Научная статья на тему 'Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями: технологический и социальный контексты (итоги VIII Восточноевропейской научной конференции)'

Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями: технологический и социальный контексты (итоги VIII Восточноевропейской научной конференции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ИНКЛЮЗИЯ / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / LIMITED ABILITIES / INCLUSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Юлия Викторовна, Коновалова Марина Дмитриевна

Подведены итоги VIII Восточноевропейской научной конференции «Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями: технологический и социальный контексты», состоявшейся 27-29 сентября 2018 г. в Саратове. Организаторами конференции выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Европейский совет по образованию и реабилитации лиц с нарушениями зрения (ICEVI-EUROPE), Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Юлия Викторовна, Коновалова Марина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the proceedings of the Eighth WesternEuropean conference “Accessible environment for people with disabilities: technological and social contexts”, which took place on September 27-29 2018 in Saratov. The conference was organized by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, the European Council for Education and Rehabilitation of People with Visual Impairment (ICEVI-EUROPE), Gagarin Saratov State Technical University, Chernyshevsky Saratov National Research State University.

Текст научной работы на тему «Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями: технологический и социальный контексты (итоги VIII Восточноевропейской научной конференции)»

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями: технологический и социальный контексты (итоги VIII Восточноевропейской научной конференции)

Ю. В. Селиванова, М. Д. Коновалова

Селиванова Юлия Викторовна, доктор социологических наук, профессор, кафедра кор-рекционной педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, [email protected]

Коновалова Марина Дмитриевна, кандидат психологических наук, кафедра коррекционной педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, [email protected]

Подведены итоги VIII Восточноевропейской научной конференции «Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями: технологический и социальный контексты», состоявшейся 27-29 сентября 2018 г. в Саратове. Организаторами конференции выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Европейский совет по образованию и реабилитации лиц с нарушениями зрения (ICEVI-EUROPE), Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Ключевые слова: доступная среда, ограниченные возможности, инклюзия.

27-29 сентября 2018 г. в Саратове прошла VIII Восточноевропейская научная конференция «Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями: технологический и социальный контексты», организованная Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Европейским советом по образованию и реабилитации лиц с нарушениями зрения (ICEVI-EUROPE), Саратовским государственным техническим университетом имени Гагарина Ю. А., Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н. Г. Чернышевского (СГУ).

На конференции собрались специалисты из Министерства образования и науки РФ, представители ICEVI-EUROPE, ведущие ученые, преподаватели высших и средних учебных заведений России и СНГ, профессионалы, обучающие людей с ограниченным зрением и другими видами инвалидности, педагоги специального и инклюзивного образования, представители общественных организаций. В ней приняли участие более 500 человек, включая гостей из Армении, Белоруссии, Венгрии, Грузии, Дании, Израиля, Казахстана, Латвии, Норвегии, США. Российская география участников представлена городами Балаково, Балашов, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Тольятти, Челябинск, Энгельс. Доклады и презентации прислали специалисты из Германии, Люксембурга, Франции.

Открытие конференции состоялось 27 сентября в Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю. А.

Перед началом мероприятия гости ознакомились с выставкой технических и технологических средств реабилитации и смягчения неравенства для людей с ограниченными возможностями здоровья. На выставке были представлены разработки СГУ и ученых из Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Собравшихся в зале участников конференции приветствовала заместитель председателя правительства Саратовской области В. В. Гре-чушкина, которая отметила, что тема доступной среды чрезвычайно актуальна для нашего региона. Саратовская область с 2010 г. вошла в программу инклюзивного образования, которая работает на территории каждого образовательного учреждения области, в том числе и в вузах.

И.о. ректора СГТУ О. А. Афонин обратил внимание участников на то, что четверть века назад именно СГТУ открыл новую для страны специальность «социальная работа», которая определила новое отношение к рассмотрению проблем людей с ограниченными возможностями. За эти годы в СГТУ сформировалась уникальная научная школа, которая реализует исследовательские и образовательные проекты, направленные на понимание всех аспектов проблемы инвалидности.

