ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCIES
УДК 377:004.057.2
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ»: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ
Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Стародубова Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Рябцева Лариса Николаевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье отражается опыт Кемеровского государственного университета культуры и искусств по разработке профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь»; сравниваются образовательные и профессиональные стандарты РФ, раскрываются причины их появления и назначение; раскрывается основная цель профессиональной деятельности педагога-библиотекаря - оказание образовательных услуг участникам образовательных отношений по формированию информационной культуры личности, продвижению чтения на основе информационно-коммуникационных технологий и инновационных методов и форм педагогической и библиотечно-информационной деятельности; обеспечение доступа к информации, необходимой для реализации основных образовательных программ.
Авторы характеризуют принципы разработки профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь»: системность, целостность; технологичность; позиционирование школьной библиотеки как института социализации, приобщения к традиционным гуманистическим ценностям, продвижения чтения, формирования высококультурной творческой личности; включенность в систему информационного образования; совместимость с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)».
В работе обсуждается проблема интеграции педагогического и библиотечного компонентов в профессиональном стандарте «Педагог-библиотекарь»; рассматривается модуль «Предметное обучение. Основы информационной культуры личности»; называются основные проблемы внедрения профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь».
Авторы пишут о профессиональном стандарте, который отражает «ядро» профессиональных знаний и умений педагога-библиотекаря, дает возможность «выращивания» и создания на его основе учебных программ, необходимых для проведения специального обучения как в системе подготовки профессиональных кадров, так и в системе повышения квалификации и переподготовки.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, школьный библиотекарь, педагог-библиотекарь, Русская школьная библиотечная ассоциация, Кемеровский государственный университет культуры и искусств.
THE PROFESSIONAL "TEACHER-LIBRARIAN" STANDARD: DESIGN EXPERIENCE AND REALIZATION PROBLEMS
Gendina Natalya Ivanovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Honorary Worker of Science, Director of Research Institute of Information Technologies in Social Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Starodubova Galina Aleksandrovna, PhD, Associate Professor, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Ryabtseva Larisa Nikolaevna, PhD, Senior Researcher, Institute of Information Technologies in Social Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article expands the experience of creating the professional standard of "Teacher - Librarian" (library and pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education). It was created on the order of the Russian School Library Association (RSLA).
The main objective of the professional activity of the teacher-librarian is the provision of educational services to participants of educational relations on the formation of personal information culture, promotion of reading on the basis of information and communication technologies and innovative methods and forms of pedagogical, library and information activity providing access to the information necessary for implementation of the basic curricula.
The principles of constructing the professional standard of "Teacher-Librarian" were: consistency, integrity; technologicality; positioning the school library as an institution of socialization, initiation to the traditional humanistic values, promotion of reading, formation of a highly cultured creative personality; inclusion in information education; compatibility with the professional standard of "Teacher (pedagogical activities in pre-school, primary, general, basic general, secondary general education (tutor, teacher)."
The professional standard allocates the three generalized labor functions:
1. Educational activity on the design and implementation of the educational process in educational organizations.
2. Educational activity on formation of bases of information culture and information security of the individual participants of educational relations.
3. Library and information support to the basic curricula of general education.
In order to implement the generalized work function "Pedagogical activity on formation of principles of information culture and information security of individual participants of educational relations," the professional standard module included "Subject-based teaching. Principles of personal information culture."
The professional standard represents the "core" of professional knowledge and skills of the teacher-librarian, makes possible "growing" and creation of its curriculum-based, required for special education in the system of vocational training, as well as in the system of additional training and retraining.
Keywords: professional standard, educational standard, school librarian, teacher-librarian, Russian School Library Association, Kemerovo State University of Culture and Arts.
Образовательные и профессиональные стандарты РФ: причины появления, сущность и назначение. С 1 июля 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (ТК РФ) и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Этот Закон вводит в ТК РФ с 1 июля 2016 года две новые статьи: 195.2 и 195.3, а также корректирует статью 195.1. В со-
ответствии с ними профессиональные стандарты принимают обязательный характер для всех физических и юридических лиц, выступающих в роли работодателей, независимо от их организационно-правовой формы. До этого применение профессиональных стандартов работодателями носило рекомендательный характер.
Кроме того, введение в действие ФЗ № 122 оказывает существенно воздействие на систему профессионального образования, поскольку
помимо кадровых служб работодателей профессиональные стандарты должны обязательно применяться «образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ и при разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [14]. Данное положение свидетельствует о том, что профессиональные стандарты должны оказать существенное влияние на образовательные программы и ФГОС и наладить взаимодействие между образовательными организациями и работодателями. И для работодателей, и для организаций профессионального образования это обстоятельство порождает необходимость в осмыслении и разграничении функций, выполняемых профессиональными и образовательными стандартами, определении механизма взаимодействия этих двух различных видов квалификационных документов, отражающих государственные приоритеты в области образования и требования работодателей.
Образовательные стандарты появились в РФ раньше профессиональных. Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7-я которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В 1993-1999 годах разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта (ГОС). С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования). Понятие «Государственные образовательные стандарты» применялось в нашей стране до 2009 года.
С 2009 года стали разрабатываться стандарты нового поколения - федеральные государственные образовательные стандарты [10]. Идея образовательных стандартов как нормативных документов, которые должны регулировать сферу образования, получила свое выражение в ФЗ «Об образовании». Согласно закону, «федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ-
ции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [26].
Закон определяет назначение ФГОС, как средств, обеспечивающих:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
По мнению И. А. Волошиной, директора «Национального агентства развития квалификаций», возникновение профессиональных стандартов связано с инициативой представителей бизнес-сообщества, которые, не дожидаясь действий государственных органов, самостоятельно создавали профессиональные стандарты, содержание которых отражало представление (понимание) бизнеса о требуемом уровне квалификации работников. Профессиональные стандарты как документы нового типа, представляющие наиболее полную и актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения конкретных видов трудовой деятельности, начали разрабатываться в России в середине 90-х годов прошлого века [1].
