Научная статья на тему 'Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья'

Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗЫ / ИНКЛЮЗИЯ / НОЗОЛОГИИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ / EDUCATIONAL AND CULTURAL INSTITUTIONS / INCLUSION / NOSOLOGY / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конанова Евгения Игоревна

Проблема организации инклюзивного образовательного пространства в вузах весьма актуальна. Для успешной адаптации студентов с особыми образовательными потребностями в системе высшего образования и преподавателей в разработке индивидуальных программ обучения необходимо использование опыта специальных коррекционных учреждений среднего образования и специальных библиотек в соответствии с особыми нозологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конанова Евгения Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of inclusive educational space in the russia universities for students with disabilities

The problem of organization of inclusive educational space at higher educational institutions is very relevant. For successful adaptation of students with special educational needs and lecturers developing individual learning programs, the experience of special correctional institutions of secondary education and special libraries should be used in accordance with the special nosologies.

Текст научной работы на тему «Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Конанова Е. И. Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15284. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15284.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15284

УДК 378.1

Конанова Евгения Игоревна,

кандидат исторических наук, доцент Высшей школы бизнеса ФГОАУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону konanova-evgeniv@mail.ru

Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация. Проблема организации инклюзивного образовательного пространства в вузах весьма актуальна. Для успешной адаптации студентов с особыми образовательными потребностями в системе высшего образования и преподавателей в разработке индивидуальных программ обучения необходимо использование опыта специальных коррекционных учреждений среднего образования и специальных библиотек в соответствии с особыми нозологиями.

Ключевые слова: инклюзия, нозологии, учреждения образования и культуры, вузы. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Проблема организации инклюзивного образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на сегодняшний день приобретает все большую актуальность. Правительство РФ, региональные органы создают нормативно-правовую, материальную, техническую базу для её решения, специальные программы по адаптации учащихся с ОВЗ в образовательную, социокультурную сферу. Например, программа «Доступная среда», утвержденная правительством на 2011-2015 гг., в соответствии с которой к 2016 г. доля общеобразовательных учреждений, в которых организована универсальная безбарьерная среда для совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не мене 20%, сейчас их только 2,5%. [1]. В университетах России создаются центры инклюзивного образования (например, в Южном федеральном университете, г. Ростов-на-Дону), обеспечивающие организацию образовательного пространства для студентов с различными нозологиями. Подразумевается не только создание дистанционного обучения, активно применяемого в системе среднего и высшего образования, но и действительное включение (в соответствии с понятием «инклюзия») учащихся в фактическое, а не виртуальное посещение занятий, выполнение всех форм учебной работы, участие в мероприятиях, организуемых студенческими советами, профкомами вузов. Понятно, что такой уровень включения предполагает серьёзную подготовку не только пространства учебных заведений, обеспечивающего свободное передвижение студентов с ОВЗ (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения), но и адаптацию образовательных программ учебных дисциплин, обучение преподавателей к работе с этой категорией студентов, формирование толерантного отношения основной массы учащихся к студентам с ОВЗ. По опыту собственной преподавательской работы приходится констатировать наличие трудностей в организации образовательного пространства для студентов с ОВЗ. Именно это обстоятельство стало одним из мотивов поступления в магистратуру по направлению «инклюзивное образование». Сферой научно-педагогических интересов автора статьи является область тифлопедагогики, специализирующаяся на нарушениях зрительного аппарата. Пример из личного профессионального опыта. В соответствии с нагрузкой проводились занятия на заочном

1

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Конанова Е. И. Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15284. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15284.htm. - ISSN 2304-120X.

отделении V курса. В составе группы присутствовала студентка с ОВЗ комплексного характера (зрение, общее физическое состояние, трудности с речевым аппаратом). Проблемы, с которыми пришлось столкнуться:

- трудности в зрительном восприятии видео и презентационного материала с экрана компьютерной доски;

- трудности в выполнении письменных форм контроля;

- трудности в подготовке к итоговой аттестации дисциплины.