В приветствии участникам конференции от имени СГУ проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О. Е. Нестерова отметила, что данная конференция является продолжением конференций 1СБУ1, посвященных обсуждению приоритетов и перспектив развития инклюзивной практики в меняющихся условиях образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Первая встреча представителей стран Восточной Европы «Инклюзивное образование: опыт и перспективы» прошла в Саратовском государственном университете в 2008 г. и открыла цикл конференций, практических сессий, курсов по проблемам организации доступной среды. В рамках этих мероприятий обсуждались вопросы комплексного сопровождения инклюзивного образования, технологий инклюзивного обучения, подготовки кадров для инклюзивного образования, изучался зарубежный и отечественный опыт обучения детей с различными проблемами в развитии, рассматривались проблемы ранней помощи как условия успешного инклюзивного образования детей с нарушениями развития, организации помощи родителям в системе раннего вмешательства.

Пленарные доклады первого дня представили В. З. Кантор, директор Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ имени

А. И. Герцена (Санкт-Петербург), В. В. Соколов, заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих студентов МГППУ (Москва) и Д. А. Усанов, заведующий кафедрой физики твердого тела СГУ имени Н. Г. Чернышевского (Саратов).

В докладе В. З. Кантора «Лица с инвалидностью в пространстве инклюзивного высшего образования: проблемы и системные решения» были представлены результаты работы Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте преемственности в системе «школа - вуз - трудоустройство и постдипломное сопровождение».

В докладе В. В. Соколова «Информационные технологии как условие качественного университетского образования для лиц с глубокими нарушениями зрения» был представлен практический опыт инклюзивного обучения незрячих студентов по дисциплинам физико-математического цикла, а также дисциплинам, требующим владения информационными технологиями. Были раскрыты основные направления работы по обеспечению учебного процесса лиц с глубокими нарушениями зрения. Особое внимание уделено технологии подготовки и печати рельефно-точечным шрифтом Брайля учебно-методической литературы по дисциплинам физико-математического цикла. Определено тифлотехническое и программное обеспечение, используемое в учебном процессе.

Д. А. Усанов в докладе «Разработка аппаратуры для диагностики и лечения в офтальмологии -одно из инновационных направлений образовательного и научного процесса в Саратовском государственном университете» показал, как накопленный научно-исследовательский потенциал Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского в области подготовки физиков для предприятий радиоэлектронной промышленности был использован для разработок в области медицинской физики. Докладчик сообщил, что учеными-физиками были созданы новые приборы для диагностики и лечения различных типов патологии органов зрения, часть из них уже используется в медицинской практике. Разработанные приборы успешно применяются в клинике глазных болезней Саратовского медицинского университета. Их использование может способствовать уменьшению последствий заболеваний, например глаукомы, ведущих к инвалидности.

Программа конференции на 27 сентября, кроме пленарного заседания включала работу 4 секций и 3 дискуссионных площадок. Содержание этой программы отражало широкую панораму

технологических и социальных аспектов проблемы включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум.

На секции «Технологические аспекты доступной среды» были представлены опытные образцы последних разработок - хендбайк и веломобиль. СКБ «Транспортная инновация» в рамках реализации программы «Доступная среда» предложила проект «Хендбайк», который является средством реабилитации и социальной адаптации маломобильных групп населения. Участники обсудили возможности нейротехноло-гии для диагностики и реабилитации пациентов с поражениями центральной нервной системы, а также развития ИКТ-технологий в области образования и реабилитации лиц с нарушениями зрения.

Секция «Спорт как средство реабилитации, абилитации и социальной инклюзии людей с ограничением здоровья» аккумулировала сообщения, посвященные различным аспектам реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта.

В работе секции «Социальная политика инвалидности» принимали участие члены Общероссийской общественной организации инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, объединения родителей детей с ДЦП «Радость движения», Российского детского фонда, региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива». Участники обсудили широкий спектр вопросов доступности образования, социальной инфраструктуры с точки зрения различных групп населения.