Понятие «профессиональный стандарт» было введено в ТК РФ Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 ФЗ "О техническом регулировании"», который дополнил кодекс новой статьей 195.1. В соответствии с указанной статьей профессиональный стандарт - это:
- характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности;
- инструмент, который влияет на подбор квалифицированных кадров и учитывается при установлении и поддержании баланса их спроса и предложения через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований;
- документ, комплексного характера, раскрывающий профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квали-
фикационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания) [25].
В соответствии с Постановлением Правительства [14] профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Появившись в России в разные хронологические периоды, преследуя различные цели, имея разное назначение, с 2016 года образовательные и профессиональные стандарты должны обеспечить «диалог» сферы образования и рынка труда. Организация взаимодействия и взаимоувязки этих двух разных видов нормативных документов представляют достаточно сложную и масштабную проблему.
В профессиональных публикациях, посвященных этой проблеме, особое внимание уделяется отличиям профессиональных стандартов от образовательных стандартов. Так, в работах [1; 11; 12] называются следующие отличия:
- область регулирования. Профессиональные стандарты регулируют требования к квалификации, компетенциям, а образовательные стандарты определяют структуру и устройство образовательного процесса;
- субъекты регулирования. Субъектом регулирования в профессиональных стандартах выступает сообщество профессионалов в данном виде деятельности, а в образовательных стандартах - Минобрнауки, учебно-методические объединения;
- внутреннее устройство. Профессиональные стандарты фиксируют функции, работы, продукты, технологии, определяют знания, умения и компетенции, которыми должен обладать профессионал, определяют количество уровней
квалификации. Образовательные стандарты не только фиксируют компетенции, но и указывают, какими образовательными средствами они будут формироваться, определяют долю обязательной и вариативной части.
По мнению одного из участников экспертного клуба промышленности и энергетики Н. А. Потемкина, к этим различиям добавляются также следствия применения двух видов стандартов. На основе этих стандартов возникают разные институты: на основе профессиональных стандартов - сертификация квалификаций; на основе образовательных стандартов - кредитно-зачетная система, аккредитация образовательных программ [1].
Если исходить из прагматических задач профессиональных образовательных организаций, от которых требуется обязательное применение и учет требований профессиональных стандартов при разработке ФГОС профессионального образования и образовательных программ, то, прежде всего, следует назвать проблему отсутствия единого понятийно-терминологического аппарата. Как пишет эксперт Рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Т. Быкова, «проблемы, с которыми сталкиваются разработчики ФГОС, достаточно очевидны. Прежде всего, речь идет о различиях в ключевых понятиях и их определениях. Так, например, вид профессиональной деятельности в профессиональном стандарте и в образовательном стандарте имеет различное содержание; в образовательном стандарте отсутствуют такие понятия, как "трудовая функция" или "трудовое действие", которые содержатся в профессиональном стандарте и т. п. Отсутствие прямого соответствия требований профессионального стандарта, выраженных в трудовых функциях и трудовых действиях, требованиям образовательного стандарта, изложенных в компетенциях, объясняется тем, что ФГОС носят более общий характер и направлены на различные сферы деятельности» [2].
С проблемой существенных различий профессиональных и образовательных стандартов мы столкнулись на практике при выполнении заказа Русской школьной библиотечной ассоциацией (РШБА) по созданию профессионального
стандарта «Педагог-библиотекарь» (библиотечно-педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании).
Школьный библиотекарь нового типа (педагог-библиотекарь): основание для создания профессионального стандарта. В России, как и во всем мире, происходит переосмысление роли школьных библиотек. На смену устаревшим стереотипам о школьной библиотеке как об архаичном, сугубо вспомогательном структурном звене общеобразовательных учебных заведений приходят новые представления. Школьные библиотеки все больше позиционируются как центры информации, культуры, духовного развития школьников, важнейшие элементы педагогической системы, содействующие воспитанию и образованию, формирующие информационную культуру юных граждан, которым предстоит жить в информационном обществе. Соответственно, осознается потребность в новом типе специалистов - педагогов-библиотекарей.
Особый вклад в понимание и утверждение новой миссии школьной библиотеки и потребности в педагогах-библиотекарях как равноправных участниках учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения был внесен РШБА и ее региональными отделениями.
Эти вопросы находились в центре внимания участников крупномасштабных мероприятий от первого съезда школьных библиотекарей России («Михайловское - 2007») и Всероссийских форумов школьных библиотекарей «Михайлов-ское - 2008», «Михайловское - 2009», «Михайловское - 2010».
Закономерным результатом этих усилий явилось решение о введении в российских школах новой должности - «педагог-библиотекарь». Оно было провозглашено 31 мая 2011 года Председателем Правительства России В. В. Путиным на VI съезде Всероссийского педагогического собрания. Выступая перед делегатами, В. В. Путин подчеркнул: «...Отдельно хочу сказать сегодня о школьных библиотекарях. В наших школах их работает более 50 тыс. Люди делают очень важную, полезную, нужную работу, а вот в официальных бумагах относятся к учебно-вспомогательному персоналу, а ведь они не просто книжки выдают. Они формируют, во всяком
случае, должны формировать уровень культуры, помогать школьникам ориентироваться в огромном мире информации, расширять горизонты образования. При этом, к сожалению, они получают как минимум на треть меньше, чем сами учителя. Прав на льготы, положенные педагогам, не имеют. Хочу вас проинформировать, что нами принято решение ввести новую должность - "педагог-библиотекарь". ...Это будет важным шагом по повышению статуса работника школьных библиотек. Разумеется, должна вырасти и их средняя заработная плата так же, как для преподавателей школ в ближайшем будущем до уровня экономики по региону. Новый статус влечёт и новые обязанности. Школьные библиотекари, наравне с другими учителями, будут проходить аттестацию. Они должны владеть современными технологиями, свободно ориентироваться в интернет-ресурсах, включая информационные базы ведущих российских и зарубежных библиотек.» [3; 16].
