Научная статья на тему 'Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход (итоги всероссийской конференции)'

Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход (итоги всероссийской конференции) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
128
24
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Шипова Лариса Валентиновна, Гринина Елена Сергеевна

Подведены итоги всероссийской научно-практической конференции «Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход», которая состоялась 19-21 мая 2016 г. на базе факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Шипова Лариса Валентиновна, Гринина Елена Сергеевна,

Rehabilitation, Habilitation and Socialization: Interdisciplinary Approach (Results of the All-Russian Conference)

The results of the All-Russian scientific and practical conference «The rehabilitation, habilitation and socialization: a multidisciplinary approach», which was held on 19-21 May 2016 at the Faculty of Psychology and Education and Special Education Saratov State University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход (итоги всероссийской конференции)»

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

РЕАБИЛИТАЦИЯ, АБИЛИТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД (итоги всероссийской конференции)

Л. В. Шипова, Е. С. Гринина

Шипова Лариса Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: larisashi@yandex.ru

Гринина Елена Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: elena-grinina@yandex.ru

Подведены итоги всероссийской научно-практической конференции «Реабилитация, абили-тация и социализация: междисциплинарный подход», которая состоялась 19-21 мая 2016 г. на базе факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Rehabilitation, Habilitation and Socialization: Interdisciplinary Approach (Results of the All-Russian Conference)

Larisa V. Shipova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: larisashi@yandex.ru

Elena S. Grinina

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: elena-grinina@yandex.ru

The results of the All-Russian scientific and practical conference «The rehabilitation, habilitation and socialization: a multidisciplinary approach», which was held on 19-21 May 2016 at the Faculty of Psychology and Education and Special Education Saratov State University.

С 19 по 21 мая 2016 г. в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского была проведена всероссийская научно-практическая конференция «Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход». Организаторами конференции выступили Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, факультет психолого-педагогического и специального образования совместно с Государственным автономным образовательным учреждением Саратовской области «Центр по обучению и реабилитации инвалидов».

Тема конференции объединила свыше 400 участников, представителей более 40 научных, образовательных, общественных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хроника

российских и международных организаций, учреждений здравоохранения и социального развития Саратовской области, других регионов России: Психологического института Российской академии образования (г. Москва), Московского государственного лингвистического университета, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва), Московского психолого-педагогического государственного университета, Российского государственного социального университета (г. Москва), Российского государственного университета имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Уральского медико-социального института (г. Екатеринбург), Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань), Института развития образования Республики Татарстан (г. Казань), Калужского государственного университета, Вятского государственного университета (г. Киров), Мурманского арктического государственного университета, Новосибирского государственного технического университета; Мордовского государственного педагогического института (г. Саранск); Томского государственного педагогического университета, Башкирского государственного педагогического университета (г. Уфа), Башкирского государственного университета (г. Уфа), Чувашского государственного педагогического университета (г. Чебоксары), Шуйского филиала, Ивановского государственного университета. Помимо Саратовского государственного национального исследовательского университета имени Н. Г. Чернышевского в конференции были представлены другие вузы нашего города: Саратовская государственная юридическая академия, Саратовский государственный университет имени Гагарина Ю. А., Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, Саратовский областной институт развития образования, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС, Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

В рамках преконференции 19 мая 2016 г. состоялись семинары «Современные технологии диагностики и коррекции расстройств аутистиче-ского спектра» и «Реабилитационный потенциал высшего образования», на которых обсуждались вопросы социализации, психолого-педагогического сопровождения, абилитации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях специального и инклюзивного образования.

В работе семинара «Современные технологии диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра» приняли участие более 80 ученых и практиков, интересующихся проблемами реабилитации, абилитации и социализации лиц с расстройствами аутистического спектра. Участники семинара обсуждали во-

просы психического развития детей с расстройствами аутистического спектра, познакомились с современными технологиями диагностики и коррекции аутизма, обсуждали возможности обучения и воспитания этой категории детей, их социализации и включения в социум. Особое внимание было уделено возможностям применения методов поведенческого анализа в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Участники семинара познакомились также со спецификой деятельности психологических центров Саратова, Волгограда и г. Волжский, применяющих Томатис-терапию для коррекции нарушений развития у детей-аутистов. Были представлены результаты научных исследований преподавателей Саратовского университета в области психолого-педагогического сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра.

Семинар «Реабилитационный потенциал высшего образования» был организован Центром инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов Саратовского университета и факультетом психолого-педагогического и специального образования с целью обмена опытом по вопросам инклюзивного образования в вузах России. В семинаре приняли участие более 40 представителей вузов России - участников конференции и различных подразделений Саратовского университета. Доклад, посвященный проблемам инклюзивного образования в вузе, представили Флёра Габдульбаровна Мухаметзянова - доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Университета управления «ТИСБИ» (Казань), Елена Валериевна Мелина (Университет управления «ТИСБИ», Казань) -директор Окружного учебно-методического Центра по обучению инвалидов Приволжского федерального округа.