После общения со студенткой был сделан вывод, что освоение учебного материала происходит на слух, соответственно, качество не всегда отвечает компетенциям дисциплины. Из содержания разговора стало понятно, что студентка не владеет самой базовой информацией о технических средствах, которые бы способствовали более эффективному освоению учебных дисциплин. Для выполнения презентаций, проектных работ по дисциплинам имеется программа речевого доступа JAWS (англ. аббревиатура Job Access With Speech «доступ к действиям с помощью речи»), которая озвучивает любой текст с экрана, позволяет без ограничений пользоваться клавиатурой, создавать скрипты, которые могут изменять размеры, тип информации и другие действия, привычные для зрячего пользователя. Программа для чтения книг Max-Reader дополняет JAWS, позволяет не только прослушивать электронные книги при помощи синтезаторов речи, но и является путеводителем по клавиатуре, режимам изучения функций клавиш, помогает редактировать тексты, работать с файлами, переводить текстовые файлы книг в формат mp3. Все действия полностью озвучиваются без каких-либо программ экранного доступа [2]. Таким образом, необходимо было разработать индивидуальную программу освоения дисциплины в соответствии с особыми образовательными потребностями учащейся, используя возможности программного обеспечения и технической базы.

Интересен опыт высших учебных заведений США в технологии организации инклюзивного образовательного пространства на основании мониторинга шести американских университетов [3]. Во всех университетах созданы отделы по делам инвалидов, состоящие из постоянных и временных работников. Первые осуществляют помощь и поддержку студентов с ОВЗ на всех этапах обучения, включая вопросы адаптации экзаменов и применения вспомогательных технологий, вторые - сурдопереводчики, чтецы, писцы и т. п. - нанимаются в течение учебного года по мере необходимости и обычно увольняются после летних экзаменов [4]. Основные направления деятельности отделов по делам инвалидов: 1) адаптация в процессе обучения и сдачи экзаменов; 2) тьюторские услуги (дополнительные занятия по освоению предметов) и услуги специалистов по обучению (развитие навыков письма, чтения, сдачи тестов и т. д.); 3) конспектирование или аудиозапись лекций, предоставление помощников для выполнения письменных и лабораторных работ; 4) предоставление специалистов на время учебных занятий или проводимых вузом мероприятий: сурдопереводчика, аудиозапись книг, печать материалов шрифтом Брайля или крупным шрифтом, предоставление вспомогательных технологий (специальное программное обеспечение и специальное оборудование); 5) обучение слепых ориентации в кампусе, обеспечение физической доступности для инвалидов зданий и сооружений вуза, выделение мест на автостоянках для личного автотранспорта инвалидов, организация транспортных перевозок студентов-инвалидов между объектами вуза [5]. Вуз организует дополнительные занятия для студен-тов-инвалидов: группы взаимной поддержки, занятия по адаптивной физкультуре, необходимые для последующего трудоустройства тренинги (например, обучение навыкам успешно проходить интервью при приеме на работу). Набор специальных

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Конанова Е. И. Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15284. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15284.htm. - ISSN 2304-120X.

условии для каждого студента-инвалида является строго индивидуальным и определяется исходя из имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности и целей его обучения в вузе [6]. После такого разностороннего описания возможностей и способов поддержки студентов с ОВЗ в университетах США, возникает вопрос финансирования отделов по делам инвалидов. Государственные вузы получают средства из государственного бюджета. Частные вузы используют различные схемы финансирования. Например, Колумбийский университет финансирует оказание услуг из фонда, формируемого за счет отчислений всех студентов на их медицинское обслуживание (данные отчисления являются частью платы за обучение) [7]. Из приведенной информации приходится сделать вывод, что американский опыт применения технологий высшего инклюзивного образования превосходит возможности центров инклюзивного образования в России.