Сообщения участников секции «Социально-психологическая поддержка и абилитация учащихся с инвалидностью» раскрывали различные аспекты организации психологической помощи и поддержки лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Дискуссионная площадка «Инклюзивная культура социальной политики» была посвящена рассмотрению инклюзивной культуры сообществ в контексте неравенства, обсуждению инклюзивной культуры с точки зрения современного социального урбанизма, а также особенностей законодательного и социально-политического регулирования прав маломобильных групп населения.

На дискуссионных площадках «Информационные технологии в образовании и реабилитации людей с инвалидностью» и «Снижение информационного неравенства: роль и ресурсы библиотеки» обсуждались вопросы библиотечно-информаци-онного обслуживания читателей с нарушениями зрения, роль информационных и технологических ресурсов библиотеки в социальной и культурной реабилитации лиц с нарушениями зрения. Корпорация «Диполь» представила свой опыт

использования электронных образовательных ресурсов в обучении лиц с ОВЗ. Компания IPRbooks продемонстрировала мобильное приложение для инклюзивного образования IPRbooks WV-Reader для лиц, имеющих проблемы со зрением.

Работа конференции была продолжена 28 сентября на базе СГУ. Душевный настрой и эмоциональный фон конференции обеспечил концерт, в котором были представлены номера в исполнении учащихся и выпускников школ-интернатов для обучающихся по адаптированным программам (Ольга Куликова (вокал), творческий коллектив «Поющие руки» - руководители С. М. Калашникова и Т. Б. Соболева).

Участников конференции приветствовал ректор СГУ имени Н. Г. Чернышевского А. Н. Чумаченко. Он обозначил ключевые направления работы Саратовского университета по решению проблем доступной среды для лиц с ОВЗ: поддержку студентов с инвалидностью, обучающихся в университете, подготовку кадров педагогов-дефектологов, способных работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья, и наконец научно-методические разработки в области компьютерных технологий и медицинской физики.

Декан факультета психолого-педагогического и специального образования Р. М. Шамионов в приветственном слове подчеркнул значимость конференции, способствующей укреплению международных связей СГУ и факультета в области организации доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

В рамках пленарного заседания обсуждались вопросы образования и реабилитации детей с нарушениями зрения в России, опыт и проблемы внедрения ФГОС (В. З. Денискина), формы адаптации образовательных программ инклюзивного высшего образования (Е. А. Мартынова), динамика доступности образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском регионе (Ю. В. Селиванова), исторические аспекты развития тифлопсихологии (М. Д. Коновалова).

На факультете психолого-педагогического и специального образования проведены секционные заседания по вопросам организации доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации технологий медико-социального и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями, обсуждались проблемы и перспективы развития инклюзивного образования, была организована стендовая презентация корпорации «Диполь», посвященная использованию электронных образовательных ресурсов в обучении лиц с ОВЗ.

Особый интерес представляла дискуссионная площадка «Особенности обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС», в рамках которой освещались проблемы отечественной и зарубежной системы образования лиц с нарушениями зрения: результаты разработки и апробации ФГОС ОВЗ для слепых и слабовидящих обучающихся (В. З. Кантор), особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями (В. З. Дени-скина), технологии проектирования и реализации АОП для дошкольников с нарушениями зрения (Н. С. Комова).

Среди докладов зарубежных участников значительный интерес представляют сообщения о преимуществах использования бесплатной онлайн-службы конвертации документов Robo-Braille для создания альтернативных доступных форматов, таких как MP3, шрифт Брайля, книги DAISY и электронные книги, что обеспечивает поддержку включения людей с нарушениями зрения в образование и рынок труда (Таня Стевнс, Ларс Кристиансен, Дания), представителя компании «Braillo Norway» Дэвида Мэрримена (Норвегия) о высокотехнологичном оборудовании, которое отвечает самым высоким требованиям брайлевского стандарта.

Мастер-класс «Психологическое сопровождение адаптации к обучению в вузе студентов с ОВЗ», проведенный А. И. Тащевой, вызвал значительный интерес и отклик как специалистов, так и студентов.

