Научная жизнь института • Scientific life of University
УДК [02:004]:001.32
В. В. Брежнева, Г. В. Варганова
Международная библиотечная философская школа как формат научной
коммуникации
Освещаются основные векторы развития Международной библиотечной философской школы (МБФШ), созданной в 2004 г. на базе Калининградской областной научной библиотеки. Анализируется тематический спектр научных докладов преподавателей высших учебных заведений и представителей крупнейших библиотек страны, представленных на XIII сессии МБФШ, состоявшейся в Калининграде в рамках XXI Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации (14-20 мая 2016 г.).
Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, научная коммуникация, Международная библиотечная философская школа, научный дискурс, образовательный дискурс, сервисная концепция, библиотечно-информационное обслуживание, социокультурное проектирование, этнокультурное взаимодействие
Valentina V. Brezhneva, Galina V. Varganova
International library and philosophical school as format of scientific
communication
The main vectors of the International library and philosophical school's development since the date of its foundation in 2004 on the basis of Kaliningrad regional research library are explored. The authors analyze the thematic and discipline-related spectrum of research reports represented by universities' professors and specialists of the largest libraries of the country on the XIII session of the International library and philosophical school, which was held in Kaliningrad within a framework of the XXI Annual conference of Russian Library Association (May 14-20, 2016).
Keywords: library activity, information activity, scientific communication, International philosophical library school, service-based concept, library service, information service, social projection, cultural projection, ethnic interaction, cultural interaction
XIII сессия Международной библиотечной философской школы (МБФШ) состоялась в рамках XXI Ежегодной конференции РБА по теме «Новые технологии культурной деятельности». проведенной 14-20 мая 2016 г. в Калининграде, объявленном библиотечной столицей России 2016 г.
Ведущими XIII сессии МБФШ стали член Постоянного комитета секции по библиотечной политике и законодательству РБА, главный библиотекарь Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова Ю. А. Гриханов (Москва), председатель секции по научно-исследовательской работе РБА, руководитель Фундаментальной библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН Л. Н. Тихонова (Москва).
С докладами на сессии выступили: председатель Научного совета МБФШ, кандидат педагогических наук Ю. А. Гриханов, профессор, декан библиотечно-информационного факультета, заведующая кафедрой информационного менеджмента СПбГИК доктор педагогических наук В. В. Брежнева, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения, доктор педагогических наук СПбГИК Г. В. Варганова, кандидат педагогических наук, доцент Калининградского филиала Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Н. П. Перетяка, а также специалисты Латвийской национальной библиотеки (Рига): руководитель сектора информационных услуг, председатель секции краеведов Латвийской ассоциации библиотекарей Г. Залцмане, и главный библиотекарь справочно-информационного центра А. Залцмане.
Во всех выступлениях затрагивались актуальные проблемы, вызвавшие большой интерес участников, вопросы и оживленные дискуссии специалистов из многих образовательных и библиотечных организаций разных регионов России.
Инновационный характер и цели МБФШ были освещены в докладе Т. Я. Кузнецовой, заведующей кафедрой инновационных библиотечных технологий и электронных библиотек Академии
переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) «Международная библиотечная философская школа - научные дискурсы в образовательном формате», который в связи с отсутствием автора изложил сопредседатель заседания Ю. А. Гриханов. Он подчеркнул, что важнейшим фактором успеха 12-летней деятельности МБФШ (с 2004 г.) с момента разработки ее концепции до проведения ежегодных сессий является сотрудничество специалистов Москвы и руководителей местных организаций культуры, в том числе: Министерства культуры Калининградской области, Калининградской областной научной библиотеки и Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Черняховского муниципального района». Не менее значимым достижением этого новаторского проекта является его ориентация на междисциплинарные связи - приглашение ученых из разных отраслей знания: философии, библиотековедения, информатики, культурологии, книговедения и др.
В докладе отмечена также плодотворность широкого участия в работе философской школы представителей библиотек стран-участниц СНГ, а также прибалтийских государств, включая Польшу и Германию. В заключительные дни каждой сессии проходят выезды в страны Балтрегиона, которые дополняют теоретические занятия международным практическим опытом.
Ю. А. Гриханов оценил инициируемые МБФШ научные дискурсы как вклад в осмысление современных и прогнозируемых технологий реализации родовых общественных функций библиотеки. На протяжении всех лет своей деятельности МБФШ стремится формулировать ответы на социальные вызовы цифровой эры библиотечно-инфор-мационным учреждениям, анализирует и передает практикам то новое, что имеет перспективы дальнейшего конструктивного развития и позволяет предвидеть потенциально возможные трансформации отрасли.
Н. П. Перетяка в докладе «Современная библиотека как социальная институция и фактор моделирования культурного про-
Научная жизнь института
странства», рассмотрев многоаспектность понятия «общественная миссия культуры», акцентировала внимание на просветительской и культурно-досуговой функции библиотеки. Докладчик подчеркнула, что данные функции «вписывают» библиотеку в поле общечеловеческой культуры.