Сфера инклюзивного образования длительный период несла в себе риторическую проблему: как человек с ОВЗ в случаях, когда затронуты интеллект, психика, мыслительные процессы, может получать среднее, а тем более высшее образование в общей массе школьников и студентов? Из опыта сотрудничества со специальными коррекционными школами-интернатами разных нозологий № 41 и 38 г. Ростова-на-Дону действительно трудно было представить выпускников, особенно с психическими отклонениями (олигофрения) или задержкой психического развития (ЗПР), сопровождающимися особенностями поведения, восприятия окружающих, в обычных школах. После исследования проблемы стало понятно: когда решается вопрос о включении ребёнка с ОВЗ в образовательную среду обычной школы, психолого педагогическая комиссия внимательно рассматривает психофизические особенности потенциального учащегося, возможности его адаптации в социокультурную среду. Тезис о «неограниченных возможностях» учащихся с особыми образовательными потребностями не миф. Среди выпускников школы-интерната IV вида № 38 для учащихся с ограничениями по зрению необходимо отметить: незрячего выпускника школы 2010 г. Олега Крикуна, победителя международных музыкальных конкурсов вокалистов в Италии; международного музыкального конкурса вокалистов им. Д. Д. Шостаковича (г. Ростов-на-Дону); Адама Евтушенко, выпускника 2012 г. -победителя (1-е место) городской олимпиады по астрономии; по предпринимательству; победителя (1-е место), на секции «Экономика» Донской академии наук юных исследователей (ДАНЮИ); финалиста Всероссийской олимпиады по финансовым рынкам [8]. И это далеко не полный перечень выпускников, своими интеллектом, способностями и талантами доказавшими, что они достойная часть общества, перспективная и конкурентная наравне с основной частью молодежи. Исходя из этого, считаем, что возможности и условия для обучения абитуриентов с особыми образовательными потребностями в вузах, при поддержке центров инклюзивного образования, способны дать новый стимул развития молодежи. С одной стороны, учащиеся с ОВЗ обладают мощным внутренним потенциалом, волей к успешной адаптации в обществе, уходя от позиции «иждивенчества» к статусу социально значимой личности, способной профессионально и качественно развиваться, быть прогрессивной частью общества. С другой стороны, учащиеся без ОВЗ, наблюдая усилия своих коллег с особыми образовательными потребностями, их силу воли, упорство, потенциал, будут иметь дополнительный стимул к освоению компетенций и одновременно достойно, равноценно относиться к людям с ОВЗ. Полагаем, что это именно та цель, которую ставит правительство РФ: люди с ОВЗ не должны быть изолированы от общества, но включены и востребованы как равные граждане.

3

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Конанова Е. И. Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15284. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15284.htm. - ISSN 2304-120X.

Возвращаясь к теме организации инклюзивного образовательного пространства в вузах, считаем необходимым отметить образовательные и культурные учреждения, которые могут оказать информационную, техническую, методическую, консультационную помощь учащимся и преподавателям в решении вопросов, возникающих в учебном процессе. Из доклада учителя школы-интерната № 38 Т. А. Хапричковой: «Именно в системе инклюзивного образования может пригодиться опыт работы преподавателей специальных школ! Потому что: 1) у педагогов нашей школы (я думаю, равно как в любой специальной) накоплен громадный опыт работы со слабовидящими детьми; 2) есть знание психолого-педагогических особенностей слабовидящих детей; 3) в наличии знание методик работы со слабовидящими детьми» [9]. И ещё один комментарий, который приводит Татьяна Андреевна как основной мотив введения системы инклюзивного образования: «В школе обучаются и незрячие дети, и когда одного из них спросили: где ему учиться легче дома или в школе? Ребёнок ответил: "Мне здесь интереснее - у меня здесь появились друзья!” Для него важнее то, что появился круг общения, которого он раньше был лишен. И для него это является более ценным! Адаптация к внешней среде - вот главный опыт инклюзивного образования» [10].

Учреждения культуры, которые могут оказать реальную помощь вузам в организации инклюзивного образовательного пространства, прежде всего специальные библиотеки, например Ростовская областная специальная библиотека для слепых [11], которая может предложить:

- тифлотехнологическую базу, позволяющую с помощью специальных аппаратных и программных средств адаптировать информацию в доступную для незрячих и слабовидящих форму;

- консультативную помощь в освоении специальных программ, установка которых на персональные компьютеры позволяет пользователю осуществлять учебно-образовательную, профессиональную, культурную и другие виды социализации по принципу равных возможностей;

- методическое обеспечение: научно-методическую литературу по работе с незрячими и слабовидящими категориями (пособие по реабилитации, воспитанию, обучению); проведение совместных конференций (в том числе вебинаров), научно-практических семинаров, круглых столов по проблемам адаптации незрячих в социокультурную среду; предоставление ресурсов сайта библиотеки, созданного по принципу равных возможностей, «дизайн для всех», который полностью соответствует основным требованиям интернет-ресурсов для людей с ограничениями зрения: доступность, ориентация на пользователя, эффективность. Из доклада зав. сектором методико-тифлобиблиографии Ростовской областной специальной библиотеки для слепых О. В. Глазуновой: «Специальные библиотеки за десятилетия накопили уникальную ресурсную базу по библиотечному обслуживанию инвалидов. Кадровый потенциал, отработанные технологии предоставления библиотечных услуг, мультиформатные фонды, эксклюзивное техническое оборудование - всё это не только позволяет, но и обязывает специальные библиотеки стать ресурсными центрами, практической и теоретической базой для создания инклюзивного библиотечного пространства» [12]. Библиотека сотрудничает со специализированными средними образовательными учреждениями города (ГКОУ РО школа-интернат IV вида № 38, г. Ростов-на-Дону; школа-интернат III, IV видов № 33, г. Новочеркасск), Областным центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Ростова-на-Дону; Центром образования для не слышащих; Региональным отделением Фонда СО-Единение, который работает со слепоглухими, учащиеся и посетители которых

