XXV СТРАХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ:
ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
А. К. Акименко, Т. Г. Фирсова
Акименко Анастасия Константиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, ак1твпко [email protected]
Фирсова Татьяна Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра начального языкового и литературного образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, [email protected]
Подведены итоги Всероссийской научной конференции «XXV Страховские чтения», состоявшейся 3 ноября 2017 г. на базе факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени имени Н. Г. Чернышевского. Конференция организована в рамках Международного научного симпозиума «Столетие гуманитарного образования в Саратовском государственном университете: диалог времен - прошедшего, настоящего и будущего».
3 ноября 2017 г. в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского состоялась Всероссийская научная конференция «XXV Страховские чтения», которая является продолжением ставших уже традиционными серии ежегодных конференций, посвященных переосмыслению работ И. В. Страхова и его последователей (с 1991 г. по настоящее время). Организатором научного собрания традиционно выступил факультет психолого-педагогического и специального образования.
XXV Страховские чтения - часть комплекса мероприятий, организованных в рамках Международного научного симпозиума «Столетие гуманитарного образования в Саратовском государственном университете: диалог времен -прошедшего, настоящего и будущего», который стартовал на научных площадках всех гуманитарных факультетов и институтов университета 25 октября 2017 г. Цель симпозиума организаторы определили как изучение потенциала научных школ Саратовского государственного университета в решении комплексных проблем современного социально-гуманитарного знания.
Цель Страховских чтений заключалась в переосмыслении научных и социокультурных детерминант саратовской психологической школы И. В. Страхова в проблемном поле психолого-педагогической науки XXI в. Про-
веденное научное мероприятие позволило выявить ретроспективы и перспективы развития саратовской психологической школы, популяризовать научное наследие ее основателя, вовлечь новое поколение исследователей в разработку научной проблематики, связанной с направлениями деятельности и научными интересами И. В. Страхова.
Решение поставленных задач обусловило многообразие форм в работе конференции: организация книжной выставки-экспозиции «Научное наследие Страховской школы», конкурс студенческих научных работ, педагогический форум, подготовка информационного баннера, документального фильма и др.
Тематика конференции объединила более 250 научных сотрудников, молодых исследователей и специалистов-практиков, учеников и последователей Страховской школы из Белоруссии, Казахстана, России. География российских участников конференции широка: Волгоград, Вольск, Воронеж, Казань, Краснодар, Курск, Москва, Мурманск, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саранск, Ульяновск, Ярославль, Саратов.
С началом работы форума присутствующих поздравил проректор по научно-исследовательской работе СГУ профессор А. А. Короновский. Приветствовал гостей и участников конференции доктор психологических наук, профессор, декан факультета психолого-педагогического и специального образования Р. М. Шамионов, который отметил, что история саратовской психологической школы уходит корнями в 40-е гг. ХХ столетия, когда в Саратовском пединституте была организована одна из немногих в провинциальных вузах страны кафедра психологии, которую возглавил профессор Иван Владимирович Страхов, известный научной общественности работами по проблемам психологии научного творчества, художественного творчества классиков русской литературы, характерологии, внутренней речи, психологии младших школьников и подростков, психологии и педагогики внимания, психологии дружбы, психологии
96
Приложения
Хроника научной жизни
учителя, психологии педагогического общения, педагогического такта, психологии и педагогики высшей школы. Р. М. Шамионов подчеркнул, что на протяжении многих лет силами психологов, входящих в научную школу Страхова, обеспечивалась подготовка 52 коллективных проблемных сборников, центральным из которых является серийный тематический сборник «Вопросы психологии внимания», который, по сути, был научным журналом.
В приветственном письме к участникам конференции профессор Владимир Иванович Страхов подчеркнул важность преемственности в организации Страховских чтений, что дает возможность осуществления научного творчества в диалоге, обратил внимание на ценность университетского образования и всеобъемлющую роль психологии в нем. Владимир Иванович призвал аудиторию следовать словам Х. Ортеги-и-Гассета: «Наука это одна из самых возвышенных вещей, которые человек создает и производит <.. .> Наука - это творчество <.. .> Она ждет избранных». После приветственных слов был продемонстрирован документальный фильм «И. В. Страхов. Портрет ученого», иллюстрирующий основные вехи творческой жизни профессора. Фильм подготовлен Л. В. Папше-вой и Н. И. Старостиным на основе архивных документов и материалов из личного фонда семьи Страховых.
