Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4(24)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (итоги конференции)
Л. В. Шипова, Е. С. Гринина
Шипова Лариса Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, Россия E-mail: [email protected]
Гринина Елена Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра реабилитационных технологий в образовании на базе Центра адаптации и реабилитации инвалидов, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: [email protected]
Подведены итоги Всероссийской научно-практической конференции «Социализация и реабилитация в современном мире», состоявшейся 19-20 мая 2017 г. на базе факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.
DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-386-388
В настоящее время проблема реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья широко обсуждается в рамках различных научно-практических мероприятий. Уже традиционными в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского стали ежегодные конференции, посвященные комплексному анализу вопросов реабилитации, абилитации и социализации лиц с особенностями психофизического развития.
С 19 по 20 мая 2017 г. в СГУ имени Н. Г. Чернышевского на факультете психолого-педагогического и специального образования прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Социализация и реабилитация в современном мире». В качестве инициаторов и организаторов конференции выступили Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, факультет психолого-педагогического и специального образования и государственное автономное учреждение Саратовской области «Центр адаптации и реабилитации инвалидов». Цель конференции - анализ и обобщение научной информации и опыта практической деятельности в области социализации и комплексной реабилитации, консолидация усилий профессиональных и общественных организаций для теоретического анализа научного знания и развития практико-ориентированных технологий в области обсуждаемых проблем.
Участниками конференции стали около 300 представителей различных регионов Рос-
сийской Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Брянска, Екатеринбурга, Казани, Кирова, Мурманска, Новосибирска, Пензы, Сургута, Тамбова, Томска, Тулы, Уфы, Чебоксар, Грозного, Шуи и других городов, а также Луганской Народной Республики (Луганск). В конференции приняли участие более 130 докторов и кандидатов наук, преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также студенты, магистранты, аспиранты различных вузов, академических институтов, учреждений повышения квалификации, в том числе Московского педагогического государственного университета, Московского государственного психолого-педагогического университета, Российского государственного педагогического университета (г. Санкт-Петербург), Российского государственного социального университета (г. Москва), Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва), Института изучения детства, семьи и воспитания (г. Москва), Казанского федерального университета (г. Казань), Северного арктического федерального университета (г. Архангельск), Башкирского государственного университета (г. Уфа), Брянского государственного университета, Вятского государственного университета (г. Киров), Ивановского государственного университета (г. Шуя), Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко, Мурманского арктического государственного университета, Пензенского государственного университета, Томского государственного университета, Чеченского государственного университета (г. Грозный), Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова, Новосибирского государственного технического университета, Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого, Чувашского государственного педагогического университета (г. Чебоксары), Университета управления Татарского института содействия бизнесу (г. Казань) и др. Помимо Саратовского государственного национального исследовательского университета имени Н. Г. Чернышевского в конференции были представлены другие вузы нашего города: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., Саратовский областной институт развития образования.
В работе конференции участвовали специалисты-практики учреждений образования, социальной сферы, здравоохранения (психологи, педагоги, логопеды, социальные работники из дошкольных
Хроника научной жизни
учреждений, школ для обучающихся по адаптированным образовательным программам, социально-реабилитационных центров, центров адаптации и реабилитации инвалидов, центров реабилитации детей и подростков, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков и др.)
19 мая 2017 г. состоялось торжественное открытие конференции. С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель министра социального развития Саратовской области Евгений Иванович Бакаев и проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе СГУ имени Н. Г. Чернышевского Ольга Евгеньевна Нестерова. На пленарном заседании были заслушаны доклады Раиля Му-нировича Шамионова, доктора психологических наук, профессора, декана факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского «Принцип диахронии в исследовании социализации личности»; Марины Юрьевны Бурыкиной, доктора психологических наук, профессора кафедры педагогики и психологии детства Брянского государственного университета им. И. Г. Петровского «Предпосылки развития автономии в подростковом возрасте»; Вероники Викторовны Васиной, кандидата психологических наук, доцента, профессора кафедры теоретической и инклюзивной педагогики, зав. лабораторией технологий инклюзивного образования Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова «Социализация субъектов через фасилитацию социального взаимодействия в инклюзивной практике»; Екатерины Станиславовны Пяткиной, кандидата медицинских наук, директора Центра адаптации и реабилитации инвалидов «Роль социального партнерства в интеграции молодых инвалидов»; Анны Михайловны Щербаковой, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника, профессора Московского государственного психолого-педагогического университета; Светланы Викторовны Косяевой, психолога Реабилитационного центра для инвалидов «Преодоление» (г. Москва) «Роль ожиданий в эффективности комплексной реабилитации у пациентов с нарушением статодинамиче-ской функции»; Тамары Олеговны Варюхиной, кандидата философских наук, заместителя директора по научно-методической работе Саратовского областного базового медицинского колледжа, члена Правления специальной Олимпиады России, вице-президента Всероссийской федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями «Специальное Олимпийское движение как успешный опыт реализации комплексного подхода к социализации и реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями». Представленные в ходе пленарного заседания доклады отражали различные аспекты проблемы реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, актуальное состояние и перспективы
решения проблем в рассматриваемой области в различных регионах страны.