В этом же году в «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011 года № 448н включена новая должность «педагог-библиотекарь». Приводимые в этом справочнике квалификационные характеристики, помимо выполнения традиционных для школьного библиотекаря функций по информационному обеспечению образовательной и воспитательной деятельности, предусматривают участие педагога-библиотекаря «в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», а также осуществление дополнительного образования «обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности». Эти позиции квалификационных характеристик не были отражены в должностных инструкциях работников школьных библиотек и вызывали наибольшие разногласия у работодателей и претендентов на должность педагога-библиотекаря.
Таким образом, обострилась потребность в разработке профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь».
В июле 2014 года РШБА (президент РШБА Т. Д. Жукова) обратилась к КемГУКИ (ректор Е. Л. Кудрина) как одному из учредителей РШБА с заказом на разработку профессионального стандарта педагога-библиотекаря. Важным основанием для этого заказа явилось многолетнее сотрудничество вуза и РШБА, наличие высококвалифицированных педагогических и исследовательских кадров КемГУКИ, целенаправленно ведущих исследования по подготовке школьных библиотекарей нового типа, анализу школьной библиотеки как центра формирования информационной культуры всех участников образовательных отношений.
Для разработки профессионального стандарта был создан творческий коллектив КемГУКИ (проректор по учебной работе, доктор педагогических наук, профессор И. С. Пилко, директор НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ, доктор педагогических наук, профессор Н. И. Гендина, зав. кафедрой технологии документальных коммуникаций, кандидат педагогических наук, доцент Л. Г. Тараненко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций Г. А. Стародубова, зав. кафедрой социальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Л. И. Лазарева, старший научный сотрудник НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ, кандидат педагогических наук Л. Н. Рябцева, научный сотрудник НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ, кандидат педагогических наук Е. В. Косолапова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций О. В. Абалакова).
Общая характеристика и принципы разработки профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь». Новизна и сложность этой работы обусловили необходимость решения двух задач - формальной и содержательной:
1) освоение новой предметной области, связанной с соблюдением требований к созданию нормативного документа типа «Профессиональный стандарт». Это потребовало тщательного изучения ТК РФ, ряда федеральных законов РФ, соответствующих постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов Минтруда и
Минобрнауки России, предусмотренных «Методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов [13].
2) на уровне содержания предстояло дать ответы на вопросы: Чем должен заниматься педагог-библиотекарь? Какой учебный предмет он должен вести в школе? Какие трудовые функции он должен выполнять? Каково соотношение педагогической и библиотечной составляющих в его профессиональной деятельности?
Поиск ответа на эти вопросы потребовал, прежде всего, определить уровни образования, в рамках которых будет действовать педагог-библиотекарь, а также цель его профессиональной деятельности.
Разработчиками было принято решение о том, что профессиональный стандарт «Педагог-библиотекарь» распространяется на библиотечно-педагогическую деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании. Основная цель его профессиональной деятельности - оказание образовательных услуг участникам образовательных отношений в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по формированию информационной культуры личности, продвижению чтения на основе информационно-коммуникационных технологий и инновационных методов и форм педагогической и библиотечно-информационной деятельности; обеспечение доступа для всех участников образовательных отношений к информации, необходимой для реализации основных образовательных программ.
Основными принципами построения профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь» явились:
1) Системность, целостность. Системный подход позволяет обеспечить выявление наиболее важных профессиональных компетенций, как педагогических, так и библиотечных; дает возможность обеспечить единство и неразрывность педагогической и библиотечной составляющей, позволяет обеспечить целостное представление о видах профессиональной деятельности и трудовых функциях педагога-библиотекаря.
2) Технологичность. Педагогическая и биб-лиотечно-информационная деятельность педа-
гога-библиотекаря рассматривается с позиции технологического подхода, определяющего совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Технологический подход отражает современные реалии информационного общества, глобальный характер информатизации системы образования и библиотечно-информационной деятельности, базируется на формализации и алгоритмизации процессов, выполняемых с помощью персонального компьютера и ИКТ, предполагает детальное определение конечного результата всех видов профессиональной деятельности педагога-библиотекаря и обязательный контроль их качества.
3) Позиционирование школьной библиотеки как института социализации, приобщения к традиционным гуманистическим ценностям, продвижения чтения, формирования высококультурной творческой личности, способной адекватно реагировать на социальные и технологические изменения позитивного и негативного характера.
4) Включенность в систему информационного образования путем формирования информационной культуры как условия информационной безопасности личности в информационном обществе. Педагог-библиотекарь призван формировать информационную грамотность, информационную культуру личности всех участников образовательного процесса за счет средств, форм и методов как педагогической, так и библиотечной деятельности с целью обеспечения информационной безопасности человека в современной динамично изменяющейся информационной среде.
5) Совместимость. Профессиональный стандарт «Педагог-библиотекарь» полностью совместим с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н, и проектом профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информацион-ной деятельности», разработанным научным коллективом из числа ведущих специалистов Московского государственного университета культуры и искусств, Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Кемеровского государственного университета культуры искусств и культуры.
Проблема интеграции педагогической и библиотечной составляющей в профессиональном стандарте «Педагог-библиотекарь».
