Научная статья на тему 'Доступность музеев Москвы для слепых и слабовидящих людей'

Доступность музеев Москвы для слепых и слабовидящих людей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2539
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
MUSEUM / VISUAL IMPAIRED / SOCIAL INCLUSION / MOSCOW / МУЗЕЙ / ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / МОСКВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вревская Наталия Александровна

Статья посвящена московскому опыту адаптации музеев для слепых и слабовидящих людей. За несколько последних лет в отечественных музеи начали активно заниматься социальной инклюзией инвалидов. Московские музеи активно развивают свои программы в этой области. Очень многое создается для инвалидов по зрению, которые являются одной из самых сложных аудиторий. На ряду с успешными программами существуют много проблем, как общих для всех музеев не только Москвы, но и России, так и локализованных в конкретном музее. Рассматривается опыт создания программ для слепых и слабовидящих людей Государственного Дарвиновского Музея, Государственного Исторического Музея, Государственной Третьяковской галерее, Музее М.А. Булгакова, Музея «Огни Москвы» и Музея современного искусства «Гараж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum availability of Moscow for the blind and visually Impaired people

The article is devoted to the Moscow experience of museum adaptation for visual impaired people. Over the past few years, Russian museums have begun to actively engage in social inclusion of disabled people. Moscow museums are actively developing their programs in this topic. A lot of things are created for visually impaired people, who are one of the most difficult audiences. Along with successful programs, there are many problems, common to all museums not only in Moscow, but also in Russia, and localized in a particular museum. The experience of programs creation for blind and visually impaired people of the State Darwin Museum, the State Historical Museum, the State Tretyakov Gallery, the Museum of M.A. Bulgakov, the Museum «Lights of Moscow» and the Museum of Modern Art "Garage" is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Доступность музеев Москвы для слепых и слабовидящих людей»

УДК 069.12 Н.А. Вревская

ДОСТУПНОСТЬ МУЗЕЕВ МОСКВЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ЛЮДЕЙ

За последние несколько лет в России стали уделять гораздо больше внимания обеспечению доступной среды для инвалидов, в том числе и проблеме доступности для них музеев. Адаптация культурных учреждений соответствует международным требованиям Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. (вступила в силу 03.05.2008), которая была ратифицирована Россией в 2012 г.1, и Приказу Министерства культуры от 16 ноября 2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ»2.

На сегодняшний день число российских музеев, уделяющих внимание работе с инвалидами по зрению, постепенно растет. Наиболее отчетливо данная тенденция проявилась в музеях Москвы, где уже существующие программы регулярно дополняются и улучшаются, а новые программы не повторяют друг друга и являются уникальными.

Однако и в столице определенные аспекты работы по адаптации музеев для слепых и слабовидящих людей все же еще находятся на начальной стадии. Например, проблема посещения музеев инвалидами по зрению в сопровождении собак-поводырей. Исходя из Конвенции о правах человека, Приказа Министерства культуры № 2800 и Постановления Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда" на 2011-2020 годы»3 музеи обязаны впускать посетителей с собаками-поводырями, при наличии специального документа, подтверждающего факт обучения собаки в качестве поводыря. На практике далеко не все музеи выполняют данное законное требование, что свидетельствует о недостаточной осведомленности музейного персонала относительно актуальной нормативно-правовой базы по данному вопросу. Необходимо время для инструктажа персонала музеев по данному вопросу и изменения сложившихся стереотипов в сознании музейных работников.

Еще одним слабо развитым аспектом работы является сотрудничество музеев по вопросам доступности. Обмен опытом друг с другом, изучение практик как отечественных, так и зарубежных музейных учреждений являются необходимыми условиями успешной

1 Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ. № 19. 07.05.2012. Ст. 2280.

2 Приказ Министерства культуры РФ от 16 ноября 2015 г № 2800 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ» // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/71280536/ (дата обращения: 14.02.2016).

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда" на 2011-2020 годы» // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/71265834/ (дата обращения: 14.02.2016).

работы. Отмечается, что в 2015 г. в российских музеях появилось «сразу несколько крупных проектов по адаптации музейного пространства для людей с физическими и ментальными особенностями»4. Для обмена опытом и привлечения большего внимания к проблеме доступности столичный Музей современного искусства «Гараж» в конце сентября провел интенсивный тренинг «Мир ощущений», где присутствовали представители не только отечественных музеев, но и зарубежных (Джоселин Додд, директор Центра исследования музеев и галерей Университета Лестера)5. Уже в начале 2016 г. на базе Государственного Эрмитажа был проведен Круглый стол «Ощущая пространство и время. Музейные программы для слепых и слабовидящих». Принять участие приехали представители музеев со всей России (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Пермь, Саратов)6.

В Санкт-Петербурге в сентябре 2017 г. под эгидой Российского национального комитета Международного совета музеев (далее — ИКОМ России) прошла первая крупная международная конференция «Построение устойчивого диалога» между Россией и Нидерландами. Одна из центральных секций была посвящена музеям как агентам социальной инклюзии. В мероприятии приняли участие представители исторических и художественных музеев Москвы (Государственный Дарвиновский музей, Государственный Исторический Музей, Музей современного искусства «Гараж» и т. д.), Санкт-Петербурга и других городов России, а также сотрудники нидерландских музеев (Музей Ван Аббе, Музей Ван Гога, Рейксмузей и т. д.)7.

Другая общая проблема для любых программ в культурных учреждений, связанных с инвалидами по зрению, — дефицит профессионально подготовленных кадров, что существенно влияет на уровень развития таких программ8. На данный момент лишь немногие из музеев Москвы занимаются проблемой создания безбарьерной среды для инвалидов. И еще меньшая часть задумывается о слепых и слабовидящих посетителях.

В этом направлении столичные музеи за последние несколько лет достигли значительных успехов. Со слепыми и слабовидящими людьми работают как крупные, так и малые музеи Москвы. Например, музей-заповедник «Царицыно» проводит различные экскурсии для инвалидов и обучает основам взаимодействия и облуживания посетителей-инвалидов, что немаловажно при такой работе9. Среди музеев, имеющих подобные программы, можно отметить Мемориальный музей космонавтики, Музей гуманитарного центра «Преодоления» и т. д. Все они внимательно относятся к своей работе, стараясь участвовать в совместных мероприятиях, чтобы привлечь внимание других музеев к данной проблематике и делиться опытом своей работы.