В рамках конференции были проведены выездные мероприятия.

На базе ГУК «Саратовская областная специальная библиотека для слепых» прошел семинар «Расширяя границы - информационное пространство библиотеки для слепых как ресурс, повышающий качество жизни лиц с нарушениями зрения», содержание которого было направлено на раскрытие вопросов эффективной социализации и повышения качества образования для людей с нарушениями зрения.

На базе ГАУ СО «Центр адаптации и реабилитации инвалидов "Парус надежды"» был проведен обучающий семинар-практикум «Стратегические инициативы в повышении доступности реабилитационныхуслуг» и ряд мастер-классов, посвященных реализации современных реабилитационных технологий: «Реабилитация лиц с ОВЗ средствами приобщения к занятиям различными танцевальными направлениями», «Реабилитация лиц с ОВЗ посредством особого театра и художественного слова», «Тактильная клумба как форма развития эмоционально-чувственной сферы», «Особенности реабилитации людей с ограниченными возможностями в керамической мастерской».

29 сентября участники конференции посетили школу-интернат АОП N° 3 г. Саратова, на базе которой проходил семинар «Обучение слепых и слабовидящих в Саратове: прошлое, настоящее, будущее». В рамках семинара обсуждались традиционные и инновационные технологии педагогической, психологической, социокультурной реабилитации слепых и слабовидящих, а также вопросы реабилитации средствами физической культуры и спорта. Для участников были организованы экскурсия по школе, интерактивные мастер-классы (бисероплетение, айкидо, тактильные книги, ЛФК, ориентирование в пространстве, мульттерапия), концерт учащихся.

Масштабность конференции дала возможность подвести некоторые итоги работы ученых, специалистов-практиков, работающих с людьми с ограниченными возможностями здоровья, разработчиков технологических аспектов доступной среды, ознакомиться с опытом зарубежных коллег, обсудить вопросы социализации, обучения и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Безусловно, полученные результаты будут полезны всем участникам, а предложенные рекомендации действительно найдут применение в практической деятельности и будут способствовать координации международных связей и объединению усилий специалистов в решении проблем образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации VIII Международной конференции ICEVI, СГТУ, СГУ 27-29.09.2018 г.

В продуктивном трехстороннем сотрудничестве 1СБУ1, СГТУ имени Гагарина Ю. А. и СГУ имени Н. Г. Чернышевского сформулированы предложения диссеминации итогов конференции по целому ряду адресных направлений социального развития для министерств и ведомств, образовательных учреждений, служб занятости, социальных служб, центров реабилитации.

Образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего образования:

- расширять доступность образовательных услуг для абитуриентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья по принципу универсального дизайна для всех, учитывая особые образовательные потребности;

- обеспечивать реализацию принципов инклюзии в учебном процессе и внеучебной деятельности;

- совершенствовать систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей для формирования компетенций, необходимых для инклюзивного образования;

- повышать доступность информации о возможности получения высшего и среднего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

- развивать систему сопровождения, тью-торства в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

- внедрять обмен успешными практиками волонтерства между образовательными учреждениями разных стран.

Департаментам социальной политики и социальной работы - стратегии планирования и участия:

- объединять круг заинтересованных сторон, министерств, неправительственных организаций, профессиональных групп, инвалидов, широкой общественности и бизнеса;

- привлекать людей с ограниченными возможностями здоровья, абитуриентов и студентов, родителей к обсуждению, экспертизе стратегий, норм, услуг, независимой оценке.

Министерству образования, вузам и колледжам с целью развития подготовки кадров:

- изучать и распространять лучшие практики инклюзии;

- разрабатывать методические рекомендации, основанные на исследованиях и практическом опыте, по проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

- проводить независимую оценку знаний и навыков персонала в области инклюзивного образования.

