Научная статья на тему 'Социокультурная интеграция и специальное образование (итоги конференции)'

Социокультурная интеграция и специальное образование (итоги конференции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Юлия Викторовна, Шипова Лариса Валентиновна

Подведены итоги Международной научно-практической конференции «Социокультурная ин-теграция и специальное образование», которая состоялась 9–10 октября 2015 года на базефакультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государ-ственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Юлия Викторовна, Шипова Лариса Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural Integration and Special Education (Results of the Conference)

The results of the International scientific and practical conference «Social and cultural integration and special education», which was held on 9–10 October 2015 at the Faculty of Psychology and Education and Special Education Saratov State University.

Текст научной работы на тему «Социокультурная интеграция и специальное образование (итоги конференции)»

Хроника

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ)

Ю. В. Селиванова, Л. В. Шипова

Селиванова Юлия Викторовна - доктор социологических наук, профессор, кафедра коррекционной педагогики, Саратовский государственный университет, Россия.

E-mail: juliaselivanova@mail.ru

Шипова Лариса Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Саратовский государственный университет, Россия.

E-mail: larisashi@yandex.ru

Подведены итоги Международной научно-практической конференции «Социокультурная интеграция и специальное образование», которая состоялась 9-10 октября 2015 года на базе факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Sociocultural Integration and Special Education (Results of the Conference)

Yuliya V. Selivanova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia

E-mail: juliaselivanova@mail.ru

Larisa V. Shipova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia

E-mail: larisashi@yandex.ru

The results of the International scientific and practical conference «Social and cultural integration and special education», which was held on 9-10 October 2015 at the Faculty of Psychology and Education and Special Education Saratov State University.

DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-381 -384

9-10 октября 2015 года на базе факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского состоялась Международная научно-практическая конференция «Социокультурная

интеграция и специальное образование».

Тема конференции объединила свыше 200 представителей более чем 30 научных и учебных учреждений России и стран дальнего и ближнего зарубежья: Интернациональный центр образования и научной информации (Дюссельдорф, Германия), Лейпцигский университет, Шуменский университет им. Епископа Константина Пре-славского (Шумен, Болгария), Белорусский государственный университет им. Максима Танка (Минск), Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина (Брест, Беларусь), Даугавпилсский университет (Даугавпилс, Латвия), Институт проблем образования

© Селиванова Ю. В., Шипова Л. В., 2015

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)

Азербайджанской Республики (Баку, Азербайджан), Институт коррекционной педагогики РАО (Москва), Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский психолого-социальный университет, Психологический институт РАО (Москва), Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Волгоградский государственный университет, Ивановский государственный университет, Башкирский государственный университет (Уфа, Республика Башкортостан), Северный (Арктический) федеральный университет (Архангельск), Ульяновский государственный университет, Челябинский государственный университет, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург), Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь), Нахичеванский региональный информационный центр для людей с ограниченными возможностями (Нахичеванская автономная республика), Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (Саранск), Мурманский государственный гуманитарный университет, Институт детства Новосибирского государственного педагогического университета, Омский государственный педагогический университет, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева (Чебоксары) и др.

Анализу ряда ключевых проблем, которые были подняты на конференции, посвящены научные статьи, включенные в данный выпуск журнала «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития».

Со словами приветствия к участникам конференции обратились: декан факультета, доктор психологических наук, профессор Р. М. Шами-онов, проректор по научно-исследовательской работе, доктор физико-математических наук, профессор А. В. Стальмахов, проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О. Е. Нестерова. Было заслушано также видеообращение Ph.D., доцента кафедры специального образования университета Адельфи (Нью-Йорк, США) Стивена Шора.

12 программных докладов, заслушанных на пленарном заседании, работа 11 секций, круглых столов и мастер-классов представили участникам конференции широкую панораму проблем и перспектив их решения в области общего, профессионального и специального образования. Тематика всех пленарных докладов так или иначе выражала общее устремление к сближению научной теоретической и практически ориентированной специальной педагогики и психологии, необходимых для адекватного

решения приоритетных задач современного специального образования в условиях социокультурной интеграции.

Профессор В. З. Кантор (Санкт-Петербург) обратился к истокам зарождения и развития дефектологического образования в стране и роли Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в этом процессе. Докладчик подробно остановился на социокультурной реабилитации людей с нарушениями зрения. В своём докладе он говорил о важности художественной культуры, видах искусства и их роли в социализации и реабилитации слепых и слабовидящих.

Следующее выступление было посвящено социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе формирования общекультурных компетенций при инклюзивном высшем образовании. Доклад представила доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета Е. А. Мартынова.

В рамках пленарного заседания также прозвучал доклад Л. Б. Баряевой, доктора педагогических наук, профессора кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена, директора Центра диагностики, консультирования и игровой поддержки развития детей, посвящённый традициям и новациям в дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор подчеркнула, что фундаментальные основы советской дефектологической школы признаны во всем мире и сохраняют актуальность в наши дни.

В докладе О. И. Азовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии Московского психолого-социального университета, директора Центра «Логомед Прогноз» внимание слушателей было привлечено к одной из самых значимых проблем современной дефектологической науки и практики - коррекции аутизма. Автор провёла сравнительный анализ существующих подходов к решению данной проблемы в нашей стране и за рубежом.

Доклад Т. И. Черняевой, доктора социологических наук, зав. кафедрой социальных коммуникаций Поволжского института управления им. П. А. Столыпина - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Росийской Федерации и Е. Ю. Герасимовой, кандидата социологических наук, доцента этой же кафедры, был посвящён системному анализу социализации в условиях различных кризисов.

Ю. В. Селиванова, доктор социологических наук, зав. кафедрой коррекционной педагогики Саратовского государственного университета, в своем докладе представила социокультурный анализ современных тенденций развития специального образования.

