководители органов управления библиотечной сферой, ведущие специалистов библиотек различных ведомств, ведущие специалисты смежных сфер деятельности, привлеченные для экспертизы проекта.
Московский государственный университет культуры и искусств, пройдя конкурсную процедуру, стал обладателем государственных контрактов на разработку проектов профессиональных стандартов руководителя организации культуры и искусства; хранителя музейных ценностей; специалиста по учету музейных предметов; специалиста по техническим процессам художественной деятельности; звукорежиссера; продюсера в области кинематографии; специалиста по организации и предоставлению туристских услуг; балетмейстера; специалиста в области биб-лиотечно-информационной деятельности; гида-экскурсовода; режиссера в области кинематографии; хормейстера. В проектную группу по созданию профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности вошли представители вузов, работодателей и профессиональных объединений и ассоциаций, включая авторов настоящей статьи. Им предстояло осуществить проектирование контента документа, обеспечить его общественную и профессиональную экспертизу.
Кемеровской группе разработчиков было поручено описание трудовых функций, обеспечивающих работу библиотечного персонала с электронными данными. Владение информационно-коммуникационными технологиями - неотъемлемый компонент профессиональной компетентности современного библиотечного специалиста, независимо от его функционала (комплектование, организация и эксплуатация фонда, каталогизация, библиотечное обслуживание, библиографическая деятельность, организационно-методическая работа и т. п.). Предстояло решить сложную задачу - предложить процессную модель работы с электронными данными в библиотеке, актуальную для сотрудников любых подразделений и производственных участков. Опираясь на имеющийся научный задел [1, 3, 4, 6], мы понимали, что формирование контента профессионального стандарта предусматривает анализ действующих регламентов библиотечной практики и образования, изучение международного и отечественного опыта стандартизации различных видов профессиональной деятельности. Это позволяет раскрыть сущность профессии, учесть тенденции развития библиотечно-информационной деятельности, содержательно обогатить документ актуальными
Алгоритм Участники разработки34
формирования профессиональных стандартов Группа организаторов Группа контроля Группа экспертов Группа методистов
Инициирова- МК РФ
ние проекта разработки профессио- РБА УМО
нального
стандарта
2. Форми- РБА
рование экспертной УМО УМС
и методиче-
скои групп
3. Аналити- РБА Предста- РБА
ческий этап УМО вители УМС
исследования УМС профес-сиональ-ного сообщества
4. Подготов- РБА РБА
ка проекта профессио- УМО УМС УМС
нального
стандарта
5. Рецензи- РБА МК
рование и УМО РФ
согласование
проекта стан-
дарта с заин-
тересованны-
ми лицами
6. Регистра- МК РФ
ция РБА УМО
трудовыми функциями и действиями. В основу аналитической работы по концептуальному обоснованию структуры будущего проекта были положены образовательные стандарты среднего и высшего библиотечного образования; профессиональные стандарты в сфере информационных технологий; положения об отделах и должностные инструкции сотрудников библиотек, работающих с электронными данными; инструкции по работе с электронными формами документов.
Обработка результатов аналитического этапа, проведенная на основе технологического подхода к библиотечно-информационной деятельности, позволила выстроить структуру первого уровня декомпозиции трудовых функций специалиста по работе с электронными данными, это: поиск информации в электронных ресурсах; семантическая и техническая обработка электронной информации; создание электронных информационных продуктов; мониторинг электронных информационных ресурсов; хранение (консервация, архивирование, защита) электронных информационных ресурсов; обучение сотрудников и пользователей библиотеки информационно-коммуникационным технологиям; участие в управлении внедрением информационно-коммуникационных технологий в деятельность библиотеки.
Каждая из предложенных обобщающих функций была конкретизирована описанием трудовых функций (табл. 2).
Таблица 2
Конкретизация обобщающих функций по работе с электронными данными в библиотеке (фрагмент)
Трудовые функции были дополнены подробным описанием трудовых действий (табл. 3). Для выделенных трудовых действий сформирован перечень соответствующих им знаний и умений. Разработчиками было принято решение включить в раздел «Другие характеристики» перечень компетенций и условий труда, что позволяет распространить компетентностный подход на сферу практической библиотечной деятельности. Наличие позиции «Условия труда» отражает специфику библиотечной деятельности - активное использование компьютерного оборудования, технических средств различного назначения, а также интеллектуальную насыщенность библиотечного труда [2].