Средствам массовой информации, пресс-службам администраций и вузов с целью формирования инклюзивной культуры, информирования общественности:

- усилить работу по информированию общества в отношении прав и возможностей людей с инвалидностью, преодолению стереотипов, вовлечению граждан во взаимодействие и взаимопомощь;

- формировать инклюзивную культуру образовательного учреждения, толерантные, доброжелательные отношения между студентами, преподавателями и сотрудниками;

- вести просветительскую работу со школьниками, молодежью и другими группами населения;

- привлекать средства собственные и социального маркетинга для улучшения понимания потребностей и возможностей лиц с инвалидностью, распространения положительных примеров из жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.

Городским службам с целью расширения доступности среды:

- развивать инклюзивную культуру городского сообщества, многоуровневую доступную урбанистическую среду, инклюзивную перестройку менталитета горожан;

- организовать мониторинг конструирования доступной среды российских городов для граждан разного возраста и разной степени мобильности;

- проводить социологический анализ доступности городских парков как фактора качества жизни уязвимых и маломобильных групп;

- повышать административную ответственность за игнорирование доступности учреждений образования, культуры, досуга, социального обслуживания;

- создавать формат «умный город» для всех категорий населения, коворкинг (коллективное действие) и коливинг (объединение офисного, жилого, досугового пространства);

- стимулировать различные направления урбанистического искусства, конструировать комфортное в социальном и психологическом аспектах городское пространство.

Университетским образовательным и исследовательским центрам с целью влияния на социальные исследования, обследования, опросы, интервью:

- разработать программы факультативных (вариативных) дисциплин, спецкурсы по социальной урбанистке, концептам мобильного гражданства и права на город в русле новой парадигмы мобильности;

- усилить продуктивность социальной работы с особенными группами студентов в поле доступного образования как альтернативы барьерам, мобильному неравенству;

- поддерживать исследования проблем студентов-инвалидов, информировать о существующих социально-экономических программах по инвалидности;

- развивать методики сбора данных, оценки осведомленности общественности о положении инвалидов и маломобильных групп;

- включать в методологию исследования современные технологии, усилить прикладной характер проектов, перспектив мобильности и доступности городского пространства;

- использовать результаты конференции в независимой экспертизе, обновлении и расширении доступности как важной части рейтинга российских университетов.

Развитие психолого-педагогических исследований и практики:

- изучение проблем социальной интеграции в условиях разнообразия физических, ментальных, социальных и культурных различий в современном обществе;

- проведение мониторинга реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- исследование тенденций и обозначение перспектив развития коррекционной педагогики и специальной психологии, а также практики обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;

- повышение профессиональной готовности педагогов к деятельности в условиях развивающейся системы инклюзивного образования, а также к построению новых форм взаимодействия

с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, общественными организациями инвалидов, социальными партнерами;

- определение путей повышения качества профессиональной подготовки педагогов-дефек-тологов, проектирование основных профессиональных образовательных программ на основе требований современных образовательных стандартов высшего образования;

- содействие в создании и развитии сетевых сообществ по распространению опыта инклюзивного образования.

Образец для цитирования:

Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д. Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями: технологический и социальный контексты (итоги Восточноевропейской научной конференции) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 88-94. Б01: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-88-94

Accessible Environment for People with Disabilities: Technological and Social Contexts (Proceedings of the Western-European Scientific Conference)

Yulia V. Selivanova, Marina D. Konovalova

Yulia V. Selivanova, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya Str., Saratov 410012, Russia, [email protected]

Marina D. Konovalova, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya Str., Saratov 410012, Russia, [email protected]

The article presents the proceedings of the Eighth Western-European conference "Accessible environment for people with disabilities: technological and social contexts", which took place on September 27-29 2018 in Saratov. The conference was organized by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, the European Council for Education and Rehabilitation of People with Visual Impairment (ICEVI-EUROPE), Gagarin Saratov State Technical University, Chernyshevsky Saratov National Research State University.

Keywords: accessible environment, limited abilities, inclusion.

Cite this article as:

Selivanova Yu. V., Konovalova M. D. Accessible Environment for People with Disabilities: Technological and Social Contexts (Proceedings of the Western-European Scientific Conference). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 1 (29), pp. 88-94 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-88-94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.