УДК 378.14
ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
© 2017
Мишова Валерия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации Огнева Элла Николаевна, доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации
Кемеровский государственный институт культуры (650056, Россия, Кемерово, улица Ворошилова, 17, e-mail: [email protected], [email protected]) Аннотация. В настоящее время на обсуждение профессиональной общественности вынесен проект нового ФГОС ВО 3++, предполагающего ориентацию на профессиональные стандарты, которые соответствуют профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Проект стандарта отличается тем, что в нем используются более обобщенные формулировки компетенций. Также одной из отличительных особенностей нового образовательного стандарта является то, что он содержит формулировки лишь двух групп компетенций: универсальных и общепрофессиональных. Профессиональные компетенции не прописаны в стандарте 3++ и будут отражены уже непосредственно в основной образовательной программе по конкретному направлению подготовки. Формулировки профессиональных компетенций не будут жестко привязаны к образовательному стандарту, и будет существовать возможность их корректировки под требования профессиональных стандартов и с учетом изменений, постоянно происходящих на рынке труда. Авторами был проведен анализ как на основе трудовых функций специалиста в области библиотечно-ин-формационной деятельности, отраженных в проекте профессионального стандарта, может быть сформирован перечень профессиональных компетенций. Также в статье исследовался существующий перечень профессиональных компетенций, отраженный в разработанной и утвержденной в Кемеровском государственном институте культуры основной образовательной программе по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» на соответствие трудовым функциям, представленным в профстандарте.
Ключевые слова: образование, профессиональный стандарт, государственный образовательный стандарт, би-блиотечно-информационная деятельность, профессиональная компетенция, профессиональная подготовка, трудовые функции, технология автоматизированных библиотечно-информационных систем.
SPECIALIST'S FUNCTION IN THE FIELD OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY AS A BASIS FOR THE FORMATION OF THE LIST OF PROFESSIONAL COMPETENCE ALUMNI BACHELOR OF DIRECTION "LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES"
© 2017
Mishova Valeriya Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of The Department
of Technology of Automated Information Processing Ogneva Ella Nikolayevna, associate professor of the Department of Technology of Automated Information Processing
Kemerovo State Institute of Culture (650056, Kemerovo, Russia, street Voroshilova, 17, e-mail: [email protected], [email protected]) Abstract. Currently on the discussion of the professional community submitted a new draft standard GEF IN 3 ++, implying orientation to professional standards, which correspond to the professional activity of graduates and undergraduate programs in the direction of preparation "Library and Information Activities". The draft of the future standard is different in that it uses a more generic formulation of competencies. Also, one of the distinguishing features of the new educational standard is that it contains only the wording of the two groups of competencies: Generic and Professional. Professional competence is not spelled out in the standard 3 ++ and will be reflected already directly into the basic educational program in a particular field of study. The wording of the professional competencies is not rigidly tied to educational standards, and there will be the possibility of adjusting to the requirements of professional standards and taking into account the changes constantly taking place in the labor market. The authors analyzed both on the basis of labor expert functions in the field of library and information activity, reflected in the draft professional standard, the list of professional competencies can be formed. And explore the existing list of professional competencies reflected in the developed and approved in Kemerovo State Institute of Culture basic educational program in the direction of preparation "Library and information activities" to meet labor functions represented in professional standards.
Keywords: Education, Professional Standards, State Educational Standard of Library and Information Work, Expertise, Training, Labor Function, The Technology of The Automated Library and Information Systems.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В соответствии со статьей 4 Федерального закона о внесении изменений в трудовой кодекс Российской федерации (в редакции Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ): «Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до 1 июля 2016 года, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 Федерального закона об образовании, в течение одного года с 1 июля 2016 года». Это требование заключается в том, что «Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) (часть 7 в ред. Федерального
закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)» [1].
В связи с этим возникает необходимость внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, разработанных уже с учетом профессиональных стандартов в соответствующей сфере деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема взаимосвязи федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов в области библиотечно-информационной деятельности активно рассматривается профессиональными сообществами и специалистами в сфере подготовки библиотечных кадров, такими как: В.К. Клюев, И.С. Пилко, Н.И. Гендина и др.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью данной статьи является анализ федеральных образовательных стандартов третьего поколения в области библиотечно-информационной деятельности, а также рассмотрение подхода к формированию профессиональных компетенций на основе трудовых функций профессиональных стандартов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Профессиональное сообщество уже длительное время обсуждает проект нового ФГОС ВО 3++, предполагающего ориентацию на профессиональные стандарты, которые соответствуют профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-инфор-мационная деятельность».