Таблица 3
Описание трудовой функции «Составление поискового предписания»
Наименование обобщающей функции Перечень трудовых действий
Поиск информации в электронных ресурсах Составление поискового предписания
Поиск библиографической информации в электронных ресурсах
Поиск фактографической информации в электронных ресурсах
Поиск полнотекстовой информации в электронных ресурсах
Семантическая обработка информации Компьютерная обработка текста
Аналитико-синтетическая переработка информации с использованием прикладного программного обеспечения
Компьютерная визуализация данных
Элемент профессионального стандарта Описание
Формулирование (прием) запроса
Определение вида, цели и задач поиска
Трудовые действия Структурно-семантический анализ запроса, расширение предметного поля поиска
Выбор языка поиска (естественный, информационно-поисковый)
Перевод запроса на ИПЯ поисковых систем
Уточнение (корректировка) запроса
Определение формальных ограничений и содержательных границ поиска
Разработка программы поиска
Формулировать, принимать, уточнять информационные запросы
Создавать поисковый образ запроса
Выделять поисковые признаки
Проводить структурно-семантический анализ информационных запросов
Необходимые Индексировать запросы на ИПЯ ключевых слов, предметных рубрик, классификационных индексов
умения Использовать методы морфологического анализа запросов, присвоения булевых операторов, определения синтаксических знаков
Осуществлять выбор источников информационного поиска
Разрабатывать программу информационного поиска
Продолжение таблицы 3 Окончание таблицы 3
Элемент
професси- _
Описание
онального стандарта
• статические перегрузки костно-мышечного аппарата и динамические локальные перегрузки мышц кистей рук;
• перенапряжение зрительного анализатора;
• умственное перенапряжение;
• эмоциональные перегрузки;
• монотонность труда.
Соблюдение условий труда в соответствии с:
• Трудовым кодексом Российской Федерации;
• СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 « Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы»;
• Инструкцией по охране труда при работе на персональном компьютере
Сложно давалась декомпозиция обобщенной функции «Создание электронных информационных продуктов». Первоначально она была представлена детальным описанием трудовых функций (суть алгоритмов) процессов создания различных информационных продуктов и ресурсов: мультимедийных презентаций, электронных выставок, баз данных, сайтов, электронных коллекций, электронных библиотек, электронных хранилищ и т. п. Проведя консультации с преподавателями кафедры технологии документальных коммуникаций (Л. Г. Тараненко, М. Г. Ли, А. А. Меркуловой) и кафедр технологии автоматизированной обработки информации (И. Л. Ски-пор, Н. И. Колковой), а также сотрудниками Научной библиотеки КемГУКИ, Томской областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина и другими специалистами, мы остановились на «свернутом» (предложенном И. Л. Скипор и Н. И. Колковой) описании данной обобщенной трудовой функции, включающем следующие трудовые функции второго уровня декомпозиции: проведение пред-проектного обследования предметной области; концептуальное проектирование электронного информационного продукта/ресурса (ЭИП/Р); логическое проектирование ЭИП/Р; физическое проектирование ЭИП/Р; изготовление опытного образца ЭИП/Р; проведение предварительных
Элемент профессионального стандарта
Описание
Требования к информационным запросам Виды информационного поиска
Методы структурно-семантического анализа и уточнения информационных запросов
Информационно-поисковые языки
Необходимые знания
Методы индексирования документов и запросов
Типовые алгоритмы решения поисковых задач
Методы информационного поиска
Типологию источников поиска информации
Ассортимент электронных информационных ресурсов
Другие харак-тери-стики
Перечень компетенций:
• готовность к постоянному личностному росту, саморазвитию и самообразованию;
• способность находить контакт, общий язык и правильный тон при общении с потребителем;
• готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы потребителей;
• способность выявлять и формулировать проблему, корректно формулировать цель, определять логические взаимосвязи и последовательности при решении интеллектуальной задачи;
• готовность модифицировать привычные способы работы, осваивать новые методы и технологии в случае невозможности выполнить поставленную задачу традиционным способом;
• способность к корректному и грамотному использованию профессионального языка, терминологии и стилей в устной и письменной коммуникации
Условия работы: • постоянный график работы Повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет
Условия труда:
• повышенный уровень электромагнитных излучений;
• повышенный уровень статического электричества;
• повышенная яркость света;
• прямая и отраженная блесткость;
испытаний ЭИП/Р; подготовка объекта к внедрению; регистрация ЭИП/Р; эксплуатация ЭИП/Р актуализация и модернизация ЭИП/Р.
Работа в корпоративных проектах предполагает поиск компромиссов. В ходе обсуждения проектов профстандарта, представленных московской и кемеровской группами, учета замечаний и предложений, высказанных коллегами из Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, заинтересованных членов РБА, родился новый интегрированный проект документа. Он включает 7 обобщенных функций: 1) выполнение работ по формированию, учету, обработке и организации фонда; 2) осуществление работ по сохранению библиотечного фонда; 3) организация справочно-библиографического аппарата библиотеки; 4) справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей;
5) библиотечное обслуживание пользователей;
6) предоставление культурно-просветительских и досуговых услуг пользователям библиотеки;
7) научно-аналитическая, методическая и консультационная работа. Трудовые функции и действия по работе с электронными данными, необходимые для этого умения и знания, интегрированы в структуру каждой взятой обобщенной функции. Это вполне приемлемое решение. Оста-
ется сожалеть, что в процессе редактирования из раздела профстандарта «Другие характеристики» были исключены требуемые для реализации конкретных трудовых функций компетенции. Это не позволяет обеспечить такое необходимое взаимопонимание между библиотечной школой и библиотечной практикой в плане предъявляемых требований к специалисту библиотечно-информационной сферы с позиций компетент-ностного подхода.