После окончания пленарного заседания работа конференции продолжилась на 11 секционных заседаниях: «Социализация личности в современном мире», «Проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», «Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями», «Социализация ребенка в системе начального естественно-математического образования», «Современные технологии психологической реабилитации и абилитации», «Проблемы социальной реабилитации», «Речевая компетентность как фактор реабилитации лиц с ОВЗ», «Реабилитационный потенциал образования лиц с ОВЗ», «Социализация лиц с ОВЗ в процессе технологического образования», «Проблемы инклюзивного обучения в сфере профессионального образования», «Подготовка к межкультурной коммуникации как процесс адаптации и социализации студентов».
Секционное заседание «Проблемы инклюзивного обучения в сфере профессионального образования» проходило на базе Саратовского техникума строительных технологий и сферы облуживания. В заседании приняли участие руководители и педагоги техникума, который является базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку систем инклюзивного среднего профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидов, руководители и специалисты Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ имени Н. Г. Чернышевского, преподаватели и студенты факультета психолого-педагогического и специального образования, представители образовательных организаций Саратова и Саратовской области, а также других регионов России. Перед участникам секционного заседания выступила И. А. Алешина, директор техникума, которая познакомила собравшихся с организацией инклюзивного образования и социальной адаптации обучающихся в профессиональном образовании, ролью чемпионатов «Абилимпикс» в профессиональной ориентации и трудоустройстве людей с инвалидностью. А. В. Латынская, заместитель директора, провела экскурсию по учебному кор -пусу техникума и продемонстрировала элементы доступной среды для обучающихся с ОВЗ. В содержательной дискуссии за круглым столом прошло обсуждение опыта реализации инклюзивного образования в Саратовском государственном университете, вопросов психологического обеспечения инклюзии в образовании, становления активной социальной позиции студентов с ОВЗ, а также волонтерского движения как средства социализации и воспитания подрастающего поколения.
По завершении секционных заседаний были проведены два мастер-класса: «Формирование ас-
Приложения
387
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4(24)
сертивного, ответственного поведения и психологической профилактике девиаций в подростковой среде "Гроссмейстер общения" как метод социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ» педагогами-психологами Центра психолого-педагогического сопровождения «Позитив» (г. Энгельс Саратовской области) и «Работа практического психолога с подростками группы суицидального риска» специалистами Психологического центра «Рост» (Саратов). Психологи-практики познакомили участников мастер-классов с современными методами психологической помощи, предложили апробировать некоторые упражнения и приемы, используемые в работе с детьми и подростками.
20 мая 2017 г. конференция продолжила свою работу в Центре адаптации и реабилитации инвалидов. Директор центра кандидат медицинских наук Екатерина Станиславовна Пяткина познакомила участников конференции с основными направлениями, организацией и содержанием деятельности центра, заместитель директора Юлия Владимировна Турчанинова провела экскурсию по центру. Театральная студия для людей с ограниченными возможностями здоровья представила участникам конференции спектакль «Колокола»,
поставленный при грантовои поддержке международного конкурса «Православная инициатива 2015-2016». Специалистами центра были проведены три мастер-класса: «Применение песочной анимации и эбру-терапии в реабилитации лиц с ОВЗ» (И. С. Шумиловских), «Обучение фотомастерству в системе комплексной реабилитации лиц с ОВЗ» (Т. Г. Савельева), «Техники самоконтроля при эмоциональных нагрузках» (Е. А. Зорина). Закончилась конференция за круглым столом обсуждением итогов работы и перспектив решения актуальных проблем социализации и реабилитации в современном мире.
Проведение конференции способствовало активизации междисциплинарного диалога ученых и практиков в области социализации и реабилитации; анализу современного состояния и тенденций развития реабилитационных технологий; разработке современных подходов к повышению качества реабилитации; оптимизации профессионально-кадрового обеспечения процессов реабилитации и социализации; поиску продуктивных путей позитивной социализации в современном образовательном и социокультурном пространстве.
Образец для цитирования:
Шипова Л. В., ГрининаЕ. С. Социализация и реабилитация в современном мире (итоги конференции) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4 (24). С. 386-388. Б01: 10.18500/23049790-2017-6-4-386-388.
Socialization and Rehabilitation in the Modern World (Results of the inference)
Larisa V. Shipova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
Elena S. Grinina
Saratov State University
83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The results of the All-Russian scientific and practical conference «Socialization and rehabilitation in the modern world», which was held on 19-20 May 2017 at the Faculty of Psychology and Education and Special Education Saratov State University.
Cite this article as:
Shipova L. V., Grinina E. S. Socialization and rehabilitation in the Modern World (results of the conference). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 4 (24), pp. 386-388 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-386-388.