В пункте 3.4 данного стандарта [2] указано: «Перечень профессиональных компетенций выпускника программы бакалавриата Организация устанавливает самостоятельно, исходя из направленности (профиля) программы (при наличии), с учетом ПООП, на основе содержания обобщенных трудовых функций (полностью или частично в зависимости от установленных в профессиональном стандарте требований к образованию и обучению) из соответствующих профессиональных стандартов (при наличии), выбранных в соответствии с п. 1.3 настоящего ФГОС ВО, а также, при необходимости, на основе анализа требований к компетенциям, предъявляемых к выпускникам данного направления подготовки на рынке труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники основных профессиональных образовательных программ в рамках данного направления подготовки, иных источников».
Проект стандарта 3++ отличается тем (таблица 1), что в нем используются более обобщенные формулировки компетенций. Также одной из отличительных особенностей нового образовательного стандарта является то, что он содержит формулировки лишь двух групп компетенций: универсальных и общепрофессиональных.
Универсальные компетенции являются общими для всех направлений подготовки одного уровня образования (отдельно для бакалавриата, магистратуры, специ-алитета, аспирантуры). Они отражают общие знания, культурный уровень, социальные и личностные способности, не связанные с направлениями подготовки (т.е. со спецификой профессиональной деятельности).
Общепрофессиональные компетенции могут быть едиными для всех направлений подготовки в рамках укрупненных групп.
Что касается профессиональных компетенций, то они не прописаны в стандарте 3++ и будут отражены уже непосредственно в основной образовательной программе по конкретному направлению подготовки.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика групп компетенций ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++
ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3++
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
ОК - общекулыурные компетенции УК - универсальные компетенции
ОПК — о о ще профессиональные компетенции 011К — оощепрофессиональные компетенции
11К - профессиональные компетенции 11К отсутствуют и будут представлены в 11ШЛ1
и будет существовать возможность их корректировки под требования профессиональных стандартов и с учетом изменений, постоянно происходящих на рынке труда.
Таблица 2 - Количественный состав компетенций, представленных в стандартах третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»
ФГОС ВПО (3) ФГОС ВО (3+) ФГОС ВО (3++)
Наименование блока Коли Наименование блока Коли Наименование блока Коли
компетенции о компетенции честв о компетенции 0
Общекультурные компетенции (ОК) 16 Общекультурные компетенции (ОК) И Универ с а л ьные компетенции (УК) 8
Пр о фессионатьные 41 Общепр о фессиональные компетенции (ОПК) б Оощепрофессиональные компетенции (ОПК) 4
компетенции (ПК) компетенции (ПК) 36 Профессиональные компетенции (ПК) -
При формировании перечня профессиональных компетенций в соответствии с пунктом 1.3 проекта стандарта ФГОС ВО 3++ «...организация вправе выбрать одну или несколько обобщённых трудовых функций (далее - ОТФ), полностью или частично, в соответствии с установленным для ОТФ квалификационным уровнем, закрепленными в ОТФ требованиями к образованию и обучению, а также с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы (далее - ПООП)» [2]. Кроме того, организация может формулировать компетенции, основываясь на нескольких профессиональных стандартах, подходящих для конкретного направления подготовки.
К сожалению, на сегодняшний день не утвержден ни один профессиональный стандарт в сфере библиотечно-информационной деятельности. В некоторой степени исключением можно считать профстандарты работников технической библиотеки в области атомной промышленности.
В Кемеровском государственном институте культуры (КемГИК) на базе кафедры технологии автоматизированной обработки информации (ТАОИ) уже в течение многих лет ведется подготовка бакалавров (а ранее специалистов) по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-инфор-мационных систем». По нашему профилю на данный момент ждет утверждения проект профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-инфор-мационной деятельности [4], разработчиками которого в том числе являлись преподаватели КемГИК.
Данный профстандарт предлагает список из 7-ми обобщенных трудовых функций (таблица 3), которые могут служить основой для формирования перечня профессиональных компетенций для освоения студентами профиля «Технология автоматизированной библиотеч-но-информационных систем».
