Научная статья на тему 'Профессионализация библиотечно-информационных специалистов в областной научной библиотеке'

Профессионализация библиотечно-информационных специалистов в областной научной библиотеке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / ФОРМАТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / REGIONAL RESEARCH LIBRARY / LIBRARY-INFORMATION SPECIALISTS / PROFESSIONALIZATION OF SPECIALISTS / PROFESSIONALIZATION FORMATS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скурихина Яна Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с профессионализацией библиотечно-информационных специалистов, работающих в государственных и муниципальных общедоступных библиотеках региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalization of library-information specialists in a regional scientific library

The article describes the experience of Kaliningrad Regional Scientific Library on developing forms of professionalization of library-information specialists working at regional state and municipal public libraries. It shows main formats and technologies: conferences, seminars, schools, contests, webinars, remote training, participation in research activity, interaction with higher schools. The main format features are the partnership between higher educational establishments and competent library specialists.

Текст научной работы на тему «Профессионализация библиотечно-информационных специалистов в областной научной библиотеке»

БИБЛИОСФЕРА, 2017, № 1, с. 99-102 / BIBLIOSPHERE, 2017, no 1, pp. 99-102

Обмен опытом

УДК 023.5:01 ББК 78.5п+78.6

DOI 10.20913/181 5-3186-2017-1 -99-102

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ОБЛАСТНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

© Я. Е. Скурихина, 2017

Калининградская областная научная библиотека, Калининград, Россия; e-mail: skurikhina@lib39.ru

В статье рассматриваются вопросы, связанные с профессионализацией библиотечно-информационных специалистов, работающих в государственных и муниципальных общедоступных библиотеках региона.

Ключевые слова: областная научная библиотека, библиотечно-информационные специалисты, профессионализация специалистов, форматы профессионализации.

Для цитирования: Скурихина Я. Е. Профессионализация библиотечно-информационных специалистов в областной научной библиотеке // Библиосфера. 2017. № 1. С. 99-102. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-1-99-102.

Professionalization of library-information specialists in a regional research library Ya. E. Skurikhina

Kaliningrad Regional Research Library, Kaliningrad, Russia; e-mail: skurikhina@lib39.ru

The article describes the experience of Kaliningrad Regional Scientific Library on developing forms of professionalization of library-information specialists working at regional state and municipal public libraries. It shows main formats and technologies: conferences, seminars, schools, contests, webinars, remote training, participation in research activity, interaction with higher schools. The main format features are the partnership between higher educational establishments and competent library specialists.

Keywords: regional research library, library-information specialists, professionalization of specialists, professionaliza-tion formats.

Citation: Skurikhina Ya. E. Professionalization of library-information specialists in a regional research library // Biblio-sphere. 2017. № 1. P. 99-102. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-1-99-102.

Стратегической целью Калининградской областной научной библиотеки (КОНБ) в области профессионализации библиотечно-информацион-ных специалистов региона является повышение доступности качественного непрерывного образования, соответствующего требованиям инновационного развития всех сфер библиотечно-информационной отрасли Калининграда и Калининградской области.

Эффективными и популярными формами образования, способствующими профессиональному росту работников государственных и муниципальных библиотек, являются научно-практические конференции и семинары по обмену опытом работы.

Научно-практические конференции, проводимые в КОНБ, имеют статус всероссийских, межрегиональных, региональных и являются важным направлением в системе повышения квалификации библиотечных кадров. Прежде всего, это международная философская библиотечная школа, проводимая на базе КОНБ при непосредственном научном и образовательном участии Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ). Ее по праву можно назвать форумом новых идей, авторы которых видят не только актуальные проблемы, остро стоящие перед библиотеками, но и эффективные ме-

ханизмы, способствующие их решению [3, с. 99]. В 2015 г. в программе Школы были заявлены такие доклады, как «Проблемы кадрового обеспечения в условиях функциональной трансформации библиотек» (Н. А. Рузова), «Теория и практика социального нормирования и стандартов библиотечного обслуживания», «Эффективные инструменты продвижения книги и чтения в цифровую среду» (Ю. А. Гриханов), «Роль библиотек в формировании научной грамотности населения: социальный заказ и институциональные решения», «Исследовательские компетенции специалистов библиотечно-информационной отрасли» (Г. В. Варганова) «Методологические проблемы наук об информации», «Шестая волна технологических инноваций: от информационно-коммуникационных технологий к нано-, био-, инфокогнитивным технологиям», «Становление Универсальной Книги: коэволюция технологического и социального» (Ю. Ю. Черный) и др.