В. В. Брежнева в докладе «Сервисная концепция развития библиотек в цифровую эпоху» отметила, что сервисный подход, понимаемый не как предоставление пользователю дополнительных услуг на платной основе, а как стратегия развития библиотеки, ориентированная на достижение удовлетворенности пользователей качеством обслуживания, отнюдь не противоречит отношению к библиотеке как общественному благу, а является закономерным этапом развития цивилизации. С момента обоснования этой концепции в начале 2000-х гг. появилось много развивающих ее теоретических работ и, что не менее важно, практических примеров ее использования в деятельности библиотек. В докладе также были показаны тенденции развития библиотек в цифровую эпоху, в структуре которых автор выделил «видимые» для читателя (сервисные тенденции) и внутреннюю работу библиотечных специалистов, направленную на организационно-технологическое обеспечение сервисных изменений.
Г. В. Варганова в докладе «Интеграция науки и практики как инструмент развития библиотек в цифровую эпоху» проанализировала особенности современного этапа развития библиотековедения как области научного знания, акцентировала активно идущие процессы интеграции, дифференциации, возрастания количества междисциплинарных исследований, проводимых библиотечными специалистами, и др. Автор отметила, что цифровая эпоха приводит к усложнению теоретико-методологической составляющей библиотековедческого поля, заставляет не только своевременно определять подлежащие изучению научные проблемы, но и более оперативно проводить работу по внедрению и диффузии научных исследований в рамках библиотечно-информационной отрасли как значимого сегмента сферы культуры.
Доклад специалистов Латвийской Республики Г. Залцмане и А. Залцмане «Современные тенденции развития услуг Латвийской национальной библиотеки» вызвал большой интерес анализом трансформации работы учреждения, получившего новое здание. Как известно, Латвийская национальная библиотека - «Замок Света», построенная по проекту Г. Биркетса, американского архитектора латышского происхождения, открыла свои двери для читателей в 2014 г. Сотрудниками библиотеки разработана новая философия обслуживания, призванная способствовать ее становлению как научного, культурного и образовательного центра. В этой связи основной упор сделан на создание персонализированных, ориентированных на читателей, услуг; на сочетание бесплатных (основных) и вновь вводимых платных услуг; на повышение качества и достижение высокой культуры обслуживания; на организацию комфортной для читателей среды.
В своем докладе авторы выделили важнейшие векторы в обслуживании читателей: «Знание для широких кругов населения» и «Наука для науки», которые предопределяют состав и структуру библиотечного фонда, критерии приобретения электронных ресурсов, определение спектра предлагаемых продуктов и услуг.
Ю. А. Гриханов выступил с докладом «Этнокультурный аспект библиотечной деятельности», анализируя сложные связи теоретиче-
ских идей с концепциями государственной культурной политики. Им были показаны существенные недостатки в большинстве вариантов реализации теории мультикультурализма и явные преимущества научных принципов этнокультурного взаимодействия. Взаимообогащение культур народов России и стран Евразии лучшими из их обычаев и традиций исторически доказало возможность совместного развития, в контексте которого живут и работают социальные институты, в том числе и библиотечно-информационные учреждения.
Воспринимая этнокультурное взаимодействие как тренд основ государственной культурной политики России, ученый уделил особое внимание роли библиотек в сохранении и развитии единого культурного пространства страны, а также в ее международных связях.
Содержание всех представленных докладов неизменно становилось предметом доброжелательного обсуждения. При этом следует отметить, что особенно оживленные дискуссии вызвали следующие научные проблемы: терминология библиотековедения, функции библиотек разных типов и социальное измерение деятельности библиотек.
Интерес участников к терминологическим проблемам понятен: сегодня в связи с возрастанием решаемых библиотековедением задач и усложнением новых подходов к ним проблема формирования и использования терминов приобретает все большую остроту. Точность использования того или иного термина, как правило, во многом зависит от целостного понимания науки как системы знаний и предметного поля «своей» науки. Термины, входящие в арсенал библиотековедения, имеют не только лингвистический смысл, но и «предметный», обусловленный сущностью, многообразием взаимосвязей и взаимодействий, в общей матрице которых библиотековедение рассматривает свой предмет.
Внимание участников было также сконцентрировано на такой научной проблеме, как функции библиотеки. В прозвучавших докладах исследовались сложные, непрямолинейные траектории развития деятельности библиотек разных типов, анализировались многообразные и не всегда совпадающие грани направлений их работы. Соглашаясь с множественностью функций библиотек разных типов, участники сессии подчеркивали, что наполнение каждой функции не является чем-то навсегда данным и не подлежащим изменению.
И наконец, еще одной дискуссионной темой стала такая проблема, как измерение деятельности библиотек. Участники сессии констатировали изменение в организации библиотечно-информационной деятельности, связанной с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий, появлением новых способов получения знаний, утратой библиотекой монополии на предоставление информации и др. В этих условиях неизбежно актуализируется необходимость разработки и внесения изменений в сложившиеся стандарты деятельности библиотек, формулировку критериев оценки ее результативности и эффективности. При этом задачей профессионального сообщества является не разрушение созданного, а изменение подходов к осмыслению социальных вызовов и поиску механизмов гармонизации деятельности библиотек и ожиданий общества.
Сделанные в ходе XIII сессии Международной библиотечной философской школы выводы будут положены в основу формирования программы следующей встречи библиотечно-информационных специалистов на гостеприимной земле Калининграда.
188
Вестник СПбГУКИ •№ 3 (28) сентябрь • 2016