Впервые в российской педагогической и библиотечной практике предстояло интегрировать в единое целое два самостоятельных профессиональных вида деятельности. Большую опасность представляли дисбаланс, «перекос» в один из этих видов деятельности, а также неконкретность, умозрительность и схоластичность представления (описания) трудовых функций. Избежать этих опасностей разработчикам, на наш взгляд, помогли следующие факторы: целенаправленные научные исследования по формированию информационной культуры в системе школьных библиотек; многолетний опыт взаимодействия с РШБА и школьными библиотеками России; постоянная работа в системе повышения квалификации работников образования, включая школьных библиотекарей; конкретный опыт подготовки кадров для библиотек образовательных организаций.
Основой для решения о соотношении педагогической и библиотечной составляющей в профессиональном стандарте послужило изучение отечественных и зарубежных публикаций, анализ имеющегося опыта работы с библиотеками образовательных организаций, изучение потребностей работодателей. Для соблюдения баланса между педагогической и библиотечной составляющей потребовалось выявить обобщенные трудовые функции, определившие впоследствии структуру профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь».
Выявление обобщенных трудовых функций было проведено на основе изучения квалификационных характеристик, должностных инструкций, практического опыта, анализа и декомпозиции трудовой деятельности педагогических работников различных уровней общего образования (дошкольное и начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее) и практической деятельности школьных библиотекарей. Результатом проделанной работы послужила функциональная карта профессиональной деятельности педагога-библиотекаря, включающая три основные функции:
В профессиональном стандарте было выделено три обобщенных трудовых функции:
1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного про-
цесса в общеобразовательных организациях. Реализация этой функции отражает педагогическую деятельность педагога-библиотекаря, связанную с воспитанием и развитием обучаемых. Она включает осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; планирование и проведение учебных занятий; разработку рабочих программ, методик обучения по преподаваемому предмету, применение современных технологий обучения с учетом особенностей образовательного процесса.
2. Педагогическая деятельность по формированию основ информационной культуры и обеспечению информационной безопасности личности участников образовательных отношений. Характеристика данной функции ниже будет дана более подробно.
3. Библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ общего образования. Осуществление этой функции отражает все важнейшие направления библиотечно-информационной деятельности педагога-библиотекаря, связанные с библиотечным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, созданием информационных продуктов и ресурсов, организацией обслуживания пользователей, предоставлением просветительных и досуговых услуг, организацией деятельности библиотеки.
Модуль «Предметное обучение. Основы информационной культуры личности». При обсуждении новой должности «педагог-библиотекарь», введенной в 2011 году в российских школах, среди наиболее «острых» вопросов был вопрос о том, какой учебный предмет педагог-библиотекарь должен вести в школе? Для разработчиков профессионального стандарта ответ на него был известен. Таким учебным предметом в общеобразовательных организациях должен стать курс «Основы информационной культуры личности». Базой для такой убежденности явились результаты многолетней научно-исследовательской и экспериментальной работы в библиотеках и образовательных организациях. К числу важнейших оснований для введения модуля «Предметное обучение. Основы информационной культуры личности» в состав профессионально-
го стандарта «Педагог-библиотекарь» относятся следующие:
- разработка концепции формирования информационной культуры личности [27];
- обоснование и разработка структуры учебного курса «Основы информационной культуры личности», предназначенного для различных целевых групп: для учащихся школ с 1-го по 11-й классы, студентов педагогических колледжей, студентов и аспирантов вузов культуры и искусств [27]. Экспериментальная проверка внедрения учебного курса «Основы информационной культуры личности» в практику работы образовательных организаций и библиотек. Этот опыт характеризуется в работах [6; 7], а также на сайте НИИ ИТСС КемГИК (http://www.nii.kemguki.ru/);
- разработка учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы информационной культуры личности», включая учебные программы [15] и учебно-методические комплексы [8; 9];
- подготовка кадров, владеющих технологией формирования информационной культуры личности. Еще в 80-е годы XX века в вузе в рамках специальности 05.27.00 «Библиотековедение и библиография» осуществлялась подготовка студентов в рамках специализации «Библиотекарь детской литературы». В 90-е годы в рамках названной специальности была открыта специализация «Библиотекарь детской и школьной библиотеки», затем на ее базе - специализация «Технология формирования информационной культуры» и в начале XXI века - специализация «Библиотекарь-библиограф, преподаватель». Опыт такой подготовки на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств на факультете информационных технологий получил освещение в работах [19; 20];
- опыт выпуска учителей основ информационной культуры на базе Беловского педагогического колледжа. В основу был положен разработанный в НИИ ИТ СС КемГУКИ учебно-методический комплекс [17];
- многолетний опыт повышения квалификации библиотечных и педагогических кадров в сфере формирования информационной культуры личности на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования [18; 21; 22; 24; 23], а также на Всероссийских форумах школьных библиотекарей России в Михайловском [4; 5].
Разработчики проекта стандарта рассматривают педагога-библиотекаря как профессионально компетентного специалиста в сфере формирования информационной культуры и информационной безопасности личности. В целях реализации обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по формированию основ информационной культуры и обеспечению информационной безопасности личности участников образовательных отношений» в профессиональный стандарт был введен модуль «Предметное обучение. Основы информационной культуры личности».
Социальная востребованность формирования информационной культуры и информационной безопасности личности обусловлена постоянным ростом объемов противоречивой и разнородной информации, воздействующей на современного человека через традиционные и новые СМИ; стремительно сменяющими друг друга типами персональных компьютеров, средствами мобильной связи, информационно-коммуникационными технологиями. Значимость овладения метапред-метными знаниями, умениями и навыками, связанными с поиском, переработкой и эффективным использованием информации для современного человека, определяется доминированием принципа «обучение в течение всей жизни». Решение глобальных проблем «информационного взрыва» и «информационного кризиса», стоящих перед человечеством, невозможно без формирования особых видов грамотности - информационной и медиаграмотности, а также без развития особого вида культуры информационного общества -информационной культуры личности.