4 Мамаева О. Особое для особенных // The Art Newspaper Russia. 2016. № 40. URL: http://www. theartnewspaper.ru/posts/2634/ (дата обращения: 7.10.2017).

5 Тренинг «Музей ощущений» // Гараж. URL: http://garagemca.org/ru/event/experiencing-the-museum (дата обращения: 20.02.2016).

6 Программа Круглого стола «Ощущая пространство и время. Музейные программы для слепых и слабовидящих». 18-22 января, Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитаж, 2016. 7 с.

7 Программа Второй Международной конференции «Построение устойчивого диалога». Музеи и местное сообщество: взгляд изнутри. Россия—Голландия. 6-7 сентября, Санкт-Петербург. СПб., 2017. 30 с.

8 Ваньшин С. Н. Тифлокомментирование. Как внедрить новую услугу в сферу культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2016. № 4. С. 61-66.

9 Медведева Е.Б. Доступность для всех // Музей. 2012. № 2. С. 6.

2009 год в Москве был объявлен годом равных возможностей10. К нему приурочили множество мероприятий, которые способствовали проявлению интереса к специализированным программам со стороны музеев.

В 2010 г. в рамках Международного фестиваля «Интермузей» музеи Москвы провели информационный семинар, посвященный вопросам обеспечения доступности музеев для инвалидов по зрению и оборудовали специальную экспозицию, где представили свои программы.

В Москве достаточно активно стараются вовлекать в данную проблематику неравнодушную общественность. Социализация в таком вопросе важна не только для инвалидов по зрению, но и для зрячих людей. Одним из недавних проектов стала двухдневная программа по обмену опытом по разработке образовательных программ для слабовидящих и незрячих посетителей «Невидимый опыт» в октябре 2014 г.11 и интенсивный тренинг «Музей ощущений» в сентябре 2015 г.12 в образовательном центре «Гараж».

Программа «Невидимый опыт» расширяет знание о социальных и психологических потребностях незрячих и слабовидящих людей. Зрячие люди оказываются в привычной повседневной жизни слепого человека—полной темноте.

«Музей современного искусства „Гараж" приглашает сотрудников галерей и музеев во время трехдневной программы лекций и семинаров получить знания, необходимые для построения новой, энергичной, смешанной аудитории. Благодаря совместным усилиям учреждения культуры Москвы, работающие в области визуального искусства, смогут стать местом свободных встреч привычной публики с людьми с ограниченными возможно стями»13.

В рамках тренинга «Музей ощущений» спикерами стали эксперты из музеев России и зарубежных стран14. Участники тренинга, помимо теоретической программы, осваивали практические вопросы подготовки и презентации различных музейных предметов для восприятия слепыми и глухими посетителями. Значимость таких проектов с целью привлечения внимания людей к данной проблематике трудно переоценить.

Важнейшим направлением деятельности музеев, связанным с обеспечением доступности музеев для инвалидов по зрению, является экспозиционно-выставочная работа. Государственный Дарвиновский музей в Москве является крупнейшим естественнонаучным музеем России. Свою деятельность в рассматриваемой проблематике музей успешно ведет более 90 лет. Еще в 1920-е годы основатель и первый директор музея Александр Федорович Котс проводил занятия для слепых студентов.

Государственный Дарвиновский музей представляет собой консультативный центр не только в музейной области, но и, совместно с «Институтом Реакомп»—ведущим

10 Постановление Правительства Москвы № 115-ПП от 17 февраля 2009 года // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/296766/ (дата обращения: 14.11.2017).

11 Workshop «Невидимый опыт» // Garage. URL: https://garagemca.org/ru/event/604 (дата обращения: 06.11.2017).

12 Тренинг «Музей ощущений» // Garage. URL: https://garagemca.org/ru/event/experiencing-the-museum (дата обращения: 06.11.2017).

13 Музей современного искусства «Гараж» представляет «Невидимый опыт» // Музей современного искусства «Гараж». URL: https://garagemca.org/ru/event/604 (дата обращения: 27.03.2015).

14 Тренинг по обеспечению доступности музеев для посетителей с нарушениями слуха и зрения прошел в музее «Гараж» // Со-единение. URL: http://so-edinenie.org/infocentr/novosti/garage_itog (дата обращения: 16.04.2016).

учреждением Всероссийского общества слепых в области их комплексной реабилитации — является центральным методическим и консультативным центром в области адаптации музейного пространства для инвалидов по зрению15.

В начале XXI века в музее начали техническую модернизацию, ориентированную на обеспечение свободного доступа для инвалидов16. На сегодняшний день Дарвиновский музей с технической точки зрения можно признать успешно адаптированным для инвалидов по зрению (начиная от входной зоны, заканчивая экспозицией). На входе, лестницах, дверях и других архитектурных элементах присутствуют ограничительные желтые линии, на протяжении всего пути можно встретить различные указатели и этикетки к экспонатам, набранные шрифтом Брайля, продумана аудиосистема, существуют копии музейных предметов и их частей для тактильного осмотра и многое другое. На этом этапе музей можно по праву ставить в один ряд с ведущими зарубежными музеями, занимающимися адаптацией музейного пространства для инвалидов по зрению.

Важно отметить, что музей можно посетить не только в группе или по записи, но также и индивидуально. Из «6923 человек, имеющих инвалидность, и посетивших музей в 2012 году, 3337 составили индивидуальные посетители»17. В 2013 г. музей посетило 7236 человек, имеющих инвалидность, 4759 из них—индивидуальные посетители18. Это говорит о том, что желание людей посещать музеи не только в группе, но и самостоятельно постоянно растет.

Для слепых и слабовидящих людей продумано несколько программ и маршрутов посещения. Ознакомление с коллекцией начинается в методическом кабинете с отобранными для тактильного осмотра предметами. Существует экзотариум, где обитают разные живые насекомые и т. д., которых можно потрогать19. На основной экспозиции проводят различные экскурсии, около отдельных экспонатов, например, можно увидеть кусок меха белого медведя, который будет интересно потрогать не только слепым.