382

Приложения

Хроника

По завершении пленарного заседания работа конференции продолжалась на секционных заседаниях:

«Социализация, адаптация и развитие лиц с ограниченными возможностями здоровья», работа которого была нацелена на обсуждение актуальных теоретико-методологических проблем психологии развития с нарушениями развития, где выступили В. З. Кантор (Санкт-Петербург), Г. К. Събева (Шумен, Болгария), Л. В. Шипова (Саратов), С. В. Персиянцева (Москва), Е. В. Барцаева (Саранск, Мордовия), М. В. Колокольникова (Ставрополь);

«Современная логопедия: теория, методика, практический опыт», работа которого посвящена широкому кругу проблем, связанных с развитием речи, а также диагностикой, коррекцией и профилактикой речевых расстройств. Эти проблемы обсуждали Л. В. Лопатина (Санкт-Петербург), Л. Б. Баряева (Санкт-Петербург), В. П. Крючков (Саратов), Л. А. Сыс (Минск, Беларусь), Т. Н. Семенова (Чебоксары), Э. Ш. Гафарова (Баку, Азербайджан);

«Социокультурные ресурсы специального образования», где обсуждались вопросы взаимосвязи получения образования и дальнейшей успешной социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, в работе приняли участие Ю. В. Селиванова (Саратов), С. Х. Николова (Шумен, Болгария), С. В. Кудрина (Санкт-Петербург), З. М. Дыльно-ва (Саратов), С. П. Хабарова (Минск, Беларусь), Л. М. Кобрина (Санкт-Петербург), Г. В. Фадина (Балашов);

«Интеграционные тенденции в системе начального естественно-математического образования», работа которого посвящена рассмотрению вопросов обучения, в обсуждении участвовали Е. Е. Морозова (Саратов), Т. И. Фаддейчева (Саратов), Н. Н. Ценарева (Саратов);

«Социокультурная интеграция обучающихся в современном технологическом образовании», связанного с проблемами трудового обучения и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья, здесь выступали В. Н. Саяпин (Саратов), И. В. Шевченко (Саратов), О. А. Рагимова (Саратов);

«Гуманистические принципы воспитания и развития личности в условиях социокультурной интеграции», работа которого была нацелена на обсуждение актуальных вопросов воспитания, в работе заседания участвовали Е. А. Александрова (Саратов), Г. К. Паринова (Саратов), Л. В. Горина (Саратов), А. В. Шипова (Москва);

«Проблемы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», где обсуждались вопросы профессионального становления и обучения студен-тов-инвалидов и лиц с ограниченными возмож-

ностями здоровья, выступили О. А. Антонова (Саратов), О. А. Иванова (Брест, Белоруссия), М. Д. Коновалова (Саратов), О. В. Кобзева (Мурманск), Е. С. Гринина (Саратов), О. И. Суслова (Саратов), Т. Ф. Рудзинская (Саратов);

«Теоретические и практические аспекты психологической помощи субъектам специального образования», работа которого посвящена обсуждению проблем специальной психологической помощи. Эти проблемы обсуждали Е. В. Куприянчук (Саратов), О. Ю. Пискун (Новосибирск), О. В. Кухарчук (Саратов);

«Личность в этнокультурном пространстве», работа которого посвящена широкому кругу проблем, связанных с особенностями социализации представителей различных социальных, профессиональных, этнических групп, в этой работе участвовали Р. М. Шамионов (Саратов), О. М. Мазаненко (Уфа, Башкирия), Е .В. Рягузова (Саратов), Е. Е. Бочарова (Саратов);

«Психолого-педагогические и социальнопедагогические проблемы социокультурной интеграции личности», связанного с проблемой разработки адекватных технологий оказания помощи личности в различных областях социальной жизни, здесь выступилиМ. В. Григорьева (Саратов), Л. Е. Тарасова (Саратов), И. В. Малышев (Саратов);

«Язык и коммуникация как фактор социокультурной интеграции», работа которого посвящена обсуждению важности развития коммуникативных способностей как главного фактора успешной социокультурной интеграции, приняли участие Л. И. Черемисинова (Саратов), А. П. Сдобнова (Саратов), Н. К. Иванкина (Саратов);

«Современные технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья», на котором были рассмотрены вопросы комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, эти проблемы обсуждали Е. С. Пят-кина (Саратов), Ю. В. Мельник (Ставрополь), А. Г. Колчина (Саратов).

В заключительный день конференции, 10 октября вниманию участников конференции была представлена открытая лекция Л. Б. Баряе-вой, профессора кафедры логопедии Российского государственого педагогического университета имени А. И. Герцена, директора Центра диагностики, консультирования и игровой поддержки развития детей, заместителя директора по научно-техническому развитию производственнокоммерческой фирмы «Альма» на тему «Программно-методическое обеспечение образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития».

О. И. Азова, доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального университета, директор Центра «Логомед Прогноз», подели-

Приложения

383

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)

лась с участниками конференции инновациями в коррекционно-логопедической работе. Вниманию слушателей были представлены современные методики коррекции нарушений развития в детском возрасте, информационно-методические материалы по различным направлениям коррекционно-педагогического процесса.

Таким образом, в рамках научной конференции прошло плодотворное обсуждение междисциплинарных проблем социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможно-

стями здоровья, общественных и политических инициатив в сфере специального образования, медицинских, социальных, психолого-педагогических, логопедических и других аспектов помощи детям и взрослым с нарушениями развития, современных технологий специального образования, профессионального обучения, социализации, реабилитации и адаптации лиц с ограниченным возможностями здоровья в изменяющемся социальном и образовательном пространстве.

384

Критика

и

библиография

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.