Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1 (25)
АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2017. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ: В. М. БЕХТЕРЕВ, Б. Г. АНАНЬЕВ, Б. Ф. ЛОМОВ (ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
М. А. Кленова
Кленова Милена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, Россия, milena_d@bk.ru
Подведены итоги Международной научной конференции «Ана-ньевские чтения-2017. Преемственность в психологической науке: В. М. Бехтерев, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов», состоявшейся с 24 по 26 октября 2017 г на базе факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Основными задачами конференции явились: обсуждение актуальных вопросов теории и практики современной психологии; создание условий профессионального роста и повышения компетентности в различных областях психологической науки для студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей.
На факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета с 24 по 26 октября 2017 г. состоялась Международная научная конференция «Ананьевские чтения-2017. Преемственность в психологической науке: В. М. Бехтерев, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов». Научное мероприятие проводилось при поддержке Правительства Российской Федерации и Российского фонда фундаментальных исследований. Данная научная площадка является традиционной для СПбГУ и собирает ученых для дискуссии уже около 10 лет. В предыдущие годы научная проблематика Ананьевских чтений охватывала различные вопросы в области психологии: фундаментальные проблемы, социальную психологию, психологию профессиональной деятельности и т.д., в этом же году ключевой идеей стала проблема преемственности в психологической науке, а именно то, какое место в современном психологическом знании занимают работы ведущих отечественных ученых, внесших огромный вклад в развитие психологии. Этому вопросу были посвящены доклады на пленарном заседании, которое открыла декан факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета кандидат психологических наук, доцент
A. В. Шаболтас.
С приветственным словом к аудитории обратился заслуженный профессор экспериментальной психологии, заслуженный сотрудник Пэмбрук-колледжа (Оксфорд) (Pembroke Colege) профессор СПбГУ Б. Роджерс. Он подчеркнул, что влияние российских классиков, таких как
B. М. Бехтерев, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, на психологическую науку в целом распространилось далеко за пределы нашей страны. В выступлении доктора психологических наук, профессора
А. О. Прохорова (Казанский государственный университет) были обозначены история и основные научные достижения казанской школы психологии состояний: от Бехтерева до наших дней. В выступлении доктора медицинских наук, профессора М. А. Акименко (Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева, Санкт-Петербург) была рассмотрена преемственность понятий в научной системе В. М. Бехтерева. Профессор, доктор психологических наук В. А. Кольцова (Институт психологии РАН, Москва) представила доклад о вкладе в науку В. М. Бехтерева.
Кандидат психологических наук, доцент С. А. Маничев (СПбГУ) акцентировал внимание на работе Б. Ф. Ломова в Ленинградском-Санкт-Петербургском университете. Профессор, доктор психологических наук М. С. Егорова (МГУ) рассказала о состоянии современной дифференциальной психологии. В заключение пленарного заседания доклад представила профессор, доктор психологических наук Л. А. Головей (СПбГУ), который был посвящен психологии развития индивидуальности в трудах Б. Г. Ананьева.
В продолжение первого дня конференции состоялись секционные заседания. В частности, проблемы теории и практики современной психологии были освещены на секциях: Психология детского и подросткового возраста (доцент С. С. Савенышева, доцент В. Е. Василенко); Роль школы В. М. Бехтерева в развитии детской клинической психологии (профессор И. И. Мамайчук); Общая психология (доцентМ. В. Осорина); Психология личности: традиции и новации (профессор Н. В. Гришина, профессор С. Н. Костромина); Психология труда и профессиональной деятельности (доцент С. А. Маничев); Политическая психология от В. М. Бехтерева до наших дней (профессор О. С. Дейнека). Кандидат психологических наук, доцент Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского М. А. Кленова представила доклад о взаимосвязи субъективного благополучия и готовности к риску. В частности, на эмпирических фактах было доказано, что субъективное благополучие и готовность к риску находятся в прямой взаимосвязи.
В завершение первого дня конференции доктор психологических наук, профессор Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского Р. М. Шамионов выступил с открытой лекцией на тему «Человек в поисках сча-
94
Прпложенея
Хроника научной жизни
стья или субъективное благополучие личности». Анализ субъективного благополучия личности и ее системной детерминации, по мнению автора, необходимо вести с учетом последовательного поведения человека, бытия в целом и его эффектов. Он подчеркнул, что наиболее важным в понимании субъективного благополучия, его функционирования и динамики являются не столько внешние обстоятельства, сколько внутренние и внешние инстанции личности - те явления, которые отражены ею. Выступление профессора Р. М. Ша-мионова вызвало живой интерес аудитории, что подтверждалось большим количеством вопросов на тему об особенностях и структурном строении субъективного благополучия личности.
