Научная статья на тему 'Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»'

Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
637
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА / PRE-DIPLOMA PRACTICE / RESEARCH PRACTICE / TEACHING PRACTICE / THE RESEARCH WORK OF GRADUATE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна

В статье представлен материал, посвященный вопросам организации практики обучающихся в магистратуре. Теоретической основой организации практики магистрантов по направлению «Педагогическое образование» являются положения практико-ориентированного подхода. Значимым средством реализации практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке магистров является система взаимосвязанных между собой практик и научно-исследовательской работы обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of practical training of students at the master''s program "Pedagogy of inclusive education"

The paper presents the material on the organization of magistracy practices. The theoretical basis for the organization of undergraduates with major “Pedagogic education” is the provisions of a practice-oriented approach. A significant mean of implementation of practice-oriented approach in the training of masters is a system of interrelated practices and research of undergradueates.

Текст научной работы на тему «Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горюнова Л. В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования») // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15290. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15290.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15290

УДК 378.147

Горюнова Лилия Васильевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону lvgorvunova@sfedu.ru

Организация практической подготовки обучающихся

по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»

Аннотация. В статье представлен материал, посвященный вопросам организации практики обучающихся в магистратуре. Теоретической основой организации практики магистрантов по направлению «Педагогическое образование» являются положения практико-ориентированного подхода. Значимым средством реализации практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке магистров является система взаимосвязанных между собой практик и научно-исследовательской работы обучающихся.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа магистрантов, научноисследовательская практика, педагогическая практика, преддипломная практика. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Осваивая профессию педагога, современный обучающийся должен как можно раньше приобщиться к процессу решения актуальных проблем в реальном образовательном пространстве. В ходе профессиональной подготовки он должен осознавать практическую значимость изученного теоретического материала, увидеть перспективы своей профессиональной педагогической деятельности, оценить образцы передового педагогического опыта, овладеть новыми образовательными технологиями и быть готовым к инновационной деятельности в сфере образования. Все это и определяет необходимость внедрения практико-ориентированного подхода в процесс профессиональной подготовки педагогов на всех уровнях, в том числе и в магистратуре. В документах, отражающих основные направления образовательной политики страны, в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования подчеркивается необходимость усиления практической подготовки кадров для сферы образования. Именно практико-ориентированный подход как основа построения процесса профессиональной подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» обеспечит его качество за счет усиления практической составляющей подготовки в университете, что достигается через активизацию практической деятельности магистрантов, когда в ходе обучения упор делается на то, что профессионально значимые теоретические знания осваиваются магистрантом в ходе решения практических задач, связанных с будущей деятельностью. Л. В. Байбородова отмечает, что положения практико-ориентированного подхода необходимо учитывать при проектировании образовательной программы профессиональной подготовки [1].

Магистерская программа «Педагогика инклюзивного образования» соответствует требованиям ФГОС ВО (утвержден приказом Минобрнауки России от 21 ноября 2014 г., № 1505) [2], опирается на основные положения практико-ориентированного подхода, на активно разрабатываемую в университете теорию и методику инклюзивного образования и ориентирована на формирование у магистрантов ши-

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горюнова Л. В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования») // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15290. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15290.htm. - ISSN 2304-120X.

рокого спектра общекультурных и профессиональных компетенций, а также трудовых функций, зафиксированных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [3] и востребованных в современных образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику.

Значимым средством реализации практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке магистров является система взаимосвязанных между собой практик и научно-исследовательской работы обучающихся.

Научно-исследовательская работа обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования» осуществляется с целью подготовки магистрантов к самостоятельной научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), а также к проведению научных исследований в составе творческого коллектива. Научно-исследовательская работа магистранта тесно взаимосвязана со всеми учебными курсами дисциплин базовой и вариативной частей программы подготовки. Содержание научно-исследовательской работы является основным при определении задач формирования исследовательских компетенций магистров.