На протяжении многих лет Государственный Дарвиновский музей сотрудничает с ИПРПП ВОС «Реакомп». В 2003 г. было заключено соглашение, которое легло в основу всей многолетней совместной работы культурного учреждения и реабилитационного центра. За это время были проведены различные тематические конференции и семинары, выпущены методические пособия и налажен международный обмен опытом в работе со слепыми и слабовидящими людьми. Проводятся регулярные специализированные занятия с персоналом музея, призванные научить сотрудников помогать инвалидам.

Одним из важнейших изданий, выпущенных как методическое пособие музеям в помощь при работе с инвалидами, является брошюра С. Н. и О. П. Ваньшиных «Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами»20. На данный момент существуют три издания—2005, 2009 и 2013 гг., которые издавались по мере накопления нового опыта. Второе издание выложено в свободном доступе на сайте реабилитационного центра

15 МедведеваЕ.Б. Доступность... С. 4.

16 Государственный Дарвиновский музей. Отчет за 2012. М., 2013. С. 229-246.

17 Там же. С. 230.

18 Там же. Отчет за 2013. М., 2014. С. 219.

19 Клюкина А. И. Социализация инвалидов музейными средствами // Творчество инвалидов—неограниченные возможности. Организация в музеях выставок инвалидов и адаптация выставок для восприятия людьми с ограничениями здоровья: материалы обучающего семинара 18 октября 2011 года, Москва. М., 2011. С. 10.

20 Ваньшин С.Н., Ваньшина О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: метод. пособие. М.: ГДМ, 2005. 24 с.

«Реакомп». В брошюре можно найти информацию о том, что и как надо сделать, чтобы облегчить инвалидам путь в музей и его осмотр, при этом не мешая другим посетителям. Здесь отражен технический момент (как оборудовать пространство музея для инвалидов) и этический (как себя вести с такими людьми, какие особенности у каждой группы инвалидов и т. д.).

Еще одним проектом Дарвиновского музея и «Реакомпа» является «Инструкция по социокультурной реабилитации инвалидов различных категорий музейными средствами». Данная работа была выпущена в 2007 г. при поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы и, по сути, повторяет содержание вышеупомянутой брошюры21.

Помимо работы на экспозиции, музей организует передвижные выставки. За последние несколько лет были организованы совместные выставки с музеями Москвы. Почти в каждой из них присутствовали тактильные экспонаты, что позволило слепым и слабовидящим людям осмотреть их. Например, в ЦСО Москвы демонстрировались выставки: «История жизни на Земле и экология города Москвы»22 и «Лекарственные растения»23. Эти выставки были доступны инвалидам разных категорий и могли быть развернуты в любой аудитории, их легко было перевозить и монтировать.

С 2016 г. музей осуществляет инклюзивные кинопоказы для незрячих и глухих. Отечественные фильмы сопровождают тифлокомментариями (закадровое описание видеоряда, составленное сценаристом и начитанное диктором), помогающие инвалиду по зрению увидеть происходящее на экране. На сеанс можно попасть по предварительной заявке по билету в музей.

Поскольку Государственный Дарвиновский музей является научно-методическим центром по распространению социокультурной реабилитационной работы с инвалидами, на его базе проводятся различные тематические мероприятия (научно-практические конференции, учебные семинары и т. д.).

На сегодняшний день Государственный Дарвиновский музей продолжает работать в сфере адаптации музейного пространства для людей с ограниченными возможностями, налаживая международный обмен опытом. В основном работа направлена на взаимодействие со слепыми и слабовидящими людьми. На базе музея происходит трудоустройство таких людей, устраиваются выставки их творческих работ и т. д. Это культурное учреждение показывает, как может и должен работать крупный музей с инвалидами разных категорий, что это не просто пространство с демонстрацией неких предметов, но и место, где происходит социальная инклюзия всех людей, независимо от их положения и возраста.

Для более полного понимая того, что в крупных и известных музеях Москвы все-таки существуют проблемы в программах для инвалидов по зрению, рассмотрим Государственный Исторический Музей и Государственную Третьяковскую галерею.

Государственный Исторический музей также обладает значительным опытом по адаптации музейного пространства для инвалидов по зрению. С 2008 г. в музее реализуется проект «Музей археологии для слепых детей в Историческом музее» («Прочти историю

21 Ваньшин С. Н. Методические рекомендации по проведению в музеях социокультурной реабилитации инвалидов различных категорий // Музей у вас дома. URL: http://muzeumhome.tosbs.ru/ metodicheskie-materialy/muzei/79-metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-v-muzeyakh-sotsiokul-turnoj-reabilitatsii-invalidov-razlichnykh-kategorij (дата обращения: 20.10.2017).

22 Экспонаты руками трогать разрешается // dislife. URL: http://dislife.ru/articles/view/5684 (дата обращения: 20.10.2017).

23 Там же.

руками»). Цели проекта—социокультурная реабилитация детей с проблемным зрением музейными средствами; преобразование музейного пространства в доступное для определенных групп посетителей; изучение истории и исследование прошлого. Среди задач, помимо привнесения знаний о прошлом России с помощью музея и воспитания чувства патриотизма, координаторы проекта выделили три задачи:

1) накопление и изучение имеющегося опыта работы со слепыми и слабовидящими детьми в России и за рубежом, последующий синтез полученной информации и выработка системы по дальнейшей взаимной работе на исторических экспозициях музеев страны с данной категорией посетителей;

2) социальная адаптация детей музейными средствами;

3) повышение уровня толерантности общества и социальной ответственности отечественных музеев24.

В музее представлены объемные копии наскальных рисунков, различных обиходных предметов древних людей, петроглифов, археологических предметов и различных фигурок древних животных. Так же предоставлены тактильные альбомы с наскальными рисунками, дополненные надписями на Брайле. На рисунках изображены сюжеты из жизни древнего человека — охота, рыболовство, земледелие и т. д. Для программы создана база копий подлинных археологических предметов, дополнительных элементов, таких как куски меха, кости животных, текстиль, различные реконструкции человеческого тела25.

Первоначально проект был рассчитан на детей с 1-го по 3-й класс, на данный момент занятия проводят для учащихся с 1-го по 11-й класс. Проект был расширен за счет увеличения перечня тематик занятий в археологических залах музея. Сегодня можно выбрать один из четырех циклов, каждый из которых состоит из пяти занятий. По желанию можно провести как отдельное занятие, так и совместить занятия из различных циклов26. Группа сотрудников музея прошла стажировку в Государственном Эрмитаже, где существует похожая программа.

