Научная статья на тему 'Музейная педагогика и ее образовательные возможности в художественном и эстетическом развитии детей с ОВЗ по зрению в музее изобразительных искусств'

Музейная педагогика и ее образовательные возможности в художественном и эстетическом развитии детей с ОВЗ по зрению в музее изобразительных искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МУ-ЗЕЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИ-ДЯЩИЕ ДЕТИ В МУЗЕЕ / MUSEUM PEDAGOGICS / CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE OF THE MUSEUM / SOCIAL AND CUL-TURAL ACTIVITY OF THE MUSEUM / INCLUSIVE EDUCATION / BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN IN THE MU-SEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Римма Гарифулловна

В статье описываются образовательные возможности музейной педагогики, позволяющей открыть и сделать доступным художественный музей для детской и юношеской аудитории с ограниченными возможностями здоровья по зрению в условиях реализации Госу-дарственной программы РФ «Доступная среда» и Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» на примере проекта «Искусство на кончиках пальцев» Екатеринбург-ского музея изобразительных искусств. Основная цель состоит в социализации, адаптации и включении в культурно-образовательное пространство музея слабовидящих и слепых детей через развитие художественно-эстетического и творческого потенциала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыкова Римма Гарифулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PEDAGOGICS AND ITS EDUCATIONAL POSSIBILITIES IN ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN IN MUSEUM OF FINE ARTS

The article is devoted to the educational possibilities of museum pedagogics, which allow to open and make available the art museum for children and teenagers with limited health abilities of sight under the implementation condition of the State program of the Russian Federation "The available environment" and the Federal Law "About Education in the Russian Federation". The subject is considered on the example of the project of the "Art on Finger-tips" of the Ekaterin-burg museum of Fine Arts. The main purpose is socialization, adaptation and inclusion of visually impaired and blind children into cultural and educational space of the museum that promotes the development of artistic, esthetic and creative potential of the personality.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика и ее образовательные возможности в художественном и эстетическом развитии детей с ОВЗ по зрению в музее изобразительных искусств»

УДК 376.2

Р. Г. Садыкова

г. Екатеринбург, Россия

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО ЗРЕНИЮ В МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музейная педагогика, культурно-образовательное пространство музея, социально-культурная деятельность музея, инклюзивное образование, слепые и слабовидящие дети в музее.

АННОТАЦИЯ. В статье описываются образовательные возможности музейной педагогики, позволяющей открыть и сделать доступным художественный музей для детской и юношеской аудитории с ограниченными возможностями здоровья по зрению в условиях реализации Государственной программы РФ «Доступная среда» и Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» на примере проекта «Искусство на кончиках пальцев» Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Основная цель состоит в социализации, адаптации и включении в культурно-образовательное пространство музея слабовидящих и слепых детей через развитие художественно-эстетического и творческого потенциала личности.

R. G. Sadykova

Yekaterinburg, Russia

MUSEUM PEDAGOGICS AND ITS EDUCATIONAL POSSIBILITIES IN ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN IN MUSEUM OF FINE ARTS

KEYWORDS: museum pedagogics, cultural and educational space of the museum, social and cultural activity of the museum, inclusive education, blind and visually impaired children in the museum.

ABSTRACT. The article is devoted to the educational possibilities of museum pedagogics, which allow to open and make available the art museum for children and teenagers with limited health abilities of sight under the implementation condition of the State program of the Russian Federation "The available environment" and the Federal Law "About Education in the Russian Federation". The subject is considered on the example of the project of the "Art on Finger-tips" of the Ekaterinburg museum of Fine Arts. The main purpose is socialization, adaptation and inclusion of visually impaired and blind children into cultural and educational space of the museum that promotes the development of artistic, esthetic and creative potential of the personality.

На сегодняшний день, по мнению Б. А. Столярова и Ю. Н. Протопопова, музейная педагогика выступает как наиболее эффективная организация приобщения личности к культуре средствами художественного музея, смысл которой заключается в «образовании через культуру». Став феноменом нашего времени, она представляет собой новое понимание культурно-

образовательной деятельности в музее, заключающаяся во взаимоотношении музея и посетителя, в нашем случае - ребенка. Художественный музей, используя практику «вовлечения», формируя новые форматы поликультурных диалогов, новых моделей культурной идентичности, включается в образовательный процесс и приобретает статус «со-участника». Отвечая

59

целям и задачам художественного образования, музейная педагогика опирается на системный подход и трактуется как «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества», позволяя развивать и формировать целостную личность, ее духовность, творческую индивидуальность интеллектуального и эмоционального богатства [3. С. 13].