Задачами научно-исследовательской работы магистрантов является их подготовка: к проведению анализа, систематизации и обобщению результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; проектированию, организации, реализации и осуществлению оценки результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных инновационных технологий и методов педагогических наук; организации взаимодействия с социальными партнерами, коллегами, поиску новых партнеров при решении актуальных исследовательских задач; использованию возможностей и ресурсов современной образовательной среды и проектированию новых условий, для решения научно-исследовательских задач; осуществлению профессионально-личностного самообразования, проектированию дальнейшей образовательной траектории и маршрута профессиональной карьеры, участию в опытно-экспериментальной работе; проведению экспертизы образовательных программ, проектов, образовательных технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным подходам в педагогике и психологии.

Научно-исследовательская работа магистранта является обязательным компонентом образовательной программы и представляет собой логическое продолжение учебного курса дисциплины «Методология и методы научного исследования». Научно-исследовательская работа магистранта направлена на углубление компетенций, сформированных в результате освоения им практико-ориентированного содержания в модулях образовательной программы.

Основными формами научно-исследовательской работы магистрантов являются: самостоятельная работа магистранта, направленная на подготовку обоснования темы исследования (включая публичную презентацию для выступления на кафедре), формирование целей и задач исследования, подбор и проведение теоретического анализа основных научных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования, выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным планом научно-исследовательской работы магистранта, участие в научной работе подразделения; проведение опытно-экспериментальной работы; индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых проис-

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горюнова Л. В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования») // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15290. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15290.htm. - ISSN 2304-120X.

ходит обсуждение методологической основы научного исследования магистрантов по выбранной теме, обсуждение научного аппарата и методов исследования, коррекция исследовательской программы, обсуждение методологии обработки результатов исследования и проверки гипотезы; научно-методические семинары, в ходе которых магистранты презентуют план и результаты своей исследовательской деятельности: тема исследования, ее актуальность, научный аппарат исследования, библиография результатов теоретических исследований, обсуждение планирования, проведения и результатов эмпирических исследований (констатирующий этап эксперимента), обсуждение содержания формирующего и контрольного этапов эксперимента; участие в научных мероприятиях, проводимых в университете, подготовка выступления на научных конференциях, симпозиумах, семинарах, форумах, подготовка и публикация тезисов доклада, научной статьи.

Общая трудоемкость научно-исследовательской работы магистрантов, в соответствии с учебным планом подготовки, составляет 18 зачетных единиц.

Основными способами оценки деятельности магистранта в ходе выполнения научно-исследовательской работы являются: аналитический отчет, описание этапов собственного исследования, обоснование использования методов исследования и т. д.

При реализации образовательной программы магистерской подготовки «Педагогика инклюзивного образования» в Южном федеральном университете разработчиками предусматриваются разного вида практики: научно-исследовательская, педагогическая, преддипломная.

Целью практической подготовки обучающихся в контексте магистерской подготовки по программе «Педагогика инклюзивного образования» является контекстуализация профессиональных компетентностей, полученных обучающимся в реально действующей социокультурной практике современного образования; применение сформированных компетенций педагогической и исследовательской деятельности в процессе проведения учебных занятий и собственного исследования в пространстве образовательных организаций различного типа, вида и образовательного уровня, в том числе реализующих инклюзивную практику, а также для последующего проектирования изменений в контексте деятельности инклюзивной образовательной организации.

При организации практик, предусмотренных магистерской программой, их следует синхронизировать с образовательными траекториями обучающихся, которые проектируются в процессе прохождения магистрантом дисциплин (модуля) программы. Научно-исследовательская практика в программе подготовки магистрантов «Педагогика инклюзивного образования» тесно связана с научно-исследовательской работой (НИР) и целым рядом учебных дисциплин. Деятельности обучающихся в ходе прохождения практик сопутствуют теоретические и практические занятия по дисциплинам: «Методология и методы научного исследования», «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», в ходе которых магистранты знакомятся с понятиями «исследование», «экспертиза в образовании», приобретают опыт работы, находясь в позиции педагога-исследователя. Обучающейся, практикуясь, готовится к самостоятельному (индивидуальному) выполнению той же трудовой функции в своей собственной образовательной организации. Кроме этого деятельность обучающегося на практике и ее результаты становятся материалом для рефлексии, которая ведет к научным размышлениям, в дальнейшем помогает сформулировать проблему исследования и выполнить выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию).