К сожалению, экспозиция Государственного Исторического музея все еще далека от статуса доступной для людей с инвалидностью по зрению. «Прочти историю руками» —достаточно изолированный проект27, который ориентирован только на детей, хотя такие мероприятия должны проводиться не только для детей, но и для взрослых.

Еще одним крупным музеем, работающим с инвалидами по зрению, является Государственная Третьяковская галерея. С 2011 г. в здании на Крымском Валу реализуется проект «Язык скульптуры по Брайлю»28. Суть заключается в меняющихся тактильных выставках, где представлена скульптура современных художников. Данные проект интересен не только незрячим посетителям, на кого ориентирована программа, но и зрячим людям.

В качестве партнеров были привлечены немецкие специалисты, работающие в области создания специальных экспозиций для слепых и слабовидящих людей в Берлине.

24 Музей археологии для слепых детей в Историческом музее // Меняющийся музей в меняющемся мире. URL: http://bestmuseums.ru/diaries/210/description/ (дата обращения: 20.03.2015).

25 Шишлина Н., Каверзнева Е. Прочти историю руками // Мир музея. 2009. № 10. С. 34-40.

26 Музейные занятия для незрячих и слабовидящих детей. Проект «Прочти историю руками» // Государственный Исторический музей. URL: http://www.shm.ru/visit/excursions/834/ (дата обращения: 30.03.2015).

27 Программа для школьников «Прочти историю руками» // Государственный Исторический музей. URL: http://shm.ru/shows/6460/ (дата обращения: 06.11.2017).

28 Язык скульптуры по Брайлю // Благотворительный фонд В. Потанина. URL: http://museum. fondpotanin.ru/projects/651998 (дата обращения: 06.11.2017).

На каждой выставке у всех экспонатов присутствуют таблички, выполненные шрифтом Брайля, а также аудиокомментарии самих художников. Данный проект также предполагает практические занятия по лепке в Третьяковской мастерской29.

В целом это хорошо проработанная программа, которая включает не только осмотр предметов, но и работу в мастерских, а сама экспозиция не перегружена (25 предметов, которые можно осмотреть за одно посещение).

К сожалению, у проекта «Язык скульптуры по Брайлю» первоначально отмечалось множество недочетов, начиная с отсутствия элементарного обозначения желтым цветом первой и второй ступени лестницы (выставка располагалась на втором этаже), заканчивая множественными неточностями в табличках на Брайле. Например, «для различия цифр и букв шрифтом Брайля применяется так называемый цифровой знак. Он означает, что все последующие за ним символы до пробела следует читать как цифры. Без цифрового знака, аналогичные обозначения читаются как буквы»30.

Еще одним спорным моментом стала навигация по выставке. При входе на нее располагалась тактильная карта всей экспозиции, где можно было увидеть расположение экспонатов и т. д., но достаточно маленькие размеры обозначений и большая плотность их размещения на схеме сильно затрудняли ее восприятие.

Руководствуясь сведениями с официального сайта Третьяковской галереи, можно предположить, что проект до сих пор существует31. К сожалению, информации о последующих выставках музей практически не предоставляет. Скорее всего, это вызвано назревавшей уже в 2012 г. проблемой: хранители музея не разрешали выставлять в качестве тактильных экспонатов предметы из фондов, опасаясь за их сохранность.

В Москве активно развиваются и менее крупные музеи. Большое количество из них старается адаптировать свое пространство для различных групп инвалидов. Среди них можно выделить несколько культурных учреждений, которые задумались о незрячих посетителях и создали некоторые программы для них. В качестве примера приведем музей М. А. Булгакова на Большой Садовой и научно-технический музей «Огни Москвы», чтобы показать, как малые музеи могут создавать более продуманные проекты для инвалидов по зрению в отличие от крупных музеев.

В 2010 г. сотрудники музея М. А. Булгакова создали новую программу, которая также позволяла бы посетить экспозицию слепым и слабовидящим людям. Как отмечает сам музей, инвалиды по зрению посещали его и до создания данного проекта. Сама тематика музея привлекательна для слепых и слабовидящих людей. Из биографии писателя мы знаем, что под конец жизни он ослеп. Создание же новой программы только усилило желание его посетить и, главное, во многом упростило посещение.

Проект «Пятое измерение „нехорошей" квартиры»32 представляет собой аудиопу-тешествие по булгаковской квартире. В отличие от других московских музеев, здесь акцент делается в большей степени не на тактильные предметы, которые есть в наличии, а на аудиовосприятие атмосферы. Здесь используются не только архивные записи

29 Выставка скульптуры для слабовидящих и слепых // Справочник руководителя учреждения культуры. 2009. № 5. С. 87.

30 XXII-ая Всероссийская научно-практическая конференция «Музей без барьеров» // Реакомп. URL: http://www.rehacomp.ru/events/22-konferenciya.html (дата обращения: 24.03.2014).

31 Язык скульптуры по Брайлю // Государственная Третьяковская галерея. URL: http://www. tretyakovgallery.ru/ru/museum/root550567/root5505672804/ (дата обращения: 27.05.2014).

32 Проект «Пятое измерение нехорошей квартиры» // Музей Михаила Афанасьевича Булгакова. URL: http://bulgakovmuseum.ru/proekt-pyatoe-izmerenie-nehoroshej-kvartiry/ (дата обращения: 24.10.2017).

1900-1930-х годов, но и звуковые инсталляции современных художников, среди которых есть и инвалид по зрению.

Экскурсии для людей с ограниченным зрением проходят как в отдельных группах, так и в смешанных (зрячие и незрячие люди). Такую экскурсию могут посетить как дети, так и взрослые. Также в музее проводятся концерты с участием слепых студентов и преподавателей Специализированного Института слепых.