Научная составляющая пленарного заседания была представлена докладами: «Саратовская психологическая школа: провинциальная психология и будущее российской психологии» доктора психологических наук, профессора В. А. Мазилова (Ярославль); «Функциональные структуры познавательных состояний в учебной деятельности студентов» кандидата психологических наук, доцента М. Г. Юсупова (Казань); «Психологический подход к проблеме педагогического такта в исследованиях И. В. Страхова» кандидата педагогических наук, доцента Т. Ю. Фадеевой (Саратов); «Педагогическое общение и его психологические особенности у студентов-практикантов» кандидата психологических наук, доцента М. С. Ткачевой (Саратов); «Феноменология характера в работах И. В. Страхова» студентки 4-го курса Д. В. Кузнецовой (Саратов) (научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Е. Е. Бочарова).
По завершении пленарного заседания работа конференции продолжалась в режиме секционных заседаний. Научному сообществу были предложены 9 секций и 12 дискуссионных площадок. Работа конференции велась и в стенах университета, и на выездных площадках: кафе-
дре педагогики детства на базе гимназии № 7, кафедре реабилитационных технологий в образовании на базе Центра адаптации и реабилитации инвалидов, Дворца творчества детей и молодежи.
Тематика секционных заседаний отражала основные научные направления Страховской школы: социальная психология и акмеология, педагогическая психология, психология литературного творчества, психология здоровья: феномен психологического здоровья, психолого-методические вопросы спорта и физической культуры (это направление курировал Институт физической культуры и спорта СГУ), психолого-педагогические основы моделирования урока в современной школе, вопросы педагогического такта в свете профессионального стандарта учителя, психология познавательной деятельности: норма и патология, формирование внимания в технологическом образовании обучающихся.
В рамках конференции состоялся своеобразный педагогический форум, в котором приняли участие более 80 педагогов Саратова и Саратовской области. Доклады представили собой интеграцию педагогических идей И. В. Страхова, новейших теоретических разработок в области моделирования современного образовательного пространства и непосредственной профессиональной практики, были раскрыты перспективы расширения основ системы Страхова в условиях функционирования различных типов образовательных учреждений.
Важным в решении задач конференции стало проведение конкурса студенческих научно-исследовательских работ «XXV Страховские чтения: традиции и перспективы». В конкурсном мероприятии приняли участие молодые исследователи - бакалавранты, магистранты, аспиранты Саратова, Волгограда, Ярославля. Целью проведения конкурса стало создание условий для развития научной инициативы молодежи, актуализация методологических положений Страховской школы и ее значения для фундаментального знания. Основные тематические направления докладов молодых исследователей: «Ранние работы И. В. Страхова в контексте истории психологии», «Психология внимания в трудах И. В. Страхова», «Воззрения И. В. Страхова на литературное творчество», «Психология характера и темперамента в работах И. В. Страхова», «Психологические основы педагогического такта И. В. Страхова», «Особенности обучения шестилетних детей в школе по материалам трудов И. В. Страхова», «Преломление работ И. В. Страхова в условиях современного образования». Победители конкурса определены экспертной комиссией и отмечены дипломами.
Прпложенпя
97
Участники конференции отметили, что в научном наследии И. В. Страхова содержится огромный творческий потенциал теории и практики современной науки, который будет «питать» еще не одно поколение психологов и обогащать не одно направление науки.
XXV Strakhov Readings:
Results of the All-Russian Scientific Conference
Anastasiy8 K. Akimenko
Saratov State University
83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: akimenko [email protected]
Tatyana G. Firsova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
In the present article we discuss the results of the All-Russian Scientific Conference "XXV Strakhov Readings", which was held on November 3, 2017, which was hosted by the Faculty of Psychological, Pedagogical and Special Needs Education of Saratov State University. The conference was organized within the framework of the International Scientific Symposium "A Century of Humanitarian Education at Saratov State University: Dialogue of Times - Past, Present and Future".
98
Прпложенея