Конференция продолжила работу 25 октября секционными заседаниями: Медицинская психология: традиции и современность (профессор Л. И. Вассерман, профессор О. Ю. Щелкова); Психотерапия: от В. М. Бехтерева до современности (профессор В. А. Абабков, доцент Г. Л. Исурина); Психология здоровья (профессор Г. С. Никифоров, доцент А. В. Шаболтас); Психология взрослости (доцент В. Р. Манукян); Социальная перцепция. Понимание людьми друг друга (профессор В. Н. Куницына); Человек науки: творческая индивидуальность и судьба (профессор А. Н. Ждан, профессор Н. А. Логинова). Психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей (доцент В. О. Аникина); Клиническая психология здоровья (профессор Г. С. Никифоров; доцент А. В. Шаболтас); Психология труда и организационная психология в XXI веке (доцент С. А. Маничев); Проблемы современной педагогической психологии в России (доцент Ю. А. Макаров, доцент А. Д. Наследов); Психология межкультурного взаимодействия (профессор С. Д. Гуриева, профессор Л. Г. По-чебут); Психология совладающего поведения (профессор Т. Л. Крюкова). Особый интерес участников конференции вызвал круглый стол на тему «Революция как психологический феномен - к 100-летию Октябрьской революции 1917 г.» (профессор Н. Я. Олесич, профессор Г. Йованович (Сербия), профессор О. С. Дейнека, профессор А. Л. Вассоевич, доцент Н. О. Свешникова, доцент И. А. Самуйлова, доцент П. А. Бычков, доцент А. И. Ватулин, доцент А. В. Забарин и др.). В рамках круглого стола были рассмотрены важные аспекты феномена «революции» в нашей стране с особым акцентом на психологический контекст.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского Е. Е. Бочарова в своем выступлении на секции, посвященной проблемам межкультурного взаимодействия, акцентировала внимание на том, что актуализация исследовательского интереса на проблеме субъективного благополучия обусловлена, прежде всего, этносоциальным статусом российского общества,
связанного с взаимодействием противоречивых тенденций: стремлением к интеграции, этнокультурной консолидации, созданию метакультурных общностей и этнической дифференциации, обусловленной сохранением культур в их национально особенных формах, нередко провоцирующей дезинтеграцию полиэтнического общества. Зачастую подобное взаимодействие является одним из факторов изменения уровневых характеристик в структуре субъективного благополучия личности.
В последний день конференции был организован круглый стол с участием представителей Саратовского государственного университета на тему «Психологическое благополучие: подходы, проблемы, исследования». Ведущими были: профессор Р. М. Шамионов (Саратов), профессор Л. А. Головей (Санкт-Петербург). Участниками стали: Е. Е. Бочарова (Саратов),М. А. Кленова (Саратов), В. Р. Манукян (Санкт-Петербург), И. Б. Дер-манова (Санкт-Петербург), М. В. Данилова (Санкт-Петербург), Е. Г. Трошихина (Санкт-Петербург), Н. Ф. Голованова (Санкт-Петербург) и др.
В ходе проведения круглого стола были затронуты вопросы об уровнях детерминации субъективного благополучия личности, структуре психологического благополучия. Особый интерес участников круглого стола вызвала дифференциация понятий «гедоническое» и «эвдемониче-ское» благополучие. Были обсуждены факторы, влияющие на субъективное и психологическое благополучие, участники попытались ответить на вопрос, является ли активность личности фактором ее благополучия. В завершение круглого стола была предложена перспектива дальнейших исследований проблематики субъективного и психологического благополучия личности.
Состоявшаяся в Санкт-Петербургском университете на факультете психологии конференция позволила не только актуализировать ряд исследовательских проблем в современной психологии: она, прежде всего, показала необходимость преемственности в отечественной психологической науке.
Ananiev Readings-2017. Continuity in Psychological Science: V. M. Bekhterev, B. G. Ananiev, B. F. Lomov (Proceeds of the International Scientific Conference)
Milena A. Klenova
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: milena_d@bk.ru
In the present article we discuss the results of the International Scientific Conference "Ananiev Readings-2017. Continuity in Psychological Science: V. M. Bekhterev, B. G. Ananiev, B. F. Lomov", hosted by the Psychology Department of St. Petersburg State University from October 24 to October 26, 2017. The main tasks of the conference were discussion of topical issues of theory and practice of modern psychology; creation of conditions for professional growth and enhancement of competence in various areas of psychological science for students, graduate students, young scientists and teachers.
Прпложенпя
95