Произведения писателя наполнены музыкой, мелодиями и звуками эпохи. Подборка музыки не была случайной, а так же, как и вся работа, была тщательно продумана и отобрана. Помимо встречающихся в текстах Булгакова точных указаний на определенные произведения, были проанализированы дневники и письма писателя и его современников. Для их воспроизведения старались найти записи того времени, для этого были использованы многие архивные материалы, материалы Виртуальной энциклопедии российской грамзаписи, а также воссоздание звука довоенного радио с помощью пластинок, выпускавшихся Всесоюзным радиокомитетом.

В результате этой работы в помещениях музея звучит разнообразная музыка, создающая особую атмосферу. В гостиной отражена тихая жизнь начала XX в.—здесь царствуют салонные и цыганские романсы. На кухне звучат песни улиц 1920-х годов—хулиганские частушки, разбойные баллады и т. д. Также можно услышать патефонную музыку, которая присутствовала в виде «патефона в чемоданчике» в «Мастере и Маргарите», репертуар советского довоенного радио и многое другое.

В музее существует специальный аудиогид, записанный с учетом специфики формата экскурсии для слепых и слабовидящих людей. В записи в каждой комнате добавлена дорожка с аудиогидом33. Таким образов, информация как бы окутывает людей, находящихся в комнате. Еще одним важным моментом является то, что для записи аудиогида были привлечены профессиональные актеры театра «Комендиантъ», что положительно повлияло на качество записи.

Музеем подготовлены различные буклеты для незрячих людей как обычные, так и цветные. Изготовлены указатели, путеводители, афиши, тщательно проработанные таблички и этикетки к экспонатам на Брайле. Изготовлен объемный план музея, выдаваемый на прозрачных пленках. Также проработан сайт музея. На данный момент, например, существует функция увеличения текста всего сайта, что отсутствует практически у всех остальных музеев.

В Музее М. А. Булгакова также проводятся семинары для обмена опытом с музеями, разрабатывавшими программы для незрячих посетителей.

Они помогают выявить проблемы, которые могут возникнуть у каждого музея. Сотрудники музея М. А. Булгакова на одном из первых собраний обратили внимание на такие проблемы, как формирование групп, что подвело их к идее создания базы контактов, и проблему финансирования после окончания грантового проекта, с чем столкнулся Государственный Исторический музей. Появилась возможность подумать о возможных проблемах заранее, например, начать поиск спонсоров для дальнейшей работы.

Сотрудники музея сотрудничают с Российской государственной библиотекой для слепых34. Этот шаг во многом отличает его от других музеев Москвы, которые пренебрегли

33 Работа с незрячими посетителями // Музей Михаила Булгакова. URL: http://www.bulgakov-museum.ru/5d/target-group (дата обращения: 20.02.2015).

34 Анкеты // Музей Михаила Булгакова. URL: http://www.bulgakovmuseum.ru/5d/journal/page332 (дата обращения: 20.02.2015).

такой возможностью. Налажены контакты не только с самой библиотекой, но и с Дарвиновским музеем, через который были получены ценные указания и некоторые методические издания.

На сегодняшний день этот проект активно работает и востребован. Программы дополнили пешие экскурсии по различным булгаковским местам, по местам «Мастера и Маргариты» и т. д. Рядом с «нехорошей квартирой» располагается музей-театр «Бул-гаковский дом», где поставлен спектакль для незрячих детей. Все вместе это создает очень увлекательную программу не только для слепых, но и для зрячих людей любых возрастов.

Научно-технический музей «Огни Москвы» в 2005 г. создал программу для слепых и слабовидящих детей «Я вижу солнце». В рамках проекта в музее подготовлен ряд из музейных экспонатов (различные светильники), которые можно трогать во время экскурсии. Занятие построено так, чтобы один экскурсовод давал текст экскурсии, а затем два других экскурсовода давали посмотреть каждому ребенку экспонаты, а сопровождающие группу учителя следили, чтобы дети правильно фокусировали взгляд на предмете35.

Музей активно участвует в конференциях, посвященных рассматриваемой проблематике. В 2014 г. в № 11 «Справочника руководителя учреждения культуры»36 была напечатана статья директора музея, где приведена инструкция для проведения экскурсии инвалидам по зрению. Отмечается важность напольной навигации в дополнение к этикеткам на Брайле, вводный рассказ об архитектуре здания (история, опасные места, месторасположение гардероба и т. д.), стремления задействовать все органы чувств (тактильные экспонаты, звуки, запахи). При работе с группой важно дружелюбие и вежливость. Рекомендуется не забывать про особенности восприятие мира слепыми и слабовидящими людьми, так как у них может остаться цветовая и предметная память, существовать восприятие предмета с помощью выделения светом и т. д. Эти достаточно краткие, но важные рекомендации помогают понять многие аспекты работы с инвалидами по зрению.

Таким образом, видно, что самые проработанные программы для людей с инвалидностью не всегда существуют в больших и известных музеях. Малые музеи во многом их превосходят. В основном по проработанности идеи и качеству исполнения. Исключение — Дарвиновский музей, так как это музей — консультативный центр для других музеев.

В целом в московских музеях существует значительное разнообразие программ и проектов для слепых и слабовидящих людей. Некоторые из них нельзя назвать удачными, так как они изолированы от общества, другие являются, можно сказать, образцом для подражания. Следует отметить, что в основном время разработки таких программ приходится на период с 2006 по 2012 гг., а за последние 5 лет их число заметно снизилось. Было проведено множество семинаров и конференций, но, к сожалению, общей концепции, суммирующей накопленный опыт, создано не было (не считая методических изданий Дарвиновского музея).

Многие программы, реализованные в музеях Москвы, ориентированы исключительно на детскую аудиторию. Часто инициатива по реализации таких программ исходила от самих инвалидов по зрению. Большинство музеев повторяют ошибки уже созданных программ, хотя их можно было бы избежать.

35 Мамаевская Л. Я вижу солнце // Музей. 2012. № 2. С. 19-21.

36 Потапова Н. В. Как провести экскурсию для слепого человека // Справочник руководителя учреждения культуры. 2014. № 11. С. 85-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целый ряд московских музеев, в которых успешно реализуются программы для инвалидов, все чаще начинает выполнять обязанности по патронажу и методическому руководству над аналогичными программами тех музеев, которые недавно включились в эту гуманную работу.

Информация о статье Автор: Вревская Наталия Александровна—младший научный сотрудник, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург, Россия, [email protected].