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Конанова Е. И. Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15284. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15284.htm. - ISSN 2304-120X.

могут стать потенциальными абитуриентами вузов [13]. Библиотека осуществляет совместную деятельность с музеем-заповедником «Танаис» по организации инклюзивного музейного пространства [14]. В своем докладе Оксана Васильевна Глазунова рассматривает перспективы сотрудничества специальных и муниципальных библиотек для создания единого инклюзивного библиотечного пространства, в котором «у каждой библиотеки будет своя роль и свой вклад, и в этом пространстве каждому человеку будет комфортно» [15]. Обладая необходимой информационно-технической, методической, профессиональной базой, Ростовская областная специальная библиотека для слепых может являться частью не только библиотечного инклюзивного пространства, но и действительно необходимым звеном во взаимодействии вузов со средними и профессиональными образовательными учреждениями, предоставив реальную и компетентную поддержку в решении проблем адаптации молодежи с ограничениями по зрению.

Ставропольская краевая библиотека для слепых и слабовидящих предлагает свой опыт участия в организации инклюзивного пространства. Приведем пример направления, которое в настоящее время только начинает развиваться в Ростовской областной библиотеке для слепых, а у ставропольских специалистов успешно реализуется. Из доклада библиографа Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих, Ю. Г. Зиберовой: «Подключаясь к процессу повышения квалификации работников образовательных учреждений, библиотека в течение последних лет проводила дни специалиста, ориентированные на педагогов дошкольного, начального и общего образования, при поддержке профессорско-преподавательского состава Ставропольского государственного педагогического института. Программа включала обзорные выступления, консультации и рекомендации ведущих преподавателей института, знакомство участников с книжными новинками и периодикой в области тифлологии и построения учебного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья [16]. Ростовская областная специальная библиотека для слепых обладает необходимой ресурсной базой для проведения консультационных семинаров специалистами библиотеки и других культурных и образовательных учреждений, реабилитационных центров города по работе с инвалидами для преподавателей вузов.

Таким образом, для успешной организации инклюзивного образовательного пространства необходимо использовать опыт и развивать сотрудничество со специальными коррекционными учреждениями среднего образования, выпускники которых могут стать потенциальными абитуриентами вузов; взаимодействовать со специальными библиотеками, культурными центрами, которые могут предложить помощь в адаптации студентов с ОВЗ к обучению в систему высшего образования и преподавателям вузов в разработке индивидуальных образовательных программ, соответствующих нозологиям учащихся.

Ссылки на источники

1. Алёхина С. В. Образование через призму инклюзии. - М., 2013. - С. 12.

2. Обслуживание инвалидов в муниципальных библиотеках: реальность новых возможностей: метод. пособие / Ростов. обл. спец. б-ка для слепых; сост. Е. Е. Невидимова. - Ростов н/Д., 2013. -URL: http://www.rosbs.ru/SharedFiles/Download.aspx?pageid=346&mid=421&fileid=280

3. Жаворонков Р. Н. Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Соединенных Штатах Америки // Другое детство: сб. тез. участников Второй Всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития. - М.: МГППУ, 2009. - С. 194. Примечание: Государственный университет Вэйн (г. Детройт), Сиракузский университет (г. Сиракузы), Гарвардский университет (г. Бостон), Нью-Йоркский университет (г. Нью-Йорк), Колумбийский университет (г. Нью-Йорк), Городской университет г. Нью-Йорка.

4. Там же. - С. 196.

5

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Конанова Е. И. Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15284. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15284.htm. - ISSN 2304-120X.

5. Там же. - С. 197-198.

6. Там же. - С. 198.

7. Там же. - С. 197.

8. Сайт ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 38 г. Ростов-на-Дону // Наша гордость. - URL: http://school-38.ru/staff/proud/

9. Хапричкова Т. А. Специальные школы - как консультационные пункты в системе инклюзивного образования. - Ростов н/Д., 2013. - С. 22.