Взаимодействие с детской аудиторией в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на протяжении уже нескольких лет приобрело новую теоретическую базу и практику вовлечения посетителей, повышая эстетическую и культурную чувствительность, развивая креативность и воображение, реализуя принципы толерантного отношения всех сторон в соответствии с программой РФ «Доступная среда» и в контексте интеграции инклюзивного образования на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Приоритетным для музея, по словам Н. Копелянской, становится современный и творческий образовательный опыт, который обеспечит всем возможность участия [4. С. 4]. Образовательная деятельность музея выходит на новый уровень «инклюзивного учения», становясь доступным для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. В данном случае, термин «инклюзивное учение» используется некоторыми музеями для того, чтобы подчеркнуть их приверженность к нетрадиционным подходам в работе с различными категориями посетителей, в соответствии с Приказом Министерства культуры РФ №40091 «Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения» от 15 декабря 2015 г. Сегодня есть острая необходимость следовать основным нормативным документам в области инклюзивного образования.

Музеи обладают значительным потенциалом художественно-эстетического,

познавательно-воспитательного, творческого развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, главная задача, которых сделать этот потенциал доступным. Общение слабовидящих и слепых детей с музейным экспонатом и его освоение осуществляется через уже сложившиеся представления об окружающем мире, тем самым формируется ценностное эмоционально окрашенное отношение к культурному наследию.

Развитие эмоциональной сферы, ассоциативного мышления, творческого воображения происходит через погружение в мир художественных образов. В этом смысле, музейные ценности являются средством развития у учащихся способности реализовывать свой творческий потенциал в процессе восприятия, переживания, осмысления, оценки духовных ценностей культуры. Следуя мировой практике, музейный педагог через наблюдение за музейным экспонатом формирует понятийный аппарат ребенка, развивает способность восприятия и понимания искусства, мотивирует процесс обучения с помощью включения ребенка в творческий процесс, создавая одновременно «опыт радости».

Екатеринбургский музей изобразительных искусств на протяжении нескольких лет, осуществляя деятельность социальной направленности в рамках ряда проектов, реализует образовательные программы с юными посетителями с ОВЗ. Чуть менее года назад в Региональном центре музейной педагогики и творческого развития детей и юношества ЕМИИ зародились предпосылки для реализации нового совместного социального и культурно-образовательного пилотного проекта «Искусство на кончиках пальцев» для слабовидящих и незрячих детей. Инициаторами его стали: Свердловская областная специальная библиотека для слепых, Свердловская областная общественная организация родителей незрячих и слабовидящих детей «Окно в мир», Верхнепышминская специальная (коррекционная) школа-интернат им. С.А. Мартиросяна.

60

Общей целью проекта явилось взаимодействие по организации социально-ориентированных проектов и научно-исследовательской деятельности в отношении обеспечения доступной среды для детей-инвалидов и проведению совместных мероприятий по их социокультурной реабилитации, предоставлению им биб-лиотечно-библиографических, информационных и музейных услуг. Музейные педагоги, не имеющие опыта работы с незрячими детьми, понимали, насколько сложен и нестандартен подобный проект, ставящий много вопросов: как работать с такими детьми? Как донести визуализацию экспозиции и экспоната для ребенка, который никогда не видел? Какие методы и формы работы можно использовать на занятии - как на экспозиции, так и в творческой мастерской?

Для этого сотрудники Центра прошли обучение во II Летней международной школе «Тифлокомментирование как новая социальная услуга для людей с проблемами зрения», посетили международный семинар-тренинг «Музей ощущений» по обеспечению доступности музеев для посетителей с нарушением слуха, нарушениями зрения и слепоглухих посетителей, проходивший в образовательном центре музея «Гараж», г. Москва, участвовали в круглом столе «Ощущая пространство и время; освоили музейные программы для слепых и слабовидящих» (Эрмитаж, С.Петербург) по обмену опыта работы российских музеев с незрячей детской аудиторией.

Педагогами школы-интерната им. С.А. Мартиросяна были составлены рекомендательные письма по работе с особыми детьми, особенностями их восприятия как у тотально слепых, так и слабовидящих. Было учтено, что при отсутствии или глубоком нарушении зрения у детей затруднение вызывают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), и это отражается на психоэмоциональном состоянии и развитии.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств выявил для себя основную задачу проекта: социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире и освоение им опыта культурной среды, через знакомство с региональным художественным компонентом. Специально, с учетом особенности восприятия таких детей был адаптирован музейно-педагогический курс «Введение в музей» на базе многоуровневой программы «Здравствуй, музей!», разработанной Российским Центром музейной педагогики и детского творчества ГРМ. В системе были выстроены обучающие занятия, которые дают возможность не только познакомиться с понятийным аппаратом изобразительного искусства и скульптуры, донести до ребенка смысл художественного произведения, его красотой посредством вербального общения и тактильного восприятия, но и отрефлексиро-вать «увиденное» с помощью различных техник изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Были учтены основные принципы инклюзивного образования: несомненная ценность ребенка вне зависимости от его способностей и достижений, умение думать и чувствовать, выражать свои мысли и быть услышанным, а также необходимость общения и поддержки взрослыми и ровесниками.