Однако для успешной реализации научно-исследовательской практики необходимо в ходе научно-исследовательской работы актуализировать познавательно-ис-

3

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Горюнова Л. В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования») // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15290. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15290.htm. - ISSN 2304-120X.

следовательские интересы магистрантов, создать условия для понимания магистрантами собственных сильных сторон и дефицитов относительно возможного исследовательского проекта, для проведения коллективной рефлексии промежуточных и итоговых результатов исследования. В этом случае процесс освоения учебных дисциплин носит «обслуживающий» характер практик обучающихся в магистратуре, вооружая их необходимым исследовательским инструментарием, методами и способами работы, кейсами и т. п. Следовательно, в ходе освоения магистерской программы проектировать («разворачивать») практику, научно-исследовательскую работу и учебные дисциплины необходимо на основе принципа взаимозависимости, позволяющего связать между собой эти формы подготовки магистрантов. При этом практика становится системообразующим элементом при разработке программы магистерской подготовки.

Опираясь на исследования А. Г. Каспржака, С. П. Калашникова [4], мы определили, что в ходе освоения магистерской программы «Педагогика инклюзивного образования» практика (научно-исследовательская, педагогическая и преддипломная) может быть двух видов: внешняя и внутренняя. Внешняя практика - это практика, которая проводится в организациях с педагогическим коллективом, имеющим опыт реализации инновационных практик, в том числе и инклюзивных. В таких образовательных организациях магистранты смогут принимать самое непосредственное участие в организации и/или подготовке аналитических, проектных материалов. К таким организациям мы можем отнести, прежде всего, экспериментальные, инновационные образовательные организации, а также в качестве баз практик могут выступать органы управления образованием, оценки качества образования и т. д. Поскольку этот вид практики является внешним по отношению к основному месту работы магистранта, то базой практики могут выступать структурные подразделения университета. Встроенная практика проводится по месту работы магистранта в случае, если по практическим соображениям невозможен отрыв от основной работы обучающегося; по месту проживания отсутствуют (нет договоренности) организации, имеющие педагогические коллективы с достаточно высоким уровнем реализации инновационных практик; имеется согласие одного из более опытных коллег (например, директора школы) стать супервайзером практики. Таким образом, практика для магистранта является встроенной в основную профессиональную деятельность по основному месту.

Университетом назначается руководитель практики, который принимает на себя полную ответственность за эффективное использование рабочего времени обучающихся. Руководитель практики в обязательном порядке посещает площадку прохождения практики и поддерживает тесную связь с супервайзером. Необходимо назначать и научного консультанта практики магистрантов, который обеспечит научную поддержку практиканту во время прохождения практики. Научным консультантом практики может являться научный руководитель каждого магистранта, который назначается на стадии формулировки темы исследования, или им может быть руководитель магистерской программы, осуществляющий общее научное руководство всей программы подготовки. Обязательно при любом виде практики определяется супервайзер на месте ее прохождения. Обучающиеся должны ясно понимать цели практики, план и требования к ним, соотносить их со своими учебными задачами. Руководитель практики, научный руководитель, супервайзер принимают участие в оценивании результатов практики, обсуждают результаты оценивания с обучающимися.

Научно-исследовательская практика. Трудоемкость научно-исследовательской практики составляет 324 часа. Объем в зачетных единицах - 9. Количество недель - 6. Научно-исследовательская практика может проводиться как в образова-

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Горюнова Л. В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования») // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15290. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15290.htm. - ISSN 2304-120X.