Участниками и слушателями школы (XII сессия) стало более 70 библиотечных работников из областных библиотек (областной научной, областной детской, областной юношеской); из центральных и муниципальных библиотек региона (Калининграда, Балтийска, Светлого, Мамонова, Советска, Гусева, Нестерова, Черняховска, Озерска и других городов), а также

из библиотек сельских поселений (Багратионовского, Гвардейского, Гурьевского, Зеленоградского и других районов).

Калининградская областная научная библиотека регулярно организует конференции и семинары с участием специалистов федеральных образовательных и научных организаций. Семинар «Экспертиза состояния документов и работа с электронными базами данных» (Е. С. Быстрова, научный сотрудник Федерального центра консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки (РНБ), 2012 год); Международный семинар «Гражданские силы библиотечного сообщества: вчера, сегодня, завтра» (С. А. Басов, канд. пед. наук, член Совета Российской библиотечной ассоциации (РБА), зав. научно-методическим отделом РНБ; С. Г. Матлина, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки (РГБ), ответственный редактор журнала «Библиотечное дело»; В. Н. Монахов, канд. юрид. наук, ст. научный сотрудник сектора информационного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН), Т. Д. Жукова, канд. пед. наук, президент Русской школьной библиотечной ассоциации, 2013 г.); семинар «Управление и развитие библиотеки в современных организационно-правовых реалиях» (В. К. Клюев, канд. пед. наук, профессор МГИК и М. П. Захаренко, канд. пед. наук, заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ), 2013 г.); научно-практический лекторий-семинар «Перспективные направления развития публичных библиотек России» с участием вузовских преподавателей и специалистов отрасли (2014 г.) [4, с. 28, 29].

Кроме того, сотрудники общедоступных библиотек Калининградской области принимают участие в профессиональных мероприятиях, проводимых в других регионах России. Среди них: Всероссийский библиотечный конгресс РБА (Пермь, Пенза, Самара), Мировой профессиональный форум «Книга. Культура. Образование. Инновации» (Крым, г. Судак), межрегиональная научно-практическая конференция «Ма-кушинские чтения» (Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН) и пр.

Следующая форма - школы. С 2014 г. при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Калининградской области, Российской библиотечной ассоциации на базе КОНБ проходит Школа сельских модельных библиотек. Программа Школы ориентирована на развитие профессиональных и общекультурных компетенций и включает в себя теоретические и практические занятия, посвященные знакомству с инновационными достижениями библиотек, мультимедийными и интернет-ресурсами; выездные мероприятия с визитами в сельские библиотеки региона; посещение музеев, театров, арт-выставок.

Третьей формой можно назвать конкурсы. Одним из механизмов подготовки интеллектуального и кадрового резерва для библиотек и вовлечения их в инновационную деятельность является участие в профессиональных конкурсах, таких как «Библиотекарь

года», инициированный Российской библиотечной ассоциацией, «Всероссийский конкурс библиотечных инноваций», проводимый РГБ, и др. Большую поддержку среди библиотечных учреждений региона получил смотр-конкурс «Обновление», проводимый Министерством культуры Калининградской области в рамках целевой программы «Развитие культуры Калининградской области». Победителями смотра-конкурса становятся библиотеки, обладающие большим инновационным потенциалом, широким спектром вводимых библиотечных продуктов и услуг, реализовавшие социокультурные проекты актуальной тематики.

Следующие формы - это вебинары и дистанционные курсы. Повышение уровня профессиональных знаний библиотечных специалистов осуществляется также с использованием информационно-коммуникационных технологий. Сотрудники библиотек участвуют в вебинарах/дистанционно проводимых конференциях. Так, например, большой интерес к обучению в авторской онлайн-школе «Эффективная библиотека» (РГБМ, Москва) проявился после видеовключения с площадки Всероссийского молодежного форума «Балтийский Артек»1 летом 2015 г. Директор РГБМ И. Б. Михнова и руководитель отдела управления проектами А. А. Пурник рассказали о Школе участникам потока молодых литераторов, филологов и библиотекарей «Литературное пространство». В работе форума приняли участие 12 библиотекарей из пяти муниципалитетов Калининградской области.

Библиотечно-информационные специалисты региона успешно проходят обучение на различных дистанционных курсах: «Информационные технологии в сфере культуры», «Возрастная психология», «Функциональная трансформация библиотек и концепция их развития в условиях информационного общества». Данные программы разработаны Образовательно-методическим центром Министерства культуры Калининградской области.