Уровень информационной культуры личности ощутимо влияет на плодотворность любой профессиональной деятельности, поскольку интеллектуальный характер труда, вовлеченность в инновационную, креативную деятельность требует от современного человека способности самостоятельно отыскивать, осваивать, критически оценивать необходимую информацию и на этой основе находить нестандартные решения возникающих профессиональных задач.
Обсуждение проекта профессионального стандарта. Проект профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь» был представлен для публичного обсуждения на официальном сайте РШБА http://rusla.ru/rsba/. Его обсуждение состо-
ялось в рамках 43-й Ежегодной Международной конференции Международной ассоциации школьных библиотек (ИАСЛ), 18-го Международного форума по исследованиям в области школьных библиотек и 8-го Всероссийского форума школьных библиотекарей (25-30 августа 2014 года, г. Москва), на Всероссийском форуме школьных библиотекарей «Михайловское - 2014», «Михайловское - 2015».
Основные проблемы внедрения профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь». Разработка профессионального стандарта, базирующегося на анализе теории и практики подготовки педагогических и библиотечных кадров, исследовании требований, предъявляемых работодателями к «педагогу-библиотекарю», позволили выявить ряд правовых и организационных вопросов, требующих решения. К их числу относятся следующие:
- требует доработки механизм процедуры внедрения стандартов, который в настоящее время характеризуется сложностью и большими временными затратами на межведомственное согласование между Министерством образования и науки, Министерством труда и социальной защиты, Министерством культуры РФ;
- требуется разработка нормативной базы приказов, распоряжений, инструкций, четко регламентирующей внедрение профессионального стандарта как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях;
- необходимы изменения в локальных нормативных актах (должностные инструкции и штатное расписание) в соответствии с требованиями профстандартов;
- требуется организация целенаправленной разъяснительной работы по доведению до работников образовательных организаций, включая школьных библиотекарей, целей и задач проф-стандарта, формирования необходимых установок и соответствующей мотивации, позитивного настроя на процедуру его введения и необходимость преодоления внутренних барьеров, консерватизма мышления, осознание необходимости волевых усилий для последующей подготовки и обучения. Особую роль здесь призвана сыграть РШБА и ее региональные отделения как общественные структуры, обеспечивающие рост профессионального самосознания школьных библиотекарей.
По мнению разработчиков, первоочередной задачей является разработка механизма согласования и взаимоувязки профессиональных и образовательных стандартов. Требуется определить процедуру совместимости профессионального стандарта с ФГОС на уровне учебно-методического обеспечения. Так, в вузах культуры, готовящих кадры для школьных библиотек, требуется создание комплекса учебно-методических материалов (от учебных планов до учебников), согласованных с Профстандартом. Отражая «ядро» профессиональных знаний и умений педагога-библиотекаря, профстандарт дает возможность «выращивания» и создания на его основе учебных программ, необходимых для проведения специального обучения в системе подготовки профессиональных кадров, а также в системе повышения квалификации и переподготовки. При этом проф-стандарт дает возможность реализации принципа дифференциации, учета специфики подготовки лиц, имеющих как библиотечное, так и педагогическое или иное образование, при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работни-
ков, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Обеспечение этих условий потребует консолидации усилий разных организаций (от Министерства образования и науки РФ до отдельной школы), напряженной работы специалистов различного профиля: ученых из высшей библиотечной и педагогической школы, представителей методических центров различного уровня (от ГНПБ им. К. Д. Ушинского и региональных центров повышения квалификации и переподготовки работников образования до методистов муниципального уровня), руководителей РШБА и РБА, представителей профессиональной библиотечной и педагогической печати. И, конечно же, успех внедрения профессионального стандарта зависит от доброй воли и желания соответствовать новым требованиям динамично меняющегося мира самих школьных библиотекарей и других работников образовательных организаций.
Литература
1. Белков Б. Чем отличается профессиональный стандарт от образовательного стандарта? [Электронный ресурс] // Экспертный клуб промышленности и энергетики. - URL: http://www.expertclub.ru/sections/ hr/publications/5 (дата обращения: 20.04.2016).
2. Быкова Т. Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных стандартов // Современные технологии делопроизводства и документооборота. - 2015. - № 5. - С. 6-13.
3. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина на VI съезде Всероссийского педагогического собрания 31 мая 2011 года [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. -URL: http://premier.gov.ru/events/news/15422/ (дата обращения: 20.04.2016).
4. Гендина Н. И. Круглый стол «Формирование информационной культуры личности в школьной библиотеке как неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога-библиотекаря: от популяризации и стихийности - к системному и целенаправленному обучению» // Школьная библиотека. - 2011. - № 9-10. - С. 162.
5. Гендина Н. И. Мастер-класс «Учебный курс "Основы информационной культуры личности" в библиотеке: концептуальные основы и методика проведения занятий» // Школьная библиотека. - 2009. - № 6-7. -С. 78-83.
6. Гендина Н. И. Проблемы формирования информационной грамотности и информационной культуры детей и юношества: взгляд из России // Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США / ред. Л. Фармер, Н. Гендина, Ю. Накамура. - М.: РШБА, 2013. - С. 187-210.
7. Гендина Н. И., Корнилова М. В. Информационная культура личности тех, кто учит, и тех, кто учится: итоги эксперимента: метод. пособие. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2011. - 150 с.
8. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Основы информационной культуры школьника: учеб.-метод. комплекс для учашцхся 1-2-х классов общеобразовательных организаций. - М.: РШБА, 2014. - 208 с.
9. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Основы информационной культуры школьника: учеб.-метод. комплекс для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных организаций. - М.: РШБА, 2014. - 344 с.
10. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. - 2-е изд., доп. -М.: Мариос, 2011. - 456 с.