тельных организациях, так и в организациях, имеющих исследовательские коллективы, в которых магистранты смогут непосредственно принимать участие в подготовке аналитических материалов. Магистранты, обучающиеся по программе «Педагогика инклюзивного образования», будут проходить практику в Государственном автономном учреждении Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр развития образования» при Министерстве общего и профессионального образования Ростовской области. Выбор для базы научно-исследовательской практики данного центра связан прежде всего с видами деятельности, которые он осуществляет. Во-первых, центр проводит мониторинговые исследования, направленные на сбор, хранение и анализ материалов мониторинга по ключевым (явным или косвенным) признакам и параметрам описания исследуемого объекта для вынесения суждения о состоянии данного объекта в целом. Во-вторых, центр готовит отчетные материалы, в которых предоставляет информацию и описывает суть проведенного исследования применительно к определенному объекту исследования в конкретной ситуации. Написание отчета основывается на привлечении документальных данных, поэтому целью отчета является информирование. Помимо этого отчетные материалы могут включать в себя рекомендации, мотивационные предложения. В-третьих, центр занимается подготовкой аналитических записок, содержащих обобщенный материал о проведенном исследовании. Аналитические записки оформляются с целью визуализации полученных результатов исследования, формулирования проблем, рисков, возможностей, направлений развития исследуемого объекта.

Научно-исследовательская практика магистрантов на базе центра является внешней по отношению к основному месту работы магистранта.

Программа практики неразрывно связана с научно-исследовательской работой и рядом учебных дисциплин. Практика развернута во времени и выстроена от набора компетенций магистранта как результата практики, что позволяет магистранту в ходе практики последовательно проходить ряд логически взаимосвязанных этапов и получать возможность актуализировать приобретенные знания, умения, навыки.

Магистранты на практике могут работать в малой группе и при этом также проходят ее полный цикл: актуализация собственных исследовательских интересов, соотнесение своих интересов с существующими ресурсами образовательной программы; выбор базы практики; утверждение темы исследования и программы его проведения; сбор и обработка полученного в ходе работы эмпирического материала; подготовка отчетных материалов о результатах проведенного исследования и их публичное представление; оценка результатов прохождения практики; коллективная рефлексия и анализ представленных результатов практики на итоговой конференции. Тема и программа исследования согласовываются с заказчиком (базой практики) и научным руководителем практики. Оценочные процедуры носят открытый характер, а защита результатов практики проходит публично. В ходе практики также проводятся вспомогательные занятия-консультации. Основная работа осуществляется магистрантами самостоятельно в ГАО РО «РИАЦРО».

Педагогическая практика в структуре магистерской программы «Педагогика инклюзивного образвоания» проводится на втором году обучения и нацелена на развитие профессионально-педагогических умений и навыков обучающихся по направлению педагогического образования, расширяя сферу их применения - в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику. Педагогическая практика реализуется в трех напрвлениях. Практикант выступает в качестве преподавателя, тьютора, координатора инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику под руководством

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горюнова Л. В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования») // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15290. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15290.htm. - ISSN 2304-120X.

профессора, доцента. В ходе прохождения практики магистрант активно вовлекается в процесс разработки учебно-методических материалов, необходимых для реализации инклюзивного образования, выступая тем самым в роле методиста по инклюзивному обучению. Принимает участие в проектировании и организации процесса модернизации образовательного пространства организации в сторону усиления ее инклюзивности. Педагогическся практика в ходе магистерской подготовки позволяет расширить пространство возможности теоретических дисциплин магистратуры, направленных на профессиональную подготовку педагога инклюзивного образования. Следовательно, педагогическая практика позволяет в практической деятельности сформировать у обучающихся компетенции, заложенные дисциплинами учебного плана.

Педагогическая практика проводится с целью подготовки обучающихся к реализации инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях различного типа (общеобразовательные школы, специализированные школы, гимназии, лицеи, учреждения системы среднего профессионального и высшего образования), а также овладения ими научно-методическим содержанием преподавательской деятельности и методами проектирования педагогического процесса в условиях реализации инклюзии.