Дистанционный диалог позволяет устранить разрыв в уровне знаний специалистов, помогает оценить и разработать упреждающие механизмы для предотвращения потенциально возможных острых проблем, которые пока не проявились в библиотеках Калининграда и области, но с которыми уже столкнулись коллеги из других регионов и др. Например, оживленную дискуссию вызвало сообщение «Библиотечная статистика: о чем не говорят сухие цифры» на межрегиональном круглом столе по проблемам библиотечной статистики «Что, как и зачем мы считаем?» в формате вебинара, на котором говорилось о практике формирования сводов годовых сведений о деятельности библиотек региона и о положительном опыте партнерских отношений центральной библиотеки и Минкультуры Калининградской

1 Всероссийский молодежный форум «Балтийский Артек» проходит на территории Калининградской области при поддержке «Роспатриотцентра». Организаторами выступают Федеральное агентство по делам молодежи, Общественная палата РФ, правительство Калининградской области, Балтийский федеральный университет им. И. Канта. Куратором форума является Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам.

Я. Е. Скурихина, 2017, № 1, с. 99-102 / Ya. E. Skurikhina, 2017, no 1, pp. 99-102

области по организации, проведению мониторинга библиотек региона [5].

Важным направлением профессионализации является активизация исследовательской составляющей в деятельности библиотечных специалистов региона. Необходимость этого обусловлена работой по созданию научно-исследовательского кластера библиотек Калининграда и Калининградской области [1, с. 10]. В связи с этим в 2016 г. была разработана образовательная программа «Научно-исследовательская деятельность в библиотеках» для центральных библиотек региона. Программа будет реализована с помощью вузовских преподавателей и библиотечных специалистов-практиков, имеющих опыт проведения исследований. Основными тематическими разделами программы являются: «Роль профессионального сообщества в развитии библиотечно-информационной сферы Калининграда и Калининградской области», «Организация исследовательской деятельности в библиотеке», «Теоретико-методологические подходы к проведению исследований», «Характеристика основных методов научных исследований», «Компьютерные программы обработки данных», «Этика научных исследований», «Внедрение результатов научных исследований» и др.

Взаимодействие с вузами. Закономерен интерес руководителей библиотек к высшим учебным заведениям, осуществляющим подготовку специалистов по направлению «библиотечно-информационная деятельность». Важность библиотечно-информационного образования для совершенствования работы библиотек неоднократно отмечалась отечественными и зарубежными учеными [6-10]. Особое значение имеет

Список источников

1. Варганова Г. В. Исследовательский кластер как средство совершенствования библиотечно-информационной деятельности в регионе. Библиосфера. 2013. № 2. С. 7-11.

2. Варганова Г. В. Магистратура как фактор профессиональной регуляции библиотечно-информационной отрасли // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5. С. 191-194.

3. Варганова Г. В. Международная библиотечная философская школа как инструмент развития профессиональных компетенций // Научные и технические библиотеки. 2016. № 3. С. 95-99.

4. Варганова Г. В., Скурихина Я. Е. Научно-методическая работа как стратегический ресурс развития КОНБ // Библиотечное дело. 2014. № 9. С. 27-30.

5. Итоги третьего межрегионального кругого стола по проблемам библиотечной статистики «Что, как и зачем мы считаем?». 01 октября 2015 // Российская библиотечная ассоциация. URL: http://www.rba.ru/content/news/vid_news_ str.php?id=4812 (дата обращения: 20.11.2016).

6. Домбровская И. В. Формирование креативности библиотечных специалистов как фактор готовности к инновациям // Библиосфера. 2014. № 2. C. 62-66.

7. Калегина О. А. Библиотечно-информационное образование сегодня: реализация принципов государственного стандарта третьего поколения на фоне проблем высшей библиотечной школы // Труды ГПНТБ СО РАН. 2014. № 7. С. 190-193.

8. Калегина О. А. Библиотечно-информационное образование: теоретико-методологический аспект : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2007. 48 с.

уровень магистратуры, так как «магистратура обеспечивает сохранение и воспроизводство научного потенциала отрасли» [2, с. 191-194].