Профессиональный стандарт рассматривается нами в качестве реальной основы согласования регламентов профессиональной деятельности, выстраивания преемственности между различными уровнями профессионального образования, налаживания конструктивных связей с практической деятельностью. Библиотечно-информацион-ная сфера динамично развивается, она «впитывает» в себя технические и социальные новации современности. Сегодня библиотечная практика немыслима без информационно-телекоммуникационной составляющей. Расширение номенклатуры электронных продуктов и услуг, активное использование электронных ресурсов - одна из перспектив развития библиотек. Эти аспекты требуют обязательного отражения в регламентах профессиональной деятельности.
Литература
1. Абалакова О. В. Концептуальные и методические аспекты моделирования деятельности библиотечного специалиста на основе компетентностного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. - Челябинск, 2012. - 22 с.
2. Ли М. Г. Опыт формирования компетентностной модели библиотечного специалиста // Библиосфера. -
2010. - № 1. - С. 46-50.
3. Пилко И. С. О кадрах, решающих все: На пути к созданию профессионального стандарта // Библиотечное дело. - 2011. - № 7. - С. 15-16.
4. Пилко И. С., Абалакова О. В. Нужны ли библиотечной профессии новые стандарты? // Независимый библиотечный адвокат. - 2012. - № 5. - С. 14-23.
5. Путин В. В. Для обновления всей системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования (Послание В. В. Путина Федеральному Собранию РФ 12.12.2013) // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 1. - С. 5-7.
6. Усольцева О. В. (Абалакова О. В.) Профессиональный стандарт как модель деятельности специалиста библиотечно-информационной сферы // Библиосфера. - 2010. - № 2. - С. 43-48.
References
1. Abalakova O. V. Konceptual'nye i metodicheskie aspekty modelirovanija dejatel'nosti bibliotechnogo specialista na osnove kompetentnostngo podhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 05.25.03. - Cheljabinsk, 2012. - 22 s.
2. Li M. G. Opyt formirovanija kompetentnostnoj modeli bibliotechnogo specialista // Bibliosfera. - 2010. - № 1. -S. 46-50.
3. Pilko I. S. O kadrah, reshajushchih vse: Na puti k sozdaniju professional'nogo standarta // Bibibliotehnoe delo. -
2011. - № 7. - S. 15-16.
4. Pilko I. S., Abalakova O. V. Nuzhny li bibliotechnoj professii novye standarty? // Nezavisimyj bibliotechnyj advokat. - 2012. - № 5. - S. 14-23.
5. Putin V. V. Dlja obnovlenija vsej sistemy vysshego obrazovanija nuzhno ispol'zovat' potencial luchshih vuzov, delegirovav im pravo i polnomochija po ocenke kachestva obrazovanija (Poslanie V. V. Putina Federal'nomu Sobraniju RF 12.12.2013) // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2014. - № 1. - S. 5-7.
6. Usol'ceva O. V. (Abalakova O. V.) Professional'nyj standart kak model'dejatel'nosti specialista bibliotechno-informacionnoj sfery // Bibliosfera. - 2010. - № 2. - S. 43-48.
УДК 025.32+025.4.02
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ» В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Меркулова А. Ш., кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: [email protected]
Сакова О. Я., кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: [email protected]
В статье рассмотрена эволюция преподавания курса «Аналитико-синтетическая переработка информации» на кафедре технологии документальных коммуникаций от традиционной каталогизации к созданию информационных продуктов с использованием в учебном процессе информационных технологий и технологического подхода.
Ключевые слова: аналитико-синтетическая переработка информации, каталогизация, информационные продукты, профессиональные компетенции, информационные технологии, технологический подход.
THE COURSE "PROCESSING THE ANALYTIC AND SYNTHETIC INFORMATION" IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH
Merkulova A. Sh., Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Chair of Documentary Communication Technology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]
Sakova O. Ya., Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Chair of Documentary Communication Technology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]
Development of cataloguers has been conducted at Kemerovo State University of Culture and Arts since 1969. The course "Library catalogs" has been changed for some years not only according to its name, but also the contents and approaches to its teaching. All that is caused by set of tendencies in development of information and library practice and the higher education in general. Current teaching of the course "Processing the analytic and synthetic information" is based on the technological approach to the library activity developed by N. I. Gendina and I. S. Pilko, and also on the implementation of information technologies.
The purposes, objects, technological processes, resources, means, regulations, information products, subjects are provided and characterized in technological model of analytical and synthetic information processing. The analysis of designing bibliographic description, subject analysis, systematization, annotation, summarizing, reviewing allowed to reveal the general approaches to definition of technological activities in each of the called processes.