Заглавие: Доступность музеев Москвы для слепых и слабовидящих людей. Абстракт: Статья посвящена московскому опыту адаптации музеев для слепых и слабовидящих людей. За несколько последних лет в отечественных музеях начали активно заниматься социальной инклюзией инвалидов. Московские музеи развивают свои программы в этой области. Очень многое создается для инвалидов по зрению, которые являются одной из самых сложных аудиторий. Наряду с успешными программами существует много проблем как общих для всех музеев не только Москвы, но и России, так и локализованных в конкретном музее. Рассматривается опыт создания программ для слепых и слабовидящих людей Государственного Дарвиновского музея, Государственного Исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея М. А. Булгакова, Музея «Огни Москвы» и Музея современного искусства «Гараж». Ключевые слова: музей, инвалиды по зрению, социальная инклюзия, Москва.

Список использованной литературы

Анкеты // Музей Михаила Булгакова. URL: http://www.bulgakovmuscum.ru/5d/journal/ page332 (дата обращения: 20.02.2015).

Ваньшин, Сергей Николаевич, Ваньшина, Ольга Павловна. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: метод. пособие. Москва: ГДМ, 2005. 24 с.

Ваньшин, Сергей Николаевич. Методические рекомендации по проведению в музеях социокультурной реабилитации инвалидов различных категорий // Музей у вас дома. URL: http://muzcumhomc.tosbs.ru/mctodichcskic-matcrialy/muzci/79-mctodichcskic-rckomcndatsii-po-provcdcniyu-v-muzcyakh-sotsiokulturnoj-rcabilitatsii-invalidov-razlichnykh-katcgorij (дата обращения: 20.10.2017).

Ваньшин, Сергей Николаевич. Тифлокомментирование. Как внедрить новую услугу в сферу культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2016. № 4. С. 61-66.

Выставка скульптуры для слабовидящих и слепых // Справочник руководителя учреждения культуры. 2009. № 5. С. 87.

Государственный Дарвиновский музей. Отчет за 2012. Москва: Изд-во ГДМ, 2013. 360 с.

Государственный Дарвиновский музей. Отчет за 2013. Москва: Изд-во ГДМ, 2014. 338 с.

Клюкина, Анна Иосифовна. Социализация инвалидов музейными средствами // Творчество инвалидов — неограниченные возможности. Организация в музеях выставок инвалидов и адаптация выставок для восприятия людьми с ограничениями здоровья: материалы обучающего семинара 18 октября 2011 года, Москва. Москва: Изд-во ГДМ, 2011. С. 5-22.

Круглый стол по результатам проекта «Прочти истории руками» // Благотворительный фонд В. Потанина. URL: http://museum.fondpotanin.ru/projects/655498/diary/5962222 (дата обращения: 07.12.2014).

Мамаева, Ольга. Особое для особенных // The Art Newspaper Russia. 2016. № 40. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2634/ (дата обращения: 07.10.2017).

Мамаевская, Любовь. Я вижу солнце // Музей. 2012. № 2. С. 19-21.

Медведева, Елена Борисовна. Доступность для всех // Музей. 2012. № 2. С. 4-7.

Музей археологии для слепых детей в Историческом музее // Меняющийся музей в меняющемся мире. URL: http://bestmuseums.ru/diaries/210/description/ (дата обращения: 20.03.2015).

Музей современного искусства «Гараж» представляет «Невидимый опыт» // Музей современного искусства «Гараж». URL: http://garageccc.com/ru/event/604 (дата обращения: 27.03.2015).

Музейные занятия для незрячих и слабовидящих детей. Проект «Прочти историю руками» // Государственный Исторический музей. URL: http://www.shm.ru/visit/excursions/ 834/ (дата обращения: 30.03.2015).

Постановление Правительства Москвы № 115-ПП от 17 февраля 2009 года // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/296766/ (дата обращения: 14.11.2017).

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программ Российской Федерации „Доступная среда" на 2011-2020 годы» // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. URL: http://base. garant.ru/71265834/#block_31 (дата обращения: 14.02.2016).

Потапова, Наталья Владимировна. Как провести экскурсию для слепого человека// Справочник руководителя учреждения культуры. 2014. № 11. С. 85-87.

Приказ Министерства культуры РФ от 16 ноября 2015 г. № 2800 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ» // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/71280536/ (дата обращения: 14.02.2016).

Программа Второй Международной конференции «Построение устойчивого диалога». Музеи и местное сообщество: взгляд изнутри. Россия — Голландия. 6-7 сентября, Санкт-Петербург. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитаж, 2017. 30 с.

Программа для школьников «Прочти историю руками» // Государственный Исторический музей. URL: http://shm.ru/shows/6460/ (дата обращения: 06.11.2017).

Программа Круглого стола «Ощущая пространство и время. Музейные программы для слепых и слабовидящих». 18-22 января, Санкт-Петербург. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитаж. 2016. 7 с.

Проект «Пятое измерение нехорошей квартиры» // Музей Михаила Афанасьевича Булгакова. URL: http://bulgakovmuseum.ru/proekt-pyatoe-izmerenie-nehoroshej-kvartiry/ (дата обращения: 24.10.2017).

Работа с незрячими посетителями // Музей Михаила Булгакова. URL: http://www. bulgakovmuseum.ru/5d/target-group (дата обращения: 20.02.2015).

Тренинг «Музей ощущений» // Garage. URL: https://garagemca.org/ru/event/experiencing-the-museum (дата обращения: 06.11.2017).

Тренинг «Музей ощущений» // Гараж. URL: http://garagemca.org/ru/event/experiencing-the-museum (дата обращения: 20.02.2016).

Тренинг по обеспечению доступности музеев для посетителей с нарушениями слуха и зрения прошел в музее «Гараж» // Со-единение. URL: http://so-edinenie.org/infocentr/ mvosti/garage_itog (дата обращения: 16.04.2016).

Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ. № 19. 07.05.2012. Ст. 2280.

Шишлина, Наталья, Каверзнева, Елена. Прочти историю руками // Мир музея. 2009. № 10. С. 34-40.

Экспонаты руками трогать разрешается/Zdislife. URL: http://dislife.ru/articles/view/ 5684 (дата обращения: 20.10.2017).