Таблица 3 - Обобщённые трудовые функции специалиста в области библиотечно-информационной деятельности
Сравнительный анализ компетенций, представленных в стандартах третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», выявил тенденцию к уменьшению количества компетенций, отраженных в стандартах каждого следующего поколения [3].
В частности, как можно увидеть из таблицы 2, количество профессиональных компетенций от стандарта 3 к стандарту 3+ также сокращается, и в последней редакции (проекте) стандарта 3++ они выведены за пределы данного регламентирующего документа. Таким образом, формулировки профессиональных компетенций не будут жестко привязаны к образовательному стандарту,
Код Наименование ОТФ Должности, позиции Уровень
А Формирование библиотечного фонда Библиотекарь-комплектатор, эксперт по комплектованию библиотечного фонда б
В Осуществление работ по сохранению библиотечного фонда Библиотекарь-каталогизатор, библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда 7
С Организация справочно-поискового аппарата библиотеки Библиограф, главный библиограф 6,7
Б Справочно-бнблнографическое информационное Библиогр а ф, главный библиогр а ф 6,7
Е Библиотечное обслуживание пользователей Библиотекарь; главный библиотекарь 6
Г Пр ед о ст а вл е ни е культур но-пр о светит ельных и Методист, главный библиотекарь 6
в Научно-аналитическая, методическая и коисультационнаяработав области библиотечно-информационной деятельности Методист 8
Авторами был проведен анализ как на основе трудовых функций специалиста в области библиотечно-ин-формационной деятельности, отраженных в вышеупомянутом проекте профессионального стандарта, может быть сформирован перечень профессиональных компетенций. А также исследовался существующий перечень профессиональных компетенций, отраженный в
разработанной и утвержденной в КемГИК основной образовательной программе по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» на соответствие трудовым функциям, представленным в проекте профстандарта.
Конкретные трудовые функции определяют соответствующие им задачи деятельности специалиста в области библиотечно-информационной деятельности. В свою очередь задачи деятельности в совокупности с трудовыми действиями, а также знаниями и умениями, необходимыми для их реализации, являются основой для формирования перечня профессиональных компетенций по направлению «Библиотечно-информационной деятельности».
Одна или несколько трудовых функций могут лечь в основу формирования компетенции, которая в свою очередь может быть сформирована одной или несколькими дисциплинами.
Как показал сопоставительный анализ (таблица 4) нашей основной образовательной программы и проекта профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности, компетенции, которыми должны овладеть студенты, обучающиеся по профилю «Технология автоматизированных би-блиотечно-информационных систем», в определенной степени позволяют реализовывать большинство трудовых функций, представленных в профессиональном стандарте.
Таблица 4 - Обобщённые трудовые функции специалиста в области библиотечно-информационной деятельности
Код Наименование ОТФ Возможность реализации
А Формирование библиотечного фонда +-
Б Осуществление работ по сохранению библиотечного фонда +-
С Организация справочно-поискового аппарата библиотеки +
D Справочно-библиографическое информационное обслуживание пользователей +
Е Библиотечное обслуживание пользователей +
F Пр ед о ставл ение культурно-пр о светительных идо сутовых услуг по льзо ва те лям
G Научно-аналитическая, ыетодическаяиконсультационнаяработав области библиотечно-информационной деятельности -
ТрУДМ
е Д СИСТИИ
Необходимые умения
Необходимые
- определятъцелевое и пользовательскоеназначение функционал ьныехарактеристики электронного информационного ресурса;
- проектнроватъэлектроннын информационныйресурс:
■ - определятъисточники и о:5ира~ь документы для формирования электронного информационного ресурса в соответствнис семантическими и
■ - осуществ.ттгьэксплуатацию электронного информационного ресурса;
■ - осутцестхлтгъмодернизацию электронного информационного ресурса
■ -проектировать концептуальную, логическую н физическую структуру электронного информационного
ресурса;
■ - орнеитироватьсяв электронныхресурсахраэяичного
Ц'сэйтш. электронные
:ЬД);
: средства:
• -подготавливать текстовые, графические, фотд-и видеодокументыи размещать их в электронноминформационноы ресурсе;
• - обеспечиватьдолговре! эффективное хранение и актуализацию электронно информационного ресурс;
* - национальные,международные и корпоративные стандарты в о о л а сти электр онных информационных ресурсов;
1 создания, ведения, I защиты ЭИР:
эксплуатации эл ектр онных ннформационныхресурсов;
• - нормативные документы, регламентирующие создание, регистрацию и использование электронных информационных ресурсов;
• - показатели, критерии и методы оценки качества различных видов электронных информационных ресурсов
Трудовые Колт етехция
действия \ Готовность к
V J \ проектированию,
Необходимые 1 созданию и
^- электронных
Необходимые / информационных
знания V ресурсов г
Г.