10. Там же. - С. 23.

11. Ростовская областная специальная библиотека для слепых на V фестивали науки юга России: сайт ГБУК РО «Ростовская областная специальная библиотека для слепых». - URL: http://www.rosbs.ru/%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%BC.aspx

12. Глазунова О. В. Инклюзивная библиотека: взгляд со стороны. - Ростов н/Д., 2013. - С. 38.

13. Обслуживание инвалидов в муниципальных библиотека: реальность новых возможностей: метод. пособие. - С. 24.

14. Глазунова О. В. Указ. соч. - С. 38.

15. Там же.

16. Зиберова Ю. Г. Информационная поддержка процесса образования инвалидов. 2013. - С. 42.

Eugenia Konanova,

Candidate of Historical Science, Associate Professor, Higher School of Business, Southern Federal University, Rostov-on-Don konanova-evgeniy@mail.ru

Organization of inclusive educational space for students with disabilities at Russian universities Abstract. The problem of organization of inclusive educational space at higher educational institutions is very relevant. For successful adaptation of students with special educational needs and lecturers developing individual learning programs, the experience of special correctional institutions of secondary education and special libraries should be used in accordance with the special nosologies.

Key words: inclusion, nosology, educational and cultural institutions, universities.

References

1. Aljohina, S. V. (2013) Obrazovanie cherez prizmu inkljuzii, Moscow, p. 12 (in Russian).

2. Nevidimova, E. E. (ed.) (2013) Obsluzhivanie invalidov v municipal'nyh bibliotekah: real'nost' novyh vozmozhnostej: metod. posobie / Rostov. obl. spec. b-ka dlja slepyh, Rostov n/D. Available at: http://www.rosbs.ru/SharedFiles/Download.aspx?pageid=346&mid=421&fileid=280 (in Russian).

3. Zhavoronkov, R. N. (2009) “Tehnologija vysshego inkljuzivnogo obrazovanija invalidov, primenjaemaja v Soedinennyh Shtatah Ameriki”, Drugoe detstvo: sb. tez. uchast-nikov Vtoroj Vseros. nauch.-prakt. konf. po psihologii razvitija, MGPPU, Moscow, p. 194. Primechanie: Gosudarstvennyj universitet Vjejn (g. Detrojt), Sirakuzskij universitet (g. Sirakuzy), Garvardskij universitet (g. Boston), N'ju-Jorkskij universitet (g. N'ju-Jork), Kolumbijskij universitet (g. N'ju-Jork), Gorodskoj universitet g. N'ju-Jorka (in Russian).

4. Ibid., p.196.

5. Ibid., pp.197-198.

6. Ibid., p.198.

7. Ibid., p.197.

8. Sajt GKOU RO shkoly-intemata VIII vida № 38 g. Rostov-na-Donu // Nasha gordost'. Available at: http://school-38.ru/staff/proud/ (in Russian).

9. Haprichkova, T. A. (2013) Special'nye shkoly - kak konsul'tacionnye punkty v sisteme inkljuzivnogo obrazovanija, Rostov n/D., p. 22 (in Russian).

10. Ibid., p.23.

11. Rostovskaja oblastnaja special'naja biblioteka dlja slepyh na V festivali nauki juga Rossii: sajt GBUK RO «Rostovskaja oblastnaja special'naja bibliote-ka dlja slepyh». Available at: http://www.rosbs.ru/%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1 %82%D0%BE%D0%BC.aspx (in Russian).

12. Glazunova, O. V. (2013) Inkljuzivnaja biblioteka: vzgljad so storony, Rostov n/D., p. 38 (in Russian).

13. Obsluzhivanie invalidov v municipal'nyh biblioteka: real'nost' novyh voz-mozhnostej: metod. posobie, p. 24 (in Russian).

14. Glazunova, O. V. (2013) Op. cit., p. 38.

15. Ibid.

16. Ziberova, Ju. G. (2013) Informacionnaja podderzhka processa obrazovanija invalidov, p. 42 (in Russian).

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Конанова Е. И. Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15284. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15284.htm. - ISSN 2304-120X.

Рекомендовано к публикации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 28.07.15 Получена положительная рецензия 29.07.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 29.07.15 Опубликована 29.08.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Конанова Е. И., 2015

www.e-koncept.ru

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.