11. Кукарина Ю. М. Профессиональные и Федеральные государственные образовательные стандарты: вопросы разработки, взаимодействия и применения [Электронный ресурс] // Делопроизводство. - 2015. - № 1. -URL: http://www.top-personal.ra/officeworkissue.h1ml?360 (дата обращения: 20.04.2016).
12. Мелехин В. А. Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников // Человек и образование. - 2013. - № 3 (36). - С. 43-48.
13. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов [Электронный ресурс]: [утв. Министерством образования и науки РФ 22 января 2015 года № ДЛ-1/05вн] // Электронный фонд. Правовой и норматив.-техн. документации. - М.: Кодекс, 2012-2016. - URL: http://docs. cntd.ru/document/420264612 (дата обращения: 20.04.2016).
14. О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 22 янв. 2013 года № 23. - URL: И1р://трудовые-договоры.рф/ professionalnyy-standart (дата обращения: 20.04.2016).
15. Основы информационной культуры личности: комплекс рабочих программ дисциплины / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. Н. И. Гендина. - Кемерово: КемГУКИ, 2012. - 377 с.
16. Педагог-библиотекарь - новая должность в российских школах [Электронный ресурс] // Информационный портал школьных библиотек России / Русская школьная библиотечная ассоциация. - URL: http://www.rusla.ru/ rsba/help/Seminari_soves_konfer/past/index.php?ELEMENT_ID=3774 (дата обращения: 20.04.2016).
17. Подготовка учителя основ информационной культуры личности в педагогическом колледже: науч.-метод. сб. / под ред. Н. И. Гендиной. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 271 с.
18. Стародубова Г. А. Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формирования информационной культуры // Библиотечная жизнь Кузбасса. Вып. 2 (36). Информационная культура личности: опыт разработки и внедрения технологии формирования в регионе: сб. - Кемерово: КемОНБ, 2002. -С. 35-41.
19. Стародубова Г. А. Подготовка специалиста по формированию информационной культуры личности: опыт, проблемы // Современные проблемы взаимодействия культуры, искусства, образования: сб. науч. тр. -Смоленск: СГИИ, 2002. - Вып. 3. - С. 222-227.
20. Стародубова Г. А. Специальная подготовка библиотекарей школьных библиотек к работе по формированию информационной культуры личности // Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных и информационно-библиотечных учреждений: мат-лы обл. науч.-практ. конф. «Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения». - Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001. - С. 68-71.
21. Стародубова Г. А., Гендина Н. И. Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы КемГУКИ [Электронный ресурс] // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: мат-лы конф. - М.: ГПНТБ России, 2004. -1 эл. опт. диск. - CD-ROM.
22. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры личности: инновационная модель подготовки и повышение квалификации библиотечных кадров в регионе // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2010. - № 12. - С. 141-149.
23. Стародубова Г. А., Усачева Т. Б. Повышение квалификации школьных библиотекарей как фактор совершенствования деятельности по формированию информационной культуры личности // Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений: мат-лы из опыта работы / Рос. Акад. образования ГНУ ГНПБ им. К. Д. Ушинского РАО; сост. Е. М. Зуева, гл. ред. Б. Н. Сизов; ред. Т. С. Макарова. - М., 2006. - С. 16-21.
24. Тренинг-тренеров как новый формат повышения квалификации школьных библиотекарей в сфере формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина, Г. А. Стародубова, Л. Н. Рябцева, Е. В. Косолапо-ва // Школьная библиотека. - 2015. - № 7. - С. 47-53.
25. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 20.04.2016).
26. Федеральный закон от 29 дек. 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 20.04.2016).
27. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2006. - 512 с.
References
1. Belkov B. Chem otlichaetsya professional'nyy standart ot obrazovatel'nogo standarta? [What distinguishes the professional standard from the educational standard?]. Ekspertnyy klub promyshlennosti i energetiki [Expert club of industry and energy]. (In Russ.). Available at: http://www.expertclub.rU/sections/hr/publications/5 (accessed 20.04.2016).
2. Bykova T. Primenenie professional'nykh standartov pri razrabotke obrazovatel'nykh standartov [Application of professional standards in the development of educational standards]. Sovremennye tekhnologii deloproizvodstva i doku-mentooborota [Modern technologies of office business and document circulation], 2015, no. 5, pp. 6-13. (In Russ.).
3. Vystuplenie Predsedatelya Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii V.V. Putina na VI s"ezde Vserossiyskogo pedagogicheskogo sobraniya 31 maya 2011 goda [Speech of Prime Minister V.V. Putin at the VI Congress of All-Russian Pedagogical Assembly on May 31, 2011]. Pravitel'stvo Rossiyskoy Federatsii [The Government of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http://premier.gov.ru/events/news/15422/ (accessed 20.04.2016).
4. Gendina N.I. Kruglyy stol "Formirovanie informatsionnoy kul'tury lichnosti v shkol'noy biblioteke kak neot"emlemaya chast' professional'noy deyatel'nosti pedagoga-bibliotekarya: ot populyarizatsii i stikhiynosti -k sistemnomu i tselenapravlennomu obucheniyu" [The Round table "Formation of the personal information culture at the school library as an integral part of the professional activity of the teacher-librarian from popularization and spontaneity to systematic and objective training"]. Shkol'naya biblioteka [School library], 2011, no. 9-10, p. 162. (In Russ.).
5. Gendina N.I. Master-klass "Uchebnyy kurs "Osnovy informatsionnoy kul'tury lichnosti" v biblioteke: kontseptual'nye osnovy i metodika provedeniya zanyatiy" [Master-class "Training Course "Principles of Person's Information Culture" at the library: conceptual basis and methodology of training"]. Shkol'naya biblioteka [School library], 2009, no. 6-7, pp. 78-83. (In Russ.).