На сегодняшний день в пилотном проекте принимают участие около 40 детей: 2 класс тотально слепых детей и 9 класс слабовидящих учеников школы-интерната, а также ребята 10-14 лет Свердловской областной общественной организации родителей незрячих и слабовидящих детей «Окно в мир». Каждая из групп побывала на шести музейных занятиях в течении всего учебного года. Знакомство с музеем началось в мае 2015 года с Картинной галереи на ул. Вайнера, 11 на выставке Л.Тишкова, где ребята имели возможность пообщаться с самим художником, познакомиться с его творчеством, понять художественный замысел при создании авторского произведения и «увидеть» его тактильно.

61

Для Свердловской областной специальной библиотеки для слепых научными сотрудниками музея было озвучено печатное издание «Каслинский чугунный павильон. Создание и возрождение». В рамках учебно-тематического плана по курсу «Введение в музей» программы «Здравствуй, музей!» (ГРМ) в сентябре 2015 года были проведены первые занятия, посвященные истории возникновения музея и его коллекций. Школьники в силу своих физических возможностей изучали, рассматривали интерьер Каслинского зала, ощупывая стены здания, чугунные перила и напольные плиты, одновременно знакомясь с особенностями построения экспозиции Каслинского художественного литья из чугуна. Музейные педагогики в интерактивной игровой форме акцентировали внимание на таких понятиях как «экспонат» и «раритет», знакомя с главным экспонатом - Каслинским павильоном, как единственным в мире архитектурным памятником, выполненным из чугуна. Для тактильного освоения также использовались предметы коллекции из дополнительного фонда.

На практических занятиях в творческих мастерских учащиеся создали отливку из гипса и в технике экспрессивного рисунка изобразили свои чувства о первом посещении музея. Безусловно, сотрудники музея понимали, что работа со скульпту-

рой учащимся наиболее понятна, ее можно «смотреть руками», чувствовать форму, объем.

Музейные педагогики использовали метод тифлокомментирования при продвижении по экспозициям и для доступности понимания музейного экспоната незрячим обучающимся, по возможности используя музейные средства тактильного характера. Для тактильного обучения были подготовлены репродукции с нанесенным на них 3D гелем, данный прием использовался также на занятиях, посвященных изобразительному искусству. Перед партнерами данного проекта актуальной остается задача, по созданию дидактических средств для более «мягкого» вхождения в музейное пространство и освоения предмета культуры и искусства - альбомы одной картины с рельефным изображением и шрифтом Брайля, муляжи, 3D-моделей наиболее значимых живописных полотен и этикетажа.

В марте 2016 г. было проведено анкетирование среди учащихся, обучающихся в рамках проекта «Искусство на кончиках пальцев» и их родителей. Результатом его стало подтверждение того, что подобные мероприятия, направленные на художественно-эстетическое и творческое развитие в музейном пространстве очень важны для социокультурной адаптации детей и подростков с ОВЗ по зрению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 21.02.2016);

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 08.06.2016)

3. Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «"Доступная среда" на 2011 - 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2060; 2015, № 9, ст. 1331). URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/government/170 (Дата обращения: 21.02.2016);

4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 09.09.2015 N 2400 «Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2015 № 40091). URL:

62

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190686/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1d dafdaddf518/ (Дата обращения: 20.12.2015);

5. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=84924&fld =134&dst=100019&rnd=211977.9770119807665744&/ (Дата обращения: 09.10.2015)

6. Бутенко Н.В. Образовательноепространствомузеяискусстввхудожественно-эстетическомразвитиидетейдошкольноговозраста. М.: Академия Естествознания, 2013. -171 с.

7. Воспитательный потенциал художественного музея: учеб. Пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов / Авт.-сост. Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопов; Гос. АН РФ, РАО, Ин-т худож. Образования, Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. - М.-СПб.: ГРМ, 2010. - 68 с.

8. Музей и образование: контексты и перспективы сотрудничества. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию отдала «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея: сб. ст. /Авт.-сост., науч. ред. Б.А. Столяров, вступ .слово В.А. Гусева; М-во культуры РФ, ФГБУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ, Союз музеев России. - СПб.: ГРМ, 2015. - 312 с.

9. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Выпуск 2 / Сост. Н. Копелянская. М., 2015. - 236 с.

10. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей [Текст]: учебное пособие по музейной педагогике - М., 2010. URL: http://www.monographies.ru/ru/book/view?id=215/ (Дата обращения 25.03.2016)

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.