20 мая 2016 г. состоялось торжественное открытие конференции. Со словами приветствия к участникам конференции обратились: декан факультета психолого-педагогического и специального образования, доктор психологических наук, профессор Р. М. Шамионов, начальник отдела координации создания доступной среды министерства социального развития Саратовской области Р. В. Савельева, проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе, кандидат географических наук, доцент О. Е. Нестерова.

В ходе пленарного заседания были заслушаны 12 докладов, отражающих различные аспекты проблемы реабилитации, абилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Доктор педагогических наук, профессор Ф. Г. Мухаметзянова (Казань) в своем докладе обратила внимание на значимость субъектно-ориентированного подхода в инклюзивном образовании вуза. Специфику его реализации

докладчик продемонстрировала на примере работы Университета управления « ТИСБИ», представила вниманию слушателей функциональную модель Республиканского межвузовского центра по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, который объединил вузы Республики Татарстан для интеграции ресурсов, координации усилий этих вузов, направленных на развитие в республике инклюзивного образования, на профориентацию, профессиональное обучение, трудоустройство и интеграцию лиц с ОВЗ.

Председатель Саратовской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» А. И. Низовцев познакомил аудиторию с деятельностью некоммерческой организации. Он раскрыл специфику взаимодействия этой организации с другими ведомствами и министерствами Саратовской области, обозначил основные направления деятельности Саратовского отделения «Всероссийского общества инвалидов».

Следующий доклад был посвящен возможностям реабилитационного центра в развитии инновационных технологий. Его представила кандидат медицинских наук, директор Центра по обучению и реабилитации инвалидов Е. С. Пяткина (Саратов). Она отметила, что в Центре реализуются такие инновационные направления реабилитации, как социальный туризм, обучение фотоделу, в рамках социокультурной реабилитации успешно развиваются театральная и танцевальная студии.

Выступление доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента Международной психологической академии, ректора Уральского медико-социального института, директора Уральского центра комплексной реабилитации (Екатеринбург) Т. В. Рогачевой было посвящено компонентам реабилитационного потенциала ребенка с аутизмом. В ходе выступления было рассмотрено понятие «реабилитационный потенциал», выделены его основные компоненты: саногенетический, психологический, социально-средовой. На примере расстройства аутистического спектра описано значение соци-ально-средового компонента реабилитационного потенциала, подчеркнута необходимость ранней реабилитации детей с расстройством аутистиче-ского спектра.

В выступлении В. А. Ручина, члена Европейского комитета Международного совета по образованию лиц с нарушениями зрения (1СЕУ1), представителя стран Восточной Европы - освещалась роль международных общественных организаций в реабилитации лиц с нарушениями зрения.

В других выступлениях обсуждались вопросы психолого-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов в современной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

системе образования (Л. В. Рудневой, директора Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей), возможности адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (Т. А. Ва-рюхиной, директора Саратовского областного спортивного центра развития адаптивной физической культуры и спорта), а также эффектов социализации личности (Р. М. Шамионова), методологии сочетания процессов индивидуализации и социализации в практике образования (Е. А. Александровой) и др.

По завершении пленарного заседания работа конференции продолжалась на секционных заседаниях: «Социализация личности в изменяющемся мире», «Индивидуализация и социализация ребенка: методология и методы», «Социализация детей с ОВЗ», «Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми потребностями», «Современные технологии психологической реабилитации и абилитации», «Речевая компетентность как фактор реабилитации лиц с ОВЗ», «Реабилитационный потенциал образования лиц с ОВЗ, «Инновационные технологии социальной реабилитации», «Искусство как средство реабилитации лиц с ОВЗ», «Профессионально-трудовая реабилитация», «Физическая культура и спорт как средство реабилитации и социализации лиц с ОВЗ», «Девиантология: реабилитационный потенциал», «Профессиональное образование в области реабилитации и абилитации», «Подготовка к межкультурной коммуникации как процесс адаптации и социализации студентов».

После секционных заседаний были проведены три мастер-класса, на которых были наглядно продемонстрированы возможности различных психолого-педагогических технологий в решении проблем реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностей здоровья: «Практический опыт применения проективных методов в процессе социально-психологической реабилитации: метафорические ассоциативные карты» - психологами социально-реабилитационного центра «Возвращение» (Саратов); «Психологические технологии коррекции деви-антного поведения подростков» - специалистами Психологического центра РОСТ (Саратов); «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ с применением мульттерапии» - педагогами-психологами Энгельсского центра социальной помощи семье и детям «Семья» (г. Энгельс Саратовской области).

В заключительный день конференции 21 мая 2016 г. работа продолжилась на базе Государственного автономного образовательного учреждения Саратовской области «Центр по обучению и реабилитации инвалидов», где состоялась дискуссия по вопросам комплексной реабилитации инвалидов.

Хроника

Помимо этого специалистами Центра и учеными Саратовского университета были продемонстрированы несколько мастер-классов по цветотерапии, логопедической ритмике, проведено открытое занятие по вокальному мастерству и др.

Таким образом, в рамках научно-практической конференции произошло плодотворное

обсуждение междисциплинарных аспектов проблемы реабилитации, абилитации и социализации, теоретико-методологических и прак-тико-ориентированных вопросов медицинской, социальной, психологической, педагогической, логопедической и др. поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья.