Научная статья на тему 'Социокультурная интеграция и специальное образование-2018: итоги международной научной конференции'

Социокультурная интеграция и специальное образование-2018: итоги международной научной конференции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ / RESULTS OF THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Юлия Викторовна, Коновалова Марина Дмитриевна

25-26 мая 2018 года на базе факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского состоялась Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2018».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Юлия Викторовна, Коновалова Марина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Education and Socio-Cultural Integration-2018: Results of the International Scientific Conference

May 25-26, 2018, the International Scientific and Practical Conference «Special Education and Sociocultural Integration-2018» was held on the basis of the Faculty of Psychological, Pedagogical and Special Education of Saratov State University.

Текст научной работы на тему «Социокультурная интеграция и специальное образование-2018: итоги международной научной конференции»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4(28)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-2018 ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Ю. В. Селиванова, М. Д. Коновалова

Селиванова Юлия Викторовна, доктор социологических наук, профессор, кафедра коррекционной педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]

Коновалова Марина Дмитриевна, кандидат психологических наук, кафедра коррекционной педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]

25-26 мая 2018 года на базе факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского состоялась Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2018».

Тема конференции объединила свыше 400 представителей более чем 40 образовательных, общественных российских и международных организаций: Интернационального центра образования и научной информации (г. Дюссельдорф, Германия), Лейпцигского университета, Международного центра повышения квалификации и научной информации (г. Лейпциг, Германия), Шуменского университета им. епископа Константина Преславского (г. Шумен, Болгария), Национального института образования министерства образования Республики Беларусь (г. Минск, Беларусь), Белорусского государственного университета им. Максима Танка (г. Минск, Беларусь), Казахского национального педагогического университета имени Абая (г. Алматы, Казахстан), Южно-Казахстанского государственного педагогического института (г. Шымкент, Казахстан), Даугавпилсского университета (г. Даугавпилс, Латвия), Тбилисского государственного университета (г. Тбилиси, Грузия), Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук имени Т. Кары-Ниязи (г. Ташкент, Узбекистан), Самаркандского государственного института иностранных языков (Самарканд, Узбекистан), представительства восточно-европейских стран в 1СЕУ1-ЕиК.ОРЕ (г. Саратов, Россия), Института коррекционной педагогики РАО (г. Москва), Московского государственного педагогического университета (г. Москва), Академии социального управления (г. Москва), Института управления образованием Российской академии образования (г. Москва), Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина

(г. Санкт-Петербург), Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань), Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (г. Красноярск), Кур -ского государственного университета (г. Курск), Мурманского арктического государственного университета (г. Мурманск), Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (г. Нижний Новгород), Омского государственного педагогического университета (г. Омск), Поволжского института управления имени П. А. Столыпина - филиала РАНХиГС (Саратов), Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина (г. Саратов), Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь), Томского государственного педагогического университета (г. Томск), Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург), Челябинского государственного университета (г. Челябинск), Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону), Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (г. Ярославль) и др.

Открывая конференцию, Ольга Евгеньевна Нестерова, проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе СГУ имени Н. Г. Чернышевского, председатель оргкомитета, отметила, что «важность проведения мероприятий, подобных этой конференции, их принципиально содержательный, неформальный характер не вызывают сомнений. За последние годы стали ощутимы позитивные сдвиги в обсуждаемой области. По данным объективных мониторингов, возрастает количество людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих высшее и среднее профессиональное образование. А значит, повышается необходимость не только в подготовке педагогических кадров для специального образования, но и адаптации учебного процесса к растущему числу студентов, нуждающихся в особых условиях обучения. В этой связи необходимо оказывать содействие их социализации, социокультурной адаптации, трудоустройству, а также выстраивать эффективное взаимодействие с некоммерческими, общественными организациями инвалидов, ресурсными учебно-методическими центрами, развивать волонтерское движение и конкурсы профессионального мастерства именно для такой категории лиц». Она добавила, что главной целью конференции являются обобщение научной информации и практического опыта, консолидация усилий про-

фессиональных и общественных организаций для развития научных знаний и создание благоприятных условий для жизнедеятельности и обучения людей с особыми потребностями.

В своем приветствии участникам конференции Раиль Мунирович Шамионов, декан факультета психолого-педагогического и специального образования, сопредседатель оргкомитета конференции, подчеркнул, что конференция уже стала традиционной и в который раз собирает на своей площадке единомышленников, неравнодушных к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья. «Совершенно не случайно, что именно в Саратовском университете - крупнейшем вузе Поволжья - была инициирована и проводится конференция такого масштаба. Это объясняется тем, что дефектологическое образование развивается у нас достаточно долгое время, и оно связано не просто с обучением, а прежде всего с научной деятельностью целой плеяды блестящих ученых -В. И. Балаевой, К. Ф. Седова, З. С. Патраловой и других», - отметил Раиль Мунирович.

Программа конференции, запланированная на 25 мая, включала в себя 12 программных докладов пленарного заседания, работу 13 секций и 10 мастер-классов. Содержание этой программы отражало широкую панораму проблем и перспектив их решения в области специального и профессионального образования, современных технологий социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Тематика пленарных докладов выражала общее устремление к поиску научных теоретических и практически ориентированных оснований в области специальной педагогики и психологии, необходимых для адекватного решения приоритетных задач современного образования, здравоохранения, социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С докладом на тему оценки качества абили-тационного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями выступила доцент Научно-методического учреждения « Национальный институт образования» министерства образования Республики Беларусь Татьяна Викторовна Ли-совская.

Начальник Управления международного сотрудничества и внешнеэкономических связей СГТУ имени Ю. А. Гагарина Владимир Алексеевич Ручин рассказал о международной коммуникации в сфере специального образования.

С сообщением о технологиях электронного и смешанного обучения в специальном образовании выступила доцент кафедры специального и инклюзивного образования Академии социального управления Вера Васильевна Строганова.

В докладе Димитра Попова, директора Лаборатории прикладной лингвистики Шуменского университета, отмечено значение мультимодаль-ной лингвистики для теории и практики специального образования.

Доклад на тему «Блуждающие туманы и проблемные зоны современного здравоохранения» представила профессор кафедры социальных коммуникаций Поволжского института управления имени П. А. Столыпина Татьяна Ивановна Черняева.

Ирина Андреевна Алешина, директор Саратовского техникума строительных технологий, представила опыт проведения регионального этапа конкурса «Абилимпикс».

О возможностях реабилитационного центра в социализации лиц с особыми потребностями рассказала директор Центра по обучению и реабилитации инвалидов «Парус надежды» Екатерина Станиславовна Пяткина.

Дмитрий Викторович Зайцев, профессор кафедры психологии и прикладной социологии СГТУ имени Ю. А. Гагарина, в своем докладе «Интернет-занятость как ресурс социальной инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья» определил новые возможности в профессиональной деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.

Флера Габдульбаровна Мухаметзянова, ведущий научный сотрудник археографической лаборатории Института международных отношений истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, осветила тему: «Инклюзивный образовательный туризм: перспективы развития в регионах».

Раиль Мунирович Шамионов, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития СГУ имени Н. Г. Чернышевского, рассказал о системно-диахроническом подходе к исследованию социальной активности личности.

Владимир Петрович Крючков, заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики СГУ имени Н. Г. Чернышевского, представил доклад «Русский язык в педагогической системе К. Д. Ушинского и билингвальное образование в современной социокультурной ситуации».

Юлия Викторовна Селиванова, заведующий кафедрой коррекционной педагогики СГУ имени Н. Г. Чернышевского, поделилась с участниками конференции своими идеями по проблеме создания инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По завершении пленарного заседания работа конференции продолжалась на секционных заседаниях. На заседании секции «Традиции и инновации в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» были представлены доклады Г. П. Артемовой (Москва), С. В. Кудриной (Санкт-Петербург), Л. В. Мясниковой (Саратов), Э. Н. Пименовой (Москва), О. И. Сусловой (Саратов), И. А. Уса-чевой (Саратов), А. Ф. Ханафиной (Уфа) и др. В секции «Реабилитация, социальная адаптация и социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья» были представлены материалы исследований О. В. Бессчетновой (Балашов),

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4(28)