Основными задачами педагогической практики являются: адаптирующая, обучающая, развивающая, воспитательная. Содержание адаптирующей задачи практики включает: подготовку магистрантов к целостному восприятию своей профессии через формирование у них устойчивого интереса к педагогической профессии, убежденности в правильности ее выбора; формирование у обучающихся нового педагогического мышления, целостной научной картины педагогической деятельности, что обеспечит их готовность выполнять профессиональную педагогическую деятельность в условиях инклюзии. Обучающая задача педагогической практики состоит в формировании у магистрантов базовых знаний и компетенций в сфере психологии и педагогики инклюзивного образования, что обеспечит их готовность к проектированию и разработке учебно-методического обеспечения инклюзивного образовательного процесса, готовность к организации и реализации педагогической деятельности в различных формах взаимодействия с администрацией, педагогическим коллективом, родителями обучающихся и самих обучающихся (проведение учебных занятий, участие в заседаниях методических объединений, педагогических советов, медико-психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций). Суть развивающей задачи педагогической практики заключается в развитии у магистрантов профессиональных способностей, формировании готовности к творчеству в педагогической деятельности в условиях инклюзии; формировании опыта инновационной деятельности в сфере образования; формировании профессионально значимых качеств личности педагога и его активной педагогической позиции. Воспитательная задача состоит в осознании магистрантами необходимости самообразования, повышения своей квалификации и профессиональной культуры; формировании профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса в пространстве инклюзии; развитии потребности в самообразовании, профессиональном совершенствовании; оказании помощи образовательным организациям, реализующим инклюзивную практику в решении задач воспитания обучающихся.

Педагогическая практика магистрантов проводится с использованием различных форм: ознакомление практикантов с содержанием и структурой образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику, и

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горюнова Л. В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования») // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15290. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15290.htm. - ISSN 2304-120X.

правилами ведения преподавателем отчетной документации; организация различных видов учебных занятий с учетом особенностей обучающихся, относящихся к различным нозологическим группам; внедрение в учебный процесс разработанной программы факультатива и методических рекомендаций к его проведению; организация и проведение всех форм внеучебных занятий в различных типах образовательных организаций (в соответствии с проблематикой магистерского исследования); поиск и переработка необходимого дидактического материала по избранным для преподавания учебным курсам (разработка планов и конспектов теоретических и практических учебных занятий); взаимопосещение магистрантами учебных занятий, воспитательных мероприятий, реализуемых в пространстве инклюзии; самоанализ и самоконтроль деятельности в процессе прохождения практики.

В соответствии с разработанным учебным планом педагогическая практика магистрантов объемом в девять зачетных единиц проводится на втором году обучения в течение шести недель. Местом проведения практики могут стать образовательные организации, реализующие процесс обучения и воспитания лиц с инвалидностью и ОВЗ: школа-интернат № 38 для слабовидящих детей Ростова-на-Дону, подразделения Южного федерального университета, обучающие студен-тов-инвалидов и лиц с ОВЗ, и другие учебные заведения города и области.

Преддипломная практика в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования является неотъемлемой частью подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования». Приобретенные знания, умения, навыки и сформированные в ходе прохождения практики компетенции являются основой для выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и ее успешной защиты. Преддипломная практика в качестве завершающего этапа обучения в магистратуре проводится после освоения обучающимися программы теоретического и практического обучения.

Преддипломная практика не только обязательная часть процесса формирования у магистрантов компетенций молодого специалиста, способного самостоятельно решать конкретные профессиональные задачи - она является завершающим этапом профессиональной подготовки магистрантов к работе в различных по типу и виду образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику. В ходе прохождения преддипломной практики практикант осуществляет сбор, обобщение и анализ материалов, необходимых для подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), по результатам защиты которой Государственной аттестационной комиссией оценивается степень готовности выпускника к самостоятельной трудовой деятельности. Преддипломная практика проводится с целью закрепления и расширения теоретических знаний обучающихся, получения выпускником профессионального опыта, приобретения более глубоких практических навыков по профилю будущей профессиональной деятельности. Особенность преддипломной практики магистранта заключается в том, что практика проходит по индивидуальному плану и ее содержание определяется задачами исследования. Практиканту во время прохождения преддипломной практики недостаточно только собрать необходимый материал, он должен детально изучить информационные источники, провести синтез, анализ полученной информации. Творческая проработка подобранной информации по теме исследования позволяет всесторонне осветить основные теоретические вопросы исследуемой проблемы и подготовить необходимый практический материал, что обеспечит не только закрепление теоретических знаний, но формирование практических компетенций практикантов.