В качестве примера рассмотрим трудовую функцию «Создание и эксплуатация электронных информационных ресурсов» обобщенной трудовой функции «Организация справочно-поискового аппарата библиотеки».
Мы проанализировали трудовые действия, а также умения и знания, необходимые для выполнения данной трудовой функции. Из них отобрали те, которые могут лечь в основу одной профессиональной компетенции (таблица 5).
Таблица 5 - Трудовые действия, умения и знания, необходимые для выполнения трудовой функции «Создание и эксплуатация электронных информационных ресурсов»
Данной трудовой функции, на наш взгляд, может соответствовать следующая компетенция: «Готовность к проектированию, созданию и эффективной эксплуатации электронных информационных ресурсов». Предложенная компетенция формируется целым рядом дисциплин (рисунок 1), которые сегодня уже разработаны преподавателями кафедры ТАОИ и преподаются студентам, обучающимся по профилю «Технология автома-
тизированных библиотечно-информационных систем».
Учебные аисииплипы Информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем;
* Проектирование автоматизированных библиотечно -информационных систем:
* Проектирование Интернет-ресурсов;
* Стандартизация и сертификация информационно-коммуникационных технологий;
* Специальные информационные технологии;
* Технологии создания электронных информационных ресурсов.
Рисунок 1 - Пример формирования профессиональной компетенции, и ее взаимосвязи с учебными дисциплинами
Безусловно, определенная профессиональная компетенция может обеспечивать готовность выпускника к выполнению целого ряда трудовых функций, и наоборот выполнение конкретной трудовой функции может и должно быть связано с владением целого ряда компетенций.
Большинство работодателей стремятся найти себе универсальных специалистов, готовых осуществлять разнообразные трудовые функции. Однако следует отметить, что подготовить выпускника, который будет готов к профессиональной деятельности по всем обобщенным трудовым функциям всех профессиональных стандартов, потенциально сопряженным в ФГОС ВО, не представляется возможным.
Тот факт, что перечень профессиональных компетенций не будет жестко регламентирован образовательным стандартом, а будет прописан в основной и примерной основной образовательной программе по конкретному направлению подготовки, обеспечивает возможность беспрепятственной актуализации профессиональных компетенций выпускника с учетом непрерывных изменений требований рынка труда к квалификации работников.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Безусловно, существует необходимость связи ФГОС ВО с профессиональными стандартами. Однако для подготовки бакалавров, востребованных на рынке труда, недостаточно сопоставить и согласовать требования, предъявляемые к выпускнику вуза ФГОС ВО, с требованиями конкретных профессиональных стандартов или их совокупностью. Необходимо тесное сотрудничество вузов и работодателей, по различным направлениям. И, в первую очередь, таким как:
- требования рынка труда и работодателей к выпускникам библиотечно-информационной деятельности;
- формулировка видов деятельности, к осуществлению которых будет подготовлен выпускник направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»;
- формулировка профессиональных задач, которые будет готов решать выпускник направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»;
- формулировка компетенций, которые должны быть сформированы у студента направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.rU/document/cons_ doc_LAW_140174 (дата обращения: 16.01.2017).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата): проект [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ ProjectsFGOSVO/BAK/ 510306_B.pdf (дата обращения: 10.01.2017).
3. Мишова В.В., Огнева Э.Н. Исследование моти-вационной структуры личности как основы профессионального становления студентов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» // Вестник Кемеровского государственного института культуры. №37, 2016. С. 143 - 150.
4. Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности: проект [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rba.rU/cms_rba/news/upload-files/news/2014/23_09/4.pdf (дата обращения: 16.01.2017).