6. Gendina N.I. Problemy formirovaniya informatsionnoy gramotnosti i informatsionnoy kul'tury detey i yunoshest-va: vzglyad iz Rossii [Problems of formation of information literacy and information culture of children and youth: a view from Russia]. Bibliotechnoe obsluzhivanie molodezhi v Yaponii, Rossii i SShA [Library service of youth in Japan, Russia and the USA]. Ed. L. Farmer, N. Gendina, Y. Nakamura. Moscow, RSLA Publ., 2013, pp. 187-210. (In Russ.).
7. Gendina N.I., Kornilova M.V. Informatsionnaya kul'tura lichnosti tekh, kto uchit, i tekh, kto uchitsya: itogi eksperi-menta: metodicheskoe posobie [Personal Information Culture of those who teach and those who learn: the results of the experiment: a guideline edition]. Kemerovo, KRIPKiPRO Publ., 2011. 150 p. (In Russ.).
8. Gendina N.I., Kosolapova E.V. Osnovy informatsionnoy kul'tury shkol'nika: uchebno-metodicheskiy kompleks dlya uchashchikhsya 1-2 klassov obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy [Principles of pupil's information culture: methodical complex for pupils of 1-2 grades of general educational institutions]. Moscow, RSLA Publ., 2014. 208 p. (In Russ.).
9. Gendina N.I., Kosolapova E.V. Osnovy informatsionnoy kul'tury shkol'nika: uchebno-metodicheskiy kompleks dlya uchashchikhsya 3-4 klassov obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy [Principles of pupil's information culture: methodical complex for pupils of 3-4 grades of general educational institutions]. Moscow, RSLA Publ., 2014. 344 p. (In Russ.).
10. Dneprov E.D. Noveyshaya politicheskaya istoriya rossiyskogo obrazovaniya: opyt i uroki [The latest political history of Russian education: experience and lessons]. Moscow, Marios Publ., 2011. 456 p. (In Russ.).
11. Kukarina Yu.M. Professional'nye i Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty: voprosy razrabotki, vzaimodeystviya i primeneniya [Professional and Federal State Educational Standards: questions of development, interoperability and application]. Deloproizvodstvo [Clerical work], 2015, no. 1. (In Russ.). Available at: http:// www.top-personal.ru/officeworkissue.html?360 (accessed 20.04.2016).
12. Melekhin V.A. Mekhanizmy razrabotki professional'nykh standartov pedagogicheskikh rabotnikov [Mechanisms of development of professional standards of pedagogical workers]. Chelovek i obrazovanie [Man and Education], 2013, no. 3 (36), pp. 43-48. (In Russ.).
13. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm i dopolnitel'nykh professional'nykh programm s uchetom sootvetstvuyushchikh professional'nykh standartov: [utv. Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF 22 yanvarya 2015 goda N DL-1/05vn] [Guidelines for the development of the basic professional educational programs and additional professional programs in accordance with relevant professional standards]. Elektronnyy fond. Pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii [E-fund of the legal and normative technical documentation]. Moscow, Kodeks Publ., 2012-2016. (In Russ.). Available at: http://docs. cntd.ru/document/420264612 (accessed 20.04.2016).
14. O Pravilakh razrabotki, utverzhdeniya i primeneniya professional'nykh standartov: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22 yanvarya 2013 goda № 23 [On the Rules of the development, approval and implementation of professional standards: Resolution of the Government of the RF of January 22, 2013, no. 23]. (In Russ.). Available at: http:// TpygoBLie-goroBopLi.p^/professionalnyy-standart (accessed 20.04.2016).
15. Osnovy informatsionnoy kul'tury lichnosti: kompleks rabochikh programm distsipliny [Principles of Person's Information Culture: complex of working discipline programs]. Ed. N.I. Gendina. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2012. 377 p. (In Russ.).
16. Pedagog-bibliotekar' - novaya dolzhnost' v rossiyskikh shkolakh ["Teacher- librarian" - a new position in Russian schools]. Informatsionnyy portal shkol'nykh bibliotek Rossii [Information portal of school libraries of Russia]. (In Russ.). Available at: http://www.rusla.ru/rsba/help/Seminari_soves_konfer/past/index.php?ELEMENT_ID=3774 (accessed 20.04.2016).
17. Podgotovka uchitelya osnov informatsionnoy kul'tury lichnosti v pedagogicheskom kolledzhe: nauch.-metod. sb. [Training the teacher of personal information culture at the pedagogical college]. Ed. N.I. Gendina. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ., 2002. 271 p. (In Russ.).
18. Starodubova G.A. Podgotovka kadrov i povyshenie kvalifikatsii bibliotekarey v oblasti formirovaniya informatsionnoy kul'tury [Training and improvement of qualification of the librarians in the field of formation of information culture]. Bibliotechnaya zhizn' Kuzbassa. Vypusk 2 (36). Informatsionnaya kul'tura lichnosti: opyt razrabotki i vnedreniya tekhnologii formirovaniya v regione: sbornik [Library Life of Kuzbass. Iss. 2 (36). Personal Information Culture: technology development and implementation experience of formation in the region: collection]. Kemerovo, KemONB Publ., 2002., pp. 35-41. (In Russ.).
19. Starodubova G.A. Podgotovka spetsialista po formirovaniyu informatsionnoy kul'tury lichnosti: opyt, problemy [Training the specialist in the formation of personal information culture: experience, problems]. Sovremennye problemy vzaimodeystviya kul'tury, iskusstva, obrazovaniya: sb. nauch. tr. [Modern problems of interaction of culture, arts, education: collected scientific works]. Smolensk, SGII Publ., 2002, iss. 3, pp. 222-227. (In Russ.).
20. Starodubova G.A. Spetsial'naya podgotovka bibliotekarey shkol'nykh bibliotek k rabote po formirovaniyu informatsionnoy kul'tury lichnosti [Special training of school librarians to work on the formation of personal information culture]. Formirovanie informatsionnoy kul'tury lichnosti v usloviyakh obrazovatel'nykh i informatsionno-bibliotechnykh uchrezhdeniy [Formation of personal information culture in the conditions of educational and information library institutions]. Kemerovo, OblIUU Publ., 2001, pp. 68-71. (In Russ.).