7

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горюнова Л. В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования») // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15290. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15290.htm. - ISSN 2304-120X.

Базой преддипломной практики может быть любая образовательная организация, обеспечивающая доступ к информации, необходимой для проведения исследования по решению определенной научной проблемы. Формы преддипломной практики зависят от специфики научной проблемы решаемой магистрантом индивидуально. Обучающиеся могут пройти практику по месту основной работы, если это связано с поставленными перед ними задачами исследования; на кафедрах университета, деятельность которых связана со спецификой исследования; если решение исследовательских задач ставит необходимость прохождения практики в специальных организациях, то практикант просит предоставить такое место прохождения практики из числа организаций, с которыми заключены договоры с университетом.

Форма контроля преддипломной практики - зачет. Зачет ставится по результатам проведенного исследования. К зачету магистрант готовит научную статью, отражающую результаты проведенного им исследования; выступает с докладом и презентацией перед руководителем программы, научными руководителями и преподавателями кафедр, отвечает на вопросы, сдает оформленную по соответствующим требованиям выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию).

Следует отметить, что при проектировании системной практической подготовки магистрантов в ходе образовательного процесса следует опираться на принцип непрерывности, реализующийся через интеграцию практической составляющей изучения теоретических модулей подготовки, научно-исследовательской работы обучающихся и всех видов практик, предусмотренных основной образовательной программой

Ссылки на источники

1. Байбородова Л. В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки). - 2015. - № 1. - Т. II. - С. 47.

2. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - С. 98. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/

3. Каспржак А. Г., Калашников С. П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - C. 87-104.

4. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 педагогическое образование (уровень магистратуры)» (зарегистрированного в Минюсте России 19.12.2014 № 35263). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174065/

Lilia Goryunova,

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of Education and Pedagogic Sciences, Academy of of

Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don

lvgoryunova@sfedu.ru

Organization of students’ practical training on the master program “Pedagogy of inclusive education” Abstract. The paper presents the material on the organization of magistracy practices. The theoretical basis for the organization of undergraduates with major “Pedagogic education” is the provisions of a practice-oriented approach. A significant mean of implementation of practice-oriented approach in the training of masters is a system of interrelated practices and research of undergradueates.

Key words: scientific-research work of graduate students, research practice, teaching practice, pre-diploma practice.

References

1. Bajborodova, L. V. (2015) “Praktiko-orientirovannyj podhod k podgotovke budushhih pedagogov”, Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik (Psihologo-pedagogicheskie nauki), № 1, t. II, p. 47 (in Russian).

2. Prikaz Mintruda Rossii № 544n ot 18 oktjabrja 2013 g. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta “Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo

8

ISSN 2304-120X

ниепт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научно-методический электронный журнал

Горюнова Л. В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования») // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15290. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15290.htm. - ISSN 2304-120X.

obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel1, uchitel')”, p. 98. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (in Russian).

3. Kasprzhak, A. G. & Kalashnikov, S. P. (2014) “Prioritet obrazovatel'nyh rezul'tatov kak instrument mo-dernizacii programm podgotovki uchitelej”, Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, t. 19, № 3, pp. 87104 (in Russian).

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11.2014 № 1505 “Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.04.01 pedagog-icheskoe obrazovanie (uroven' magistratury)” (zaregistrirovannogo v Minjuste Rossii 19.12.2014 № 35263). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174065/ (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 03.08.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 07.08.15

Принята к публикации Accepted for publication 07.08.15 Опубликована Published 29.08.15

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Горюнова Л. В. , 2015

www.e-koncept.ru

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.