О. Ф. Валькович (Минск, Республика Беларусь), С. А. Дружининой (Саратов), Д. Н. Забелич (Минск, Республика Беларусь), А. Г. Колчиной (Саратов), В. А. Поповой (Шумен, Болгария), Е. А. Патейчук (Гродно, Беларусь), Ж. Ф. Шарова-товой (Саратов), Е. Б. Щетининой (Саратов) и др. На заседании секции «Развитие лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном социокультурном образовательном пространстве» заслушаны доклады З. Н. Бекбаевой (Алма-ты, Казахстан), Н. В. Карпушкиной и Е. В. Цветковой (Нижний Новгород), Е. А. Кулачинской, О. В. Кухарчук (Саратов), О. И. Урусовой (Гродно, Республика Беларусь) и др. Среди участников секции «Комплексное медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» были Л. А. Бабушкина и С. В. Синицына (г. Березники Пермского края), Е. С. Бессонова и Е. Н. Горина из Саратова, Л. Н. Малихова (Курск), О. В. Соловьева, Н. В. Павлова, также представляющие Саратов, Т. Б. Пивоварчик (Минск, Республика Беларусь), К. А. Павлова (Энгельс) и др. В работе секции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития» приняли участие Н. А. Александрова, М. В. Галкина (Саратов), Ж. Я. Ермола (Новосибирск), Р. А. Каратабанов (Астана, Казахстан), М. Д. Кузнецова (Саратов), Н. А. Мёдова (Томск), О. А. Римкявичене (Санкт-Петербург), Р. Эшимов и М. Лутфиллаев (Самарканд, Узбекистан) и др. В секции «Современная логопедия: теория, методика, практический опыт» были представлены материалы исследований О. П. Астафьевой и С. С. Гришиной (Саратов), Т. А. Бочкаревой и Ю. В. Китовой (Саратов), Е. А. Георгицы (Саратов), И. С. Зайцева (Минск, Республика Беларусь), С. В. Здвижковой (Оренбург), С. Н. Каштановой и Н. А. Губернато-ровой (Нижний Новгород), О. А. Константиновой (Саратов), О. В. Кощеевой (Саратов), Э. В. Кузнецовой (Шэньчжэнь, Китай) и О. В. Якуниной (Саратов), И. В. Мелёшиной (Москва), А. А. Ни-китенко (Саратов), Н. Г. Шайдулиной (г. Ревда, Свердловская область) и др. В заседании секции «Инновационные технологии в дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья» приняли участие Н. С. Гра-щенкова (Москва), Ж. Т. Естемесова (Казань), О. Н. Жигунова, Е. В. Веселовская, О. А. Куценко, О. В. Лифантьева (Балаково), Т. П. Кудрина (Москва), В. А. Кудрявцев и О. В. Токарева (Нижний Новгород), М. М. Либлинг (Москва), В. О. Сквор-цова (Саратов), Е. Д. Файзуллаева (Томск) и др. На секции «Интеграционные тенденции в системе начального естественно-математического образования» были представлены доклады саратовских исследователей З. М. Абу-шаевой, Ю. В. Амелиной, Н. С. Дворянчиковой, П. М. Зиновьева, О. А. Исаевой, О. И. Ларионова, Е. Е. Морозовой, С. С. Симановой, А. Г. Тимофеевой, Т. И. Фаддейчевой, О. А. Федоровой и др. В

работе секции «Технологическое образование и социокультурная интеграция» приняли участие Б. С. Клементьев (Саратов), С. К. Коршак (с. Приволжское Ровенского района), ученые из Саратова Н. В. Кузьмина, А. Ю. Никишина, О. А. Рагимо-ва, В. Н. Саяпин, Н. В. Саяпин, Н. Н. Саяпина, Е. А. Спиридонова, М. А. Трифонова, Н. В. Усова и др. В секции «Проблемы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» были представлены материалы исследований Д. М. Агаповой (Саратов), З. А. Аданаия и К. И. Чкуасели (Тбилиси, Грузия), Н. С. Анофриковой (Саратов), И. В. Аношко-вой (Курск), Т. М. Исмакова (Ростов-на-Дону), О. В. Кобзевой (Мурманск), М. Д. Коноваловой (Саратов), Н. А. Мёдовой (Томск), О. В. Фоминой (Минск, Беларусь), Т. Ф. Рудзинской, (Саратов), О. С. Хруль (Минск, Беларусь), А. А. Шарова (Саратов) и др.

Среди участников секции «Личность в этнокультурном пространстве» были Ю. А. Акаемо-ва, А. К. Акименко, Е. Е. Бочарова, А. Р. Вагапова,

A. А. Голованова, М. А. Кленова, Т. Ю. Фадеева из Саратова и др. На заседании секции «Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми потребностями» были представлены материалы исследований саратовских ученых М. В. Григорьевой, Н. М. Голубевой, Н. П. Кириленко и З. В. Жарковой, Е. В. Куприянчук, И. В. Малышева, Л. Е. Тарасовой, М. С. Ткачевой, Т. В. Ху-торянской, Т. Н. Черняевой и др. В работе секции «Филологическая грамотность как фактор социокультурной интеграции» приняли участие Ю. О. Бронникова, О. Я. Гусакова, Е. В. Жигалина, Е. Г. Мережко, М. А. Обухова, Т. Г. Фирсова,

B. А. Хамидулина, Л. И. Черемисинова - также из Саратова.

Большой интерес участников конференции привлекли мастер-классы специалистов-исследователей и практиков в области реабилитационных технологий: «Традиционные и инновационные подходы в диагностике и коррекции тяжелой речевой патологии» (ведущая В. В. Строганова, Москва); «Динамическое моделирование структуры слова в обучении грамоте, профилактике и коррекции нарушений письма и чтения у дошкольников и младших школьников» (ведущая Н. Б. Атамано-ва, Москва); «Реализация арт-терапевтичеких технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - рисование цветным песком» (ведущие Т. М. Нестеренко, О. А. Тусе-ева, И. С. Линькова, Балаково); «Формирование осязания и мелкой моторики у школьников с нарушениями зрения средствами бисероплетения» (ведущая О. В. Емельянова, Саратов); «Влияние игры на развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста» (ведущая Е. С. Рыжкова, Саратов); «Диагностика психоэмоционального состояния методом арт-терапии (рисунок) у детей

и подростков с нарушениями речи» (ведущие М. В. Лысогорская, Т. В. Суркова, Саратов); «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с дошкольниками с нарушениями зрения» (ведущая О. В. Епихова, Энгельс); «Проблема психологической и социальной помощи семьям, имеющих ребенка-инвалида» (ведущая Ю. С. Клюева, Саратов); «Мокрое валяние из шерсти» (ведущая И. Н. Селиванова, Красноармейск); «Мастер-класс по профилактике инвалидизации (травматизма) среди подростков в рамках региональной программы «Все в твоих руках» (ведущие А. В. Серякина, В. Р. Павленко, Саратов).

Работа конференции была продолжена 26 мая. Она была организована на практической площадке ГАУ СО «Центр адаптации и реабилитации инвалидов». С приветственным словом к участникам конференции обратилась Екатерина Станиславовна Пяткина, директор Центра адаптации и реабилитации инвалидов. На секционном заседании «Современные технологии комплексной реабилитации лиц с ОВЗ» прозвучали доклады доцентов базовой кафедры реабилитационных технологий в образовании Ларисы Валентиновны Шиповой «Психологическая реабилитация в системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ» и Елены Сергеевны Грининой «Особенности эмоционального состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья», заместителя директора Центра Юлии Владимировны Турчаниновой «Ре-

сурсы театротерапии в реабилитации инвалидов трудоспособного возраста».

Семинар- практикум «Стратегические инициативы развития инклюзивных практик в социокультурной реабилитации» проходил в четырех фокус-группах: «Реабилитация лиц с ОВЗ средствами приобщения к занятиям по различным танцевальным направлениям» (ведущий А. А. Тимофеев, Саратов); «Особый театр» (ведущая С. П. Бандурина, Саратов); «Деятельность фотоклуба для людей с ОВЗ как основа профессионального мастерства» (ведущие Ю. В. Турчанинова, Т. Г. Савельева, Саратов); «Тактильная клумба» (ведущие Д. Д. Гусева, Е. А. Горина, Саратов). Участие в работе семинара-практикума позволило различным специалистам и слушателям обменяться интересным опытом.

Таким образом, проведение конференции способствовало организации междисциплинарного диалога ученых и практиков, заинтересованных в решении проблем обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями, выработке позиции профессионального сообщества в решении вопросов социализации и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработке современного подхода к повышению качества реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, их позитивной социализации и успешной интеграции в социокультурное пространство.

Образец для цитирования:

Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д. Социокультурная интеграция и специальное образование-2018: итоги международной научной конференции // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 400-403.

Special Education and Socio-Cultural Integration-2018: Results of the International Scientific Conference

Julia V. Selivanova

ORCID: https://0000-0003-2375-4131 Saratov State University

83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]

Marina D. Konovalova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]

May 25-26, 2018, the International Scientific and Practical Conference «Special Education and Sociocultural Integration-2018» was held on the basis of the Faculty of Psychological, Pedagogical and Special Education of Saratov State University.

Cite this article as:

Selivanova J. V., Konovalova M. D. Special Education and Socio-Cultural Integration-2018: Results of the International Scientific Conference. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational A^eology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 4 (28), рр. 400-403 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.