21. Starodubova G.A., Gendina N.I. Gotovnost' shkol'nogo bibliotekarya k deyatel'nosti po formirovaniyu informatsionnoy kul'tury: realizatsiya kontseptsii nauchno-issledovatel'skogo instituta informatsionnykh tekhnologiy sotsial'noy sfery KemGUKI [Readiness of a school librarian for activities on the formation of information culture: implementation of the concept of Research Institute of Information Technologies in Social Sphere of KemGUKI]. Biblioteki i informatsionnye resursy v sovremennom mire nauki, kul'tury, obrazovaniya i biznesa [Libraries and information resources in the modern world of science, culture, education and business]. Moscow, GPNTB Rossii Publ., 2004, 1 el. opt. disk. CD-ROM. (In Russ.).
22. Starodubova G.A., Ulenko Yu.V. Formirovanie informatsionnoy kul'tury lichnosti: innovatsionnaya model' podgotovki i povyshenie kvalifikatsii bibliotechnykh kadrov v regione [Formation of the personal information culture: an innovative model of training and additional training of library staff in the region]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2010, no. 12, pp. 141-149. (In Russ.).
23. Starodubova G.A., Usacheva T.B. Povyshenie kvalifikatsii shkol'nykh bibliotekarey kak faktor sovershenstvovaniya deyatel'nosti po formirovaniyu informatsionnoy kul'tury lichnosti [Additional training of school librarians as a factor in improving the activity on the formation of personal information culture]. Aktual'nye problemy povysheniya kvalifikatsii bibliotechnykh rabotnikov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Actual problems of additional training the librarians for educational institutions]. Comp. E.M. Zueva, Ed. B.N. Sizov, T.S. Makarova. Moscow, GNU GNPB im. K.D. Ushinskogo RAO Publ., 2006, pp. 16-21. (In Russ.).
24. Gendina N.I., Starodubova G.A., Ryabtseva L.N., Kosolapova E.V. Trening-trenerov kak novyy format povysheniya kvalifikatsii shkol'nykh bibliotekarey v sfere formirovaniya informatsionnoy kul'tury lichnosti [Training the trainers as a new format of additional training the school librarians in the sphere of personal information culture formation]. Shkol'naya biblioteka [School library], 2015, no. 7, pp. 47-53. (In Russ.).
25. Trudovoy kodeks RF [Labor Code of the RF]. (In Russ.). Available at: http://base.garant.ru/12125268/ (accessed 20.04.2016).
26. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ (red. ot 31.12.2014, s izm. ot 02.05.2015) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal law of December 29, 2012, no. 273-FZ (ed. on 31.12.2014, as amended from 02.05.2015) "On Education in the Russian Federation"]. (In Russ.). Available at: pravo.gov.ru (accessed 20.04.2016).
27. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., Ulenko Y.V. Formirovanie informatsionnoy kul'tury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhaniya uchebnoy distsipliny [Formation of the personal information culture: theoretical basis and modeling the content of the discipline]. Moscow, Mezhregional'nyy tsentr bibliotechnogo sotrudnichestva Publ., 2006. 512 p. (In Russ.).
УДК 37.072; 316.4
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Заруба Наталья Андреевна, доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачёва (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье обосновывается актуальность разработки проблемы развития адаптивного управления образованием как эффективного научного подхода в условиях российского общества, характеризующегося активными трансформационными процессами. Основное место в статье отводиться проблеме терминологического анализа понимания адаптивного управления образованием, так как его дальнейшее развитие в условиях транзитивного общества имеет существенные перспективы в связи с тем, что оно обладает методами, адекватными времени перманентных активных перемен и приспособленными к учёту факторов среды (внутренней и внешней). Предлагается точка зрения, в соответствии с которой, в условиях сложных трансформационных процессов, сопровождающихся проявлениями неопределённости и риска, происходящих, например, в современном российском обществе, эффективными, с точки зрения, управления образованием как социальной системой, могут быть научные концепции, основанные на принципах гибкости, адаптивности, изменчивости и пластичности управления. Эти принципы присущи адаптивному управлению, и понимание его с точки зрения терминологического анализа, думается, будет способствовать активному развитию, как теории адаптивного управления, так и практики. Предложен краткий анализ терминологического поля проблемы адаптивного управления на основе детального рассмотрения объекта адаптивного управления - социальной системы образования. Ключевыми понятиями адаптивного управления образованием как социальной системой целесообразно считать мало исследуемые в науке термины «сложноорганизованная», «саморазвивающаяся», «самодвижущаяся», «самоорганизующаяся» система. В статье подчёркивается важность диалектического единства адаптационного самоуправляемого развития и бифуркационного самоуправляемого развития социальной системы образования, а неустойчивое её состояние следует рассматривать как возможность перехода из одного качественного состояния в другое. Важно также понимать, что приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям новой социальной среды транзитивного общества - это и процесс, и результат собственной активности самоорганизующихся системы, каковой является социальная система образования. Одновременно следует учитывать, что адаптационное развитие системы образования как социальной системы носит характер самоуправляемого развития и предполагает адекватное этому процессу управление, адаптивное управление, так как оно обладает адаптивными свойствами, направлено на повышение адаптационных возможностей человека, на развитие его творческого потенциала в условиях перманентных трансформационных процессов, характерных для современного российского общества.
Ключевые слова: научные подходы (ситуационный, адаптивный и др.), адаптивное управление, сложноорганизованная система, саморазвивающаяся система, самоорганизующаяся система, адаптационный тип самоуправляемого развития, адаптивность системы образования.