Язык скульптуры по Брайлю // Благотворительный фонд В. Потанина. URL: http:// museum.fondpotanin.ru/projects/651998 (дата обращения: 6.11.2017).

Язык скульптуры по Брайлю//Государственная Третьяковская галерея. URL: http:// www.tTetyakovgallery.ru/ru/museum/root550567/root5505672804/ (дата обращения: 27.05.2014).

Workshop «Невидимый опыт» // Garage. URL: https://garagemca.org/ru/event/604 (дата обращения: 06.11.2017).

XXII-ая Всероссийская научно-практическая конференция «Музей без барьеров» // Реа-комп. URL: http://www.rehacomp.ru/events/22-konferenciya.html (дата обращения: 24.03.2014).

Information on article Author: Vrevskaia Nataliia Aleksandrovna—Junior Researcher, The Military-Historical Museum of Artillery, Engineer and Signal Corps, St. Petersburg, Russia, [email protected]. Title: Moscow museums availability for the blind and visually impaired people. Abstract: The article is devoted to the Moscow experience of museum adaptation for visually impaired people. Over the past few years, Russian museums have begun to actively engage in social inclusion of disabled people. Moscow museums are actively developing their programs in this field. A lot of things are created for visually impaired people, who are one of the most difficult audiences. Along with successful programs, there are many problems, common to all museums not only in Moscow, but also in Russia, and localized in a particular museum. The experience of programs creation for blind and visually impaired people of the State Darwin Museum, the State Historical Museum, the State Tretyakov Gallery, the Museum of M. A. Bulgakov, the Museum "Lights of Moscow" and the Museum of Modern Art "Garage" is considered in the article. Keywords: museum, visually impaired people, social inclusion, Moscow.

References

Ankety [Questionnaires]. Muzej Mihaila Bulgakova. Available at: http://www.bulgakov-museum.ru/5d/journal/page332 (accessed: 20.02.2015) (in Russian).

Federal'nyj zakon ot 03.05.2012 № 46-FZ "O ratifikacii Konvencii o pravah invalidov" [Federal Law of 03.05.2012 No. 46-FZ "On the Ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities"]. Sobranie zakonodatel'stva RF. No.19. 07.05.2012. Aricle 2280 (in Russian).

Gosudarstvennyj Darvinovskij muzej. Otchjot za 2012 [The State Darwin Museum. The

2012 report]. Moscow, The State Darwin Museum Publ., 2013. 360 p. (in Russian).

Gosudarstvennyj Darvinovskij muzej. Otchjot za 2013 [The State Darwin Museum. The

2013 report]. Moscow, The State Darwin Museum Publ., 2014. 338 p. (in Russian).

Jazyk skul'ptury po Brajlju [Language of Braille sculpture]. Blagotvoritel'nyj fond V. Po-tanina. Available at: http://museum.fondpotanin.ru/projects/651998 (accessed: 06.11.2017) (in Russian).

Jazyk skul'ptury po Brajlju [Language of sculpture in Braille]. Gosudarstvennaja Tretjakovskaja galereja. Available at: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/root550567/ root5505672804/ (accessed: 27.05.2014) (in Russian).

Jeksponaty rukami trogat' razreshaetsja [Touching the exhibits with your hands allowed]. dislife. Available at: http://dislife.ru/articles/view/5684 (accessed: 20.10.2017) (in Russian).

Kljukina A. I. Socializacija invalidov muzejnymi sredstvami [Socialization of disabled people by museum methods]. Tvorchestvo invalidov—neogranichennye vozmozhnosti. Organ-izacija v muzejah vystavok invalidov i adaptacija vystavok dlja vosprijatija ljud'mi s ogran-ichenijami zdorov'ja: Materialy obuchajushhego seminara 18 oktjabrja 2011 goda, Moskva [Creativity of disabled people—unlimited opportunities. Organization of exhibitions of disabled people in museums and adaptation of exhibitions for perception by people with limited health: Materials of the training seminar October 18, 2011, Moscow]. Moscow, The State Darwin Museum Publ., 2011, pp. 5-22 (in Russian).

Kruglyj stol po rezul'tatam proekta "Prochti istorii rukami" [Round table on the results of the project "Read the stories with your hands"]. Blagotvoritel'nyj fond (V. Potanin's Fund). Available at: http://museum.fondpotanin.ru/projects/655498/diary/5962222 (accessed: 07.12.2014) (in Russian).

Mamaeva O. Osoboe dlja osobennyh [Special for special people]. The Art Newspaper Russia, 2016, no. 40. Available at: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2634/ (accessed: 07.10.2017) (in Russian).

Mamaevskaja L. Ja vizhu solnce [I see the sun]. Muzej [Museum], 2012, no. 2, pp. 19-21 (in Russian).

Medvedeva E. B. Dostupnost' dlja vseh [Accessibility for everyone]. Muzej [Museum], 2012, no. 2, pp. 4-7 (in Russian).

Muzej arheologii dlja slepyh detej v Istoricheskom muzee [Museum of Archeology for Blind Children in the Historical Museum]. Menjajushhijsja muzej v menjajushhimsja mire [Changing museum in the changing world]. Available at: http://bestmuseums.ru/diaries/210/ description/ (accessed: 20.03.2015) (in Russian).

Muzej sovremennogo iskusstva "Garazh" predstavljaet "Nevidimyj opyt" [Museum of Contemporary Art "Garage" presents "Invisible Experience"]. Muzej sovremennogo iskusst-va Garazh [Museum of Contemporary Art "Garage"]. Available at: http://garageccc.com/ru/ event/604 (accessed: 27.03.2015) (in Russian).

Muzejnye zanjatija dlja nezijachih i slabovidjashhih detej. Proekt "Prochti istoriju rukami" [Museum classes for blind and visually impaired children. Project "Read the story with your hands"]. Gosudarstvennyj Istoricheskij muzej [The State Historical Museum]. Available at: http://www.shm.ru/visit/excursions/834/ (accessed: 30.03.2015) (in Russian).

Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy № 115-PP ot 17 fevralja 2009 goda [Decree of the Government of Moscow No. 115-PP dated February 17, 2009]. GARANT: informacionno-pravovoj portal. Available at: http://shhshhshh.garant.ru/products/ipo/prime/doc/296766/ (accessed: 14.11.2017) (in Russian).

Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 1 dekabrja 2015 g. № 1297 "Ob ut-verzhdenii gosudarstvennoj programm Rossijskoj Federacii „Dostupnaja sreda" na 2011-2020 gody" [Decree of the Government of the Russian Federation of 1 December 2015 No. 1297 "On the approval of the state programs of the Russian Federation „Accessible Environment" for 2011-2020"]. GARANT: informacionno-pravovoj portal. Available at: http://base.garant. ru/71265834/#block_31 (accessed: 14.02.2016) (in Russian).

Potapova N. V. Kak provesti jekskursiju dlja slepogo cheloveka [How to make a tour for a blind person]. Spravochnik rukovoditelja uchrezhdenija kul'tury [Handbook for the Head of a Cultural Institution], 2014, no. 11, pp. 85-87 (in Russian).

Prikaz Ministerstva kul'tury RF ot 16 nojabrja 2015 g. № 2800 "Ob utverzhdenii Por-jadka obespechenija uslovij dostupnosti dlja invalidov kul'turnyh cennostej i blag" [Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation of November 16, 2015, No. 2800 "On Approving the Procedure for Providing Accessibility for Persons with Disabilities of Cultural Values and Benefits"]. GARANT: informacionno-pravovojportal. Available at: http://base.garant. ru/71280536/ (accessed: 14.02.2016) (in Russian).

Proekt "Pjatoe izmerenie nehoroshej kvartiry" [Project "The fifth dimension of a bad apartment"]. Muzej Mihaila Afanas'evicha Bulgakova [Bulgakov Museum]. Available at: http://bulg-akovmuseum.ru/proekt-pyatoe-izmerenie-nehoroshej-kvartiry/ (accessed: 24.10.2017) (in Russian).

Programma dlja shkol'nikov "Prochti istoriju rukami" [Program for schoolchildren "Read the story with your hands"]. Gosudarstvennyj Istoricheskij muzej [The State Historical Museum]. Available at: http://shm.ru/shows/6460/ (accessed: 06.11.2017) (in Russian).

Programma Kruglogo stola "Oshhushhaja prostranstvo i vremja. Muzejnye programmy dlja slepyh i slabovidjashhih". 18-22 janvarja, Sankt-Peterbrug [The program of the Round Table "Sensing space and time. Museum programs for the blind and visually impaired". January 18-22, St. Petersburg]. St. Petersburg, Gos. Jermitazh Publ., 2016. 7 p. (in Russian).

Programma Vtoroj Mezhdunarodnoj konferencii "Postroenie ustojchivogo dialoga". Mu-zei i mestnoe soobshhestvo: vzgljad iznutri. Rossija-Gollandija. 6-7 sentjabrja, Sankt-Peter-burg [The program of the Second International Conference "Building a Sustainable Dialogue". Museums and the local community: A view from the inside. Russia—Holland. September 6-7, St. Petersburg]. St. Petersburg, Gos. Jermitazh Publ., 2017. 30 p. (in Russian).

Rabota s nezijachimi posetiteljami [Work with blind visitors]. Muzej Mihaila Bulgakova [Bulgakov Museum]. Available at: http://www.bulgakovmuseum.ru/5d/target-group (accessed: 20.02.2015) (in Russian).

Shishlina N.; Kaverzneva E. Prochti istoriju rukami [Read the story with your hands]. Mir muzeja [The world of museum], 2009, no. 10, pp. 34-40 (in Russian).

Trening "Muzej oshhushhenij" [Training "Museum of sensations"]. Garage. Available at: https://garagemca.org/ru/event/experiencing-the-museum (accessed: 06.11.2017) (in Rus sian).

Trening "Muzej oshhushhenij" [Training "Museum of sensations"]. Garazh. Available at: http://garagemca.org/ru/event/experiencing-the-museum (accessed: 20.02.2016) (in Russian).

Trening po obespecheniju dostupnosti muzeev dlja posetitelej s narushenijami sluha i zreni-ja proshel v muzee "Garazh" [Training on the accessibility of museums for visitors with hearing and visual impairment was held in the Garage Museum]. So-edinenie [Connection]. Available at: http://so-edinenie.org/infocentr/novosti/garage_itog (accessed: 16.04.2016) (in Russian).

Van'shin S. N.; Van'shina O. P. Sociokul'turnaja reabilitacija invalidov muzejnymi sred-stvami: Metod. posobie [Socio-cultural rehabilitation of people with disabilities by museum means: Methodical manual]. Moscow, GDM Publ., 2005. 24 p. (in Russian).

Van'shin S. N. Metodicheskie rekomendacii po provedeniju v muzejah sociokul'turnoj reabilitacii invalidov razlichnyh kategorij [Methodical recommendations for holding in so-ciocultural rehabilitation museums for people with disabilities of various categories]. Muzej u vas

doma [A museum at your home]. Available at: http://muzeumhome.tosbs.ru/metodicheskie-materialy/muzei/79-metodicheskie-rekomendatsii-po-provedemyu-v-muzeyakh-sotsiokulturnoj-reabilitatsii-invalidov-razlichnykh-kategorij (accessed: 20.10.2017) (in Russian).

Van'shin S. N. Tiflokommentirovanie. Kak vnedrit' novuju uslugu v sferu kul'tury [Ti-flocommenting. How to implement a new service in the sphere of culture]. Spravochnik ru-kovoditelja uchrezhdenija kul'tury [Handbook for the head of a cultural institution], 2016, no. 4, pp. 61-66 (in Russian).

Vystavka skul'ptury dlja slabovidjashhih i slepyh [Exhibition of sculptures for the visually impaired and the blind]. Spravochnik rukovoditelja uchrezhdenija kul'tury [Handbook for the head of a cultural institution], 2009, no. 5, pp. 87 (in Russian).

Workshop "Nevidimyj opyt" [Workshop "Invisible Experience"]. Garage. Available at: https://garagemca.org/ru/event/604 (accessed: 06.11.2017) (in Russian).

XXII-aja Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija "Muzej bez bar'erov" [The 22nd Russian Scientific and Practical Conference "Museum without barriers"]. Reakomp. Available at: http://www.rehacomp.ru/events/22-konferenciya.html (accessed: 24.03.2014) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.