К получению высшего профильного образования ведет и само развитие библиотеки. Например, создание в КОНБ самостоятельного структурного подразделения «Центр регионоведения» с широкими функциональными обязанностями явилось ответом на потребности жителей Калининграда и Калининградской области. Спектр предложений Центра широк и включает в себя информационную поддержку населения, интересующегося историей и культурой региона, работу Калининградского отделения Историко-родослов-ного общества (Москва), организацию лектория с участием ведущих ученых университетов Калининграда и цикла «Литературное краеведение», посвященного поэтам и писателям, чья творческая жизнь связана с регионом и др. Столь активная деятельность Центра обусловила необходимость обучения его сотрудников в магистратуре Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Таким образом, названные формы профессионализации библиотечно-информационных специалистов интенсивно развиваются в Калининградской областной научной библиотеке. Используемые форматы профессионализации способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций сотрудников библиотек региона, активизируют их мотива-ционную и интеллектуальную готовность к созданию инновационной среды и модернизации деятельности библиотечно-информационных учреждений, что является основой оперативного и полного ответа на динамично изменяющиеся социальные вызовы.

9. Bonnand S., Hansen M. Innovative solutions for building community in academic libraries. Hershey : IGI Global, 2015. 377 p.

10. Evans G., Alire C. Management basics for information professionals. Chicago : ALA : Neal-Schuman Inc., 2013. 600 p.

References

1. Varganova G. V. The research cluster as a tool to improve library-information activity in the region. Bibliosfera, 2013, 2, 7-11. (In Russ.).

2. Varganova G. V. Magistracy as a factor of professional regulation in the library-information branch. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2015, 5, 191-194. (In Russ.).

3. Varganova G. V. The International library philosophical school as an instrument of professional competences development. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2016, 3, 95-99. (In Russ.).

4. Varganova G. V., Skurikhina Ya. E. Scientific methodology as a strategic resource for developing Kaliningrad region-nal scientific library. Bibliotechnoe delo, 2014, 9, 27-30. (In Russ.).

5. The results of the Third interregional round table discussion «What, how and why do we calculate?». Rossiiskaya biblio-technaya assotsiatsiya. URL: http://www.rba.ru/content/news/ vid_news_str.php?id=4812 (accessed 20.11.2016). (In Russ.).

6. Dombrovskaya I. V. The formation of library specialist's creativity as a factor of readiness to innovation. Bibliosfera, 2014, 2, 62-66. (In Russ.).

7. Kalegina O. A. Library-information education today: realization of the state standards of the 3rd generation principles

on the background of higher library school problems. Trudy GPNTB SO RAN, 2014, 7,190-193. (In Russ.).

8. Kalegina O. A. Bibliotechno-informatsionnoe obrazovanie: teo-retiko-metodologicheskii aspekt [Library-information education: a theoretic-methodological aspect] : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. St. Petersburg, 2007. 48 p. (In Russ.).

9. Bonnand S., Hansen M. Innovative solutions for building community in academic libraries. Hershey, PA: IGI Global. 377 p. 10. Evans G., Alire C. Management basics for information professionals. Chicago, ALA, Neal-Schuman Inc., 2013. 600 p.

Материал поступил в редакцию 07.12.2016 г.

Сведения об авторе: Скурихина Яна Евгеньевна - главный библиотекарь отдела инновационной и научно-методической деятельности

Готовятся к изданию

Очерки истории книжной культуры Сибири и Даль- Шестой том коллективной монографии продолжает

него Востока. Т. 6. 1992-2012 гг. / отв. ред. А. Л. По- начатое в предыдущих томах исследование истории кни-садсков. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2017. - гоиздания, книжной торговли, библиотечного дела, библио-50 а. л. графической деятельности и чтения в регионах Сибири

и Дальнего Востока. Изучено развитие этих составных частей книжной культуры в первое постсоветское двадцатилетие (1992-2012 гг.).

Основной проблемой монографии является системная реформация книжного дела на востоке страны из государственно-централизованного в предпринимательское. Анализируются последствия экономического кризиса 1990-х гг., связанного с разрушением прежних принципов функционирования книжного дела, пути и итоги восстановления потенциала книжных отраслей на современной правовой и экономической основе. Показана трансформация форм и методов работы предприятий книжного дела, диверсификация ведомственных (вузовская, академическая) систем книгоиздания, распад старых и формирование новых структур книжной торговли, эволюция издательского репертуара регионов, библиотечной сети, читательских интересов сибиряков и дальневосточников.

Издание предназначено для широкого круга специалистов в области книжной культуры, историков современности, обществоведов, преподавателей специализированных кафедр факультетов журналистики, информационно-библиотечной работы университетов и вузов культуры.

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ книжной культуры

Сибири и Дальнего Востока том 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.